Виды петербурга с колоннады исаакиевского собора
Содержание:
- Верхняя колоннада
- Практические рекомендации
- Новая жизнь верхней колоннады
- Пулковская обсерватория (экскурсионное посещение)
- Исаакиевский храм — Кафедральный собор и антирелигиозный музеи
- Посещение Исаакиевского собора и часы его работы
- Украшения иконостаса
- Посещение Колоннады Исаакиевского собора
- История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
- Храмы-предшественники
- Архитектурная задумка
- Специальный подъемник
- История постройки
- Правила поведения в соборе
- Триумф русских иконописцев
Верхняя колоннада
Об этом необычайной красоты здании написано очень много. Собор является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Его высота равна 101,5 метра, это второе по высоте сооружение столицы после Петропавловской крепости. Исаакиевский собор, колоннада вокруг купола которого стала использоваться как смотровая площадка, приобрел еще большую популярность у туристов. Находящаяся на высоте 43 метров, она дает возможность увидеть весь город, а благодаря установленной новой оптике очень скоро можно будет отсюда полюбоваться и пригородами.
Необходимо сказать, что колоннада состоит из расположенных по кругу 24 колонн, а вес каждой равен 64 тоннам. Верхняя колоннада Исаакиевского собора строилась 2 месяца. О. Монферран для подъема разработал новые инженерные решения, так как никогда ранее грузы такого веса не поднимались выше 40 метров.
Практические рекомендации
Лестница, ведущая наверх, винтовая и очень крутая.
Голова у вас, конечно, не закружится, но уровень аккуратности и осторожности должен быть повышенный
И еще на этой лестнице, как видите, получаются симпатичные фотографии.
Непосредственный выход на поверхность выглядит вот так:
Но и это не все. Перед смотровой площадкой вас ждет еще одна лестница:
На фотографии выглядит немного жутко, но на деле ничего страшного. Единственное, что бы мы порекомендовали в плане лестниц – надевать удобную обувь с подошвой, которая плотно держит контакт с поверхностью. Никаких, понятное дело, каблуков. Вполне подойдут кроссовки, мокасины, сандалии, кеды.
С колоннады открывается обзор на крыши Петербурга, из общего горизонта выбиваются основные достопримечательности и прочие архитектурные доминанты. На фотографии ниже выдаются купол Казанского собора и башня бывшей Городской думы (ныне находится во владении Сбербанка).
Шпили Адмиралтейства (на переднем плане) и Петропавловского собора (на заднем плане).
Колоннада менее всего загружена по утрам в рабочие дни, больше всего – в обед и вечером в праздничные. Есть еще такой фактор, как солнечная / пасмурная погода. Когда светит солнце, людей немного больше.
Вдалеке – купола Спаса-на-Крови, он же, если официально Собор Вознесения Христова. Он, кстати, является филиалом музея Исаакиевский собор.
Вид на Неву и Университетскую набережную с Меншиковским дворцом (желтое здание слева) – филиалом Эрмитажа. В общем, в Петербурге, куда ни глянь, – всюду музей, даже если это изначально дом первого генерал-губернатора города или церковь, построенная на месте убийства императора. Военный корабль здесь стоит не постоянно, прибыл в акваторию Невы на военно-морской парад в честь 70-летия Победы.
Статуя как бы предупреждает взмахом руки: переходить на красный нельзя. Но на самом деле мы разместили эту фотографию, чтобы в сравнении статуи и пешеходов вы, взглянув на людей-«лилипутов» внизу, получили ощущение высоты.
Вид на краны стивидорных компаний Большого Порта Санкт-Петербург:
Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (не путайте с Медным всадником, он с прямо противоположной стороны собора) и Мариинским дворцом, в котором заседает (иногда небесполезно) Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
И в завершение еще парочка видов:
Особенность местности. Помимо совета надеть удобную обувь, мы дадим еще некоторые рекомендации:
1. Надевайте или берите с собой теплую одежду, хотя бы свитера или кофты. На высоте гуляют ветры.
2. Фотографировать почти всегда приходится против света: за вами собор, перед вами – открытое пространство. Знатоки фотоискусства знают, что делать, остальным просто советуем снимать на автомате.
3. Детишек младше 7-8 лет мы брать с собой не рекомендуем.
4. Селфи-палки выручат не только вас, вам скажут спасибо и другие посетители, поскольку упомянутые устройства экономят пространство и не заставляют других ждать, пока один фотографирует другого на фоне крыш Петербурга.
5. Для тех, кто боится высоты, скажем, что ничего страшного нет. Шанс упасть с колоннады не то что минимальный, его почти что нет. Винтовая лестница в плане травм и падений предоставляет куда как больше возможностей.
Иван Семенов
Новая жизнь верхней колоннады
Самой популярной из них является верхняя колоннада Исаакиевского собора. Она уникальна сама по себе, допускает 360-градусный обзор города, находится в самом центре, подъем на нее небезынтересен. Поднимающийся сюда человек не должен быть очень толстым, так как ширина одной из дверок, открывающих путь наверх, равна 70 см. Ступени общей численностью 562 единицы преодолеваются в среднем за 15 минут. Эта смотровая площадка является одной из самых старых в городе – она была введена в строй после масштабной послевоенной реконструкции 1950-1960 годов. Избитое выражение о высоте птичьего полета подходит как нельзя лучше к открывающемуся с площадки обзору города. Именно с этой высоты открываются единственные в своем роде виды на Мариинский и Зимний дворцы, Неву, Адмиралтейство и «Асторию». Видна вся планировка города, задуманная и осуществленная Петром I.
Пулковская обсерватория (экскурсионное посещение)
Адрес: ш. Пулковское,65, корп. 1
Вход толькос экскурсией
Высота: 21 метр
Обсерватория, открытая в 1839 году по проекту Александра Брюллова, принимала гостей всегда. Она расположена на высоте 75 метров над уровнем моря, а круговой балкон находится ещё на 21 метр выше. В год обсерваторию посещают порядка 15 000 петербуржцев и туристов. Чаще всего экскурсионные программы включают знакомство с музеем и прогулку по круговому балкону в попытке увидеть настоящие звёзды. Видом на город посетители интересуются в последнюю очередь, и то когда из-за погоды телескоп бесполезен. Впрочем, летом и весной рассмотреть город с кругового балкона особо и не удастся: мешают деревья. В особых случаях научный сотрудник открывает створки купола и позволяет взобраться на лестницу под свод, чтобы рассмотреть виды с более высокой точки.
Здесь начинается и заканчивается наша астрономия… проедают бюджетные деньги налогоплательщиков…всё давно под бульдозер пустить надо…
Здесь просто живут люди и можно погулять как в парке, место очень тихое и зелёное. С крыльца обсерватории видно взлетающие и заходящие на посадку самолёты. Место окутано ни с чем не сравнимым духом прошлого.
Вам надо ночных экскурсий? Их есть у меня.
Исаакиевский храм — Кафедральный собор и антирелигиозный музеи
Более полувека Исаакиевский собор достойно исполнял функции кафедрального собора: все самые торжественные богослужения проходили именно в нем. После революции собор закрыли, большевики нашли величественному зданию иное применение. Он стал антирелигиозным музеем.
По освящении собор святого Исаакия Далматского объявили кафедральным. Торжественность соборных богослужений в церковные праздники и царские дни привлекала сюда массу народа. Исаакиевские диаконы и певчие славились в городе, а среди них наипаче — диакон Василий Малинин, служивший в соборе в 1863-1905 годах и обладавший, по воспоминаниям современников, феноменальным басом. Особенно любили богомольцы бывать «у Исаакия» в Великий четверг на Страстной седмице Великого поста, когда совершался обряд умовения ног — в воспоминание Тайной вечери, во время которой Спаситель умыл ноги своим ученикам.
С 1879 года, по инициативе соборного старосты генерала Е.В. Богдановича, собор стал издавать и распространять брошюры и листки нравственно-религиозного содержания, обращенные к простому и имевшие большую популярность. С 1896 года при главном храме империи действовало братство, содержавшее на свой счет несколько благотворительных учреждений, с 1911 года — общество хоругвеносцев. В 1909 году в Исаакиевском соборе — впервые в Санкт-Петербурге — служилась литургия, сопровождаемая всенародным пением.
Перед революцией служение в кафедральном соборе несли пять священников. Последним его настоятелем (с 1917 года) был протоиерей Николай Григорьевич Смирягин.
Маятник Фуко в Исаакиевском Соборе
Изобретение маятника, наглядно демонстрирующего вращение Земли, принадлежит французскому физику и астроному Жаку Фуко (1819—1868). Впервые публичный эксперимент с маятником Фуко был проведен в Париже в 1851 году. Тогда Фуко подвесил под куполом Пантеона металлический шар массой 28 килограммов (с прикрепленным снизу острием) на стальной проволоке длиной 67 метров. Маятник был устроен таким образом, что мог качаться не в одной плоскости (как часовые маятники), а во всех направлениях. Под маятником сделали круговое ограждение радиусом 6 метров с центром прямо подточкой подвеса, а внутри ограждения насыпали песок. Острие, прикрепленное к шару, прочерчивало песок на своем пути, и вскоре стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно пола: при каждом следующем качании острие сметало песок приблизительно в трех миллиметрах от предыдущего места. Так зрители могли увидеть своими глазами вращение Земли.
Маятник Фуко, действовавший в Исаакиевском соборе с 1931 года, сейчас демонтирован, однако в России есть несколько других подобных маятников, хотя и меньшего размера (в Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, а также в Алтайском университете).
«Торжество науки над религией»
После революции кафедральный собор не избег общей для всех храмов участи. В 1922 году его буквально ограбили — под благовидным предлогом помощи голодающим. Большевистская программа изъятия церковных ценностей обошлась Исаакиевскому собору в 48 килограммов золота и 2200 килограммов серебра.
Неоднократно (в 1923 и 1927 годах) власти пытались закрыть собор, но увенчались успехом эти попытки только в 1928 году. Еще через два года с соборной звонницы сняли все колокола (их отправили в переплавку), а в самом соборе открылся антирелигиозный музей, гордостью которого стал маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров. Маятник запустили в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, и тогдашние газеты преподносили это событие как «торжество науки над религией» — хотя, собственно говоря, Церковь никогда ничего не имела ни против Жака Фуко, ни против его маятника.
С началом Великой Отечественной войны Исаакиевский собор был приспособлен под хранение экспонатов из пригородных ленинградских музеев, а также из Летнего дворца Петра I и Музея истории города. О периоде блокады до сих пор напоминают следы вражеских снарядов, оставшиеся кое-где на колоннах.
В 1948 году в Исаакиевском соборе открылся одноименный музей, а после реставрационных работ 1950-1960-х годов на колоннаде собора была оборудована смотровая площадка для посетителей, подняться на которую — ради прекрасного вида на город — считают своим долгом почти все гости Петербурга.
Посещение Исаакиевского собора и часы его работы
На сегодняшний день вопрос о передаче храма Православной Церкви так и не решен. Верующие могут помолиться здесь в период, когда идут богослужения. В целом же, собираясь посетить Исаакиевский собор, стоит ориентироваться на график работы музея.
Важно! Для посещения колоннады и самого храма необходимо приобретать разные билеты. Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:
Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:
- дети до семи лет могут побывать здесь бесплатно;
- для детей до восемнадцати лет, студентов и пенсионеров цена билета составляет 50 рублей в дневное время;
- взрослым необходимо заплатить 250 рублей;
- вечером вход обойдется в 400 рублей;
- прогулка по колоннаде днем стоит 150 рублей, вечером и ночью – 300 и 400 рублей соответственно.
Планируя знакомство с Исаакиевским собором, обратите внимание на время его работы – с 10.30 до 18.00. Колоннада открыта для посетителей в это же время
Важно! Кассы перестают работать за полчаса до закрытия. Тогда же прекращается впуск посетителей
Для тех, кто хочет побывать в Исаакиевском соборе в вечерние часы, стоит обратить внимание налетний режим работы:
- с мая по октябрь прогуляться по храму можно с 18.00 до 22.30 (кроме среды);
- в это же время открыта и колоннада (до конца октября);
- в период «белых ночей» подняться на нее можно до 4.30 (с начала июня до середины августа каждый день, кроме среды).
Важно! По средам в музее выходной день, однако в дни школьных каникул (кроме летнего периода), а также по государственным праздникам собор открыт.В соборе проводятся экскурсии, предлагается аудиогид. Кроме того, можно заказать экскурсию и по другим храмам, которые входят в комплекс этого музея
Украшения иконостаса
Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.
Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.
Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.
Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.
Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.
Посещение Колоннады Исаакиевского собора
Исаакиевский собор обладает красотой и величием, как своих размеров, так и внешним видом. Особенно впечатляет центральный купол, наружный диметр которого равен 25,8 метрам, внутренний — 21,8 метру.
Вокруг барабана купола располагается колоннада — ряд колонн, которые объединены между собой горизонтальным перекрытием. Колоннада Исаакиевского собора находится на высоте 43 метра над землёй.
Но самое главное, что её можно не только увидеть с земли, но и полюбоваться городом с её высоты, так как она открыта для посещений, здесь располагается смотровая площадка.
Колоннада включает 24 колонны, каждая из которых весит около 67 тонн. Высота колонн — 14 метров. Помимо этого, колоннада имеет 12 огромных окон. Чтобы подняться наверх, потребуется преодолеть несколько сотен ступеней винтовых лестниц. Вход на объект производится с южной стороны храма, в то время как выход осуществляется с северной.
Посетить колоннаду Исаакиевского собора можно в любое время года, смотровая площадка работает ежедневно с 1 мая по 31 октября. В период с 1 ноября по 30 апреля каждая третья среда месяца является выходным днём.
Режим работы колоннады совпадает с графиком работы самого музея. Однако, посетить колоннаду можно каждый день, в том числе и по средам, в период с 1 мая по 31 октября.
При этом с 1 ноября по 30 апреля третья среда каждого месяца является выходным днём. Подняться на колоннаду и полюбоваться оттуда видами Санкт-Петербурга можно с 10:30 до 18:00.
В период с 27 апреля по 30 сентября также доступно вечернее посещение колоннады. «Вечерняя колоннада» открыта для посещений с 18:00 до 22:30.
Лайфхак: вход на колоннаду платный, днём цена билета в два раза ниже, чем в вечернее время. Впуск посетителей, так же как и в сам Исаакиевский собор, прекращается за 30 минут до закрытия объекта. Тогда же прекращают работу и кассы.
История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
- Началась летопись этого храма с 1710 года, когда была построена небольшая деревянная церковь, названная в честь святого, в день которого родился Петр Первый, Исаакия. Именно здесь царь венчался со своей второй супругой.
- Со временем Исаакиевский собор стал каменным, причем история его создания насчитывает целых четыре храма на этом месте. В третий раз его перестраивали в XVIII веке, однако результат был неудовлетворительным – сооружение не вписывалось в общий ансамбль этой части Петербурга. Тогда был объявлен конкурс на лучший проект, в котором победил французский архитектор Монферран. Возведение величественного собора заняло четыре десятилетия, однако впечатляющий результат того стоил. Интересно, что предшественник Исаакиевского храма не был разобран полностью – от него сохранилась алтарная часть, пилоны, поддерживающие купол. Уже в ходе строительных работ проект постепенно менялся – Монферран учитывал замечания, которые высказывали другие зодчие.
- Освятили новое строение лишь в 1858 году, при этом присутствовала как императорская семья, так и духовенство. Пришло полюбоваться открытием нового храма и немало жителей Петербурга. Вскоре при соборе утвердили архитектора и инспектора, в чьи обязанности входила поддержка здания в надлежащем состоянии. Позже его передали Министерству внутренних дел. В связи с этим не раз поднимался вопрос о том, что собор имеет двойное подчинение, хотя нужно бы, чтобы он принадлежал Церкви. Этот спор продолжался до революции, после чего святыню национализировали, а позже передали верующим, на которых легли и расходы по содержанию строения.
- В довоенный период многие ценности были изъяты, однако архитектура храма не пострадала. В 1928 году строение передали в ведомство Главнауки, решив сделать одним из музеев.
- В период Великой Отечественной здесь хранились экспонаты из многих ленинградских музеев. Строение пострадало от бомбежек и взрывов, и на его стенах и колоннах до сих пор хранятся следы тех времен.
- В послевоенное время храм отреставрировали, снова вернув ему статус музея, устроили смотровую площадку в купольной части. В этот же период установили и маятник Фуко в центральной части Исаакиевского собора, который на сегодняшний день демонтирован. Богослужения возобновили в 1990.
Храмы-предшественники
Первая церковь в честь Исаакия Далматского появилась в 1710 году. Для сооружения одноэтажного здания с колокольней и шпилем пригласили зодчего из Нидерландов Германа ван Болеса.
Зимой 1712 года именно здесь прошло венчание государя Петра I и Екатерины I. Позже царь собственноручно разобрал пропитанный корабельной смолой храм, так как он оказался слишком маленьким.
Модели первого, второго и третьего Исаакиевского собора (справа налево)
Через 5 лет была заложена вторая церковь в стиле «петровского барокко», но ее достроили уже после кончины государя. Новый храм стоял примерно там же, где сегодня красуется Медный всадник. По архитектуре он походил на Петропавловский собор, а по высоте шпиля равнялся Адмиралтейству. Стройную церковь украшали часы, которые царь привез из путешествия в Амстердам.
Нева отличалась сильными наводнениями, и вода часто подмывала храмовый фундамент. Такое соседство было разрушительным, поэтому было принято решение разобрать здание и сложить его на новом месте. Летом 1761 года специальным указом Сената архитектором нового храма стал Савва Чевакинский. Однако, по ряду причин этот проект так и не был осуществлен. Единственное, что удалось зодчему, так это выбрать место под будущий собор.
Через несколько лет императрица Екатерина II распорядилась начать стройку и выбрала архитектора Антонио Ринальди. Старательный зодчий построил церковь до карниза, но, когда государыня скончалась, покинул Россию. Так проект Исаакия стал напоминать классический долгострой.
Занявший престол Павел I нанял итальянского зодчего Винченцо Бренну. Весной 1798 года тот взялся за дело, однако, из-за урезания финансирования был вынужден изменить первоначальный проект. В результате на роскошном фундаменте из мрамора выросли стены из простого кирпича. Массивное здание имело приземистые формы и искаженные пропорции. Проект завершили в 1802 году. Несоответствий было так много, что вскоре стало понятно — собор придется капитально реконструировать.
Архитектурная задумка
В 1809-ом году начались работы по подготовке проекта и строительству обновленного Исаакиевского собора: величественного, соответствующего общему архитектурному стилю центра Петербурга. Автором окончательного проекта стал Огюст Монферран. За основу он взял традиционный для восемнадцатого века тип храма: пятикупольный, центричный, квадратный в плане.
В стандартный чертеж он внес свои изменения: немного “вытянул” его на запад и восток, сделав из квадрата прямоугольник, а в середину поместил выступающий на север и юг квадрат
В результате всех этих преобразований центральная часть стала сильно выделяться и приобрела особенно важное значение
Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни. Они украшены небольшими позолоченными главками. Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего строения ввысь.
Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми колоннами, которые тоже весьма примечательны: они выполнены из гранита и имеют гранитные основания с вырезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн.
Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами повернут к набережной Невы и установленному на ней Медному всаднику, второй – к Исаакиевской площади. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма. Благодаря такому архитектурному решению входы в собор оказались по бокам от алтаря.
Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой крупный размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущей версии храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.
Стены храма облицованы серым мрамором. Гладкими их назвать нельзя: они буквально изрезаны непомерно большими окнами с массивными наличниками – этот прием зрительно увеличивает и без того крупное сооружение. Тот же эффект создают и огромные двери: площадь каждой составляет сорок два квадратных метра, вес створки – без малого десять тонн.
Специальный подъемник
Колоннада, режим работы которой тоже предусмотрительно удобен для всех слоев населения, стала доступной для большего числа посетителей. Уже три года действует специальная программа для людей в инвалидной коляске, для которых кроме лифта, установленного в одной из башен, предусмотрена еще и специальная платформа. Необходимо добавить, что для таких посетителей экскурсия проводится бесплатно. Этот лифт создан на основе старого грузоподъемного, которому в 2016 году исполнится 100 лет. Новый цилиндрической формы бесшумный лифт способен поднять одновременно 13 человек. За три летних сезона более 350 колясочников со всего мира могли увидеть Санкт-Петербург с высоты 43 метров.
История постройки
Три варианта собора
Таким, каким мы привыкли видеть Исаакиевской собор сегодня, он был не всегда. История постройки всех вариантов собора насчитывает более 100 лет, а началась она в 1710 г., почти сразу после основания Санкт-Петербурга.
Деревянная церковь имени Исаакия Далматского была возведена на месте бывшего чертёжного амбара. В 1712 г. в ней венчались Пётр I и его вторая жена — Екатерина I.
Уже в 1717 г. церковь стала нуждаться в реконструкции и началось строительство нового здания, уже каменного. Пётр I заложил первый камень будущей постройки, но и она просуществовала всего несколько десятилетий.
Несколько раз во Вторую Исаакиевскую церковь била молния, в итоге грунт под зданием начал оседать, из-за того, что церковь находилась на берегу реки Невы. Стало ясно, что здание нужно кардинально перестраивать или переносить в другое место. В 1760 г. было принято решение о постройке нового храма.
Созданный при Павле I в 1802 г. Третий Исаакиевский собор вызвал много насмешек и возмущения у современников того времени. Завершённый и освящённый храм сразу же назвали не соответствующим парадной застройке центра города и объявили о его перестройке.
Конечный вариант собора получил своё название в честь Святого Исаакия, в день памяти которого родился Пётр I. Александром I был объявлен конкурс на возведение храма, но ни один из представленных проектов ему не пришёлся по душе по различным причинам.
В итоге только через 9 лет началось строительство по проекту молодого французского архитектора Огюста Монферрана, представившего на одобрение Александру I 24 изображения здания в различных вариациях.
В 1819 году началась закладка нового храма. В 1858 состоялось освящение собора в присутствии Александра II и членов Императорской семьи.
Архитекторы
Для возведения Первой Исаакиевской церкви в 1710 году из Голландии прибыл архитектор Герман ван Болес. Постройка получилась одноэтажной и простой в оформлении.
К возведению Второй Исаакиевской церкви приложили руку сразу несколько архитекторов: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Гаэтано Киавери, Яков Неупокоев и Михаил Земцов. После пожара церковь отстраивалась уже по проекту Пьетро Трезини, до того, как храм решили перенести в другое место.
Создание проекта Третьей Исаакиевской церкви было поручено Савве Чевакинскому, чьё творение так и не было реализовано, но, по утверждениям современников, идея переноса собора на другое место предложена именно им. Следующий проект собора принадлежал Антонио Ринальди, но и в этот раз храм был достроен только до карниза.
Закончена Третья Исаакиевская церковь была благодаря проекту итальянца Винчензо Бренне, храм получился несуразным и не приглянулся вошедшему на престол Императору Павлу I.
В конкурсе на строительство Исаакиевского собора приняли участие лучшие зодчие того времени: Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Василий Стасов и другие. Но, после того, как рисунки будущего собора Огюста Монферрана были одобрены Александром I, ему было в 1818 г. доверено разрабатывать проект возведения Собора.
Небольшой опыт в строительстве, молодой возраст — всё это привело к тому, что в проекте были допущены грубейшие ошибки, о чём в своей докладе указал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи.
Строительство пришлось прекратить. Окончательно собор был закончен лишь в далеком 1858 году, под руководством того же Огюста Монферрана, создавшего новый масштабный проект в стиле классицизм.
Правила поведения в соборе
В помещениях собора и на колоннаде запрещено:
- находиться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- приносить чемоданы, громоздкие сумки и рюкзаки;
- передвигаться на роликовых коньках и кроссовках с колесами, велосипеде, самокате, скейтборде;
- употреблять еду и напитки;
- заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки и витрины храма;
- оказывать услуги коммерческого и экскурсионного характера;
- слушать музыку, петь и шуметь;
- курить и мусорить;
- приходить с животными;
- производить профессиональную фото-и видеосъемку, а также съемку со вспышкой во время экскурсии.
Татьяна Лискер
Триумф русских иконописцев
Семен Живаго – сын купца из Рязани, самоучка. Втроем с Тимофеем Неффом и Федором Брюлловым они создали главный иконостас Исаакиевского собора. 30 ликов святых, 12 из них кисти Живаго, смотрятся единым духом.
Выделяются скульптурный образ “Христос во славе”, “Тайная вечеря”, “Моление о чаше” над алтарем работы Живаго, а также Царские врата в обрамлении “Христа-Спасителя” и “Богородицы с младенцем” Неффа. За роспись Исаакия Нефф, незаконнорожденный сын гувернантки, был пожалован чином профессора.
Свои 25 картонов Федор Бруни создал в Италии. Ныне хранятся в Русском музее. Вместе с учениками он перенес 12 сюжетов на своды аттика и плафоны. Все им созданное проникнуто подлинным чувством, бьет по нерву. “Шестидневное сотворение мира” перетекает в трагический “Всемирный потоп” и обнадеживающее “Жертвоприношение Ноя после потопа”.
Любопытно, что “Страшный суд” мэстро итальянского происхождения помещен в восточной части собора, отданной под Новый Завет, где алтарь и иконостас. Тогда как должен бы, по традиции, быть в западной, среди ветхозаветных историй… К сожалению, произведения Бруни пострадали с течением времени больше других.