Храм святителя тихона
Содержание:
- Церковь Ильи Пророка
- Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)
- Расписание богослужений
- История Ипатьевского монастыря в Костроме
- Храм святых Апостолов Петра и Павла
- Богоявленско-Анастасиин женский монастырь
- Свято-Серафимовская церковь
- Церковь Алексия, человека Божия
- Церковь Иконы Божьей Матери Знамение
- Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
- Церковь Воскресения Христова на Дебре
- Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище
- Архитектурные и культурные достопримечательности
- ЦИАМ
- Церковь Спаса в Рядах
- Церкви Костромы
- Святыни
- Спасо-Преображенская церковь
- Где рядом можно остановиться
Церковь Ильи Пророка
Старинное каменное церковное сооружение 17 в издавна позиционируется как храм военных. Сведений о строителях основного здания отсутствуют, а высокая 3-ярусная колокольня построена на средства купца Малышева в 1829 г. Иначе 3-главая церковь именуется как Казачий-Ильинский храм, куда приходят действующие военные, отставники, ветераны-афганцы, участники боёв в Чечне.
Недавно была отстроена колокольня, на которую водрузили шпиль с крестом. Это было сделано на добровольные пожертвования военных и актёров, среди которых Борис Галкин. Планируется дальнейшая реконструкция древней святыни. Намечено отстроить четверик храма, на месте бывшей проходной главпочтамта. Уже идёт оформление документов, ведутся подготовительные работы, будут проводиться раскопки. Церковь имеет 3 престола: Ильи Пророка, Божией Матери и св. Алексея, 3-х святителей вселен.
Празднование в честь образа Божией Матери проходит 1 сентября. По традиции накануне нового учебного года в церкви проводится молебен для школьников и студентов. После молебна их благословляют на учёбу, окропив святой водой.
Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)
В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно.
Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено:
- заходить в монастырь женщинам без головных уборов, с незакрытыми плечами, руками, в короткой и вызывающей одежде;
- заходить в монастырь мужчинам в майках и шортах, в вызывающей и грязной одежде;
- заходить, будучи нетрезвым;
- снимать на фотоаппарат и видеокамеру служителей церкви и вообще в храмах без разрешения наместника монастыря (в музее и на территории разрешат за деньги);
- шуметь, мусорить, курить и выпивать.
Расписание богослужений
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Напоминаем вам,
что ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ в нашем храме начинается с 17.00,
когда по расписанию служится всенощное бдение,
или с 8.00 до 9.00 в дни, когда служится Божественная литургия
(с 6.45 до 7.15, если служится ранняя литургия.
Обращаем внимание, что для тех, кто желает причащаться на ранней литургии, исповедь накануне вечером!!!).
Начало исповеди — чтение священником молитв!
Просьба не опаздывать.
13 сентября. Понедельник. Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы (395-408).
7.30 – утреня, литургия.
14 сентября. Вторник. Начало индикта — церковное новолетие.
9.00 — молебен с акафистом, панихида.
15 сентября. Среда. Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских.
7.30 – утреня, литургия.
16 сентября. Четверг.
7.30 – утреня, литургия.
17 сентября. Пятница. Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680).
7.30 – утреня, литургия.
18 сентября. Суббота.
7.30 – утреня, литургия.
17.00 — всенощное бдение.
19 сентября. Воскресенье. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV).
7.00 — литургия.
9.00 — литургия.
20 сентября. Понедельник.
7.30 – утреня, литургия.
17.00 — всенощное бдение.
21 сентября. Вторник. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
9.00 — литургия.
22 сентября. Среда. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515).
7.30 – утреня, литургия.
23 сентября. Четверг.
9.00 — молебен с акафистом, панихида.
24 сентября. Пятница. Прп. Силуана Афонского (1938).
7.30 – утреня, литургия.
25 сентября. Суббота. Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (1395).
7.30 – утреня, литургия.
17.00 — всенощное бдение.
26 сентября. Воскресенье.
7.00 — литургия.
9.00 — литургия.
17.00 — всенощное бдение.
27 сентября. Понедельник. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
9.00 — литургия.
28 сентября. Вторник. Вмч. Никиты (ок. 372).
9.00 — молебен с акафистом, панихида.
29 сентября. Среда. Вмц. Евфимии всехвальной (304). Мц. Севастианы (ок. 86-96). Мц. Мелитины (ок. 138-161).
7.30 – утреня, литургия.
30 сентября. Четверг. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137).
7.30 – утреня, литургия.
1 октября. Пятница. Иконы Божией Матери «Целительница» (XVIII).
7.30 – утреня, литургия.
2 октября. Суббота. Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев.
7.30 – утреня, литургия.
17.00 — всенощное бдение.
3 октября. Воскресенье. Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245).
7.00 — литургия.
9.00 — литургия.
4 октября. Понедельник. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.
7.30 – утреня, литургия.
5 октября. Вторник. Прор. Ионы (VIII до Р.Х.).
9.00 — молебен с акафистом, панихида.
6 октября. Среда. Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977).
7.30 – утреня, литургия.
7 октября. Четверг. Первомц. равноап. Феклы (I).
7.30 – утреня, литургия.
8 октября. Пятница. Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392).
7.30 – утреня, литургия.
9 октября. Суббота. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II).
7.30 – утреня, литургия.
17.00 — всенощное бдение.
10 октября. Воскресенье. Прп. Савватия Соловецкого чудотворца (1435).
7.00 — литургия.
9.00 — литургия.
11 октября. Понедельник. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (ок. 1337).
7.30 – утреня, литургия.
12 октября. Вторник. Прп. Феофана Милостивого.
9.00 — молебен с акафистом, панихида.
13 октября. Среда. Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992).
7.30 – утреня, литургия.
17.00 — всенощное бдение.
14 октября. Четверг. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
9.00 — литургия.
15 октября. Пятница. Прав. воина Феодора Ушакова (1817).
7.30 – утреня, литургия.
16 октября. Суббота. Сщмч. Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96).
История Ипатьевского монастыря в Костроме
- Говорят, татарин Чет основал этот монастырь в 1330 г. Потом обитель получила именитых покровителей, меценатов в лице рода бояр Годуновых (род того самого царя Бориса), которых даже хоронили в монастыре. На их же деньги соорудили на территории монастыря постройки из камня (XVI в.), в частности, Троицкий собор, храм Рождества Богородицы, храм Феодора Стратилата и Ирины, а также стены с башнями.
- С 1613 г. Ипатьевский монастырь почти на 200 лет сменил покровителей: Михаилу Романову прямо в его стенах сообщили об избрании царем, так что до 1917 г. Романовы были его меценатами.
- Кроме царской семьи, монастырь облюбовали и православные архиереи, и дворянские фамилии: он служил и резиденцией для епископов с 1744 г., и кладбищем. Несколько лет в обители действовала семинария, а потом сюда снова зачастили императорские семьи (в один из таких приездов в 1913 г. и открыли музей Церковно-исторического общества).
- Советская власть устроила на территории монастыря сначала поселение для рабочих, потом стадион и антирелигиозный музей, разрушила постройки и кладбище. В 1989 г. здесь отслужили первую службу за многие годы, глава страны посетил Ипатьевский монастырь в 1998 г. (впервые с 1913 г.), но полностью во владение церкви эта территория отошла только в 2005 г.
Храм святых Апостолов Петра и Павла
Современный микрорайон Паново украсился новым строением религиозного культа в 2003 году, когда в январе состоялось его освящение. Петрово-Павловский храм начали строить в 2001 г. при финансовой поддержке полиграфического комбината и издательства «Кострома» по инициативе его руководителя П. Н. Русинова. Малое освящение объекта, проведённое архиепископом Костромским Александром, прошло в торжественной обстановке.
После введения в эксплуатацию колокольни со звонницей в 2012 г. прошло Великое освящение церковных помещений. Апостолы Пётр и Павел почитаются верующими как самые усердные ученики Христа, активно проповедовавшие Евангелие. Новую церковь назвали в их честь, но кроме них, здесь почитают преподобных Адриана и Феодосия Мюнзенских и Ферапонта.
Храм-новодел очень красив, имеет необычную архитектуру и привлекает всеобщее внимание своей оригинальностью. Боковые фасады 1 –го этажа имеют закруглённые формы с полукруглой крышей
Стены 2-го этажа заканчиваются кровлей, типичной для старинных царских палат. Розово-терракотовая окраска стен делает строение радостно-весёлым.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь
Эта обитель среди населения котируется как чудотворное место уже несколько веков. Благотворное воздействие на прихожан оказывает главная святыня Богоявленского монастыря – икона Феодоровской Божьей Матери. Ещё в 15 веке на этом месте был построен деревянный мужской монастырь. Руководил строительством ученик Сергия Радонежского преподобный Никита. Через столетие деревянные постройки заменили каменными и к мужской обители присоединили 2 женских – Анастасиин и Крестовоздвиженский (1863 г).
Пройдя через тернии и невзгоды, объединённая обитель стала возрождаться в 1990 году. Из 3-х древних соборов монастыря сохранился Богоявленский кафедральный собор, перестроенный в 1869 г. Необычайно красивое сооружение, восхищающее туристов, сияет золочёными главами. Здесь хранится главная святыня обители – чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, переданная сюда в 1991 г.
Помимо неё, в монастыре присутствуют другие мироточащие иконы: Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Казанской Божьей Матери и др. Хранятся мощи святых, в том числе – частички ризы Христа. На сегодняшний день в монастыре находится 4 действующих храма. Кроме Богоявленского кафедрального собора, на территории находятся Смоленская церковь, собор Богоявления и колокольня.
Свято-Серафимовская церковь
Новый религиозный объект появился в м/районе Малышково совсем недавно. Свято-Серафимовская церковь, построенная в римском стиле, спроектирована архитектором в 1994 г. Тогда был заложен первый камень в её фундамент, но началось возведение только в 2003 г. Прихожане посещали старый храм, располагавшийся в бывшей земской школе – историческом памятнике 1907 г.
После пожара 2008 г. деревянное здание сгорело. Только после этого строительство продвинулось, и в январе 2015 года состоялось освящение нового церкви. Архитектор Васильев, проектировавший объект, сделал его в римском стиле. Величественное здание с 5-ю главами, в бежевых тонах, смотрится очень живописно в окружении кудрявой зелени берёз.
Колокольня со шлемовидным куполом и крестом пристроена к боковому фасаду, составляя единое целое. Во внутренних росписях участвовали опытные мастера и художники, сумевшие создать объёмные изображения, несущие духовный смысл. Тематика фресок очень разнообразна: ангелы, лики апостолов, святых, таинства, русские князья и др.
Церковь Алексия, человека Божия
Находясь в самом центре города, невольно обращаешь внимание на аккуратное каменное строение с высокой колокольней наверху. Необычная архитектурная форма с барочными элементами, нежная окраска стен, золочёная корона сверху заставляют остановиться около него
Это церковь Алексия, Божьего человека, появившаяся здесь в 18 в.
В 17 столетии в этом районе была Гашеевская слобода (её жители гасили известь), располагавшаяся на северной окраине. Вначале 1-этажное строение, названное в честь святого Алексия, было деревянным. Вместо неё построили каменную 2-этажную церковь с колокольней. Позже её обнесли забором из металлической решётки с с квадратными полуколоннами.
Корона на верху колокольни – свидетельство близости к царской семье. После рождения сына Алексея у царя Михаила Романова новая постройка сохранила прежнее название. В церкви 3 престола в честь святых: Василия Великого, Димитрия (митрополита Ростовского), преподобного Алексия, человека Божия.
Церковь Иконы Божьей Матери Знамение
В 1993 году в городе открыли Знаменский женский монастырь, включив в его состав 2 древних культовых объекта: Знаменскую и Воскресенскую церкви. Оба сооружения пережили нелёгкую судьбу, были на долгое время закрыты и не функционировали. Знаменская церковь – главное святилище монастыря. Первое упоминание о ней датируется в 17 в. как Георгиевский храм.
Предположительно, его возвели до 1628 года. Но в 1799-1802 годах после реконструкции он был освящён в честь иконы Божьей Матери Знамение. Здесь хранятся раритетные иконы Божей Матери Знамение, Космы и Дамиана и Прокопия Устюжанского. Многоярусную колокольню основательно разрушили в 30-е годы. Известно, что в 1913 г. на неё поднималась царская семья Николая II, любовавшаяся волжскими пейзажами. Восстановление религиозного объекта началось в 2001-м году.
При благотворительной финансовой поддержке заново отстроили высокую колокольню, пленяющую своим стройным изяществом окружающих. Сооружение, украшающее территорию монастыря, действительно, великолепно. После ремонтных работ церковь приобрела первозданный облик.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Древнейшая обитель России расположена в живописном месте впадения реки Костромы в Волгу. Об основателе мужского монастыря бытует легенда, связанная с именем татарского вельможи Чета из рода Годуновых. Во время поездки в Москву он заболел и остановился там, где сливаются реки Кострома и Волга. Во сне к нему явились Богородица, великомученик Ипатий и апостол Филипп, после чего Чет выздоровел.
Позже он крестился на православие под именем Захарий и возвёл в этом месте Ипатьевский монастырь, считающийся колыбелью русских царей. Пережившая расцвет, забвение и разруху, святая обитель в наши дни является действующим мужским монастырём. По сути, это монастырский комплекс, состоящий из монашеской территории, недоступной для посетителей, и Церковного историко-археологического музея. Для всех открыт Свято-Троицкий собор, где хранится чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.
Чтобы поклониться ей, сюда приезжают паломники с разных концов света. Среди монастырских святынь находятся частицы ризы господней, мощей святого Ипатия в иконе, главы юродивого Симона Юревецкого, расстрельный камень Ипатьевского дома. Нельзя не восхититься великолепным видом монастырских строений, красивой ухоженной территорией обители.
Церковь Воскресения Христова на Дебре
Прогуливаясь по улице Нижняя Дебря, нельзя пройти мимо самого красивого здания, расположенного на ней. Это Воскресенский храм, пленяющий внешней красотой своих форм и расцветкой. Он единственный из сохранившихся посадских религиозных объектов 17 века. Название улицы произошло от густых прибрежных зарослей – дебрей. И место, где стоит церковь-красавица, тоже было покрыто непроходимой растительностью.
Согласно преданию, каменный храм возвели на средства богатого купца Исакова (1645-52 гг.), прах которого похоронен в подклете построенного святилища. Каменное сооружение зиждится на высоком основании. 5 его глав опираются на массивные барабаны, узорчатые башни украшены куполами с крестами. В облике церкви Воскресения Христова воплотились лучшие традиции русского православного зодчества.
Святые ворота на центральном входе можно рассматривать как художественный шедевр каменной архитектуры. Над арочными проёмами надстроено три изящных гранёных шатра, увенчанных главками. Они щедро украшены резьбой многоцветными изразцами. На стенах ворот помещены символы воскресения – фигурки единорога, льва, неясыти, орла и сирены из белого камня. Внутри поражает красота 5-ярусного иконостаса (Трёхсвятский придел) – бесценного памятника прикладного искусства Руси.
Изумляет тонкая деревянная резьба, покрытая позолотой и красками. Здесь есть несколько древних икон и фресок – настоящих шедевров иконописи 17 века. В настоящее время в Воскресенской церкви регулярно проходят различные службы.
Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище
Этот религиозный объект уникален тем, что он единственный в мире, посвящённый святым Александру и Антонине Римским. Интересна история его появления в селе Селище, вошедшего в черту города в 1932 г. В церковной летописи (1870-1917 гг.) описано древнее поверье о том, как во время поездки именитого вельможи с беременной женой она родила двойню именно на этом месте.
Произошло это событие 23 июня (по новому стилю), в день римских святых. Сыну дали имя Александр, а дочери – Антонина. Благодарный отец (подразумевается Захарий) в знак благодарности построил здесь деревянную церковь в честь святых. Сегодня церковь в бело-голубых тонах смотрится великолепно. Каменное здание взамен деревянной постройки в Селище было возведено в 1779-86 гг.
Каждый год сюда в Александров день привозили чудотворную Феодоровскую икону. В период гонений на русское православие храм не был закрыт, благодаря ходатайству прихожан. В 90-е годы 20 столетия Александро-Антонинская церковь получила новое развитие. Установили новый колокол весом 16 пудов, привезли 12 колоколов поменьше, открыли воскресную школу.
В наши дни в святилище хранится образ Николая Чудотворца, частицы мощей св. Климентия, Пантелеймона, Ф. Ушакова и Валериана. Туринский иеромонах вручил храму главную реликвию – частичку мощей Александра.
Архитектурные и культурные достопримечательности
Среди уникальных древностей, на которые стоит обратить внимание, есть и старинные постройки, и плоды рук художников. На территории Ипатьевского монастыря разместились:
- Троицкий собор, главное религиозное место всего комплекса. Его золоченые «луковицы» видимы за несколько километров, а внутри могут потрясти барочный иконостас и росписи на стенах, которым несколько сотен лет;
- 8 башен (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Квасная, Воскобойная, Зеленая, Юго-западная и Северо-западная);
- корпуса архиерея, наместника, братьев и трапезный корпус;
- колонна с памятными надписями обо всех, кто оставил след в истории монастыря, 1839 г.;
- Церковь Рождества Богородицы, постройка XVI – XIX вв. в процессе восстановления;
- склеп бояр рода Годуновых. Третий по счету на территории монастыря (два прежних расположены были под церковью Рождества Богородицы). В Ипатьевской обители Годуновых с блеском хоронили с XIII в.
- палаты Романовых. Тут можно коснуться царской роскоши, созданной руками зодчего Ф.Ф. Рихтера, и увидеть разукрашенный в стиле шахматной доски фасад;
- колокольня. Стоит с XVII в. по заказу Годуновых, и с 2006 г. с нее громко отзывается 500-пудовый колокол, носящий имя царя Михаила (подарок потомка императора Николая);
- Екатерининские ворота, 1767 г. Созданы в стиле барокко специально к приезду великой императрицы с ее монограммой на карнизе.
ЦИАМ
Уникальная организация – ЦИАМ (церковный историко-археологический музей) – учреждение созданное епархией РПЦ. Расположен он в Ипатьевском монастыре. Становление музейного заведения начиналось в 19 в, когда во «Дворце Михаила Романова» вывесили портреты 24-х особ царской семьи. С них началась объёмная коллекция будущего музея. Накануне празднования 300-летия Романовых (1912 г) в Костроме было организовано Церковно-историческое общество, действовавшее при Ипатьевском монастыре.
В созданное здесь древнехранилище собрали религиозные раритеты: иконы, ритуальные аксессуары, памятники древнерусской письменности и шитья. Нынешний ЦИАМ получил статус музея в 2004 г. В его фондах насчитывается более 3 тысяч поистине уникальных экспонатов. Большую часть их составляют предметы, принадлежавшие царским династиям Годуновых и Романовых. Среди них богослужебные книги в роскошных переплётах, как рукописные, так и печатные.
Предметы религиозной скульптуры и живописи, старинные монеты, медали и знаки, предметы церковного обихода и др. Здесь регулярно проводятся тематические выставки, демонстрирующие культурно-художественное наследство РПЦ. Искусство древних ювелиров, иконописцев, мастеров литья и резьбы широко представлено на них. Среди предметов есть истинные шедевры.
Церковь Спаса в Рядах
Посетители Гостиного двора (Рядов) всегда восторженно отзываются о старинной церкви, расположенной на примыкающей к нему территории. Белоснежная красавица, сверкающая зелёными куполами и золочёными крестами притягивает взоры. Нельзя не восхититься и грациозным строением – 3-ярусной колокольней.
Обращают внимание черты древнерусского религиозного зодчества: приделы, 5-главие, окна-бойницы. Хотя строение возводилось в эпоху царствования Екатерины II, но строители сохранили архитектурные элементы 17 в
В начале 17-го столетия здесь, на торговом месте, возле Кремля стояла деревянная Спасская церквушка.
Каменную постройку в середине 18 века возвели на пожертвования знатного купца С. С. Белова. Вначале церковь освятили в честь Животворящего Креста Господня, но прихожане продолжали называть её Спасской. Прежнее название так и закрепилось за ней до сих пор. Милая старина, запечатленная, в церкви Спаса радует душу.
Александровский
Континентальный завтрак сервируют каждое утро
9,4
Хорошона основании 911 отзывов
Забронировано сегодня 7 раз
Показать цены
Азимут Кострома
Всего в 10 минутах езды от реки Волга
8,2
Хорошона основании 1 028 отзывов
Забронировано сегодня 5 раз
Показать цены
Берендеевка
Гости могут отдохнуть на небольшом пляже у пруда
8,3
Хорошона основании 1 868 отзывов
Забронировано сегодня 5 раз
Показать цены
Церкви Костромы
Приходские церкви Костромы с древности играли значительную роль в жизни города. Время появления многих из них уходит вглубь истории Костромы, однако первыми сведениями о большинстве из них появились лишь с 1628 г., когда была составлена старейшая из дошедших до нас костромских писцовых книг.
На протяжении веков церкви Костромы строились из дерева. Обычно они возводились парами: в одном храме — отапливаемом — служили в холодное время, в другом – неотапливаемом — в теплое. Неотапливаемые храмы нередко были шатровыми — обычно их ставили на вершинах холмов, у пересечения улиц. На 1628 г. в Костроме насчитывалось около 30 приходских церквей (з т. к. они стояли парами, то всего храмов было 60), из них 10 являлись шатровыми.
Первые каменные соборы в Костроме появились в середине 16 века, первые каменные приходские церкви стали возводить в 17 веве, когда взамен деревянных было построено десять каменных церквей, в том числе такие выдающиеся памятники русского зодчества, как: церковь Воскресения из Дебре, церковь Вознесения на Дебре, церковь святой Троицы и др. В течение 18 и начало 19 веков каменные храмы, выстроенные в основном в стилях барокко и классицизма, полностью заменили собой деревянные. На начало 20 века церкви, а их было сорок, являлись главным украшением Костромы, определяя как облик города в целом, так и облик его площадей, улиц и переулков. По выражению искусствоведа Г. К, Лукомского, костромские церкви представляли собой настоящие «живые музеи», в которых имелись уникальные иконостасы 17-19 вв., множество икон 16 и 17 вв., бесценные фресковые ансамбли 17 и 18 вв., огромное количество предметов прикладного искусства и т.д.
Первые приходские церкви были закрыты в Костроме после Октябрьской революции уже в 20-е гг., их массовое закрытие произошло в 1929-1935 гг., отдельные храмы закрывались в 1940-е гг., так что к 1950-м гг. в городе осталось только три действовавшие церкви. С 1929 г. началось массовое разрушение храмов (6ольшая часть разбиралась для добычи кирпича и щебня, шедшего на новое строительство, в частности на сооружение льнокомбината им. И.Д.Зворыкина). В эти годы полностью разрушили 29 храмов, и около десяти разрушено частично, в результате чего облику Костромы был нанесён страшный ущерб. В 60-80-е гг. 20 в. кое-что из разрушенного было возрождено (важнейшим событием этого времени стало восстановление в середине, 1970-х гг. колокольни и главной церкви Спаса в рядах, вернувшее центру Костромы, часть его былой красоты).
Подлинное возрождение церквей Костромы началось в 1989 г., когда впервые за много десятилетий общине верующих возвратили один из городских храмов. С тех пор верующим был возвращен целый ряд старых костромских церквей, а на окраинах города строятся новые.
Святыни
- Хранится в Ипатьевском монастыре в Костроме икона, которую, не сомневаясь, зовут чудотворной. Изображена на ней Божья Матерь, а попала Тихвинская икона в монастырь с новостью о возведении на престол Михаила Романова в 1613 г. Любоваться на икону можно было до 1919 г., пока власть советов ее не конфисковала. На родное место в иконостас Троицкого собора Тихвинская икона вернулась в 2004 г., где и находится в новом драгоценном облачении.
- С 1626 г. Ипатьевский монастырь берег в небольшом золоченном ковчеге подарок царя Михаила Романова, полученный им от персидского шаха, – часть хитона Иисуса Христа. С 1990 по 2005 гг. святыня находилась на хранении вне стен монастыря, до возвращения его церкви.
- Память о святом покровителе монастырь бережет в иконе мученика Ипатия, но не только в портрете – часть останков епископа заложена в икону.
- Обломок дома (точнее камень из комнаты), где расстреляли семью Романовых.
- Икона Романовых (император Николай с семьей) и крест хранятся в монастыре с 2002 г. (семья была канонизирована православной церковью в 2000 г.).
- части гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской – очень уважаемых в православии святых покровителей.
Спасо-Преображенская церковь
Неотразимое впечатление производит на всех белоснежное церковное здание, изящная колокольня с конусообразной звонницей Спасо-Преображенского храма. Особенно красиво строение выглядит летом среди кудрявой зелени на фоне синевы неба. Спасо-Преображенскую церковь воздвигли на рубеже 18 столетия вместо старой деревянной церквушки на общественные пожертвования.
Когда старообрядцам, покинувшим пределы центральной России в период раскола, разрешили вернуться в Кострому в конце 20 века, им отдали этот объект. С 1998 г Спасо-Преображенская церковь стала кафедральным собором местных староверов. Благодаря тексту на фундаментной плите, храму удалось вернуть первоначальный облик. Квадратный четверик основного здания с 3-мя апсидами имеет 5 глав.
Углы украшены небольшими декоративными куполами, а центр увенчан более массивной главкой. Над окнами вылеплены старинные кокошники. На стене входного портала сохранилось изразцовое изображение Георгия Победоносца, пронзающего змея. Внутри под потолком сияют восстановленные фрески.
Где рядом можно остановиться
Чтобы посетить знаменитый монастырь, можно воспользоваться услугами множества мелких отелей и хостелов в Костроме или остановить выбор на паломнической гостинице местной епархии. Называется она «Воскресенская» и расположена на проспекте Вознесенском, 3Б (тел. 4942 466-394). Удобна гостиница тем, что до культовых зданий Костромы отсюда совсем близко, в частности до Ипатьевского монастыря на машине 10 минут езды, а на автобусе минут 35.
Для паломников цены в этом заведении ниже, чем для обычных туристов: одно койко-место в паломническом номере обойдется в 500 руб./сутки. В гостинице есть комната для молитв и предоставляют услуги православных гидов.