Михайловский дворец

Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка

  • То ли замок, то ли крепость.
  • Отделка корпуса.
  • Фасады замка.
  • Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.

Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.

Легенды замка

Одна из легенд гласит, что к императору явился монах. Он предрек ему рождение сына, которого нужно назвать Михаилом. После чего старец велел  построить дворец и назвать его именем ребенка.

Следующая легенда повествует нам о необычном цвете стен замка. Будучи на балу, будущая фаворитка Императора случайно обронила свою перчатку, а галантный Император ее поднял. Перчатка была необычного желто-оранжевого цвета. Этот колер так понравился Павлу, что перчатка тут же была отослана архитектору Бренне, чтобы тот выкрасил сены замка именно в такой цвет.

То ли этот цвет так пришелся по душе подданным императора, то ли из чувства преданности, но многие из них поспешили выкрасить фасады своих домов в такой же цвет.

Легенда о юродивой повествует нам о предсказании ею смерти императора Павла І. Он должен был умереть в год жизни равный количеству букв в тексте изречения над главными воротами в Михайловский замок.

Следующее придание гласит, что Император предчувствовал свою судьбу, и за несколько дней до своей гибели, вставая из-за стола, произнес: «Чему быть, того не миновать».

После смерти Павла І, все покинули Михайловский замок. Стали говорить, что в замке по ночам слышны стоны, шаги, а порой можно заметить неяркий свет. Царской семьей было решила сделать из замка Главное инженерное училище.

Однажды, перевозящие имущество солдаты заночевали в замке. Получив разрешение от старшего офицера на осмотр здания солдаты стали ходить по комнатам. Через некоторое время один из солдат прибежал, бледный и перепуганный. Он утверждал, что увидел привидение держащее свечу в руке.

Следующая «солдатская» история повествует нам о ефрейторе Лямине, который после развода караула в замке, вышел на крыльцо «по малой нужде». Отойдя немного от здания он увидел в окне третьего этажа парящую в воздухе свечу, будто ее держала невидимая рука. 

Все эти истории нашли отклик и у туристов, и у экскурсоводов. Специально для любителей приключений был организован ночной тур по музеям, который включал в себя посещение Михайловского замка. Войдя в замок, туристам рассказывают о жизни замка и о его мифах.

Интерьеры Михайловского дворца

Роскошь внутреннего убранства превосходит отделку лучших дворцов Европы. Стены залов отделаны под мрамор с зеркалами во всю высоту Потолки украшены живописью, лепниной, полы из розового, красного, черного дерева. Двери – из березы с резьбой и позолотой.

Элементы декора архитектор продумал до мелочей. Декорация стен и потолков, обои – новинка того времени, резная мебель, атласные подушки и элегантные люстры – все пребывает в гармонии.

Над созданием интерьеров Михайловского дворца вместе с Росси работали скульпторы Пименов, Демут-Малиновский, художники – Скотти, Виги, Медичи, Брюллов, мраморщик Щенников. Резчики, паркетчики, мебельные мастера трудились над созданием неповторимых интерьеров. На украшение усадьбы ушло больше денег, чем на строительство.

Возведение архитектурного исполина

Процесс строительства был запущен 26 февраля 1797 года в момент закладки первого камня в фундамент будущего сооружения. Император торопил со сроком сдачи объекта и работы велись «стахановскими» темпами.

На момент возведения архитектурного «монстра» были прекращены все значимые стройки по стране и лучшие специалисты перенаправлены на царский объект.

Баженов был не в состоянии выдерживать такую строительную гонку, и в дальнейшем руководил постройкой Винченцо Бренна — придворный архитектор императора.

Работы велись в буквальном смысле и день, и ночь при свете факелов, в любое время года и при любых погодных условиях. На строительной площадке одновременно находилось около 5 тысяч работников.

Для ускорения строительства стали перебрасывать с других строек готовые архитектурные компоненты. В ход пошли колонны и фризы из Царского Села, скульптуры из Академии художеств.

Даже с Исаакиевского собора сняли уже установленный фриз с библейской надписью. Это было немыслимым святотатством и есть легенда, что причиной гибели Павла I стал этот необдуманный приказ о снятии фриза со стен храма.

Строительство продолжалось, и по известному сценарию Таврический дворец остался без наборного паркета.

В спешке строительные работы велись с нарушением технологии и надлежащих нормативов. Фундамент, вырытый глубокой осенью, и зимняя кладка стен привели к неимоверной сырости и снижению уровня теплозащиты.

Однако император подгонял строительство и ценой невероятных усилий к ноябрю 1800 года удалось закончить возведение здания. В этом же месяце в день Архангела Михаила дворец был освящен, но отделка помещений продолжалась еще несколько месяцев.

В знаменательный день 1 февраля 1801 года император со всей семьей въехал в новую резиденцию.

Строительство замка

Михайловский замок был построен Бартоломео Растрелли для императора Павла І в период с 1797 по 1801 годы. В его проектировании принимали участие архитекторы Василий Иванович Баженов и Винченцо Бренна. Замок был построен в удивительные по тем временам сроки – четыре года. Для обеспечения такой скорости строительства 6000 рабочих вынуждены были трудиться круглосуточно и без выходных.

Для максимально быстрого выполнения работ на  строительство замка были переброшены строительные материалы, предназначавшиеся для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. Согласно проекту замок должен был являть собой неприступную крепость, а завершался сей бастион подъемный мостом. У стен замка протекали воды Мойки и Фонтанки. Назван замок был в честь святого архангела Михаила.

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I в 1796 году:

Замок возвели на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, спроектированного архитектором Растрелли. Именно здесь 1 октября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича, и тут в 1762 году она была провозглашена императрицей.

Первый камень был заложен 9 марта 1797 года. Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках у Бренны также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.

Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка украсили картины крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона.

21 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

Перестройки в Михайловском дворце

Сам Михаил Павлович не мыслил ни о никаких перестройках в своей резиденции. Зато его супруга откликалась на все новые художественные веяния эпохи. Так, в середине 1830-х перестройка двух комнат великой княгини положила начало внедрению новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. Автором проекта стал известный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В ходе работ остались нетронутыми лишь большие парадные залы Михайловского дворца.

После Штакеншнейдера здание перестраивали известные архитекторы: Гаральд Боссе в 1840-1850-е годы; Людвиг Бонштедт в 1850 году; Александр Юркевич в 1857-м. В 1859 году штатным архитектором дворца стал Георг Прейс, который построил в 1865 году личные покои в Манежном флигеле, где великая княгиня жила до конца своей жизни. В 1888 году архитектор ушёл в отставку, передав свои обязанности сыну — Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции.

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века

По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

Легенды Михайловского замка и интересные факты

О некоторых легендах любимого дворца Павла упоминалось выше. Это история о солдате на посту, которому привиделся архангел Михаил, о фаворитке императрицы Анне Лопухиной, уронившей странного цвета перчатку на балу и о буквах в надписи над дворцовыми воротами, которые местная святая Ксения Петербургская трактовала как количество лет жизни Павла 1.

Каждая из этих легенд имеет своих сторонников и противников. Так, историю с солдатом на посту объясняют тем, что он оказался не простым часовым. Как выяснилось, служивый был двоюродным братом одного из близких к императору людей – его камердинера. Зная, как сильно мечтал Павел о строительстве дворца, ему могли попросту помочь оправдать те огромные средства, которые предполагалось на это потратить. А название также определялось тем, что Михаил считался персональным покровителем дома Романовых.

С Лопухиной все еще проще. Павел, оказавшийся рядом в нужный момент, из вежливости поднял упавшую перчатку. Ее необычный цвет так поразил его, что он решил использовать этот розово-желто-оранжевый оттенок при строительстве дворца и отдал перчатку Бренне как образец.

Советские граждане привыкли к тому, что стены дворца имеют красный цвет и долгое время считали его оригинальным. Но когда реставраторов к работе над дворцом привлек русский музей, Михайловский замок открыл свои тайны. Под верхними слоями краски и штукатурки обнаружился слой той самой краски, которая украшала перчатки Анны Лопухиной (Гагариной).

С предсказанием Ксении Петербургской тоже не все в порядке. Ни в одном из жизнеописаний этой достаточно известной святой о надписи над воротами дворца не упоминается. Из этого многие историки делают вывод, что предсказание о смерти Павла появилось много позже самого события, то есть задним числом. О том, откуда оно взялось, предположений нет.

Кроме трех перечисленных, остаются еще две легенды, которые выглядят самыми мистическими. И их пока никто не смог опровергнуть, поэтому многие обитатели Михайловского замка (рабочие, служащие, ученые) продолжают в них верить.

Легенда о сундуке Мальтийских рыцарей

Пристрастием к Мальтийскому ордену Павел был широко известен, у него даже был статус магистра этого сообщества. Для членов ордена во дворце были специально предназначены великолепные залы. Но воспользоваться ими Павел 1 практически не успел. Однако предположить, что рыцари, посещая Михайловский замок, могли привезти императору какие-то реликвии, вполне можно.

Отсюда и легенда, якобы где-то в подвалах Михайловского дворца находится огромный сундук, привезенный Павлом и доверенный ему служителями Ордена. А тот, кто найдет и откроет сундук, станет обладателем сильных магических талантов и сверхъестественных способностей и сможет предсказывать многие события в жизни.

Сам Павел вряд ли мог что-то привезти, поскольку на Мальте не был. Но рыцари, по преданию, передали ему десницу Иоанна Крестителя и частицу мощей и икону Божией матери. Эти реликвии действительно имели место быть. Долгое время они обитали в Зимнем Дворце, но потом оказались в одном из сербских монастырей. На этом основании некоторые краеведы утверждают, что никакого сундука нет, однако достоверно об этом знать никто не может.

Призрак Павла

Одна из самых главных легенд, которой славится Михайловский замок СПб. В существование призрака Павла 1 многие искренне верят. И это несмотря на предшествовавшие десятилетия социализма с насаживаемым им атеизмом.

Павел так сильно мечтал о Михайловском замке, возлагал на него такие надежды и так мало в нем прожил, что его душа так и не смогла успокоиться после смерти и оставить свое любимое детище. Тем более, что на этом же месте, только в другом дворце, он когда-то был рожден.

Сторонники легенды утверждают, что Павел по ночам гуляет во дворце — якобы люди собственными глазами видели в окне тень императора со свечой в руках и слышали легкий скрип деревянных половиц. Конечно, ученые отрицают этот мистический факт, но по рассказам, трагически погибший государь выходит из своих «покоев» только в 12 часов ночи, когда во дворце никого нет.

Легенды Михайловского замка

Трагическая судьба императора наложила темный след на историю замка, который долгие годы не использовался по назначению. Однако каждый, кто находился в нем хотя бы некоторое время, утверждал, что здесь творится нечто странное. До сих пор смотрители музея рассказывают о хлопающих дверях при закрытых окнах, голосах, шарканье ног и даже отражении Павла I, периодически возникающем в настенных зеркалах.

Именно эта история легла в основу произведения «Привидение в Инженерном замке» Лескова. Конечно, это всего лишь фантазия автора, но за десятилетия накопилось слишком много свидетельств людей, которые сами видели дух Павла I, печально бродящий по тому, что некогда было его любимым замком.

Легенды и тени замка

Михайловский замок по праву признается одним из самых мистических мест в России. Трагедия, разыгравшаяся в его стенах сразу по окончании строительства, дала благодатную почву для множества легенд. Один факт того, что в 80-е годы 20 века здесь работала специальная комиссия по расследованию паранормальных явлений, говорит сам за себя – ученые, атеисты, в советское время искали во дворце привидения, случай исключительный! Впрочем, результаты расследования обнародованы не были. Прикоснемся к самым любопытным из замковых тайн.

Цвет замка

Настоящий цвет стен здания можно определить как оранжево-розовый, он сильно меняется в зависимости от освещения, и ярким пятном выделяется на фоне других питерских сооружений. По преданию, цвет этот император заприметил на перчатках своей фаворитки Лопухиной, и повелел Бренне воспроизвести его на своем детище. Так это или нет, достоверно уже не установить, но стены замка действительно кажутся подернутыми романтическим флёром, особенно в закатном солнце.

Мрачное предсказание

Павлу I напророчили прожить столько лет, сколько букв в надписи на южном фасаде здания. Действительно, император был убит на 47 году жизни. Приверженцы нумерологии вообще подмечают мистическое значение цифры 4 в жизни Павла I – 4 года строился замок, 40 дней в нем было прожито императором, общий срок царствования его составил 4 года 4 месяца и 4 дня, да и других совпадений множество.

Призрак императора

После смерти фигура Павла I виделась в замке многим – то подмигивающей со своего портрета, то стоящей с горящей свечой возле окна. Сложилось предание, что ежегодно в день своего рождения Павел I, стоя у окна замка, считает прохожих внизу и, дойдя до цифры 47, уходит, забирая душу прохожего с собой. Среди курсантов училища шутки над студентами-новобранцами, связанные с духом бывшего обитателя замка, были весьма распространены.

Сокровища Мальтийского ордена

Являясь Великим Магистром ордена, Павел I покровительствовал притесняемым тогда мальтийцам и существует версия о том, что сокровища ордена, включая Святой Грааль, до сих пор хранятся в замке, а призрак императора их охраняет. Соответствуют ли действительности эти легенды, конечно, не установить достоверно, да и нужно ли это. Атмосфера Михайловского замка действительно особенная, чтобы ее прочувствовать, нужно прогуляться по величественным и строгим залам здания, проникаясь его необычной аурой

Интерьер и внутреннее убранство

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге славиться не только изысканным внешним видом, но и великолепным внутренним убранством.

Первый этаж

Главный вестибюль объединяет все этажи и залы дворца. Тематика оформления интерьера – русское оружие (мечи, щиты и другая древнеримская военная атрибутика дополненная изображением российского двуглавого орла), задекорированное в вензелях, фризах и барельефах.

Усиливает впечатление от увиденного обходная галерея из 18 целых и 6 трехчетвертных колонн. Из главного вестибюля можно попасть в залы с произведениями 19 века. Остальные экспонаты хранятся на 2-ом этаже, на который ведет широкая лестница. Лестницу от холла отделяет красивая арка.

На первом этаже ранее располагались квартиры придворных, детские и резервные комнаты для гостей, а на цокольном — дворцовые кухни и хозяйственные помещения.

Палаты Михаила Павловича включали 6 комнат. Их сделали скромно без излишней роскоши.

Арсенал оружия

В одной из комнат апартаментов Михаила Павловича хранилась большая коллекция оружия. Это была самая роскошная комната в покоях. Здесь присутствовали коллекции оружия, снаряжения, военных мундиров и головных уборов, артиллерийские и иные орудия.

Второй этаж

Комнаты второго этажа предназначались для проведения балов и приемов. Здесь находились Великокняжеский кабинет, Библиотека, Гостиная, Приемная и Передняя. Сейчас здесь находится верхняя галерея Русского музея.

Залы для балов и приёмов

Залы для балов и приемов были также на 2 этаже от западного до северного крыла. Вдоль линии залов находились небольшие помещения для прислуги.

Белый зал

Белый зал дошел до наших дней в первозданном виде. Находится он на 2 этаже здания. Большое помещение, отделанное в бело-золотом цвете, делится на 3 части коринфскими колоннами. Комната перекрыта системой зеркальных сводов, украшенных росписью и фигурами купидонов.

Ранее зал был знаменит как музыкальный салон Петербурга. Елена Павловна приглашала сюда различных деятелей искусства и устраивала здесь музыкальные вечера. Сейчас в Белом зале можно посмотреть на сохранившееся дворцовое убранство прошлого века не только в декоре, но и в предметах мебели, и произведениях искусства.

История строительства

Остров, на котором стояла деревянная летняя резиденция Елизаветы, ограничивался со всех сторон водными артериями: реками Мойкой и Фонтанкой, а также Воскресенским и Церковным каналами.

Сегодня Михайловский замок нельзя назвать островным сооружением. Оба канала были засыпаны в XIX веке. Воскресенский канал сегодня частично восстановлен.

Место, уделённое строительству Михайловского замка, как нельзя лучше подходило для возведения особняка в духе средневековья — со рвами, насыпями, пушечными башнями и поднимающимися мостами. Изначально также рассматривался для строительства земельный участок в пригородной Гатчине, но император счёл, что так далеко строить новый дворец будет нецелесообразно.

Ради возведения Михайловского замка Павел повелел заморозить другие проекты, которые реализовывались в Петербурге в это же время. По описаниям современников, с остановленных строек сюда свозились все самые лучшие материалы: мрамор, наборный паркет, камень и скульптуры. На строительстве дворца день и ночь трудилось несколько тысяч человек. В тёмное время суток рабочие возводили здание при свете горящих факелов.

Проект замка создавал известный русский архитектор Василий Баженов. Зодчий скончался, не успев доработать свои эскизы, и закончить проект Павел пригласил итальянца Винченцо Бренну. К созданию рисунков также дополнительно привлекались такие известные архитекторы как Росси и Кваренги. Говорят, Павел сам сделал несколько набросков своей будущей резиденции. Говорят, что необычный пудрово-розовый цвет фасада здания символизировал цвет перчатки фаворитки императора, Анны Лопухиной.

Михайлов замок стал первым дворцовым сооружением в русской архитектуре, которое носит имя святого.

Резиденция императорской семьи открыла свои двери в первый день февраля. Магистр Мальтийского ордена, Павел собирался проводить в новом дворце собрания рыцарей и их торжественные церемонии. Для этого в череде парадных интерьеров было специально выделено несколько самых красивых апартаментов: Общий Столовый зал, Мраморная галерея (Георгиевский зал), Мальтийский тронный зал и другие помещения.

Интересный факт, связанный с Михайловским замком гласит, что незадолго до убийства императора в Петербурге появилась прорицательница, которая предрекла Павлу скорую смерть. При этом она не указала точное число лет, а сообщила, что жить ему придётся столько, сколько букв прописано в библейской фразе, украсившей фасад дворцовых ворот. Символов оказалось ровно 47, а этот возраст царя приходился как раз на 1801 год. После кончины Павла семья его спешно покинула место, с которым связывалось столько счастливых надежд, и уехала обратно в Зимний дворец. Почти два десятилетия замок стоял пустынным и одиноким, пока здание не отдали Инженерному училищу.

С переездом курсантов училища изменилось даже название сооружения — Михайловский замок чаще стал называться Инженерным, и это имя прочно закрепилось как дублирующее. Но как только лишь в здание переехали курсанты, в городе заговорили о привидении. По мнению тех, кто видел привидение в стенах замка, призраком Михайловского особняка стал сам покойный император.

Центр светской и культурной жизни Петербурга

По окончании строительства дворца в нём поселились великий князь Михаил Павлович и его супруга, урождённая принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, принявшая в православии имя — Елена Павловна (1807—1873). Дворец буквально сразу стал центром светской и культурной жизни Петербурга.

Хотя брак Михаила и Елены, узаконенный 8 февраля 1824 года, никак нельзя было назвать счастливым, супруги устраивали блестящие балы. Иностранцы приходили в восторг от великолепного убранства и головокружительных танцев, изысканного угощения и неподражаемого музыкального сопровождения, высокого общения и численности гостей.

Всё было на высочайшем уровне. Лишь в вопросах организации грандиозных балов супруги сходились во мнениях. А в жизни они были очень разными людьми, и по характеру, и по интересам. С годами теплее их отношения не становились. Елена Павловна была высокообразованной женщиной с широким кругом знаний, великий князь же всего себя посвятил делам армии.

Прусская принцесса, получившая образование в Париже, с юности была окружена учёными и философами, музыкантами и писателями. Михаил Павлович любил военные парады и холостяцкое офицерское общество. Во дворце проводились светские приёмы и аудиенции по случаю вступления в должность, а также полковые праздники.

Однако супруги нередко устраивали литературные и театральные вечера. Резиденцию посещали творческие и знаменитые люди, такие как Александр Пушкин, Фёдор Тютчев, Василий Жуковский, Николай Миклухо-Маклай, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и многие другие. Порядок во дворце обеспечивали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Елена Павловна, владевшая салоном в Петербурге, где по обычаю того времени говорили по-французски, получила прозвище — «мадам Мишель». На знаменитые «четверги мадам Мишель» собирались учёные, писатели, юристы и художники. Она славилась размахом и красотой устраиваемых в Михайловском дворце праздников. Сюда императорская чета приглашала гостей, которые не были официально представлены ко двору, а значит, не могли посещать светские рауты в Зимнем дворце.

Павел I – мученик или самодур?

В историю России этот император вошел фактически под знаком вопроса. Период его правления был столь краток, что никто из современников даже не смог проникнуться грандиозными планами императора. Многие учебники дают о нем информацию, как о человеке недалекого ума, захлебывающемся от амбиций и претензионных идей. Довольно долго в обществе бытовало мнение, что останься император в живых, он привел бы к уничтожению России из-за планируемого союза с Наполеоном и симпатии к западному укладу жизни.

Однако позже историкам удалось найти ряд документов, которые в корне изменили представление о личности императора. Как оказалось, Павел I был очень образованным человеком, отлично разбиравшимся в архитектуре и искусстве. У него был свой взгляд на внешнюю и внутреннюю политику, причем император имел все шансы на то, чтобы договориться с Бонапартом и объединить армии обеих стран. За краткие четыре года своего правления император подписал большое количество реформаторских указов, которые должны были полностью изменить положение народа в России. Однако всем его идеям и мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. Кроме одной единственное – о строительстве собственного замка.

Инженерный замок (Михайловский) стал его настоящим детищем, продуманным и возведенным в самые короткие сроки. По роковому стечению обстоятельств именно это место и стало его последним жизненным пристанищем, ведь в стенах замка Павел I встретил свою страшную смерть. Считается, что его дух так и остался в Инженерном замке. Приведение императора до сих пор бродит в его стенах, пугая смотрителей музея и припозднившихся посетителей.

Архитектура дворца

Михайловский замок в Санкт Петербурге выполнен в виде квадрата, стороны которого смотрят на стороны света. Внутри расположен двор для царских прогулок с гостями в виде восьмиугольника. Для въезда гостей предназначены были южные ворота. Планировка предлежащей площади и мостов, очевидно, была списана с площади Шантийи. Павел мог видеть ее, когда путешествовал по Европе в 1782 году. Поскольку проекты создавались Виолье с рисунков императора и в планировках обоих мест есть много схожего, можно предположить, что Павел просто повторил у себя понравившийся пейзаж с альбома принца Конде.

На площади возле замка, вокруг которой был вырыт ров, Павел установил памятник Петру великому. Возле подъемного моста стояли пушки, а по периметру площади располагались бастионы с оружием. Так же как в Шантийи от памятника ко дворцу вели три моста, средним могли пользоваться только члены царской семьи и самые почетные гости.

Во времена возведения здание стояло практически на острове, окруженном Мойкой, Фонтанкой и Церковным и Вознесенским каналами. Пройти на территорию дворца имелась возможность только через один из мостов. Сейчас из двух каналов остался только один Церковный, который был восстановлен в 2003 году. Близость его к зданию дворца создает иллюзию, будто замок построен прямо на воде.

Членство в Мальтийском ордене повлияло на видение Павлом строившегося дворца. Здесь присутствовали романтические нотки и строгая символика таинственного сообщества. Закругленные углы навевали образ неприступной крепости, квадратная форма здания и восьмиугольная встроенного внутреннего двора очень походили на дворец Фарнезе в Капрароле. Мальтийские настроения были сильно заметны, благодаря церкви святого Михаила, на золоченом шпиле которой был водворен мальтийский крест.

На фасаде южной стены дворца (со стороны главного входа) просматривается силуэт парижской арки Сен-Дени, примера классического французского зодчества. Ряды колонн на том же фасаде выглядят как копия «Колоннады Лувра» авторства К.Перро. И весь южный портал дворца и внутренний двор украшены римскими обелисками и вензелями императора.

Посещение Павлом в 1782 году Пармы и знакомство с архитектором Петито во Франции привели к тому, что главный фасад Михайловского замка оказался почти точной копией Пармского дворца. Внутренний двор с восемью углами также не нов – подобных архитектурных шедевров можно много найти во дворцах той же Италии. Корнями он уходит в древние христианские традиции.

В южном фасаде устроены ниши для статуй, символизирующих различные добродетели, которыми должен обладать идеальный правитель. Это: Сила, Победа, Слава, Изобилие и другие. Колоннада южной стены замка по своей архитектуре сильно напоминает западноевропейский стиль, например, повторяя фасад Королевского дворца в Казерте (район Неаполя).

Самым нарядным оказался западный фасад дворца. Он был украшен скульптурами Веры, Надежды и четырех библейских святых, располагавшихся вдоль искусного лепного карниза. В глубине аттика расположились гениальные скульптуры Паоло Трискорни, изображавшие двух апостолов Петра и Павла.

Западную стену также украшали:

⦁ рельеф работы Стаджи, прославляющий Российскую империю;

⦁ щит с имперским гербом;

⦁ восемь статуй, выполненных в символике тогдашних губерний.

Главная особенность северной стены Михайловского дворца – широкая лестница с мраморными колоннами и бронзовыми статуями по бокам. Статуи заранее привезли из Царского села, они изображали фигуры Геркулеса и Флоры Фарнезских.

Помимо основного здания в архитектурный комплекс Михайловского замка входят:

⦁ Трехчастный мост;

⦁ расположенная под ним часть Воскресенского канала;

⦁ площадь Коннетабля, где на горнверке стоял памятник Петру Великому (сейчас площадь носит его название);

⦁ павильоны Кордегардий;

⦁ Кленовая улица.

В свое время Михайловский замок Павла 1 смешал в себе несколько разных стилей (классицизм, барокко) и стал ярким примером так называемой «костюмированной архитектуры», которая привела к появлению в начале XIX века первых признаков ампира. Многие искусствоведы сравнивают уникальную архитектуру Михайловского замка с обликом самого Павла, чья жизнь закончилась столь трагически.

Выставки (залы и экскурсии) Михайловского дворца

Для тех, кто впервые едет в Михайловский замок, выставки постоянные (залы, картины) будут невероятно интересны – есть, что посмотреть и откуда почерпнуть много новой захватывающей информации. Если эти экспозиции уже знакомы, лучше позвонить заранее в кассы дворца и поинтересоваться, какие временные экспозиции представлены на текущий момент. К постоянным относятся выставки, связанные с интерьером дворца и его украшениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector