Костёл божьего тела (несвиж)

Что посмотреть в городе Несвиж (достопримечательности)

Фото этого города и особенно его замка украшают путеводители по Беларуси. К сожалению, от мощных некогда крепостных стен остались одни ворота – Слуцкая брама. Она встречает путников, пришедших с восточной стороны. Чтобы понять величие средневекового Несвижа, отправляйтесь к центральной рыночной площади. Посреди нее высится символ самоуправления города – ратуша, построенная в начале семнадцатого века в стиле барокко. Христофор Сиротка был известным меценатом. Он приглашал в свой город ученых и людей свободных профессий. В результате в Несвиже работали первая в Беларуси типография и арианская школа, где изучали естественные науки, богословие и языки.

Последнее пристанище

Это место заслуживает особого внимания. Разрешение на основание крипты Николай Криштоф Радзивилл Сиротка специально ездил получать у Папы Римского. Она стала третьей родовой гробницей в Европе. Первая — Людовиков во Франции, вторая — австрийских Габсбургов.

Сиротка в своей жизни много путешествовал и из Египта привёз секрет бальзамирования тел. Но потом рецепт такого погребения, который передавался по наследству, к сожалению, был потерян, и тела в гробах сохранялись по-другому.

Их просто запаивали в свинцовые или цинковые гробы. При определённом давлении внутри гроба процессы разложения тел останавливались. Это был очень ненадёжный способ: ведь при любом изменении тело могло истлеть за несколько часов.

Сиротка как основатель крипты установил 2 правила, которые не должны были никогда и никем нарушаться. Первое, там должны быть погребены только Радзивиллы, история рода которых должна сохраняться в веках. Но сам же Сиротка это правило и нарушил: рядом с его гробом стоит саркофаг его слуги, который всегда и везде его сопровождал при жизни.

Второе правило — тела при погребении должны быть в простой одежде, без излишней помпезности и без украшений. Вероятно, соблюдение этого правила и стало причиной того, что крипту не разграбили. Сам Николай Сиротка был похоронен в одежде пилигрима. На свой гроб он сам придумал эпитафию «Перед лицом смерти каждый не рыцарь, а только путешественник».

В крипте есть несколько довольно странных захоронений. Одним из них является «горбатый саркофаг». Легенда гласит, что в нём похоронена прекрасная княжна, которая якобы замёрзла в зимнем парке, ожидая возлюбленного: простого парня, с которым хотела сбежать потому, что родители уже назначили её свадьбу с австрийским принцем. Окоченевшую, её не смогли правильно положить в гроб и пришлось похоронить девушку сидя.

Но исследователи в 1953 году обнаружили в гробу пожилую княгиню 74 лет. А горб создавала ваза, которую родственники, почему-то, прикрепили к крышке гроба.

Немного подальше стоит необычный бочонок с ручками. По легенде, это всё, что осталось от растерзанного на кусочки могучим медведем князя. Но оказалось всё намного романтичнее. Когда гроб вскрыли, увидели там человеческие органы — печень, сердце, почки и лёгкие. Оказывается, в  это время бальзамирование стали делать со вскрытием.

И после смерти жены одного из Радзивиллов, он не разрешил выбросить то сердце, которое любило его. Всё это залили нужным раствором и поставили в фамильный склеп с такой эпитафией: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе». Такая вот красивая история.

В крайней комнате крипты захоронена одна большая семья: в ней стоят 2 больших гроба и 12 детских. Это Катажина Радзивилл и её 12 умерших малолетних детей. Говорят, что в лунную ночь здесь иногда слышится жуткий плач. Это несчастная мать, обернувшись совой, плачет в ночи над своими потерянными младенцами.

Первое захоронение в усыпальнице произошло в 1616 году. В годы советской власти новых захоронений не было. Но умерший в Англии уже в наше время Антоний Радзивилл в своём завещании попросил похоронить его в фамильном склепе Несвижа. Правительство Белоруссии разрешило это. Последнее желание потомка Радзивиллов было исполнено в июне 2000 года.

Так члены этого знатного рода создавали города и легенды, живущие и поныне.

Приглашаю прикоснуться к роскоши и красоте дворца, который долгие годы служил многочисленным представителям семейства Радзивиллов. Это — Несвижский замок — легенда Беларуси и, пожалуй, самый популярный туристический объект страны на сегодняшний день.

В Беларуси, в любом городе есть огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

На карте ниже представлены все достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть здесь.

Усыпальница Радзивиллов

Под Фарным костелом находится усыпальница Радзивиллов. Вход в нее можно найти у левой стены. В небольшой каменной тумбе находится дверь, которая ведет в обширное помещение с гробами, где и хранятся останки семьи Радзивиллов. По размерам она стоит на третьем месте после усыпальниц семей Бурбонов и Габсбургов.

В свое время один из князей рода получил разрешение лично у Папы Римского, чтобы создать усыпальницу, так как в то время принято было закапывать умерших в землю. Он же и привез из Египта рецепт бальзамирования. Со временем рецепт бальзамирования был утерян, и стали применяться другие различные способы сохранения тел.

В своем время для изучения способов сохранения тел сюда приезжала специальная делегация, чтобы применить эти методы для бальзамирования тела Сталина. Об итогах их посещения история умалчивает.

Посетить усыпальницу можно только в составе экскурсии, которые проводятся в первой половине дня.

Старый парк

Старый парк возник на территории бывшего болота. В конце 19 века сюда привезли лучшие саженцы из лесничеств Беларуси и Берлина, и засадили заброшенную территорию. До войны тут стояли теннисные корты. Во время войны немцы использовали этот парк для расстрелов. А после войны здесь долгое время находился санаторий. И только в 80-е годы двадцатого века парк стали восстанавливать, чтобы вернуть ему первоначальный вид.

Прогуливаясь по нему, можно полюбоваться зеркальным прудом со скульптурой русалки, сидящей посередине на островке. А на исторической аллее расположены бюсты известных людей Несвижа.

Не стена, а карта сокровищ

Художник-реставратор Юрий Шагун рассказывает: о том, что под штукатуркой костела что-то есть, было известно и раньше. Но никто и предположить не мог всего масштаба скрытых росписей! В феврале, перед плановым ремонтом храма реставраторы сделали первый зондаж (снятие штукатурного слоя), после чего поняли: обосноваться в Несвиже им придется надолго.

Сегодня прохожие недоуменно оглядывают знаменитый костел, удивляясь «непоследовательности» ремонтников. Вскрытая тут и там аккуратными, будто хирургическими, надрезами штукатурка обнажает старинные фрески. Порой четкие, а порой едва различимые даже взглядом профессионала.

«Мы как кладоискатели — иногда доверяемся внутреннему чутью и начинаем „копать“, где оно подскажет», — говорит художник-реставратор. Именно так, с помощью особого реставраторского чутья Юрий Шагун обнаружил на одной из стен костела изображение геральдического символа рода Радзивиллов. Пока реставратором раскрыты только короны и ниспадающая мантия, но остальное не вызывает сомнений.

«Если обладаешь необходимыми историческими сведениями, знаешь композиционные приемы, то можешь предположить, даже не раскрывая всей фрески, какие элементы и где были расположены. Тем более что некоторые картины по сюжету, стилистике схожи с росписями, сделанными в Несвижском замке», — рассказывает реставратор.

По предварительным данным, Фарный костел расписывался дважды: в XVI веке была сделана графическая монохромная роспись, в XVIII-м — цветная. Делать выводы о том, кем и при каких обстоятельствах наносились росписи, специалисты не торопятся — прежде нужно полностью раскрыть фрески, а это скрупулезный и недешевый процесс.

Аккуратно действуя скальпелем, а где много слоев штукатурки — молотком и зубилом, реставраторы миллиметр за миллиметром обнажают рисунок. Причем не везде она отходит легко, но трудности специалистов не пугают: за плечами — реставрация полоцкой Спасо-Преображенской церкви, где один на другой были нанесены два слоя (!) живописи. Профессионалам «Белреставрации» удалось сохранить и восстановить их все.

Радзивиллы

Герб Радзивиллов с 1547 г.

Барбара Радзивилл (1520-1551)Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» (1549-1616)Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» (1702-1762)Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханку» (1734-1790)

Сколько будет существовать Несвиж, столько он будет бла­годарить Радзивиллов. Этот ве­ликий род, согласно легенде, ведет свое начало от мифическо­го пращура Лиздзейки, который советовал (белор. «радзіу») ве­ликому князю Гедымину зало­жить столицу (Вильню) на том месте, где князю приснился ве­щий сон о рычащем волке. В благодарность за ценные советы Гедымин приказал отмерить Лиздзейкестолько земли, пока будет слышен звук охотничьей трубы, — так Радзивиллы обрели

герб «Трубы» (1413 год). Легенду о Лиздзейке даже описал в «Пане Тадеуше» великий Адам Мицкевич.

Согласно более правдоподобной версии, начиналось все с Виленского каштеляна Кристина Осцика (около 1363 — около 1443), назвавшего сына Радзивиллом. Позже имя стало фамилией. Фамилией, которая будет гром­ко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века.

Этот славный княжеский род получил город во владение в 1533 году, когда Ян Радзивилл Бородатый женился на Анне из рода Кишек. Ян Радзи­вилл был храбрым рыцарем, доверенным лицом короля Жигимонта I Старого. Сын Яна Радзивилла Миколай Радзивилл Черный стал канцле­ром ВКЛ и виленским воеводой. Его двоюродная сестра Барбара Радзивилл вышла замуж за польского короля и великого князя Жигимонта II Августа. Таким образом владелец Несвижа, по сути, породнился с самими Ягеллонами…

Наибольший расцвет Несвижа произошел во времена князя Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки, сына Миколая Черного.

Город получил Магдебургское право (право на самоуправление) — Сиротка сам составил соответствующий привилей и на Гродненском сейме 24 июня 1586 года подписал его у короля Стефана Батория. Благодаря Маг- дебургскому праву город получил ратушу, к которой мы еще вернемся. Сегодня это, кстати, старейшая ратуша в Беларуси.

Вслед за ратушей идет строительство величественного костела, мо­настыря, активно строится замок, в городе появляются другие каменные сооружения: из деревянного Несвижа Сиротка сделал каменный.

Мудрость Сиротки заключалась в том, что он не копил деньги ради денег, а инвестировал в себя, в честь и, говоря современным языком, бренд своего рода. Именно он зало­жил фундамент славы и достоинства семьи, имя которой звучит на просторах Европы вот уже шесть столетий.

Однако не Сироткой единым славится этот великий род: с 1466 года и до наших дней эта семья дала Великому Кня­жеству Литовскому и Речи Посполитой более 40 сенаторов, а также канцлеров, маршалков, гетманов, воевод, епископов…

Добрую память оставили после себя все без исключения правители Несвижа, но наиболее (после Сиротки) — Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» и его жена Францишка Уршуля из дома Вишневецких. Рыбонька практически завер­шил постройку замка (которую окончил его сын Пане Коханку), финансировал росписи костела. Францишка Уршуля основала в Несвиже театр, написала для него 16 пьес и 14 эскизов сценографии этих постановок…

Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше — настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») — девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе. И этот девиз никогда не подвел.

История одного из главных храмов Минска

Костел построен членами Общества Иисуса в середине XVII века. Строительство собора началось с постройки монастыря, а благодаря пожертвованиям горожан всего за несколько лет здесь был возведен величественный храм. Уже в 1710 г. он был освещен именем Иисуса, Марии и Святой Барбары.

Когда орден иезуитов упразднили, костел стал приходским. В 1798 г., после становления Минской римско-католической диацензии, храм обрел статус кафедрального. Его освятили именем Пресвятой Девы Марии. К оформлению храма приложили силы многие именитые архитекторы и художники. Фресковые росписи сводов и стен храма отражают библейские сюжеты и историю костела.

Очередная реконструкция в середине XIX века была проведена под чутким руководством К.Хрищановича, который на тот момент был одним из ведущих архитекторов Минска. Когда диацензия была закрыта, костел был переведен в статус парафиального, но остался главной святыней католической веры до 1917 г. Затем на короткий промежуток времени храм вновь стал кафедральным собором. В 1934 г. костел Девы Марии закрыли. После Второй мировой войны здание совершенно изменило свой вид и назначение в результате послевоенной реконструкции города. В новом помещении был образован спортивный клуб.

В 1993 году, после возвращения храма верующим, костел был отреставрирован и принял исторический облик. Реставрация проводилась под контролем главы Римско-католической церкви в Беларуси с участием лучших белорусских и польских специалистов. 1997 г. стал годом торжественного освещения обновленного костела Пресвятой Девы Марии, где вновь стали проводиться службы.

Архитектурные особенности костела Девы Марии в Минске

Костел Девы Марии невероятно притягателен для жителей и гостей города и является архитектурным памятником Беларуси. Он выполнен в стиле барокко XVIII века. Здание не выходит на шумный проспект, а немного уходит вглубь квартала, что создает некоторое уединение. Главный фасад костела богато задекорирован. Высокие башни имеют пять ярусов, украшены полукруглыми нишами, сквозными проемами, вазами и пилястрами. Верх башен увенчан изящными куполами. В нише фигурного фронтона над центральной частью фасада установлена скульптура Пресвятой Девы Марии.

В течение нескольких столетий здание костела Пресвятой Девы Марии считалось одной из самых больших построек г. Минска. Витиеватые ажурные башни костела гордо возвышались над городом и служили главным высотным ориентиром. Силуэт храма и его миниатюры изображались на зарисовках и открытках. 

Костел Тела Господня (Фарный) в Несвиже

Фото: ru.wikipedia.org

Костел является архитектурным памятником раннего барокко, первый барочный храм, а также первый иезуитский костел на территории Речи Посполитой. Под храмом расположена родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Костел в комплексе с иезуитской коллегией построил итальянски архитектор Джованни Бернардони в 1584—1593 гг. Прототипом костела стал римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 году.

Главный фасад костёла имеет двухъярусную композицию с выраженными вертикальными и горизонтальными членениями. Вертикальные членения представлены пилястрами, горизонтальные — развитыми поясами карнизов. Имеют место характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами.

Главный алтарь украшен картиной «Тайная вечеря» художника Геского.

История

История Красного костела зародилась чуть больше века назад — в начале XX в. В Минске на тот момент остался только один храм для христиан, и тот уже не вмещал всех прихожан. Остро встал вопрос о строительстве нового религиозного сооружения, но он долго не мог решиться: постоянные проблемы с вопросом его размещения, финансирования и т. д.

Юра Лепеса

Состоятельный купец Эдвард Войнилович, заметив, что в городе возникла такая проблема, решил, что судьба подала ему знак. Он очень рано потерял своих детей: Елене (Алёне) было 18 лет, а младшему, Симону, только 12. Обоих забрала болезнь. При жизни дочери Эдварда однажды приснилась Дева Мария, окружённая ангелами, и указала на некий несуществующий храм. Девушка поспешила схематично нарисовать его и показать отцу.

И вот, спустя годы, убитый горем отец смотрит на этот эскиз и понимает: всё, что теперь он может — достойно почтить память своих детей и помочь своему народу. Он заражается идеей возвести подобное сооружение и в 1904 г. обращается к властям с предложением взять на себя инициативу по возведению нового костела в Минске.

Анна Кудрявцева

Эдвард ручался взять на себя руководство строительством и его полное финансирование, а в ответ попросил одного: возможности делать всё это без постороннего вмешательства. Ему дали добро и полную свободу. После длительных поисков купец натыкается на работы польского архитектора Томаша Пояздерского.

Он привозит творца на свою родину и начинает работу над храмом, которая продлилась 6 лет. Здание получило 2 названия: Костёл святого Симеона и святой Елены, в честь покровителей погибших детей Войниловича, и Красный костел, ввиду специфичного цвета храма, выполненного из красного кирпича.

В советские годы и в период Второй мировой войны костёл оставался на удивление цел и невредим, разорен, но не осквернен. В военные годы там было разрешено проводить службы, а в годы коммунистического режима здание было культурным центром — в нём обустраивали то театр, то академию, то музей кино. В 1990 году Красный Костёл получил прежний статус католического храма.

Анна Кудрявцева

Гервяты. Троицкий костел

Красота — понятие субъективное. Но это не мешает костелу в Гервятах неофициально считаться самым красивым в Беларуси. При знакомстве с неоготическим сооружением сложно не восхититься и не «залипнуть» на минутку-другую, восхищаясь симметрией и выверенностью форм. Жители Гервят еще до начала строительства явно догадывались, что храму суждено очаровывать не одно поколение белорусов, и ответственно подошли к вопросу. Для возведения костела в деревне специально построили кирпичный завод, а черепицу для крыши заказали в Германии. Средства на новый храм собирали всем миром — не остались в стороне и представители рода Домейко, тогдашние владельцы Гервят. Масштабное строительство завершилось к 1903 году. Уже в наше время силами ксендза Леонида Нестюка вокруг костела был разбит роскошный ландшафтный парк с фигурами апостолов и редкими декоративными растениями.

Рассказываем о храмах в Гервятах, Солах, Островце, Сморгони, Михалишках. Все костелы можно посетить за один день. Смотрим!

Старый парк

Старый парк возник на территории бывшего болота. В конце 19 века сюда привезли лучшие саженцы из лесничеств Беларуси и Берлина, и засадили заброшенную территорию. До войны тут стояли теннисные корты. Во время войны немцы использовали этот парк для расстрелов. А после войны здесь долгое время находился санаторий. И только в 80-е годы двадцатого века парк стали восстанавливать, чтобы вернуть ему первоначальный вид.

Прогуливаясь по нему, можно полюбоваться зеркальным прудом со скульптурой русалки, сидящей посередине на островке. А на исторической аллее расположены бюсты известных людей Несвижа.

Камаи. Костел св. Иоанна Крестителя

Построенный еще в 1606 году, готико-ренессансный костел в Камаях никогда не прекращал свою работу, даже во время ВОВ и послевоенную эпоху — большая редкость в нашей стране. Внутри сохранились оригинальные фрески Альфреда Ромера, белорусского художника XIX века, прославившегося росписями на религиозную тематику. Еще одно звучное имя в истории камайского костела — Казимир Свояк. Известный белорусский поэт и общественный деятель несколько месяцев служил здесь настоятелем во время Первой мировой войны. 

При посещении костела обратите внимание на бойницы и внушительную толщину стен — в костеле присутствуют элементы оборонительного сооружения. Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове

Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране

Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове. Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране.

Несвижская ратуша

Пожалуй, главной достопримечательностью города Несвиж, является Ратуша, которая расположена на Рыночной площади. Ее окружают Торговые ряды.

Ратуша является древнейшей, хорошо сохранившейся, постройкой городского самоуправления в Беларуси. Построена ратуша по проекту итальянца Яна Марии Бернардони. Она представляетиз себя высокую шестиярусную башню и символизирует Магдебургское право, которое город получил в 1586 году.

По этому документу город получал налоговые льготы, полное самоуправление, судебный иммунитет, а ремесленникам и торговцам давал очень выгодные условия для ведения их дел.

У Несвижа появился и свой герб. Разделён он на две части. Слева изображён «выходящий» чёрный орёл, а справа — 10 узких перевязей синего, красного и жёлтого цветов. В геральдике Белоруссии такие почётные фигуры называются «врубами».

По второму привилею, который в том же 1586 г. 18 июня даровал городу Николай Христофор Радзивилл Сиротка, руководителям города предписывалось построить каменную ратушу. И спустя 10 лет такая ратуша с наблюдательной площадкой и большими часами на фасаде была построена.

В 1836 году на 1 этаже здания располагались торговые лавки, сторожевая, склад оружия на случай какой-либо опасности, городская весовая и помещение, в котором хранились пожарные инструменты. Второй этаж занимали учреждения магистрата. Среди них был зал суда, архив, зал заседаний, сокровищница и другие.

В годы Северной войны со шведами, во время пожара, город был полностью разграблен, а центральное здание ратуши сильно пострадало. После восстановления башня стала меньше на 2 яруса. С 1997 г. по 2004 годы проводилась реставрация, и ратуша вновь стала выглядеть так, как в 16 веке.

На 2 этаже этого старого здания открыт и работает музей «Городское самоуправление Несвижа 18-19 веков». Время работы с 9.00 до 18.00, выходной день — вторник.

Часы на Ратуше действующие. Так необычно и как-то торжественно они отбивают каждую четверть часа.

А на площади вокруг Ратуши и Торговых рядов полным ходом идет «стройка». В этот солнечный апрельский день многочисленные грачи, которые выбрали этот городок местом своего обитания, усиленно ищут строительный материал.

Любые ветки, лежащие на земле, они уносят для строительства своих гнезд, тем самым делая город Несвиж еще более чистым.

5. Боруны. Костел Святых Апостолов Петра и Павла

Асимметричный барочный костел в Борунах входит в состав бывшего монастырского комплекса базылиан — некогда важного центра униатства в Беларуси. История строительства монастыря и костела связана с чудотворным образом Матери Божьей Борунской

Cчитается, что в конце XVII века местный шляхтич Николай Песляк получил икону в дар от родственника и с ее помощью избавился от слепоты. Под впечатлением от чудесного исцеления он принял духовный сан, заложил храм и велел основать монастырь. Икона никогда не покидала костел в Борунах: сегодня она почитается как католиками, так и православными. А еще здесь прямо в костельной крипте бьет святой источник — +1 повод зайти внутрь, не ограничиваясь внешним осмотром. 

Видзы. Костел Святой Троицы

Завершает подборку потрясающий образец неоготики. Вместе с храмами в Гервятах и Шиловичах костел в Видзах считается одним из самых высоких в Беларуси: его высота составляет 59 метров.

Троицкий костел строился почти 14 лет: с 1900 по 1914 год. Начавшаяся вскоре Первая мировая война нанесла храму серьезный урон: здание несколько раз подвергалось обстрелам — линия фронта проходила совсем рядом с местечком. В 1920-е годы костел восстановили, а в память о военных действиях в стены вмуровали снаряды.

Храм в Видзах освящен в честь Святой Троицы. Но можно встретить и другое его название — Рождества Пресвятой Девы Марии. Дело в том, что костел находится в распоряжении одноименного прихода.

После Второй мировой войны храм не избежал преобразования под хозяйственные нужды: сначала здесь размещался льняной склад, позже — спортивный зал. В итоге от оригинального убранства почти ничего не осталось. Сегодня, после проведенной реставрации, костел действует по своему прямому назначению.

Менее раскрученные, но от этого не менее прекрасные белорусские костелы в нашем отдельном материале.

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

Замок Радзивиллов, Несвиж.

Несвижский замок, построенный в 16-17 вв., был центром владений рода Радзивиллов, управлявших Несвижской ординацией. Его история уходи к началу 16 века, когда представители рода Кишки построили замок из дерева, неподалеку от которого вознесся чуть позднее замок новых владельцев Радзивиллов. Вышло так, что Ян Радзивилл женился на красавице из кода Кишки и в приданое получил земли в Несвиже.

Замок, соединенный с окрестными землями только разборным мостиком из дерева и тайными подземными ходами, имеет форму замкнуто четырехугольника со сторонами 120х170 метров. Все старинные постройки привлекают своими загадками. К таким загадкам относятся подземные входы и выходы, которые были обозначены на генеральном плане строительства дворца.

Вокруг замка находятся земляные валы и ров, ширина которого изначально составляла 22 метра. По обеим сторонам рва выстроили стены из кирпича толщиной около 2 м и высотой около 4 м.

На получившейся крепостной стене недалеко от ворот выстроили редут для обороны, а вокруг проходящей снаружи стены проложили дорогу. В построенный ров подвели воды реки Уши, этими же водами наполнили пруды.

Датой основания замка считают 7 мая 1583 г. Предположительно в проектировании замка принимали участие архитекторы из Голландии, приглашенные Николаем Черным Радзивиллом, по другой версии – строитель Фарного костела Джованни Бернардони, по третьей – неизвестные строители из Франции. В облике замка можно найти сходство со знаменитыми европейскими ансамблями, в том числе с Версальским дворцом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector