Александро-невская лавра
Содержание:
- Комплекс зданий
- Архитектурные особенности
- Трапезная и чайная «Паломник»
- Настоятели и наместники
- Храмы и церкви
- Паломнический центр монастыря
- Лаврские кладбища
- История одного храма в Санкт-Петербурге
- Об издательстве
- Стоимость билетов в некрополи Александро-Невской лавры — лето 2021
- Строительство начинается
- Ярмарки и выставки
- Строительство
Комплекс зданий
Архитектурный ансамбль монастыря создавался в 17-18 вв. Для него характерны черты барочного и классического стилей. Проектирование и строительство производилось при участии известных зодчих – Д.Терзини, И. Старова,Т. Швертфегера, М. Д. Расторгуева. Жилые и служебные корпуса образуют каре вокруг внутреннего двора. Каждый корпус имеет собственное название, указывающее на его предназначение – Митрополичий, Духовской, Семинарский, Ризничий, Библиотечный. По углам размещены башни. На территории обители действуют 15 храмов. На берегу р.Монастырки (в прошлом Черная речка) воздвигнута 2-х этажная Благовещенская церковь(1724 г.). Она имеет прямоугольную форму.
Вершина увенчана 8- гранным куполом. Это одна из старейших в городе церквей, построенных из камня. Внутренний интерьер украшает лепка (братья Росси), настенная роспись (И. Никитин, И. Вишняков), иконы (Г. Гзель). В крипте находятся усыпальницы многих выдающихся людей. Над входом в монастырь обустроена Надвратная Скорбященская церковь (Божьей Матери Всех Скорбящих Радость). Она предназначалась для ремесленников и торговцев, обслуживающих нужды лавры. Мансардное положение обусловило скромные, по величине, размеры храма.
Архитектурные особенности
Ансамбль Лавры Александра Невского в Санкт-Петербурге отличается четкостью композиции, ясностью линий, монументальность Троицкого собора противопоставлена изящным башням и лаврским корпусам. Большую роль в восприятии композиции играет зелень, клумбы и деревья, окружающие постройки.
Центральное строение – Троицкий собор. Он был заложен при Петре Великом. Собор отличается грандиозными размерами – высота до креста равна 30 м. Паперть устроена с запада и обнесена колоннами, и два ангела наблюдают за входящими в Собор. В погожий день большой позолоченный купол Собора буквально горит на солнце.
Истинное сокровище – мощи святого Александра Невского, покоящиеся в серебряной раке, подаренной монастырю Императрицей Елизаветой Петровной. На нее нанесены надписи и изображения, повествующие о житие князя.
Просфорный корпус является представителем эпохи барокко. Он отличается изящной композицией и сложными проектными решениями, а расходящиеся галереи подчеркивают его протяженность. За свою историю корпус практически не претерпел изменений, что составляет его ценность.
Семинарский корпус был возведен в соответствии с существовавшими уже зданиями петровских времен. От основного объема корпуса расходятся галереи с большими окнами, пространство между которыми украшено пилястрами, предназначенными для поддержания карниза.
Двухэтажный флигель с портиком, возведенный в стиле русского барокко, играет значительную роль в восприятии всего корпуса. Оба корпуса похожи по внешнему виду и интерьерам и создают единую картину.
Митрополичий корпус выделяется богатым архитектурным оформлением. Колонны и пилястры, сложные карнизы, изящные наличники на окнах придают зданию торжественный вид. Из интерьеров сохранилось убранство приемного зала, который демонстрирует особенности парадных помещений XVIII века.
В 1910 году библиотека монастыря была перенесена в специально возведенное здание в стиле поздней эклектики. Архитектурное оформление библиотечного корпуса отличается смешением различных стилей от неоренессанса до византийского стиля.
Строение выглядит несколько тяжеловесным и выбивается из общего торжественного, легкого стиля комплекса, но при этом является ценным образцом архитектуры Петербурга XIX века.
Трапезная и чайная «Паломник»
В Просфорном корпусе могут пообедать не только служители храмов, но и посетители, и паломники. Зал может вместить до восьмидесяти посетителей. На кухне строго следят за церковным календарем и готовят разнообразную постную пищу. Отведать ее можно непосредственно в самой трапезной или оформить заказ, позвонив заранее.
В чайной посетителям предлагают попробовать выпечные изделия из постного теста. Их также можно предварительно заказать и взять горячими в назначенное время. Здесь же находится любопытная экспозиция декоративных тарелок и продукции гончарной мастерской Лавры.
Настоятели и наместники
- Феодосий (Яновский) (1712 — 1721)
- N
- Варлаам (Голенковский) (1716 — 1721)
- Иларион (Марков) (1721 — 1727)
Петр (Смелич) (1725 — 1735)
- Вениамин (Фальковский) (1727 — 1730)
- Симон (Тихомиров) (1730 — 1732)
- Гервасий (Корда) (1732 — 1737)
Стефан (Калиновский) (1735 — 1742)
Досифей (Лебедевич) (1737 — 1745)
Санкт-Петербургские (Петроградские) владыки (1742 — 1917)
- свт. Софроний (Кристалевский) (1746 — 1753)
- Никон (Красовский) (1753 — 1757)
- Иаков (Палашковский) (1757 — 1759)
- Иоанникий (Броднетский) (1759 — 1761)
- Сильвестр (Юницкий) (1761)
- Гурий, игум. (1761 — 1762)
- Климент (Белошапкин) (1763 — 1765)
- Иларион (Максимович) (1768 — 1774)
- Амвросий (Гиновский) (1774 — 1781)
- Афанасий (Вольховский) (1781 — 1788)
- Иосаф (Клоков) (1788 — 1792)
- Иона, игум. (1792 — 1794)
- Герасим (Князев) (1794 — 1795)
- Мелхиседек (Короткий) (1795 — 1797)
- Иоасаф (Чапужников) (1797 — 1799)
- Антоний (Знаменский) (1799)
- Амвросий (Протасов) (8 января — март 1800)
- Израиль (Звегинцев) (1804 — 1808)
- Вениамин (Бесновский) (1808 — 1809)
- Порфирий (Кириллов) (1809 — 1810)
- Гедеон (Федотов) (1810 — 1819)
- Товия (Моисеев) (1819 — 1829)
- Палладий (Белевцев) (1829 — 1842)
- Аарон (Петров) (1842 — 1843)
- Вениамин (Морачевич) (1843 — 1853)
- Ириней (Боголюбов) (30 сентября 1853 — январь 1860)
- Никанор (Ильинский) (1860 — 1863)
- Герман (Осецкий) (1863 — 1866)
- Поликарп (Гонорский) (1866 — 1867)
- Ювеналий (Половцев) (1867 — 1871)
- Филипп, архим. (1871 — 1873) и/о
Никодим (Белокуров) (1873 — 1875)
Симеон (Линьков) (1875 — 1883)
Антоний (Люцернов) (19 февраля 1883 — 29 февраля 1888)
Иннокентий (Данилов) (1888 — 1890)
Исаия (Булин) (1890 — 1896)
Арсений (Орлов) (1896 — 1900)
Корнилий (Смуров) (1900 — 1909)
Феофан (Туляков) (1 февраля 1909 — 6 июля 1916)
Филарет, архим. (1915 — 1917)
сщмч. Прокопий (Титов) (май 1917)
сщмч. Прокопий (Титов) (май — 14 декабря 1917)
сщмч. Прокопий (Титов) (14 декабря 1917 — 26 января 1918)
Санкт-Петербургские (Петроградские, Ленинградские) владыки (с 1918)
- сщмч. Прокопий (Титов) (январь — апрель 1918)
- Геннадий (Туберозов) (11 апреля — 14 августа 1918)
- Артемий (Ильинский) (август — октябрь 1918) и/о
сщисп. Виктор (Островидов) (сентябрь/октябрь 1918 — декабрь 1919)
Николай (Ярушевич) (14 декабрь 1919 — март 1920) и/о
Николай (Ярушевич) (март 1920 — 25 марта 1922)
Иоасаф (Журманов) (июль — сентябрь 1922) и/о
Иоасаф (Журманов) (сентябрь 1922 — ?)
сщмч. Григорий (Лебедев) (ноябрь 1923 — март/май 1928)
Амвросий (Либин) (июль 1928 — 10 октября 1933)
1935 — 1994 — лавра закрыта
Кирилл (Начис) (сентябрь 1994 — март 1996)
Викентий (Кузьмин) (апрель — октябрь 1996)
Назарий (Лавриненко) (25 октября 1996 — 17 апреля 1997)
Назарий (Лавриненко) (с 17 апреля 1997) и/о
Храмы и церкви
Доменико Трезини на протяжении двух лет разрабатывал проект монастырского комплекса. Над воплощением его идеи трудились выдающиеся архитекторы того времени:
- Теодор Швертфегер
- Пьетро Трезини
- Иван Старов
- Михаил Расторгуев
- Михаил Земцов и другие мастера
В архитектурном стиле лавры преобладает барокко. Ему соответствуют Феодоровская церковь, Просфорный, Семинарский и Митрополичий корпуса, Благовещенская церковь.
Благовещенская церковь
Свое название она получила в честь церковного праздника, знаменующего получение Девой Марией благой вести от архангела Гавриила о рождении Спасителя. После освящения оно звучит как Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского.
История существования
На верхнем этаже располагался храм Александра Невского, освященный в 1724 году. Именно сюда по распоряжению Петра Великого перенесли мощи святого благоверного князя из владимирской обители, где он был погребен.
В нижнем этаже, в 1725 году, освятили храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, под которым устроили усыпальницу для членов царской семьи и других знатных вельмож. Здесь место упокоения сына Петра I, а также его сестры — царицы Натальи Алексеевны. Надгробия на местах погребения в Благовещенской церкви – искусные произведения мемориальной скульптуры.
В Благовещенской усыпальнице в 1800 году похоронен полководец Александр Васильевич Суворов. Сверху на его могиле простая каменная плита с короткой эпитафией «Здесь лежит Суворов», которую еще при жизни великий полководец избрал сам.
После прихода к власти большевиков здание церкви отошло к различным нецерковных организациям и было сильно повреждено в процессе эксплуатации. В 1940 году Благовещенская церковь полностью отошла в ведение Государственного Музея городской скульптуры и после ремонта открыта для посетителей с 1950 года.
Свято-Троицкий собор
Для центрального сооружения всего архитектурного комплекса немецкий архитектор Теодор Швертфегер создал проект классического однокупольного собора с двумя башнями колоколен, увенчанных шпилями. Но после его возведения оказалось, что конструкция недостаточно прочна и собор разобрали в 1755 году.
Спустя 23 года произвели закладку нового храма по архитектурной разработке Ивана Старова. Торжественное освещение во имя Святой и Живоначальной Троицы произвели в 1790 году, в день памяти святого Александра Невского. В тот же день во вновь отстроенный собор перенесли мощи святого князя, находившиеся до этого в Благовещенской Церкви.
Паломнический центр монастыря
Паломническая служба начала работу в 1999 году. Ее назначение – организация паломнических поездок и экскурсий по Санкт-Петербургу, России и за рубежом.
Целью таких поездок является образование, изучение истории и достояния Русской Православной Церкви и христианства, уклада жизни монастырей и приходов, достопримечательностей, церковного наследия и музейных экспонатов, имеющих историческую и религиозную ценность, посещение богослужений и совершение таинств.
Поездки совершаются не только по территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Паломнический центр способствует ознакомлению верующих со святынями в Италии, Грации, Иерусалиме, Египте, Германии и других странах.
Во все поездки с паломниками отправляются профессиональные экскурсоводы и православные сопровождающие. Паломнические поездки направлены не только на просвещение, но и на укрепление духа и веры.
Лаврские кладбища
- Лазаревское (Некрополь XVIII века),
- Тихвинское (Некрополь мастеров искусств)
- Никольское
- Казачье кладбище
Лазаревское и Тихвинское кладбища, а также Лазаревская и Благовещенская усыпальницы Александро-Невской лавры входят в состав Государственного музея городской скульптуры, который был основан в 1932 году.
Список захоронений
Далее идёт случайный набор имён. Более полные списки см. в Категория:Похороненные в Александро-Невской лавре.
- Авилов, Михаил Иванович
- Аксёненко, Николай Емельянович
- Александр Невский
- Александровский Сергей Васильевич
- Бетанкур, Августин Августинович
- Бичурин, Никита Яковлевич
- Богданович, Евгений Васильевич
- Бородин, Александр Порфирьевич
- Бураго, Александр Петрович
- Витте, Сергей Юльевич
- Волконский, Владимир Викторович
- Глинка, Михаил Иванович
- Греков, Иван Иванович
- Григорий (Постников)
- Григорович, Иван Константинович
- Гумилев, Лев Николаевич
- Давыдов, Владимир Николаевич
- Достоевский, Фёдор Михайлович
- Дрозд, Валентин Петрович
- Зубков, Иван Георгиевич
- Кондратенко, Роман Исидорович
- Крюйс, Корнелиус
- Кубарев, Василий Николаевич
- Ламб, Иван Варфоломеевич
- Лисянский, Юрий Фёдорович
- Ломоносов, Михаил Васильевич
- Лопухина, Анна Петровна
- Марр, Николай Яковлевич
- Михайловский, Константин Яковлевич
- Никодим (Ротов)
- Обухов, Павел Матвеевич
- Пилютов, Пётр Андреевич
- Полторацкий, Марк Фёдорович
- Римский-Корсаков, Николай Андреевич
- Рикорд, Пётр Иванович
- Росси, Карл Иванович
- Собчак, Анатолий Александрович
- Старовойтова, Галина Васильевна
- Суворин Алексей Сергеевич
- Суворов, Александр Васильевич
- Товстоногов, Георгий Александрович
- Чайковский, Пётр Ильич
- Чудинов, Павел Васильевич
- Эйлер, Леонард
Наместники и настоятели Лавры
Архимандриты
- архимандрит Феодосий (Яновский) (1712—1721)
- архимандрит Петр (Смелич) (1725—1736)
- архимандрит Стефан (Калиновский) (1736—1742), с 1739 — епископ Псковский
далее, с образованием Санкт-Петербургской епархии, священноархимандритами лавры были правящие епископы Наместники
- игумен Варлаам (Голенковский) (1716—1721)
- иеромонах Иларион (Марков) (1721—1727)
- иеромонах Вениамин (Фальковский) (1727—1730)
- иеромонах Симон (Тихомиров) (1730—1732)
- иеромонах Гервасий (Корда) (1732—1737)
- иеромонах Досифей (Лебедевич) (1737—1745)
- иеромонах Софроний (Кристалевский) (1746—1753)
- иеромонах Никон (Красовский) (1753—1757)
- иеромонах Иаков (Палашковский) (1757—1759)
- иеромонах Иоанникий (Броднетский), 1759—1761
- иеромонах Сильвестр (Юницкий), 1761—1761
- игумен Гурий, 1761—1762
- иеромонах Климент, 1763—1765
- иеромонах Иларион (Максимович), 1768—1774
- иеромонах Амвросий (Гиновский), 1774—1781
- архимандрит Афанасий (Вольховский), 1781—1788
- игумен Иосаф (Клоков), 1788—1792
- игумен Иона, 1792—1794
- игумен Герасим (Князев), 1794—1795
- иеромонах Мелхисидек (Короткий), 1795—1797
- игумен Иосаф (Чапужников), 1797—1799
- архимандрит Антоний (Знаменский), 1799
- архимандрит Амвросий (Протасов), 1800—1804
- архимандрит Израиль (Звегинцев), 1804—1808
- архимандрит Вениамин (Бесновский), 1808—1809
- архимандрит Порфирий (Кириллов), 1809—1810
- архимандрит Гедеон (Федотов), 1810—1819
- архимандрит Товия (Моисеев), 1819—1829
- архимандрит Палладий (Белевцев), 1829—1842
- архимандрит Аарон (Морякин), 1842—1843
- архимандрит Вениамин (Морачевич), 1843—1853
- архимандрит Ириней (Боголюбов), 1853—1860
- архимандрит Никанор (Ильинский), 1860—1863
- архимандрит Герман (Осецкий), 1863—1866
- архимандрит Поликарп (Гонорский), 1866—1867
- архимандрит Ювеналий (Половцев), 1867—1871
- архимандрит Филипп, (1871—1873) и. о., без утверждения Синодом
- архимандрит Никодим (Белокуров), 1873—1875
- архимандрит Симеон (Линьков), 1875—1883
- архимандрит Антоний (Люцернов), 19.02.1883—29.02.1888
- архимандрит Иннокентий (Данилов), 1888—1890
- архимандрит Исаийа (Булин), 1890—1896
- архимандрит Арсений (Орлов), 1896—1900
- архимандрит Корнилий (Смуров), 1900—1909
- архимандрит Феофан (Туляков), 1909—1916 (1915 — епископ Кронштадтский)
- архимандрит Филарет (1915 — май 1917)
- епископ Прокопий (Титов) (май 1917 — апрель 1918)
- епископ Геннадий (Туберозов) (1918)
- епископ Артемий (Ильинский) (1918)
- архимандрит Виктор (Островидов) (1918—1919)
- архимандрит Николай (Ярушевич) (1919—1920) и. о. наместника (1922 — епископ Петергофский)
- архимандрит Иоасаф (Журманов) (1922; подчинялся обновленческому ВЦУ)
- епископ Григорий (Лебедев) (ноябрь 1923 — март 1928)
- епископ Амвросий (Либин) (июль 1928 — 10 октября 1933)
- архимандрит Кирилл (Начис) (сентябрь 1994 — март 1996)
- игумен Викентий (Кузьмин) (апрель — октябрь 1996) и. о. наместника
- епископ Назарий (Лавриненко) (с 25 октября 1996 — и. о. наместника, с апреля 1997 — наместник)
История одного храма в Санкт-Петербурге
Это, по сути, была школа христианской жизни для всех: и для старшего поколения, и для совсем маленьких детей. В монастырях всегда находили утешение, искали смысл жизни. Монастырь был источником силы и веры, где укреплялся дух каждого.
Монастырский уклад жизни накладывал отпечаток и на жизнь простых русских семей. В дни великих испытаний русские люди всегда шли в монастырь для совершения молитвы.
Часто можно услышать и прочитать в «Житиях Святых» об удалении монахов от мирской суеты. Это были мало оживленные места, леса и пустыни. Потом эти места обживались монахами и вокруг этих мест зарождалась вначале монастырская жизнь, а потом к основанному святой жизнью месту устремляются люди. И появляются новые районы, города, а потом и кладбища.
Об издательстве
Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.
Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.
География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».
Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.
Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.
Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.
Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.
После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».
Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).
Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.
НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:
— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.
Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru
Приобрести газету «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)
Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)
Стоимость билетов в некрополи Александро-Невской лавры — лето 2021
- Посещение Некрополя 18 века и Некрополя мастеров искусств Для граждан России взрослый билет — 300 рублей
- дети дошкольного возраста — бесплатно
- школьники и студенты России — 100 рублей
- пенсионеры России, Армении, Белоруссии, Кахахстана и Киргизии — 100 рублей
Для иностранных граждан
- взрослый билет — 400 рублей
дети дошкольного возраста — бесплатно
Посещение одного из некрополей (Некрополя 18 века или Некрополя мастеров искусств)
- Для граждан России взрослый билет — 150 рублей
дети дошкольного возраста — бесплатно
школьники и студенты России — 100 рублей
пенсионеры России, Армении, Белоруссии, Кахахстана и Киргизии — 100 рублей
Стоимость билетов в Некрополь мастеров искусств после 17:45 для всех категорий посетителей 150 рублей (без льгот)
Для иностранных граждан
- взрослый билет — 200 рублей
дети дошкольного возраста — бесплатно
Строительство начинается
На некоторое время идея возведения храма была отложена. Вернуться к ней удалось только после 1710 года, когда был взят Выборг. Санкт-Петербург больше не находился на непосредственной линии огня, город был надежно защищен с севера от возможных набегов. Петр Великий вновь лично занялся выбором места. Подходящая территория была определена на берегах Черной речки, там, где по предположениям летописцев и состоялось Невское побоище.
Будущий монастырь изначально был передан под руководство архимандрита Феодосия, лично водрузившего 2 креста на месте будущего строительства: по одному на каждом из берегов речки.
Важно отметить, что выбор места был сделан исторически неверно. Предполагалось, что именно здесь происходила битва между новгородской дружиной и войском ярла Биргера
Только позже историки смогли достоверно указать, где на самом деле Александр Невский потопил ратников, закованных в сталь: в устье реки Ижоры. И это место стало свято для каждого жителя Руси.
Другие исследователи предполагают, что при выборе места для строительства Преображенской церкви больше ориентировались на другую битву, в которой участвовал сын князя Александра Невского — Андрей. Ему принадлежит честь разрушения неприступной крепости Ландскроны, защищавшей владений Швеции в этом регионе.
Непосредственный указ о начале строительства последовал 20 февраля 1712 года. Чтобы получить средства на возведение всех необходимых зданий, к новой лавре был приписан Иверский монастырь, обладавший достаточным количеством земель и вотчин. Новодевичьему монастырю было приказано передать под управление лавры Ояцкое село, дававшее значительный доход. Крестьяне, населявшие передаваемые земли, могли 3 года не платить подати.
Ярмарки и выставки
Проходит в конце мая, приурочена ко дню Святой Троицы. На ней можно приобрести продукты питания, мясо, мед от российских фермеров, купить свечи, церковную литературу и утварь, подать молебен о близких и поставить свечи.
Медовый Спас
Выставка-ярмарка меда, на которой гости могут попробовать мед пасечников, монастырей, подворий, приобрести свежие овощи и фрукты, церковную утварь и сувениры, подать молебны и поставить свечи. В программе казацкие гуляния и кухня.
Православная ярмарка
Проходит в середине осени в Митрополичьем саду. В рамках ярмарки можно приобрести мёд: таежный, краснодарский, псковский и прочий, — мясные, рыбные продукты, овощи, сладости, выпечку, деликатесы от монастырских хозяйств и российских фермеров, одежду из натуральных тканей. Прихожане могут подать требы и записки о родных и близких.
Строительство
Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.
Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.
Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.
Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.
Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.
Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.
Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.
В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.
Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.
Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.
Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.
Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.
В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.
Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.
Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.
По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.
Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году