Расписание праздничных служб в минских костелах

Богослужения и другие мероприятия

После революции, начиная с 1923 года, был период, когда Красный костел Минска использовался в самых разных (не культовых) целях. Сохранность здания обеспечивали организации, связанные с культурной жизнью белорусской столицы. Здесь до Великой отечественной войны размещался Государственный польский театр, а также киностудия. Позднее – музей истории кино, Дом кино.

В годы оккупации храм был действующим в течение небольшого периода. А в 90-е годы двадцатого века он опять стал местом богослужений католической церкви. Служба ведется на нескольких языках: белорусском, польском, литовском, латинском.

Церковные службы и культурная миссия

В настоящее время проводятся мероприятия, привлекающие внимание не только верующих людей, но и светских поклонников классического искусства. Праздники, спектакли, выставки, общественные события проходят регулярно в соборе и на территории, прилегающей к нему

Концерты органной музыки – важная часть расписания Красного костела в Минске.

Программа экскурсий исторической достопримечательности включает в себя ряд интересных тем:

  • «Копия Туринской плащаницы»;
  • «Реликвии Папы Святого Иоанна Павла II»;
  • «Старинные книги Библиотеки имени Адама Мицкевича»;
  • «Картины художников Беларуси».

Костел Святых Симеона и Елены открыт ежедневно, в течение дня здесь идет церковная служба. Начало ее – в 7 утра. В воскресенье и четверг последняя служба начинается в 21 час, в остальные дни – в 19 часов. Подробное расписание служб в Красном костеле в будни и праздники есть на официальном сайте

Для решения различных вопросов, связанных с религиозными обрядами, прихожане обращаются в канцелярию, которая работает с 8 до 20 часов.

Засвирь. Троицкий костел

Костел в Засвири — один из немногих сохранившихся памятников сарматского барокко в Беларуси. Стиль отличается упрощенными лаконичными чертами, внешней неприступностью, которая часто контрастирует с богатыми интерьерами. 

Здание храма пристраивалось в XVIII веке к уже существовавшему здесь ранее монастырю босых кармелитов. Во время восстания Кастуся Калиновского в подвале костела держали пленных повстанцев. Монахи сжалились и отпустили заключенных. За такое неповиновение царские власти передали храм православной церкви. 

В межвоенный период в Засвирь приезжал художник, скульптор и поэт Язеп Дроздович, которого за многопрофильность талантов прозвали белорусским Леонардо да Винчи. В то время ксендзом храма служил друг Дроздовича — поэт и общественный деятель Казимир Свояк, который принципиально вел службы на белорусском языке.

Сегодня костел является действующим, а вот от монастыря остались только руины. Возможно, когда-нибудь сюда доберутся руки реставраторов.

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

Топ-3 костелов Минска

Костел Святых Симеона и Елены

Адрес: Минск, улица Советская, 15

Наш топ открывает визитная карточка столицы, одна из самых ярких доминант центра города — храм Святых Симеона и Елены, более известный как «Красный» костел. История его появления драматична, судьба сложна, да и само существование памятника архитектуры не раз было под угрозой.

Вот несколько интересных фактов о «Красном» костеле:

  1. Храм построен в 1909 году в память о рано ушедших из жизни детей Эдварда Войниловича. Симону было всего 12 лет, Алене — 19.

  2. Его украшают три колокола. У каждого из которых — свое имя (Эдвард в честь инициатора строительства, Симон в честь его сына и Михаил в честь архангела);

  3. Здание уцелело благодаря киноискусству. Костел передали киностудии «Советская Белоруссия», а затем, в 1975 году, его переоборудовали под Дом кино. В советские времена многие культовые сооружения использовались в качестве складов и хранилищ и до их сохранности никому не было дела, а за состоянием «Красного» костела как раз следили.

Кстати, Минск и кинематограф тесно связаны: многие достопримечательности столицы Беларуси не раз становились декорациями популярных фильмов и сериалов.

Собор Пресвятой Девы Марии

Адрес: Минск, площадь Свободы, 9

Архикафедральный собор Минска был заложен еще в 1700 году и является одним из старейших зданий столицы. Инициаторами его строительства выступили иезуиты, которые, впрочем, владели приходом недолго: в 1773 году Папа Римский запретил деятельность этого христианского ордена. Костел неоднократно перестраивался, в советские времена две его башни снесли, роскошные фрески замазали краской, а в самом помещении разместилась тренировочная площадка спортивного общества «Спартак». Однако сейчас об этом практически ничто не напоминает: фрески восстановлены, из самой Австрии доставлен орган и регулярно проводятся службы.

Фото костелов Беларуси не передают всю красоту этих шедевров архитектуры. Поэтому наша подборка экскурсий по Минску придется как нельзя кстати, если вы хотите воочию убедиться в величии этого белоснежного храма.

Интересный факт от VETLIVA: строители, которым было приказано перекроить храм под сталинский ампир, догадывались, что, возможно, однажды храм вернет былое величие. Они тщательно зафиксировали все, что смогли: чертежи костела, архитектурные особенности и многое другое. Во многом благодаря им этот католический храм Беларуси так хорошо выглядит.

Костел Святого Роха

Адрес: проспект Независимости, 44А

Завершает топ-3 костелов в Минске небольшой, но очень красивый храм. Костел Святого Роха (он же Троицкий) находится в старинном квартале Минска — Золотой Горке. Если у вас есть в запасе несколько дней на знакомство со столицей — обязательно сюда загляните!

VETLIVA рассказывает: Святой Рох считается покровителем хирургов и защитником от чумы. Средства на строительство храма в его честь собирали не только католики, но и представители других конфессий, потому что покровительству этого святого приписывают также спасение Минска от эпидемии холеры.

Архитектура

Проект костёла святого Симеона и святой Елены был доверен польскому архитектору Томашу Пояздерскому. Войнилович был очарован одной из его предыдущих работ, и в срочном порядке доставил его в Минск. Из Польши пришлось везти не только архитектора, но и материал для строительства — тот самый красный кирпич.

Костел представляет собой смешение стилей, что характерно для архитектуры рубежа XIX—XX вв. Смесь неоготики и модерна дала на выходе актуальный в те годы неороманский стиль. Здание построено как базилика с тремя башнями и пятью нефами.

Юра Лепеса

Трансепт — часть строения, которая делает его крестообразным — выстроен довольно внушительного размера. Фасады и торцы трансепта украшены круглыми окнами в виде цветов под треугольными фронтонами. Крыши — двускатные и четырехскатные.

Основное внимание притягивает прямоугольная четырехъярусная башня-колокольня 50 метров в высоту, возвышающаяся в юго-восточной части сооружения. По бокам алтарной части — еще две 36-метровые башни

С точки зрения классической композиции, это необычное решение: обычно малые башни украшают собой главный фасад, но не в этом случае.

Ещё одним необычным решением стала центральная апсида в форме полуцилиндра. Изначально на её месте было 3 других апсиды, поменьше, но в советские годы здание видоизменили, подстроили под формат академии киноискусств.

Ramón Patrique

Алтарь, ограждения, двери, белые скульптуры детей выполнил скульптор Зигмунд Отто. Уже в девяностых годах у храма появилась 4,5-метровая скульптура архангела Михаила, побеждающего змея, её автор — Игорь Голубев. Живопись на сводах и стенах и идеи для оконных витражей создавал художник Франциск Бруздович.

В 1909 году на главную башню костела были подняты 3 массивных колокола, каждый со своим именем: Михаил, Эдвард и Симеон. Во время реконструкции храма в 2017 году их спускали на землю, и прохожие смогли увидеть их вблизи.

Минский Бисмарк

Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам — своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.

Приехав по работе в Петербург, побывав на заседании Госсовета, он получил от Столыпина предложение — стать вице-министром сельского хозяйства. «Минский Бисмарк» — так назвал Столыпин Войниловича

Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.

Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.

Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд. Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой — полуодетые и испуганные — успели скрыться в саду и переждали нападение там.

После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя. В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.

В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костеле святых Симеона и Елены.

Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.

Это интересно: Проспект Независимости (видео)

«Это очень приемлемый кандидат для властей»

Светский католический верующий, сведущий в жизни костела, пожелавший остаться анонимным, объяснил, что процесс избрания митрополита полностью закрыт от общественности.

«Мы не знаем, какие критерии принимали во внимание. Наверное, нунций Анте Йозич (представитель папы Римского в Беларуси

— РС) собирал мысли священников, передавал их костельным властям. Думаю, смотрели на сотрудничество с властями, отношения внутри костела, отношения кандидата со священниками», — считает верующий.

Он отмечает, что архиепископ теоретически мог бы отказаться от должности, но этого не сделал.

«С точки зрения сотрудничества с властями логика видна. Это очень приемлемый кандидат для властей. Епископ Иосиф Станевский и епископ Александр Кашкевич — единственные епископы, которые не осудили ситуацию в Беларуси после выборов. Нет письма, подписанного фамилией Иосифа Станевского, где он публично осуждает насилие после выборов 2020 года», — говорит собеседник.

Однако он подчеркивает, что номинация Иосифа Станевского на митрополита неожиданная не столько из-за фактора сотрудничества с властями, сколько из-за его статуса внутри костела.

«Он всегда был в тени. Он не славится как проповедник, у него репутация вне Гродненской епархии никакая, ни положительная, ни отрицательная. Он типичный представитель Гродненской епархии, живущий в своем мире. Его на месте уважали, так как много лет он был префектом и ректором семинарии и поддерживал контакты со священниками», — считает собеседник.

По его мнению, архиепископ Тадеуш Кондрусевич в свое время задал высокий статус архиепископа и митрополичьей курии.

«Тадеуш Кондрусевич известен в мире. Он очень образован, знал несколько иностранных языков, работал в Москве, позже продолжал поддерживать там контакты. Архиепископ Станевский говорит только на русском, польском и беларуском языках. Кто бывал на его проповедях, это другой уровень публичного выступления», — высказывает мнение верующий.

По его наблюдениям, Кондрусевич выстраивает структуру проповеди, в ней можно проследить вопросы моральной теологии, как их использовать в современном мире, он комментирует современную беларускую ситуацию. Проповеди же Станевского особенно не примечательны, собеседнику трудно было вспомнить яркие речи нового митрополита.

«Это традиционный ксендз, который любит куртуазию, в том смысле, что у него традиционное отношение к епископу, что ему нужно целовать перстень. Он любит перечислять титулы, хотя многие в костеле уже не употребляют развернутых титулов, а представляют по-простому, например, ксендз-настоятель из такого и такого прихода», — продолжает собеседник.

В то же время он не думает, что архиепископ из Гродно значительно поменяет католическую жизнь в Минске.

«В костеле есть своя экосистема, лидеры мнений. Нельзя придти и переформатировать все под себя, как было заведено в Гродненской епархии, особенно если он столкнется с сопротивлением. Думаю, он много покажет в первые годы, но это могут быть и позитивные, и негативные изменения», — говорит собеседник.

7. Могилев. Костел Святого Станислава

Костел Святого Станислава строился в середине XVIII века как храм монастыря кармелитов и назывался костелом Успения Девы Марии. После вхождения этих земель в состав России был переосвящен, обзавелся статусом кафедрального и по сути стал главным католическим храмом империи: в подчинении Могилевской архиепархии находились церкви латинского обряда по всей стране. Тогда же к барочному костелу добавились черты классицизма — к фасаду пристроили характерный портик с колоннами. В советское время здесь находился архив: сперва центральный архив БССР, после — областной. Это оставило печальный след во внутреннем убранстве костела: часть оригинальной фресковой росписи была сурово замазана зеленой краской. Сегодня храм возвращен верующим, ежегодно здесь проходит фестиваль духовной музыки «Магутны Божа». 

Драматический театр, костел Святого Станислава и еще 15 точек must see в когда-то «белорусской Праге».

«Красный» костел в Минске

Это место считается одним из самых часто посещаемых достопримечательностей Минска среди туристов. Находясь в непосредственной близости к Дому Правительства, святыня является самым главным пристанищем для всех белорусских католиков.

История возникновения храма Святых Симеона и Елены в Минске

Появление на белорусской земле Красного костела связано с существованием древнейшего шляхетского рода Войниловичей

Эдвард Войнилович, по заказу которого и началось строительство храма, воспитывал двоих детей и был важной политической фигурой. Однако на долю Эдварда и его супруги Олимпии выпали ужасные лишения – сначала погибает их сын Симон в двенадцатилетнем возрасте, а потом, не дожив несколько дней до своего девятнадцатилетия, уходит из жизни любимая дочь Елена

К тому времени Эдвард и его семья унаследовали все богатство своего рода, однако тратить деньги было особо некуда и не на кого. В итоге, после смерти детей Эдвард вместе с женой пожертвовали все свои средства на возведение храма. Однако у них было одно условие – костел должен был быть возведен по их плану. Так, спустя некоторое время жители столицы увидели специально разработанный проект архитекторов, приглашенных специально из Польши, Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Строительство храма продолжилось 4 года и обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (сейчас это примерно 12 млн долларов). Ноябрьским днем 1910 года ксендз Витольд Чачот осветил храм, а уже в декабре месяце этого же года в костеле стали проводиться службы. К моменту открытия храм украшало три массивных колокола: «Эдвард» (назван в честь Эдварда Войниловича и весил около 530 кг), «Симон» (назван в честь умершего сына Войниловичей и весил около 310 кг) и «Михаил» (назван в честь покровителя столичного Архиепископства).

«Красный» костел в Минске и новейшая история Беларуси

Однако с приходом советской власти костел Симеона и Елены разграбили, правда, это не помешало продолжать богослужения в храме еще на протяжении двадцати лет. В 1932 году «красное» здание храма отдали Государственному польскому театру БССР, а через 5 лет костел стал принадлежать киностудии «Советская Беларусь». Позже, в 1975 году храм отдали Дому кино: самая высокая башня была переоборудована под музей кинематографии, при этом главную комнату разделили на два больших помещения, вместимостью до 250 человек.

Только в конце 20 века, в 1990 году, храм снова вернули католикам. С 1996 года возле костела начинают устанавливать скульптуры и памятники. Сначала вход в святыню украсил бюст Святого Михаила, который символизирует победу небесных войск над представителями темных сил. В 2000 году возле здания костела установили еще одну композицию «Колокол Нагасаки» — памятник — напоминание обо всех жертвах ядерных взрывов.

Десять лет назад в красном костеле произошло перезахоронение останков основателя храма – знаменитого Эдварда Войниловича. Несмотря на то, что за свою вековую историю храм служил в качестве обители для верующих совсем немного лет, сейчас Костел Святого Симеона и Елены считается одной из главных католический и религиозных достопримечательностей Минска. Сама постройка считается воплощением неоготического стиля с яркими деталями модерна и является визитной карточкой столицы Беларуси.

Внутреннее убранство

Интерьер костела Святой Троицы не уступает по своей красоте экстерьеру. Внутри костела есть старинный орган, который был сделан европейскими мастерами по заказу. Отличительная черта этого храма — это невероятная акустика. Поэтому органные концерты, которые, к слову, проходят достаточно часто, оставляют незабываемые впечатления.

На стенах костела множество изображений и фигур святых и икон, некоторые из них были нарисованы несколько веков назад. Да и в целом здесь царит умиротворенная атмосфера: складывается впечатление, что, переступив порог церкви, оказываешься полностью отрезанным от цивилизации.

Зал костела, kaaaaatarinka

Солы. Костел Богоматери Руженцовой

Миниатюрный храм в Солах за характерную красную черепичную крышу сравнивают с пряничным домиком из сказки про Гензель и Гретель. И это далеко не единственная изюминка костела. Во-первых, он был возведен на деньги, вырученные от продажи драгоценностей из клада — в 1930-е годы местные жители решили построить каменный костел на месте когда-то сгоревшего деревянного и во время рытья котлована наткнулись на церковные сокровища XVII века. Во-вторых, здание является памятником стиля модерн — редкость для культовых сооружений Беларуси. В-третьих, внутри храма можно найти необычную фреску. На ней запечатлено «Чудо на Висле» — победа польских войск над Красной армией в битве под Варшавой в 1920 году. Во времена Советов фреску не закрасили, а в самом храме проводились службы. Что это, если не чудо?

Гервяты. Троицкий костел

Красота — понятие субъективное. Но это не мешает костелу в Гервятах неофициально считаться самым красивым в Беларуси. При знакомстве с неоготическим сооружением сложно не восхититься и не «залипнуть» на минутку-другую, восхищаясь симметрией и выверенностью форм. Жители Гервят еще до начала строительства явно догадывались, что храму суждено очаровывать не одно поколение белорусов, и ответственно подошли к вопросу. Для возведения костела в деревне специально построили кирпичный завод, а черепицу для крыши заказали в Германии. Средства на новый храм собирали всем миром — не остались в стороне и представители рода Домейко, тогдашние владельцы Гервят. Масштабное строительство завершилось к 1903 году. Уже в наше время силами ксендза Леонида Нестюка вокруг костела был разбит роскошный ландшафтный парк с фигурами апостолов и редкими декоративными растениями.

Рассказываем о храмах в Гервятах, Солах, Островце, Сморгони, Михалишках. Все костелы можно посетить за один день. Смотрим!

Советский период

Атеистическая политика руководства СССР, направленная на уничтожение христианского вероучения, не обошла стороной католическую церковь Беларуси. В 1960–1988 годах фарный приход остался без священника. Верующие взяли храм под защиту и противостояли многочисленным попыткам коммунистической власти ликвидировать костел. По воскресениям и в дни католических праздников прихожане продолжали собираться на молитву. Богослужения проводились без священников: на алтаре зажигали свечи, разлаживали орнат (казулу) – облачение священника, ставили литургическую посуду, пели литургические песни и читали молитвы. После этого с евхаристическим песнопением проходили процессией за балдахином вдоль внутренних стен. Только в 1987 г., во время горбачевской «оттепели» власти разрешили пять раз в год проводить Святые Мессы.

Главный алтарь гродненской Базилики

Доминирующее место в декоративно-художественном ансамбле интерьера занимает главный алтарь, выполненный полностью из дерева. Это единый и исключительный в своем роде памятник барокко европейского уровня – творение мастера Яна Смита из города Решаль (Польша). Средства на изготовление алтаря пожертвовали мстиславский каштелян Самуил Лозовый и его жена Констанция. Композиция выполнена в виде трех ярусной сложной группировки колон и пилястр коринфского ордена. В центре первого яруса на постаменте установлена фигура св. Франциска Ксаверия, между колонами на консолях – десять апостолов: святые Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон; на боковых консолях фигуры меценатов Самуила и Констанции Лозовых.

В центре второго яруса установлена фигура Иисуса Христа, слева и справа – фигуры четырех евангелистов: святых Иоанна, Марка, Матвея, Луки и четырех докторов католической церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амвросия. Венчает композицию «Глория», символизирующая победу добра над злом, и обрамляет витражное окно, над которым представлен Святой Дух. С двух сторон в окружении ангелов преклоняют колени женщины, олицетворяющие четыре континента мира.

В 2006 г. из-за неисправной электропроводки произошло возгорание главного алтаря. Четвертая часть деревянного шедевра оказалась поврежденной. Благодаря стараниям настоятеля прихода ксендза Яна Кучинского, спонсорской помощи прихожан и городских властей, усилиям скульпторов и реставраторов из Беларуси и Польши удалось восстановить недостающую часть алтаря, используя уцелевшие фрагменты скульптур. После реставрации алтарь окрасили в более светлые тона под мрамор, филигранную резьбу на элементах колон и пилястр, декорировали сусальным золотом. Так что случившийся пожар стал толчком к обновлению главного алтаря, за которым на сегодняшний день отреставрировано еще два: в часовне Святого Михаила Архангела и алтарь Святой Троицы.

Помимо главного в храме установлено 12 алтарей:

Архитектура и внутреннее убранство храма

Фарный костел – барочный памятник архитектуры и декоративно-монументального искусства европейского уровня. По размеру здание сопоставимо с иезуитскими церквями в Вильнюсе святого Казимира и Кракове святых Петра и Павла. Костел построен в виде трех нефной с двумя башнями базилики шириной 30 метров и длиной 60 метров. Высота главного нефа 21,5 м. По бокам апсиды, в которой размещается главный алтарь, пристроены две часовни – Святого Михаила Архангела и Матери Божьей Студенческой (Конгрегатской). На левой башне установлены действующие маятниковые часы–куранты начала XVI века. Восстановлены в 1997 году местными мастерами. Подлинный часовой механизм один из старейших в Европе, первое подтвержденное архивными документами упоминание датируется 1561 г. Первоначально часы были установлены на башне городской ратуши, после ее разрушения в ходе войны с Московией часы перенесли в деревянный иезуитский коллегиум.

Фронтальный 3-х ярусный фасад базилики практически лишен декоративных элементов: кроме коринфских капителей, в центре верхнего яруса установлена фигура покровителя храма святого Франциска Ксаверия, а в нишах нижнего яруса находятся скульптуры христианских святых Петра и Павла. Вход в базилику оформлен двух маршевой лестницей, на парапете которой установлена фигура Иисуса Христа на Крестном Пути. Композиция выполнена вначале XX столетия и напоминает фрагмент костела Святого Креста с Краковского предместья Варшавы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector