Храм усекновения главы иоанна предтечи под бором

Содержание:

Казанский собор

Фото: Flickr.com

Собор восстанавливали 2 раза. Первую деревянную церковь, возведенную еще в 1625-м году, уничтожил пожар. После этого правитель отдал приказ выстроить каменное сооружение. Эта святыня принимала прихожан до 1936-го года. Но и ее затем уничтожили большевики, захватившие власть.

В начале 90-х годов прошлого столетия было принято решение о восстановлении церкви. Проектом занялся Олег Журин. Гениальный архитектор сумел выстроить точную копию разрушенной обители.

В стенах храма хранится ценнейшая реликвия христиан – Икона Казанской Божьей Матери с рамкой для святых мощей. Сюда ежегодно устремляются миллионы паломников.

С Казанским собором связана удивительная легенда. Согласно преданию дочери стрельца Онучина приснился сон. Богородица просила девочку отыскать образ. По словам Божьей Матери, он находился под развалинами сгоревшего дома. Поутру Матрона отыскала чудотворную икону.

Собор находится на Никольской улице, неподалеку от Охотного ряда. Открыта святыня ежедневно, посетить ее может каждый желающий.

Примечателен факт того, что в России существует два храма с подобным названием. Один расположен в столице, а второй возвели в Санкт-Петербурге.

Храм Василия Блаженного

Фото: Flickr.com

Это, пожалуй, самый узнаваемый храм столицы. На его разноцветные купола приезжают полюбоваться туристы со всех уголков планеты.

Первая церковь заложена в честь победы над Казанским Ханством, в середине 16-го века. Авторами проекта считают зодчих Постника и Барму. Архитекторы работали под руководством мастера из Италии.

В комплекс входит 10 церквей. Первые 9 построек возвели еще во времена Ивана Грозного. Последний храм добавлен позже, когда был захоронен Василий Блаженный. Это в его честь названа святыня.

Историки до сих пор не могут дать ответ на вопрос, почему купола у храмового комплекса цветные. Чаще всего склоняются к версии о том, что факт связан с Андреем Юродивым. Ему приснилось, что купола должны быть оформлены златою листвой, плодами и цветами.

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Фото: serafim.kz

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», — говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Святые источники Москвы

Источники милостью Божией имеют особую благодать, некоторые из них оснащены купальнями. Верующие окунаются в святые воды и получают исцеления.

В столице расположено несколько источников:

  1. Холодный (Сергиевский) святой источник. Предание гласит, что прп. Сергий Радонежский хотел основать на этом месте обитель. Источник находится в Теплом Стане, в районе дома 132/8 на ул. Профсоюзной.
  2. Источник в Татарском овраге. Место собирает множество паломников. Верующие отмечают значительное улучшение общего состояния после посещения родника. Он находится в Москворецком парке, в районе ул. Осенней, 18. Ориентир – церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
  3. Кадочка. Сюда особенно спешат люди, страдающие бесплодием. Находится в Голосовом овраге, относится к музею-заповеднику Коломенское. Ориентир – храм Вознесения Господня.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

История храма

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».

Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть  с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам» (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые «катакомбы Каллиста.» Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название «кубикул.» В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения «крипты» представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть «капеллами» или «церквами.» В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.

Китай-город

Храм Троицы Живоначальной в Хохлах

Храм Зачатия праведной Анны, «что в углу»

Храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах

Храм Всех Святых на Кулишках

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Храм преподобного Симеона Столпника за Яузой

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах

Храм вмц. Варвары на Варварке

Храм Воскресения Словущего в Борошах и колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Казенной слободе

Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе

Храм вмч. Георгия Победодносца в Старых Лучниках

Собор иконы Божией Матери »Знамение» б. Знаменского монастыря

Храм прор. Илии на Новгородском подворье

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Варварке

Храм прп. Максима Исповедника на Варварке

Храм вмч. Никиты (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе

Храм свт. Николая в Кленниках

Храм свт. Николая в Котельниках

Храм свт. Николая »Красный звон»

Храм свт. Николая в Подкопаях

Храм свв. апп. Петра и Павла у Яузских ворот

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (на Стрелке)

Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках с колокольней и надвратным храмом иконы Божией Матери »Взыскание погибших»

Храм Троицы Живоначальной в Никитниках (Грузинской Божией Матери)

Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву)

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Собор усекновения главы Иоанна Предтечи

Домовый храм прп. Елисаветы

Часовня св. Иоанна Предтечи

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес – 1-й переулок Тружеников, 8/1, метро “Киевская»

А теперь давай переместимся уже слегка за пределы Садового кольца, на задворки метро «Киевская». В начале двадцатого века это место считалось едва ли не окраиной, именно поэтому его и выбрал для тайного венчания Антон Павлович Чехов.

Чехов ужасно не хотел пышной церемонии, так что даже невеста, актриса Ольга Книппер узнала о венчании буквально за пару дней. А родственников и друзей писатель и вовсе решил перехитрить. Он выслал всем приглашение на званый обед. Пока гости сидели за столом и ждали хозяев, гадая о цели обеда, молодожены быстро обвенчались и сразу же уехали в Нижний Новгород. На Таинстве присутствовали только четверо свидетелей и церковные сторожа. Уже из поездки Антон Павлович отправил родным телеграмму с радостной вестью.

  • Год основания – 1658.
  • 1930г. – закрытие
  • 1993 – возвращение Церкви.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Православные храмы и монастыри Москвы

Современная столица России – это не самый старый город страны, но в нем сохранилось множество древних храмов. Сейчас Москва сияет куполами новых обителей, а старые после реставрации не отличаются от только что возведенных.

Храм Христа Спасителя

Молодой храм можно назвать сердцем города. Его возвели еще в XIX ст., но он был полностью разрушен большевиками. Восстановлением занялись только после перестройки. В настоящее время проводятся обзорные экскурсии по этому храму. Он находится на ул. Волхонка 15, ближайшая станция метро – «Кропоткинская».


Храм Христа Спасителя

Покровский монастырь

Обитель известная на весь мир. Здесь находятся мощи матушки Матронушки Московской. Чудесные исцеления в стенах монастыря для насельников стали привычными. Обитель находится на ул. Таганская, в районе кольцевой станции метро.


Покровский женский монастырь

Новодевичий монастырь

Больше всего в обители привлекает внимание Софьина башня. Именно здесь была заперта царевна Софья, когда было поднято восстание против ее брата – будущего императора Петра Великого

Существует суеверие, утверждающее, что загаданные желания в этой башне сбудутся. Разумеется, к православию это не имеет никакого отношения. Обитель находится на Новодевичьем проезде.

Чтобы внимательно осмотреть Новодевичье кладбище и монастырь, стоит записаться на экскурсию.

Совет автора


Новодевичий монастырь в Москве

Часовни на Введенском кладбище

Среди каменных надгробий и склепов на кладбище находится несколько часовен. Одна из них была установлена у места захоронения известного старца Зосимы. Кладбище находится по адресу: ул. Наличная, 1. Ближайшие станции метро – «Лефортово» и «Авиамоторная». Не стоит забывать, что посещения кладбища требует соблюдения определенных правил поведения.

Храм Сергия Радонежского

В храм стекается множество верующих, чтобы приложиться к чудотворному Кийскому Кресту. Предание гласит, что он является точной копией креста, на котором был распят Спаситель. Храм находится на Крапивенском переулке.

Ивановский монастырь

В храме находится чудотворная икона Иоанна Крестителя с обручем. По молитвам перед ней верующие получают исцеления от болезней и помощь в разрешении различных тяжелых ситуаций. Церковь стоит на Малом Ивановском переулке около станций метро «Китай-город» и «Лубянка».


Ивановский монастырь


Храм Сергия Радонежского


Часовни на Введенском кладбище

Свято-Троицкий мужской монастырь

На территории обители в стенах храма Воскресения Христова хранятся мощи вмч. целителя Пантелеимона и его икона. Великомученик Пантелеимон лечил людей во время своей земной жизни и после отшествия ко Господу помогает православным в болезнях. Обитель находится на Сокольнической пл., 6.


Свято-Троицкий мужской монастырь

Успенский собор Божией Матери

Адрес храма: ул. Манежная, 2-10 сооружение 2. Метро «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская».


Успенский собор Божией Матери

Высоко-Петровский мужской монастырь

Обитель была основана святителем Петром, который в XIV ст. был примирителем в борьбе князей за престол. Основанный им монастырь стал сердцем страны, именно там началось рождение православной Москвы.

Обитель несложно найти на карте и на местности. Она расположена по адресу: улица Петровка, дом 28/2, около станций метро «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская».


Высоко-Петровский мужской монастырь

Храм Симеона Столпника на Поварской

Адрес – Поварская улица, дом 5, строение 1.

Этот небольшой, но старинный храм, построенный в стиле русского узорочья, стал местом обмена клятв сразу для нескольких легендарных пар. В 1801 году здесь тайно обвенчались граф Шереметьев и крепостная актриса Прасковья Жемчугова, в 1816 году – писатель Сергей Аксаков и Ольга Заплатина, дочь суворовского генерала. Документы о венчании Аксакова до сих пор хранятся в церковном архиве. А в 1866 году состоялось венчание еще одного известного человека —обер-прокурора Синода Константина Победоносцева, с Елизаветой Энгельгардт. Прихожанами храма также были родители Софьи, жена Льва Толстого, графА.П. Толстой и живший тогда в его доме Гоголь.

Еще одно яркое венчание успело случиться в храме уже после революции – в 1918 году здесь вышла замуж за Ю.М. Неелова Елена Сергеевна Нюренберг, будущая третья жена Михаила Булгакова. В советские годы церковь была закрыта, зато попала в кадр в одном из эпизодов фильма «Иван Васильевич меняет профессию». А уже в 2005 году древние стены встретили еще одну знаменитую пару – Николая Караченцева и его жену Людмилу Поргину. Супруги обвенчались в 30-ю годовщину свадьбы, уже после аварии, в которую попал актер.

  • Построен в 1679 г.
  • 1938г. – закрытие
  • 1965-1966 г. – реставрация
  • 1991 г. – возвращение храма Церкви.

Храм Симеона Столпника на Поварской

Колокольня Ивана Великого

Фото: Pixabay.com

Православные знают: богослужения непременно сопровождаются колокольным перезвоном. Колокола должны призывать к молитве, избавить от суеты и спешки. После установления советской власти колокольня утратила свое предназначение. Звон больше не раздавался.

1992-й год ознаменовался чудесным событием. Колокола вновь зазвучали. С той поры звон не прекращается. Он созывает прихожан на молитву и напоминает о необходимости духовного развития.

Первый кирпич заложили еще в 16-и веке в память о почившем Иване III. Возвели двухъярусное здание. На втором ярусе поместили колокола и соорудили звонницу. Сейчас там находится 34 колокола, некоторые из них сохранились с 16-го века.

Чтобы добиться совершенного звона для изготовления колоколов использовали особый сплав. В него входили:

  • серебро;
  • золото;
  • медь;
  • олово.

Послушать колокольные переливы съезжаются не только паломники, но и далекие от религии туристы. Звук церковных колоколов забыть невозможно.

Автобусные экскурсии

В рамках автобусных прогулок приглашаем проведать знаковые религиозные объекты столицы. Так, автобусная экскурсия доставит вас в монастыри:

  • Андроников — в Спасском соборе увидите фрески работы Андрея Рублева;
  • Покровский — сможете поклониться мощам матушки Матронушки;
  • Новоспасский — с усыпальницей рода Романовых;
  • Симонов — помолитесь у почитаемой православными иконы «Умягчения злых сердец»;
  • Зачатьевский, история которого начинается в далеком 1360 году;
  • Новодевичий, где расположен православный архитектурный комплекс;
  • Даниловский — один из первых в московской земле;
  • Донской, который был создан по приказу Бориса Годунова еще в XVI веке.

Мы предлагаем уникальную прогулку в семь храмов Москвы в рамках одного автобусного тура. Вы посетите сооружения:

  • св. Николая (в Котельниках),
  • Николы (в Подкопая),
  • Николы у Таганских ворот,
  • Рождества Пресвятой Богородицы,
  • Троицы (в Серебряниках),
  • Усекновении главы Иоанна Предтечи,
  • Успения (в Гончарах),
  • Петра и Павла.

Благовещенский собор

Фото: Flickr.com

Считают самым почитаемым столичным храмом. Памятник датируется серединой 14-го века. Его регулярно посещала царская семья. Здесь венчали, крестили, отпевали членов династии правителей.

Первое строение, возведенное сыном Дмитрия Донского, было деревянным. Церковь располагалась у входа в царский дом. Спустя столетие по приказу нового государя выстроили каменный храм.

Сохранилась роспись на стенах. Ею занимались известные живописцы: А. Рублев и Ф. Грек. Лики святых – словно живые. Создается неповторимое впечатление того, что они наблюдают за прихожанами.

Собор действует. Посетить богослужения может каждый православный. Но сюда приходят и туристы. Вход бесплатный. Однако стоит помнить, что храмы существуют на пожертвования.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово

Адрес – Москва, улица Лазо, дом 5, метро «Перово», «Шоссе энтузиастов».

Здесь, по преданию, царица Елизавета Петровна тайно обвенчалась со своим фаворитом, графом Алексеем Разумовским. Правда, точного подтверждения этой информации нет. Известно только, что в 1744 году имение, на территории которого находилась церковь, было пожаловано Разумовскому, и тот потратил достаточно средств на ее украшение. Елизавета также одарила церковь роскошной утварью и даже сама вышила ризы для перовских священнослужителей. Говорят, что пару благословил на брак личный духовник императрицы – Федор Дубянский. Датой свадьбы разные источники называют то 1742, то 1744 год. В любом случае, в красивую легенду хочется верить, да и в архитектурном отношении церковь – интересный образец «голицынского барокко»

Год окончания строительства – 1705.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово

Пушкинская

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот (Большое Вознесение)

Храм бессребреников Космы и Дамиана (Благовещения) в Шубине

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной

Храм преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) у Никитских ворот

Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение)

Храм иконы Божией Матери »Знамение» за Петровскими воротами

Бывший Высокопетровский монастырь

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот

Адрес: Большая Никитская, 36.

Именно в этом просторном храме (тогда еще не достроенном)18 февраля 1831 года венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова. Об этом знают не только старые интеллигенты, но и безбашенные уличные художники – именно они украсили одно из ближайших зданий забавным граффити, на котором Пушкин и Гончарова делают свадебные селфи. С выбором храма великому поэту помог митрополит Филарет, который, как и сам Пушкин, был масоном.

Однако история храма связана не только с именем Пушкина. По одной из версий, еще в 1774 году там прошло тайное венчание самой императрицы Екатерины Второй и ее фаворита Григория Потемкина. Потемкин пожертвовал храму приличную сумму денег на перестройку, а также свадебные венцы со своим и императрицы портретами.

Здесь же в 1921 году Федор Шаляпин выдал замуж свою дочь Ирину. Великий певец не только вел дочь к алтарю, но и сам читал «Апостола» во время таинства.

Не обходят вниманием храм и современные звезды. Например, в 2008 году актер и шоумен Николай Фоменко выбрал его для тайного венчания с Натальей Кутобаевой

  • 1685 г. – построен первый каменный храм.
  • 1848г. – храм приобретает нынешний вид.
  • 1931 г. – закрытие храма, 1990 – возвращение храма Церкви.

Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот

Храм Христа Спасителя

Фото: Flickr.com

Самый большой храмовой комплекс в нашей стране. Он вмещает свыше 10 тысяч прихожан. Это восстановленная святыня. Поэтому ее считают новой. Первая постройка была уничтожена в годы прихода большевиков к власти.

Восстановление обители завершилось в 1997-м  году. Тогда же прошло первое богослужение. Здесь проводит службы сам Патриарх Московский. Присутствие на таких молитвах – честь для каждого православного.

С высоты птичьего полета церковь выглядит как крест, имеющий равные стороны. Высота здания впечатляет. Она составляет 103 метра.

Фасады святыни украшены скульптурами и резьбой из белого мрамора. Внутренние интерьеры удивляют богатой росписью. Посещение оставляет неизгладимой впечатление. Так богато и величественно выглядит храм.

Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке

Адрес – 2-й Обыденский переулок, дом 6 (метро «Кропоткинская»).

Один из немногих храмов, не прекращавших деятельность на протяжении всего советского времени. Его пытались закрыть два раза – в 30-е и в 40-е годы, но в первый раз прихожанам самим удалось отстоять родную церковь, а во второй – из-за военных забот представители власти сами забыли об уже готовом приказе. В апреле 1973 года здесь обвенчался со своей второй женой Натальей СветловойАлександр Солженицын, затем – крестил двоих сыновей. Уже через год после бракосочетания писатель и его семья были высланы из страны.

Храм привлекает москвичей поздним временем работы – он открыт до 22.00 (обычно православные храмы закрываются в районе семи часов вечера). Церковная лавка при входе поражает разнообразием и богатством товаров, так что если вам нужно выбрать хороший подарок для православных родных и друзей – лучшего места не найти. В храме хранятся важные святыни, в том числе перевезенные в советские годы из других, закрытых храмов: икона Божией Матери «Нечаянная радость» из Кремля, Владимирская Икона Божией Матери 17го века из Зачатьевского монастыря, Спас Нерукотворный, частица пояса Богородицы, частицы мощей преподобного Серафима Саровского.

Построен в 1702 году.

Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке

Новодевичий монастырь

Фото: Fotokto.ru

Достопримечательность представляет собой комплекс архитектурных сооружений, выстроенных на рубеже 16-17-го веков. Возведена по указу Василия III. Монастырь входит в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Ансамбль состоит из 16 сооружений. В их число входят 8 храмов. Особого внимания заслуживает Смоленский собор, украшенный фресками. В его стенах хранится работа евангелиста Луки – образ Одигитрии.

Тут же находится известное Новодевичье кладбище. Тут захоронены исторические личности и знаменитости с мировым именем. Здесь всегда людно. Тысячи людей приходят почтить память тех, для кого Новодевичье кладбище стало последним пристанищем.

Успенский собор

Фото: Elohov.ru

Строение 15-го века признали образцом нового архитектурного направления. Стиль отличают характерные черты. Они отсутствуют у других московских религиозных памятников.

Для архитектуры Успенского собора характерны:

  • четкость линий;
  • строгость экстерьера;
  • богатое внутреннее убранство.

Интерьеры поражают великолепной полихромной росписью, обилием паникадил, ликами святых.

Иллюстрация Страшного Суда на западной стене оставляет яркое впечатление. Лица грешников с удивительной точностью передают страдания и муки, которые ждут каждого нераскаявшегося христианина. Картина служит напоминанием о необходимости вести праведную жизнь.

Здесь проходили венчания на государственную службу, епископов возводили в сан, оглашались указы правителей.

Храм входит в состав Государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Посещать его лучше в составе экскурсии. Гид подробно расскажет историю обители, поведает немало любопытных преданий и легенд.

Храм, церковь, часовня: в чем отличия

Храм  (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа.

Фото — Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

Крутицкое Патриаршее подворье

Фото: Flickr.com

Древнейший московский религиозный памятник. Выдвигается версия о том, что первое строение возвели в начале 13-го века. По Подворью организованы экскурсии. Лучше осмотреть святыню в составе группы. Так удастся познакомиться с полной историей этого удивительного места.

Первоначально тут располагался мужской монастырь. Затем его преобразовали в резиденцию для епископов. Вначале 90-х годов прошлого столетия архитектурный комплекс объявили Подворьем Патриарха Московского.

В состав входят храмы и другие сооружения:

  • Приказные палаты;
  • Колокольня;
  • Малый Успенский собор;
  • Святые ворота;
  • Набережная и другие религиозные символы.

Все здания подвергались реставрации, но архитекторам удалось сохранить первоначальный облик сооружений.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Фото: Fotokto.ru

Имеет огромную историческую ценность. Церковь выстроена в 16-м веке из камня и кирпича вблизи села Коломенское. Обитель предназначалась для посещения царской семьи. Потому она не впечатляет размерами. Но внутренние убранства поражают роскошью и великолепием.

К сожалению, первоначальная роспись стен не сохранилась. Все, что видит посетитель – реконструкция. Но факт не влияет на посещаемость. Церковь всегда полна желающих вознести молитвы и благодарность Господу.

Сюда лучше приехать в составе экскурсии. Историческое место достойно внимания и подробного изучения.

Московские храмы удивительно красивы. Их история интересна и поучительна. Именно поэтому посещать их лучше в сопровождении профессионального гида. Он поведает немало подробностей, связанных с историей достопримечательностей, расскажет удивительные факты и легенды. Религиозные памятники столицы – важная часть истории города и государства. Не упускайте возможности увидеть эти легендарные шедевры архитектуры.

Святые источники в Подмосковье

Немало чудесных источников, помогающих исцелиться, находится в городах Московской области. Их список довольно внушительный, но самыми посещаемыми и известными являются следующие места:

  1. Мураново. Здесь находится несколько источников. Среди них выделяется колодец в честь Казанской иконы Божией Матери. Ехать сюда нужно по Ярославскому шоссе, на 44-м км повернуть на указателе.
  2. Звенигород. Чтобы попасть к источнику, нужно 10 мин. потратить на пешую прогулку от Саввино-Сторожевской обители. Там оборудована купальня для паломников и небольшая часовня.
  3. Гремячий ключ в Сергиевом Посаде (Взгляднево). Оснащен купелью. Располагается на речке Вондига, около деревни Взгляднево.

Посещая святые источники и монастыри, прикладываясь к чудотворным иконам и святым мощам, прежде всего, нужно иметь крепкую веру и упование на милость и помощь Божию. В противном случае паломничество станет туристическим путешествием, не затрагивающим душу. Если человек окунается в ледяные воды святых источников без веры и молитвы, он может просто заболеть от холода.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector