Исаакиевский собор в санкт-петербурге

4-й Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Александр I не смог смотреть на этот не храм, а «срам». Император велел всё разрушить и построить новый собор — из гранита, задействовав для решения своих масштабных задач талантливейшего архитектора Огюста Монферрана. Собор возводился долгих 40 лет.

Возведение грандиозного Исаакия французскому мастеру стоило всей его жизни. Действительно, собор стал огромнейшим и знаменитейшим творением Анри Луи Огюста де Монферрана и делом всей его жизни. Но будут помнить имя гения в веках. Не зря Александр Дюма охарактеризовал автора Исаакиевского собора как «Микеланджело Севера».

Для храма не пожалели золота, бронзы, серебра, лазурита, малахита, мрамора, гранита, прочих ценнейших материалов того времени. Было создано около 3-х сотен скульптурных изваяний, мозаикой покрыта площадь в 6,5 тысяч м2.

Над собором трудились знаменитые скульпторы и художники, инженеры и изобретатели. Во время возведения и отделки собора совершались мировые открытия, применялись новшества века. Созданный кадр стройки стал одним из первых фото в России.

XX и XXI столетия

В послереволюционные годы здание было национализировано. Впрочем, вскоре его передали прихожанам (соответствующий договор подписали более тридцати человек).

В 20-е годы XX века из собора было изъято сорок восемь килограммов золота и более двух тонн серебра. Примерно в это же время настоятель собора был арестован. Спустя год здание было передано обновленцам (так назывались представители одного из течений в русском православии). В конце 20-х годов договор с ними был расторгнут; в начале 30-х годов XX века храм превратился в антирелигиозный музей.

В 40-е годы здание сильно пострадало от бомбардировок и артобстрела. В военное время в нем хранились экспонаты некоторых других знаменитых музеев страны.

В середине XX века храм был отреставрирован. Именно тогда на его куполе появилась смотровая площадка. В 90-е годы XX столетия в соборе возобновились богослужения. В настоящее время в обществе обсуждается вопрос о необходимости передачи собора под управление Русской православной церкви. Как положительное, так и отрицательное решение этого вопроса имеет множество сторонников. Здание является собственностью города.

Оригинальный маятник Фуко

Гравюра с маятником Фуко, 1895 г.

Маятник Фуко в COSI Columbus сбивает мяч

Маятник Фуко в Пантеоне, Париж

Первая публичная выставка маятника Фуко состоялась в феврале 1851 года на меридиане Парижской обсерватории . Несколькими неделями позже Фуко сделал свой самый известный маятник, когда подвесил 28-килограммовый (62 фунта) свинцовый боб с латунным покрытием на 67-метровой проволоке на куполе Пантеона в Париже . Собственный период маятника составлял приблизительно секунды. Поскольку широта его местоположения была = 48 ° 52 ‘северной широты, плоскость качания маятника сделала полный круг примерно за 31,8 часа (31 час 50 минут), вращаясь по часовой стрелке примерно на 11,3 ° в час.
2πлграмм≈16,5{\ displaystyle 2 \ pi {\ sqrt {\ frac {l} {g}}} \ приблизительно 16,5}ϕ{\ displaystyle \ phi \,}23час56′грех⁡ϕ{\ displaystyle {\ frac {23h56 ‘} {\ sin \ phi}}}

Оригинальный каре, который использовался в 1851 году в Пантеоне, был перемещен в 1855 году в Консерваторию искусств и ремесел в Париже. Вторая временная установка была сооружена к 50-летнему юбилею в 1902 году.

Во время реконструкции музея в 1990-х годах оригинальный маятник был временно выставлен в Пантеоне (1995), но позже был возвращен в Музей искусств и ремесел, прежде чем он снова открылся в 2000 году. Музей искусств и ремесел сломался, причинив непоправимый ущерб маятнику и мраморному полу музея. Исходный, теперь поврежденный маятник отображается в отдельном ящике рядом с текущим маятниковым дисплеем.

Точная копия оригинального маятника работает под куполом Пантеона в Париже с 1995 года.

Маятник в соборе

В восьмидесятые годы прошлого столетия Православная церковь стала возвращать свое влияние. Прекратился контроль за посещением гражданами храмов и совершением церковных таинств. Первые лица по праздникам бывали на службе в кафедральном соборе столицы.

В знак своей лояльности к церкви государство обратило внимание на Исаакиевский собор. Маятник в соборе демонтировали под благовидным предлогом: поломка подвесной системы

Это было в 1986 году, а четырьмя годами позже здесь возобновились богослужения.

Физический прибор Фуко, принесенный в жертву ради мира и согласия между двумя могущественными структурами власти, государством и церковью, лежит в хранилище музея. Там, где в Исаакиевском соборе в Петербурге висел маятник, вновь летит голубь.

В 2015 году духовенством был поднят в третий раз (два раза – до революции) вопрос о передаче Исаакиеского собора церкви. Было много публикаций, споров и выступлений граждан «за» и «против». Наконец в январе 2017 года губернатор Санкт-Петербурга объявил о решении властей: «Вопрос о передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ решён, но здание полностью сохранит музейно-просветительскую функцию».

Скульптурные произведения снаружи

Скульптуры в обустройстве собора служат не только для его украшения, но и для того, чтобы подчеркнуть единство Православия с российской монархией, а также с целью придания ей святости.

Об этом утверждает и фраза: “Господи, силою твоею возвеселится царь”, которую можно прочитать на ленте северного портика. Как и подобает святому храму, его изваяния посвящены христианско-евангельской теме.

Завершение фасада здания венчают изваяния двенадцати апостолов, а угловые части — ангельские статуи со светильниками, объединяющие пространство сооружения с его цилиндром и куполом. Балюстрада главного купола украшена дюжиной ангелов. Их элементы, переходящие к стенам, создают завершенный вид.

Скульптуры, посвященные 4-м евангелистам, изображают каждого из них со своим символическим знаком из окружающего мира, так, возле Марка — лев, Матфея — ангел, Луки — телец, Иоанна — орел.

Горельефами Филиппа Оноре Лемера: “Воскресение Христа” и “Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом” декорированы портики северной и восточной сторон.

“Поклонение волхвов” оформляет завершение южного портика скульптора итальянского происхождения Джованни Витали, более известного как Ивана Петровича Витали. Центр занимает скульптурное изображение Богородицы, в руках который новорожденный Иисус. Как по библейскому сюжету, так же и тут по сторонам, ее образ сопровождают волхвы с дарами.

Среди рельефов западного портика можно увидеть “Исаакия, благословляющего императора Феодосия”. Отображены в произведениях Витали и реалистичные образы. Он ваял эфиопского царя и его слугу, используя образы жителей Абиссинии, служивших императорскому двору.

Прототипами вельмож из свиты императора стали — князь Петр Михайлович Волконсий, председательствующий в комиссии по возведению храма, и президент Академии художеств — Алексей Николаевич Оленин.

Большие дверные полотна с наружной стороны оформлены работами Витали: “Спор Христа с фарисеями” и “Бегство в Египет”. Центр представлен скульптурными произведениями Архангела Михаила и Александра Невского. В нишах дверей с севера изображены преподобный Исаакия Далматский и святитель Николай Мирликийский, сверху — рельефные изваяния: “Се человек” и “Истязание Христа”.

Представляют большой интерес двери западные, на которых “Нагорная проповедь”, “Воскрешение Лазаря” и “Исцеление расслабленного”. Их ниши занимают скульптуры апостолов — Петра и Павла.

В углублениях стен портиков с южной и северной сторон видны творения Петра Карловича Клодта и Александра Васильевича Логановского: “Несение креста”, “Оплакивание”, “Избиение младенцев”, “Явление ангела пастырям”.

Скульптуры, выполненные Иосифом Германом, символизируют вехи дороги Сына Бога во время пребывания святого учителя на земле. Некоторые полагают, что изобилие изваяний снаружи визуально отягчают фасады, однако именно ими внесена большая лепта в придании пышности, а главное, святости собору.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Исаакиевский собор при царизме

Архитектора Огюста Монферрана и возведение его детища, нового, четвертого по счету, построенного на этом же месте, кафедрального собора в честь Исаакия Далматского, контролировал сам император Николай I. Начатые в 1818 году проектные работы, внесение исправлений в первоначальный вариант и само строительство храма продолжались 40 лет.

Торжественное освящение собора 30 мая 1858 года посетила семья императора Александра II. Величественное здание поражало своими размерами и красотой как снаружи, так и внутри. Были выстроены в параде войска. Для народа на двух прилегающих площадях поставили трибуны. Это был великий праздник для всего Санкт-Петербурга.

Вскоре здание было передано в руки Министерства внутренних дел и с 1883 года находилось в двойном подчинении: православному ведомству – в «хозяйственном отношении», Министерству – в «технико-художественном». На неоднократные просьбы митрополитов обеих столиц передать Исаакиевский собор в единоличное управление духовенства звучал решительный отказ.

Исаакиевский храм — Кафедральный собор и антирелигиозный музеи

Более полувека Исаакиевский собор достойно исполнял функции кафедрального собора: все самые торжественные богослужения проходили именно в нем. После революции собор закрыли, большевики нашли величественному зданию иное применение. Он стал антирелигиозным музеем.

По освящении собор святого Исаакия Далматского объявили кафедральным. Торжественность соборных богослужений в церковные праздники и царские дни привлекала сюда массу народа. Исаакиевские диаконы и певчие славились в городе, а среди них наипаче — диакон Василий Малинин, служивший в соборе в 1863-1905 годах и обладавший, по воспоминаниям современников, феноменальным басом. Особенно любили богомольцы бывать «у Исаакия» в Великий четверг на Страстной седмице Великого поста, когда совершался обряд умовения ног — в воспоминание Тайной вечери, во время которой Спаситель умыл ноги своим ученикам.

С 1879 года, по инициативе соборного старосты генерала Е.В. Богдановича, собор стал издавать и распространять брошюры и листки нравственно-религиозного содержания, обращенные к простому и имевшие большую популярность. С 1896 года при главном храме империи действовало братство, содержавшее на свой счет несколько благотворительных учреждений, с 1911 года — общество хоругвеносцев. В 1909 году в Исаакиевском соборе — впервые в Санкт-Петербурге — служилась литургия, сопровождаемая всенародным пением.

Перед революцией служение в кафедральном соборе несли пять священников. Последним его настоятелем (с 1917 года) был протоиерей Николай Григорьевич Смирягин.

Маятник Фуко в Исаакиевском Соборе

Изобретение маятника, наглядно демонстрирующего вращение Земли, принадлежит французскому физику и астроному Жаку Фуко (1819—1868). Впервые публичный эксперимент с маятником Фуко был проведен в Париже в 1851 году. Тогда Фуко подвесил под куполом Пантеона металлический шар массой 28 килограммов (с прикрепленным снизу острием) на стальной проволоке длиной 67 метров. Маятник был устроен таким образом, что мог качаться не в одной плоскости (как часовые маятники), а во всех направлениях. Под маятником сделали круговое ограждение радиусом 6 метров с центром прямо подточкой подвеса, а внутри ограждения насыпали песок. Острие, прикрепленное к шару, прочерчивало песок на своем пути, и вскоре стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно пола: при каждом следующем качании острие сметало песок приблизительно в трех миллиметрах от предыдущего места. Так зрители могли увидеть своими глазами вращение Земли.
Маятник Фуко, действовавший в Исаакиевском соборе с 1931 года, сейчас демонтирован, однако в России есть несколько других подобных маятников, хотя и меньшего размера (в Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, а также в Алтайском университете).

«Торжество науки над религией»

После революции кафедральный собор не избег общей для всех храмов участи. В 1922 году его буквально ограбили — под благовидным предлогом помощи голодающим. Большевистская программа изъятия церковных ценностей обошлась Исаакиевскому собору в 48 килограммов золота и 2200 килограммов серебра.

Неоднократно (в 1923 и 1927 годах) власти пытались закрыть собор, но увенчались успехом эти попытки только в 1928 году. Еще через два года с соборной звонницы сняли все колокола (их отправили в переплавку), а в самом соборе открылся антирелигиозный музей, гордостью которого стал маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров. Маятник запустили в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, и тогдашние газеты преподносили это событие как «торжество науки над религией» — хотя, собственно говоря, Церковь никогда ничего не имела ни против Жака Фуко, ни против его маятника.

С началом Великой Отечественной войны Исаакиевский собор был приспособлен под хранение экспонатов из пригородных ленинградских музеев, а также из Летнего дворца Петра I и Музея истории города. О периоде блокады до сих пор напоминают следы вражеских снарядов, оставшиеся кое-где на колоннах.

В 1948 году в Исаакиевском соборе открылся одноименный музей, а после реставрационных работ 1950-1960-х годов на колоннаде собора была оборудована смотровая площадка для посетителей, подняться на которую — ради прекрасного вида на город — считают своим долгом почти все гости Петербурга.

Колоннада

В архитектуре здания важным элементом являются колонны. Они опоясывают корпус внизу, образуя портики по 8-16 столбов в каждом. Второй пояс из монолитных колонн протянулся вдоль купола.

Верхняя колоннада

При строительстве храма впервые в России была опробована технология подъема крупногабаритных тяжестей на значительную высоту (до 40м). Столбы вырезались из гранитных монолитов вблизи г. Пютерлак (Финляндия). Их габариты составляют:

  • высота – 14 м;
  • вес – 64 – 114 т.

Колонны отвечают характеристикам коринфского ордена:

  • основание (база)
  • длинный каннелированный (с вертикальными желобками) ствол
  • капитель (венец в виде растительного орнамента)

Верхняя колоннада используется в качестве смотровой площадки. Попасть на нее можно с помощью двух винтовых лестниц, по 200 ступеней в каждой:

  • южная – для входа
  • северная – для выхода

Нижняя колоннада

Громоздкие колонны в нижнем ярусе здания возводились до начала основного строительства. Постамент и столб сделаны из гранита. В фундамент каждой колонный вмурована монета – рубль из серебра, отчеканенный в 1837 году. Под центральным столбом заложена медаль с изображением императора Николая I, выполненная из платины.

История создания Исаакиевского собора

Фундамент собора

Колоссальное здание требовало крепкого фундамента: понадобилось не менее пяти лет на его сооружение. Только просмоленных сосновых свай было заложено порядка 11 тысяч. Соблюдалась непростая технология: сначала вручную рылись траншеи, вода выкачивалась. Затем на близком друг от друга расстоянии забивались 6-метровые сваи. В промежутки засыпали древесный уголь и плотно утрамбовывали. Поверх укладывали гранитные плиты.

Колонны Исаакиевского собора

Также вручную производилась вырубка гранитных блоков для огромных колонн, украшающих портики здания с четырех сторон. По контуру заготовки в просверленные отверстия вставляли железные колья, по которым десятки рабочих по знаку инженера с силой ударяли. В появившуюся трещину вставляли клинья с кольцами для привязывания каната. Канат тянули 40 человек.

На строительство собора было созвано до 400 тысяч чернорабочих. Из них примерно 100 тысяч погибло в результате несчастных случаев или заболеваний.

Для транспортировки колонн потребовались специальные плоскодонные суда и по два парохода на каждое судно. Доставка гранита к строительной площадке впервые в России осуществлялась по рельсам.

Рассматривая проект Монферрана, Александр I однажды выразил сомнение в технической возможности подъема тяжелых и длинных колонн. По его предложению и приказу архитектор изготовил деревянную модель лесов для демонстрации оригинального способа. На ее изготовление было затрачено около 6000 рублей (примерная стоимость кареты). Через 9 месяцев, когда модель была готова, ее показывали уже следующему императору Николаю I. Двенадцать человек крутили уменьшенные в 16 раз лебедки и поднимали макет колонны. После этого модель, скорее всего, находилась на стройплощадке и служила наглядным пособием.

Устанавливать 114-тонные колонны пришлось до возведения стен. Это был чрезвычайно сложный и поэтому важный процесс. При подъеме первой колонны в 1828 г. присутствовала императорская семья с многочисленными иностранными гостями. Всего предстояло установить 48 колонн нижнего пояса. Потребовалось более двух лет для завершения этой фазы строительства.

В 1837 г. дошла очередь для 24 колонн верхнего пояса. 64-тонные колонны предстояло поднять на высоту 43 метра. Их обвязывали веревками и подтягивали на веревках по деревянному настилу.

Купол Исаакиевского собора

Первоначальный проект подвергался переделке во время строительства. К моменту возведения купола Монферран решил делать его не из кирпича, как было задумано, а из металла для облегчения конструкции. Купол состоит из трех частей: внутри полусфера, в средине — коническая конструкция и снаружи — параболический свод. Пространство между ними проложено голосниками – коническими сосудами, улучшающими акустику здания и защищающими от холода. Потребовалось около 100 тысяч керамических горшков.

Для золочения купола было использовано 100 кг червонного золота. Благородный металл растворяли в ртути и прокаливали до полного растворения последней. Это метод огневого золочения (жженого злата), известный еще в Древней Руси. Он предохраняет поверхность от коррозии, обеспечивает прочность покрытия на полтора столетия, но при этом крайне токсичен. При выполнении этих работ собора погибло около 60 мастеров.

До сих пор купол Исаакиевского собора является самым большим позолоченным куполом в мире. Его диаметр составляет более 25 метров. Позолота выполнена настолько тщательно, что не потребовалась реставрация даже после разрушительной блокады во время Великой Отечественной войны.

Посещение Исаакиевского собора и часы его работы

На сегодняшний день вопрос о передаче храма Православной Церкви так и не решен. Верующие могут помолиться здесь в период, когда идут богослужения. В целом же, собираясь посетить Исаакиевский собор, стоит ориентироваться на график работы музея.

Важно! Для посещения колоннады и самого храма необходимо приобретать разные билеты. Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:

Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:

  • дети до семи лет могут побывать здесь бесплатно;
  • для детей до восемнадцати лет, студентов и пенсионеров цена билета составляет 50 рублей в дневное время;
  • взрослым необходимо заплатить 250 рублей;
  • вечером вход обойдется в 400 рублей;
  • прогулка по колоннаде днем стоит 150 рублей, вечером и ночью – 300 и 400 рублей соответственно.

Планируя знакомство с Исаакиевским собором, обратите внимание на время его работы – с 10.30 до 18.00. Колоннада открыта для посетителей в это же время

Важно! Кассы перестают работать за полчаса до закрытия. Тогда же прекращается впуск посетителей

Для тех, кто хочет побывать в Исаакиевском соборе в вечерние часы, стоит обратить внимание налетний режим работы:

  • с мая по октябрь прогуляться по храму можно с 18.00 до 22.30 (кроме среды);
  • в это же время открыта и колоннада (до конца октября);
  • в период «белых ночей» подняться на нее можно до 4.30 (с начала июня до середины августа каждый день, кроме среды).

Важно! По средам в музее выходной день, однако в дни школьных каникул (кроме летнего периода), а также по государственным праздникам собор открыт.В соборе проводятся экскурсии, предлагается аудиогид. Кроме того, можно заказать экскурсию и по другим храмам, которые входят в комплекс этого музея

Авторы Гайдпарка

  • David Rubinstein

    Система Путина: устойчива, но неэффективна?

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Пятый год под подряд самое популярное имя в Англии — Мухаммад

    Читать полностью

  • Александр Попов

    В России начали строить уникальные плавучие СПГ-заводы

    Читать полностью

  • Феликс Польский

    Загадочная смерть (окончание)

    Читать полностью

  • Владимир Петлюк

    Трагедия в шахте «Листвяжная» и госкапитализм

    Читать полностью

  • Аксёненко Сергей

    Как власти Украины пытаются стереть память о Великой Отечественной войне

    Читать полностью

  • Александр Попов

    В США прошла волна ограблений

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Правое у нас государство или полицейское?

    Читать полностью

  • Владимир Фёдоров

    У народа должен быть выбор

    Читать полностью

  • Феликс Польский

    Ох уж эти жрецы!

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Сегодня СМС-ка празднует день рождения! 30 лет «шустрой девчонке» стукнуло!

    Читать полностью

  • Nikol

    Подросток умер после драки с одноклассником в школе Комсомольска-на-Амуре

    Читать полностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector