История мраморного дворца

Интерьеры и внутреннее убранство

Войдя во дворец, бросается в глаза шикарная мраморная Парадная лестница. Изначально друг напротив друга располагались пять окон в виде арок и пять зеркал такой же формы. Лестница построена в стиле Людовика XIV. Поднявшись по лестнице на следующий этаж можно было попасть в Белый зал для танцев и Золотой зал.

Обустроены залы в том же стиле, что и лестница. На потолок Белого двухсветного зала нанесена картина «Смерть похищает Поэта».

Покрытие пола декорировано перламутром. Рядом с Танцевальным залом находился большой Кабинет, который являлся воспроизведением кабинета Карла V в Бельгии. Там держалась целое собрание снаряжения рыцарей. На этом же этаже была Бильярдная.

На потолке был витраж из стекла, который служил освещением помещения.  Гостиная выполнена из саксонского фарфора. Каждый зал отличался стилем от ренессанса до рококо.

Пристройки были соединены с самим дворцом Курительной Турецкой комнатой и Галереей. В пристройках тоже были шикарно отделанные залы. Отдельно отметим Зимний сад, в котором стоял великолепный фонтан. Пройдя сквер можно попасть в Пименовскую галерею и насладиться скульптурами Пименова «Преображение Господне» и «Воскресение».

Далее следовала Елизаветинская зала, исполненная в барокко. Немного в стороне большая библиотека с дубовой мебелью и Театральный флигель.

На главной лестнице она установила шкуру медведя, некогда сраженного Александром II. Пименовскую галерею Юрьевская перестроила в церковь с иконостасом мужа. Предметы, связанные с его памятью позже были перевезены во Францию, а ещё позднее в Ниццу.

Во дворце установлено много скульптур. Здесь можно увидеть различные статуи, лепные украшения и кашпо. Ещё Николай Александрович Кушелев-Безбородко украсил интерьеры дворца огромной коллекцией картин. Позже их передали в Эрмитаж.

Внутреннее убранство

Один из наиболее красивых интерьеров – Мраморный зал – поражает разнообразием отделки из всевозможных видов мрамора: греческий, карельский, итальянский, уральский, а также прибайкальский лазурит.

Парадная лестница – ещё одна яркая достопримечательность этого места. Декорирована статуями авторства Федота Шубина: в нишах прячутся скульптуры «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер», а также Осеннее и Весеннее равноденствия. Барельефы выполнены из белого греческого мрамора: они изображают трофеи и величественных орлов с фестонами в мощных клювах. Также в здании есть барельеф с портретом главного архитектора – Антонио Ринальди.

Над оформлением интерьеров трудилось множество мастеров. Живописец Стефано Торелли расписал плафон в Мраморном зале, подарив дворцу «Свадьбу Купидона и Психеи». Ф. И. Шубин и М. И. Козловский создали скульптурные портреты и множество барельефов для Орловского и Мраморного залов.

Архитектура

Главный фасад Мраморного дворца обращен в сад, который замыкается с противоположной стороны служебным корпусом. Боковой фасад выходит на набережную Невы.

Вместо общепринятого в Петербурге того времени покрытия из штукатурки, архитектор использовал для отделки кирпичных стен натуральный гранит и мрамор более чем тридцати видов. Поверхность стен верхних этажей объединена ордером и облицована плитами из серого гранита с окрестностей Сердоболя.

Цокольный этаж облицован розовым гранитом из под Выборга. Похожим на тот, что применялся для постройки набережных Невы. Именно поэтому с противоположного берега Мраморный дворец выглядит так, будто является продолжением набережной.

На фоне гранитных стен заметно выделяются полированные пилястры из розоватого мрамора. В прошлом можно было наблюдать сочетание этой цветовой гаммы с медной кровлей, которая отражала редкие лучи петербургского солнца. Если боковые фасады выглядят подчеркнуто строго, центральный фасад отличается  усложненной и более мягкой пластикой с небольшим намеком на барокко. Вместо пилястр здесь стоят колонны, которые поддерживают аттик с башенкой и часами.

Служебный корпус имеет четыре этажа, хотя до реконструкции архитектора Брюллова в 1840-х годах здание было двухэтажным. Для поддержания основной композиции, стены служебного корпуса также украшены пилястрами.

Архитектор

Авторство проекта дворца принадлежит итальянскому архитектору Антонио Ринальди, состоявшему в этой должности при русском императорском дворе более тридцати лет. По личному распоряжению Екатерины Великой для интерьера дворца Федотом Шубиным в 1782 году был изготовлен барельеф из белого мрамора с изображением зодчего. Это единственное свидетельство его внешности, дошедшее до наших дней.

История дворца

За время своего существования дворец давал приют многим владельцам. Сначала Екатерина II выкупила здание у представителей семьи Г. Орлова и подарила его своему внуку Константину Павловичу по случаю его женитьбы с принцессой Кобургской. Но вскоре 16-летний муж и 14-летняя жена были выселены из дворца «за плохое поведение».

За эти княжеские безумства их выслали во дворец поскромнее, в район подальше от центра города.

Среди обитателей дворца успели побывать и бывший фаворит Екатерины II король Польши А. Понятовский и многие высокопоставленные государственные особы.

В 20-е годы XIX века император Николай I подарил дворец своему сыну великому князю Константину Николаевичу. Именно при нем придворный архитектор А. Брюллов реконструировал многие интерьеры дворца и его стали именовать «Константиновским».

Однако подлинный расцвет дворец получил при его сыне Константине Константиновиче, президенте Академии художеств и известном поэте Серебряного века.

В период его владения во дворце кипела бурная творческая жизнь. Проходили литературные чтения, играли знаменитые музыканты и разыгрывались спектакли.

После революционных событий 1917 года здание национализировали, и оно стало пристанищем различных министерских учреждений и даже филиала музея В. И. Ленина. Одно время перед дворцом стоял броневик вождя мирового пролетариата.

С 1992 года здание передано Русскому музею. Шедевр русского зодчества стали регулярно реставрировать. Эта непростая задача решается поэтапно и сейчас большая часть здания приобрела свой первоначальный облик.

Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Дворцовая набережная 
(фактический адрес — Миллионная 5Б)

Мраморный Дворец(Константиновский)

Мраморный дворец  -одна из жемчужен Петербурга. Свое название он получил потому, что при его отделке были использованы 32 разноцветных сорта мрамора, которые свозили к месту строительства прямо по Неве. Строительство дворца, начатое в 1768 году, продолжалось 17 лет, до 1785 года. Екатерина Великая заказала Ринальди этот дворец для своего фаворита, графа Григория Орлова, однако бедный Орлов так и не смог там пожить — умер до окончания строительства. Екатерина в 1796 году дарит дворец своему второму внуку, Константину, но вскоре забирает его после того, как внучек палит в коридорах из пушек а жена, Анна Федоровна, вынуждена прятаться в вазу..Потом ненадолго дворец передали  тоже бывшему фавориту Екатерины, польскому королю Станиславу Понятовскому, тут он и умер, а позже тут держали лидера польского восстания Костюшко.Затем дворец вновь перешел к Константину Павловичу, вплоть до его отречения от престола, когда он снова перешел в казну.
В 1832 появляется новый хозяин, Великий князь Константин Николаевич, сын Императора Николая I. При нем была предпринята капитальная реконструкция дворца, порученная придворному архитектору А. Брюллову. А. Брюллов не имел выбора — реставрировать дворец или переделывать его: уже в 1830 году, несмотря на постоянные ремонтно-реставрационные работы, здание находилось в аварийном состоянии, а сохранившаяся отделка, вплоть до дверных полотен и паркета, была демонтирована. Архитектор не внес изменений в оформление фасадов здания и сохранил, в основном, планировку его помещений. По проектам А. Брюллова заново оформлялись интерьеры залов Мраморного дворца, при этом отдавалось предпочтение позднему Ренессансу, готике, рококо и классицизму. 29 декабря 1849 дворец официально именуется «Константиновским» и переходит в потомственное владение Константина Николаевича. В 1888 году владельцем дворца становится сын Константина Николаевича, Великий князь Константин Константинович. Он с семьей поселился на первом этаже, с окнами на Миллионную. Для него в 1880—1890-е годы создается на первом этаже ряд апартаментов: Английский кабинет, Готическая музыкальная гостиная, Нижняя библиотека. Константин Константинович — известный русский поэт Серебряного века, подписывавший свои произведения криптонимом «К.Р.», был и замечательным переводчиком произведений Гете, Шиллера, Шекспира.Мраморный дворец при Константине Константиновиче стал центром культурной жизни столицы: в его залах проходили музыкальные вечера, на которых собирался интеллектуальный цвет столицы, читались и обсуждались лучшие произведения иностранных и русских авторов, ставились спектакли, в которых принимали участие сам Константин Константинович, его жена, Великая княгиня Елизавета Маврикиевна, и их дети.  Во дворце свободно помещалась многочисленная семья Константина Константиновича а также его холостой брат, Великий князь Дмитрий Константинович. По сути он был последним хозяином дворца.

Дворцовая набережная. Первое слева здание — Мраморный дворец
 

Так была украшена флагами Дворцовая набережная при торжествнном  перезахоронении праха Императрицы Марии Феодоровны в сентябре 2006, слева — Мраморный дворец

Архитектурные особенности

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, кажется, что он вырос из гранита Невы. Серо-розовый гранит и стены здания перекликаются с цветом питерского неба. Здание отстроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины XVIII века.

Внешнее строение дворца

Дворец имеет сложную форму. Главный вход – во дворе и обращен к саду. Над входом надпись: «Здание благодарности».

Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, украшенной мраморными вазами. В ней находятся дворцовые куранты. Фасад щедро декорирован колоннами, пилястрами – вертикальными выступами в стене.

По сторонам расположены две мраморные аллегорические статуи «Щедрость» и «Верность» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой, размещенной на гранитных столбах с мраморными вазами.

В 1780 году в восточной части участка построили Служебный корпус, в котором находились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь, машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже – ванная, парная, зал для игры в мяч.

Западная часть, предназначенная для хозяйственных нужд, была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных на Миллионной улице.

На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, – рельефные фризы «Служение лошади человеку».

Наружные фасады

Главная художественная ценность дворца – наружные фасады, отделанные природным камнем. Цокольный этаж облицован розово-красным тивдийским гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа декорированы светло-серым гранитом.

Толщина стен дворца – 1,5-2метра. Высота здания от 12 до 22 метров. Колонны, выполненные из розового мрамора, ритмично чередуются с оконными проемами. Наличники окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей – рельефные воздушные беломраморные гирлянды.

В архитектуре здания заметны черты барокко: изящная вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый ажурными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.

Для отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. Огромные глыбы камня доставляли по Неве из карьеров около Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор везли из Италии.

Северные и южные фасады, обращенные на набережную Невы и Марсово поле, рассчитаны на восприятие с большого расстояния.

Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочеными бронзовыми балясинами, невысокими фигурными столбиками в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов – вазы из серого доломита, прочного просвечивающегося камня со стеклянным блеском.

Внешние ссылки [ править ]

СМИ, связанные с Мраморным дворцом на Викискладе?

  • Мраморный дворец (Санкт-Петербург)
  • Мраморный дворец от Saint-Petersburg.com
vтеРусский музей
Локации
  • Михайловский дворец и корпус Бенуа
  • Домик Петра Великого
  • Мраморный дворец
  • Замок Святого Михаила
  • Строгановский дворец
  • Летний дворец Петра Великого
Коллекции
  • Бурлаки на Волге
  • Последний день Помпеи
  • Ответ запорожских казаков
  • Девятая волна
  • Черный круг
  • вишня
  • Матери, сестры
  • Портрет Шаляпина
  • Портрет Джека Хантера
  • Красная площадь
vтеРоссийские императорские дворцы и резиденции
Императорские резиденции
  • Александровский дворец
  • Аничков Дворец
  • Екатерининский дворец
  • Гатчинский дворец
  • Большой Кремлевский дворец
  • Каменный Остров Дворец
  • Ораниенбаум
  • Павловский дворец
  • Петергофский дворец
  • Петровский дворец
  • Замок Святого Михаила
  • Зимний дворец
  • Елагинский дворец
Резиденции великих герцогов
  • Алексис Палас
  • Дворец Белосельских-Белозерских
  • Константиновский дворец
  • Мраморный дворец
  • Мариинский Дворец
  • Михайловский дворец
  • Новый Михайловский дворец
  • Николаевский дворец
  • Таврический дворец
  • Владимирский дворец
В Крыму
  • Дюльбер
  • Ливадийский дворец
  • Массандровский дворец
За пределами РФ
  • Бельведер
  • Беловеж
  • Гельсингфорс
  • Кадриорг
  • Лангинкоски
  • Киев
  • Ликани
  • Скерневице
Исторический
  • Анненхоф
  • Екатерининский дворец
  • Баболовский дворец
  • Екатерингоф
  • Коломенское Дворец
  • Пелла Палас
  • Ропша
  • Летний дворец императрицы Елизаветы
  • Летний дворец Петра Великого
  • Царицынский дворец
Авторитетный контроль
  • GND : 4623420-2
  • VIAF : 172664971
  • WorldCat Identities : viaf-172664971

Интерьеры дворца

Интерьеры дворца представляют собой исключительную художественную ценность и поражают своим многоцветием, нарядностью и богатой отделкой.

Основное достояние дворца – Мраморный зал и Парадная лестница. Невероятно, но их интерьеры и сейчас выглядят, как новые.

Парадная лестница

По идее архитектора отделка Парадной лестницы логически должна продолжать стиль, выдержанный на фасадах здания. Использование мрамора серых тонов позволило создать сдержанный облик этого интерьера.

Это подчеркивают колонны, высеченные из цельного камня. Перила и балясины лестницы, выполненные из светлого мрамора, расширяют пространство и придают ему легкость и воздушность. Ступени из темно-зеленого песчаника служат надежным основанием и зрительно подтверждают надежность всей конструкции.

В нишах располагаются фигуры, символизирующие Утро, День, Ночь и Вечер. Это статуи из светлого мрамора с соответствующими аллегорическими атрибутами.

Выше по лестнице выставлены женская и мужская мраморные статуи, символизирующие Весеннее и Осеннее равноденствие. Венчает композицию плафон «Суд Париса» работы Иосифа Кристи.

Мраморный зал

Мраморный зал является главным интерьерным пространством дворца. Здесь архитектор проявил изящный вкус и творческую фантазию. Необыкновенно гармоничное и художественное сочетание разных оттенков и фактур мрамора создают невероятный зрительный эффект – стены кажутся драгоценными.

Здесь нашли применение все оттенки серого и розового уральского камня, желтовато-серого и зеленого итальянского мрамора, а розово-вишневый тивдийский мрамор из Карелии смотрится особенно впечатляюще в этом калейдоскопе красок.

Сейчас, в дневное время, он залит светом из многочисленных окон. Стены отделаны пилястрами коринфского ордера с золочеными основаниями и капителями.

Изысканность и гармоничность пространству зала придают круглые барельефы над пилястрами, расположенные по всему периметру. Дополняют интерьер старинные двери, сверкающие золоченной бронзовой отделкой и разноцветный наборный паркет, реконструированный по чертежам XVIII века.

Белый зал

Самое большое помещение во дворце — Белый зал. Он создан в процессе реконструкции здания в 1844-49 годах. Архитектор А. Брюллов использовал в оформлении элементы неоготического стиля, из-за чего зал еще называют Готическим. Пространство двухсветного зала разделено на три части, где колонны в готическом стиле плавно переходят в веерные своды.

На одной из стен размещены фигуры русских витязей, а на противоположной северной стене по ее центру располагается мраморный камин с зеркалом. Это подлинный камин середины XIX века и это единственный камин во дворце, находящийся на своем историческом месте.

История дворца

При Петре Первом, на месте, на котором сейчас возвышается красивый Мраморный дворец (облицовка которого впервые в Петербурге была выполнена естественным камнем) находился Почтовый Двор с пристанью, который был построен в 1714 году, а также, некоторые здания, сгоревшие в 1737 году. На этом месте, по приказу Екатерины Второй началось строительство дворца для ее фаворита — Григория Григорьевича Орлова. К сожаления, он умер, так и увидев окончание строительства. В год его смерти, Екатерина Вторая выкупила у его наследников дворец, и пожаловала его своему внуку на условиях бракосочетания. Также, в этом дворце жил несколько лет последний король Польши, внезапно умерший в 1798 году. На время 19-20 века, этот дворец стал родовым домом одной из линий императорской семьи — Константиновичей.

Через некоторое время после смерти Константина Павловича, Николай Первый жалует этот дом своему сыну, который поручает отреставрировать приходящий в упадок дворец. Сам дворец еще несколько раз переходил из рук одних наследников династии Романовых, однако, с приходом большевиков, он стал использоваться как музей, с разными экспозициями, а перед дворцом, находился броневик, на котором выступал Ленин. Но, в 1997 году, после того как этот постамент освободился, он тут же был занят памятником Александру Третьему работы Паоло Трубецкого. Внешний вид дворца, его внутреннее убранство немного изменялись, и достраивались. В проекте участвовал еще русский архитектор Петр Егорович Егоров, который построил служебный флигель, и изначально составлял план совместно с Ринальди. Для постройки дворца использовались самые лучшие материалы, гранит, мрамор. Внутренний интерьер был выполнен из мрамора, украшен скульптурами, барельефами и живописью самых разных мастеров.

Интересные факты

По некоторым источникам известно, что первый набросок дворца сделала сама Екатерина.

В фундамент дворца был замурован ящик с золотыми монетами.

По легенде говорится, что со стороны Мраморного переулка есть потайная дверь, якобы через нее ходили на свидание граф Григорий Орлов и Екатерина.

Согласно указу от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец именуется «Константиновским».

На территории дворца в 1883 году появился первый телефон.

В день открытия музея 1937 году 8 ноября у входа был установлен броневик, именного с него Ленин выступал в день прибытия в Петроград. В 1992 году броневик был отправлен в Артиллерийский музей.

Легенды и предания

Как и все значительные архитектурные памятники, история Мраморного дворца окружена мифами. Одно из преданий гласит, что при закладке фундамента в него замуровали ящик, доверху набитый царскими монетами. Хотя точных сведений об этом нет, но слухи о таинственном ящике продолжают жить. Существует легенда о том, почему императрица отбирала подаренный Константину Павловичу дворец. Якобы за то, что тот, будучи 16-летним, стрелял из пушки живыми крысами, пугая свою юную жену. Одна из легенд повествует о потайной двери, через которую Екатерина проникала на свидание с Орловым, когда ещё шло возведение дворца.

Современное состояние

С 1994 года во дворце регулярно проходят художественные выставки, встречи, концерты. Здесь открыты постоянно действующие экспозиции:

  • Русское искусство в контексте искусства мирового.
  • Иностранные художники в России 18-19 веков.
  • Музей Людвига в Русском музее.
  • Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских
  • Константин Романов – поэт Серебряного века.

Также регулярно проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников. Супруги Питер и Ирэне Людвиг передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX века из своего собрания.

В 1998 году Русскому музею передали свою коллекцию петербуржские собиратели братья Ржевские, в течение полувека хранившие произведения русской живописи. Среди них работы Айвазовского, Клевера, Дубовского, Машкова, Кончаловского, Кустодиева.

Особенно редкая часть коллекции – часы каминные, напольные и дорожные, выполненные разными часовыми мастерами 18-19 веков. Все часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, с интересным декоративным оформлением циферблата и корпуса.

Большая часть коллекции представляет графику, скульптуру, мебель, осветительные приборы, художественную бронзу. В 2015 году Банком России выпущена памятная монета номиналом 25 рублей, посвященная Мраморному дворцу.

Современная концепция – пропаганда искусства

Сегодня самое красивое здание северной столицы, переданное Русскому музею – центр демонстрации произведений «русского искусства в сочетании с мировыми тенденциями. Здесь посредством постоянных и временных экспозиций и выставок широко представлены предметы живописи, скульптуры и других жанров. Регулярно организовываются разнообразные тематические экспозиции:

  • Коллекция братьев Ржевских (шедевры графики, живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства – всего 503 экземпляра).
  • Константин Романов – поэт Серебряного века (в аутентичной обстановке его кабинета и Музыкальной гостиной).
  • Музей Людвига (произведения немецкого классического искусства 19-21 в).
  • Диалог немецких скульпторов Э. Барлаха и К. Кольвица с русскими современниками (220 произведений модернистов и работы российских мастеров).

Помимо этого, постоянно проводятся временные выставки, демонстрирующие мировое искусство.

Достопримечательности рядом

Мраморный дворец располагается в центре города, так что он окружён множеством интересных достопримечательностей:

  • Совсем рядом находиться Марсово поле, на котором произошло немало исторических событий;
  • Неподалёку располагается Летний сад, в котором собрано множество скульптур, а также симпатичный Чайный Домик. Особенно красиво весной и летом;
  • Рядом — Михайловский сад, а по другую сторону – Русский музей;
  • Неподалеку расположился Всероссийский музей А. С. Пушкина.

Мраморный дворецпережил длинную и интересную историю, чудом сохранив в себе исторические интерьеры и некоторые части фасадов. Удивительное и во многом уникальное архитектурное строение поражает своей изысканностью и разнообразием материалов и фасадов.

Туристы со всего света съезжаются взглянуть на роскошь залов и богатство убранства. И не зря: исторических объектов остаётся всё меньше, ведь время берёт своё: необходимо стремиться застать эту первозданную красоту.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 1 068 times, 4 visits today)

Парадная лестница

Внутреннее убранство дворца было тоже каменным. До наших дней сохранились интерьеры Парадной лестницы и Мраморного зала.

Парадная лестница с первого по третий этаж, за исключением небольших фрагментов, полностью выложена природным камнем. Ступени ее вытесаны из темно-зеленого, почти черного, брусненского песчаника. Перила и балюстрада, пилястры и колонны лестницы, ниши для скульптуры сделаны из серого узорчатого мрамора.

Надо заметить, что цвет и узор мрамора в большой степени зависят от направления распила каменных глыб. Если плоскость распила проходит вдоль слоистости мрамора, получается однотонный камень с неясным расплывчатым узором, при распиле поперек слоистости выявляется полосчатый узор.

Рисунок мрамора лучше всего виден в круглых колоннах и в крупных сложно профилированных плитах, которыми отделаны ниши на лестничных площадках.

Великолепие лестницы подчеркивают богатые резные наличники дверей, ведущих в покои дворца. Материалом для них послужил полосчатый черно-белый ювенский мрамор, из которого сделаны филенки на фасадах здания.

Гирлянды над дверями, розетки капителей и базы колонн высечены из белого мрамора, по всей вероятности, того же уральского, который послужил материалом для изготовления аналогичных гирлянд на фасадах дворца.

Великолепен разнообразный узор мрамора Парадной лестницы Мраморного дворца.

По рисунку мрамора видно, из каких крупных глыб вырезались сложно профилированные плиты для отделки лестницы.

Для колонн Парадной лестницы использован тонкополосчатый мрамор. В нижней части колонн и пилястр цвет мрамора гораздо темнее.

Кажущиеся легкими балясины вырезаны из мрамора более однотонного рисунка, чем колонны Парадной лестницы.

Жизнь дворца после постройки

К сожалению, граф Григорий Орлов не дожил до окончания строительства дворца. Он умер 1783 году 13 апреля. После того как граф умер, Екатерина выкупила дворец у его наследников, и отдала в качестве подарка своему внуку Константину Павловичу.

Дворец пустовал около 10 лет, но после женитьбы Константин Павлович решил создать семейного гнездо на территории Мраморного дворца. Но недолго ему пришлось наслаждаться подарком Екатерины, так как он был выслан по ее же приказу за плохое поведение с женой.

С 1795 по 1796 года во дворце жил пленник Тадеуш Костюшко, он являлся лидером польских конфедератов. После смерти Екатерины, он был освобожден Павлом I. С 1797 по 1798 года дворец принадлежал бывшему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому. Но в 1798 году после его смерти, Константин Павлович вернулся в свой дворец.

При Константине Павловиче, на территории дворца была открыта картинная галерея и большая библиотека. Можно смело сказать, что с его возращением дворец обрел новую жизнь.

В 1814 году Константина Павловича назначают наместником Царства Польского, и ему приходится покинуть Петербург. После его отъезда дворец перешел Придворной канцелярии.

1832 году 6 марта Николай І передал дворец своему второму сыну Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека.

1845 году 20 августа было решено начать перестройку Мраморного дворца. Проект перестройки принадлежал архитектору Александру Павловичу Брюллову. Было решено увеличить на один этаж перекрытие дворца. Затем рядом с Парадным кабинетом открыть библиотеку. И построить Большой зал, чтобы проводить концерты и музыкальные вечера. Также планировалось восстановить турецкие и греческие бани. Все, что было запланировано, было осуществлено в кратчайшие сроки, и уже в 1849 году 29 декабря Константин Николаевич со своей супругой въехали во дворец.

После смерти Константина Николаевича дворец перешел к его сыну Константину Константиновичу. С этого момента здесь часто проводились концерты и литературные вечера. Глобальных изменений при Константине Николаевиче с дворцом не происходило.

На территории Дворцового комплекса во время Первой мировой войны размещался госпиталь для раненных солдат. Несмотря на сложную ситуацию, вдова Константина Константиновича жила во дворце, но затем ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова.

После окончания войны на территории дворца было размещено Министерство труда Временного правительства. Чтобы драгоценная коллекция художественных работ не пропала, ее перевезли в Эрмитаж. В разные времена здесь размещались различные учреждения. Так, например с 1919 по 1936 года здесь была Академия истории материальной культуры, Центральное бюро краеведения.

После того как академию закрыли, дворец бы передан Ленинградскому филиалу музея Владимира Ильича Ленина. По проекту Николая Евгеньевича Лансере, комплекс был перестроен. Была сохранена парадная лестница, а также знаменитый Мраморный зал. Музей открыл свои двери для посетителей 1937 году 8 ноября. В настоящее время на территории дворца проходят различные выставки, как местных, так и иностранных художников.

Краткая история

В месте, где сейчас стоит Малый Мраморный дворец в Петербурге, в XVIII столетии, располагались прачечные императора и домики слуг при дворе. В 1770х годах территорией завладел князь Сергей Петрович Трубецкой. А ближе к концу XVIII столетия на территории нынешнего дворца был построен из камня 2-хэтажный дом. Построил его Д. Образцов.

Далее, в 30-40-х годах XIX столетия здание передано во владения графа А. Г. Кушелева-Безбородко, а в 1855 году достался по наследству его сыну, знаменитому коллекционеру художественных предметов, Николаю Александровичу. Николай являлся штаб-ротмистром в Кавалергардском полку.

С момента заселения Николая Константиновича, особняк стал называться Малым Мраморным дворцом. Мраморный из-за облицовки, а Малый – в связи с тем, что в центре города уже существовал Мраморный дворец.

Говорят, что князь Николай воровал из Мраморного дворца и его даже какой-то период времени держали арестованным в своём же имении. В 1874 году Александром II был заключён указ о болезни Николая Константиновича, вскоре после чего он был выслан из города.

После кончины Александра II, его наследник, Александр III исполнил желание родителя и выкупил дворец для вдовы умершего монарха, государыни Екатерины Долгорукой (Юрьевской). Усадьба обошлась в 600 тысяч рублей. Эти же деньги раньше были предложены французским посольством за Малый Мраморный дворец. Екатерина поселилась с детьми в особняке в 1881 году.

История строительства

Идея строительства дворца возникла у Екатерины II, когда она решила отблагодарить своего фаворита, графа Г. Орлова за сподвижничество в государственных делах и за его роль в восхождении императрицы на престол. Во времена царствования Петра I на этом месте находилось здание Почтового двора, впоследствии сгоревшее в первой половине 18 в. Именно здесь, на набережной Невы, 10 октября 1768 г. началось возведение будущего архитектурного шедевра А. Ринальди, известного итальянского архитектора.

Сложность строительства

17 лет (1768-85 г) кропотливого труда архитекторов (Ринальди и Егоров), скульпторов, каменщиков, резчиков было потрачено на создание изумительной постройки, достойной восхищения. Ринальди нужно было на сложном участке строительства не только соблюсти красную линию в соответствии с другими зданиями, выходящими фасадами на Дворцовую набережную, но и добиться гармоничного «вписания» дворца в их общий ряд.

Поэтому в качестве стройматериала выбрали гранит, которым отделана набережная, и здание стало естественным её продолжением. Почти перед окончанием стройки Ринальди получил серьёзные травмы, упав со строительных лесов, и покинул Россию. Екатерина неоднократно приезжала смотреть, как продвигается возведение дворца и лично раздавала награды рабочим.

Реконструкция

В советское время в Мраморном дворце организовали музей В. И. Ленина, а после перестройки здание было передано Русскому музею, по инициативе которого провели масштабную реконструкцию, вернувшую прежний вид внутренних интерьеров дворцовых помещений. Понимая бесценное значение истинного шедевра архитектуры, специалисты-искусствоведы, художники и скульпторы поставили перед собой цель – восстановить непревзойдённую аутентичность интерьеров дворца. Из бюджета страны на первый этап реконструкции было выделено более 150 млн. рублей, реставрационная работа велась тщательно и скурпулёзно.

Практическая информация

Адрес Мраморного дворца: Миллионная улица, 5/1.

Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская» и «Невский проспект».

Помимо постоянных, в стенах Мраморного дворца также проводят временные (сменяющиеся) выставки.

В кассовом зале Мраморного дворца можно уточнить расписание временных выставок Русского музея и его филиалов.

Посетить музей в Мраморном дворце можно, приобретя отдельный билет (только во дворец) или комплексный билет и посетить по нему Мраморный дворец + прочие объекты Русского музея.

Всю необходимую информацию, в том числе о режиме работы музея, стоимости билетов, проводимых выставках и мероприятиях, рекомендуем уточнять перед посещением на официальном сайте музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector