Форма правления в великобритании
Содержание:
- Отношения с другими странами
- Экономические, социальные и правовые реформы
- Форма государственного устройства
- Типы государства
- Обзор администрирования
- Политико-территориальное устройство Великобритании.
- Признаки и преимущества унитарных государств
- Исполнительная власть
- История
- Различия Англии и Великобритании
- Определение формы правления
- Государственная служба
- Примечания
- Как появились государства
Отношения с другими странами
Внешняя политика Великобритании оказывает огромное влияние на мировую экономику. После распада Британской империи королевство возглавляет Содружество наций, которое представляет собой добровольное объединение бывших английских колоний и доминионов.
С 1949 года страна является постоянным членом НАТО, а с начала 1970-х гг. она также занимала руководящую позицию в ЕС. В 2016 году был проведен Референдум, в результате которого было принято решение о выходе королевства из Евросоюза. На данный момент Великобритания имеет очень тесные политические связи с США и многими европейскими державами.
Экономические, социальные и правовые реформы
Для преодоления кризисных явлений в экономике страны, и прежде всего стремительной инфляции после Второй мировой войны, правительству пришлось пойти на кардинальные реформы этой сфере. Традиционное невмешательство государства в развитие социально-экономической сферы стало корректироваться жестким контролем кабинета министров посредством бюджетной политики государства. Кроме того, в 1962 г. был создан Национальный совет экономического развития, принят пятилетний «Национальный экономический план» (в 1965 г.), проведена широкомасштабная национализация убыточных предприятий и отраслей промышленности.
Регулирование социальных отношений дополнилось законами, существенно расширяющими систему страхования работников и упорядочения пенсионного обеспечения, создающими единую систему здравоохранения в стране и совершенствующими систему начального, среднего и высшего образования. С 1992 г. введен в действие комплекс законов («Хартия граждан»), определяющих требования к качеству и основные критерии эффективности предоставляемых различным категориям поданных короны социальных услуг.
В последние годы в Великобритании прошла серия конституционных реформ, направленных на совершенствование государственного строя, в ходе которых Шотландия получила право на создание своего парламента, а Уэльс и Северная Ирландия — ассамблеи (в 1998 г.). В рамках парламентской реформы существенным изменениям подверглось формирование палаты лордов, что выразилось в существенном сокращении числа пожизненных пэров.
В настоящее время Великобритания продолжает оставаться конституционной монархией, в которой монарх формально является главой государства, но с полномочиями, фактически значительно урезанными в пользу кабинета министров. Он командует вооруженными силами страны, имеет право назначения премьер-министра и министров, других высших государственных чиновников, объявления войны и мира, помилования, наложения вето на решения парламента, его созыва и роспуска и т.д. Однако в соответствие с принципом контрасигнатуры все его акты не могут вступить в действие без подписи главы правительства и одного из министров.
Значительную роль в обществе играет судебная система, реформированная в 1970—1990-х гг.
Высшей апелляционной инстанцией, как и прежде, является палата лордов. Она состоит из лорда-канцлера и специальных лордов-судей. Верховный суд Англии и Уэльса, складывающийся из трех отделений — королевской скамьи, канцлерского и семейного, включает в себя три самостоятельных учреждения — Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны (1971 г.). В свою очередь, Отделение королевской скамьи состоит из Суда адмиралтейства и Коммерческого суда.
Судами первой инстанции, рассматривающими подавляющее большинство всех дел, являются 350 судов графств (гражданские дела) и магистратские (мировые) суды (уголовные дела).
Кроме перечисленных судов, в государстве действуют также специализированные суды — трибуналы (промышленный, суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы предпринимательства, служба парламентского уполномоченного по делам администрации, суд коронера, военные и церковные суды).
Все судебные инстанции формируются путем назначения: высшие — монархом по представлению премьер-министра, низшие — лорд-канцлером.
показать содержание
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Типы государства
Существует несколько основных подходов к определению типологии государства: формационный, технократический и цивилизационный.
Формационный подход
С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интересы рабовладельцев.
Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие ему типы государства):
- рабовладельческая;
- феодальная;
- буржуазная.
В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.
Технократический подход
Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства.
Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии:
- аграрный;
- промышленный (индустриальный);
- постиндустриальный (информационный).
- Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, например, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уровню отвечает деспотическое государство. Таким, например, государством был Древний Египет.
- Индустриальный тип технологии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, признающее свободу и юридическое равенство людей. К этому типу относилось, например, большинство государств Западной Европы в XIX – начале XX в.
- Современным информационным технологиям, вовлекающим в производство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.
Цивилизационный подход
С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества – это история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций.
Если, с точки зрения Маркса, все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то, с точки зрения Тойнби, цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга.
Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др., породившие соответствующий только им исторический тип государства.
Типологии и формы государства
Обзор администрирования
Страна | Соединенное Королевство | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Великобритании | Англия | Уэльс | Шотландия | Северная Ирландия | |||||
Область полномочий |
Районы Администрации Большого Лондона и совмещенные органы власти , другие районы |
||||||||
Лейтенантский район | Церемониальные графства | Сохранившиеся округа | Лейтенантские районы | Лейтенантские районы | |||||
Тип округа | Неметрополит | Столичный | Уникальный | ||||||
Район совета графства | Двухуровневая муниципальная зона | Унитарной власти области | Никто | Никто | Лондонский Сити | Острова Силли | Основные области | Области совета | Районы |
Округ | Пригородные округа | Столичные районы | Районы Лондона | ||||||
Приход | Гражданские приходы | Подопечные | Гражданские приходы | Сообщества | Сообщества | Гражданские приходы |
- Заметки
Маркеры выше указывают на соответствующие статьи, если таковые имеются.
- Может иметь статус города, района или королевского округа.
- Есть совет
- Имеет законодательный орган
- Может быть совет
- Sui generis унитарный орган. Ни графство, ни часть Корнуолла . Полномочия аналогичны графству на материке.
- Может иметь статус города, поселка, деревни или района. Не во всех регионах Англии есть приходы.
- Области совета графства, составляющие один округ. Совет находится на уровне округа или округа.
Политико-территориальное устройство Великобритании.
Великобритания – сложное унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией. Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Они считаются ассоциированными членами Королевства Великобритании и Северной Ирландии, имеют свои законодательные органы (по местным вопросам). Кроме того, Великобритания имеет колониальные владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар.
Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией. В Северной Ирландии есть парламент, избирающий исполнительный совет. Парламент вправе принимать законы по вопросам хозяйства, финансов и налогов региона, общественной безопасности, здравоохранения, образования, защиты природных ресурсов. В то же время существует международная наблюдательная (за сохранением мира) англо-ирландская комиссия, а также международная комиссия для разоружения враждующих сторон (католиков и протестантов).
Шотландия и Уэльс получили с 2000 г. автономию разную по своим полномочиям. Парламент имеет право принимать законы и устанавливать местные налоги, представительный орган Уэльса таких прав не имеет. Шотландский Парламент будет контролировать сферу здравоохранения, образования, полицию, но политика в области обороны, международных дел, валютного и денежного регулирования останется за центром. Полномочия Парламента Уэльса ограничиваются вопросами экономического развития автономии, образования, культуры и экологии. Он сам будет распоряжаться дотациями из центра.
Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором.
Территория Англии и Уэльса разделена на графства, а графства – на округа. Шотландия разделена на 32 единицы местного самоуправления. Северная Ирландия делится на графства. После реорганизации управления Большим Лондоном в его округах есть советы и мэры, но в Большом Лондоне нет ни мэра, ни совета.
Округа в графствах делятся на приходы или общины – низовое звено административно-территориального деления.
Во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на четыре года. Лишь в малых приходах решения принимаются на общих собраниях (сходах) жителей – лиц, обладающих избирательным правом. В выборах советов могут участвовать граждане Содружества, а также граждане Ирландской Республики, удовлетворяющие избирательным цензам и проживающие на территории данного совета.
Существует контроль из центра:
– наряду с законами Парламента министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб;
– существует институт адаптивных законов; по существу, это не законы Парламента, а типовые инструкции министерств, которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов;
– контроль осуществляется в форме министерского инспектирования (проверки работы), правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т. д.);
– министры могут организовывать специальные расследования, если в подконтрольных им службах местных советов обнаружатся «нечестные действия»;
– контроль обеспечивается тем, что многие чиновники муниципального управления должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих министерств.
Признаки и преимущества унитарных государств
Государство считается унитарным, если оно обладает следующими признаками:
- Отсутствие суверенитета у составных частей государства.
- Единая правовая связь физического лица и государства, выраженная в совокупности взаимных прав, ответственности и обязанностей.
- Единая исторически сложившаяся или установленная на законодательном уровне единица измерения денег.
- Единая система взаимосвязанных нормативно-правовых актов, обладающих юридической силой.
- Единый для всей страны учредительный правовой акт или их совокупность, имеющие верховенство на всей территории государства.
Достоинства унитарного государства:
- на территории всего государства действует единый основной закон, обладающий наивысшей юридической силой (конституция);
- равноправие всех административно-территориальных единиц государства;
- общая для всей страны система высших органов власти;
- все решения и юридические действия органов местного самоуправления контролируются и подчиняются парламенту, главе государства или правительству (в зависимости от формы правления);
- общий бюджет государства, то есть все финансы страны контролируются единой совокупностью финансовых служб или правительственных программ;
- расходы на содержание правительства и власти в целом не распыляются на федеральном уровне;
- общая судебная система;
- общий рынок;
- внутренние войска подчинены только центральным органам власти.
Из недостатков же можно выделить возможность поглощения всей государственной власти органами местного самоуправления. Более того, в случае возникновения конфликтов, они могут продолжаться на протяжении не одного столетия. Яркими примером является Великобритания и Северная Ирландия.
В связи с этим данная система управления государством подходит только тем странам, которые имеют небольшие территории. В противном случае власть не может быстро реагировать на возможные конфликты и недовольства. Как следствие, страдает качество контроля над административно-территориальными единицами.
Исполнительная власть
Функции исполнительной власти принадлежат Правительству.
Входная дверь резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит
Высшей инстанцией Правительства является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.
Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая коллективно «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.
В ноябре 2005 года правительство Тони Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом, а также коалиционные, более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство голосов. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с оппозиционными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.
История
Эйлер диаграмма из Британских островов
Эта структура была образована союзом, согласованным между бывшими суверенными государствами , Королевством Англии (включая Княжество Уэльс ) и Королевством Шотландия в Договоре о Союзе, и введенном в действие Актами Союза 1707 года для образования единого Королевства Великого. Великобритания (1707–1800); за которым последовал Акт Союза 1800 , который объединил Великобританию с Королевством Ирландия, чтобы сформировать Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии . Независимость от Ирландского свободного государства в 1922 году, после раздела Ирландии , в результате нынешней Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии .
Уэльс был включен в английскую правовую систему через законы Уэльса 1535-1542 гг. , Более ранний Статут Руддлана ограничивал, но не отменял валлийский закон после эдвардианского завоевания в 1282 году. В результате Англия и Уэльс рассматриваются как единое целое. для некоторых целей, главным образом, что они имеют правовую систему (см английское право ), в то время как Шотландия и Северная Ирландия имеют отдельную правовую систему (см шотландцы закона и Северной Ирландии закон ).
Северная Ирландия была первой частью Британских островов с автономным правительством в соответствии с Законом о правительстве Ирландии 1920 года , и это продолжалось до тех пор, пока парламент Северной Ирландии не был приостановлен в 1972 году. После периода прямого правления Вестминстерского правительства и некоторых других стран. После неудачных попыток восстановить автономное правительство во время Неприятностей , нынешняя Ассамблея Северной Ирландии была создана в 1998 году и в настоящее время действует после ряда периодов приостановки. Сложная история Северной Ирландии привела к разным взглядам на ее статус. Термин «провинция» часто используется юнионистами и британскими комментаторами для обозначения Северной Ирландии, но не националистами .
Различия Англии и Великобритании
Многие и в настоящее время думают, что Англия и Великобритания это одно и тоже, т.е. слова синонимы, которые двусторонне заменяют друг друга. На самом деле это не так. Мы вам расскажем, чем отличается Англия и Великобритания, а также упомянем про то, что такое Шотландия и что такое Уэльс.
География
Объединенное королев включает в свой состав все перечисленные ранее области: Уэльс, Северную Ирландию, Англию и Шотландию. Также, стоит знать, что слово Великобритания это некое сокращение. Такое же, как Беларусь вместо Республика Беларусь. Полное имя Великобритании звучит, как: Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Можно еще говорить: Соединенное Королевство. Именно в это сочетанное королевство и входят страны.
Самая крупная в составе Великобритании это Англия, которая занимает больше половины ее территории. После идет Шотландия (около трети всей площади). Уэльс вообще занимает всего одну десятую площади Великобритании. Ну, а Северная Ирландия вообще совсем чуть-чуть: около 14 тысяч квадратных километров. Для сопоставления — площадь Республики Беларусь составляет 207600 квадратных километров.
Каждая из этих стран, вмещающихся в королевство имеет свою сложную структуру и административное деление.
У Великобритании, кроме всего прочего есть еще и четырнадцать заморских территорий. Например: Бермуды, Гибралтар, Каймановы острова, Фолклендские острова.
Есть еще 3 коронных территории (т.е. территории, принадлежащие короне). Например, остров Мэн.
Согласитесь — у Великобритании сложное административное деление. То ли дело в нашей унитарной стране — Беларуси. В Беларуси — одна столица, шесть областей и один президент, который за всю историю Республики Беларусь ни разу не менялся.
Языковые оттенки
В английском языке существуют понятия:
- “Great Britain” (дословно — “Великобритания”), которое используется в отношении трёх главных регионов — Англии, Уэльса и Шотландии.
- “British Islands” (“британские острова”) — так англичане называют всё своё королевство, включая коронные земли.
- “England” (“Англия”) — такое название применяется к одной из областей, расположенных на острове Великобритания. Долгое время Англия была самостоятельным королевством, а в 1707 году произошло её объединение с королевствами Шотландия и Уэльс.
Таким образом, жители Соединённого Королевства проводят чёткую границу между названием острова, входящего в состав британского архипелага, названием своей страны и названием отдельной административной единицы.
Флаги
Англия имеет свой флаг — красный крест на белом полотнище. Это крест Святого Георгия, который считается небесным покровителем Англии с середины XIIIв. А на флаге он стал изображаться с середины XVIв.
Флаг Великобритании неоднократно менялся. В настоящее время используется вариант принятый в 1801 году. В этот год свершилось объединении Англии с Ирландией. С тех пор флаг гордо именуется “Юнион Джек”. На флаге присутствуют символы Шотландии, Северной Ирландии и Англии — белый крест на синем фоне, красный скошенный крест на белом и прямой красный крест.
Юнион Джек — неофициальное название флага современного государства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
А вот символа Уэльса — красного дракона, на общем флаге королевства нет.
Есть еще и такой понятие как “Содружество наций”. Это добровольное объединение независимых государств, которые ранее входили в Британскую империю на правах колоний, доминионов и протекторатов. К ним относятся такие страны как сама Великобритания, Мозамбик, Уганда, Камерун, Индия, Пакистан, Канада, Австралия. Всего членов Содружества 16.
Гербы
Если говорить о гербе Великобритании, то он является графической собственностью королевы Елизаветы Второй.
Интересным фактом является то, что символика Уэльса не отражена и на гербе страны.
На гербе Великобритании имеется щит, содержащий элементы гербов Англии, Шотландии и Ирландии.
Щит поддерживают лошадь и свирепый лев, а сам щит разделен на 4 части:
- в первой и четвертой из которых расположен герб Англии;
- во второй части — герб Шотландии;
- в третьей части — герб Ирландии.
Так герб Англии является частью герба Великобритании.
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
- В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
- В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Формы власти показывают:
- как создаются высшие органы власти в государстве,
- их структуру,
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Государственная служба
Государственная служба Великобритании (англ. Civil Servie)— постоянная, политически-нейтральная государственная организация, которая поддерживает функционирование министерств правительства Её Величества при исполнении их обязанностей. В отличие от прочих демократий, в результате смены правительства, основная структура государственной службы остаётся неизменной, а сами госслужащие могут быть переформированы и направлены в различные госучреждения в зависимости от приоритетов того или иного политического курса, выбранного новым правительством.
Ядро гражданской службы организовано в виде целого ряда Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним старшим и небольшой командой младших министров. В большинстве случаев министр состоит в должности государственного секретаря и является членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется старшим госслужащим, которым, в большинстве департаментов, является Постоянный секретарь. Большая часть госслужащих занята в исполнительных агентствах правительства, подотчётных соответствующим департаментам.
За ядром организации британской гражданской службы прочно закрепилось название «Уайтхолл», потому что большинство департаментов имеют головные офисы с адресом на улице Уайтхолл.
Примечания
Источники
- (англ.). www.lawteacher.net. Дата обращения: 14 января 2021.
- Alex Dean. (англ.). Prospect Magazine (17 декабря 2020). Дата обращения: 14 января 2021.
- (англ.). UK Parliament. Дата обращения: 29 апреля 2017.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 июня 2015.
- Правовые системы стран мира :Энциклопедический справочник /Авт. кол. : Ф. М. Решетников, У, З. Батлер, В. В. Бойцова и др. ; Отв. ред. А. Я. Сухарев. −2-е изд. изм. и доп. -М. :Норма, 2001. — ISBN 5-89123-527-7, C. 24-45
- . РАПСИ (6 октября 2017). Дата обращения: 13 июля 2019.
- Конституционное право зарубежных стран : учебник / В. Е. Чиркин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2000. — ISBN 5-7975-0267-4, C. 349—370
- Иностранное конституционное право / Под редакцией проф. В. В. Маклакова. — М.: Юристъ, 1996. — C. 39—68. — ISBN 5-7357-0102-9.
- . www.parliament.scot (8 августа 2018). Дата обращения: 16 января 2021.
- (англ.). Oxbridge Applications. Дата обращения: 16 января 2021.
- (англ.). HeraldScotland. Дата обращения: 16 января 2021.
- . www.parliament.scot (8 июля 2018). Дата обращения: 16 января 2021.
- (англ.). Centre on Constitutional Change. Дата обращения: 13 января 2021.
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.