Тюнель
Содержание:
Как пользоваться картой?
После загрузки карты вы можете использовать ее во всех видах общественного транспорта Стамбула, таких как метро, метро, трамваи, фуникулеры, паромы, общественные автобусы со скидками. Вы увидите считыватели карт на станциях или внутри автобусов, и вам просто нужно поднести карту ближе к считывателю, чтобы использовать карту.
Поскольку карта не является личной, если вы группа, вы можете приобрести только одну карту и использовать одну и ту же карту для каждого пассажира.
Использование Istanbulkart с кодом HES
Из-за последних мер предосторожности против Covid-19 вам необходимо активировать код HES при использовании общественного транспорта. Чтобы активировать код HES, вы должны синхронизировать свой код HES с вашим Istanbulkart. В противном случае вы не сможете пользоваться общественным транспортом
Подробнее→
Чтобы активировать код HES, вы должны синхронизировать свой код HES с вашим Istanbulkart. В противном случае вы не сможете пользоваться общественным транспортом. Подробнее→
Шаги по согласованию вашего кода HES с Istanbulkart
Вы должны отправить SMS на 2023 и ввести HES (пробел) Национальность (пробел) Серийный номер паспорта (пробел) Год рождения (пробел) Фамилия — например, «RUS» для России, номер вашего паспорта, год рождения и фамилия ⇒HES RUS PassNo 1999 SURNAME
После получения кода HES вам следует посетить веб-сайт Istanbulkart по адресу https://kisisellestirme.istanbulkart.istanbul (доступен английский язык).
Затем следует выбрать поле «Я иностранец, хочу продолжить по номеру паспорта ». Также обратите внимание, что номер вашей карты — это серийный номер Istanbulkart.
Вы также можете получить свой код HES через мобильное приложение Hayat Eve Sigar, портал электронного правительства. За официальной помощью можно обратиться в колл-центр Минздрава по телефону +90850 477 04 77.
Чтобы получить код HES через свой иностранный номер GSM, вы можете отправить SMS на +90 555 944 3821, указав код вашей страны, серийный номер паспорта, год рождения и фамилию, соответственно, через пробелы между ними.
IstanbulKart Online с бесплатной доставкой из отеля / трансфером из аэропорта
Istanbul Welcome Card предлагает онлайн-покупку IstanbulKart с доставкой в отель или трансфером из аэропорта. Это отличный вариант для тех, кто хочет избавиться от хлопот ожидания и покупок в автоматах, киосках в аэропортах, на станциях трамвая / метро.
Ваш Istanbulkart будет доставлен в ваш отель (в районах Таксим, Султанахмет и Бешикташ, отели AirBnb не включены), или вы можете забрать его в аэропорту (только с 8:00 до 23:00).
Строящиеся станции
В стадии строительства 50 станций.
Станция | Линия (и) | Округ | Планируемое открытие | Подключения |
---|---|---|---|---|
Арнавуткой 1 | Арнавуткой | 2023 г. | ||
Арнавуткой 2 | Арнавуткой | 2023 г. | ||
Ашиян | Сарыер | 2021 г. | ||
Атакент | Умрание | 2022 г. | ||
Атакёй | Бакыркёй | 2022 г. | ||
Аташехир | Аташехир | 2022 г. | ||
Айдынтепе | Тузла | 2023 г. | ||
Айше Кадын | Bostancı | 2022 г. | ||
Бакыркёй ИДО | Бакыркёй | 2022 г. | ||
Бешикташ | Бешикташ | 2024 г. | ||
Bostancı | Bostancı | 2022 г. | ||
Чамчешме | Пендик | 2023 г. | ||
Чобанчешме-Куюмчукент | Бахчелиэвлер | 2022 г. | ||
Догу Санайи | Бахчелиэвлер | 2022 г. | ||
Эмин Али Паша | Bostancı | 2022 г. | ||
Есеняли | Пендик | 2023 г. | ||
Эврен Махаллези | Багджылар | 2022 г. | ||
Фенертепе | Башакшехир | 2023 г. | ||
Февзи Чакмак | Пендик | 2022 г. | ||
Финанс Меркези | Аташехир | 2022 г. | ||
Фуля Дарфан | Бешикташ | 2023 г. | ||
Göktürk | Эйюпсултан | 2022 г. | ||
Göztepe 60. Yıl Parkı | Кадыкёй | 2022 г. | ||
Халкалы | Кючюкчекмедже | 2023 г. | ||
Halkalı Caddesi | Бахчелиэвлер | 2022 г. | ||
Hasdal | Эйюпсултан | 2022 г. | ||
Хазнедар | Бахчелиэвлер | 2022 г. | ||
Хузур | Умрание | 2022 г. | ||
İçerenköy | Аташехир | 2022 г. | ||
Ичмелер | Тузла | 2023 г. | ||
Ихлас Юва | Бахчелиэвлер | 2022 г. | ||
Ихсание | Эйюпсултан | 2022 г. | ||
Илькьюва | Бахчелиэвлер | 2022 г. | ||
İMES | Умрание | 2021 г. | ||
Стамбул Havalimanı — 1 | Арнавуткой | 2022 г. | ||
Стамбул Havalimanı — 2 | Арнавуткой | 2022 г. | ||
İstanbul Havalimanı Kargo Terminali | Арнавуткой | 2022 г. | ||
Каяшехир | Башакшехир | 2022 г. | ||
Kayaşehir 15. Bölge | Башакшехир | 2022 г. | ||
Кайышдаги | Аташехир | 2022 г. | ||
Кайнарка Меркез | Пендик | 2023 г. | ||
Кавакпынар | Пендик | 2023 г. | ||
Казым Карабекир | Умрание | 2022 г. | ||
Кемербургаз | Эйюпсултан | 2022 г. | ||
К. Баккалкой | Аташехир | 2022 г. | ||
Курткой | Пендик | 2021 г. | ||
Meclis Mahallesi | Санджактепе | 2023 г. | ||
Мехмет Акиф | Бахчелиэвлер | 2022 г. | ||
Мимар Синан | Багджылар | 2022 г. | ||
МОДОКО | Умрание | 2022 г. | ||
Молла Гурани | Багджылар | 2023 г. | ||
Онюркент | Башакшехир | 2022 г. | ||
Özgürük Meydanı | Бакыркёй | 2022 г. | ||
Парселлер | Умрание | 2022 г. | ||
Пендик YHT | Пендик | 2022 г. | ||
Сабиха Гекчен Хавалимани | Пендик | 2021 г. | ||
Sahrayıcedit | Кадыкёй | 2022 г. | ||
Санджактепе Шехир Хастанеси | Санджактепе | 2023 г. | ||
Сарыгази | Санджактепе | 2023 г. | ||
SBÜ Hastanesi | Умрание | 2022 г. | ||
Шехир Хастанеси | Башакшехир | 2022 г. | ||
Сайт | Умрание | 2022 г. | ||
Тема Парк | Кючюкчекмедже | 2023 г. | ||
Türkiş Blokları | Аташехир | 2022 г. | ||
Тютюнджю Мехмет Эфенди | Кадыкёй | 2022 г. | ||
Яялар | Пендик | 2021 г. | ||
Йылдыз | Бешикташ | 2022 г. | ||
Йылдызтепе | Багджылар | 2022 г. |
Особенности стамбульской подземки
Вагоны метро
В этом турецком городе примерно 15 миллионов жителей. К ним нужно добавить множество гостей – они приезжают сюда тысячами каждый день. А потому общественный транспорт играет в Стамбуле очень важную роль. Местные жители активно пользуются автобусами и трамваями, которые курсируют между центром и спальными районами. Востребованы и паромы. У туристов же, как и у значительной части стамбульцев, в чести метро.
- Строительство подземки в этом городе началось в 1988 году.
- В 1989-м были запущены некоторые станции.
- Открытие метро как полноценного объекта состоялось в 2000-м. но на этом дело не закончилось. Строительство новых станций и расширение линий продолжается и в настоящее время.
Сегодня на метро с пересадкой и без можно добраться до важнейших районов Стамбула.
Большинство гостей города знакомится с подземкой уже в аэропорту «Ататюрка» – те, кто не заказал трансфер, нередко начинают свой путь к отелю именно в метро. Тем более что попасть в него можно прямо из здания аэропорта.
Передвижение на метро осуществляется по семи линиям:
- 5 из них располагаются в европейской части Стамбула;
- 2 – в азиатской.
Все ветки метрополитена на карте обозначены разным цветом – так пассажирам легче ориентироваться, как добраться до нужного места. Пути проходят по подземным тоннелям и над землей – последние напоминают трамвайные остановки. На всех станциях очень чисто, а потому сорить в метрополитене нельзя.
Линии стамбульского метро
Обычная посадка в метро
Протяженность линий различна, как и их востребованность у пассажиров. А потому время ожидания транспорта не везде одинаково.
Часто задаваемые вопросы
Какой график работы стамбульского метро? Вагоны выходят на первый рейс в 6.00, кроме линии М2, которая начинает работать в 6.15. Метро Стамбула работает до 00.00, интервал движения поездов в среднем составляет 5 минут.
Yenikapı – Atatürk Havalimanı. Это линия М1А, по ней можно добраться – правда, с пересадкой – от аэропорта до центра Стамбула (исторического района Султанахмет). Функционирует данная ветка с 1989 года, но вплоть до 2014-го велись работы по ее расширению. Сейчас это 21 км пути 18 станций. Ежедневно по линии проезжают около 400000 жителей и гостей города. Время ожидания поезда – не более 6 минут в часы пик.
От линии М1А отходит М1В, направление – 14 км на запад. Движение – Yenikapı –Kirazlı. Пассажиропоток такой же, интервал в движении поездов – 4 минуты
Обе линии на карте обозначаются красным цветом, а потому пассажиры нередко не обращают внимание на то, что линии М1А и М1В расходятся.
Yenikapı – Hacıosman. Линия М2
Растянулась на 23,5 км. Проходит через 16 станций и ведет к площади Таксим. Работать начинает чуть позже остальных веток – в 06.15. На карте зеленого цвета.
Kirazlı – Olimpiyat – Başakşehir. Ветка М3. Строительство шло с 2006 по 2013 год, линия растянулась на 15,9 км. Вагоны проходят через 11 станций с интервалом в 3 минуты. Обозначена синим цветом.
Kadıköy – Tavşantepe. Линия М4. Достаточно молодая (полностью запущена в 2016 году) и самым большим количеством станций (их всего 19, протяженность – 26 км). На карте ветка розовая.
Üsküdar – Yamanevler. Линия М5. В процессе строительства: пока запущены 10,5 км, на пути 9 станций, после полного запуска их количество увеличится до 17,8 км и 16. Цвет на карте – фиолетовый.
Levent – Boğaziçi Ü./Hisarüstü. Ветка М6. Самая короткая в стамбульском метрополитене, ее протяженность – 3,3 км. Проходит всего через 4 станции. Обозначена коричневой линией.
На всех ветках, кроме М2, движение начинается в 06.00 и заканчивается в полночь. Поезд в среднем приходится ждать около 5 минут.
Ветки
Общее количество веток сегодня достигает пяти, благодаря чему карта метро Стамбула – необходимый атрибут для каждого туриста. Активно эксплуатируются около семидесяти станций, но строительство производится регулярно, метрополитен расширяется и захватывает новые районы города. Совсем скоро на метро можно будет добраться даже в дальние его уголки.
- M1 – Красная ветка – данную линию метро принято считать самой первой – ее открытие произошло еще в конце прошлого века. Здесь расположено 23 станции, а интервал прибытия поездов редко превышает четыре минуты. Ветка делится на два маршрута, каждый из которых эксплуатируется отдельно – для того чтобы сменить направление, придется сделать пересадку. Именно этим маршрутом в город приезжают туристы, прибывшие в аэропорт Ататюрка. Здесь производятся пересадки на наземные трамваи для того, чтобы посетить автовокзал в европейской части города или посмотреть достопримечательности в историческом центре.
- M2 – Зеленая ветка – охватывает шестнадцать станций и была открыта в 1992 году. Добраться от одного конца ветки до противоположного можно примерно за тридцать минут¬. При этом ветка объединяет спальные районы, в которых часто останавливаются путешественники, и привлекательный для туристов центр.
- M3 – Голубая ветка – является одной из самых молодых во всем городе, ее открытие состоялось летом 2012 года, а функционирует на сегодняшний день всего одиннадцать станций. Добраться от одной конечной до другой можно примерно за двадцать минут. Века объединяет спальные районы города и, как правило, популярна только у жителей, а для туристов не представляет особого интереса.
- M4 – Розовая ветка – данная линия метро расположена в азиатской части города. Ее главная функция с момента открытия в 2012 году – объединение спальных районов с пристанью Кадыкёй. Здесь расположены 16 станций, а поездка от конечной до конечной длится примерно полчаса.
Derek Blackadder / flickr.com
С 2012 года активно ведется строительство пятой глобальной линии метрополитена в азиатской части, которая будет проходить с запада на восток и охватывать 16 станций.
Фуникулер
В Стамбуле 3 линии фуникулера (Funicular).
1. F1 Кабаташ и Таксим (Taksim — Kabataş).
Линия фуникулёра F1, протяжённостью около 600 метров, соединяет станцию трамвая Кабаташ с остановкой метро Таксим. Построена 29 июня 2006 года.
Путевая информация о линии F1:
- Время работы: 06:00 — 00:00.
- Частота: 3-5 минут.
- Время в пути: 2,5 минуты.
2. F2 Каракёй и Бейоглу (Karaköy — Beyoğlu).
Линия F2 или Тунель (Tünel) открыта в позапрошлом веке — 17 января 1875 года – и является старейшей линией метро в мире после Лондона (в прошлом подземный фуникулер называли метро – он был ее предшественником). Соединяет кварталы Бейоглу и Каракёй. Протяженность линии — 573 м, состав фуникулера состоит из 2 вагонов, которые могут взять до 170 пассажиров.
Путевая информация о линии F2:
- Время работы: 07:00/07:30 (пн-сб/вск) — 22:45.
- Частота: 5-7 минут.
- Время в пути: 1,5 минуты.
3. F3 Вадистанбул — Сейрантепе (Vadistanbul — Seyrantepe).
Линия фуникулера F3 в отличие от двух других работает над землей. Протяженность 750 метров. Открыта 29 октября 2017 года.
Путевая информация о линии F3:
Фуникулер, канатная дорога и трамвай в Стамбуле
Трамваи Стамбула. Городские железные дороги Стамбула не простились еще со столь старыми видами транспорта, как трамваи. Более того, наряду с современными шустрыми, просторными и очень комфортными вагонами бегают пара «ностальгических» красненьких ретро-трамвайчиков. Итак, действующие линии:
Т1, от Kabataş до Bağcılar — современные скоростные вагоны. Это самая популярная трамвайная линия города, поскольку проходит через исторический центр, такие достопримечательности, как Султанахмет, Айя-София, Топкапы, Долмабахче и живописную набережную района Эминёню с большой транспортной развязкой.
График работы: с 06:00 до 00:00, интервал 2-5 минут.
Т4, от Topkapı до Mescid-i Selam — тоже современный быстрый трамвай в Стамбуле. Маршрут ведет из центрального района Фатих к северной окраине города. Туристам этот маршрут может быть интересен лишь, если отель находится неподалеку от его остановок.
График работы: с 06:00 до 00:00, интервал 2-5 минут.
Т3, от Kadıköy до Moda — ретро-вагоны Nostalgic Tram. Это маленькая кольцевая ветка в красивом азиатском районе Кадыкёй. На протяжении маршрута нет крупных достопримечательностей, но довольно много уютных кафешек, магазинов одежды и сувениров, в округе несколько мечетей и зеленых парков, удобный транспортный узел в направлении европейской части города.
График работы: в будни с 07:00 до 21:00, в выходные в 10:00 до 20:00, интервал 7-10 минут.
Стоимость проезда во всех трамваях такая же, как и в метро.
Ретро-вагон Nostalgic Tram в Стамбуле
Фуникулер Стамбула. Описать рельсовый городской транспорт в Стамбуле невозможно без упоминания подземного фуникулера Tünel. Стамбульский Тюнель по возрасту переплюнул даже местные трамваи и на сегодня входит в число старейших в мире действующих фуникулеров такого рода — в 2025 году он будет отмечать 150-летние. На транспортной карте его единственную ветку F2 с двумя станциями Karaköy и Beyoğlu, путь между которыми занимает всего 1,5 минуты, вы увидите в европейском районе возле площади Таксим, между Босфором и заливом Золотой Рог. Тут же неподалеку еще две фуникулерные ветки, открывшиеся в начале 2000-х: подземная F1 от Taksim до Kabataş (в пути 2,5 минуты) и очень эффектная наземная F3 от Seyrantepe до Vadistanbul AVM (в пути 2,5 минуты). Примечательно, что у каждого из фуникулеров разные владельцы, однако оплата за проезд единая — по İstanbulkart.
График работы: F1 — с 06:00 до 00:00 с интервалом 3 минуты; F2 Tünel — с 07:30 до 22:45 с интервалом 5 минут; F3 — с 07:20 до 23:00 с интервалом 5 минут.
Стоимость проезда в фуникулерах такая же, как и в метро.
Фуникулер в Стамбуле, наземная ветка F3 / Фото: tramways2007/flickr
Канатная дорога в Стамбуле. Общественный транспорт в Стамбуле имеет еще одну изюминку. Туристы ее очень любят. Во-первых, из комфортабельных кабинок можно свысока наблюдать размеренную жизнь города, а не тоннельные стены. А во-вторых, ведут дороги в интересные для прогулки и отдыха локации. В мегаполисе две канатки, обе курсируют на европейском берегу, неподалеку от центра:
ТF1 от Maçka до Taşkışla, в пути 3,5 минуты. Линия протянута над глубоким оврагом района Шишли, где раскинулся зеленый живописный парк.
График работы: с 08:00 до 19:00, интервал 5 минут.
ТF2 от Eyüp до Piyer Loti, в пути 2,7 минуты. Канатка находится на побережье Золотого Рога, ведет к излюбленному туристами и местными жителями холму Пьер Лоти, на котором одна из самых лучших смотровых города и кафе с видом на бухту.
График работы: с 08:00 до 22:00, интервал 5 минут.
Стоимость проезда на канатных дорогах такая же, как и в метро.
Канатная дорога в Стамбуле, ветка ТF2 / Фото: raillynews.com
Схема линий
Линия М1 (на схеме красного цвета) включает две ветки:
- M1ᴀ протяженностью 20,3 км и 18 станциями, 7 из которых подземные. Поездка из конца в конец займет 35 минут.
- M1ʙ длиной 14 км и 3 станциями. Время в пути между конечными ─ 25 минут.
На линии ежедневно выполняется 170 рейсов поездов производства ABB Group. Пассажиропоток ─ 400 тыс. чел/день. В часы пик интервал движения ─ 2,5 мин. Линия связывает юго-запад и центр города.
Обзорная карта метро Стамбула с городскими линями трамвая, электрички и метро автобуса представлена ниже.
М2 (зеленая) соединяет север и центр европейской части города. Имеет длину 23,5 км и 16 станций. Здесь курсируют составы Hyundai. Пассажиропоток ─ 320 тыс. чел/день.
М3 (голубая) имеет протяженность 16 км и 11 станций. Пролегает через центр. Тут ходят поезда французской компании Alstom (20 единиц) с интервалом 6,5 мин. В час перевозится 70 тыс. пассажиров.
М4 (розовая) полностью проходит под землёй в азиатской части под трассой D100 параллельно ж/д Стамбул-Анкара. Имеет протяженность 26,5 км и 19 станций, 3 из которых строятся. Ежедневно здесь перевозится порядка 140 тыс. пассажиров. Дорога между конечными станциями занимает 1 ч 5 мин.
Когда в 2021 году открылся тоннель под Босфором “Мармарай”, на линии появилась пересадочная станция «Айрылык Чешмези», через которую можно попасть в европейские районы турецкой столицы. Интервал движения ─ 4 мин.
М5 (фиолетовая) ─ вторая линия в азиатской части. Пересекает город с востока на запад, имеет длину 10 км и 9 станций с автоматическими платформенными воротами. Проехать ветку можно за 32 мин. Интервал движения ─ 8 мин. ежедневно здесь перевозится 180 тыс. человек.
М6 (коричневая) ─ самая короткая, полностью подземная. Протяженность линии всего 3,3 км, число станций ─ 4, максимальное время поездки между которыми ─ 7 минут. Интервал движения в часы пик ─ 5 минут. Соединяет линию М2 с Босфорским университетом.
Схема метро Стамбула с сервисными возможностями станций выглядит так.
Седьмой линии пока на картах нет. С планом развития можно ознакомиться на схеме ниже.
Маршрут
Карта маршрута М2
Автомагистраль M2 начинается в Хаджиосмане на юго-западе Сарыера . Оттуда он проходит по проспекту Бююкдере, главной дороге с севера на юг в городе, через два основных финансовых района Стамбула; Маслак и Левент . Затем линия направляется немного на запад к югу от Левента через Шишли до исторической площади Таксим . Оттуда M2 направляется через западный Бейоглу в Шишхане. Он пересекает Золотой Рог в направлении Старого города и заканчивается в Еникапы, транспортном узле, соединяющем линию M1 и Мармарай . (Станция ehzadebaşı на карте выше на самом деле была названа Vezneciler, когда 15 февраля 2014 года открылось расширение к югу от işhane).
История
История стамбульского метро начинается в XXI столетии. Впрочем, существует и другая версия: некоторые утверждают, что история этой транспортной системы берет свое начало в середине 70-х годов XIX века. В то время в городе появился достаточно необычный вид транспорта — фуникулер, функционирующий под землей. Его можно считать «дальним родственником» современных систем метро. Кстати, фуникулер действует и в настоящее время. Он относится к системе метрополитена, хотя и носит другое название. Его протяженность составляет пятьсот семьдесят три метра.
Первый план строительства стамбульского метро был разработан в начале XX столетия. По ряду причин он не был реализован. Позже, в 30-е и в 50-е годы XX века, разрабатывались другие планы строительства этой транспортной системы, но и они не получили воплощения, остались лишь на бумаге.
Во второй половине 80-х годов был создан еще один проект. На этот раз строительные работы были начаты — правда, только в 90-е годы. В конце 80-х годов было открыто легкое метро.
Продвигалось строительство метрополитена очень медленно. Причиной стало огромное количество археологических памятников, которые были найдены в ходе подземных работ. Много раз строители прерывали свою деятельность и за дело брались археологи.
Поскольку город расположен в районе, где периодически возникает сейсмическая активность, проведение строительных работ было возможно лишь одним способом — открытым. Именно этот метод и был применен. Станции и туннели были построены с таким расчетом, чтобы они могли выдержать девятибалльное землетрясение. Напомним, что максимальным землетрясением по шкале Рихтера является 12-балльное.
Метрополитен Стамбула
Стамбул – крупнейший мегаполис Европы, торговый, промышленный и культурный центр современной Турции. На сегодняшний день в городе проживает свыше 15 млн. человек. Пролив Босфор разделяет его на европейскую и азиатскую части.
Стамбул активно развивает систему общественного транспорта, включающую в себя метрополитен, более 500 маршрутов городского автобуса, трамвайные линии, фуникулер и канатные дороги. Также в мегаполисе, который является основным портом страны, хорошо развит водный и железнодорожный транспорт, а также действуют 3 международных аэропорта.
Планы развития Стамбульского метрополитена неоднократно обсуждались и изменялись, однако проектирование первой современной линии подземной железной дороги началось лишь в 1987 году, а строительство – в 1992 году. Работы продвигались медленно, так вдоль трассы сооружаемых линий была обнаружена масса археологических ценностей.
Это неудивительно, учитывая историю территории, на которой располагается современный Стамбул. Кроме того, из-за неустойчивой сейсмики в районе пролива Босфор, пришлось проводить дополнительные инженерно-геологические исследования и разрабатывать мероприятия по повышению безопасности строительства объектов метрополитена.
Стамбульский метрополитен способен выдержать землетрясение до 9 баллов по шкале Рихтера
На сегодняшний день система Стамбульского метрополитен включает в себя 79 станций и 6 линий общей протяженностью свыше 100 км. Четыре линии (Линии 1, 2, 3, 6) стамбульского метро находятся в европейской части города, две (Линии 4 и 5) — в азиатской. Метро принимает на себя 8,2 % пассажиропотока на железнодорожном транспорте Стамбула и перевозит ежедневно около 613 тысяч пассажиров.
Стамбул — Европа или Азия?
На запад от Стамбула тянется Европа. Настоящая, современная, преуспевающая. На Восток — открываются огромные пространства арабской Азии: степи и пустыни, загадочный исламский мир и очарование бесшумных арабских ночей, песни муэдзинов и настоящая восточная роскошь.
Если взглянуть на Стамбул на карте мира, сразу бросается в глаза его разделение на две части. Разделение чисто географическое — город раскинулся по обе стороны Босфорского пролива, главной и единственной судоходной артерии между Чёрным и Средиземным морем. Ничего удивительного, что этот лакомый участок территории всегда был яблоком раздора практически всех существовавших на этой территории цивилизаций — греков, турков-османов, римлян, македонян. Ведь тот, кто контролировал Босфор, мог контролировать основную часть морской торговли между средиземноморскими странами, славянским миром и Малой Азией.
До 1930 года Стамбул именовался Константинополем, и в истории с ним связано огромное количество драматических моментов. Завоевать Константинополь и управлять им считалось делом чести для большинства правителей со времен Римской империи. Немудрено, что свой след в городе оставили многие, а экскурсии по нему будут похожи на путешествие во времени.
Как будет замечено в любом отзыве туриста о Стамбуле, очень сильно ощущается слияние двух религий — христианства и мусульманства. Исторически именно отсюда — из древнего Константинополя — по всему Причерноморью и части Европы распространялось учение Христа, но позднее город оказался под властью турков-османов, исповедовавших ислам.
Транспорт в Стамбуле: Метро
Подземка в Стамбуле открыта с 6:15 до полуночи, в настоящее время на европейской стороне есть две линии, которые связаны с Еникапы. Также есть линия на азиатской стороне (M4), но она не представляет для туристов особого интереса, потому что она еще не связана с аэропортом Сабиха Гокчен.
Аэропорт Ататюрк-Йеникапи (M1A) это метро в основном позволяло туристам добраться до центра Стамбула из старого аэропорта на европейской стороне — аэропорта Ататюрк — через Йеникапи, чтобы добраться до метро M2. Отныне аэропорт Ататюрк принимает только грузовые и пассажирские рейсы VIP-класса.
Поскольку новый аэропорт (IST) еще не обслуживается метро, эта линия не обязательна для прогулок по Стамбулу.
Стамбульское метро
Yenikapı-Hacıosman (M2): это самая важная для туристов линия метро в Стамбуле, которая вам больше всего понадобится во время вашего пребывания. С начала года его расширили, теперь можно, например, попасть в старый город с площади Таксим.
Основные остановки M2 :
- Йеникапы — эта станция является транспортным узлом Стамбула. От Еникапы вы можете использовать Мармарай (это метро, проходящее под Босфором), что позволит вам добраться до Ускюдара на азиатской стороне.
- Халич — это самая полезная станция для туристов, желающих добраться до старого города или, наоборот, покинуть его, чтобы открыть для себя другие районы Стамбула. Здесь вы будете недалеко от Базара специй и трамвайной остановки Eminönü (T1).
- Шишхане — расположен на улице Истикляль, он соединяет вас с фуникулером Tünel, расположенным в непосредственной близости от станции, а также с районом Галата.
- Таксим — Расположенный на площади Таксим, вы можете быстро дойти пешком до районов Бейоглу, таких как Джихангир или Чукурджума. Вы также можете использовать фуникулер (F1), чтобы добраться до Кабаташа, чтобы добраться до Принцевых островов от его пристани, а также трамвай (T1), чтобы добраться до старого города.
- Османбей — расположен в нескольких минутах от центрального района Нисанташи. Это очень приятный район с множеством баров и ресторанов, а также роскошных и дизайнерских магазинов.
- Левент — это деловой район Стамбула. Рядом с метро есть два крупных торговых центра: Metrocity и Kanyon.
- İTÜ Ayazağa — расположен недалеко от шикарного торгового центра İstinye Park (чтобы добраться до него, вам придется немного пройти пешком или взять такси или маршрутку). Эото ТЦ — рай для всех любителей моды и роскоши; вы найдете там все самые роскошные бренды.
Мармарай: европейская и азиатская стороны соединены этим метро, которое проходит под проливом Босфор. Это позволит вам отправиться на азиатскую сторону из Еникапы или Сиркеджи. Две остановки на азиатской стороне — Ускюдар и Айрылык Чесмеси. Вы можете использовать M4, чтобы добраться до района Кадыкёй.