Тайны лабиринта минотавра: тот ли дворец откопал артур эванс?
Содержание:
Особенности колонн Кносского Дворца
Археологические раскопки подтверждают, что одним из конструктивных элементов Кносского Дворца были колонны. И они выполняли функции именно внутренней опоры. То есть, поддерживали или потолок рядом со световыми шахтами, или марши бесчисленных многоэтажных лестниц.
Колонны атектоничны, то есть, они как бы перевернуты с ног на голову. Такова их форма, обусловлена она тем, что они были изготовлены из дерева и установлены корневищем вверх. Именно на него было удобно укладывать балки перекрытия. И, кроме того, в широкой верхней части, более прочна связка и крепление.
Своеобразная капитель колонны была выполнена в форме двойного вала. И, видимо, служила для закрепления тента из ткани (занавесом, протянутым между колоннами). На некоторых фресках изображено, что капители имели по бокам светлые, своеобразные украшения. И, потому, их принимали за символ двойной секиры.
Еще одна интересная деталь. Суживающиеся книзу колонны никогда не устанавливали по углам дворца. Так как они совершенно непригодны для такого расположения в здании. Колонны устанавливали на плоские кольцевые каменные базы. Это предохраняло от гниения деревянный ствол.
При археологических раскопках было найдено много таких круглых каменных баз, и обугленных остатков деревянных колонн. Кроме того, определили, что колонны были белого цвета, пилястры – синего, базы и капители – украшали красные полосы.
Предполагают, что колонны дворца были двух типов. Один тип – витая колонна, перевитая орнаментом спиральных выпуклых вертикальных каннелюр. Деревянный ее ствол как бы обвит стеблями растений. Другой тип – колонна на подобии ребристой.
Как считают археологи, именно применение колонн позволяло зрительно увеличивать размеры многочисленных комнат дворца.
Кносский дворец
Кносский дворец, прославившийся историей о лабиринте с Минотавром и нитью Ариадны, находится в 5 км от центра Ираклиона. До Кносского дворца можно добраться на городском автобусе или при желании дойти пешком. Стоимость посещения Кносского дворца составляет 15 евро, если не покупать комбинированный билет.
Кносский дворец является крупнейшим археологическим памятником
бронзового века на Крите. Первый дворец-храм в Кноссе был построен в
раннедворцовый период 2000—1700 годы до н. э.
История самого места Кносс значительно более глубокая, по
оценкам исследователей, сделанной на основе радиоуглеродного анализа, первые
поселения в Кноссе датируют временами неолита — 7000–6500 годы до н.э.
Около 1700 года до н.э. во времена своего расцвета Кносский дворец и окружающий его город имели население 100 000 человек. Территория всего дворца занимала 2 гектара земли.
Первые археологические раскопки Кносского дворца начались в 1878 году, но основной вклад в исследование Кносса внес английский археолог Артур Эванс, начавший раскопки в Кноссе в 1900 году. Он скупил земли, на которых стоял дворец, нанял специалистов и к 1905 году в целом комплекс Кносского дворца был раскопан.
Дворец был многоэтажным и имел сложный план, состоящий из сотен различных помещений, соединенных ходами и лестницами. Тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты – все это было богато украшено росписями на стенах. Параллельно с раскопками Эванс провел воссоздание части дворца в «первоначальном виде», как он это представлял себе.
Восстановленная роспись на стенах Кносского дворца
Сейчас территория Кносского дворца является музеем – это обширная территория археологических раскопок с некоторыми восстановленными фрагментами дворца. Здесь можно увидеть остатки древней системы водопровода и канализации, фрески на стенах, пифосы — керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше, используемые для хранения зерна, вина или масла. По территории музея гуляют павлины, что создает еще более очаровывающее ощущение от посещения дворца.
Архитектурный элемент в виде рогов быка в Кноссе и вид на окрестности Пифосы — керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше
Согласно греческой мифологии, лабиринт, в котором скрывался
Минотавр, находился во дворце царя Миноса, то есть в Кносском дворце. О том, где
точно в Кноссе находился лабиринт неизвестно. Существую различные мнения на
этот счет, по одному из них лабиринт располагался в окрестностях Кносского
дворца, по-другому, что под лабиринтом понимался сам Кносский дворец или что
лабиринт был непосредственно во дворце.
Павлин на руинах Кносского дворца
Лабиринт минотавра: вымысел и правда
Сам лабиринт и история о нем повествуют о времени правления царя Миноса. Именно он поручил создать лабиринт на острове Кит, который представлял собой дворец с запутанными коридорами и целой системой проходов. Он же поселил там Минотавра, которого использовал в своих целях. Трудно сказать было ли это существо обречено на то, чтобы стать чудовищем, которое должно убивать людей, или он был проклят или же у него были свои целы, до нас дошел лишь образ кровожадного человека-быка. Никто не хотел, встретиться с ним по собственной воле. Попадали в лабиринт вследствие жертвенной процессии, которую совершали в Афинах, отправляя на Крит 7 молодых девушек и столько же мужчин на съедение минотавру. Многие годы это кровожадное шествие совершали с большой печалью, но афиняне ничего не могли поделать, будучи в руках Миноса. Но, как и следует греческому мифу, в итоге в истории появляется герой, молодой Тесей, который захотел встретиться с чудовищем и убить его. Дочь царя помогла молодому парню, он же собственными силами смог справится с минотавром.
Можем ли мы считать подобную историю правдой? Сказания о чудовище, которое поедало людей в лабиринте, звучит очень сомнительно. Но существование того самого Коносского дворца из легенды заставляет поверить хотя бы в то, что история о лабиринте имело свое место. В древней мифологии лабиринт был прообразом поиска человека, его путем от зла к добру или наоборот. И даже если легенда в том виде, в каком мы имеем сейчас не имела места быть, то сам лабиринт мог существовать, как начало легенды, и он определенно был создан с какой-то таинственной целью. Хотя лабиринт минотавра до сих пор могут относить к разным местам планеты, именно дворец на Крите больше всего подходит. Он имеет большие масштабы, его стены соединяются в большой запутанный лабиринт.
лабиринт минотавра на Крите
Пусть мы можем увидеть лишь развалины старого дворца, все же поражает, что подобное в Греции вообще построили, и может на месте, вы сможете понять для чего, людям нужны были подобные сооружения, если не для того, чтобы держать минотавра взаперти
Кстати, многие утверждают, что там до сих пор чувствуется дух мистического, некоторые говорят, что лабиринт места жизни многих загадочных существ, так, что если вы верите мифологию, то стоит с осторожностью решаться на такую поездку
Древняя история Крита и мифы
История острова Крит началась еще до рождения древнегреческих мифов, хотя именно в связи с ними он сейчас более всего славится. Миф о Минотавре и нити Ариадны широко известен во всем мире.
Согласно мифу, Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка — жил в критском лабиринте и был убит героем Тесеем. Единоутробная сестра Минотавра Ариадна дала своему возлюбленному Тесею клубок ниток, с помощью которого он сумел выбраться из лабиринта.
В древности Крит был центром минойской цивилизации,
процветавшей на острове приблизительно с 2700 по 1400 годы до н. э. и
считающейся древнейшей в Европе. Основными очагами культуры минойской
цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические
комплексы.
Сейчас на Крите можно увидеть раскопки нескольких дворцов
минойской культуры, самым известным и посещаемым из них является Кносский
дворец, находящийся на окраине Ираклиона. Кносский дворец был одним из культурных
и политических центров минойской цивилизации в 1900—1450 годах до н. э.
Восстановленный археологами фрагмент Кносского дворца
Минойская культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, в котором жил Минотавр, и мужа матери Минотавра – царицы Пасифаи, которая, согласно мифу, прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё инженером Дедалом.
Ни один из дворцов минойской цивилизации не имел защитных укреплений,
очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Минойцы
строили во дворцах многоэтажные здания с водопроводом и канализацией,
вентиляцией и отоплением, пользовались ваннами и бассейнами.
О религии минойцев известно не много. Храмы в религиозной
традиции минойцев отсутствовали, религиозные обряды совершались на природе или
во дворце. Судя по находкам археологов, минойцы почитали мужскую и женскую силы.
Они олицетворяли мужскую силу в образе быка, а женскую рождающую силу в образе
Великой богини-матери.
Критская богиня-мать в различные периоды истории изображалась по-разному. В музее археологии Крита в Ираклионе можно увидеть множество различных статуэток критской богини-матери.
Критские статуэтки богинь с поднятыми руками и символами земли и неба в виде змей и птиц на голове, 1350-1250 год до н.э., музей археологии Крита
Самым известным её изображением является Богиня со змеями – это 2 женских статуэтки, которые были найдены в Кносском дворце и датированы 1600 годом до н.э. На этих статуэтках богиня в обтягивающем лифе, который оставляет грудь обнаженной, в юбке с длинными воланами, с раскинутыми в стороны руками, в которых она держит змей. Змеи обычно являются символами земли, их ассоциируют с обновлением жизни.
Богини со змеями были истолкованы как предшественницы греческой
богини Афины, которая также была связана со змеями.
2 статуэтки Богини со змеями из музея археологии Крита, у статуэтки слева змеи обвивают руки, у правой статуэтки змеи в руках
В начале I тысячелетия до н. э Крит был завоеван древнегреческими
племенами, но критская минойская культура от этого не пришла в упадок, а
получила новый этап в своем развитии, который историки называют смешанная
микенская культура. Влияние микенской культуры распространилось на материковую
Грецию, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья.
В эпоху классической античности – с IV века до н. э. по II
век н. э — древнегреческая мифология особенно выделила остров Крит, признав его
родиной отца всех богов и людей — Зевса.
Отец Зевса титан Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но его жене Рее удалось спасти самого младшего сына — Зевса. По критскому варианту мифа, она обманула супруга и втайне родила Зевса на Крите в пещере в горе Дикта. Зевс рос в Диктийских горах, нимфы выкормили его диким мёдом и козьим молоком.
Диктейская пещера, или как ее называют – пещера Зевса, является сейчас одной из популярных достопримечательностей Крита. В результате археологических раскопок в Диктейской пещере были найдены античные алтари, множество статуэток, посвящённых Зевсу, а также керамика от раннеминойской до позднеримской. Из этого был сделан вывод, что Зевсу тут служили непрерывно около 2000 лет. От Ираклиона до Диктейской пещеры около 60 км, туристические агентства организуют сюда экскурсии.
Город Ираклион – основные достопримечательности
Ираклион — это не слишком большой город, за пару дней в нем можно обойти все основные достопримечательности и музеи.
Вид на Ираклион
Ираклион изобилует зеленью, здесь цветут и деревья, и кустарники, и просто цветы. На улицах города можно встретить разнообразные фруктовые деревья — лимоны, апельсины, мандарины, манго, гранаты и т. д.
Дом в цветах в ИраклионеЛимоны на улице Ираклиона
К основным достопримечательностям Ираклиона относят средневековую морскую крепость Кулес. Она расположена в самом центре на набережной в начале морского порта. За крепостью проходит живописная узкая асфальтированная дорога – волнорез протяженностью в 2 км, который ведет к маяку.
Крепость Кулес
Напротив морского порта, недалеко от крепости Кулес, находятся Венецианские доки — это большие кирпичные продолговатые сооружения с арочными крышами. Они обеспечивали место для кораблей, требующих охраны или ремонта, также они использовались для строительства новых судов. Венецианские доки впечатляют своей архитектурой и высокими арками.
Венецианские доки в Ираклионе
Центральной площадью
Ираклиона является Площадь Элефтериоса или Львиная площадь. Львиной площадь
стали называть из-за фонтана, который на ней находится. Небольшой фонтан 17
века постройки выполнен в виде цветка, над которым возвышаются четыре льва, из
пасти зверей льется вода. Цель сооружения этого фонтана была практической: в
безводном Ираклионе всегда была проблема с питьевой водой, а новый фонтан
поставлял горожанам воду из источника, расположенного в горах Юхтас через
акведук длиной 15 км.
Вокруг Львиной площади сосредоточена дневная и ночная жизнь Ираклиона, здесь множество кафе, ресторанов, сувенирных магазинчиков и лавок. В 9-10 веках н. э. на площади работал крупнейший невольничий рынок Средиземноморья, а позже, когда Крит был под властью Венеции, здесь располагалась резиденция венецианского государя Ираклиона.
Львиный фонтан в Ираклионе
В 100 метрах от Львиного фонтана находится примечательное здание — Венецианская Лоджия. Это элегантное строение считается одним из лучших архитектурных памятников времен, когда Крит был под властью венецианцев. Лоджия являлась центром местной административной и социальной жизни, в ней собирались знатные люди города для решения общественных задач и отдыха. С её балконов зачитывались государственные указы, а герцог наблюдал богослужения и парады.
За Венецианской Лоджией, в 60
метрах от нее, располагается Собор Святого Тита – покровителя Крита. Собор был
построен в 10 веке византийцами, в 19 веке он практически полностью разрушился
от землетрясения, но через полтора десятка лет его восстановили и сейчас он
действует как православный храм.
Еще одним выдающимся храмом
Ираклиона является Доминиканский монастырь Святого Петра, расположенный
на набережной, в 400 метрах от Собора Святого Тита. Само здание монастыря
Святого Петра довольно оригинально, внутри он больше напоминает музей, чем
храм. Вокруг здания монастыря ведутся археологические раскопки.
Доминиканский монастырь Святого Петра в Ираклионе
Среди музеев Ираклиона самыми большими и впечатляющими являются археологический музей Крита и Кносский дворец. Далее в списке музеев Ираклиона будут музей естественной истории Крита, исторический музей Крита, музей изобразительных искусств, муниципальная художественная галерея, музей народного искусства и истории сельского хозяйства, музей церковного искусства.
Гибель Кносса
Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.
Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.
Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.
https://youtube.com/watch?v=I126vt54fnQ
Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.
Кносский дворец в наши дни
Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст
после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс
Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.
Минотавр и Тесей
Данную часть истории мы хотим начать с легенды о Тесее. Он являлся сыном Эфры и одновременно Эгея и Посейдона. Случилось это так. Однажды Эгей (царь Афин) отправился к пифии, дабы узнать у него, родится ли у него сын, который станет его достойным приемником. Пифия дала Эгею очень странное предсказание, понял которое лишь Питфей – отец Эфры. То ли обманом, то ли вином, но он заставил царя Афин вступить в любовную связь со своей дочерью. Но, буквально за день до этого, любовью с Эфрой занимался Посейдон.
Это и послужило тому, что мальчик, который родился от этих отношений, имел сразу 2 отцов. Тем не менее, Эгей принял ребенка, как своего. Но взять его с собой в Афины он не мог, ибо его племянники Паллантиды (50 сыновей Паланта – те самые, что впоследствии убили Андрогея и навязали жестокое наказание афинянам) вечно оспаривали у него трон и вполне могли навредить младенцу.
Эгей поступил мудро. Он нашел огромный камень и положил под него меч и сандалии, велев Эфре, чтобы та отправила к нему сына тогда, когда он сможет поднять этот камень. И этот день наступил. На тот момент Тесей рос ученейшим и сильнейшим из мужей своего времени. Боевому искусству его обучала сама Афина, а охоте – мудрый кентавр Хирон.
Тесей забрал отцовские дары из-под камня и выдвинулся в путь. Долгий путь выбрал юноша. Дорогу ему преграждали разбойники и чудища, но он их всех одолевал. День, когда Тесей появился в Афинах, стал поистине знаменательным. Молодой, красивый 17-летний юноша, шагающий по берегу моря вызывал невольное восхищение у местных жителей. Те места считались крайне опасными, ибо берег моря населяли самые жестокие разбойники. Но Тесей без особого труда их всех одолел.
И снова на горизонте появились Паллантиды. Но в этот раз герой оказался им не по зубам. Тесей перебил их всех, чем вызвал бурный восторг постаревшего Эгея, который закатил великий пир в честь удалого путника. Однако Эгей не сразу признал сына. В то время у него жила Медея – колдунья, которая родила царю сына и надеялась сделать его правителем Афин. Она почти уговорила Эгея отравить Тесея на пиру, но в последний момент царь Афин узнал свой меч и следом признал и сына. Долго-долго они праздновали, и Тесей зажил счастливою жизнью принца. Но долго так продолжаться не могло, ибо близился час, когда критское войско должно прийти за «данью».
Иные гипотезы и культ быков
Минотавр мог быть заимствованным финикийским богом под именем Молох. Молох изображался в виде рогатого человека, и ему приносили в жертву детей. Знаменитое выражение «геенна огненная» пошло от места, где приносились человеческие жертвы Молоху — детей «проводили через огонь», то есть сжигали заживо. Культ Молоха вполне мог находиться на Крите. Смерть Минотавра ознаменовала конец этого культа.
Ряд историков наших дней полагает историю Минотавра иносказательной историей о столкновении индоевропейцев с культурами автохтонных «народов моря». Эти «народы моря» неизвестного происхождения почитали быков. Столкновение выиграли более цивилизованные в современном понимании индоевропейцы. Также внешность Минотавра наводит на мысли о звероголовых египетских богах.
«Тесей», роман пера Мери Рено, содержит описание ритуальных жертвоприношений. Они назывались «бычьими поясками» — своеобразной протокорридой. Сцены с бычьими поясками нередко встречаются на фресках критского времени. Художественные материалы минойской эры содержат изображения таврокатапсии — ритуальных прыжков через быка. Культ почитания быка имел большую силу на Крите, и подобные ритуалы составляли значительную его часть.
Подобная тематика прослеживается еще со времён бронзового века, откуда она перекочевала в Хеттское царство, Сирию, Бактрию и долину Инда. Бои с быками и почитание быков обычное явление для культур средиземноморья. В наши дни это явление сохранилось в качестве испанской корриды.
Лабрис с головой быка
Обоюдоострый топор палача — «лабрис», был неотъемлемой частью бычьего культа. Вероятно, «лабиринт» — видоизмененное «лабрис». Доэллинские религии часто практиковали священные бои быков, а критская демонология содержит немало людей с головами быков. Минотавр, живущий в сердце лабиринта, скорее всего, был жестокой легендой, отголоском еще более устрашающих ритуалов Крита. Самые древние формы легенды о Тесее и Минотавре гласят, что герой победил чудовище обоюдоострым топором.
В наши дни, наряду с двенадцатью подвигами Геракла, легенда о Минотавре остается одной из самых узнаваемых. Сложно сказать точно, о чем она говорит — о древнем культе быков, традиционных состязаниях рабов или чудовище, жившем в лабиринте Дедала. Впрочем, это не единственная загадка, которую оставили потомкам мифы Древней Греции.
Легендарный лабиринт
К всеобщему удивлению, Минос не осудил свою жену, ведь именно он был виноват в случившемся. Но и мириться с чудовищем он не собирался.
Вновь призванные на помощь Дедал и Икар построили сложнейший Кносский лабиринт, куда в последствии был заточен человек-бык, названный Минотавром.
Лабиринт Минотавра
Зная о его кровожадности, Минос отправлял людей в лабиринт для пропитания. Как правило, это были преступники, приговоренные к смертной казни.
Но у царя Крита был и родной сын – Андрогей. Однако долгой и счастливой жизни у юноши не сложилось, он был убит афинянами.
Желая отомстить за смерть наследника, Минос требовал ежегодной платы от афинян: семь девушек и семь юношей, которые отправлялись в лабиринт на съедение Минотавру.
Смельчак по имени Тесей
Несколько раз афинские юноши и девушки бесследно пропадали в лабиринте с ужасным монстром. И только Тесей, прибывший в очередной партии, смог победить Минотавра. Но как ему это удалось?
Ариадна, единоутробная сестра человека-быка, влюбилась в Тесея. Она понимала, что если не предпримет ничего для спасения молодого красавца, он будет обречен на смерть.
Способ спасения все же нашелся. Перед тем, как Тесей отправился в лабиринт, Ариадна подарила ему клубок нитей.
Умный парень догадался привязать один конец около входа. Более того, клубок был волшебным: коснувшись земли, он покатился сам собой, а Тесей следовал за ним, как за опытным проводником.
Клубок привел его в логово Минотавра, где тот мирно спал.
Как именно победил Тесей чудовище, не знает никто. Но существует несколько версий произошедшего.
- Первый источник утверждает, что Тесей убил Минотавра ударом кулака.
- Другие уверены, что он воспользовался мечом своего отца, Эгея.
- А третьи считают, что Минотавр был задушен.
Как бы там ни было, монстр был повержен. А волшебный клубок находчивой Ариадны помог Тесею и оставшимся в живых пленникам выбраться из лабиринта.
Царь Эгей
К сожалению, мифы с участием богов редко заканчиваются счастливым финалом.
Влюбленный Тесей, осознав, что не сможет жить без Ариадны, похитил ее и отправился к себе на родину.
В пути девушка утонула. Скорее всего, Посейдон поспособствовал этому, в качестве мести за убитого Минотавра.
Опечаленный Тесей впал в траур, забыв обо всем. Именно это послужило причиной других трагических событий.
После победы флаг на корабле необходимо было сменить на белый, чтобы народ Тесея видел приближающегося героя.
Однако гибель Ариадны не позволила ему этого сделать. Заметив черный флаг подплывающего корабля, который был символом плохих вестей, царь Эгей расценил это как весть о гибели сына, Тесея. Не вынеся потери, Эгей бросился в море, которое позднее было названо в его честь.
Рационалистическая версия легенды
Некоторые древние историки, занимавшиеся изучением мифов, описывали одну нестандартную, но очень интересную версию.
Ариадна и Тесей
В их трудах Минотавр, как чудовище с головой быка, является всего лишь аллегорией. На самом деле, он был человеком по имени Тавр.
Тавр являлся учителем Миноса, когда тот был совсем маленьким.
Легенды гласят, что Тавр был крайне жестоким человеком, а потому Минос решил учредить состязание, в ходе которого его учитель будет сражаться с присланными афинскими юношами.
Афины в то время действительно находились под властью Крита, и были обязаны платить дань людьми. Одолев 9 афинян, Тавр встретился с Тесеем, который смог одержать победу.
Образ Минотавра в культуре
Древнегреческие мифы часто ложатся в основу литературных произведений, а их колоритные персонажи являются источником вдохновения для многих авторов. Минотавр не стал исключением.
Кносский дворец-лабиринт царя Миноса Греция 1700 до н.э.
В литературе образ человека-быка можно найти:
- «Божественная комедия», Данте Алигьери
- «Дом Астерия», Хорхе Луис Борхес
- «Тезей», Мэри Рено
- «Лабиринт Минотавра», Роберт Шекли
- «Минотавр», Фридрих Дюрренматт
- «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», Виктор Пелевин
Разумеется, подлинность легенды о Минотавре и Тесее не подтверждена.
К ней можно относиться и как к сказке, и как к аллегорическому рассказу, и как к поучительной истории.
Однако дворец Минотавра сохранился, хоть и в полуразрушенном виде, несмотря на почтенный возраст, равный 4 тыс. лет.
Главных героев изображали на полотнах картин, поверхностях ваз, в виде скульптур. Тесей и Ариадна, влюбленные и смелые, навсегда останутся в памяти людей, как спасители человечества от страшного чудовища с головой быка и телом человека.
Как добраться
Добраться до места вы можете очень быстро от города Ираклион, вы с легкостью найдете транспорт, так как дворец от города отдален всего на 5 км. Еще легче будет добраться вместе с экскурсией.
Ника
18
Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018
Ника
Кносс или лабиринт?
Это сегодня лабиринт — путаные хаотичные галереи, которые созданы, чтобы сбивать с толку всех в них входящих. Но изначально древние греки называли лабиринтом… сам Кносский дворец, и это неслучайно. Вероятно, планировка дворца со множеством комнат и напоминала лабиринт, поэтому многие исследователи полагают, что именно это и дало основание для создания легенды о Минотавре и Тесее.
Суть этого мифа в том, что сын афинского царя Тесей услышал о кровавой дани, которую требовал царь Крита Минос за то, что афиняне убили его любимого сына. Он требовал, чтобы из Афин на Крит каждый год доставляли семь юношей и семь невинных девушек на съедение Минотавру. Тесей добровольно зачислился в юноши для ежегодного пожертвования и убил Минотавра. Но перед тем как вместе с остальными жертвами отправиться на Крит на корабле с черными парусами, Тесей дает своему отцу Эгею обещание: если ему удастся убить Минотавра, он на обратном пути сменит черные паруса на белые — это будет знаком, что Тесей остался жив. Однако судьба распорядилась по-своему. Дочь царя Миноса Ариадна влюбилась в Тесея, как только он ступил на берег, и согласилась помочь ему одолеть Минотавра.
Ариадна дала Тесею клубок шелковых нитей, с помощью которого он смог найти дорогу из лабиринта обратно. Вдвоем с Ариадной они отправились обратно в Афины, но, сделав остановку на острове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там девушку. Расстроенный Тесей забыл об обещании заменить черные паруса на белые. Эгей, увидев их, бросился в море со скалы. Это море назвали Эгейским.
Происхождение слова «лабиринт»
У этого слова необычное происхождение. Древнегреческое слово «лабиринтос», возможно, происходит от того же корня, что и древнегреческое «лабра» — улица, переулок, ущелье. Другая версия — происхождение от слова «лабрис» — так назывался церемониальный топорик с двумя лезвиями, который в древности использовался на Крите и изображения которого можно повстречать в Кноссе и сегодня.
Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом Кносса и с Минотавром.
Заключение
Мифы древности… Какой глубокий смысл таиться в них? А легенда тесно переплетается с реальной действительностью. В мифе о Дедале и Икаре выражается, во-первых – стремление к свободе. В течении многих лет Царь Крита не позволял талантливому Дедалу покинуть остров вместе с сыном. И, во-вторых, с древних времен желание человека подняться в небо и пролететь над землей, подобно птицам.
Что же касается Минойской культуры. Ей невосполнимую, непоправимую потерю причинила в 1470 г д. н. э. землетрясение. Оно было вызвано невероятно сильным извержением вулкана на о. Санторин, расположенном в Эгейском море.
При этом, часть суши опустилась, что вызвало сильное цунами, а все острова Восточного Средиземноморья (в т. ч. и о. Крит), которые находились в радиусе 200 км от Центарина, были покрыты выброшенным вулканическим пеплом. Начались пожары. Минойскач культура пришла в полный упадок, а центр цивилизации переместился на материковую Грецию (Микены и Тиринф). Началась эпоха Микенской культуры.
И самое главное… При Археологических раскопках дворца в Кносе, Эванс нашел загадочную каменную печать. На каменных табличках были вырезаны странные изображения: голова волка, птица, голова барана, владычица зверей с двумя львами и другие.
Это было рисуночное письмо древних жителей Крита. По характеру письма, Эванс разделил их на две группы: Критско-линейное письмо А; Критско-линейное письмо Б. Видимо, в них скрыта тайна малоизвестной, почти неизученной культуры Древности – Минойской культуры. Но расшифровать это письмо ни Эвансу, ни до настоящего времени, не удалось.
Это было, пожалуй, единственной неудачей ученого-археолога. Успех же всегда сопутствовал ему. В 1909 г Артур Эванс возглавил кафедру археологии в Оксфордском Университете. В 1916 был избран Президентом Британской Академии Наук. 1936 г – был награжден королевским обществом медалью Коплея. В Июне 1941 он скончался, а за месяц до этого, в Июне 1941 г, немецкие парашютисты захватили Крит.
При бомбандировке, в огне, погиб музей, где хранились експонаті Критского Дворца. Но был уже известен миру дворе в Кноссе. И сохранились сведения о том, что архитектор Дедал в далекой древности построил этот сказочный дворец-лабиринт, а археолог Эванс восстановил его из небытия, описав в своей работе «Дворец Миноса в Кноссе».
В настоящее время, бывший дворец-лабиринт – это всего лишь местная пещера, протяженность которой составляет 3 км.