Трудовая миграция

Особенности и проблемы трудовой миграции в России

Образование после развала Советского Союза независимых республик привело к возникновению на постсоветском пространстве международной трудовой миграции. Например, если раньше армянин приезжал и на работу в Россию, то он считался внутренним мигрантом. Теперь же аналогичный процесс можно отнести исключительно к международной категории.

Российскую Федерацию сегодня можно считать не только государством-донором трудовых мигрантов, но и государством-реципиентом. Многие россияне уезжают в более благополучные в экономическом отношении страны на заработки. Далеко не всегда можно говорить о том, что предстоящая работа за границей будет соответствовать профессии трудового мигранта. Многие высококвалифицированные российские специалисты часто вынуждены идти на работу, которая предполагает низкий квалификационный уровень. Но оплата даже низкоквалифицированного труда, к примеру, в странах Европейского Союза, будет в несколько раз выше, чем их работы по специальности на родине.

С другой стороны, в Россию направляется трудовой миграционный трафик из республик СНГ. В большинстве стран, относящихся к ближнему зарубежью, уровень жизни населения ниже, что вынуждает их граждан к переезду на работу в Россию, где гораздо легче найти вакансию, чем, например, в странах Европы или США. Плюсами станут и отсутствие языкового барьера, и общее советское прошлое, и практически одинаковый менталитет.

Особенностью международных процессов трудовой миграции в Российской Федерации считается относительно слабое государственное регулирование, конечно, если сравнивать его с подобным в странах Западной Европы или, например, в Канаде. Значительная часть зарубежной трудовой силы в России работает нелегально. Безусловно, государство старается бороться с этой тенденцией, но пока что это борьба идёт с переменным успехом.

В России ведётся борьба с нелегальной трудовой миграцией

В данном случае нельзя не упомянуть и его внутренней трудовой миграции на территории Российской Федерации. Экономическое развитие регионов далеко не равнозначно, поэтому жители относительно слаборазвитых регионов стараются переехать в более экономически благополучные. Основными центрами притяжения трудовых мигрантов в России стали её столица, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тюмень, Татарстан. Отличительной чертой России, впрочем, наблюдающейся и в других странах СНГ, является существенная разница в оплате труда между соотечественниками, работающими в пределах крупных агломераций и россиянами, занятыми в провинции.

Процессы трудовой миграции постоянно претерпевают изменения. Меняются направления миграционного трафика, изменяются центры притяжения трудовых ресурсов. Прогнозирование на основе возникающих предпосылок ближайшего будущего и отдалённых перспектив в значительной степени помогает правильно расставлять акценты при развитии определённых направлений экономики на глобальном уровне. Но понимание современных тенденций трудовой миграции станет очень полезным и для рядовых граждан, которые намереваются в ближайшем будущем реализовать свои способности и трудовые навыки за рубежом.

Правовое регулирование

Договоры системы ООН

Формальный статус трудового мигранта определяется «Конвенцией МОТ о работниках-мигрантах», изначальная версия которой принята в 1939 году, и была пересмотрена в 1949 году (пересмотренная версия вступила в силу в 1952 году). В 1975 году была принята «Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения», вступившая в силу в 1978 году.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года.

Договоры в рамках СНГ

«Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (1994) и протокол о внесении изменений и дополнений в данное соглашение (2005).

«Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников Содружества Независимых Государств», принята в 2008 году, на 2009 год в силу пока не вступила.

Договоры Совета Европы

«Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов», принята 24 ноября 1977 года, вступила в силу 1 мая 1983 года.

— статья 19.

Правовой статус

По своему правовому статусу миграция может быть легальной или нелегальной. Первая предполагает, что мигранты переезжают в другие страны на основании въездных документов, получают там иммиграционный статус и в конечном итоге законно находятся на территории этих государств. Эта категория мигрантов подаётся статистическому учёту иммиграционных органов, а сам процесс во многом регулируется государством. Примером государственного регулирования миграционных процессов может стать введение квот во многих странах Европейского Союза квот в отношении приёма мигрантов, а также создание специальных иммиграционных программ, рассчитанных на привлечение в страну определённых категорий зарубежных граждан.

В частности, нелегальными мигрантами считаются иностранцы, которые прибывают в определённое государство:

  • с фальшивыми документами;
  • методом нелегального пересечения государственной границы;
  • остаётся на территории страны после того, как истёк срок разрешительных документов, ограничивающих период его пребывания в данном государстве.

Все нелегальные мигранты являются в той или иной степени угрозой для общества и экономики принимающей страны. Это приводит к нарастанию социальной напряжённости в её обществе, повышению уровня безработицы среди местного трудоспособного населения, созданию хаоса на внутреннем рынке труда, а также оттоку средств за границу.

Американцы пытаются оградить себя от мексиканских нелегальных мигрантов огромной стеной

Каковы основные причины

В современных условиях трудовая миграция вызвана как причинами экономическими, так и теми, которые от экономики весьма далеки.

У трудовой миграции много причин

К первой категории можно отнести следующие предпосылки:

  • отсутствие подходящей работы родине мигранта или массовая безработица, которая стимулирует усиление трудового миграционного трафика за рубеж,
  • разный уровень развития экономики и, соответственно, большая разница в ВВП на душу населения приводит к тому, что трудовой мигрант переезжает из бедной страны в более богатую, где уровень валового внутреннего продукта на каждого жителя намного выше,
  • разная степень обеспеченности стран мира ресурсами рабочей силы,
  • деятельность ТНК по развитию производств в депрессивных регионах мира,
  • тенденция к унификации обучения и подготовки специалистов в современных условиях.

Неэкономические же причины заключаются:

  • в вынужденной миграции, когда люди выезжают из страны по причине преследований за свои политические убеждения или деятельность, под влиянием расовой дискриминации или гонений за принадлежность к определённой социальной группе населения. Впоследствии многие из них получают статус беженца и становятся легальной рабочей силой в других странах. Те, кому не удалось стать официальными беженцами, тоже вынуждены добывать себе хлеб насущный, но при этом чаще всего попадают в категорию нелегальной рабочей силы,
  • на родине трудового мигранта ведутся боевые действия. Например, непрекращающиеся уже на протяжении десятилетий вооружённые конфликты в странах Ближнего Востока, в Судане или Ливии, привели к массовому оттоку трудовых ресурсов из этих государств в экономически благополучные страны,
  • в массовом выезде активного трудоспособного населения из регионов мира, которые подверглись удару стихии, или где произошла экологическая катастрофа, привёдшая к критическому загрязнению воздуха, воды, почвы.

В 2004-м году прибрежные регионы Индокитая подверглись удару разрушительного землетрясения и последовавшего за ним смертельного цунами. Погибли сотни тысяч людей, были разрушены целые города и инфраструктура регионов. Значительная часть их жителей, которым повезло, была вынуждена выехать в поисках хлеба насущного в другие регионы мира. Это вызвало своеобразный кризис трудовых мигрантов в Таиланде, Гонконге, Сингапуре, Макао. Именно в эти страны и города-государства ринулись пострадавшие от стихийного бедствия люди, многие из которых стали в них трудовыми мигрантами.

Войны, ведущиеся на протяжении многих лет в странах Ближнего Востока, привели к массовому оттоку трудовых ресурсов из этих государств в экономически благополучные страны

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та

Международные

Основную  роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Важно! Страны, являющиеся участниками МОТ, которые ратифицировали данную конвенцию, обязаны строить свое национальное законодательство в данной области с учетом ее положений.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Экономические эффекты трудовой миграции. Государственное регулирование трудовой миграции

Основная идея теоретических моделей анализа трудовой миграции на мировом рынке труда заключается в том, что международное перемещение трудовых ресурсов как одного из факторов производства оказывает влияние на темпы экономического роста. Причинами миграции в основном являются межстрановые различия в уровне оплаты труда.

Экономические эффекты международной миграции заключаются в следующем:

  • эмиграция положительно сказывается на экономике трудоизбыточных стран (сокращается безработица);
  • эмиграция положительно воздействует на платежный баланс страны (переводы из-за рубежа, налоги на фирмы по трудоустройству за рубежом, инвестиции эмигрантов в экономику своей страны);
  • иммиграция привносит динамизм в экономическое развитие стран;
  • иммигранты заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения;
  • иммигранты часто заняты в секторах экономики, производящих неторгуемые товары.

Распределение экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину.

Эмиграция высококвалифицированных работников приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

Государственное регулирование миграции трудовых ресурсов призвано защищать интересы трудящихся мигрантов, национальных работников, а также обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран-экспортеров и импортеров трудовых мигрантов.

Государственная миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную, имеющие различные цели и методы регулирования.

Эмиграционная политика содержит прямые и косвенные методы регулирования.

Прямые методы направлены на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков и включают:

  • требования (ограничительные и поощрительные) к субъектам трудовой миграции;
  • ограничение выдачи загранпаспортов;
  • введение эмиграционных квот;
  • установление обязательных сроков работы в стране после завершения образования за государственный счет.

Косвенные методы призваны создать благоприятный эмиграционный климат. К ним относятся:

  • льготы для эмигрантов на банковские услуги, продажа необлагаемых ценных бумаг;
  • таможенные льготы для реэмигрантов;
  • эмиграционные программы (стимулирование реэмиграции, экономическая помощь странам массовой эмиграции).

Государственная иммиграционная политика призвана ограничить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

Различают три основных типа иммиграционной политики:

  1. ограничение пребывания иммигрантов в стране;
  2. разрешение проживания без предельного срока с правом въезда членов семьи;
  3. разрешение постоянного проживания иммигрантов с правом получения гражданства.

Инструментами иммиграционной политики являются:

  1. требования к качеству трудовых ресурсов (образование, знание языка, квалификация, стаж работы по специальности);
  2. возрастной ценз;
  3. ограничения по состоянию здоровья;
  4. ограничения личностного характера;
  5. квотирование импорта трудовых ресурсов;
  6. финансовые ограничения (оплата трудоустройства и т. д.);
  7. временные ограничения (разрешение на временную работу выдается на определенный срок — от полугода до пяти лет);
  8. национально-географические приоритеты;
  9. санкции в отношении незаконных мигрантов;
  10. программы репатриации (выплата за досрочный выезд из страны, обеспечение адаптации на родине, помощь странам массовой эмиграции).

На международном уровне созданы организации, упорядочивающие процессы миграции — Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН, Система постоянного наблюдения за миграцией при Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР).

Миграция трудовых ресурсов на мировом рынке труда обеспечивает их перераспределение в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран. Миграция ведет к чрезмерному росту крупных городов, демографическому старению населения в странах эмиграции.

Совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перемещения.

Виды миграции

Основные виды миграции:

• В направлении миграции: внутренние (внутри одной страны) и внешняя миграция (переселение в другую страну).

В то же время эмиграция отличается: выездом из страны и иммиграцией — въездом в страну, а также — репатриацией,

• по своей природе: добровольные и принудительные,

• в зависимости от продолжительности: постоянного и временного,

• для территориального покрытия: межконтинентальный и внутренний.

Специальные формы миграции включают:

— кочевничество как форма экономической деятельности и связанный с ней образ жизни;

— миграция «маятников», возникающая из-за постоянного перемещения людей по одному и тому же пути (на работу, учебу и обратно).

Причины форсирования населения значительны: экономические, политические, семейно-бытовые, религиозные.

Исследователи признают больше миграционных классификаций. Каждый из них основан на определенных принципах.

направление

Существуют две категории: внешняя и внутренняя.

Следует сразу отметить, что из-за переселения был создан ряд стран мира: США, Новая Зеландия, Австралия, Канада. Количество иностранных иммигрантов в несколько раз выше, чем коренное население.

Для России более типичная внутренняя миграция. Массовое внешнее переселение было результатом важных исторических событий: Первой мировой войны, революции 17-го, 80-х и 90-х годов прошлого века.

причина

Причины, по которым люди находят новое место жительства, как мы выяснили, очень разнообразны.

Основные из них:

• Конечно, это так называемая принудительная миграция, когда условия окружающей среды и состояние окружающей среды больше не разрешаются в этой области.

Переселение может привести к вспышке вулканических, наводнений, других природных элементов;

• Семейное домашнее хозяйство — как правило, это связано с воссоединением семьи;

• политическим, религиозно-ярким примером такого разнообразия является депортация евреев из Германии во время Второй мировой войны, ссылки на диссидентов в России;

• Экономические — в основном касаются улучшения условий жизни или желания стать профессией в стране, где она более требовательна и оплачивается.

Одним из видов этой категории является деловая иммиграция, что означает открытие собственной компании в другой стране.

С добровольчеством. Здесь вы можете указать только две версии:

• принудительные;

• Добровольное.

Например, первым может быть уход советских граждан на развитие Сибири, и наглядным примером последнего является переносимый экспорт африканского населения для работы в Америке в 17-19 вв. Century.

До тех пор. Эта классификация делит движения от одного региона к другому в зависимости от частоты и продолжительности поездок:

• Перемещение маятника — это регулярное путешествие по месту работы из пригородов в большой метро или наоборот;

• метод сдвига — это работа, связанная с определенной последовательностью рабочих и выходных дней, недель, месяцев;

• Сезонная миграция — предполагает уход рабочей силы за пределы ее региона или страны участия в работе, которая привязана к конкретному времени года.

Кроме того, все процессы расселения населения можно разделить на организованные и неорганизованные, появляющиеся в хаотическом порядке по инициативе самих граждан. Многие исследователи по-прежнему находятся в отдельной группе мигрантов, бесповоротных, что связано с твердой целью иммигрантов не возвращаться на родину.

Нет необходимости знать, что иммиграционный процесс состоит из трех этапов:

1. Подготовительная работа, включая период мобильности населения.

2. Процесс передвижения.

3. Наконец — процесс корректировки.

Роль миграции очень важна и неоднозначна. Пока что наиболее развитые страны строят свою миграционную политику таким образом, чтобы оказывать активное влияние на миграцию населения.

Причины миграций

Самая распространенная причина – экономическая, то есть переезд в районы, где предлагается работа или более высокий заработок. Данный вид характерен для России.

Политические миграции обусловлены насильственной сменой власти, военными действиями, высылкой из страны оппозиционеров. Масштаб данного вида миграций может быть непредсказуем. Так, в 2015 году в Германию мигрировало около 1 млн беженцев из стран Африки и Ближнего Востока.

Паломничество – это пример религиозных поездок к святыням разных конфессий.

Рис. 2. Паломники на горе Арафат, окрестности Мекки.

Целью семейных миграций является воссоединение семей – детей и родителей, супругов.

Природные и промышленные катастрофы вызывают миграции групп населения из опасной местности в районы, предложенные властями или выбранные самостоятельно.

Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты

Под трудовыми ресурсами понимается часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве.

К трудовым ресурсам относят:

  1. население в трудоспособном возрасте;
  2. работающих лиц пенсионного возраста;
  3. работающих подростков моложе трудоспособного возраста.

На долю экономически активного населения влияет возрастная структура населения мира.

Выделяют два основных типа возрастной структуры населения:

“Демографическое омоложение” — небольшая доля людей пожилого возраста (старше 65 лет) и большая доля детей (характерно для большинства развивающихся стран).

“Демографическое старение” — большая доля пожилых людей и небольшая доля детей (характерно для большинства промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой).

По критерию ООН население считается демографически старым, если доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет более 12% по отношению ко всему населению (в Швеции — 22%, в Германии — 21%, в Японии — 20%, в России — 17%).

В связи с преобладанием указанных типов возрастной структуры населения растет экономическая нагрузка на общество. С уменьшением численности трудоспособного населения растут социальные проблемы: отсутствие жилья, продовольствия, возможности получить образование и т. д.

Экономически активное население мира включает занятых и ищущих работу (около 3 млрд человек, в том числе женщин — 40%).

Основная доля трудовых ресурсов приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Центральную Африку (10%).

В развитых странах насчитывается всего 16% экономически активного населения мира. Это в отличие от рабочей силы развивающихся государств — квалифицированные специалисты.

Низкий уровень грамотности и образованности населения многих стран определяет невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования.

Одним из показателей эффективности рабочей силы является количество рабочих часов в году, приходящихся на одного занятого (в Республике Корея — 2547 ч, в Чили — 2400 ч, в Японии — 2017 ч, в США — 1945 ч, в России — 1441 ч).

К безработным относятся лица в возрасте 15-72 лет, одновременно не имеющие работу, занимающиеся ее поисками и готовые приступить к ней.

Уровень безработицы определяется отношением числа безработных к численности экономически активного населения.

Так, например, самые низкие показатели уровня безработицы в мире имеют новые индустриальные страны: Тайвань — 1,4%; Сингапур — 1,9; Южная Корея — 2,4%.

Сдвиги в отраслевой структуре занятости проявляются в следующем:

  1. занятость в сельском и лесном хозяйстве постоянно уменьшается (от 30% в Греции до 2,5% в Великобритании);
  2. снижается занятость в промышленности и строительстве (в Италии — 38%, в Канаде — 26, во Франции — 32%);
  3. растет занятость в сфере услуг (в США — 80%, в Италии — 45, в Швеции — 60, в Японии — 50%).

В развивающихся странах преобладающая часть занятого населения сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве (в Индонезии — 56%, в Пакистане — 51, в Египте — 35%).

В профессиональной структуре занятости наблюдается рост доли специалистов в сфере услуг; доли служащих в занятом населении, что связано с необходимостью анализа и обработки информации; доли квалифицированной рабочей силы, что связано с ростом образовательных возможностей населения в развитых странах.

Трудовые ресурсы России и международная трудовая миграция

Численность трудовых ресурсов России имеет тенденцию к сокращению. Численность экономически активного населения в феврале 2012 г. составляла 74,7 млн человек, или около 53% от общей численности населения страны. В их числе 69,9 млн человек (93,5% экономически активного населения) были заняты в экономике и 4,8 млн человек (6,5% экономически активного населения) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения официально были зарегистрированы в качестве безработных 1,3 млн человек.

Средний возраст безработных — 35 лет. Молодежь до 25 лет составила среди безработных 26,8%, лица в возрасте 50 лет и старше — 17,2%. Средняя продолжительность поиска работы безработными в феврале 2012 г. составила: у женщин — 8,3 месяца, у мужчин — 7,9 месяца.

К регионам с высоким уровнем безработицы относят Ивановскую, Псковскую, Ярославскую, Костромскую, Архангельскую области, Ингушскую и Удмурдскую республики, Республику Калмыкия, Ненецкий автономный округ. Потенциалом роста безработицы является неполная занятость (работа неполную неделю, отпуска без сохранения заработной платы).

Предполагается, что численность населения в трудоспособном возрасте до 2025 г. уменьшится не менее чем на 10 млн (экспертная оценка). Резервы повышения уровня экономической активности в молодом и старшем возрастах фактически исчерпаны.

Подготовка трудовых ресурсов в России включает два этапа:

  1. систему традиционного образования (школа, колледж, вуз (бакалавриат, магистратура), аспирантура);
  2. фирменную подготовку (профессиональная переподготовка, повышение квалификации через учебные центры на производстве).

Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством. Единственным реальным источником пополнения населения и трудовых ресурсов в будущем может быть только иммиграция.

Более высокий уровень жизни населения в России по сравнению с другими странами СНГ — один из факторов, способствующих притоку в нее иностранных трудовых мигрантов.

Другим фактором притока трудовых мигрантов в Россию является устойчивый спрос на иностранные трудовые ресурсы.

Существует два канала привлечения иностранных трудовых ресурсов в Россию:

  1. официальный — предприятия и организации действуют через Федеральную миграционную службу РФ (ФМС) (до 700 тыс. человек в год);
  2. нелегальный — объемом от 1,5 до 10 млн человек.

Ежегодно из-за уклонения от уплаты налогов иностранными гражданами в России государственному бюджету наносятся убытки около 1 млрд долл. США. Нелегальные мигранты создают криминогенную обстановку, наносят ущерб национальным интересам России.

С 1995 г. действует “Соглашение о сотрудничестве в области трудовой эмиграции и социальной защиты трудящихся мигрантов”, подписанное странами СНГ.

В 1998 г. Международная конференция труда приняла Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Основные принципы декларации: свобода объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрет дискриминации в трудовых отношениях; искоренение принудительного труда; запрет детского труда.

Регулирование внешней трудовой миграции между странами осуществляется также на основе двусторонних межправительственных соглашений.

Сотрудничество Российской Федерации и МОТ вносит вклад и способствует достижению целого ряда сформулированных ООН Целей развития тысячелетия, включая преодоление бедности, содействие занятости, в том числе занятости и профессиональной подготовке молодежи, а также искоренение детского труда.

показать содержание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector