Мраморный дворец в санкт-петербурге

Современная концепция – пропаганда искусства

Сегодня самое красивое здание северной столицы, переданное Русскому музею – центр демонстрации произведений «русского искусства в сочетании с мировыми тенденциями. Здесь посредством постоянных и временных экспозиций и выставок широко представлены предметы живописи, скульптуры и других жанров. Регулярно организовываются разнообразные тематические экспозиции:

  • Коллекция братьев Ржевских (шедевры графики, живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства – всего 503 экземпляра).
  • Константин Романов – поэт Серебряного века (в аутентичной обстановке его кабинета и Музыкальной гостиной).
  • Музей Людвига (произведения немецкого классического искусства 19-21 в).
  • Диалог немецких скульпторов Э. Барлаха и К. Кольвица с русскими современниками (220 произведений модернистов и работы российских мастеров).

Помимо этого, постоянно проводятся временные выставки, демонстрирующие мировое искусство.

Интересные факты

По некоторым источникам известно, что первый набросок дворца сделала сама Екатерина.

В фундамент дворца был замурован ящик с золотыми монетами.

По легенде говорится, что со стороны Мраморного переулка есть потайная дверь, якобы через нее ходили на свидание граф Григорий Орлов и Екатерина.

Согласно указу от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец именуется «Константиновским».

На территории дворца в 1883 году появился первый телефон.

В день открытия музея 1937 году 8 ноября у входа был установлен броневик, именного с него Ленин выступал в день прибытия в Петроград. В 1992 году броневик был отправлен в Артиллерийский музей.

Этапы реставрации

Вначале реконструкции подверглись 4 парадных зала, где размещались экспонаты Музея В. И. Ленина (последние нашли своё место в других музеях). Опытные реставраторы постарались «воскресить» уникальный паркет Ринальди (из 15 пород дерева), выразительные лепные элементы декора морской тематики: якоря, дельфины, морские коньки, силуэты кораблей, которые воссоздавались по рисункам 19 в. Настоящим чудом реставрации можно назвать восстановление «зелёного» паркета из 7 пород дерева.

В Гостиной ввернули к жизни настенную живопись и полностью воскресили прежний облик интерьеров. В Знамённом зале воссоздали лепной декор свода, очистили от краски искусственный мрамор, заново уложили паркет в первозданном виде. Кропотливо сложные работы проводились в Ротонде по реконструкции каминов, очистке облицовки из искусственного мрамора на стенах, реставрации наборного паркета. Более 2 десятилетий длилась реставрация знаменитого сооружения, но работы продолжаются.

Описание дворца

У самого входа во дворец  установлена надпись «Здание благодарности», немного выше расположена башенка с часами, а рядом находятся две фигуры: справа – Верность, слева – Щедрость.

В восточной части был построен служебный корпус. Здесь располагались конюшни, каретники, комнаты для прислуг. В западной части располагались помещения для хозяйственных нужд.

В Мраморном дворце парадная лестница украшена статуями: Утро, День, Вечер и Ночь. Каждая из них символизирует самое дорогое, что есть на каждом этапе жизни у человека. Утро – это детство, самая беззаботная пора. День – юность, время, когда только начинается жизнь. Вечер – это зрелость, когда уже многое прожито, но еще столько впереди. Ночь – старость, когда прожито все, и осталось только наслаждаться отдыхом.

Поднимаясь на второй и третий этаж, можно увидеть скульптуры, олицетворяющие весеннее равноденствие. Все скульптуры на Парадной лестнице были созданы в честь доблести, твердости духа и отваги Григория Орлова.

На первом этаже располагались кухни и котельные. Все служебные помещения были оборудованы всеми необходимыми механизмами.

Второй этаж представляет собой особую ценность. В его северной части расположена Большая Невская анфилада. В эту часть дворца можно попасть с Парадной лестницы. Далее если идти через Овальную проходную, то можно попасть в Лаковый зал. А если прогуляться через Большую столовую, то можно увидеть сердце дворца – Мраморный зал. Именно здесь расположены знаменитые барельефы «жертвоприношение», они были изготовлены для Исаакиевского собора Антонио Ринальди. Далее расположен Орловский зал, здесь можно увидеть различные экспозиции которые повествуют о доблести и величии братьев Орловых. После него находится Екатерининский зал, посетив его можно узнать детали жизни великой императрицы. С южной стороны к Екатерининскому залу, расположены личные покои графа Орлова.

В юго-восточной части дворца расположена Картинная галерея. В ней представлены около 206 шедевров живописи. Здесь можно увидеть творения таких мастеров как Рембрандт, Пуссен, Рафаэль и многих других.

На третьем этаже расположены жилые покои, библиотека, гостиные комнаты, а также китайская диванная.

Жизнь дворца после постройки

К сожалению, граф Григорий Орлов не дожил до окончания строительства дворца. Он умер 1783 году 13 апреля. После того как граф умер, Екатерина выкупила дворец у его наследников, и отдала в качестве подарка своему внуку Константину Павловичу.

Дворец пустовал около 10 лет, но после женитьбы Константин Павлович решил создать семейного гнездо на территории Мраморного дворца. Но недолго ему пришлось наслаждаться подарком Екатерины, так как он был выслан по ее же приказу за плохое поведение с женой.

С 1795 по 1796 года во дворце жил пленник Тадеуш Костюшко, он являлся лидером польских конфедератов. После смерти Екатерины, он был освобожден Павлом I. С 1797 по 1798 года дворец принадлежал бывшему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому. Но в 1798 году после его смерти, Константин Павлович вернулся в свой дворец.

При Константине Павловиче, на территории дворца была открыта картинная галерея и большая библиотека. Можно смело сказать, что с его возращением дворец обрел новую жизнь.

В 1814 году Константина Павловича назначают наместником Царства Польского, и ему приходится покинуть Петербург. После его отъезда дворец перешел Придворной канцелярии.

1832 году 6 марта Николай І передал дворец своему второму сыну Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека.

1845 году 20 августа было решено начать перестройку Мраморного дворца. Проект перестройки принадлежал архитектору Александру Павловичу Брюллову. Было решено увеличить на один этаж перекрытие дворца. Затем рядом с Парадным кабинетом открыть библиотеку. И построить Большой зал, чтобы проводить концерты и музыкальные вечера. Также планировалось восстановить турецкие и греческие бани. Все, что было запланировано, было осуществлено в кратчайшие сроки, и уже в 1849 году 29 декабря Константин Николаевич со своей супругой въехали во дворец.

После смерти Константина Николаевича дворец перешел к его сыну Константину Константиновичу. С этого момента здесь часто проводились концерты и литературные вечера. Глобальных изменений при Константине Николаевиче с дворцом не происходило.

На территории Дворцового комплекса во время Первой мировой войны размещался госпиталь для раненных солдат. Несмотря на сложную ситуацию, вдова Константина Константиновича жила во дворце, но затем ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова.

После окончания войны на территории дворца было размещено Министерство труда Временного правительства. Чтобы драгоценная коллекция художественных работ не пропала, ее перевезли в Эрмитаж. В разные времена здесь размещались различные учреждения. Так, например с 1919 по 1936 года здесь была Академия истории материальной культуры, Центральное бюро краеведения.

После того как академию закрыли, дворец бы передан Ленинградскому филиалу музея Владимира Ильича Ленина. По проекту Николая Евгеньевича Лансере, комплекс был перестроен. Была сохранена парадная лестница, а также знаменитый Мраморный зал. Музей открыл свои двери для посетителей 1937 году 8 ноября. В настоящее время на территории дворца проходят различные выставки, как местных, так и иностранных художников.

Царский подарок

Своим появлением дворец обязан желанию императрицы Екатерины II отблагодарить своего фаворита графа Г. Орлова за поддержку в ходе государственного переворота и возведении ее на царский престол осенью 1762 года.

Императрица придавала большое значение этому проекту и говорят, что ей принадлежит художественная идея этого здания. Она даже сделала концептуальный набросок строения и удивила зодчего своими архитектурными познаниями. Осуществить идеи императрицы взялся талантливый архитектор Антонио Ринальди. Он создал очень эффектное произведение искусства, фасады и интерьеры которого представляют собой настоящую художественную ценность.

Это творение действительно стало праздником изысканного вкуса и элегантности. Его особенность в использовании и искусном художественном сочетании многочисленных видов мрамора и различных видов природного камня. Такая технология отделки зданий была впервые применена в российском зодчестве и дворец является ярким примером инноваций XVIII века.

Общая композиция фасадов и плавный переход цвета снизу вверх, создают впечатление, что здание как будто вырастает из набережной Невы, являясь ее продолжением, а оттенки фасадов верхних этажей стремятся слиться с цветом питерского неба.

Мраморный дворец великолепно вписывается в архитектурный ряд Дворцовой набережной и обогащает его своим величественным видом и художественным совершенством.

История Мраморного дворца

Мраморный дворец – одно из самых красивых зданий Петербурга на Дворцовой набережной

Подарок фавориту

Дворец был создан по заказу Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Императрица преподнесла шикарный подарок в знак благодарности за деятельное участие в событиях 1762 года, в результате которых она оказалась полноправной владычицей престола.

Возлюбленный Екатерины не остался в долгу, он подарил ей огромный персидский изумруд, ценность которого почти равнялась стоимости дворца.

Автор проекта – итальянский архитектор Антонио Ринальди. Он полностью претворил в жизнь все пожелания императрицы, которая, приказав не жалеть средств на строительство, лично наблюдала за ходом работ.

По ее повелению над входом во дворец сделана надпись, адресованная Орлову, – «Здание благодарности». Начавшееся в 1768 году строительство продолжалось так долго, 17 лет, что граф Орлов умер до завершения работ, не успев справить в нем новоселье.

Владельцы дворца

В 1785 году Екатерина выкупила дворец у наследников за 1,5 миллиона рублей и вскоре подарила его своему 16-летнему внуку Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.

Впрочем, скоро ей пришлось лишить наследника подарка за «недостойное поведение». Молодой князь, издеваясь над 14-летней супругой, стрелял в коридоре из пушки живыми крысами.

Затем в Мраморном дворце жили поочередно сын и внук Николая I. Так он стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых – Константиновичей, хотя и предназначался графу Орлову.

В годы первой Мировой войны дворец использовался как госпиталь для раненых офицеров. В Советское время там располагалась Российская академия истории материальной культуры. В это время многие интерьеры были утрачены.

Позднее бывшая великокняжеская резиденция превратилась в музей Ленина. Ее внутренний двор украсил броневик «Враг капитала», с которого вождь революции произносил свои пламенные речи.

Сейчас на месте броневика поместили конную статую Александра III. С 1994 года здание Мраморного дворца перешло в ведение Русского музея.

Русский музей в Мраморном дворце

В стенах Мраморного дворца можно видеть некоторые восстановленные помещения и залы дворца.

— экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины 20 века;

Экспозиция, рассказывающая о его жизни и творчестве, открыта в подлинных интерьерах кабинета и музыкальной гостиной Великого князя, который был последним владельцем Мраморного дворца;

— коллекция произведений искусства петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских.

Коллекция, включающая произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, насчитывает 503 работы, половина из которых — живопись и графика второй половины 19 — начала 20 веков.

Интерьеры Мраморного дворца

Некоторые бывшие жилые и парадные интерьеры дворца выполнены в стиле эклектики и отличаются как разнообразием исторических стилей, так и материалов в отделке.

Парадная лестница

При входе в Мраморный дворец гостей встречает Парадная лестница, которая сохранила своё первоначальное убранство почти без изменений.

Отделка лестницы выполнена из различных сортов цветного мрамора. Напротив входа, на стене находится мраморный рельеф, изображающий архитектора А. Ринальди (мастер неизвестен).

Художественное убранство Парадной лестницы включает в себя скульптуры, выполненные из итальянского мрамора и установленные в нишах, а так же рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепной декор перекрытия.

Мраморный зал

Ещё одним уникальным творением в стенах дворца является Мраморный зал, первоначальное убранство которого во многом сохранилось до наших дней.

Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Пилястры выполнены из тивдийского мрамора с бронзовыми золочёными базами и капителями. Они опираются на тянущийся по периметру стен цоколь, разделенный филенками из зелёного итальянского мрамора, которые заполнены рельефными изображающими ваз с драпировками.

По периметру стен зала располагаются 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношений», выполенных скульптором Федором Шубиным в соавторстве с итальянским скульптором Антонио Валли.

На западной стене установлены два барельефа работы М. Козловского: «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от Галлов».

Перекрытие зала украшает живописный плафон работы С. Торелли «Свадьба Купидона и Психеи».

Белый зал

В Белом зале, по его периметру, воссозданы фигуры русских витязей и скульптурные изображения двуглавых орлов, лепной декор перекрытия. Из золочёной бронзы воссозданы люстры и бра. Пол зала выложен наборным паркетом.

Белый зал также именуют «Двусветным» или «Готическим», из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля.

Зимний сад

Зимний сад Мраморного дворца занимает пространство второго и третьего этажей.

Декоративные арки свода потолка сада опираются на чугунные колонны и полуколонны. Металлический потолок над третьим этажом имеет кессоны.

На восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой.

В середине сада на мозаичном каменном полу размещен мраморный фонтан с тремя чашами.

В Цветнике находится воссозданный мраморный камин с зеркалом.

Цветник

Также в Мраморном дворце примечательны: греческая галерея, интерьеры личных апартаментов Великого князя Константина Константиновича (кабинет, музыкальная комната, гостиные, библиотека и приёмная) и т.д.

Архитектурные особенности

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, кажется, что он вырос из гранита Невы. Серо-розовый гранит и стены здания перекликаются с цветом питерского неба. Здание отстроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины XVIII века.

Внешнее строение дворца

Дворец имеет сложную форму. Главный вход – во дворе и обращен к саду. Над входом надпись: «Здание благодарности».

Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, украшенной мраморными вазами. В ней находятся дворцовые куранты. Фасад щедро декорирован колоннами, пилястрами – вертикальными выступами в стене.

По сторонам расположены две мраморные аллегорические статуи «Щедрость» и «Верность» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой, размещенной на гранитных столбах с мраморными вазами.

В 1780 году в восточной части участка построили Служебный корпус, в котором находились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь, машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже – ванная, парная, зал для игры в мяч.

Западная часть, предназначенная для хозяйственных нужд, была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных на Миллионной улице.

На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, – рельефные фризы «Служение лошади человеку».

Наружные фасады

Главная художественная ценность дворца – наружные фасады, отделанные природным камнем. Цокольный этаж облицован розово-красным тивдийским гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа декорированы светло-серым гранитом.

Толщина стен дворца – 1,5-2метра. Высота здания от 12 до 22 метров. Колонны, выполненные из розового мрамора, ритмично чередуются с оконными проемами. Наличники окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей – рельефные воздушные беломраморные гирлянды.

В архитектуре здания заметны черты барокко: изящная вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый ажурными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.

Для отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. Огромные глыбы камня доставляли по Неве из карьеров около Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор везли из Италии.

Северные и южные фасады, обращенные на набережную Невы и Марсово поле, рассчитаны на восприятие с большого расстояния.

Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочеными бронзовыми балясинами, невысокими фигурными столбиками в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов – вазы из серого доломита, прочного просвечивающегося камня со стеклянным блеском.

Краткая история

В месте, где сейчас стоит Малый Мраморный дворец в Петербурге, в XVIII столетии, располагались прачечные императора и домики слуг при дворе. В 1770х годах территорией завладел князь Сергей Петрович Трубецкой. А ближе к концу XVIII столетия на территории нынешнего дворца был построен из камня 2-хэтажный дом. Построил его Д. Образцов.

Далее, в 30-40-х годах XIX столетия здание передано во владения графа А. Г. Кушелева-Безбородко, а в 1855 году достался по наследству его сыну, знаменитому коллекционеру художественных предметов, Николаю Александровичу. Николай являлся штаб-ротмистром в Кавалергардском полку.

С момента заселения Николая Константиновича, особняк стал называться Малым Мраморным дворцом. Мраморный из-за облицовки, а Малый – в связи с тем, что в центре города уже существовал Мраморный дворец.

Говорят, что князь Николай воровал из Мраморного дворца и его даже какой-то период времени держали арестованным в своём же имении. В 1874 году Александром II был заключён указ о болезни Николая Константиновича, вскоре после чего он был выслан из города.

После кончины Александра II, его наследник, Александр III исполнил желание родителя и выкупил дворец для вдовы умершего монарха, государыни Екатерины Долгорукой (Юрьевской). Усадьба обошлась в 600 тысяч рублей. Эти же деньги раньше были предложены французским посольством за Малый Мраморный дворец. Екатерина поселилась с детьми в особняке в 1881 году.

Интерьеры и внутреннее убранство

Войдя во дворец, бросается в глаза шикарная мраморная Парадная лестница. Изначально друг напротив друга располагались пять окон в виде арок и пять зеркал такой же формы. Лестница построена в стиле Людовика XIV. Поднявшись по лестнице на следующий этаж можно было попасть в Белый зал для танцев и Золотой зал.

Обустроены залы в том же стиле, что и лестница. На потолок Белого двухсветного зала нанесена картина «Смерть похищает Поэта».

Покрытие пола декорировано перламутром. Рядом с Танцевальным залом находился большой Кабинет, который являлся воспроизведением кабинета Карла V в Бельгии. Там держалась целое собрание снаряжения рыцарей. На этом же этаже была Бильярдная.

На потолке был витраж из стекла, который служил освещением помещения.  Гостиная выполнена из саксонского фарфора. Каждый зал отличался стилем от ренессанса до рококо.

Пристройки были соединены с самим дворцом Курительной Турецкой комнатой и Галереей. В пристройках тоже были шикарно отделанные залы. Отдельно отметим Зимний сад, в котором стоял великолепный фонтан. Пройдя сквер можно попасть в Пименовскую галерею и насладиться скульптурами Пименова «Преображение Господне» и «Воскресение».

Далее следовала Елизаветинская зала, исполненная в барокко. Немного в стороне большая библиотека с дубовой мебелью и Театральный флигель.

На главной лестнице она установила шкуру медведя, некогда сраженного Александром II. Пименовскую галерею Юрьевская перестроила в церковь с иконостасом мужа. Предметы, связанные с его памятью позже были перевезены во Францию, а ещё позднее в Ниццу.

Во дворце установлено много скульптур. Здесь можно увидеть различные статуи, лепные украшения и кашпо. Ещё Николай Александрович Кушелев-Безбородко украсил интерьеры дворца огромной коллекцией картин. Позже их передали в Эрмитаж.

Владельцы

Смену владельцев Мраморного дворца, диктуемую временем и обстоятельствами, можно выстроить в символический ряд.

Первый хозяин дворца – ближайший фаворит Екатерины Г. Орлов, генерал-адъютант и обладатель множества других чинов и званий стал владельцем дворца, не дожив до его официального открытия 2 года (умер в 1783 г).

  • Второй владелец – внук Екатерины Константин Павлович был хозяином дворца до 1831 года. Причём в 1797-98 г. здание было отдано под резиденцию последнего польского короля С. А. Понятовского, который скоропостижно умер в 1798 г).
  • Третий владелец – другой внук императрицы Константин Николаевич пожалован дворцом в 1832 г, когда ему исполнилось 5 лет. До совершеннолетия князя в здании жила многочисленная придворная челядь. Став женой князя, владелицей дворца наряду с ним была великая княгиня Александра Иосифовна, яркая выдающаяся личность своего времени. В течение жизни К. Н. (1827-92) дворец назывался Константиновским.
  • Четвёртым хозяином стал следующий внук Екатерины I – наследный князь Константин Константинович, владевший зданием до 1915 г., сделав дворец своеобразным храмом искусства. В великолепных залах устраивались драматические представления, проходили музыкальные концерты великих музыкантов и композиторов, организовывались творческие встречи писателей и поэтов.

Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Дворцовая набережная 
(фактический адрес — Миллионная 5Б)

Мраморный Дворец(Константиновский)

Мраморный дворец  -одна из жемчужен Петербурга. Свое название он получил потому, что при его отделке были использованы 32 разноцветных сорта мрамора, которые свозили к месту строительства прямо по Неве. Строительство дворца, начатое в 1768 году, продолжалось 17 лет, до 1785 года. Екатерина Великая заказала Ринальди этот дворец для своего фаворита, графа Григория Орлова, однако бедный Орлов так и не смог там пожить — умер до окончания строительства. Екатерина в 1796 году дарит дворец своему второму внуку, Константину, но вскоре забирает его после того, как внучек палит в коридорах из пушек а жена, Анна Федоровна, вынуждена прятаться в вазу..Потом ненадолго дворец передали  тоже бывшему фавориту Екатерины, польскому королю Станиславу Понятовскому, тут он и умер, а позже тут держали лидера польского восстания Костюшко.Затем дворец вновь перешел к Константину Павловичу, вплоть до его отречения от престола, когда он снова перешел в казну.
В 1832 появляется новый хозяин, Великий князь Константин Николаевич, сын Императора Николая I. При нем была предпринята капитальная реконструкция дворца, порученная придворному архитектору А. Брюллову. А. Брюллов не имел выбора — реставрировать дворец или переделывать его: уже в 1830 году, несмотря на постоянные ремонтно-реставрационные работы, здание находилось в аварийном состоянии, а сохранившаяся отделка, вплоть до дверных полотен и паркета, была демонтирована. Архитектор не внес изменений в оформление фасадов здания и сохранил, в основном, планировку его помещений. По проектам А. Брюллова заново оформлялись интерьеры залов Мраморного дворца, при этом отдавалось предпочтение позднему Ренессансу, готике, рококо и классицизму. 29 декабря 1849 дворец официально именуется «Константиновским» и переходит в потомственное владение Константина Николаевича. В 1888 году владельцем дворца становится сын Константина Николаевича, Великий князь Константин Константинович. Он с семьей поселился на первом этаже, с окнами на Миллионную. Для него в 1880—1890-е годы создается на первом этаже ряд апартаментов: Английский кабинет, Готическая музыкальная гостиная, Нижняя библиотека. Константин Константинович — известный русский поэт Серебряного века, подписывавший свои произведения криптонимом «К.Р.», был и замечательным переводчиком произведений Гете, Шиллера, Шекспира.Мраморный дворец при Константине Константиновиче стал центром культурной жизни столицы: в его залах проходили музыкальные вечера, на которых собирался интеллектуальный цвет столицы, читались и обсуждались лучшие произведения иностранных и русских авторов, ставились спектакли, в которых принимали участие сам Константин Константинович, его жена, Великая княгиня Елизавета Маврикиевна, и их дети.  Во дворце свободно помещалась многочисленная семья Константина Константиновича а также его холостой брат, Великий князь Дмитрий Константинович. По сути он был последним хозяином дворца.

Дворцовая набережная. Первое слева здание — Мраморный дворец
 

Так была украшена флагами Дворцовая набережная при торжествнном  перезахоронении праха Императрицы Марии Феодоровны в сентябре 2006, слева — Мраморный дворец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector