Троицкий собор александро-невской лавры
Содержание:
Насельники лавры, причисленные к лику святых
Потрясения XX в. с неожиданной силой обнаружили духовную высоту многих насельников монастыря, доселе скрытую под спудом «обязательной» миссионерской или просветительской, административной деятельности, которой требовало от лавриотов государство. Ныне угодниками Божиими почитается множество насельников, а десятки новомучеников, исповедников из числа братии пока не прославлены. Некоторые из числа чтимых святых совершали свой незаметный подвиг во времена общего обмирщения XVIII в., и он признан Церковью лишь сравнительно недавно. Среди чтимых святых:
- свтт. Иннокентий (Кульчицкий) и Софроний (Кристалевский), призванные в обитель по велению Петра I как одни из «лучших», образованных иноков; их подвигом стало миссионерство в Восточной Сибири, где свт. Иннокентий окончил свои дни как Иркутский архипастырь, а свт. Софроний сменил собрата на этом многотрудном поприще (1753-1771);
- прп. Феодор Санаксарский, дядя блестящего флотоводца Феодора Ушакова, проживший иноком 45 лет (скончался в 1791 г.);
Сщмч. Владимир (Богоявленский)
- свтт. Владимир (Богоявленский), первый из архипастырей, ставший новомучеником после начала революции (1918), Серафим (Чичагов), Прокопий (Титов), Виктор (Островидов), Вениамин (Казанский), Григорий (Лебедев); все эти архипастыри, выходцы из лавры, взрастившей множество достойных епископов, приняли мученическую кончину от рук безбожников;
- священномученики Иннокентий (Тихонов) и Серафим (Вавилов); оба приняли постриг во время послереволюционных гонений, понимая, что их ждет мученичество; оба расстреляны за свою веру (1937-1938);
- прп. Серафим Вырицкий, насельник лавры с 1920 по 1930 г., затем –один из великих духовников, старцев, любимых верующими; в 2007 г. в лавре появился еще один домовой храм, при братском Феодоровском корпусе, посвященный преподобному.
Почитаемые святыни
Александро-Невская лавра – сокровищница церковных реликвий. Среди ее святынь – списки чудотворных икон и мощи почитаемых святых.
Мощи Александра Невского
По распоряжения императора Петра Великого мощи святого князя перенесли из Рождественского монастыря во Владимире во вновь отстроенную обитель. Знаменуя это событие, ежегодно, 12 сентября, Православной Церковью отмечается день перенесения мощей Александра Невского.
В 1922 году раку вскрыли, саму гробницу передали в Государственный Эрмитаж, где она хранится до настоящего времени и с 2012 года находится на реставрации. Мощи изъяли и впоследствии вернули в Троицкий Собор только в 1989 году. Они хранились в запасниках Музея Религии и атеизма при Казанском Соборе.
Афонские иконы
Помимо памяти благоверного князя Александра Невского и его святых останков в Александро-Невской Лавре особо почитают списки чудотворных икон, сделанные на святой горе Афон, в русском монастыре. Каждая из них – это образ Богоматери:
- икона Божией Матери Невская Скоропослушница
- икона Божией Матери Отрадо и Утешение
- икона Божией Матери Достойно есть
Увидеть их можно в Свято-Троицком соборе лавры. Оригинальные иконы – достояние нескольких афонских монастырей.
Почитаемые святые
Александро-Невская лавра хранит мощи Киево-Печерских святых, а также частицы святых останков:
- Святого Иоанна Предтечи
- Святого Апостола Андрея Первозванного
- Святого Николая Чудотворца
- Святого Преподобного Сергия Радонежского
Среди прочих икон – образы Казанской и Тихвинской Божией Матери, а также таких почитаемых святых, как:
- Преподобный Серафим Саровский
- Великомученик целитель Пантелеймон
- Святитель Николай Чудотворец
Иконописный образ с мощами святого князя Феодора Ярославича, брата Александра Невского – еще одна ценность монашеской обители.
Храмы и церкви
Доменико Трезини на протяжении двух лет разрабатывал проект монастырского комплекса. Над воплощением его идеи трудились выдающиеся архитекторы того времени:
- Теодор Швертфегер
- Пьетро Трезини
- Иван Старов
- Михаил Расторгуев
- Михаил Земцов и другие мастера
В архитектурном стиле лавры преобладает барокко. Ему соответствуют Феодоровская церковь, Просфорный, Семинарский и Митрополичий корпуса, Благовещенская церковь.
Благовещенская церковь
Свое название она получила в честь церковного праздника, знаменующего получение Девой Марией благой вести от архангела Гавриила о рождении Спасителя. После освящения оно звучит как Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского.
История существования
На верхнем этаже располагался храм Александра Невского, освященный в 1724 году. Именно сюда по распоряжению Петра Великого перенесли мощи святого благоверного князя из владимирской обители, где он был погребен.
В нижнем этаже, в 1725 году, освятили храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, под которым устроили усыпальницу для членов царской семьи и других знатных вельмож. Здесь место упокоения сына Петра I, а также его сестры — царицы Натальи Алексеевны. Надгробия на местах погребения в Благовещенской церкви – искусные произведения мемориальной скульптуры.
В Благовещенской усыпальнице в 1800 году похоронен полководец Александр Васильевич Суворов. Сверху на его могиле простая каменная плита с короткой эпитафией «Здесь лежит Суворов», которую еще при жизни великий полководец избрал сам.
После прихода к власти большевиков здание церкви отошло к различным нецерковных организациям и было сильно повреждено в процессе эксплуатации. В 1940 году Благовещенская церковь полностью отошла в ведение Государственного Музея городской скульптуры и после ремонта открыта для посетителей с 1950 года.
Свято-Троицкий собор
Для центрального сооружения всего архитектурного комплекса немецкий архитектор Теодор Швертфегер создал проект классического однокупольного собора с двумя башнями колоколен, увенчанных шпилями. Но после его возведения оказалось, что конструкция недостаточно прочна и собор разобрали в 1755 году.
Спустя 23 года произвели закладку нового храма по архитектурной разработке Ивана Старова. Торжественное освещение во имя Святой и Живоначальной Троицы произвели в 1790 году, в день памяти святого Александра Невского. В тот же день во вновь отстроенный собор перенесли мощи святого князя, находившиеся до этого в Благовещенской Церкви.
История постройки
Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге
Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.
Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.
Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.
По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.
Просветительская деятельность
В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.
Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.
Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.
Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.
Послереволюционный период
В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.
Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.
Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.
Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.
История возникновения и существования
Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного.
Начало строительства
Участок для возведения монастыря выбрал сам Петр I.
Соединив обитель с центром Петербурга, монахи проложили дорогу к Адмиралтейству, которая впоследствии превратилась в Невский проспект. Еще при Петре Великом в монастыре появилась типография, заработала школа для детей священнослужителей, впоследствии преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию.
XVIII — XIX века
XIX век — время наивысшего расцвета обители. Благодаря покровительству царской семьи монастырь был богатейшим в стране, к 1917 году число его насельников превышало 100 человек.
XX век
После издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь продолжил свое существование до 1932 года. После на территории лавры возникли различные организации и учреждения, во время Великой Отечественной Войны располагался военный госпиталь.
Возрождение монашеской обители началось в 1996 году. С тех пор продолжается ее реставрация. В 2002 году на площади перед храмом открыли памятник Александру Невскому, автором которого является скульптор Валентин Козенюк.
Святыни
Ныне среди икон и духовно значимых реликвий есть как исторически пребывавшие в этих стенах, так и относительно новые, но уже прославленные.
Мощи
В правом приделе Троицкого собора можно поклониться частицам чудотворных останков блгв. князя Александра. Их удалось вернуть обители с началом возрождения иноческой жизни. Свои особенности имеет рака князя: на ее крышке – еще 79 мощевиков разных святых, среди которых свв. Иоанн Креститель, Андрей Первозванный, Евангелисты, Апостолы.
Кроме того, паломники стремятся:
- поклониться частице мощей блгв. князя Феодора (она вделана в икону князя);
- ковчегу с честными останками Киево-Печерских преподобных; он сравнительно недавно появился в лавре.
Особо почитаемые иконы
Невская Скоропослушница
Число их к настоящему времени не менее 15. Среди наиболее прославленных:
- образ-мощевик блгв. Александра; он был келейным у митр. Серафима (Чичагова), а сейчас находится в Троицком соборе; это одна из первых икон, где Александр написан в княжеских, а не монашеских одеждах;
- образ Господа, облеченного белыми одеждами; он стоит близ раки блгв. Александра; и эта икона также связана со сщмч. Серафимом, ибо написана им лично;
- икона Богородицы, именуемая «Невская Скоропослушница», созданная для обители монахами Афона в конце XIX в.; ее удалось сохранить от поругания, а с возрождением лавры – вернуть в храм.
Строительство
Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.
Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.
Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.
Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.
Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.
Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.
Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.
В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.
Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.
Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.
Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.
Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.
В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.
Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.
Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.
По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.
Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году