Обычаи и традиции аварцев

Большие народы и маленькие народности

Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: «Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?» В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

Аварцы, которые составляют треть населения республики, — это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики — около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район — Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.

Традиции, обычаи и быт народа

Многовековая история, а также свободолюбивый нрав аварцев позволили им сохранить собственные обычаи и традиции. Во многом они сходны с традициями других кавказских народов. Но есть и некоторые, присущие только им черты, касающиеся, в первую очередь, этики поведения.

Уважительное обращение к старшим – это основная этическая традиция аварцев. Более того, старейшины до сих пор играют главенствующую роль на народных сходах при принятии какого-либо решения. Чем авторитетнее старейшина, тем больше возможностей у него сделать свой голос решающим.

Кроме того, к числу обычаев относится и строгое соблюдение этикета при общении. Например, если мужчины-аварцы разговаривают между собой, они соблюдают определенные условия возрастного ценза. Младший, поздоровавшись со старшим, обязан отступить на два шага и соблюдать эту дистанцию на протяжении всей беседы. Если же с мужчиной общается женщина, то это расстояние становится еще больше и достигает метров двух.

Аварские традиции во всем, что касается общения, достаточно целомудренны, а сами представители этноса являются обходительными. Вместе с тем, народные традиции не обходят стороной проведение разнообразных праздников – здесь уже упомянутая целомудренность и вежливость подчеркивается яркостью костюмов и праздничных обрядов.

Стоит побывать на свадьбе аварцев, чтобы убедиться – это одно из самых красочных зрелищ. Здесь по традиции собираются жители всего селения. В течение первого дня веселье проходит в доме у кого-нибудь из друзей жениха, причем стол должны организовывать гости. Лишь на второй день свадьба проходит в доме, где проживает жених, а к вечеру сюда привозят и укутанную свадебным покрывалом невесту. На третий день дарят подарки и едят традиционные блюда, в число которых входит и обязательная каша.

Между прочим, у аварцев существует свадебный обычай похищения, только крадут здесь не невесту, а жениха. Это осуществляют подружки новобрачной, поэтому друзья жениха должны зорко следить за тем, чтобы он не был похищен.

Как и прочие дагестанцы, аварцы до сих пор придерживаются обычая кровной мести. Конечно, сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако в далеких горных селах она может практиковаться и поныне. В старину кровная месть захватывала целые роды, а причиной могло служить похищение, убийство, а также осквернение родовых святынь.

Вместе с тем, аварцы – народ гостеприимный. Гость здесь всегда является главным человеком в доме, и они всегда готовы к приходу даже нежданных гостей, оставляя им еду на обеде или ужине.

Общие кавказские традиции проявляются также в национальной одежде. Самой распространенной верхней мужской одеждой является бешмет, в зимнее время он утеплялся подкладкой. Под бешмет надевается рубаха, головным убором служит большая папаха. Что же касается женских костюмов, то они довольно разнообразны.

Аварские женщины носят одежду, украшенную местными этническими элементами – по украшениям, расцветке платка, узорам можно угадать, из какого селения женщина родом. При этом замужние и пожилые женщины предпочитают одежду приглушенных оттенков, а вот девушкам позволительно наряжаться более ярко.

Поселение и занятия

Было найдено несколько сотен поселений, которые относятся к 7-9-му вв. Самые внушительные раскопки проводились возле Дунауйвароша в Венгрии. Там были найдены останки тридцати семи жилищ. Они имели вид полуземлянок с деревянными стенами. Внутри каждого дома была печь-каменка. Многие жилища обустроены зерновыми ямами. В таких поселениях авары жили в холодное время года, когда возвращались с летних пастбищ. В теплое время они пасли скот, перемещаясь с места на место, поэтому использовали легкопереносимые юртообразные конструкции.

Занимались авары полукочевым скотоводством. Постепенно они оседали, переходя на занятие земледелием.

Лошади играли важную роль в их жизни. Животные имели восточное происхождение, они были быстрыми, пригодными для передвижения по степям и песчаным почвам. Также племя разводило овец, кур, коз. Остатки скорлупы встречаются при раскопках. Из растительных культур выращивали просо, пшеницу, а позднее — рожь и овес.

Культура доминирующей нации Дагестана

Аварцы, как и другие дагестанские народы, внесли большой вклад в культуру Кавказа и России. Прежде всего, это народное творчество. Выступления национальных коллективов всегда пользуются большим успехом у зрителей. Очень поэтичны и напевны песни аварцев. Здесь одинаково широко используются и богатые возможности языка, и национальный музыкальный колорит. Поэтому послушать, как они поют, всегда собирается немало слушателей.

Не менее колоритны и национальные праздники. Каждое такое празднество становится ярчайшим зрелищем. Здесь и песни, и танцы, и яркие костюмы – все сливается воедино. Стоит упомянуть, что аварцы, как и другие местные народы, умеют веселить и себя, и других. Они довольно остры на язык и хорошо знают особенности своего менталитета. Поэтому, как утверждают знатоки, анекдоты про аварцев сочиняют сами представителями этого народа.

Ярким, напевным и полным поэтичных оборотов является их язык, который относится к нахско-дагестанской группе языков Северного Кавказа. При этом в нем присутствует множество местных диалектов. Во многом это явление отражает особенности аварской истории, когда возникали вольные общества горцев.

Тем не менее, хоть они и проживают в разных частях земли, всегда могут понять друг друга. Существуют и общие языковые и культурные традиции, идентичные для всей Аварии. Например, многих интересует, почему аварцы с особым пиететом относятся к волкам. Все потому, что у них волк считается символом смелости и благородства. Поэтому образ волка многократно воспевается и в народном фольклоре, и в литературе.

Большой вклад в культуру России внесли известные аварцы-литераторы. В их числе, конечно, Расул Гамзатов – один из самых знаменитых поэтов Дагестана. Именно он создал своеобразный гимн, сочинив стихотворение «Песня аварцев». С тех пор это произведение стало неофициальным гимном народа. Славу аварцам принесла также поэтесса Фазу Алиева.

Известны и достижения спортсменов – прежде всего, Джамала Ажигирея, мастера спорта по у-шу, 12-кратного чемпиона Европы, а также Хабиба Нурмагомедова, профессионала по боям без правил UFC (является чемпионом мира).

Сегодня национальность аварец говорит о многом. Это гордый и независимый народ, который на протяжении многих веков своего развития не раз доказывал, что умеет бороться за собственную свободу. Несмотря на то, что некогда они считались воинственными, у аварцев развито скотоводство и земледелие, различные ремесла. На многих национальных фестивалях создаются экспозиции традиционных ковров, шкатулок, посуды, украшений.

Искусство

Представители каганата славились умением резать по кости. Также они создавали ковры, ткани, проводили художественную обработку золота и серебра. Творения авар не сохранились. При раскопках найдены были украшения, но их относят к работе мастеров Востока.

Мужчины носили ремни с бляшками. Эти атрибуты отличались друг от друга. Колчан, меч вождя покрывались золотом, у остальных воинов – серебром. В качестве орнамента использовали растительность, фигуры людей, изображение борьбы между животными.

Авары изготовляли глиняную посуду, в том числе на гончарном круге, обжигали ее в печах. Но орнамент на нее почти не наносили.

Появление аварцев в Европе

Авары поселились в районе Карпат. Способствовало этому Великое переселение. На территории современной Венгрии племя обладало сильной политической властью. Сведения об аварах сохранились только в хрониках Византии и Франкского государства.

Известно, что в 568 году лангобарды двинулись на территорию Северной Италии, образовав там Ломбардию. На их прежнее место по обоим берегам реки Дунай пришли авары. Именно они помогли в свое время лангобардам вытеснить германское племя гепидов из желаемых земель.

Аварские посланцы впервые явились в Европу в 558 году. Они захотели вступить на территорию Византийской империи. Для этого посланцы попросили помощи у правителя алан. Чуть позже послы прибыли в Константинополь. Источники отмечают, что мужчины носили прически с вплетенными в волосы лентами разных тонов. Это был отличительный убор для кочевников. Посол авар предложил византийскому императору военную помощь в обмен на предоставление земель.

В то время основным соперником Византии было государство франков. Другой опасностью стало появление в Карпатском бассейне славян. Авары стали выгодным союзником для Константинополя.

Перед тем как узнать, когда был основан Аварский каганат, стоит разобраться c территорией проживания племени. Вначале аварам предложили земли на месте современной Сербии, но те от них отказались. Они попросили поселиться в Добрудже, которая лежала вдоль берегов Дуная. Равнина кочевому народу подходила больше. Но племя задержалось здесь ненадолго. Далее был известный уже союз с лангобардами и поселение в Паннонии. Началось формирование государства.

Почему аварцев назвали аварцами?

Если бы можно было вернуться в прошлое на несколько столетий назад, вы наверняка удивились бы, почему сами аварцы себя так не именуют. Более того, единого самоназвания у народа не было. Этнос разделялся на несколько племён, каждое из которых называло себя по-своему. Слово “аварцы” появляется в источниках иностранного происхождения.

Чаще всего так называли народ русские, причём даже здесь особенности этнонима понять крайне сложно. У учёных существует несколько версий относительно происхождения слова.

Аварцы

К примеру, востоковед В.Ф.Минорский полагал, что именование “аварцы” связано с названием древнего племени аваров. Он считал, что этот азиатский народ оказал значительное влияние на формирование культуры аварцев. И, конечно, явное созвучие в словах сложно не заметить.

Впрочем, есть и иная версия, которая, на мой взгляд, тоже имеет право на существование. Согласно ей, аварцами нард впервые назвали тюрки Позднее от них слово переняли русские. В переводе с тюркских наречий “авар” значит “воин”, “бродяга”. “беспокойный человек”.

Надо отметить, что все эти характеристики очень точно подходили к древним аварским племенам. Они кочевали (то есть были беспокойными “бродягами”), а также отличались прекрасным воинским искусством.

Что же касается самих аварцев, то Василий Потто пишет:

«Аварец» художник Г. Гагарин XIX век.

Жилище, одежда, культура аварцев

Равнинные поселки построены по современному типу. Традиционные жилища аварцев представляют собой каменные строения в 1, 2, 3 этажа с плоской земляной крышей или 4-5-этажные башнеобразные здания с отдельным входом на каждом этаже. Часто дома строились по такому принципу, что крыша одно служила двором для другого. Характерной особенностью жилища являлся центральный опорный столб, украшенный резьбой. В настоящее время аварцы стоят дома из камня в один или два этажа с застекленной террасой, покрывают железом или шифером.

Традиционным костюмом аварцев является туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, башлык, овчинная шуба, бурка, кожаный ремень. Женщины носили штаны, платье-рубаху, длинное платье с двойными рукавами, головной убор «чохто», представлявший собой чепец или капюшон с мешочком для кос, цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Обувь у аварцев была кожаная, войлочная или вязаная.

Семейные отношения складывались на основе шариата, общественная жизнь регулировалась обычаями взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и другие).

До наших дней дошли многие эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Аварцы играли на различных музыкальных инструментах: чагчане, чагуре, тамур-пандуре, лалу (вид свирели), зурне, бубне, барабане. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные.

В высокогорных районах аварцы проживали небольшими поселениями по 30-50 домов, в горных районах – поселениями по 300-500 домов. Дома составляли сплошную стену вдоль узких улиц, которые часто перекрывались навесом и образовывали тоннели. Во многих селениях ставили боевые башни.

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Что говорит история?

В первых упоминаниях в исторических манускриптах эти северо-кавказские племена представляются как воинственные и могущественные. Их место поселения высоко в горах способствовало ряду успешных побед над хазарами, которые селились на равнинах. Небольшое царство называлось Серир, позднее переименованное в Аварию по имени уважаемого в округе царя. Своего расцвета Авария достигла в XVIII веке. В дальнейшем мусульманская национальность аварцы создала теократическое государство Имамат, которое в таком виде существовало до присоединения к России. Ныне это самостоятельная Республика Дагестан со своими культурными, политическими и религиозными особенностями.

Происхождение и история

В научной литературе существует много гипотез о происхождении аварского населения, рассмотрим основные из них:

  1. Аварцы – кочевой народ восточно-иранского происхождения, вторгшийся на территорию Средней Азии и завоевавший данную территорию, создавший макросемью сино-кавказцев.
  2. Авары – предки  протомонголов.
  3. Авары являются предками евразийских аваров вархонитов – кочевой народ, переселившийся из Средней Азии в Центральную Европу, создавший государство Аварский Каганат в 6 веке.

Однако достоверной информации о генетическом происхождении аваров на сегодняшний день нет, ученые определили, что по генетическому коду аварцы были схожи с поляками, иранцами, осетинами, чеченцами, курдами, абазинцами.

Расцвет Аварского государства

Государство аварцев называлось Сарир, оно распологалось между территорией аланов и хазар, эти данные зафиксированы в источниках арабского путешественника ал-Масуди.

Согласно историческим данным, арабского исследователя Ибн Русте, государство Сарир, располагалось на территории, простирающейся от южной Черкессии до северной части Азербайджана, расцвет государства был при правлении царя Авара, который вступил в политический союз с аланами, заключив династический брак между народами, против борьбы с приграничными государствами.

От монголов до войн с персами

В 1222 г монгольскими ханами во главе с Джебе и Субудаем совершались две попытки завоевания горного района Дагестана – Аварского государства, однако аварское население мужественно выстояло все битвы, таким образом, между ордынцами и аварцами был заключен политический союз, основанный на династических браках наследников ханов.

Экспансия XVI-XVII века

Аварские ханы начали активное расширение своих территорий до Северного Азербайджана, подчинив племена: багвалинцев, чамалинцев, тиндинцев.

Омар-Хан Аварский – великий человек в истории кавказского народа, который достиг вершины своего могущества, посредством захвата новых территорий.  Таким образом, успешная внешняя и внутренняя политика хана Омара Аварского способствовала созданию крепкого и могущественного государства.

Кавказская война и Имамат Шамиля

В результате присоединения Кавказа к России в 1803 года, часть Грузии и Аварского ханства вошли в состав Российской Империи. Аварцы – свободолюбивый, воинственный и сильный народ, который не хотел терпеть чужую власть и тяжелые денежные поборы.

Конец священной войны

Шамилю приходилось воевать на двух фронтах: против Российской Империи и во внутренней междоусобной войне, тратя силы на решение внутренних и внешних проблем,  авторитет лидера стал постепенно падать, народ уставал от постоянных военных действий и человеческих жертв, что способствовало изменению баланса военно-политических сил, часть аварской армии стала поддерживать  Российскую Империю.

В результате ликвидации Аварского ханства, был организован аварский круг – административная единица Республики Дагестан, часть народа эмигрировала в Османскую Империю. Для сохранения мирных отношений и союза, аварский народ получил привилегии и почести, возможность служить в подразделения царского конвоя.

В составе СССР

После образования СССР, была создана Дагестанская АССР.

В 1930 годах  аварский язык был переведен на латынь и кириллицу, в школах и вузах стали активно преподавать родной язык, население региона становилось более образованным и интеллигентным.

Религия

Верующие аварцы — премущественно -сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство (VI-XIII вв.) было преимущественно христианским (). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских и . Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм в селе Датуна (Шамильский район), возведённый в в. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X вв. Начав в середине в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в в. в самые отдалённые районы Дагестана. Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала . Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть «еврейский хан»), правивший якобы в Анди. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудаисты.

Язык

Язык аварцев относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга. Национальным языком владеет 98% народности.Аварская письменность стала оформляться во времена исламизации региона. Она была основана на арабской графике, которую преподавали образованные служители церкви детям зажиточных аварцев. С 1927 года буквы поменяли на латинские, в это же время начали заниматься повышением уровня образования. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы. Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса преподавание ведется на русском, а аварский изучается, как дополнительный предмет. Наряду с другими национальными языками он входит в число государственных языков Республики Дагестан.

Религиозные конфессии

В плане религиозных верований современный народ Дагестана в большинстве своем (90 %) мусульмане-сунниты. Но так было не всегда. Еще в первом веке от Рождества Христова население Кавказской Албании, а затем и все дагестанцы приняли христианство, ислам был навязан албанцам как результат столетней войны с арабами. Но за многие тысячелетия именно ислам утвердился не только в Дагестане, но и распространился по другим территориям Кавказа. Другая ветвь мусульман – шииты, это в основном тюрки, к которым примкнули и некоторые поселения лезгин. Иудаизм исповедуют горные евреи – таты, православное же население, включая приверженцев армяно-григорианской церкви, составляет 9 %. Здесь нет острой неприязни к иноверцам, смесь языков и религий воспитывает терпимость к вероисповеданиям соседей.

Необычные обычаи

Конечно, в наше время далеко не все старинные традиции сохранились, но осталась память о ярких и порой необычных культурных особенностях аварцев. Чаще всего связаны они со свадебными обычаями.

Женились в старину или по сговору родителей, или по выбору жениха. Впрочем, бывали и иные случаи. К примеру, влюблённые девушка и юноша могли сбежать и тайно обвенчаться. Что интересно, такой поступок считался позором, но молодая семья получала прощение родственников.

Но самым интересным был другой обычай. Аварцы считали, что каждая женщина должна найти себе мужа. Если девушка долго оставалась незамужней или становилась вдовой, её приглашали на особый ритуал.

Во время него (часто это бывало в праздники) женщина выходила в центр круга и называла имя мужчины, что ей нравится. Если он не был связан узами брака или обещанием, то обязан был жениться на ней.

И сегодня на родине аварцев можно приобщиться к удивительной культуре этого народа. Поразительным образом аварцы сумели сохранить старинные принцип, мировоззрение, многие обычаи, но также успешно влиться в современный ритм жизни. Это действительно необыкновенный народ, что не теряет гордости и свободолюбия своих предков.

Обычаи и традиции

В странах, ведущей религией в которых является ислам, вся жизнь общества подчинена законам шариата, которые в большинстве случаев закреплены законодательно. Кавказцы, к которым относится и народ Дагестана, обычаи и традиции, регулирующие почти все стороны жизни общества, именуют словом «адаты». Уклад семейной жизни, взаимоотношения с соседями, правила сватовства и женитьбы, гостеприимство – все учтено в своде неписанных правил горцев, переплетено с некоторыми догмами религии, но не всегда соответствует законодательным нормам. Если правила приема гостей, почитания старших заслуживают уважения и похвалы, то адат кровной мести уже идет вразрез с государственными законами. Многие традиции в современном Дагестане постепенно теряют свою актуальность, но законы предков все еще сильны в здешнем обществе.

Потомки древних племен

Аварцы — это русское название народности, которая в основном заселяет север Дагестана. Сами себя они называют «маарулал», что переводится очень просто и точно: «горцы». Грузины звали их «леками», кумыки — «тавлу». Статистика насчитывает более 900 тыс. аварцев, в том числе 93% из них проживает в Дагестане. За пределами края небольшая часть этого народа обитает в Чечне, Грузии, Азербайджане, Казахстане. Есть община аварцев и в Турции. Аварцы — национальность, которая генетически родственна с евреями. Согласно летописи султан древней Аварии приходился родным братом правителю Хазарии. А хазарские ханы, опять же по летописи, были князьями еврейскими.

Аварцы

Один из самых многочисленных и самых древних народов Кавказа – это аварцы. Живут они в Дагестане, а также в Чечне, Калмыкии, в восточной Грузии и в Азербайджане – всего около миллиона человек. Аварцы гордятся своей историей: ведь их предки обитали на территории Кавказа еще в период неолита, а язык современных аварцев, существовавший с незапамятных времен, не исчез, в отличие от многих языков дагестано-нахской группы.

История аварцев

История появления аварцев сложна и до настоящего времени до конца не выяснена. Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа: она называет первопредком всех горцев Дагестана праправнука Ноя – Лекоса. Один из сыновей Лекоса –Хозоних – основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Ханзах – древняя столица аварских ханов.

Если не вникать в сложные перипетии истории многочисленных кочевых народов, обитающих на территории Евразии тысячи лет назад и постоянно формирующие новые этносы, то коротко историю аварцев можно рассказать так. Тысячи лет до нашей эры предки аварцев были кочевниками, но примерно в третьем тысячелетии до н.э. они начали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. Жизнь аварских племен (в античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, вероятнее всего, и были предками современных аварцев) проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи.

В первом тысячелетии нашей эры в арабских летописях упоминается царство Сарир, на его месте чуть позже образовалось Аварское ханство. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Аварское ханство просуществовало до XVIII в., на протяжении нескольких последних веков находясь в зависимости от соседнего Ирана. К тому моменту, как ханство присоединилось к России в 1813 году, аварцы имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам суннитского толка. В начале XIX века аварцы приняли участие в войне, в ней под предводительством Шамиля горцы пытались отстоять свою свободу. Однако активно консолидироваться как народ аварцы стали после образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Религия аварцев

Сегодня аварцы в абсолютном большинстве – мусульмане-сунниты. Интересно, что уже упомянутое средневековое государство Сарир на Кавказе в качестве официальной религии выбрало православное христианство. Существует мнение, что до принятия ислама небольшая часть предков аварцев исповедовала иудаизм, однако достаточных доказательств этому нет. Как бы то ни было, ислам начал проникать на территорию современного Дагестана уже в VII в н.э., а окончательно обосновался здесь примерно в XV веке.

Современные аварцы

Численность аварского народа стремительно растет. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что за несколько последних десятилетий XX века численность аварцев в России выросла в 2,5 раза. В аварских семьях принято иметь несколько детей, поэтому рождаемость постоянно растет. Все чаще аварцы уезжают из сел в города, но, что интересно, этот народ практически не ассимилируется с другими народами: очень редко встречаются браки аварцев с русскими или представителями других кавказских национальностей. Современные аварцы, как и их далекие предки, успешно занимаются сельским хозяйством, виноделием, разводят коз и овец. Они чтят свои национальные и культурные традиции, многие знают аварский язык – в общем, делают все для того, чтобы аварцы как народ существовали еще долгие столетия.

Религия

Аварцы — мусульмане-сунниты шафиитского толка. До принятия ислама среди аварцев было распространено христианство, проникшее в 4—5 вв. с территории соседней Грузии. Попытки обратить аварцев в ислам начались в 7—8 вв. арабами, окончательно он утвердился к 15 в. Наряду с традиционным суннизмом среди аварцев утвердился суфизм накшбандийского толка, с так называемым «тихим» зикром, без танцев.
В годы советской власти аварцы не утратили традиций, как суфизма, так и ортодоксального ислама, институты шейхов и богословов-алимов, культ святых. Негласно многие селения имели мечеть. С 1990-х гг. в аварских селениях возобновилось строительство мечетей, распространяется арабская грамотность, отмечаются главные мусульманские праздники. Неумение совершать намаз в общественном мнении осуждается. С середины 1990-х гг. среди аварцев распространился ваххабизм. В то же время сохраняются элементы домонотеистических верований: вера в демонов, соблюдение сельскохозяйственной и семейной обрядности.

История края

Народ Дагестана прошел в своем историческом развитии такой трудный, насыщенный событиями путь, что полные описания его составляют не статьи, а целые тома. Некоторые национальности республики связывают родством с мидийцами, хеттами, народами древнего Шумера. Первым государством, в которое входила территория южного Дагестана, была Кавказская Албания, образованная в 5 веке до нашей эры. Постоянные войны приводили к тому, что земли переходили от одного государства к другому, менялись правители и религии. Постепенный процесс образования Дагестана как объединения различных национальностей был обусловлен необходимостью сплочения мелких племен для защиты своих земель от более сильных врагов. Исторически сложилось так, что лучшие равнинные земли занимали пришлые народы: арабы, шииты, сунниты. Исконно местные племена вытеснялись в горы, но со временем все сроднились и обосновали свой единый дагестанский эпос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector