Внутреннее устройство православного храма (общие сведения)
Содержание:
- Архитектурные особенности храмовых построек
- Покровский собор или храм Василия Блаженного
- Части храма
- Биография Василия Блаженного
- Канон и творчество
- Казанский собор
- Успенский собор на Соборной площади
- Церковь Рождества Богородицы в Путинках
- Китай-город
- Пушкинская
- Святые источники в Подмосковье
- Святые источники Москвы
- Описание внутреннего строения храма
- Горнее место и жертвенник
- Чеховская
- Архангельский собор
- Храм Христа Спасителя
- История храма
Архитектурные особенности храмовых построек
Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.
Внешнее устройство православного храма
По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).
Формы храма
В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:
- крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
- прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
- круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
- восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.
Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.
Купол храма
Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:
- одна – означает единство Господа;
- три – являются знаком Святой Троицы;
- пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
- семь – по числу главных церковных Таинств;
- тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.
Разновидности церковных куполов
Церковные колокола
Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:
- благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
- трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
- перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.
Крест на храме
Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:
- четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
- шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
- восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».
Покровский собор или храм Василия Блаженного
Разноцветные купола этого храма — одна из визитных карточек столицы. Он прошел сквозь время, сохранив свою уникальную красоту. Полюбоваться сооружением приезжают с разных уголков России.
Среди всех соборов страны Покровский признан самым многоглавым, так как его комплекс объединяют друг с другом сразу 10 церквей. Из них 9 были возведены еще в XVI веке приказом Ивана Грозного в честь победоносной войны с Казанским ханством. Первую и центральную церковь освятили в день праздника Покрова Богородицы, что и дало имя всему собору. Только через несколько лет у стен постройки похоронили знаменитого чудотворца Василия Блаженного. Тогда же была пристроена 10-я церковь, после чего храм стали часто называть именем святого.
Части храма
Устройство церкви имеет свои особенности. Православный храм состоит из трех частей: притвора, собственно храма и алтаря. Наличие алтаря является обязательным условием. Прообразом послужило убранство Иерусалимского храма ветхозаветных времён.
В раннехристианские времена притвор являлся местом для оглашенных (готовящихся принять крещение). Раньше таинство Крещения совершали несколько раз в году, поэтому притвор строился значительного размера. Когда крещение людей стало регулярным и в младенческом возрасте, то необходимость во вместительных притворах отпала. Сейчас в некоторых храмах притворы полностью отсутствуют. А если они есть, то преимущественно в качестве теплоизоляционного помещения. В притворе могут размещать свечной ящик. Иногда там ставится канун (столик для свечей за упокой),
По церковному уставу в притворе должны совершаться литии на вечернях. Однако в современной практике это бывает редко. Размеры притвора не позволяют разместить духовенство и прихожан.
Биография Василия Блаженного
В биографии святого много белых пятен: житие, древнейший список которого датирован 1600 годом, не так подробно рассказывает о его жизни, и практически единственным источником сведений о нём стали городские легенды и предания.
Василий родился в 1469 году в селе Елохово (в настоящее время находится в черте Москвы), на паперти, куда его мать пришла молиться о «благополучном разрешении». Его родители были простыми крестьянами, а сам Василий — трудолюбивым и богобоязненным юношей, и подростком его отдали в обучение сапожному мастерству.
Дар прозрения обнаружился случайно: согласно легенде, к сапожнику, помощником которого работал Василий, пришёл купец, попросивший сделать для себя такие сапоги, которые он не износил бы до самой смерти. Василий, услышав это, рассмеялся и заплакал; когда купец ушёл, мальчик объяснил сапожнику, что заказчик действительно не сможет их износить, потому что скоро умрёт и даже не наденет обновку. Так и случилось: уже на следующий день купец умер.
В 16 лет он отправился в Москву и до самой смерти совершал подвиг юродства: и в зной, и в стужу Василий круглый год ходил без одежды (по этой причине он получил прозвище Василий Нагой) и ночевал под открытым небом, подвергая себя лишениям. Юродивый обитал в районе Красной площади и Китай-города, после постройки Китайгородской стены нередко ночевал у Варварских ворот. Всю свою жизнь он словом и на собственном примере учил народ нравственной жизни и обличал ложь и лицемерие, совершая подчас довольно странные поступки: то торговый лоток раскидает, то камнями в дома бросается — рассерженные горожане били чудаковатого человека, но потом оказывалось, что его поступки были праведными, просто их не сразу поняли. Василий покорно принимал побои и благодарил за них Бога, и в нём признали юродивого, Божьего человека и обличителя неправды. Его почитание быстро росло, к нему приходили за советом и исцелением.
Василий Блаженный застал правление Ивана III и Ивана IV Грозного, и, как отмечают историки, был едва ли не единственным человеком, которого опасался Иван Грозный, полагая его провидцем сердец и мыслей человеческих. Грозный приглашал его на приёмы, а когда Василий тяжело заболел — лично навещал его с царицей Анастасией и детьми.
Юродивый умер 15 августа 1552 (возможно, 1551) года и был похоронен на кладбище Троицкой церкви, что на Рву. Гроб с его телом несли сам Иван Грозный и ближайшие к нему бояре, а погребение совершил митрополит Московский и всея Руси Макарий.
В 1555-1561 годах вместо Троицкой церкви в память взятия Казани по приказу Ивана Грозного был построен Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. После канонизации святого в 1588 году к новому собору пристроили церковь в честь Василия Блаженного, которая расположилась над местом его захоронения. Поэтому в народе Покровский собор стали называть Храмом Василия Блаженного.
Канон и творчество
О традициях проектирования Царских врат и задаче зодчего рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «Царские врата — это врата Рая, Царствия Небесного. Из этого мы и исходим при их создании. Царские врата должны быть размещены строго по центру, по оси храма (за ними должен быть Престол, дальше — горнее место). Царские врата — обычно самая украшенная часть иконостаса. Украшения могут быть самые разные: резьба, золочение; на барочных иконостасах вырезали виноградные лозы, райских животных. Встречаются Царские врата, на которых все иконы помещены в рамки-храмы, увенчивающиеся многочисленными главками, что символизирует Небесный Град Иерусалим». Царские врата, как святыня, могут переходить из одного храма в другой. «Иногда смотришь, а Царские врата не из общего ансамбля. Потом выясняется, что это врата XVI века, их в советское время бабушки спрятали перед закрытием или разрушением храма, а теперь эти врата опять на своем месте, а иконостас новый», — продолжает Андрей Анисимов. Как правило, на Царских вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение. Но внутри этих тем возможны варианты. «Может быть изображено только Благовещение в рост, — поясняет архитектор. — Если врата маленькие, вместо евангелистов могут быть размещены их символы-животные: орел (символ апостола Иоанна Богослова), телец (апостол Лука), лев (апостол Марк), ангел (апостол Матфей). Если в храме кроме основного алтаря еще два придела, тогда на центральных Царских вратах могут изобразить Благовещение и евангелистов, а в боковых приделах — на одних вратах Благовещение, а на других — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов чинопоследований Божественной литургии». Над вратами чаще всего помещается изображение Тайной Вечери, но может быть Христос, причащающий апостолов («Евхаристия») или Троица. Иконография Царских врат (Благовещение и Евангелисты) показывает нам путь, которым можно войти в Райские врата — путь спасения, который открывается Благой вестью о рождении Спасителя и раскрывается в Евангелии. У зодчего при проектировании Царских врат остается поле для творчества. Царские врата, как и иконостасы, могут быть деревянными, каменными, мраморными, фарфоровыми, железными. «Для промышленника Демидова самым дешевым материалом было железо — он делал иконостасы из железа. В Гжели — иконостасы из фарфора. В Греции, где много камня, алтарная преграда из камня. В греческом иконостасе Царские врата низкие, по грудь, проем между вратами и аркой — большой. При закрытых Царских вратах, но при отдернутой завесе видно Престол, горнее место, то, что происходит в алтаре, хорошо все слышно».
Казанский собор
Удивительно, но в стране есть не один, а сразу два храма с таким названием. Первый и самый большой расположился на Казанской площади в Санкт-Петербурге. Второй находится в столице на Никольской улице. Имя обоим сооружениям дано в честь иконы Казанской Божией Матери.
Согласно легенде, спустя 27 лет после захвата Иваном Грозным Казани город охватил пожар, как нередко случалось в то время. Пострадало немало домов, в том числе и тот, что принадлежал семье стрельца Онучина. После его дочери Матроне приснился сон, в котором Богородица попросила девочку под развалинами сгоревшего дома отыскать икону. Так и была обнаружен чудотворный образ.
Казанский собор, украшающий Красную площадь, относится к традиционной храмовой архитектуре Москвы, вы обязательно должны его увидеть. Именно в нем по сей день хранится знаменитая икона, почитаемая в народе.
Успенский собор на Соборной площади
Величественное сооружение заслуженно считается жемчужиной Красной площади и занимает почетное место в списке лучших храмов Москвы. Когда-то именно Успенский собор был первым Кафедральным храмом России. Его строительство в 1326 году велось по указу Ивана Калиты, но позднее место деревянной постройки в 1479 году заняли стены из белого камня. Крытые золочеными медными листами купола появились уже в 1547 году по волеизъявлению Ивана Грозного.
Вы увидите собор, в котором в XVI , и в XVII веке российские цари короновались и венчались. Кроме того, территория собора использовалась как место захоронения патриархов и митрополитов.
Богослужения в праздничные дни в соборе проводятся с 1955 года. А в 1991 году храм включили в состав «Московского Кремля» — музея-заповедника государственного значения.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
В начале улицы Малой Дмитровки расположена небольшая церковь, уникальная тем, что с ее строительством окончилась настоящая архитектурная эпоха. Для XX века церковь является единственной в столице постройкой, оборудованной 3 шатрами.
Привлекает внимание и нестандартное решение фасада – его словно и вовсе нет. При этом с любой точки видно богатый декор достопримечательности
Четверик вытянутой формы ориентирован с севера на юг, что крайне необычно для православных храмов, преимущественно возводимых в направлении с запада на восток. Колокольня также находится не с западной, традиционной стороны, а с северо-восточной, около трех шатров, вытянувшихся в ряд.
В церкви храма Рождества Богородицы богослужения не проводятся с 1935 года. Но она, в отличие от множества схожих по архитектурной задумке соборов, не перестраивалась. А украшения фасада сооружения сохранились в оригинальном виде.
Китай-город
Храм Троицы Живоначальной в Хохлах
Храм Зачатия праведной Анны, «что в углу»
Храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах
Храм Всех Святых на Кулишках
Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке
Храм преподобного Симеона Столпника за Яузой
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах
Храм вмц. Варвары на Варварке
Храм Воскресения Словущего в Борошах и колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Казенной слободе
Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе
Храм вмч. Георгия Победодносца в Старых Лучниках
Собор иконы Божией Матери »Знамение» б. Знаменского монастыря
Храм прор. Илии на Новгородском подворье
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Варварке
Храм прп. Максима Исповедника на Варварке
Храм вмч. Никиты (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе
Храм свт. Николая в Кленниках
Храм свт. Николая в Котельниках
Храм свт. Николая »Красный звон»
Храм свт. Николая в Подкопаях
Храм свв. апп. Петра и Павла у Яузских ворот
Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (на Стрелке)
Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках с колокольней и надвратным храмом иконы Божией Матери »Взыскание погибших»
Храм Троицы Живоначальной в Никитниках (Грузинской Божией Матери)
Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву)
Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Собор усекновения главы Иоанна Предтечи
Домовый храм прп. Елисаветы
Часовня св. Иоанна Предтечи
Пушкинская
Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот (Большое Вознесение)
Храм бессребреников Космы и Дамиана (Благовещения) в Шубине
Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря
Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной
Храм преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) у Никитских ворот
Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение)
Храм иконы Божией Матери »Знамение» за Петровскими воротами
Бывший Высокопетровский монастырь
Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря
Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря
Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря
Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря
Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря
Часовня-усыпальница Нарышкиных
Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря
Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря
Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря
Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря
Часовня-усыпальница Нарышкиных
Святые источники в Подмосковье
Немало чудесных источников, помогающих исцелиться, находится в городах Московской области. Их список довольно внушительный, но самыми посещаемыми и известными являются следующие места:
- Мураново. Здесь находится несколько источников. Среди них выделяется колодец в честь Казанской иконы Божией Матери. Ехать сюда нужно по Ярославскому шоссе, на 44-м км повернуть на указателе.
- Звенигород. Чтобы попасть к источнику, нужно 10 мин. потратить на пешую прогулку от Саввино-Сторожевской обители. Там оборудована купальня для паломников и небольшая часовня.
- Гремячий ключ в Сергиевом Посаде (Взгляднево). Оснащен купелью. Располагается на речке Вондига, около деревни Взгляднево.
Посещая святые источники и монастыри, прикладываясь к чудотворным иконам и святым мощам, прежде всего, нужно иметь крепкую веру и упование на милость и помощь Божию. В противном случае паломничество станет туристическим путешествием, не затрагивающим душу. Если человек окунается в ледяные воды святых источников без веры и молитвы, он может просто заболеть от холода.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Святые источники Москвы
Источники милостью Божией имеют особую благодать, некоторые из них оснащены купальнями. Верующие окунаются в святые воды и получают исцеления.
В столице расположено несколько источников:
- Холодный (Сергиевский) святой источник. Предание гласит, что прп. Сергий Радонежский хотел основать на этом месте обитель. Источник находится в Теплом Стане, в районе дома 132/8 на ул. Профсоюзной.
- Источник в Татарском овраге. Место собирает множество паломников. Верующие отмечают значительное улучшение общего состояния после посещения родника. Он находится в Москворецком парке, в районе ул. Осенней, 18. Ориентир – церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
- Кадочка. Сюда особенно спешат люди, страдающие бесплодием. Находится в Голосовом овраге, относится к музею-заповеднику Коломенское. Ориентир – храм Вознесения Господня.
Описание внутреннего строения храма
План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.
Притвор
Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.
Внутреннее устройства христианского дома
Основная, или средняя часть
Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.
Солея
Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.
Амвон
Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.
Клирос
Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.
Иконостас
Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем
Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:
- на Царских Вратах изображается Благовещение Царицы Небесной вместе с иконами четырех апостолов, написавших Евангелие;
- справа висит образ Спасителя;
- за ним располагается икона, по имени которой освящен собор;
- слева от Царских Врат располагают лик Пресвятой Девы Марии и самого почитаемого святого угодника;
- на дополнительном входе в алтарь пишутся Архангелы;
- над Благовещением изображается Тайная Вечеря, рядом с которой находятся образы двунадесятых празднеств;
- над иконостасом располагается распятие;
- рядом пишется лик Царицы Небесной и Иоанна Богослова.
Иконостас может состоять из неограниченного количества рядов, где вешают иконы Богоматери, разных святых или сцен из Святого Писания.
Совет автора
Алтарь
По традиции храмового зодчества его всегда устраивают на востоке, обращая к восходу небесного светила. Состоит он из нескольких частей:
- Святого Престола, где совершаются Таинства;
- небольшого возвышения в задней части для креста и семисвечника;
- жертвенника, на котором подготавливаются Священные Дары;
- маленьких помещений, где хранятся праздничные ризы и церковная утварь для богослужений.
Основной частью алтаря является Святой Престол, который выглядит, как массивный квадратный стол, изготовленный из прочного камня или дерева. Метафорически он принадлежит самому Всевышнему. С него подается духовная пища, которая может вкушаться всеми верующими, с какой стороны света они бы ни пришли.
Схематическое изображение алтаря
Во время возведения церкви под Престол обязательно закладывают мощи святого. После освящения собора алтарь начинает символизировать Небесное Царство на земле и ассоциируется с райскими образами. Входить сюда разрешено только священникам, ведущим богослужение, или же Божьим помазанникам. Обычным прихожанам проход через Царские Врата строго запрещен.
Храм Господень, коим является здание православной церкви, имеет очень сложное строение. Современная православная архитектура берет свое начало с раннехристианских времен, а потому каждый элемент внутри или снаружи храма имеет глубокий сакральный смысл.
Горнее место и жертвенник
Пространство за престолом с восточной стороны именуется Горним местом. Здесь может располагаться архиерейское кресло, а вокруг него скамьи для священников. Также в некоторых церквях это место для подсвечника или лампады. Согласно Откровению, вокруг Божьего престола сидели цари и Его священники.
Светильник, который стоит за престолом и имеет 7 ветвей с лампадами, называется семисвечником. Это символизирует семь церковных таинств. Подобный светильник (менора) находился также в ветхозаветном Иерусалимском храме.
Также обязательным элементом храмового алтаря является Жертвенник. Он представляет собой стол, подобный престолу (одного с ним размера или меньше). Жертвенник символизирует место рождения Христа, а также место крестных страданий. На нем находятся литургические сосуды с их принадлежностями для совершения проскомидии, кадило. Рядом расположен столик для церковных записок.
Чеховская
Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Храм иконы Божией Матери »Знамение» за Петровскими воротами
Бывший Высокопетровский монастырь
Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря
Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря
Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря
Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря
Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря
Часовня-усыпальница Нарышкиных
Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря
Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря
Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря
Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря
Часовня-усыпальница Нарышкиных
Архангельский собор
На Соборной площади строительство храма велось с 1505 по 1508 год. Руководил этим масштабным проектом зодчий итальянского происхождения Алевиз Новый. Прежде данный участок занимал собор, построенный в XV веке. В период с 1599 по 1765 год архиереи, состоявшие при Архангельском соборе, исполняли обязанность по совершению особых панихид в те дни, когда происходило поминовение почивших царей и князей.
Стены этого сооружения до сих пор смотрятся очень эффектно. Они построены из красного кирпича и декорированы белым камнем. Если всмотреться в декор фасада, то можно без труда различить характерные черты эпохи итальянского Возрождения. Роспись, сохранившаяся с 1652-1666 годов, была выполнена известными мастерами Иосифом Владимировым, Степаном Разанцем и Яковом Казанцем. Также на территории храма располагаются 54 древних захоронения.
Храм Христа Спасителя
Признан самым большим храмовым комплексом в России. Высота сооружения составляет 105 м, а стать участниками службы одновременно могут 10 тысяч прихожан. После того как сооружение было уничтожено после Октябрьской Революции, его удалось восстановить только в 2000 году. Поэтому сегодня собор считается еще и одним из самых юных в Москве. В храме проводит службы Патриарх Московский, а также проходят совещания Архиерейских соборов. Самые значимые мероприятия православной жизни города также часто организуются на его территории.
В свое время строительство святыни было приурочено к победе в Отечественной войне 1812 года. При Сталине храм взорвали. Но по чудом сохранившимся чертежам постройку воссоздали после отмены советской власти. И сейчас осмотреть его можете и вы.
Ежедневно, кроме понедельника, тысячи верующих направляются на улицу Волхонка 45, чтобы стать участниками службы. Никакой оплаты за вход не взимается. Если ехать на метро, то ориентиром станет станция Кропоткинская.
Посетить в храме можно не только центральный зал. Обязательно поднимитесь на смотровые площадки, откуда открывается необыкновенный вид на столичные пейзажи.
История храма
Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».
Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись
Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам» (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые «катакомбы Каллиста.» Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название «кубикул.» В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения «крипты» представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть «капеллами» или «церквами.» В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.