Александро-невская лавра

Комплекс зданий

Архитектурный ансамбль монастыря создавался в 17-18 вв. Для него характерны черты барочного и классического стилей. Проектирование и строительство производилось при участии известных зодчих – Д.Терзини, И. Старова,Т. Швертфегера, М. Д. Расторгуева. Жилые и служебные корпуса образуют каре вокруг внутреннего двора. Каждый корпус имеет собственное название, указывающее на его предназначение – Митрополичий, Духовской, Семинарский, Ризничий, Библиотечный. По углам размещены башни. На территории обители действуют 15 храмов. На берегу р.Монастырки (в прошлом Черная речка) воздвигнута 2-х этажная Благовещенская церковь(1724 г.). Она имеет прямоугольную форму.

Вершина увенчана 8- гранным куполом. Это одна из старейших в городе церквей, построенных из камня. Внутренний интерьер украшает лепка (братья Росси), настенная роспись (И. Никитин, И. Вишняков), иконы (Г. Гзель). В крипте находятся усыпальницы многих выдающихся людей. Над входом в монастырь обустроена Надвратная Скорбященская церковь (Божьей Матери Всех Скорбящих Радость). Она предназначалась для ремесленников и торговцев, обслуживающих нужды лавры. Мансардное положение обусловило скромные, по величине, размеры храма.

Архитектурные особенности

Ансамбль Лавры Александра Невского в Санкт-Петербурге отличается четкостью композиции, ясностью линий, монументальность Троицкого собора противопоставлена изящным башням и лаврским корпусам. Большую роль в восприятии композиции играет зелень, клумбы и деревья, окружающие постройки.

Центральное строение – Троицкий собор. Он был заложен при Петре Великом. Собор отличается грандиозными размерами – высота до креста равна 30 м. Паперть устроена с запада и обнесена колоннами, и два ангела наблюдают за входящими в Собор. В погожий день большой позолоченный купол Собора буквально горит на солнце.

Истинное сокровище – мощи святого Александра Невского, покоящиеся в серебряной раке, подаренной монастырю Императрицей Елизаветой Петровной. На нее нанесены надписи и изображения, повествующие о житие князя.

Просфорный корпус является представителем эпохи барокко. Он отличается изящной композицией и сложными проектными решениями, а расходящиеся галереи подчеркивают его протяженность. За свою историю корпус практически не претерпел изменений, что составляет его ценность.

Семинарский корпус был возведен в соответствии с существовавшими уже зданиями петровских времен. От основного объема корпуса расходятся галереи с большими окнами, пространство между которыми украшено пилястрами, предназначенными для поддержания карниза.

Двухэтажный флигель с портиком, возведенный в стиле русского барокко, играет значительную роль в восприятии всего корпуса. Оба корпуса похожи по внешнему виду и интерьерам и создают единую картину.

Митрополичий корпус выделяется богатым архитектурным оформлением. Колонны и пилястры, сложные карнизы, изящные наличники на окнах придают зданию торжественный вид. Из интерьеров сохранилось убранство приемного зала, который демонстрирует особенности парадных помещений XVIII века.

В 1910 году библиотека монастыря была перенесена в специально возведенное здание в стиле поздней эклектики. Архитектурное оформление библиотечного корпуса отличается смешением различных стилей от неоренессанса до византийского стиля.

Строение выглядит несколько тяжеловесным и выбивается из общего торжественного, легкого стиля комплекса, но при этом является ценным образцом архитектуры Петербурга XIX века.

Трапезная и чайная «Паломник»

В Просфорном корпусе могут пообедать не только служители храмов, но и посетители, и паломники. Зал может вместить до восьмидесяти посетителей. На кухне строго следят за церковным календарем и готовят разнообразную постную пищу. Отведать ее можно непосредственно в самой трапезной или оформить заказ, позвонив заранее.

В чайной посетителям предлагают попробовать выпечные изделия из постного теста. Их также можно предварительно заказать и взять горячими в назначенное время. Здесь же находится любопытная экспозиция декоративных тарелок и продукции гончарной мастерской Лавры.

Настоятели и наместники

  • Феодосий (Яновский) (1712 — 1721)
  • N
  • Варлаам (Голенковский) (1716 — 1721)
  • Иларион (Марков) (1721 — 1727)

Петр (Смелич) (1725 — 1735)

  • Вениамин (Фальковский) (1727 — 1730)
  • Симон (Тихомиров) (1730 — 1732)
  • Гервасий (Корда) (1732 — 1737)

Стефан (Калиновский) (1735 — 1742)

Досифей (Лебедевич) (1737 — 1745)

Санкт-Петербургские (Петроградские) владыки (1742 — 1917)

  • свт. Софроний (Кристалевский) (1746 — 1753)
  • Никон (Красовский) (1753 — 1757)
  • Иаков (Палашковский) (1757 — 1759)
  • Иоанникий (Броднетский) (1759 — 1761)
  • Сильвестр (Юницкий) (1761)
  • Гурий, игум. (1761 — 1762)
  • Климент (Белошапкин) (1763 — 1765)
  • Иларион (Максимович) (1768 — 1774)
  • Амвросий (Гиновский) (1774 — 1781)
  • Афанасий (Вольховский) (1781 — 1788)
  • Иосаф (Клоков) (1788 — 1792)
  • Иона, игум. (1792 — 1794)
  • Герасим (Князев) (1794 — 1795)
  • Мелхиседек (Короткий) (1795 — 1797)
  • Иоасаф (Чапужников) (1797 — 1799)
  • Антоний (Знаменский) (1799)
  • Амвросий (Протасов) (8 января — март 1800)
  • Израиль (Звегинцев) (1804 — 1808)
  • Вениамин (Бесновский) (1808 — 1809)
  • Порфирий (Кириллов) (1809 — 1810)
  • Гедеон (Федотов) (1810 — 1819)
  • Товия (Моисеев) (1819 — 1829)
  • Палладий (Белевцев) (1829 — 1842)
  • Аарон (Петров) (1842 — 1843)
  • Вениамин (Морачевич) (1843 — 1853)
  • Ириней (Боголюбов) (30 сентября 1853 — январь 1860)
  • Никанор (Ильинский) (1860 — 1863)
  • Герман (Осецкий) (1863 — 1866)
  • Поликарп (Гонорский) (1866 — 1867)
  • Ювеналий (Половцев) (1867 — 1871)
  • Филипп, архим. (1871 — 1873) и/о

Никодим (Белокуров) (1873 — 1875)
Симеон (Линьков) (1875 — 1883)
Антоний (Люцернов) (19 февраля 1883 — 29 февраля 1888)
Иннокентий (Данилов) (1888 — 1890)
Исаия (Булин) (1890 — 1896)
Арсений (Орлов) (1896 — 1900)
Корнилий (Смуров) (1900 — 1909)
Феофан (Туляков) (1 февраля 1909 — 6 июля 1916)
Филарет, архим. (1915 — 1917)

сщмч. Прокопий (Титов) (май 1917)

сщмч. Прокопий (Титов) (май — 14 декабря 1917)
сщмч. Прокопий (Титов) (14 декабря 1917 — 26 января 1918)
Санкт-Петербургские (Петроградские, Ленинградские) владыки (с 1918)

  • сщмч. Прокопий (Титов) (январь — апрель 1918)
  • Геннадий (Туберозов) (11 апреля — 14 августа 1918)
  • Артемий (Ильинский) (август — октябрь 1918) и/о

сщисп. Виктор (Островидов) (сентябрь/октябрь 1918 — декабрь 1919)

Николай (Ярушевич) (14 декабрь 1919 — март 1920) и/о

Николай (Ярушевич) (март 1920 — 25 марта 1922)

Иоасаф (Журманов) (июль — сентябрь 1922) и/о

Иоасаф (Журманов) (сентябрь 1922 — ?)
сщмч. Григорий (Лебедев) (ноябрь 1923 — март/май 1928)
Амвросий (Либин) (июль 1928 — 10 октября 1933)

1935 — 1994 — лавра закрыта

Кирилл (Начис) (сентябрь 1994 — март 1996)
Викентий (Кузьмин) (апрель — октябрь 1996)

Назарий (Лавриненко) (25 октября 1996 — 17 апреля 1997)

Назарий (Лавриненко) (с 17 апреля 1997) и/о

Храмы и церкви

Доменико Трезини на протяжении двух лет разрабатывал проект монастырского комплекса. Над воплощением его идеи трудились выдающиеся архитекторы того времени:

  • Теодор Швертфегер
  • Пьетро Трезини
  • Иван Старов
  • Михаил Расторгуев
  • Михаил Земцов и другие мастера

В архитектурном стиле лавры преобладает барокко. Ему соответствуют Феодоровская церковь, Просфорный, Семинарский и Митрополичий корпуса, Благовещенская церковь.

Благовещенская церковь

Свое название она получила в честь церковного праздника, знаменующего получение Девой Марией благой вести от архангела Гавриила о рождении Спасителя. После освящения оно звучит как Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского.

История существования

На верхнем этаже располагался храм Александра Невского, освященный в 1724 году. Именно сюда по распоряжению Петра Великого перенесли мощи святого благоверного князя из владимирской обители, где он был погребен.

В нижнем этаже, в 1725 году, освятили храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, под которым устроили усыпальницу для членов царской семьи и других знатных вельмож. Здесь место упокоения сына Петра I, а также его сестры — царицы Натальи Алексеевны. Надгробия на местах погребения в Благовещенской церкви – искусные произведения мемориальной скульптуры.


В Благовещенской усыпальнице в 1800 году похоронен полководец Александр Васильевич Суворов. Сверху на его могиле простая каменная плита с короткой эпитафией «Здесь лежит Суворов», которую еще при жизни великий полководец избрал сам.

После прихода к власти большевиков здание церкви отошло к различным нецерковных организациям и было сильно повреждено в процессе эксплуатации. В 1940 году Благовещенская церковь полностью отошла в ведение Государственного Музея городской скульптуры и после ремонта открыта для посетителей с 1950 года.

Свято-Троицкий собор

Для центрального сооружения всего архитектурного комплекса немецкий архитектор Теодор Швертфегер создал проект классического однокупольного собора с двумя башнями колоколен, увенчанных шпилями. Но после его возведения оказалось, что конструкция недостаточно прочна и собор разобрали в 1755 году.

Спустя 23 года произвели закладку нового храма по архитектурной разработке Ивана Старова. Торжественное освещение во имя Святой и Живоначальной Троицы произвели в 1790 году, в день памяти святого Александра Невского. В тот же день во вновь отстроенный собор перенесли мощи святого князя, находившиеся до этого в Благовещенской Церкви.

Паломнический центр монастыря

Паломническая служба начала работу в 1999 году. Ее назначение – организация паломнических поездок и экскурсий по Санкт-Петербургу, России и за рубежом.

Целью таких поездок является образование, изучение истории и достояния Русской Православной Церкви и христианства, уклада жизни монастырей и приходов, достопримечательностей, церковного наследия и музейных экспонатов, имеющих историческую и религиозную ценность, посещение богослужений и совершение таинств.

Поездки совершаются не только по территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Паломнический центр способствует ознакомлению верующих со святынями в Италии, Грации, Иерусалиме, Египте, Германии и других странах.

Во все поездки с паломниками отправляются профессиональные экскурсоводы и православные сопровождающие. Паломнические поездки направлены не только на просвещение, но и на укрепление духа и веры.

Лаврские кладбища

  • Лазаревское (Некрополь XVIII века),
  • Тихвинское (Некрополь мастеров искусств)
  • Никольское
  • Казачье кладбище

Лазаревское и Тихвинское кладбища, а также Лазаревская и Благовещенская усыпальницы Александро-Невской лавры входят в состав Государственного музея городской скульптуры, который был основан в 1932 году.

Список захоронений

Далее идёт случайный набор имён. Более полные списки см. в Категория:Похороненные в Александро-Невской лавре.

  • Авилов, Михаил Иванович
  • Аксёненко, Николай Емельянович
  • Александр Невский
  • Александровский Сергей Васильевич
  • Бетанкур, Августин Августинович
  • Бичурин, Никита Яковлевич
  • Богданович, Евгений Васильевич
  • Бородин, Александр Порфирьевич
  • Бураго, Александр Петрович
  • Витте, Сергей Юльевич
  • Волконский, Владимир Викторович
  • Глинка, Михаил Иванович
  • Греков, Иван Иванович
  • Григорий (Постников)
  • Григорович, Иван Константинович
  • Гумилев, Лев Николаевич
  • Давыдов, Владимир Николаевич
  • Достоевский, Фёдор Михайлович
  • Дрозд, Валентин Петрович
  • Зубков, Иван Георгиевич
  • Кондратенко, Роман Исидорович
  • Крюйс, Корнелиус
  • Кубарев, Василий Николаевич
  • Ламб, Иван Варфоломеевич
  • Лисянский, Юрий Фёдорович
  • Ломоносов, Михаил Васильевич
  • Лопухина, Анна Петровна
  • Марр, Николай Яковлевич
  • Михайловский, Константин Яковлевич
  • Никодим (Ротов)
  • Обухов, Павел Матвеевич
  • Пилютов, Пётр Андреевич
  • Полторацкий, Марк Фёдорович
  • Римский-Корсаков, Николай Андреевич
  • Рикорд, Пётр Иванович
  • Росси, Карл Иванович
  • Собчак, Анатолий Александрович
  • Старовойтова, Галина Васильевна
  • Суворин Алексей Сергеевич
  • Суворов, Александр Васильевич
  • Товстоногов, Георгий Александрович
  • Чайковский, Пётр Ильич
  • Чудинов, Павел Васильевич
  • Эйлер, Леонард

Наместники и настоятели Лавры

Архимандриты

  • архимандрит Феодосий (Яновский) (1712—1721)
  • архимандрит Петр (Смелич) (1725—1736)
  • архимандрит Стефан (Калиновский) (1736—1742), с 1739 — епископ Псковский

далее, с образованием Санкт-Петербургской епархии, священноархимандритами лавры были правящие епископы Наместники

  • игумен Варлаам (Голенковский) (1716—1721)
  • иеромонах Иларион (Марков) (1721—1727)
  • иеромонах Вениамин (Фальковский) (1727—1730)
  • иеромонах Симон (Тихомиров) (1730—1732)
  • иеромонах Гервасий (Корда) (1732—1737)
  • иеромонах Досифей (Лебедевич) (1737—1745)
  • иеромонах Софроний (Кристалевский) (1746—1753)
  • иеромонах Никон (Красовский) (1753—1757)
  • иеромонах Иаков (Палашковский) (1757—1759)
  • иеромонах Иоанникий (Броднетский), 1759—1761
  • иеромонах Сильвестр (Юницкий), 1761—1761
  • игумен Гурий, 1761—1762
  • иеромонах Климент, 1763—1765
  • иеромонах Иларион (Максимович), 1768—1774
  • иеромонах Амвросий (Гиновский), 1774—1781
  • архимандрит Афанасий (Вольховский), 1781—1788
  • игумен Иосаф (Клоков), 1788—1792
  • игумен Иона, 1792—1794
  • игумен Герасим (Князев), 1794—1795
  • иеромонах Мелхисидек (Короткий), 1795—1797
  • игумен Иосаф (Чапужников), 1797—1799
  • архимандрит Антоний (Знаменский), 1799
  • архимандрит Амвросий (Протасов), 1800—1804
  • архимандрит Израиль (Звегинцев), 1804—1808
  • архимандрит Вениамин (Бесновский), 1808—1809
  • архимандрит Порфирий (Кириллов), 1809—1810
  • архимандрит Гедеон (Федотов), 1810—1819
  • архимандрит Товия (Моисеев), 1819—1829
  • архимандрит Палладий (Белевцев), 1829—1842
  • архимандрит Аарон (Морякин), 1842—1843
  • архимандрит Вениамин (Морачевич), 1843—1853
  • архимандрит Ириней (Боголюбов), 1853—1860
  • архимандрит Никанор (Ильинский), 1860—1863
  • архимандрит Герман (Осецкий), 1863—1866
  • архимандрит Поликарп (Гонорский), 1866—1867
  • архимандрит Ювеналий (Половцев), 1867—1871
  • архимандрит Филипп, (1871—1873) и. о., без утверждения Синодом
  • архимандрит Никодим (Белокуров), 1873—1875
  • архимандрит Симеон (Линьков), 1875—1883
  • архимандрит Антоний (Люцернов), 19.02.1883—29.02.1888
  • архимандрит Иннокентий (Данилов), 1888—1890
  • архимандрит Исаийа (Булин), 1890—1896
  • архимандрит Арсений (Орлов), 1896—1900
  • архимандрит Корнилий (Смуров), 1900—1909
  • архимандрит Феофан (Туляков), 1909—1916 (1915 — епископ Кронштадтский)
  • архимандрит Филарет (1915 — май 1917)
  • епископ Прокопий (Титов) (май 1917 — апрель 1918)
  • епископ Геннадий (Туберозов) (1918)
  • епископ Артемий (Ильинский) (1918)
  • архимандрит Виктор (Островидов) (1918—1919)
  • архимандрит Николай (Ярушевич) (1919—1920) и. о. наместника (1922 — епископ Петергофский)
  • архимандрит Иоасаф (Журманов) (1922; подчинялся обновленческому ВЦУ)
  • епископ Григорий (Лебедев) (ноябрь 1923 — март 1928)
  • епископ Амвросий (Либин) (июль 1928 — 10 октября 1933)
  • архимандрит Кирилл (Начис) (сентябрь 1994 — март 1996)
  • игумен Викентий (Кузьмин) (апрель — октябрь 1996) и. о. наместника
  • епископ Назарий (Лавриненко) (с 25 октября 1996 — и. о. наместника, с апреля 1997 — наместник)

История одного храма в Санкт-Петербурге

Это, по сути, была школа христианской жизни для всех: и для старшего поколения, и для совсем маленьких детей. В монастырях всегда находили утешение, искали смысл жизни. Монастырь был источником силы и веры, где укреплялся дух каждого.

Монастырский уклад жизни накладывал отпечаток и на жизнь простых русских семей. В дни великих испытаний русские люди всегда шли в монастырь для совершения молитвы.

Часто можно услышать и прочитать в «Житиях Святых» об удалении монахов от мирской суеты. Это были мало оживленные места, леса и пустыни. Потом эти места обживались монахами и вокруг этих мест зарождалась вначале монастырская жизнь, а потом к основанному святой жизнью месту устремляются люди. И появляются новые районы, города, а потом и кладбища.

Об издательстве

Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под  духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.

Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.

География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».

Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.

Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.

Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.

Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.

После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».

Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).

Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:

— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.

Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru

Приобрести газету  «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)

Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)

Стоимость билетов в некрополи Александро-Невской лавры — лето 2021

  • Посещение Некрополя 18 века и Некрополя мастеров искусств Для граждан России взрослый билет — 300 рублей
  • дети дошкольного возраста — бесплатно
  • школьники и студенты России — 100 рублей
  • пенсионеры России, Армении, Белоруссии, Кахахстана и Киргизии — 100 рублей

Для иностранных граждан

  • взрослый билет — 400 рублей

дети дошкольного возраста — бесплатно
Посещение одного из некрополей (Некрополя 18 века или Некрополя мастеров искусств)

  • Для граждан России взрослый билет — 150 рублей

дети дошкольного возраста — бесплатно
школьники и студенты России — 100 рублей
пенсионеры России, Армении, Белоруссии, Кахахстана и Киргизии — 100 рублей
Стоимость билетов в Некрополь мастеров искусств после 17:45 для всех категорий посетителей 150 рублей (без льгот)
Для иностранных граждан

  • взрослый билет — 200 рублей

дети дошкольного возраста — бесплатно

Строительство начинается

На некоторое время идея возведения храма была отложена. Вернуться к ней удалось только после 1710 года, когда был взят Выборг. Санкт-Петербург больше не находился на непосредственной линии огня, город был надежно защищен с севера от возможных набегов. Петр Великий вновь лично занялся выбором места. Подходящая территория была определена на берегах Черной речки, там, где по предположениям летописцев и состоялось Невское побоище.

Будущий монастырь изначально был передан под руководство архимандрита Феодосия, лично водрузившего 2 креста на месте будущего строительства: по одному на каждом из берегов речки.

Важно отметить, что выбор места был сделан исторически неверно. Предполагалось, что именно здесь происходила битва между новгородской дружиной и войском ярла Биргера

Только позже историки смогли достоверно указать, где на самом деле Александр Невский потопил ратников, закованных в сталь: в устье реки Ижоры. И это место стало свято для каждого жителя Руси.

Другие исследователи предполагают, что при выборе места для строительства Преображенской церкви больше ориентировались на другую битву, в которой участвовал сын князя Александра Невского — Андрей. Ему принадлежит честь разрушения неприступной крепости Ландскроны, защищавшей владений Швеции в этом регионе.

Непосредственный указ о начале строительства последовал 20 февраля 1712 года. Чтобы получить средства на возведение всех необходимых зданий, к новой лавре был приписан Иверский монастырь, обладавший достаточным количеством земель и вотчин. Новодевичьему монастырю было приказано передать под управление лавры Ояцкое село, дававшее значительный доход. Крестьяне, населявшие передаваемые земли, могли 3 года не платить подати.

Ярмарки и выставки

Проходит в конце мая, приурочена ко дню Святой Троицы. На ней можно приобрести продукты питания, мясо, мед от российских фермеров, купить свечи, церковную литературу и утварь, подать молебен о близких и поставить свечи.

Медовый Спас

Выставка-ярмарка меда, на которой гости могут попробовать мед пасечников, монастырей, подворий, приобрести свежие овощи и фрукты, церковную утварь и сувениры, подать молебны и поставить свечи. В программе казацкие гуляния и кухня.

Православная ярмарка

Проходит в середине осени в Митрополичьем саду. В рамках ярмарки можно приобрести мёд: таежный, краснодарский, псковский и прочий, — мясные, рыбные продукты, овощи, сладости, выпечку, деликатесы от монастырских хозяйств и российских фермеров, одежду из натуральных тканей. Прихожане могут подать требы и записки о родных и близких.

Строительство

Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.

Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.

Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.

Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.

Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.

Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.

Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.

В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.

Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.

Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года. 

Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.

Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.

В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.

Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.

Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.

По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года.  Раку с мощами  Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector