«система формировалась не одно столетие»: как менялось административно-территориальное устройство россии

Содержание:

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Области Российской Федерации (46)

Области Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Амурская область 361 913 816 910 Благовещенск
2 Архангельская область 589 913 1 202 295 Архангельск
3 Астраханская область 49 024 1 013 840 Астрахань
4 Белгородская область 27 134 1 540 985 Белгород
5 Брянская область 34 857 1 253 666 Брянск
6 Владимирская область 29 084 1 421 742 Владимир
7 Волгоградская область 112 877 2 583 002 Волгоград
8 Вологодская область 144 527 1 196 196 Вологда
9 Воронежская область 52 216 2 330 377 Воронеж
10 Ивановская область 21 437 1 048 961 Иваново
11 Иркутская область 774 846 2 422 026 Иркутск
12 Калининградская область 15 125 954 773 Калининград
13 Калужская область 29 777 1 005 585 Калуга
14 Кемеровская область 95 725 2 742 450 Кемерово
15 Кировская область 120 374 1 319 076 Киров
16 Костромская область 60 211 658 906 Кострома
17 Курганская область 71 488 885 759 Курган
18 Курская область 29 997 1 119 262 Курск
19 Ленинградская область 83 908 1 751 135 Санкт-Петербург
20 Липецкая область 24 047 1 162 235 Липецк
21 Магаданская область 462 464 152 358 Магадан
22 Московская область 44 379 7 048 084 Москва
23 Мурманская область 144 902 780 401 Мурманск
24 Нижегородская область 76 624 3 289 841 Нижний Новгород
25 Новгородская область 54 501 625 855 Великий Новгород
26 Новосибирская область 177 756 2 709 461 Новосибирск
27 Омская область 141 140 1 973 985 Омск
28 Оренбургская область 123 702 2 016 086 Оренбург
29 Орловская область 24 652 775 826 Орёл
30 Пензенская область 43 352 1 368 657 Пенза
31 Псковская область 55 399 661 507 Псков
32 Ростовская область 100 967 4 254 613 Ростов-на-Дону
33 Рязанская область 39 605 1 144 650 Рязань
34 Самарская область 53 565 3 213 289 Самара
35 Саратовская, область 101 240 2 503 305 Саратов
36 Сахалинская область 87 101 493 302 Южно-Сахалинск
37 Свердловская область 194 307 4 315 830 Екатеринбург
38 Смоленская область 49 779 975 188 Смоленск
39 Тамбовская область 34 462 1 075 748 Тамбов
40 Тверская область 84 201 1 334 061 Тверь
41 Томская область 314 391 1 064 245 Томск
42 Тульская область 25 679 1 532 436 Тула
43 Тюменская область 1 464 173 3 510 683 Тюмень
44 Ульяновская область 37 181 1 274 487 Ульяновск
45 Челябинская область 88 529 3 485 272 Челябинск
46 Ярославская область 36 177 1 271 672 Ярославль

Автономные округа (4) и автономная область (1)

Автономные округа и область Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Ненецкий автономный округ 176 810 42 789 Нарьян-Мар
2 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 534 801 1 584 063 Ханты-Мансийск
3 Чукотский автономный округ 721 481 50 780 Анадырь
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 612 Салехард
1 Еврейская автономная область 36 266 172 671 Биробиджан

Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

Сходство устройства современной России с устройством СССР

Можно считать, что единицы административно-территориального деления России во многом схожи с единицами СССР. Сохраняются и отношения, приведшие к распаду Советского Союза. Прежде всего это различие между областями, которые являются аналогами республик СССР с делением на области; и республиками, аналог которых — республики СССР, имевшие районное деление. Кроме того, наблюдается специфическое несоответствие иерархий этих единиц между уровнями «район-город». Эта система деления досталась нашей стране в «наследство». Она не обеспечивала необходимого устойчивого развития государства в новых экономических условиях.

Особенности современного административно-территориального деления России

РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна — это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.

Из истории[править]

Петровская реформа административно-территориального деленияправить

Первые губернии были созданы в 1709 году. Первоначально их было восемь, затем стало девять. С 1719 года губернии в основном делились на провинции, последние главные образом на дистрикты, но были исключения (Малороссийская губерния с центром в Глухове делилась на полки, Новгородская провинция Новгородской губернии на пятины, Уфимская губерния на дороги, и т. д.). Провинции формально входили в состав губерний, но в то же время имели право непосредственного сношения с Сенатом, то есть фактически управлялись независимо от губернских властей.

Екатерининская реформа административно-территориального деленияправить

Гербы губерний Российской империи

В ходе этой реформы число губерний резко увеличилось, в их основу были положены провинции, однако в некоторых случаях губернии составлялись из нескольких провинций или территория одной провинции делилась между несколькими вновь образованными губерниями. Система губернского деления России приобрела устойчивый характер в царствование Александра I и Николая I, став самой продолжительной по времени сущестования системой административно-территориального деления за всю историю существования России. Губернии делились на уезды, которые после отмены крепостного права в 1861 году были в свою очередь разделены на волости.

С 80-х годов XIX века часть губерний получила т. н. «земскую» систему управления, то есть большая часть должностей в них замещалась по выбору лицами из числа жителей, принадлежавших к неподатным сословиям, главным образом дворянству. В прочих губерниях все должности замещались чиновниками, назначавшимися губернатором.

Названия административных округовправить

Термин «Малая Россия» (Малороссия) имеет церковное происхождение. Первоначально под ним подразумевалась территория, подчиненная киевскому митрополиту. Неслучайно после присоединения Украины царь Алексей Михайлович изменил свой титул на «Всея Великия и Малыя Росии» — это было сделано явно с подсказки богословов из Киева. Но когда спустя полтора года в царскую титулатуру добавили «и Белыя Росии», для украинцев это стало неприятным сюрпризом. В их понимании Белая Русь (Белоруссия) была составной частью Малой России — как единого пространства, подчиненного киевскому митрополиту.

Губернии после 1917 годаправить

После Февральской и Октябрьской революций система губернского деления сохранилась, хотя некоторые губернии были разделены на части. Так, из состава Новгородской губернии выделилась Череповецкая губерния, из состав Вологодской губернии — Великоустюгская губерния. Границы губерний стали меняться, а сами они исчезать после начала образования автономных советских социалистических республик (АССР). Так, с создание Татаро-Башкирской АССР исчезла Казанская губерния, с образованием Карельской трудовой коммуны (Карельской АССР) — Олонецкая губерния. Губернии полностью прекратили своё существование во второй половине 20-х гг. XX в., когда из них были образованы громадные по площади области и края.
На территории Финляндии губернии, созданные в начале XIX века, просуществовали до конца 90-х годов XX века.

Что делать, если что-то не так

  • Если в данных не хватает каких-то районов, неверны границы и т.д. — нужно добавить соответствующие данные в OSM;
  • Если граница обозначена в OSM, но ее все равно нет в соответствующих слоях:
    • Если граница обозначена релейшном, то проверьте его замкнутость, например,
      этим инструментом.
    • Проверьте правильно ли заполнены теги admin_level, name.
    • Проверьте нет ли топологических ошибок в полигоне.
    • Для МР и ГР: проверьте целиком ли они попадают в соответсвующий субъект, т.е. не имеют
      общих площадей с другими субъектами.
  • Если в данных неверный код ОКАТО или ОКТМО — сообщите на форуме.

Внесенные исправления на следующий день появятся в этой базы.

Разработка сервиса выполнена NextGIS при идейной и материальной поддержке iFort и КОМКОН.

Создание открытого ПО ГИС и реализация проектов

Обсудить в форуме Комментариев 32

Последнее обновление: September 09 2021

Дата создания: 13.02.2011
Автор(ы): Максим Дубинин, Александр Дежин

Принципы, положенные в основу устройства Российского государства

В настоящее время можно считать, что административно-территориальное деление России характеризуется принципиально новым уровнем. Наша страна из союзной республики, находившейся в составе СССР, превратилась в независимое государство. Россия — уникальная, самобытная федерация, строение которой основано на правовом договорно-конституционном фундаменте. Это находит отражение в 1-й статье принятой в 1993 году Конституции РФ.

Механизмом самостройки и регулирования федеративных отношений служат двусторонние договоры, заключенные между субъектами и органами федеральной власти о разграничении полномочий и предметов ведения. Немало проблем и особенностей порождает противоречивость 2-х принципов, заложенных изначально в основу устройства Российского государства. Первый из них — национально-территориальный (автономные округа и области, республики). Второй принцип — административно-территориальный (города федерального значения, области, края). Кроме того, Российская Федерация по количеству субъектов занимает 1-е место в мире. Наличие большого их числа может привести к трудностям управления ими.

Все коды регионов

  • 01—09
  • 01 — Республика Адыгея
  • 02 — Республика Башкортостан (1993–2006 гг.)
  • 03 — Республика Бурятия
  • 04 — Республика Алтай
  • 05 — Республика Дагестан
  • 06 — Республика Ингушетия
  • 07 — Кабардино-Балкарская Республика
  • 08 — Республика Калмыкия
  • 09 — Карачаево-Черкесская Республика
  • 10—19
  • 10 — Республика Карелия
  • 11 — Республика Коми
  • 12 — Республика Марий Эл
  • 13 — Республика Мордовия
  • 14 — Республика Саха (Якутия)
  • 15 — Республика Северная Осетия-Алания
  • 16 — Республика Татарстан (1993–2006 гг.)
  • 17 — Республика Тыва
  • 18 — Удмуртская Республика
  • 19 — Республика Хакасия
  • 20—29
  • 20 — Чеченская Республика (1993–2000 гг.)
  • 21 — Чувашская Республика
  • 22 — Алтайский край
  • 23 — Краснодарский край (1993–2005 гг.)
  • 24 — Красноярский край (1993–2009 гг.)
  • 25 — Приморский край (1993–2005 гг.)
  • 26 — Ставропольский край
  • 27 — Хабаровский край
  • 28 — Амурская область
  • 29 — Архангельская область
  • 30—39
  • 30 — Астраханская область
  • 31 — Белгородская область
  • 32 — Брянская область
  • 33 — Владимирская область
  • 34 — Волгоградская область (1993–2012 гг.)
  • 35 — Вологодская область
  • 36 — Воронежская область
  • 37 — Ивановская область
  • 38 — Иркутская область
  • 39 — Калининградская область
  • 40—49
  • 40 — Калужская область
  • 41 — Камчатский край
  • 42 — Кемеровская область (1993–2011 гг.)
  • 43 — Кировская область
  • 44 — Костромская область
  • 45 — Курганская область
  • 46 — Курская область
  • 47 — Ленинградская область
  • 48 — Липецкая область
  • 49 — Магаданская область
  • 50—59
  • 50 — Московская область (1993–2001 гг.)
  • 51 — Мурманская область
  • 52 — Нижегородская область (1993–2009 гг.)
  • 53 — Новгородская область
  • 54 — Новосибирская область (1993–2010 гг.)
  • 55 — Омская область
  • 56 — Оренбургская область
  • 57 — Орловская область
  • 58 — Пензенская область
  • 59 — Пермский край (1993–2010 гг.)
  • 60—69
  • 60 — Псковская область
  • 61 — Ростовская область (1993–2007 гг.)
  • 62 — Рязанская область
  • 63 — Самарская область (1993–2007 гг.)
  • 64 — Саратовская область
  • 65 — Сахалинская область
  • 66 — Свердловская область (1993–2006 гг.)
  • 67 — Смоленская область
  • 68 — Тамбовская область
  • 69 — Тверская область
  • 70—79
  • 70 — Томская область
  • 71 — Тульская область
  • 72 — Тюменская область
  • 73 — Ульяновская область
  • 74 — Челябинская область (1993–2007 гг.)
  • 75 — Забайкальский край
  • 76 — Ярославская область
  • 77 — Москва
  • 78 — Санкт-Петербург (1993–2004 гг.)
  • 79 — Еврейская автономная область
  • 80—89
  • 80 — Забайкальский край
  • 81 — Пермский край
  • 82 — Республика Крым (с 2014 года)
  • 83 — Ненецкий автономный округ
  • 84 — Красноярский край
  • 85 — Иркутская область
  • 86 — Ханты-Мансийский автономный округ (1993–2012 гг.)
  • 87 — Чукотский автономный округ
  • 88 — Красноярский край
  • 89 — Ямало-Ненецкий автономный округ
  • 90—99
  • 90 — Московская область (2001–2006 гг.)
  • 91 — Калининградская область
  • 92 — Севастополь (с 2014 года)
  • 93 — Краснодарский край (2005–2011 гг.)
  • 94 — Территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Департаментом режимных объектов МВД России
  • 95 — Чеченская Республика (с 2000 года)
  • 96 — Свердловская область (2006–2013 гг.)
  • 97 — Москва (2002–2005 гг.)
  • 98 — Санкт-Петербург (2004–2010 гг.)
  • 99 — Москва (1998–2002 гг.)
  • 100—199
  • 102 — Республика Башкортостан (с 2006 года)
  • 113 — Республика Мордовия
  • 116 — Республика Татарстан (с 2006 года)
  • 121 — Чувашская Республика
  • 123 — Краснодарский край (с 2011 года)
  • 124 — Красноярский край (с 2009 года)
  • 125 — Приморский край (с 2005 года)
  • 126 — Ставропольский край
  • 134 — Волгоградская область (с 2012 года)
  • 136 — Воронежская область
  • 138 — Иркутская область
  • 142 — Кемеровская область (с 2011 года)
  • 150 — Московская область (2006–2009 гг.)
  • 152 — Нижегородская область (с 2009 года)
  • 154 — Новосибирская область (с 2010 года)
  • 159 — Пермский край (с 2010 года)
  • 161 — Ростовская область (с 2007 года)
  • 163 — Самарская область (с 2007 года)
  • 164 — Саратовская область
  • 173 — Ульяновская область
  • 174 — Челябинская область (с 2007 года)
  • 177 — Москва
  • 178 — Санкт-Петербург (с 2010 года)
  • 186 — Ханты-Мансийский автономный округ (с 2012 года)
  • 190 — Московская область (2009–2013 гг.)
  • 196 — Свердловская область (с 2013 года)
  • 197 — Москва (2010–2013 гг.)
  • 199 — Москва (2007–2010 гг.)
  • 200—299
  • 277 — Москва
  • 299 — Москва
  • 700—799
  • 716 — Республика Татарстан (с 2017 года)
  • 725 — Приморский край
  • 750 — Московская область (с 2013 года)
  • 763 — Самарская область
  • 777 — Москва (2013–2017 гг.)
  • 790 — Московская область
  • 799 — Москва (с 2017 года)

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Древнерусское государство

В Киевской Руси составные части страны именовались волостями или областями. Каждая из них находилась под управлением князя из династии Рюриковичей. Волости являлись временными владениями, их количество в разное время колебалось от одной до двух десятков — в зависимости от числа членов в правящей династии. В XII веке, с началом периода раздробленности, Русь практически распалась на полтора десятка независимых княжеств, которые стали называться «землями». После Монгольского нашествия число княжеств увеличилось, многие из них подверглись дальнейшему территориальному дроблению.

«Фактически унитарное государство»

Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.

Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.

Также по теме

«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы

19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…

Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).

Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.

«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.

В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.

Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.

В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.

«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.

  • Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
  • РИА Новости

РФ и РСФСР

Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР — ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть «старше», чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции.  Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Административно-территориальное деление России

С древних времен территория многих стран  разделялась на более мелкие части  для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным. 

Административно-территориальное деление – это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

Административно-территориальное деление предусматривает  выделение в каждой части выделение органов государственной власти  и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление , но и не должны быть слишком маленькими — это делает управление неэффективным.

Это интересно: 36,Административное деление России — освещаем в общих чертах

Субъекты Российской Федерации

Российская Федерация – демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Во главе страны стоит президент, который избирается путем прямых выборов один раз в шесть лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федераций.

В состав России входят 88 равноправных субъектов:

  • 21 республика;
  • 7 краев;
  • 48 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • 10 автономных округов;
  • 1 автономная область.

Рис. 1. Регионы Российской Федерации на карте.

Каждый регион имеет свое законодательство и свою Конституцию, однако законы принимаемые в регионе не могут противоречить общероссийским. Субъекты Российской Федерации хоть и имеют определенные полномочия, но не имеют права, например, заключать международные договоры. Каждый регион включает в себя муниципальные округи и муниципальные районы.

Самым крупным по площади регионом является Республика Саха (Якутия), а самым маленьким – город федерального значения Севастополь.

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

До 2005 года существовало 89 регионов. Но в 2005 году Пермская область и Коми-Пермятский АО объединили в один субъект – Пермский край.

Рис. 2. Пермский край.

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector