Германия: форма правления, особенности и устройство
Содержание:
- § Военно-политические блоки и союзы, организации безопасности, в которых состоит Германия
- Образование Германской империи
- Как появились государства
- Объединение Германии
- § Уровни и единицы административно-территориального деления Земель Германии
- § Бундесрат или Федеральный совет Германии, представительство Федеральных земель
- Форма государственного устройства
- § Бундестаг, федеральный парламент Германии
- § Роль партий в политической системе Германии
- § Федеральное правительство и канцлер Германии
- Выкуп ФРГ граждан у ГДР
- Германия в эпоху двух Мировых войн
- Предыстория
- § Краткие сведения о политической системе Германии
- Признаки и преимущества унитарных государств
§ Военно-политические блоки и союзы, организации безопасности, в которых состоит Германия
В согласии с Конституцией, в целях обеспечения мира, ФРГ может входить в системы взаимной коллективной безопасности. При этом страна может согласиться на ограничение своих суверенных прав в целях установления и обеспечения мирного и прочного порядка в Европе и в отношениях между народами всего мира. Таким образом, Германия состоит в следующих союзах:
- НАТО (Организация Североатлантического договора) — с 1955 года Германия является членом данного военно-политического союза, в который входят многие страны Европы, а также США.
- ЕС (Европейский Союз) — в согласии с Общей политикой безопасности и обороны ЕС, Европейский Союз имеет собственный военный потенциал; государства, являющиеся членами Европейского Союза, предоставляют своих солдат в распоряжение Союза. Также Германия совместно с Францией создала ФГБ (Франко-Германская бригада), состоящую из нескольких тысяч пехотинцев, размещенных в Германии; Бригада является частью структур Европейского корпуса.
- ООН (Организация Объединенных Наций) — имеет соглашение с Германией о предоставлении солдат для быстрого реагирования в случае необходимости.
- ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) — Германия является членом ОБСЕ, организации по предотвращению и урегулированию конфликтов.
Образование Германской империи
К началу XIX в. в Германии сохранялась феодальная раздробленность.
В 1814 г. был образован Германский союз, в который входило 34 германских государства (королевств, княжеств, герцогств, городов-государств). По форме государственного устройства
Германский союз был конфедерацией. Хотя каждое государство сохранило свой суверенитет, ведущую роль в конфедеративном союзе играла Австрия, в которой существовал реакционный абсолютистский режим. Австрия предлагала феодальный путь развития — традиционный для германских земель. Однако ставка на феодальные отношения уже не устраивала Пруссию. Для решения вопросов, представлявших взаимный интерес, был создан центральный орган — Союзный Сейм, состоявший из представителей правительств, вошедших в союз государств. Австрия контролировала Сейм, который получил весьма красноречивое прозвище — «коллекция мумий».
К середине XIX в. у Австрии появился серьёзный соперник — Пруссия, которая возглавила процесс объединения Германии.
Основной идеей развития германских государств стала идея о буржуазном пути. Объективные предпосылки для объединения многочисленных немецких государств существовали — это общее историческое прошлое, единая культура, единый язык. Объединительный процесс мог проходить в двух вариантах:
1) демократический путь — объединение на основе добровольного соглашения между немецкими государствами,
2) реакционный (недемократический) — путь насильственного, военного присоединения одним из немецких государств к себе остальных.
Объединение Германии произошло на основе второго варианта. По большей части из-за того, что роль лидера в объединительном процессе играла Пруссия, в которой к середине XIX в. утвердился реакционный политический режим, выражавший интересы союза военного юнкерства (дворянства) и крупной буржуазии.
Выразителем интересов этого союза стал выдающийся государственный деятель Отто фон Бисмарк, сторонник решительных, волевых методов в процессе объединения Германии. Свою позицию в этом вопросе он сформулировал ясно и кратко: «Железом и кровью мы будем объединять Германию». В 1862 г. во главе правительства Пруссии был поставлен Отто фон Бисмарк.
В процессе объединения Германии можно выделить 2 этапа.
Этап 1 (1866 г.) — война Пруссии и Австрии. В результате поражения Австрии был ликвидирован Германский союз. К Пруссии были присоединены германские земли к северу от реки Майн, которые объединились в Северо-германский союз. Президентом союза стал Прусский король, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Пруссия теперь стала неоспоримым лидером национального объединения Германии.
Этап 2 (1870 г.) — война Пруссии и Франции. Воспользовавшись революционными событиями во Франции, Пруссия объявила ей войну, которая в 1871 г. закончилась поражением Франции.
В результате к Северо-германскому союзу были присоединены земли к югу от реки Майн. Процесс объединения германских государств завершился. Возникло новое государство — Германская империя.
Прусское юнкерство (крупные земельные собственники) в объединительном процессе выступило господствующей силой, в которой огромную роль играла политика милитаризма. Те немецкие государства, которые оставались вне Северо-германского союза, были подчинены О. Бисмарком Пруссии. Германская империя объединила 22 германские монархии и три вольных города: Любек, Бремен и Гамбург. В апреле 1871 г. была принята Конституция Германии, утверждавшая федеративное государственное устройство страны.
Национальное объединение Германии было прогрессивным явлением, способствующим дальнейшему развитию капитализма в стране. Однако форма объединения во главе с Прусской монархией была реакционной. Торжество Германии превращало ее военные силы в важнейший инструмент внутренней и внешней политики. В дальнейшем правящие круги выдвинули цель прорыва Германии к мировому господству.
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Объединение Германии
Ослабление роли СССР на мировой арене и происходящие в Союзе изменения послужили поводом для очередной попытки объединения немецких земель. Русский президент Михаил Сергеевич Горбачев, оказался тем советским лидером, который согласился предоставить восточным землям долгожданную свободу. Своим указом он постановил начать вывод советского военного контингента из ГДР. Для Союза такой шаг означал безоговорочную капитуляцию в холодной войне.
Благодарные немцы поставили Горбачеву памятник в городе, а его самого объявили национальным героем и почетным жителем.
В октябре 1990 года все институциональные образования в ГДР упразднили, началась интеграция территорий и жителей восточных земель в состав ФРГ. После 41 летней вынужденной разлуки немецкий народ объединился вновь. 3 сентября считается датой окончательного объединение Германии ГДР и ФРГ.
Впрочем, объединение земель происходило не совсем безболезненно. Капиталистический бизнес мгновенно проник в восточные земли, уничтожив всю плановую экономику. Заводы, фабрики, аграрный сектор не выдержали конкуренции и рухнули вслед за берлинской стеной. Германии потребовалось провести колоссальные финансовые вливания в развитие вновь обретенных земель. Выровнять дисбаланс в уровни жизни в восточном и западном блоке не удалось даже сейчас. По оценкам специалистов в 2020 году благосостояние жителей бывшего ГДР на 30% ниже, чем по стране в целом.
Германия ФРГ и ГДР
Кроме того, Вы можете скачать приложение USAPROSTO RU в Google Play Маркет и оставайтесь в курсе последних новостей о США и странах Европы https://play.google.com/store/apps/details?id=com.wUSAPROSTORU_14449405
§ Уровни и единицы административно-территориального деления Земель Германии
Структура административно-территориального устройства (сокр. АТУ) Земель состоит из нескольких уровней, состав и название которых могут отличаться в разных землях Германии. Далее в списке представлены единицы АТУ от верхнего к нижнему:
- Административный округ (нем. Regierungsbezirk);
- Район (нем. Kreis, Landkreis); Внерайонные города;
- Управление (нем. Amt); Союз общин (нем. Samtgemeinde); Объединение общин (нем. Gemeindeverwaltungsverband)
- Община или коммуна (нем. Gemeinde)
Далее на рисунке 1 представлена схема административно-территориального деления Германии на уровне федерации и земель.
§ Бундесрат или Федеральный совет Германии, представительство Федеральных земель
Бундесрат (нем. Bundesrat) или Федеральный совет — это представительство федеральных земель Германии на федеральном уровне власти, он состоит из членов правительства каждой федеральной земли. Благодаря этому органу, все земли страны участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти страны. Примерно 1 раз в месяц проходят пленарные заседания (или заседания всех членов совета) Бундесрата, на эти заседания приезжают представители Правительств всех земель Германии. Бундесрат избирает своего председателя (нем. Präsident) сроком на 1 год. Федеральное правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Бундесрат проверяет и одобряет законы, принятые Бундестагом; законы, касающиеся вопросов, относящиеся к компетенции земель, не могут вступить в силу без одобрения Бундесрата. В Бундесрате существуют 16 комитетов, состоящих из профессионалов в определенной области, например, комитеты по финансам, здравоохранению, обороне и т.д. Данные комитеты дают членам Бундесрата свои рекомендации по поводу обсуждаемых законов.
Название на немецком | Bundesrat |
---|---|
Вид власти | Законодательная власть |
Состав | Председатель Бундесрата и 69 представителей Правительств 16 земель Германии |
Цели и задачи |
|
Местонахождение | Здание Бундесрата (Bundesrats-Gebäude), Берлин |
Веб-сайт |
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
§ Бундестаг, федеральный парламент Германии
Бундестаг (нем. Bundestag) или федеральный парламент — это законодательный орган Германии, он состоит из примерно 600-700 депутатов, избираемых гражданами страны сроком на 4 года. Депутаты являются представителями народа и свободно принимают решение при рассмотрении и принятии законов. Депутаты в Бундестаге, имеющие схожие политические цели и интересы образуют фракции или объединения депутатов. Также в Бундестаге действуют постоянные комитеты, выполняющие определенные задания, а также комитеты федеральных министерств; во главе каждого комитета находится председатель комитета. В Бундестаге проходят заседания для обсуждения и принятия новых законов, которые принимаются большинством голосов. Депутаты Бундестага выбирают председателя Бундестага (нем. Präsident) и его заместителей. Обсуждения в Бундестаге являются общедоступными, каждый может наблюдать за ними по телевизору, Интернету или с трибуны в здании, где проходят заседания. После принятия нового закона или изменений к закону, данный законопроект должен одобрить Бундесрат, а также подписать Федеральный канцлер, один из министров и Президент Германии.
Название на немецком | Bundestag |
---|---|
Вид власти | Законодательная власть |
Состав | Председатель Бундестага, его заместители и примерно 700 депутатов (представителей народа) |
Цели и задачи |
|
Местонахождение | Рейхстаг (Reichstag), Берлин |
Веб-сайт |
§ Роль партий в политической системе Германии
Политические партии — это объединения граждан, которые длительное время оказывают влияние на политическое сознание людей и участвуют или стремятся к участию в Бундестаге Германии или земельных парламентах.
Политические партии играют большую роль в политике ФРГ, они во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. В Конституции Германии говорится, что политические партии содействуют формированию политической воли граждан страны и могут свободно создаваться гражданами страны. Как Конституция (Основной закон), так и закон о политических партиях ФРГ (нем. Parteiengesetz) определяют основные положения устройства, деятельности, а также отчетности политических партий (ссылки ниже на странице).
В частности, политические партии в Германии имеют следующий круг задач:
- Разработка программы партии, в которой отражены ее цели;
- Выдвижение своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и в федеральных землях;
- Влияние на формирование общественного мнения и воли народа;
- Поддержка граждан в политической жизни;
- Влияние на политику в парламенте и правительстве страны.
В Германии действует принцип равноправия в отношениях государства с политическими партиями, это означает, что государственные органы власти одинаково обращаются со всеми политическими партиями, обеспечивая свободную конкуренцию партий.
§ Федеральное правительство и канцлер Германии
Федеральное правительство Германии (нем. Bundesregierung) — состоит из Федерального канцлера, главы правительства и министров. Каждый федеральный министр является главой какого-либо министерства страны. Федеральные министры назначаются президентом страны по предложению Федерального канцлера; министры ведут свои дела самостоятельно в рамках основных направлений политики Федерального канцлера. Всего в стране .
Федеральный канцлер Германии (нем. Bundeskanzler) — это важнейшая политическая должность страны; федеральный канцлер определяет основные направления политики страны и несет за них ответственность. Федерального канцлера выбирает Бундестаг по предложению президента Германии.
Название на немецком | Bundesregierung, Bundeskabinett |
---|---|
Вид власти | Исполнительная власть |
Состав | Федеральный канцлер (глава правительства) и министры (являющиеся главами федеральных министерств) |
Цели и задачи канцлера |
|
Цели и задачи правительства |
|
Местонахождение | Канцелярия федерального канцлера (Kanzleramtsgebäude), Берлин;Дворец Шаумбург (Palais Schaumburg), Бонн |
Веб-сайт |
Выкуп ФРГ граждан у ГДР
Пока существовали западная ФРГ и восточная ГДР Германия не имела возможности объединиться в единую страну. Власти обеих республик не признавали легитимность друг друга и всячески отказывались от ведения диалога. Тем не менее взаимодействие между простыми гражданами происходило на протяжении всех 40 лет.
Западные немцы принимали многочисленные попытки по вызволению из коммунистического плена бывших сограждан. Получить разрешение на выезд из ГДР квалифицированному специалисту было практически нереально. А за незаконный переход границы грозило реальное тюремное заключение сроком до 8 лет.
Альтернатива заключалась в «выкупе» тех, кто желал переехать. Чаще всего это были политические заключенные, родственники богатых немцев из ФРГ, или ценные специалисты. Всего за торговлю живым товаром ГДР получила около 3 млрд. марок.
Выкуп отдельных граждан происходил тайно, основная масса населения об этом ничего не знала. Правительство и спецслужбы предпочитали не афишировать происходящее. А вот отец денежной реформы Людвиг Эхвард, заняв пост главы ФРГ, разработал план по объединению Германии за счет выкупа у СССР всех восточных земель. Цена вопроса – 25 млрд. долларов США. Столько готовы были заплатить немцы за свое объединение в 1963 году. Однако американские кураторы посчитали план малоинтересным и невыполнимым и отказались от роли посредников в диалоге между Москвой и Бонном.
Германия в эпоху двух Мировых войн
Первая Мировая война (1914-18)
Германские императоры были могущественнейшими правителями Европы. Но в 1888 году на престол взошёл Вильгельм II — убеждённый сторонник агрессивной внешней политики и немецкого владычества над всей Европой. Новый император отстранил от должности канцлера Бисмарка и очень скоро настроил против себя английскую и российскую короны. В 1914 году началась Первая Мировая война. Германия и её союзники делали большие успехи на русском фронте, но терпели поражение на западном. Несмотря на мощную экономику и выход России из войны, Германия не могла более противостоять Англии и Франции. В ноябре 1918 года в Германии началась революция. Население не могло больше переносить тяготы войны и требовало отставки императора. Вильгельм II был вынужден покинуть престол и бежать в Нидерланды.
Веймарская республика
Первая Мировая война завершилась подписанием Версальского договора (1919), по которому Германия потеряла огромную часть своих территорий, была преобразована в Веймарскую республику и принуждалась к выплате контрибуций.
Ещё осенью 1918 в Германии разразилась гиперинфляция, почти полностью обесценившая национальную валюту. Условия Версальского мира сделали положение ещё более тяжёлым. Хотя Веймарская республика номинально считалась демократическим государством, в Германии стремительно усиливали своё влияние радикальные партии — как правые, так и левые. Центристские демократические партии практически не имели никакого веса, и чем беднее становилось население, тем меньше сторонников оставалось у демократов. Правительства постоянно сменяли друг друга, в стране царили хаос и нищета. Окончательно подорвал доверие народа к власти мировой экономический кризис, начавшийся в США в конце 1920-х годов.
Немцы мечтали о возрождении прежней империи и «сильной руке». Наибольшей симпатией у населения в это время стала пользоваться партия НСДАП, возглавляемая бывшим ефрейтором Адольфом Гитлером. В 1932 году партия Гитлера получила большинство голосов на парламентских выборах. Поддержку НСДАП начинают оказывать не только рабочие, но многие крупные промышленники, а также армейская верхушка. В 1933 году Гитлер становится рейхсканцлером. Он тут же вводит жёсткую цензуру в печати, объявляет вне закона коммунистическую партию, берёт курс на милитаризацию всей жизни и начинает создавать концентрационные лагеря для своих политических противников.
Помимо этого, Гитлер занялся укреплением федерального правящего аппарата. Германия стала унитарным государством, а права отдельных земель были ликвидированы.
Вторая Мировая война (1939-45)
Осенью 1939 года началась Вторая Мировая война. Буквально за два года немецкая армия сумела оккупировать практически всю Центральную и Восточную Европу. На оккупированных территориях проводилась политика террора, многие народности уничтожались физически, а представители остального населения использовались как дешёвая рабочая сила. Но на территории СССР Гитлера ждала неудача, уже в 1941 году был сорван наступательный план «Барбаросса», а во второй половине 1943 — немецкие части стремительно отступали на запад. Положение Германии усугублялось тем, что военным заводам не хватало сырья и рабочих рук. В мае 1945 года Красная армия и войска союзников заняли Берлин.
Предыстория
Впервые о необходимости разделении Германии на несколько отдельных «зон» лидеры стран большой тройки заговорили на Тегеранской конференции в 1943 году. До подписания акта капитуляции оставалось еще полтора года, но в падении фашистского режима никто из присутствующих уже не сомневался. Американский президент Франклин Рузвельт настаивал на дроблении Германии, предлагая создать на ее территории 5 отдельных государств:
- Гессен;
- Баварию;
- Саксонию;
- Ганновер;
- Пруссию.
Землям же Рура и Саары планировалось придать статус международной зоны.
Глава Англии Уинстон Черчилль оказался менее радикален, но тоже считал, что Германию следует превратить в:
- Пруссию;
- Рур;
- Южную Германию.
Иосиф Сталин не разделял мнение партнеров по коалиции, считая, что побежденная страна должна остаться в прежних границах. Впрочем, на тот момент, для СССР послевоенное устройство государственности противника являлось менее актуальным, чем открытие второго фронта.
В 1943 году представители стран коалиции не смогли прийти к консенсусу, и этот вопрос передали на обсуждение в лондонскую комиссию. Окончательное решение по нему приняли летом 1945 года на Потсдамской конференции: Германию поделили на 4 зоны влияния. Странами оккупантами выступили:
- Англия;
- США;
- СССР;
- Франция.
Кроме того, Судетскую область передали Чехословакии. Восточные земли Пруссии поделили между собой СССР и Польша. Австрия вновь обрела независимость
Изначально союзники не планировали расчленять страну на несколько отдельных государств. Основной своей задачей они считали демилитаризацию и денацификацию общества, а также послевоенное восстановление. К сожалению, найти общий язык представителям западного мира и советского общества не удалось. Разногласия между ними начались сразу же после завершения войны. Мелкие недопонимания очень быстро переросли в идейные противостояния двух политических систем, а заложниками этой борьбы стали простые немцы.
§ Краткие сведения о политической системе Германии
Страна Германия является федеративной республикой: в ее состав входят , обладающих политической самостоятельностью во внутренней политике, при этом оставаясь в политических и юридических границах самого государства или федерации. Таким образом политическая система страны включает в себя федеративный (или государственный) и региональный уровень, каждый из которых имеет свою систему законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом федеральное право имеет приоритет перед правом земель. Подробнее о государственном и территориальном устройстве Германии.
Германия является демократическим государством, имеющим развитую правовую и социальную системы. Основным законом страны является Конституция страны, определяющая основы и устройство правовой и политической систем страны, определяя основные права живущих в Германии людей, данные основные права не могут быть нарушены никаким политическим органом или лицом.
Краткая основная информация о политической системе, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, представлена в следующей далее таблице 1.
Таблица 1. Краткая информация о политической системе и устройстве Германии
Политическая система | |
---|---|
Политический режим | Демократия |
Форма государственного правления | Парламентская республика |
Форма государственного устройства | |
Характеристика государства | Правовое и социальное государство |
Экономическая система Германии | Социально-ориентированная рыночная экономика |
Основной закон | Конституция Германии |
Уровни власти | Федеральный и региональный (земель) |
Основные политические партии | CDU, CSU, SPD, AfD, FDP, Die Linke, Die Grünen |
Федеральный уровень | |
Глава государства | Федеральный президент |
Основные законодательные органы | Бундестаг (федеральный парламент) и Бундесрат (Федеральный совет) |
Состав бундестага | Депутаты |
Состав бундесрата | Члены правительства каждой федеральной земли |
Основной исполнительный орган | Федеральное правительство |
Состав правительства | Федеральный канцлер и министры |
Глава правительства | Федеральный канцлер |
Основные судебные органы | Конституционный суд и другие федеральные суды |
Уровень земель | |
Форма правления | Парламентская республика |
Основные законы | Конституции земель |
Основные законодательные органы | Ландтаги или парламенты земель |
Основные исполнительные органы | Правительства земель |
Основные судебные органы | Земельные суды первой инстанции |
Признаки и преимущества унитарных государств
Государство считается унитарным, если оно обладает следующими признаками:
- Отсутствие суверенитета у составных частей государства.
- Единая правовая связь физического лица и государства, выраженная в совокупности взаимных прав, ответственности и обязанностей.
- Единая исторически сложившаяся или установленная на законодательном уровне единица измерения денег.
- Единая система взаимосвязанных нормативно-правовых актов, обладающих юридической силой.
- Единый для всей страны учредительный правовой акт или их совокупность, имеющие верховенство на всей территории государства.
Достоинства унитарного государства:
- на территории всего государства действует единый основной закон, обладающий наивысшей юридической силой (конституция);
- равноправие всех административно-территориальных единиц государства;
- общая для всей страны система высших органов власти;
- все решения и юридические действия органов местного самоуправления контролируются и подчиняются парламенту, главе государства или правительству (в зависимости от формы правления);
- общий бюджет государства, то есть все финансы страны контролируются единой совокупностью финансовых служб или правительственных программ;
- расходы на содержание правительства и власти в целом не распыляются на федеральном уровне;
- общая судебная система;
- общий рынок;
- внутренние войска подчинены только центральным органам власти.
Из недостатков же можно выделить возможность поглощения всей государственной власти органами местного самоуправления. Более того, в случае возникновения конфликтов, они могут продолжаться на протяжении не одного столетия. Яркими примером является Великобритания и Северная Ирландия.
В связи с этим данная система управления государством подходит только тем странам, которые имеют небольшие территории. В противном случае власть не может быстро реагировать на возможные конфликты и недовольства. Как следствие, страдает качество контроля над административно-территориальными единицами.