Исаакиевский собор в городе санкт-петербург

Содержание:

Современный вид

В 1809 г. прошел конкурс проектов нового (уже четвертого по счёту) храма. Однако ни один из участников не смог удовлетворит желание Александра I, требующего перестройки, а не создания нового сооружения. Работы начались в 1818 г, главным архитектором назначили молодого О. Монферана, взявшего за основу формы и стиль уникальных парижских зданий. Некоторые мастера критиковали эти способы, ссылаясь на неопытность зодчего и непонимание им всей сложности.

Иконостас собора Исаакия Далматского, Санкт-Петербург

Вскоре Александр I понял, что поставил неразрешимую задачу, поэтому рассмотрение чертежей отложили до 1825 г. Все тот же О. Монферан переработал свой первоначальный план, который и был утвержден государем.

  • Срок строительства растянулся на сорок лет. Есть предположение, что главному архитектору пророчили смерть после освящения собора, поэтому он не спешил с окончанием. О. Монферан скончался спустя месяц после ритуала освящения.
  • В 1841 г. знаменитые отечественные художники и скульпторы начали работать над оформлением храма. Однако и здесь мастера столкнулись с большими трудностями, им приходилось переписывать картины из-за высокой влажности, которая приводила к отхождению краски и штукатурки.
  • Торжественное освящение прошло в 1858 г., в день памяти святителя Исаакия Далматского. На празднестве присутствовала императорская семья, духовенство и государственные войска. Люди, участвовавшие в этом трудном строительном проекте, получали соответствующие награды.
  • В 1883 г. статус Исаакиевского собора стал двойственным. С одной стороны, он принадлежал ведомству православных организаций, с другой — относился к Министерству внутренних дел как «технически-художественный» объект. Однако вопрос о таком положении храма не давал покоя властям.
  • В 1918 г. здание оказалось под присмотром народного комиссариата, а через год право на пользование получили прихожане. В 1922 г. Исаакиевский собор разграбили, изъяв большое количество золота и серебра. В апреле этого года настоятель Леонид был арестован. В 1923 г. собор закрыли, а через 5 лет ему присвоили статус музейного памятника.
  • Во время ВОВ церковь пострадала от авиаударов, на стенах остались следы от взрывных снарядов. С 1948 г. церковь начала функционировать в качестве музея. С 1950-х здесь проводились реставрационные работы, на центральном куполе соорудили смотровую площадку. Богослужения возобновились в 1990 г., и по сегодняшний день они проходят ежедневно.

Интерьер

Интерьер роскошен: мрамор и порфир, позолота, сложнейшие мозаичные картины. Большинство из которых потребовало скрупулезной работы мастеров в течение нескольких лет!

В отверстии в центральной части купола парит голубь, символ Святого Духа. В атеистическое советское время вместо голубя подвесили маятник Фуко, служивший наглядным доказательством вращения Земли. Сегодня он демонстрируется в одном из боковых приделов

Значительная часть фресок, покрывавших стены, со временем заменили мозаичными панно. Сделали это из-за ужасающей сырости, которую просто не выдерживала живопись на штукатурке.

Алтарную часть Исаакиевского собора украшают красивейшие малахитовые колонны высотой 9.5 метра и диаметром — 1 метр. Они кажутся цельными, хотя на самом деле сделаны из бронзового листа и снаружи оклеены тонкими (толщина 2.5 мм) пластинами малахита.

Купол расписывал знаменитый живописец Карл Брюллов (его эпический «Последний день Помпеи» можно увидеть в Русском музее). Подорвавший на этой кропотливой работе здоровье.

Дело в том, что работать художнику приходилось на большой высоте, в холоде и сырости, на постоянных сквозняках. Так он застудил легкие. И даже санаторный отпуск в Италии не помог —  Карл Брюллов умер в 1851 году, не дожив до освящения собора.

В годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор служил хранилищем для произведений искусства, доставленных из императорских дворцов в пригородах. Здание не отапливалось, в результате чего фрески на стенах буквально разложились — их восстановление затем заняло годы.

Сам собор не получил ни одного прямого попадания, несмотря на свою высоту и видимость далеко за пределами Санкт-Петербурга. Осколки, правда, повредили несколько колонн. Вы можете увидеть военные «шрамы» на восточном фасаде здания.

Если службы в Исаакиевском соборе совершаются, то чем епархию не устраивает нынешнее положение дел?

Сейчас богослужения совершаются только в левом приделе Исаакиевского собора, в небольшом пространстве, по всему храму в этот момент идут экскурсии… В главном приделе разрешают богослужения только на большие праздники – престольный, Пасхальную вечерню и еще несколько дней – по особой договоренности.

Немногие знают, что у Исаакиевского собора есть свой приход. Даже многие петербуржцы удивляются, что в храме, оказывается, проводят регулярные богослужения, а не только по выходным и главным церковным праздникам. Кстати, только этой весной дирекция музея разрешила сопровождать вечерние и утренние богослужения колокольным звоном.

Богослужения «в гостях у музея» совершаются по графику в строго отведенное время, в таких условиях организовать полноценную приходскую жизнь просто невозможно. А ведь исторически при соборе существовало братство, известное своей просветительской и благотворительной деятельностью.

Тем, кто заявляет, что в случае передачи собора в пользование епархии он не заполнится прихожанами, отвечаем: как только люди привыкнут, что храм это храм, а не музей, он заполнится. Сейчас многие до сих пор сомневаются не надо ли заплатить за вход, чтобы попасть на службу.

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  1. Началась летопись этого храма с 1710 года, когда была построена небольшая деревянная церковь, названная в честь святого, в день которого родился Петр Первый, Исаакия. Именно здесь царь венчался со своей второй супругой.
  2. Со временем Исаакиевский собор стал каменным, причем история его создания насчитывает целых четыре храма на этом месте. В третий раз его перестраивали в XVIII веке, однако результат был неудовлетворительным – сооружение не вписывалось в общий ансамбль этой части Петербурга. Тогда был объявлен конкурс на лучший проект, в котором победил французский архитектор Монферран. Возведение величественного собора заняло четыре десятилетия, однако впечатляющий результат того стоил. Интересно, что предшественник Исаакиевского храма не был разобран полностью – от него сохранилась алтарная часть, пилоны, поддерживающие купол. Уже в ходе строительных работ проект постепенно менялся – Монферран учитывал замечания, которые высказывали другие зодчие.
  3. Освятили новое строение лишь в 1858 году, при этом присутствовала как императорская семья, так и духовенство. Пришло полюбоваться открытием нового храма и немало жителей Петербурга. Вскоре при соборе утвердили архитектора и инспектора, в чьи обязанности входила поддержка здания в надлежащем состоянии. Позже его передали Министерству внутренних дел. В связи с этим не раз поднимался вопрос о том, что собор имеет двойное подчинение, хотя нужно бы, чтобы он принадлежал Церкви. Этот спор продолжался до революции, после чего святыню национализировали, а позже передали верующим, на которых легли и расходы по содержанию строения.
  4. В довоенный период многие ценности были изъяты, однако архитектура храма не пострадала. В 1928 году строение передали в ведомство Главнауки, решив сделать одним из музеев.
  5. В период Великой Отечественной здесь хранились экспонаты из многих ленинградских музеев. Строение пострадало от бомбежек и взрывов, и на его стенах и колоннах до сих пор хранятся следы тех времен.
  6. В послевоенное время храм отреставрировали, снова вернув ему статус музея, устроили смотровую площадку в купольной части. В этот же период установили и маятник Фуко в центральной части Исаакиевского собора, который на сегодняшний день демонтирован. Богослужения возобновили в 1990.

История создания

История памятника ведёт своё начало еще с XVIII в., когда государь Пётр I повелел построить храм в честь св. Исаакия Далматского, которого считал своим покровителем.

Храм возвели за несколько месяцев, и открыли в 1707 г. Второй Исаакиевский собор был отстроен взамен устаревшего в 1727 г. Однако, через восемь лет он выгорел. Причиной пожара послужил удар молнии. Восстановительные работы длились практически до середины XVIII века и не принесли успеха.

После чего императрица Екатерина II отдала приказ о строительстве нового собора по проекту А. Ринальди. Оно завершилось в 1802 г. Однако, результат императора не впечатлил, и он был вынужден вновь объявить конкурс архитектурных проектов.

Наружное убранство

Здание справедливо называют «музеем цветного камня». Для его декорирования задействовано 43 вида горных пород и минералов. Среди них:

  • гранит
  • мрамор
  • яшма
  • порфир
  • малахит
  • ляпис-лазурит

Фундамент и цоколь состоит из гранитных плит, которые вырезали в каменоломнях на территории Финляндии. Из таких же плит выложены ступени лестницы и платформы для колонн. По периметру здания обустроены портики. В них установлено 48 массивных столбов.

Верхнюю часть каждого портика украшает горельефное изображение:

  • «Воскресение Христа» (север)
  • «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» (восток)
  • «Поклонение волхвов» (юг)
  • «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия» (запад)

Сюжеты взяты из библейской истории и жизнеописания святого Исаакия Далматского. Автор эскизов – К.П. Витали.

Колоннадное пространство разделено на 3 части. Боковые своды имеют прямоугольную форму потолка, а центральный – круглую. Они декорированы розетками из меди, скульптурными изображениями ангелочков и цветов. В пространстве портиков установлены изваяния 12 апостолов. На полу рисунок из чередующихся в шахматном порядке плит серого и красного гранита, а также белого мрамора.

Вдоль фронтонов вырезаны надписи:

  • «Господи, силою твоею возвеселится царь» – на севере
  • «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся вовеки» – на востоке
  • «Храм Мой храм молитвы наречется» – на юге
  • «Царю царствующих» – на западе

В пространстве портиков установлены изваяния 12 апостолов.

Феодоровский Государев собор (Пушкин)

Заложен в 1909 как Государев собор Собственного Его Величества конвоя и Сводного пехотного полка, или приходской храм для царской семьи и полков царской охраны. Построен в 1909–1912. 2 сентября 1912 освящен верхний храм (архитектор Владимир Покровский) во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. Нижний пещерный храм (архитектор Владимир Максимов) освящен 10 декабря 1912 во имя прп. Серафима Саровского.

В 1922 собор был разграблен, в 1934 – закрыт и переоборудован под кинозал. Здание сильно пострадало от обстрелов во время Великой Отечественной войны. Были сильно разрушены стены северного и западного фасадов, повреждены перекрытия кровли, уничтожен главный купол. Лестница главного входа была разобрана. Архив, находившийся в храме, сгорел.

По некоторым сведениям, после войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1962 году взрывами были уничтожены пристройки к собору. Остов здания использовали для тренировок альпинисты. В 1985—1995 годах трестом «Леноблреставрация» была проведена частичная работа по восстановлению собора.

Храм возвращен верующим в 1991 в полуразрушенном состоянии. Перед реставраторами, пришедшим в Феодоровский собор, предстала весьма печальная картина. Надо было начинать с расчистки завалов, снятия копоти, восстановления первоначальной фактуры стен и сводов, нанесения новой штукатурки и, наконец, воссоздания росписей и интерьера в целом. Все это было бы невозможно без молитвенной помощи, творческой инициативы и активной деятельности нынешнего настоятеля Феодоровского собора епископа Царскосельского Маркелла, изыскавшего средства для проведения реставрационных работ. С 15 января 1992 совершаются богослужения в пещерном (нижнем) храме, а с 29 августа 1996 – в верхнем. Летом 2002 нижний храм вновь освящен. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых. Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством.

Святыни собора

Поскольку собор лишь недавно был возвращен Церкви, он не может похвастаться внушительной коллекцией собственных святынь, однако именно сюда регулярно привозят раки с частицами мощей, чудотворные иконы из других храмов.

  • Здесь хранится частица мощей преподобного Сампсония, которая была перенесена из церкви Пантелеймона в конце XIX века.
  • В трапезной, на восточной стене, имеется уникальная роспись – список Каплуновско-Казанской Богоматери. Именно с этой иконой шли в бой полки Петра Первого. На сегодняшний день оригинал утерян.
  • К святыням собора можно отнести и иконостасы: центральный, а также боковой.
  • Также в трапезной установлена икона «Лицевые святцы», которая датируется XVII веком. Она была перенесена в собор из старой Сампсониевской церкви.

История воздвижения

Начало истории его возникновения тянется еще в далекий 1710 год. Тогда была построена деревянная церковь на честь Исаака Далматского. День памяти данного святого припадает как раз на день рождения Петра Великого. В 1712 году в нем венчался Петр со своей второй женой Екатериной Алексеевной. Со временем была построена каменная церковь.

Третий храм закончили строить после 50-60 годов 18 века. Как только стройка закончилась, то сразу стало ясно, что он нарушал парадную застройку центра города. Именно тогда император Александр 1 издал указ о проведении конкурса о на лучший вариант перестройки данного храма. Спустя практически десятилетие был одобрен проект француза О. Монферрана. С того времени закипела работа.

Построение нового четвертого храма

Строительство продлилось около 40 лет. Оно забрало большое количество материалов и усилий. Результат, который получился в конце поразил всех и превзошел все ожидания. Квадратная форма собора подчеркивает его монументальность. При сооружении данного храма было использовано около 43 разновидностей минералов.

Лучшая статья для Вас, переходите: Соловецкий монастырь: история, как добраться, где находится

По всему периметру размещаются восьмиколонные портики с барельефами и статуями. Над громадой собора находится золоченный купол на барабане, который окружен колоннами из гранита. Купол вылит из метала, а вот на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.

Также среди отделочных камней использовали:

  • порфиру,
  • яшму,
  • мрамор,
  • гранит.

Над внутренним убранством храма работали известные архитекторы и художники. Среди них такие известные люди как:

  • Карл Брюллов,
  • Василий Шебуев,
  • Иван Витали,
  • Федор Бруни и многие прочие скульпторы и архитекторы.

По замыслу архитектора в соборе одновременно может находится около 7000 человек. Но в действительности численность может достигать 12000. Высота храма достигает 101,5 м. После революции храм разорили. Из него вынесли золото и серебро. В 1928 году проведение служб прекратилось и в данном помещении обосновался антирелигиозный собор в стране.

Стоимость экскурсии в Исаакиевском соборе в 2019 году

  • Скульптура Исаакиевского собора
    — 400 рублей;
  • Библейские сюжеты в живописи Исаакиевского собора
    — 400 рублей.

Экскурсионное обслуживание на русском языке:

  • для одного посетителя при условии присоединения к экскурсионной группе (для лиц, с правом бесплатного посещения музея) — 50 рублей;
  • для группы от 1 до 5 человек — 600 рублей;
  • для группы от 6 до 20 человек — 1000 рублей;
  • для группы от 21 до 30 человек — 1500 рублей.

Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:

  • для группы от 1 до 5 человек — 1000 рублей;
  • для группы от 6 до 20 человек — 2000 рублей;
  • для группы от 21 до 30 человек — 3000 рублей.

Колонны и купол

Первое, чем привлекает Исаакиевский собор – гранитные колонны. На нижнем ярусе установили 48 штук (по 12 на портик): каждая весит 114 тонн и имеет высоту 17 метров. Колонны ставили на основание с помощью специально выстроенных лесов. И никак не закрепили – они держатся только силой тяготения. Большая часть колонн ставилась до возведения стен. Поскольку технологий, позволяющих их ставить после, тогда не существовало.

Гигантские цилиндры выбили из карельского гранита в каменоломне под Выборгом. И затем на баржах доставляли в Санкт-Петербург

На верхнем ярусе собора установлено 24 гранитные колонн существенно меньшего веса: “всего” по 64 тонны!

Сегодня для посещения доступна лишь одна колоннада – ее высота 42 метра. Некогда посетители поднимались и выше – винтовую лестницу на открытую анфиладу можно увидеть.

Купол Исаакиевского собора, видимый из множества мест Старого города Санкт-Петербурга, позолотили лишь раз. И с тех пор он не требовал подновления. Причина кроется в технологии – покрытие осуществлялось амальгамированием, то есть растворением золота в ртути и затем выпариванием последней. Способ стоил жизни нескольким десяткам позолотчиков. Их не спасли даже стеклянные шары, надевавшиеся на голову.

Вся позолота внутри собора выполнялось куда более безопасным методом гальванопластики

Исаакиевский храм — Кафедральный собор и антирелигиозный музеи

Более полувека Исаакиевский собор достойно исполнял функции кафедрального собора: все самые торжественные богослужения проходили именно в нем. После революции собор закрыли, большевики нашли величественному зданию иное применение. Он стал антирелигиозным музеем.

По освящении собор святого Исаакия Далматского объявили кафедральным. Торжественность соборных богослужений в церковные праздники и царские дни привлекала сюда массу народа. Исаакиевские диаконы и певчие славились в городе, а среди них наипаче — диакон Василий Малинин, служивший в соборе в 1863-1905 годах и обладавший, по воспоминаниям современников, феноменальным басом. Особенно любили богомольцы бывать «у Исаакия» в Великий четверг на Страстной седмице Великого поста, когда совершался обряд умовения ног — в воспоминание Тайной вечери, во время которой Спаситель умыл ноги своим ученикам.

С 1879 года, по инициативе соборного старосты генерала Е.В. Богдановича, собор стал издавать и распространять брошюры и листки нравственно-религиозного содержания, обращенные к простому и имевшие большую популярность. С 1896 года при главном храме империи действовало братство, содержавшее на свой счет несколько благотворительных учреждений, с 1911 года — общество хоругвеносцев. В 1909 году в Исаакиевском соборе — впервые в Санкт-Петербурге — служилась литургия, сопровождаемая всенародным пением.

Перед революцией служение в кафедральном соборе несли пять священников. Последним его настоятелем (с 1917 года) был протоиерей Николай Григорьевич Смирягин.

Маятник Фуко в Исаакиевском Соборе

Изобретение маятника, наглядно демонстрирующего вращение Земли, принадлежит французскому физику и астроному Жаку Фуко (1819—1868). Впервые публичный эксперимент с маятником Фуко был проведен в Париже в 1851 году. Тогда Фуко подвесил под куполом Пантеона металлический шар массой 28 килограммов (с прикрепленным снизу острием) на стальной проволоке длиной 67 метров. Маятник был устроен таким образом, что мог качаться не в одной плоскости (как часовые маятники), а во всех направлениях. Под маятником сделали круговое ограждение радиусом 6 метров с центром прямо подточкой подвеса, а внутри ограждения насыпали песок. Острие, прикрепленное к шару, прочерчивало песок на своем пути, и вскоре стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно пола: при каждом следующем качании острие сметало песок приблизительно в трех миллиметрах от предыдущего места. Так зрители могли увидеть своими глазами вращение Земли.
Маятник Фуко, действовавший в Исаакиевском соборе с 1931 года, сейчас демонтирован, однако в России есть несколько других подобных маятников, хотя и меньшего размера (в Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, а также в Алтайском университете).

«Торжество науки над религией»

После революции кафедральный собор не избег общей для всех храмов участи. В 1922 году его буквально ограбили — под благовидным предлогом помощи голодающим. Большевистская программа изъятия церковных ценностей обошлась Исаакиевскому собору в 48 килограммов золота и 2200 килограммов серебра.

Неоднократно (в 1923 и 1927 годах) власти пытались закрыть собор, но увенчались успехом эти попытки только в 1928 году. Еще через два года с соборной звонницы сняли все колокола (их отправили в переплавку), а в самом соборе открылся антирелигиозный музей, гордостью которого стал маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров. Маятник запустили в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, и тогдашние газеты преподносили это событие как «торжество науки над религией» — хотя, собственно говоря, Церковь никогда ничего не имела ни против Жака Фуко, ни против его маятника.

С началом Великой Отечественной войны Исаакиевский собор был приспособлен под хранение экспонатов из пригородных ленинградских музеев, а также из Летнего дворца Петра I и Музея истории города. О периоде блокады до сих пор напоминают следы вражеских снарядов, оставшиеся кое-где на колоннах.

В 1948 году в Исаакиевском соборе открылся одноименный музей, а после реставрационных работ 1950-1960-х годов на колоннаде собора была оборудована смотровая площадка для посетителей, подняться на которую — ради прекрасного вида на город — считают своим долгом почти все гости Петербурга.

История собора

Архитектором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге является Огюст Монферран. Храм построен на месте старого собора преподобного Исаакия Далматского, поэтому важным условием было сохранение алтаря предыдущего храма. Проект находился под кураторством императора Николая I и при возведении храма были применены самые современные технологии тех лет.

Строительство продолжалось с 1818 по 1858 год, а 30 мая (11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение Исаакиевского собора. С 1991 года в храме ежедневно проводятся богослужения.

На внешних стенах и колоннах храма можно увидеть сколы и вмятины — это последствия обстрелов и бомбежек в годы Великой Отечественной войны. В период блокады в Исаакиевском соборе хранились экспонаты из Музея истории города , Летнего дворца Петра I и из пригородных музеев Ленинграда.

С 1950 года и на протяжении 10 лет велась реконструкция здания, на куполе была установлена смотровая площадка.

В настоящее время Исаакиевский собор имеет статус Государственного памятника-музея и входит в музейный комплекс, объединяющий храм Спас на Крови и Музей камня. Церковная епархия неоднократно просила передать собор в свое полное ведение, однако муниципальные власти отказывали. Споры о передаче храма РПЦ ведутся до сих пор.

Исаакиевский собор на панораме Google: вид снаружи

Как доехать до собора

Точный адрес Исаакиевского собора в Санкт Петербурге понадобится тем, кто будет добираться своим ходом или использовать навигатор. Храм размещен: г. Санкт Петербург, Исаакиевская площадь 4. Многие посетители задают вопрос о том, как добраться до Исаакиевского собора Санкт Петербурга. Большинство совмещает посещение собора с просмотром таких достопримечательностей как Медный всадник, Невский проспект и Дворцовая площадь. Если же Вы решите самостоятельно добраться до Исаакиевского собора то есть несколько способов:

  1. Станция метро «Адмиралтейская». Она располагается на перекрестке Кирпичного переулка и Малой Морской. Вам необходимо пройти 2 квартала налево по Малой Морской и Вы упретесь в Исаакиевскую площадь с собором.
  2. Такие станции как «Садовая», «Сенная», «Спасская» выходят на Сенную площадь. От нее Вам необходимо пройти по переулку Гривцова до набережной реки Мойка. Далее поверните налево. И уже через 100 м Вы достигните цели.

Лучшая статья для Вас, переходите: Благовещенский собор город Воронеж

Правила поведения в соборе

В помещениях собора и на колоннаде запрещено:

  • находиться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, громоздкие сумки и рюкзаки;
  • передвигаться на роликовых коньках и кроссовках с колесами, велосипеде, самокате, скейтборде;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки и витрины храма;
  • оказывать услуги коммерческого и экскурсионного характера;
  • слушать музыку, петь и шуметь;
  • курить и мусорить;
  • приходить с животными;
  • производить профессиональную фото-и видеосъемку, а также съемку со вспышкой во время экскурсии.

Внутреннее убранство собора.

Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.

Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.

Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.

Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.

Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.

В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.

Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Собор – это целый комплекс, в который входят храм, колокольня при нем, часовня, ограда и Юбилейный домик. Последние три постройки были возведены позднее. Иногда сюда же включают и памятник Петру Первому, который расположен на другой стороне проспекта.

Сам собор – это одноэтажное здание, высота которого до купольного креста превышает 35 метров. В центре крыши – луковичные купола, расположенные на одном барабане. Здание выкрашено в голубой, карниз, пилястры и наличники – в белый цвет. Над дверным проемом арочной формы установлен фронтон, на котором изображены ангелы с трубами, а рядом – полуниши, украшенные лепными херувимами. Притвор соединяется с зимней церковью (трапезной), оформленной в минималистическом стиле.

Колокольня состоит из трех ярусов: нижний – с двумя боковыми пристройками, верхние два – более узкие. В середине первого яруса есть арочный проем и проезд. Верхние украшают пилястры. Второй ярус имеет глухие окна (декоративные), третий – звонницу, на которой установлен колокол, отлитый в XVIII веке. Этот колокол – один из крупнейших, сохранившихся в Петербурге; весит он более шести тонн.
На боковых фасадах установлены доски с речью Петра Первого, произнесенной накануне Полтавской битвы.
Колокольня выкрашена в голубой цвет, шатер – серый. Строение выдержано в ярославских традициях и не имеет аналогов в Санкт-Петербурге. Все купола комплекса – темно-синие.

Часовня отличается по стилю от собора и колокольни, поскольку строилась позднее. Она возведена на месте, где была старая Сампсониевская церковь.
Рядом расположен и Юбилейный домик, который выдержан в духе петровского барокко. Был возведен для того, чтобы перенести храмовую сторожку вглубь участка.
Изнутри собор поражает прекрасным иконостасом высотой 11 метров. Он позолочен и привлекает тонкой резьбой. В главной его части размещены иконы работ художников Баженова, Квашнина, Поспелова. Все они датируются XVIII веком

Это уникальное явление для Санкт-Петербурга, поскольку в большинстве случаев иконостасы менялись не раз.
Также внутри храма стоит обратить внимание на паникадило, внутреннюю отделку, коллекцию икон, настенную и потолочную роспись.

Посещение Сампсониевского собора

Зимой этого года храм официально вернули церкви, однако статус музея-памятника Сампсониевский собор не потерял. Здесь продолжается сотрудничество с музейным комплексом «Исаакиевский собор».

Посетители могут не только помолиться, но и заказать обзорную экскурсию, в ходе которой гид расскажет об истории и основных архитектурных достопримечательностях сооружения.
Открыт собор для туристов каждый день, однако по средам у музейных сотрудников выходной.График работы – с 10.30 до 18.00, но в 17.30 впуск прекращается. Верующие могут посетить богослужения согласно их расписанию.
Собираясь в собор, учтите, что он является действующим, поэтому необходимо соблюдать соответствующую форму одежды:

  • юбки или платья и покрытая голова – для женщин,
  • брюки и отсутствие головного убора – для мужчин.

Вход на территорию храма бесплатный, как и фотосъемка, но использование вспышки запрещено. Экскурсионное обслуживание или аудиогид оплачиваются отдельно.

Стоимость экскурсий в Исаакиевском соборе

Туристы могут отправиться как на групповую, так и на индивидуальную экскурсию. В случае если вы выбираете индивидуальную программу, время начала прогулки с гидом зависит от ваших пожеланий. Расписание же групповых экскурсий оговорено заранее.

Исаакиевский собор снаружи и внутри

Обзорная экскурсия, которая позволит вам узнать все об одной из главных достопримечательностей Петербурга. Гид расскажет и об этапе строительства, и об истории, и о тех, чьи имена навсегда связаны с собором. Узнаете, как собор стал домом для детей Ленинграда во времена блокады, о том, как он помог сохранить главные сокровища России в период войны. Конечно, экскурсовод поведает участникам экскурсии не только проверенные факты, но и тайны, которые окутывают это место.

Продолжительность: 2 часа.

Стоимость: 590 рублей. Это групповая экскурсия, стоимость указана за 1 человека. Максимальный размер группы – 10 участников. Входные билеты оплачиваются отдельно. Расписание: каждый понедельник, четверг, субботу и воскресенье в 10:00.

Подробнее об экскурсии «Исаакиевский собор снаружи и внутри»

Вокруг Исаакиевского собора

Исаакиевский собор прекрасен не только внутри, но и снаружи. Вокруг него достопримечательностей и интересных деталей не меньше, чем под сводами куполов. На этой экскурсии гид расскажет вам обо всех деталях Исаакиевской площади, которые не заметны с первого взгляда. Вы увидите собор, дворцы, улицы, старинные здания с другого ракурса, и сможете почувствовать историческую атмосферу этого места.

После программы, по желанию, вы можете самостоятельно посетить собор и колоннаду.

Продолжительность: 1 час.

Стоимость: 520 рублей за группу до 5 человек.

Подробнее об экскурсии «Вокруг Исаакиевского собора»

Обзорная экскурсия по Петербургу с посещением Исаакиевского собора

Эта экскурсия поможет вам познакомиться с главными достопримечательностями Петербурга в сопровождении опытного гида, который подробно расскажет о каждом из них.

В начале программы – поездка по набережной Невы, где вы увидите главные площади города – Дворцовую и Сенатскую, полюбуетесь Васильевским островом, Медным всадником, Петропавловской крепостью, Зимним дворцом, Летним садом и Марсовым полем. В процессе вы узнаете об истории города.

После обзорной поездки вас ждет посещение Исаакиевского собора. Гид расскажет о его строительстве, убранстве, необычных фактах и таинственных легендах. Внутри вас ждут фрески, мозаики, статуи и другие произведения искусства.

Продолжительность: 2,5 часа.

Стоимость: 1200 рублей. Это групповая экскурсия, стоимость указана за 1 человека. Максимальный размер группы – 25 участников. Входные билеты включены в стоимость.

Расписание: экскурсии проводятся по пятницам, начало в 10:30.

Подробнее об обзорной экскурсии по Петербургу с посещением Исаакиевского собора

Архитектура и легенды Исаакиевской площади

Эта экскурсия позволит познакомиться с архитектурой одного из самых красивых мест Петербурга – Исаакиевской площади. Вы узнаете о строительстве зданий и памятников, об их стилях и эпохах, в которые они были созданы. Гид расскажет о назначениях построек, а также о тайнах и легендах, живущих вокруг памятников архитектуры.

Продолжительность: 1 час.

Стоимость: 600 рублей за 1 человека. Это индивидуальная экскурсия для группы от 1 до 7 участников.

Подробнее об экскурсии «Архитектура и легенды Исаакиевской площади»

После передачи Церкви Исаакиевского собора возникнут проблемы с обеспечением сохранности здания?

— В нашей епархии десятки примеров храмов, которые возвращались в плачевном состоянии и реставрировались силами прихода и благотворителей на высочайшем уровне.

Например, Феодоровский Государев собор в Царском Селе.  Настоятель собора Епископ Царскосельский Маркелл всегда с гордостью показывает пещерную (нижнюю) церковь в честь преподобного Серафима Саровского, которую восстановили очень скрупулезно: если храм был расписан фресками, то воссоздавали их узор в узор, точно восстанавливали обитый басмой иконостас, ткани для обивки стен заказывались на мануфактуре и т.д. А храм был передан в чудовищном состоянии. Таких примеров много – Александро-Невская Лавра, храм Рождества святого Иоанна Предтечи («Чесменский»), Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе, храм святого пророка Илии на Пороховых, Благовещенская церковь на Приморском проспекте и другие.

Важно отметить, что никто не собирается отказываться от помощи профессионалов

В Церкви понимают, что Исаакиевский собор — это уникальный памятник архитектуры, что там присутствуют самые разные образцы пластического искусства, требуется особое внимание специалистов

Кроме того, в епархии имеется должность древлехранителя, профессионала со штатом сотрудников, отвечающих за реставрацию и сохранение памятников. При необходимости будут привлекаться организации, специализирующиеся на тех или иных вопросах, связанных с сохранением и использованием собора как объекта культурного наследия. И, безусловно, высококлассные специалисты и музейные работники, которые посвятили свою жизнь Исаакиевскому собору, будут востребованы и в условиях действующего храма.

Помимо древлехранителя, за всеми процессами реставрации тщательно наблюдают сотрудники соответствующих комитетов города. Если речь будет идти о передаче собора в безвозмездное пользование, то будет составлен договор между городом и епархией, где будут учтены все вопросы по реставрации и сохранности здания. При внимательном соблюдении всех договоренностей и нюансов договора никаких вольностей допущено не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector