Михайловский замок в санкт-петербурге: почему замок носит такое название, легенды и интересные факты

История

Изначально предполагалось, что Михайловский дворец станет результатом перестройки одного из петербуржских зданий, однако, после некоторых подсчётов оказалось, чтобы проще и дешевле будет заняться постройкой с нуля, а не перестройкой или, тем более, реконструкцией.

Ещё Павел I всерьёз задумывался о постройке дворцового комплекса специально для своего сына, Михаила. Исходя из этих соображений, ежегодно откладывались немалые суммы, вот только любящий отец не дожил до момента реализации собственного замысла. Дворец возводился уже во время правления брата Михаила. С этим моментом связан ещё один примечательный факт: Карлу Росси было изложено пожелание, чтобы Михайловский дворец, над которым он только начинал работать, был меньше по размерам и скромнее декорирован, нежели Аничков дворец, служивший тогда императорской резиденцией. Ведь если бы усадьба брата царствующего монарха затмевала великолепием его собственный дворец, ситуация стала бы несколько неловкой. В конечном итоге это «пожелание» оказалось забыто, и великому архитектору позволили творить в тех масштабах, в которых он привык, а привык творить он с размахом.

Так проект обычного дворца превратился в очередной макет градоустройства. На новой карте Санкт-Петербурга очень внезапно оказалось место и для дворца, и для площади перед ним (сейчас её называют площадью Искусств), и даже для двух новых улиц – Михайловской и Инженерной. И этот проект был выполнен со всем возможным блеском.

Настоящим сокровищем Михайловского дворца, венцом творения Росси стал Белый зал, который на протяжении нескольких веков поражал и обескураживал гостей дворца, в том числе и зарубежных. Так, по просьбе английского посла был даже изготовлен макет этого зала, который позже был торжественно передан британской короне. Росписи и мебель, изготовленная по эскизам самого великого архитектора, сохранились и сегодня, как и некоторые элементы парадной лестницы, но вот о возвышенной красоте всего остального остаётся лишь читать в восторженных описаниях балов и мемуарах людей, посетивших это культовое сооружение до его последнего разграбления уже в конце девятнадцатого века, когда здесь решили разместить часть экспонатов, которые элементарно не помещались в Эрмитаже.

Перестройку доверили В. Свиньину, чья фамилия просто-таки обязывала к совершению какого-нибудь зверства над культурой этого места. Так и вышло – новый архитектор оказался убеждённым ненавистником всего, что так или иначе напоминало о гении Карла Росси, а потому большинство барельефов, образцов настенной живописи, статуй, люстр, обивочных тканей и всего прочего просто не выжило в ходе этой «реконструкции». Все эти бесценные элементы облика Михайловского дворца просто уничтожались и заканчивали жизнь недолгим полётом из дворцовых окон.

Но, несмотря на это, нельзя также игнорировать тот факт, что Михайловский дворец всё же остаётся частью Русского музея, и наличие в его коллекциях работ Врубеля, Брюллова, Шишкина, Рублёва, Малевича и прочих признанных мэтров мира изобразительного искусства компенсирует то насилие, которое учинили над оригинальной постройкой.

Особенности строительства

До сих пор удивительно, как быстро возвели новый замок в Санкт-Петербурге. Инженерный замок уже через три года после закладки первого камня был освещен, а еще спустя год он уже распахнул свои двери для императора и его семьи. Поразительно, но за четыре года строительства рабочие успели закончить абсолютно все задуманное Павлом I. Но вот цена этих усилий бала непомерно высока.

Для того чтобы успеть закончить стройку в срок, император приказал брать материалы с других строительных объектов города. Сюда свозили мрамор, предназначенный для храмов и соборов, а подчас и снимали с них уже готовые украшения. Многие горожане считали это святотатством и прочили беду столь предприимчивому императору.

Количество рабочих было доведено до шести тысяч. Строительство не прекращалось ни днем, ни ночью. В темное время суток для освещения использовались факелы. Многие рабочие не выдерживали такого темпа, в связи с чем был высок уровень травматизма. Нередко травмы были смертельными.

Все, кто вынужден был вместе с Павлом I жить в новом замке, мучились от невыносимых холода и сырости. Из-за спешки рабочим не хватило времени высушить стены и, по воспоминаниям очевидцев тех событий, несмотря на огонь в камине на некоторых стенах лежал слой льда в несколько сантиметров. Однако сам император был счастлив и из окна спальни гордо взирал свое детище.

Легенды Михайловского замка и интересные факты

О некоторых легендах любимого дворца Павла упоминалось выше. Это история о солдате на посту, которому привиделся архангел Михаил, о фаворитке императрицы Анне Лопухиной, уронившей странного цвета перчатку на балу и о буквах в надписи над дворцовыми воротами, которые местная святая Ксения Петербургская трактовала как количество лет жизни Павла 1.

Каждая из этих легенд имеет своих сторонников и противников. Так, историю с солдатом на посту объясняют тем, что он оказался не простым часовым. Как выяснилось, служивый был двоюродным братом одного из близких к императору людей – его камердинера. Зная, как сильно мечтал Павел о строительстве дворца, ему могли попросту помочь оправдать те огромные средства, которые предполагалось на это потратить. А название также определялось тем, что Михаил считался персональным покровителем дома Романовых.

С Лопухиной все еще проще. Павел, оказавшийся рядом в нужный момент, из вежливости поднял упавшую перчатку. Ее необычный цвет так поразил его, что он решил использовать этот розово-желто-оранжевый оттенок при строительстве дворца и отдал перчатку Бренне как образец.

Советские граждане привыкли к тому, что стены дворца имеют красный цвет и долгое время считали его оригинальным. Но когда реставраторов к работе над дворцом привлек русский музей, Михайловский замок открыл свои тайны. Под верхними слоями краски и штукатурки обнаружился слой той самой краски, которая украшала перчатки Анны Лопухиной (Гагариной).

С предсказанием Ксении Петербургской тоже не все в порядке. Ни в одном из жизнеописаний этой достаточно известной святой о надписи над воротами дворца не упоминается. Из этого многие историки делают вывод, что предсказание о смерти Павла появилось много позже самого события, то есть задним числом. О том, откуда оно взялось, предположений нет.

Кроме трех перечисленных, остаются еще две легенды, которые выглядят самыми мистическими. И их пока никто не смог опровергнуть, поэтому многие обитатели Михайловского замка (рабочие, служащие, ученые) продолжают в них верить.

Легенда о сундуке Мальтийских рыцарей

Пристрастием к Мальтийскому ордену Павел был широко известен, у него даже был статус магистра этого сообщества. Для членов ордена во дворце были специально предназначены великолепные залы. Но воспользоваться ими Павел 1 практически не успел. Однако предположить, что рыцари, посещая Михайловский замок, могли привезти императору какие-то реликвии, вполне можно.

Отсюда и легенда, якобы где-то в подвалах Михайловского дворца находится огромный сундук, привезенный Павлом и доверенный ему служителями Ордена. А тот, кто найдет и откроет сундук, станет обладателем сильных магических талантов и сверхъестественных способностей и сможет предсказывать многие события в жизни.

Сам Павел вряд ли мог что-то привезти, поскольку на Мальте не был. Но рыцари, по преданию, передали ему десницу Иоанна Крестителя и частицу мощей и икону Божией матери. Эти реликвии действительно имели место быть. Долгое время они обитали в Зимнем Дворце, но потом оказались в одном из сербских монастырей. На этом основании некоторые краеведы утверждают, что никакого сундука нет, однако достоверно об этом знать никто не может.

Призрак Павла

Одна из самых главных легенд, которой славится Михайловский замок СПб. В существование призрака Павла 1 многие искренне верят. И это несмотря на предшествовавшие десятилетия социализма с насаживаемым им атеизмом.

Павел так сильно мечтал о Михайловском замке, возлагал на него такие надежды и так мало в нем прожил, что его душа так и не смогла успокоиться после смерти и оставить свое любимое детище. Тем более, что на этом же месте, только в другом дворце, он когда-то был рожден.

Сторонники легенды утверждают, что Павел по ночам гуляет во дворце — якобы люди собственными глазами видели в окне тень императора со свечой в руках и слышали легкий скрип деревянных половиц. Конечно, ученые отрицают этот мистический факт, но по рассказам, трагически погибший государь выходит из своих «покоев» только в 12 часов ночи, когда во дворце никого нет.

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века

По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

Легенды и тени замка

Михайловский замок по праву признается одним из самых мистических мест в России. Трагедия, разыгравшаяся в его стенах сразу по окончании строительства, дала благодатную почву для множества легенд. Один факт того, что в 80-е годы 20 века здесь работала специальная комиссия по расследованию паранормальных явлений, говорит сам за себя – ученые, атеисты, в советское время искали во дворце привидения, случай исключительный! Впрочем, результаты расследования обнародованы не были. Прикоснемся к самым любопытным из замковых тайн.

Цвет замка

Настоящий цвет стен здания можно определить как оранжево-розовый, он сильно меняется в зависимости от освещения, и ярким пятном выделяется на фоне других питерских сооружений. По преданию, цвет этот император заприметил на перчатках своей фаворитки Лопухиной, и повелел Бренне воспроизвести его на своем детище. Так это или нет, достоверно уже не установить, но стены замка действительно кажутся подернутыми романтическим флёром, особенно в закатном солнце.

Мрачное предсказание

Павлу I напророчили прожить столько лет, сколько букв в надписи на южном фасаде здания. Действительно, император был убит на 47 году жизни. Приверженцы нумерологии вообще подмечают мистическое значение цифры 4 в жизни Павла I – 4 года строился замок, 40 дней в нем было прожито императором, общий срок царствования его составил 4 года 4 месяца и 4 дня, да и других совпадений множество.

Призрак императора

После смерти фигура Павла I виделась в замке многим – то подмигивающей со своего портрета, то стоящей с горящей свечой возле окна. Сложилось предание, что ежегодно в день своего рождения Павел I, стоя у окна замка, считает прохожих внизу и, дойдя до цифры 47, уходит, забирая душу прохожего с собой. Среди курсантов училища шутки над студентами-новобранцами, связанные с духом бывшего обитателя замка, были весьма распространены.

Сокровища Мальтийского ордена

Являясь Великим Магистром ордена, Павел I покровительствовал притесняемым тогда мальтийцам и существует версия о том, что сокровища ордена, включая Святой Грааль, до сих пор хранятся в замке, а призрак императора их охраняет. Соответствуют ли действительности эти легенды, конечно, не установить достоверно, да и нужно ли это. Атмосфера Михайловского замка действительно особенная, чтобы ее прочувствовать, нужно прогуляться по величественным и строгим залам здания, проникаясь его необычной аурой

Архитектура

Замок отличался от дворцовых строений XVIII века. В облике здания отразилось своеобразие личности императора, который, по сути, являлся его главным творцом. Это была единственная резиденция русских царей, в виде замка, окруженного водой. Внешне дворцовый ансамбль походил на крепость средних веков.

Архитектор проекта

Воплотил идеи самодержца в законченный проект один из лучших практиков-строителей своего времени, архитектор Баженов. Он сумел создать здание с необычным обликом, используя контрастные, не принятые в XVIII веке приемы. Михайловский замок является единственным дворцом, выстроенным в стиле романтического классицизма в России.

Но приписать авторство одному единственному архитектору невозможно. Работа над созданием велась еще до его участия и фактически была закончена В. Бренно, руководившим строительством до его окончания.

Также в ходе работ привлекались архитекторы:

  • Д. Кваренги
  • Г. Пильников
  • Ч. Камерон
  • Е. Соколов
  • И. Гирш

Надпись над главным входом

Над Вознесенскими вратами размещена цитата, символизм которой стал явным только после трагической кончины владельца резиденции. Фриз изначально предназначался для Воскресенского храма в Смольном монастыре, но был передан Исаакиевскому собору. Павел не погнушался отдать приказ о снятии надписи со стены собора, и переносе в строящуюся резиденцию.

Двор

Здание было выстроено в форме квадрата, во внутреннем пространстве которого располагался один большой и два маленьких дворика.  Парадный двор имел форму неправильного восьмиугольника, небольшая территория треугольной формы была обращена к Марсову полю, а к реке Фонтанке примыкал двор неправильной пятиугольной формы.

Главная парадная часть была доступна лишь для членов семьи и почетных гостей. Восьмиугольную форму внутреннего двора связывают с принадлежностью император к Мальтийскому ордену. Архитектор Баженов, будучи членом масонской ложи, активно использовал масонскую символику во внешней отделке здания.

Памятник Петру I

Павел гордился своим знаменитым предком Петром Великим, и всячески старался это подчеркнуть. Перед главным входом в свою резиденцию он установил конную статую Петра, которая в свое время пришлась не по вкусу императрице Екатерине II.

На пьедестале статуи находятся барельефы со сценами сражений и лаконичное посвящение: «Прадеду – Правнук».

Павел I – мученик или самодур?

В историю России этот император вошел фактически под знаком вопроса. Период его правления был столь краток, что никто из современников даже не смог проникнуться грандиозными планами императора. Многие учебники дают о нем информацию, как о человеке недалекого ума, захлебывающемся от амбиций и претензионных идей. Довольно долго в обществе бытовало мнение, что останься император в живых, он привел бы к уничтожению России из-за планируемого союза с Наполеоном и симпатии к западному укладу жизни.

Однако позже историкам удалось найти ряд документов, которые в корне изменили представление о личности императора. Как оказалось, Павел I был очень образованным человеком, отлично разбиравшимся в архитектуре и искусстве. У него был свой взгляд на внешнюю и внутреннюю политику, причем император имел все шансы на то, чтобы договориться с Бонапартом и объединить армии обеих стран. За краткие четыре года своего правления император подписал большое количество реформаторских указов, которые должны были полностью изменить положение народа в России. Однако всем его идеям и мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. Кроме одной единственное – о строительстве собственного замка.

Инженерный замок (Михайловский) стал его настоящим детищем, продуманным и возведенным в самые короткие сроки. По роковому стечению обстоятельств именно это место и стало его последним жизненным пристанищем, ведь в стенах замка Павел I встретил свою страшную смерть. Считается, что его дух так и остался в Инженерном замке. Приведение императора до сих пор бродит в его стенах, пугая смотрителей музея и припозднившихся посетителей.

Михайловский замок

Михайловский замок был построен за три года. В его проектирование принимал участие сам Павел I, у Михайловского замка 2 версии названия. Первая, что он назван в честь храма, который находится во дворце. Вторая — часовому явился сам Архангел Михаил и это послужило для строительства дворца именно здесь. По этой же причине Павел I назвал его Михайловский и возвёл там же храм. С замкам связано много легенд.

Михайловский замок в Петербурге выполнен в европейском стиле. Внутри расположен двор для царских прогулок с гостями в виде восьмиугольника. Планировка была взята с площади Шантийи.

Около замка установлен памятник Петру Великому.

Сейчас здание Михайловского (Инженерного) замка входит в состав комплекса Государственного Русского музея.

Сейчас доступны к посещению: Столовый зал, Тронная императрицы, Георгиевский зал и Мраморная галерея.

Адрес: ул. Садовая. 2.

На метро: Станция Невский проспект или Гостиный двор.

Автобусы: 3, 22, 27, 49, К 212.

Троллейбусы: 5, 22

  • Посещение Михайловского замка. цена 500 р., льготный билет — 250.
  • Корпус Бенуа. Для взр.- 400 р, для студентов  — 200 р.
  • Мраморный, Строгановский дворцы и экспозиция Михайловского замка: 500 р и 250 р.
  • Посещение новых залов дворца – 800 р.
  • Домик Петра 1. Цена билета для взрослого 400 р, для студента 200 р.
  • Общий билет для взрослых  — 1500 р, для студентов, школьников, пенсионеров – 750 р.

Время работы: пон-вс с 10.00 до 18.00, выходной — вторник.

История

План строительства замка-дворца Павел начал обдумывать еще, будучи великим князем. Работы по проектированию начались в 1784 году, после продолжительного заграничного путешествия. А в ноябре 1796 года, в первый месяц своего правления, он издает указ о начале работ. К этому моменту существовало несколько различных проектов замка на воде, но окончательный вариант был выполнен В. И. Баженовым.  

Для резиденции Павел выбирает территорию, где располагался обветшавший Летний дворец. Место было очень символичным. Здесь в сентябре 1754 он появился на свет. Территория безжалостно расчищалась и готовилась к строительству дворца. Первый камень был заложен 26 февраля 1797 года. Император планировал возвести под крышу стены здания до конца года. Для этого на стройку были брошены огромные по тем временам средства и людские ресурсы.

Работы велись круглосуточно, число рабочих достигало единовременно 6 тысяч. Строительные и отделочные материалы свозились со всех близлежащих объектов, большинство из них были просто заморожены, чтобы не снижать темпы главного строительства. Уже 1 февраля 1801 года Павел вместе с домочадцами ночевал в новой резиденции.

С юных лет Павел питал пристрастие к средневековому рыцарству, поэтому долгожданная резиденция проектировалась в виде своеобразной крепости и официально именовалась не дворцом, а замком.

Павел счел это знаком всевышнего и незамедлительно приступил к возведению царской резиденции, внутри которой будет находиться церковь имени Архистратига Михаила – князя войска Господня и небесного покровителя семьи Романовых.


Восточный фасад Михайловского замка

Инженерный замок

После дворцового переворота и смерти императора статус замка изменился. Восемнадцать лет здание использовалось различными государственными учреждениями, не имея единого хозяина. Николай Павлович Романов, третий сын императора Павла I , будучи инспектором корпуса инженеров, обратился с прошением передать здание в его подчинение. По его мнению, оно идеально подходило для размещения училища.

По иронии судьбы открытие учебного заведения состоялось 11 марта 1820 года, в годовщину гибели Павла. Так здание получило новое имя, и с 1823 года стало официально называться Инженерным замком. Именно среди курсантов появляется огромное количество вымыслов о живущем в училище привидении.

Второе название Инженерный! Знали?

ДаНет

Покушение

Павел всегда опасался судьбы своего отца Петра III, но избежать ее не смог. Всего сорок дней прожил император в долгожданной резиденции. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года участники антиправительственного заговора проникли в его спальню с требованиями отречься от престола. На отказ мятежники ответили насилием. Императора задушили офицерским шарфом и нанесли ему множественные побои. Организатором заговора принято считать главу тайной полиции и петербургского генерал-губернатора Петра Палена.

В два часа ночи будущий наследник Александр и его младший брат Николай отбыли с места трагедии в Зимний дворец. Последней, уже под утро, выехала из резиденции Мария Федоровна, вдова покойного. Только 23 марта тело несчастного было погребено в Петропавловской крепости.

Уже 19 марта, вступивший на престол Александр, подписал указ по приостановке всех работ, как внутри, так и снаружи здания. Спешно начали вывозить все ценности, мебель, произведения искусства и к середине 1802 года Михайловский замок практически опустел.

Михайловский замок в наши дни

Сейчас в Михайловском замке располагается один из филиалов Русского музея. В ходе проведенной в начале 2000-х гг. реконструкции сооружению постарались придать первоначальный вид: были восстановлены интерьеры парадных залов и надпись на фронтоне, даже покрасили замок в тот цвет, который был при его первом хозяине — розово-оранжевый. По одной из легенд Павел приказал выкрасить стены резиденции в цвет перчаток своей любовницы

Особое внимание привлекает великолепная парадная лестница Михайловского замка

В настоящее время многие залы музея еще пусты, но уже работают интересные выставки, например, «Клады Древней Руси», «Лица России», действует постоянная экспозиция картин художников XIX в. «Петербургское общество». В Михайловском дворце организуются обзорные и тематические экскурсии, но можно посетить его и самостоятельно.

Работает музей ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме вторника. Время работы и цены на билеты можно уточнить на официальном сайте Русского музея: http://www.rusmuseum.ru/for-visitors/work-hours/. Телефон: +7 (812) 570-5112

Интересные факты:

Название императорской резиденции Михайловский замок пошло от размещенного в ней храма Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, а второе слово «замок» — это дань причуде императора Павла I, магистра Мальтийского ордена, решившего построить свой дворец в виде неприступного средневекового замка. С 1823 года замок стал Инженерным, когда в нем разместилось Главное инженерное училище. Первое официальное название Михайловскому замку было возвращено после его полной реставрации в 2003 году.

В качестве места для строительства своего замка Павел I определил территорию «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы Петровны, где в 1754 году и родился сам будущий император.

Павел I, стремившийся как можно скорее переехать в новый Михайловский замок, приказал строить его без перерыва днем и ночью (при свете факелов), здесь трудилось свыше 6000 человек, а строительные материалы привозили со всех других строек Санкт-Петербурга. Работы были окончены в 1801 году, в феврале состоялся торжественный переезд императорской семьи, но, по иронии судьбы, через 40 дней после этого Павел I был убит в своем «неприступном замке» в результате дворцового переворота. Императорская семья незамедлительно вернулась в Зимний дворец.

Михайловский замок в плане напоминает квадрат с восьмиугольным внутренним двором. При жизни Павла I замок со всех сторон окружала вода — реки Мойка и Фонтанка, а также Церковный и Вознесенский каналы, ныне засыпанные, попасть во дворец можно было только по одному из охраняемых мостов.

Михайловский замок — самый выразительный символ павловской эпохи, в котором нашли свое выражение идеи и вкусы его создателя. Здание имеет четыре различных и почти не связанных между собой фасада: главный южный фасад состоит из портика на колоннах красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и барельефом со словами: «История заносит на свои скрижали славу России»; северный садовый фасад имеет широкую лестницу со скульптурными статуями Геркулеса и Флоры, а также мраморную колоннаду тосканского ордера с богато декорированным аттиком; западный и восточный фасады имеют почти однотипное строение, за исключением того, что со стороны Садовой улицы из фасада выступает дворцовая церковь Архангела Михаила, увенчанная высоким шпилем.

Несмотря на внешние прямые формы, внутренние покои замка отличаются большим разнообразием — прямоугольные залы сменяются круглыми, треугольными и овальными. Основные помещения дворца: Столовый зал, Воскресенский зал, Тронная императрицы Марии Федоровны, Круглый тронный зал императора, Георгиевский зал, Мраморная галерея, Зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Арабесок. В отделке интерьеров замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотт, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.

Необычный цвет стен Михайловского замка (розовато-оранжево-желтый) до сих пор вызывает споры историков об его истоках, есть мнение, что это традиционный цвет мальтийского ордена, другие считают, что это цвет перчаток фаворитки императора Анны Лопухиной. Как бы там ни было, но интересный окрас быстро вошел в моду и некоторые петербургские здания вскоре были окрашены точно таким же образом.

В 1823 году в замок переехало Главное инженерное училище (кстати, его окончили Ф. Достоевский, Д. Григорович и М. Глинка), благодаря которому он и сменил свое название. Здание было перестроено, большие залы разделили на классы. В XX веке в замке располагались различные учреждения (а во время войны — госпиталь), пока в 1991 году его не передали Русскому музею. В 2003 году завершилась масштабная реставрация, в результате которой замку был возвращен первоначальный внешний вид императорской резиденции.

Возле дворца установлены два памятника в честь российских императоров: сразу после окончания строительства в центре площади перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I, созданный еще при его жизни, а уже в наше время во внутреннем дворе замка появился памятник Павлу I.

Михайловский замок включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, 2.

Михайловский замок на карте:

Как добраться:
Замок находится на Спасском острове в месте пересечения набережных реки Фонтанки и реки Мойки вблизи Михайловского сада.

Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Садовый мост», «Летний сад».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector