Объяснение “заплаток” и арматуры на колоннах исаакиевского собора

Скульптурные произведения снаружи

Скульптуры в обустройстве собора служат не только для его украшения, но и для того, чтобы подчеркнуть единство Православия с российской монархией, а также с целью придания ей святости.

Об этом утверждает и фраза: “Господи, силою твоею возвеселится царь”, которую можно прочитать на ленте северного портика. Как и подобает святому храму, его изваяния посвящены христианско-евангельской теме.

Завершение фасада здания венчают изваяния двенадцати апостолов, а угловые части — ангельские статуи со светильниками, объединяющие пространство сооружения с его цилиндром и куполом. Балюстрада главного купола украшена дюжиной ангелов. Их элементы, переходящие к стенам, создают завершенный вид.

Скульптуры, посвященные 4-м евангелистам, изображают каждого из них со своим символическим знаком из окружающего мира, так, возле Марка — лев, Матфея — ангел, Луки — телец, Иоанна — орел.

Горельефами Филиппа Оноре Лемера: “Воскресение Христа” и “Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом” декорированы портики северной и восточной сторон.

“Поклонение волхвов” оформляет завершение южного портика скульптора итальянского происхождения Джованни Витали, более известного как Ивана Петровича Витали. Центр занимает скульптурное изображение Богородицы, в руках который новорожденный Иисус. Как по библейскому сюжету, так же и тут по сторонам, ее образ сопровождают волхвы с дарами.

Среди рельефов западного портика можно увидеть “Исаакия, благословляющего императора Феодосия”. Отображены в произведениях Витали и реалистичные образы. Он ваял эфиопского царя и его слугу, используя образы жителей Абиссинии, служивших императорскому двору.

Прототипами вельмож из свиты императора стали — князь Петр Михайлович Волконсий, председательствующий в комиссии по возведению храма, и президент Академии художеств — Алексей Николаевич Оленин.

Большие дверные полотна с наружной стороны оформлены работами Витали: “Спор Христа с фарисеями” и “Бегство в Египет”. Центр представлен скульптурными произведениями Архангела Михаила и Александра Невского. В нишах дверей с севера изображены преподобный Исаакия Далматский и святитель Николай Мирликийский, сверху — рельефные изваяния: “Се человек” и “Истязание Христа”.

Представляют большой интерес двери западные, на которых “Нагорная проповедь”, “Воскрешение Лазаря” и “Исцеление расслабленного”. Их ниши занимают скульптуры апостолов — Петра и Павла.

В углублениях стен портиков с южной и северной сторон видны творения Петра Карловича Клодта и Александра Васильевича Логановского: “Несение креста”, “Оплакивание”, “Избиение младенцев”, “Явление ангела пастырям”.

Скульптуры, выполненные Иосифом Германом, символизируют вехи дороги Сына Бога во время пребывания святого учителя на земле. Некоторые полагают, что изобилие изваяний снаружи визуально отягчают фасады, однако именно ими внесена большая лепта в придании пышности, а главное, святости собору.

Облицовка стен в храме

Для стен мастера использовали итальянский мрамор благородного светло-серого оттенка, почти без прожилок. Для обустройства алтаря был выбран белый мрамор, по которому была выполнена искусная резьба. Большие арочные проемы ярославские мастера украсили мраморными ангелами. Скульптурные композиции выглядят легкими и воздушными.

Также стены украшены мрамором: розовым тивдийским, жёлтым сиенским, зеленым генуэзским. Красный французский мрамор “гриотто”, имеющий темные прожилки на красном фоне, использовали во фризах над большими дверьми и под надписи в пилонах. Цокольная часть стен сделана из аспидного сланца. Такой материал создает красивый переход от светлых стен к серому мраморному полу.

Триумф русских иконописцев

Семен Живаго – сын купца из Рязани, самоучка. Втроем с Тимофеем Неффом и Федором Брюлловым они создали главный иконостас Исаакиевского собора. 30 ликов святых, 12 из них кисти Живаго, смотрятся единым духом.

Выделяются скульптурный образ “Христос во славе”, “Тайная вечеря”, “Моление о чаше” над алтарем работы Живаго, а также Царские врата в обрамлении “Христа-Спасителя” и “Богородицы с младенцем” Неффа. За роспись Исаакия Нефф, незаконнорожденный сын гувернантки, был пожалован чином профессора.

Свои 25 картонов Федор Бруни создал в Италии. Ныне хранятся в Русском музее. Вместе с учениками он перенес 12 сюжетов на своды аттика и плафоны. Все им созданное проникнуто подлинным чувством, бьет по нерву. “Шестидневное сотворение мира” перетекает в трагический “Всемирный потоп” и обнадеживающее “Жертвоприношение Ноя после потопа”.

Любопытно, что “Страшный суд” мэстро итальянского происхождения помещен в восточной части собора, отданной под Новый Завет, где алтарь и иконостас. Тогда как должен бы, по традиции, быть в западной, среди ветхозаветных историй… К сожалению, произведения Бруни пострадали с течением времени больше других.

Часы работы

Надо оговориться, что под словом «колоннада» подразумевается смотровая площадка, все более желанная для посетителей. А учитывая нововведения (лифт для колясочников и оптику), еще больше туристов захотят посетить Исаакиевский собор. Колоннада, режим работы которой изменяется в связи с сезонностью, может принимать посетителей следующим образом: в теплое время года (с 1 мая по 31 октября) площадка работает с 10.30 до 18.00 часов ежедневно. В этот же период существуют экскурсии с 18.00 до 22.30 с соответствующей оплатой. В холодный период экскурсии только в дневное время и предусмотрен выходной – каждая предпоследняя среда месяца. Кассы перестают работать на полчаса раньше закрытия самой колоннады. Стоимость посещения только смотровой площадки для всех граждан равна 150 рублям, в ночное время – 300.

Образование и мастерство

Родился архитектор Исаакиевского собора не в России, а в предместье Парижа. Юность его совпала с наполеоновскими войнами конца XVIII – начала XIX веков. Молодой человек обучался в парижской Королевской Академии архитектуры (в те годы она носила название Специальной школы архитектуры). Дважды ему приходилось прерывать учение и отправляться в действующую армию, воевать в войсках Наполеона в Италии и Германии.

Но, несмотря на все эти препятствия, будущий архитектор Исаакиевского собора сумел выучиться любимому делу у лучших французских мастеров того периода. Во время военных походов ему удалось повидать много образцов классического искусства, а после капитуляции Наполеона – приобрести начальный практический опыт в Париже, где он наблюдал за строительными работами.

Однако талантливый и амбициозный зодчий понимал, что в переживающей послевоенный кризис Франции ему негде будет применить свои знания. А значит, нужно искать более подходящее место для реализации своих способностей. И тогда будущий архитектор Исаакиевского собора в Петербурге решил попробовать использовать свой потенциал. Почему именно там? Молодая столица Российской империи не испытывала недостатка в средствах, активно строилась и нуждалась в талантливых специалистах.

Отделка купола и сводов

Над карнизом своды храма, аттик и внутренняя сторона купола покрыты искусственным мрамором, внешне ничем не отличающимся от натурального. Зато данное решение позволило облегчить вес купола и сэкономить ценный материал.

За основу штукатурки был взят гипс, с добавлением мела, алебастра, извести, цемента, мраморной крошки и пигментов, придающих смеси нужный цвет. Полученную густую массу наносили на потолок и ждали ее высыхания. Затем на затвердевшем покрытии вручную процарапывались бороздки, повторяющие рисунок на натуральном мраморе. Царапины прокрашивали специальными более темными пигментами, имитируя прожилки и пятна природного камня. Процесс был сложным и трудоемким, но мастера под куполом и на потолке создали точную копию натурального мрамора.

Сегодня Исаакиевский собор является жемчужиной культурного наследия, поражая своим величием и красотой. Несмотря на разнообразие цветовой палитры материалов, используемых при отделке храма, все они гармонично сочетаются и дополняют друг друга.

Цветовые акценты расставлены с особым вкусом, поэтому у посетителей нет ощущения пестроты. Пилястры из розового мрамора нежно украшают белую гладь стен

Темный порфир цвета вишни притягивает внимание к нарядному иконостасу

Архитектура здания умело подчеркивается красотой природных материалов. Внутреннее убранство храма впечатляет всех посетителей своей неповторимой торжественной красотой. Нигде в мире вы не увидите такого изысканного убранства из натурального камня, как в Исаакиевском соборе.

Новая жизнь верхней колоннады

Самой популярной из них является верхняя колоннада Исаакиевского собора. Она уникальна сама по себе, допускает 360-градусный обзор города, находится в самом центре, подъем на нее небезынтересен. Поднимающийся сюда человек не должен быть очень толстым, так как ширина одной из дверок, открывающих путь наверх, равна 70 см. Ступени общей численностью 562 единицы преодолеваются в среднем за 15 минут. Эта смотровая площадка является одной из самых старых в городе – она была введена в строй после масштабной послевоенной реконструкции 1950-1960 годов. Избитое выражение о высоте птичьего полета подходит как нельзя лучше к открывающемуся с площадки обзору города. Именно с этой высоты открываются единственные в своем роде виды на Мариинский и Зимний дворцы, Неву, Адмиралтейство и «Асторию». Видна вся планировка города, задуманная и осуществленная Петром I.

Как возникли росписи

Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков. И маститые, и малоизвестные живописцы подчинялись единому алгоритму в работе:

  • готовили эскиз картины;
  • если его одобряла высокопоставленная комиссия из императора, Синода, Монферрана и Академии художеств, выполняли картину в натуральную величину – на картоне;
  • лишь затем приступали к созданию полотна или росписи.

При раскрытии библейских тем художники были обязаны соблюдать каноны отечественной академической школы:

  • главенство одного героя;
  • уравновешенная композиция;
  • традиционное цветовое решение: красный, синий, белый тона.

При этом храмовый заказ апеллировал не к ремеслу, а мастерству. Авторы писали душой, а не рукой. А душа, как известно, не знает границ. Если вглядеться, библейским героям Федора Бруни свойствен трагизм, а сюжетам — мистика. Николай Алексеев, напротив, упростил вознесенных до небес персонажей. Другие художники, компенсируя строгость мотивов, не пожалели сил, выписывая детали.

Над Исаакиевским собором трудились тысячи безвестных живописцев, скульпторов и архитекторов, искавших не славы. Благодаря им Петербург получил образцовый собор — эталон единства стиля и содержания; архитектуры, живописи и скульптуры.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Этапы возведения сооружения

Церковь строилась для рабочих верфи по указу Петра Первого. В 1707 году ее освятили в честь святого покровителя государя — Исаакия Далматского. Это была небольшая деревянная церквушка, в архитектурном плане — простая и лаконичная, типичная для построек петровского времени. Через 10 лет также при Петре Великом на этом месте заложили каменную церковь. Но воды Невы подмывали фундамент, чем разрушали строение. К тому же, в храм ударила молния, возник пожар, во время которого он сильно пострадал. 

При Екатерине Второй, в 1766 году начали строительство третьего храма. Архитектором проекта был Антонио Ринальди. Сразу возвели мощный фундамент, но воплотить весь грандиозный замысел итальянского зодчего с изящными куполами и мраморной облицовкой не удалось. После смерти императрицы Ринальди уехал на родину. Вставший на престол Павел Первый приказал в спешном порядке достроить церковь. Величественное мраморное основание оканчивалось обычными кирпичными стенами. Храм стал объектом насмешек горожан. Хотя его все же освятили в 1802 году. Однако он никак не вписывался в изысканный облик центра столицы. 

Александр Первый спустя семь лет объявил конкурс на постройку нового храма с сохранением фундамента и алтаря постройки Ринальди. Задача оказалась непростой. Приехавший из Франции молодой архитектор Огюст Монферран взялся за выполнение амбициозного проекта — возведение главной церкви стольного града. Позже инженеры нашли просчеты в проекте Монферрана, и пришлось корректировать чертежи. Окончательный вариант, по которому велось строительство, был утвержден в 1825 году.

Храм возводился на протяжении четырех десятилетий. Ходили слухи, что Монферран умышленно затягивал сроки окончания строительства из-за того, что некий провидец напророчил ему быструю смерть после того, как Исаакий будет построен. Архитектор действительно умер спустя месяц после освящения храма. Но ему тогда уже перевалило за семьдесят.

Архитектурная задумка

В 1809-ом году начались работы по подготовке проекта и строительству обновленного Исаакиевского собора: величественного, соответствующего общему архитектурному стилю центра Петербурга. Автором окончательного проекта стал Огюст Монферран. За основу он взял традиционный для восемнадцатого века тип храма: пятикупольный, центричный, квадратный в плане.

В стандартный чертеж он внес свои изменения: немного “вытянул” его на запад и восток, сделав из квадрата прямоугольник, а в середину поместил выступающий на север и юг квадрат

В результате всех этих преобразований центральная часть стала сильно выделяться и приобрела особенно важное значение

Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни. Они украшены небольшими позолоченными главками. Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего строения ввысь.

Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми колоннами, которые тоже весьма примечательны: они выполнены из гранита и имеют гранитные основания с вырезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн.

Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами повернут к набережной Невы и установленному на ней Медному всаднику, второй – к Исаакиевской площади. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма. Благодаря такому архитектурному решению входы в собор оказались по бокам от алтаря.

Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой крупный размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущей версии храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.

Стены храма облицованы серым мрамором. Гладкими их назвать нельзя: они буквально изрезаны непомерно большими окнами с массивными наличниками – этот прием зрительно увеличивает и без того крупное сооружение. Тот же эффект создают и огромные двери: площадь каждой составляет сорок два квадратных метра, вес створки – без малого десять тонн.

История создания

Исаакиевский собор построили в 1818-1858 годах по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. В 1814 году сумевшего заинтересовать своими чертежами российского императора Александра I.

Любопытно, что здание в итоге не получило традиционной для русских церквей колокольни. Хотя глав у него все-таки пять!

Современный нам собор — четвертая церковь с таким названием в Санкт-Петербурге. Назван в честь Исаакия Далматского, святого, в день памяти которого (30 мая) родился Петр I. Первый русский император особенно почитал своего небесного покровителя. И символично, что именно в новой столице страны возникла посвященная ему церковь. Других, к слову, нет!

Посещение собора обычно входит в программу любого туриста, посещающего Санкт-Петербург. Визит разбивается на две части: экскурсия внутри и затем (если хочется — подъем на колоннаду Исаакиевского собора).

Билеты приобретаются в автоматах с южной стороны здания либо в билетных кассах у восточного фасада, смотрящего на бело-желтое палаццо князя Лобанова Ростовского. К слову, возведенное по проекту все того же Монферрана.

Архитектурные особенности собора

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге не имеет аналогов ни в русской, ни в мировой культуре.

Внешний вид

Исаакиевский собор — великий пример классического собора. Сооружения в классическом стиле к моменту завершения отделки здания смещались с пьедестала новыми архитектурными веяниями неоренессанса и эклектики, добравшимися до Санкт-Петербурга.

Центральная глава доминирует над остальными четырьмя боковыми главами. Здание установлено на цоколь со ступенями. Его план – прямоугольник. Портики придают ему форму креста. Храм мало связан стилистически с традиционными православными соборами. Небольшие сходства представлены центричной планировкой и количеством глав.

Параметры собора святого Исаакия Далматского:

Высота, м 101
Длина, м 111
Ширина, м 97
Диаметр, м 26

Расположение собора настолько удачное, что вид на него открывается из любой точки набережной. Собор хорошо сочетается с монументом Петру I, а купол отражен в водах Невы. Пешеходная дорожка и Исаакиевский сквер также способствуют привлечению туристов и делают площадь местом прогулок горожан.

Скульптура

Скульптурное оформление принадлежит основному архитектору собора (Монферрану). Программу предоставил Оленин. Формы ампира, барокко и ренессанса сочетаются в скульптурном убранстве экстерьера собора. Фронтоны были выполнены французскими скульпторами.

Северный фасад

Фасад, обращенный на север, украшен барельефами и статуями. Фронтон украшен рельефом с изображением библейской сцены воскресения Христа скульптором Лемером.

Скульптуры на фронтонах содержат изображения:

  • апостола Петра, держащего в руках ключ;
  • апостола Павла, держащего в руках меч (это символ преданности Иисусу);
  • Апостола Иоанна и орла позади него.

Западный фасад

На фасаде с западной стороны продемонстрирована встреча преподобного Исаакия и императора Феодосия. Также установлены статуи трех апостолов (Варфоломея, Луки и Марка). Украшение фасада выполнено И. Витали.

Южный фасад

Мудрецы, пришедшие поклониться Христу изображено на южной стороне церкви. Библейские сцены присутствуют также в нишах, на дверях. На фронтонах возвышаются статуи Филиппа, Андрея (покровительствующий флоту) и Матфея (а также ангел за его спиной).

Видеообзор здания собора вблизи:

Восточный фасад

Сторона, выходящая на проспект (восточная) также украшена барельефом. Исаакий Далматский остановил Валента Византийского и предсказал ему гибель, за что оказался закованным в цепи. Статуи апостолов Симона (с пилой, символизирующей мучения), Иакова и Луки украшают фронтон.

Колоннада

На высоте более 40 м. над фундаментом собора располагается колоннада из 24-х колонн. Поднявшись по одной из двух винтовых лестниц к колоннаде, можно увидеть городскую панораму, открывающуюся из 12-ти огромных окон.

Восточная сторона

Надпись на фризе: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век». На фронтоне барельеф «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Это работа скульптора Лемера. Воспроизведен сюжет, когда Исаакий, осмелившийся преградить дорогу грозному императору, предрекает тому близкую погибель. Стражники цепями сковывают святого, чтобы бросить его в темницу.

Угол фронтона украшает фигура апостола Иакова — самого решительного из учеников Христа, за что и был первым предан мученической смерти. В другом конце апостол Симон, держащий в руках пилу, ставшую символом мучений, выпавших на долю апостолов. На вершине евангелист Лука с тельцом – символом святости завета.

С трех сторон фронтоны украшены дверьми, выполненными скульптором Витали из дуба и бронзы. На каждой из них изображены сюжеты из жизни Христа и фигуры святых. 

Украшения иконостаса

Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.

Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.

Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.

Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.

Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.

XX и XXI столетия

В послереволюционные годы здание было национализировано. Впрочем, вскоре его передали прихожанам (соответствующий договор подписали более тридцати человек).

В 20-е годы XX века из собора было изъято сорок восемь килограммов золота и более двух тонн серебра. Примерно в это же время настоятель собора был арестован. Спустя год здание было передано обновленцам (так назывались представители одного из течений в русском православии). В конце 20-х годов договор с ними был расторгнут; в начале 30-х годов XX века храм превратился в антирелигиозный музей.

В 40-е годы здание сильно пострадало от бомбардировок и артобстрела. В военное время в нем хранились экспонаты некоторых других знаменитых музеев страны.

В середине XX века храм был отреставрирован. Именно тогда на его куполе появилась смотровая площадка. В 90-е годы XX столетия в соборе возобновились богослужения. В настоящее время в обществе обсуждается вопрос о необходимости передачи собора под управление Русской православной церкви. Как положительное, так и отрицательное решение этого вопроса имеет множество сторонников. Здание является собственностью города.

Факты и цифры

Подбор материалов и основные технические решения отличались новаторством. Автор проекта и строительства Исаакиевского собора — Огюст Монферран спроектировал фундамент на свайном сосновом основании — сплошном под всем храмом, что было редкостью для Санкт-Петербурга с его зыбучей почвой. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, затем выложили гранитные плиты в 2 ряда, выше — кладку из камня. Строились стены и пилоны из кирпича с гранитной прокладкой, что стало совершенной опорной конструкцией. 

Впервые в эпоху позднего классицизма Монферран прибегнул к применению металла, по достоинству оценив его непререкаемые качества: легкость, негорючесть, прочность и долговечность. В ход пошли металлические конструкции, литая бронза, кованое железо, листовая медь и чугун.

Для колонн храма применили розовый финский гранит. Он же использовался для массивных стилобат портиков и ступеней. Наружные стены облицованы серым рускеальским мрамором. Однако во время реставрации, которую проводили в 19 веке, некоторые плиты, ввиду их недостаточной прочности, заменили на итальянский мрамор “бардиллио”.

Отделка храма полностью отвечает монументальности и его впечатляющим размерам. Для этих целей было потрачено:

  • золота около 400 килограммов;
  • бронзы почти 1000 тонн;
  • малахита 16 тонн;
  • лазурита 500 килограммов.

В отделке фасадов и интерьера Исаакия использовали местные и мировые граниты и мраморы различных сортов и цветов. Необыкновенно торжественный вид собору придают украшения из ценнейших цветных камней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector