Город баку

Содержание:

Современность

После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена ​​недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.

Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в ​​тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.

К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.

Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в ​​1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).

Традиционные угощения

На пороге дома азербайджанской семьи следует оставить обувь и следовать всем указаниям хозяина. Первыми на стол подаются стаканы, из которых принято пить чай. Своеобразным символом азербайджанского стола стали стаканы “Армуду”, которые по своей форме напоминают фигуру восточной женщины.

Правда, в переводе с местного языка их название значит “груша”, что, хочу заметить, соответствует внешнему виду посуды. Из-за оригинальной формы чай в стаканах достаточно быстро охлаждается, однако долгое время остаётся свежим.

“Армуду” – неотъемлемая часть азербайджанского чаепития, у которого есть свои принципы и особенности. Кстати, чай азербайджанцы предлагают всем, подчёркивая своё уважительное отношение к человеку. Исключением станет только враг, которого не желают видеть в своём доме.

За чаем следуют вторые блюда, которые также следует есть по-особенному. Например, брать что-либо левой рукой не позволяется (эта рука у мусульман считается “нечистой”). А вот рис и ряд других схожих блюд вполне можно есть, набирая в щепотку (без столового прибора) или с помощью кусочка хлеба.

Чай в Азербайджанских чашках армуду

Религия

В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.

Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.

Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).

Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.

Использованы материалы Википедии

Древность

Вопрос «Откуда произошли азербайджанцы?» актуален по сей день. Считается, что кавказоязычные албанские племена являются самыми ранними жителями региона, в котором расположена современная Азербайджанская Республика. Ранние иранские поселения включали скифов (королевство Ишкуза) в девятом веке до нашей эры. Следуя за скифами, мидяне стали доминировать над районом к югу от реки Арас. Древний иранский народ мидийцев создал огромную империю между 900 и 700 гг. до нашей эры, которую Ахемениды объединили в свою империю около 550 года до н. э. В этот период зороастризм распространился на Кавказе и в Атропатене.

Не зная всей этой длинной и запутанной истории, невозможно понять, откуда появилась нация азербайджанцев. Александр Великий победил Ахеменидов в 330 году до нашей эры, но позволил мидийскому сатрапу Атропату остаться у власти. После падения Селевкидов в Персии (в 247 году до нашей эры) Королевство Армения контролировало большую часть Кавказской Албании. Кавказские албанцы создали царство в первом веке до нашей эры и в значительной степени оставались независимыми до тех пор, пока персидские Сасаниды не сделали их королевство вассальным государством в 252 году нашей эры. Правитель кавказской Албании, король Урнайр, отправился в Армению, а затем официально принял христианство как государственную религию (в четвертом веке н. э.), и Албания оставалась христианским государством вплоть до VIII века. Сасанидский контроль закончился поражением перед арабами-мусульманами в 642 году н. э. благодаря мусульманскому завоеванию Персии.

Численность населения Баку на 2021 год. Количество жителей Баку

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Баку Годы
155 876 человек 1903 год
214 672 человек 1913 год
453 333 человек 1926 год
787 623 человек 1939 год
652 507 человек 1959 год
1 262 515 человек 1970 год
1 013 436 человек 1979 год
1 788 854 человек 1999 год
2 045 815 человек 2009 год
2 204 200 человек 2015 год
2 374 000 человек 2016 год
2 262 600 человек 2018 год

График изменения численности населения Баку:

Численность населения Баку в 2015 году составила 2 204 200 человек, а агломерации – на 492 тысячи больше. Плотность населения города — 1015 чел./км².

Численность жителей Баку выросла с 13 тысяч в 1860-х годов до 112 тысяч в 1897-м и до 215 тысяч в 1913-м, что поставило его на первое место по населенности среди городов Кавказа. 

После того, как в начале 19 века Баку превратился в многонациональный город, азербайджанцы в нем оказались в меньшинстве до 1940-х годов. Те из них, кто не занимались торговлей и нефтепромыслом, работали, в основном, чернорабочими. Армяне также были заняты в нефтепромысле и торговле, русские были чиновниками, военнослужащими, владельцами и служащими на нефтепромыслах, извозчиками и мастеровыми. 

В 1843 году Баку был небольшим поселком, в котором проживало 2 150 человек, 20% из которых составляли армяне, а другие были мусульманами. 

В 1913 году 35,5% бакинцев составляли представители трех восточнославянских народов, 21,4% — азербайджанцы (в то время – закавказские татары), 19,4% — армяне, 11,7% — персы, 4,5% — евреи, 1,9% — грузины, 1,5% — немцы и 1,1% — татары. Мусульмане в основном проживали на западе и в историческом центре города, армяне – на востоке, а русские – в промышленных районах. Когда был построен новый центр, возникла смешанность населения. Грамотных жителей старше 5 лет было 49%. В частности, доля грамотности среди азербайджанцев составляла 22,2%, среди русских – 62,4%, а среди армян – 63,4%. 

Спустя тринадцать лет численность населения Баку возросла почти на 240 тысяч человек. Национальный состав был представлен следующим образом (в порядке уменьшения): русские, азербайджанцы, армяне, евреи, татары, украинцы, персы, немцы, лезгины, таты, грузины, белорусы, горские евреи, поляки, осетины, греки, мордва, латыши, среднеазиатские евреи, литовцы, эстонцы и другие народы.

В 1989 году в городе жили 1 795 000 человек, почти 300 тысяч из них являлись русскими. До 1988-го, как минимум 200 тысяч бакинцев представляли армяне, но они уехали из города после армянского и сумгаитского погромов. 

В 1999-м численность горожан старше шести лет составила 1 634 193 человека. В основном ими являлись азербайджанцы, дальше следовали русские, татары, лезгины, евреи, грузины, турки, талыши, таты, курды, аварцы, армяне, цахуры, удины, и другие народы.

В 2009 году численность азербайджанцев составила 90,3%, а русских – 5,3 %. Кроме этого в городе живут украинцы, курды, ряд дагестанских народов, евреи, грузины и турки.

Этнохороним: бакинцы, бакинец, бакинка.

1.5. Зороастризм в Азербайджане – Земле вечного огня

1.5.1. Зороастризм – одна из древнейших религий.

Основоположником вероучения стал пророк Заратуштра, которого древние греки прозвали Зороастром. Собственно говоря, именно от его имени и произойдёт слово, которое станет в далёком будущем наименованием конфессии. Сам же Заратуштра назвал своё вероучение «Маздаясна», потому что объектом поклонения в зороастризме является верховное божество – Ахура-Мазда.

Предание! Всё началось с божественного откровения. С откровения, данного Заратуштре самим Ахура-Маздой. Заратуштра с самого детства был очень добрым, светлым, мыслящим ребёнком. Его смущало, что мир кругом несправедлив, что убийства и унижения давно стали обыденностью для человеческого общества. И он не выдержал… Заратуштра отправился в путешествие, которое никуда не вело. Он шёл куда глаза глядят и думал. Он философствовал, размышлял о жизни, об этом гнусном и неправильном мире, и Ахура-Мазда дал ему своё откровение. Это откровение Зороастр записал в книгу, названную Авестой. С этих событий и начинается история зороастризма.

1.5.2. Ахуда-Маздра – Мудрый Бог

Зороастрийцы поклонялись Ахура-Мазде. Их поклонение верховному божеству выражалось, в первую очередь, в поклонении огню. Огонь был символом духовного роста, очищения и стремления к небесам. Поэтому зороастрийцев и стали называть огнепоклонниками.

1.5.3. Зарождение религии

Зародился великий культ поклонения огню в Иране. Поначалу новая религия не смогла набрать популярности – на первых порах Заратуштре удалось обратить в новую веру только одного человека – своего близкого родственника. Однако вскоре дела пошли в гору – учение прижилось и набрало обороты. Как и в случае с исламом, идеи зороастризма были распространены в ходе завоеваний. Сначала зороастризм укрепился в Персии времён Ахеменидов. Это государство распространило зороастризм по миру с помощью завоеваний.

Интересный факт! Несмотря на явно выраженную в Авесте идею человеколюбия, распространители этой благодатной вести не гнушались использовать оружие против тех, кто не был солидарен со взглядами огнепоклонников. История повествует, что врачи-зороастрийцы не вводили в свою практику новые методы лечения, пока методы эти не были дважды опробованы на «непокорных».

В 330 году до н.э. династия Ахеменидов распалась. Роль завоевателей-распространителей на себя взяли Сасаниды, которые подчинили себе почти весь Ближний Восток, и насадили свою религию во всех захваченных землях. Государство Сасанидов просуществовало с 226-652 гг. нашей эры. Сасаниды и принесли огонь зороастризма в Азербайджан.

1.5.4. Приход зороастризма на Азербайджанские территории

Историческая справка! В Азербайджане есть места, где естественным путём на поверхность выходит природный газ, и горит негаснущим пламенем. Отсюда и название республики, переводящееся как «земля негаснущих огней».

Конечно, такая земля сразу понравилась служителям зороастрийского культа. Вокруг мест, где горело негаснущее пламя стали возводиться храмы. Один из них, сохранившийся до сей поры, находится в деревушке Сураханы. Храм носит название «Атешгях», что в переводе со среднеперсидского языка означает «дом огня». Сегодня это скорее музей, нежели храм, однако до сих пор сюда приходят паломники, чтобы поклониться Ахура-Мазде.

1.5.5. Зороастризм в республике в наши дни

Зороастризм сегодня исповедуют около 2000 жителей Азербайджана. Зороастрийцы с разных стран переезжают сюда, чтобы жить ближе к своим святыням. Многие традиции зороастризма сегодня уже не соблюдаются — возможно оттого, что большинство Писаний Заратуштры так и не дошли до нас. Из более чем трёхсот пятидесяти тысяч слов, до сегодняшних дней дошла только десятая часть. Адепты этой религии впрочем, сохранили главные принципы учения: чистые мысли, чистые слова и чистые поступки. Сохранился и главный обряд зороастрийцев – поклонение огню.

1.5.6. Колоссальное влияние на современный уклад жизни азербайджанцев

Многие их праздники и традиции уходят корнями в учение Зороастра. Например, игры и обряды, столь любимые у молодого деревенского населения страны, очень тесно связаны с культурой огнепоклонников. И даже у истоков самого главного азербайджанского праздника – Наурыза Байрамы стоят традиции, заложенные когда-то зороастрийцами. Культура огнепоклонников проступает и в мелочах; например, главная восточная сладость – пахлава по форме напоминает знак «бута», который у зороайстрийцев являлся символом огня.

1.3. Иудаизм – древняя религия с множеством последователей

1.3.1. История азербайджанского иудаизма насчитывает около 1300 лет.

Главный принцип иудаизма очень схож с основным догматом ислама – Бог един, и единственен. Бытует даже мнение, что ислам во многом скопировал основные положения иудейского вероучения. Не будем сейчас рассуждать, так это, или нет; просто отметим, что сходства между исламом и иудаизмом есть, и довольно значительные. Различий, несомненно, тоже много, даже сами объекты поклонения разные: в исламе – Аллах, в иудаизме – Яхве.

Принципы иудаизма:

Иудаизм – уникальное учение. Именно иудеи первые начали поклоняться Богу, как Личности.

  • Бог – живая, действующая Личность, проникающая во все дела человечества, и руководящая ими.
  • «Бог – совершенен. Он – есть абсолютное Совершенство во всех отношениях. Он Всемогущ, Всеведущ, Всевидящ».
  • «Бог дал людям Тору – совершенный Закон, который необходимо в точности соблюдать, чтобы наследовать вечную жизнь».

1.3.2. Иудеи Азербайджана — 16 тысяч жителей республики

Иудеи в Азербайджане делятся на три общества:

  • община горских евреев (субэтническая группа евреев, населяющих преимущественно северную часть Азербайджана),
  • европейские евреи (или евреи-ашкенази, как их ещё именуют)
  • грузинские евреи.

Удивительно, но даже в самые страшные для евреев времена, когда буквально весь мир проявлял антисемитские настроения, евреи Азербайджана жили в относительном спокойствии. Этот факт можно считать доказательством цитаты о «спокойной обстановке, способствующей религиозной терпимости и свободе вероисповедания», приведённой выше. И сегодня, как и всегда, евреи активно участвуют в общественно-политической, культурной и экономической жизни страны.

Этнографические группы

В азербайджанском этносе сложилось несколько этнографических групп, отличавшиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту. Некоторые этнографические группы азербайджанцев сохранялись и в последней четверти XIX века.

  • Айрумы — расселены на западе Азербайджана (в районе Гянджи, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа
  • Афшары — группа азербайджанцев, расселённая по всему Ирану.
  • Баяты — являются субэтнической группой как азербайджанцев, так и туркмен.
  • Карадагцы — расселены по горному плато Карадаг, на северо-западе Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам.
  • Карапапахи — проживают в западной части Азербайджана, частично в Грузии.
  • Падары — жители Восточного Азербайджана. У них дольше, чем у других этнографических групп азербайджанцев, сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта.
  • Терекеме — особая этническая группа азербайджанцев, проживают в Дагестане и в ряде южных районов Азербайджана.
  • Шахсевены — расселены главным образом в Иране и на юге к Араксу в Джебраильской степи. Подразделениями шахсевенов считались, по данным А. Д. Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населённых пунктов Казахского уезда Кадырлы и Каралал.

В Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии, по данным С. П. Зелинского, было 7 племенных групп азербайджанцев: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы. Этнограф и кавказовед Мапк Косвен отмечает, что среди азербайджанцев можно было в прошлом различать следующие племенные группировки: джеваншир, демурчасанлы, подразделявшиеся на такля и муганли, далее — джибраили, саржали, софули, гягили, ходжал-сахли, джиили, делагарда, кенгерли, имирли и.т.д.

Антропология об азербайджанцах

Одни из антропологических типов Азербайджана

Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.

  • форма головы-длинная,
  • рост средний и выше среднего,
  • преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.

Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.

Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе

Территориальные вопросы эноса

Поскольку азербайджанцы – это очень разноплановый этнос, представители народа встречаются не только в данном регионе, но и в других странах мира. Более того, разделение их земель между Россией и Персией привело к тому, что сегодня их, проживающих в Иране, насчитывается от 15 до 20 млн человек. Это гораздо больше, чем население самого Азербайджана – там, по данным государственной статистики, проживает около 10 млн жителей.

Именно они оказали серьезное влияние на развитие здорового национализма в современном Иране. После Второй Мировой войны жители Азербайджанской республики в СССР и азербайджанцы Ирана получили возможность тесно общаться. Это внутреннее единение можно увидеть и сегодня.

Имеются тесные связи у азербайджанцев и дагестанцев в России. В 2000 году дагестанские власти включили азербайджанцев в число коренных народов Республики Дагестан, хотя этот этнос здесь и отнесен к категории малочисленных. В основном, они проживают в южных частях республики, а именно в Дербенте и его районе их проживает больше всего. В республике составляют не более 5% (а то и меньше) от всего дагестанского населения.

Серьезный конфликт возник в свое время у азербайджанцев с армянами, он касался территории Нагорного Карабаха, расположенного на востоке Армянского нагорья. Исторически эта территория относилась к Армении, однако Парижская Мирная Конференция в 1920 году отнесла этот регион к Азербайджану.

С тех пор азербайджанцы Карабах считают своим, что и привело после распада СССР к территориальному конфликту, вылившемуся в полноценные военные действия обеих сторон.

Лишь в 1994 году Армения и Азербайджан заключили перемирие, хотя напряженная ситуация в данном регионе наблюдается и сегодня. Сколько бы азербайджанцы ни утверждали, что являются законными обладателями Нагорного Карабаха, армяне не собираются признавать это.

Выбирать исключительно дорогие отели

По работе я бывал во многих дорогих отелях Баку, например в Fairmont Baku at the Flame Towers, Hilton Baku, Qafqaz Resort Hotel

Несмотря на то что все они высококлассные, стоит обратить внимание и на более бюджетные варианты, которые не уступают по сервису и гостеприимству

При выборе отеля советую обращать внимание не только на красивые фотографии, но и на отзывы путешественников. О том, как правильно читать отзывы, рассказали в блоге

Fairmont Baku at the Flame Towers — от 9534 руб. за ночь.

Hilton Baku — от 9300 руб. за ночь.

Qafqaz Resort Hotel — от 5447 руб. за ночь.

Хорошие и недорогие отели в центре города

Old City Inn — от 1697 руб. за ночь.

Гостиница «Гыз Галасы» — от 2401 руб. за ночь.

Отель Swan — от 1407 руб. за ночь.

Prestige Boutique Hotel Baku — от 2609 руб. за ночь.

Twin Castle Boutique Hotel — от 1611 руб. за ночь.

Апартаменты в Баку

Apartment on Heydar Aliyev Ave — от 2134 руб. за ночь.

Deluxe Apartment with Sea and F1 view — от 2987 руб. за ночь.

Studio Apartment in Old City — от 2020 руб. за ночь.

Апартаменты Keykab Khanim Safaraliyeva — от 1816 руб. за ночь.

После заселения проверь в апартаментах наличие чистого постельного белья, рабочее состояние бытовой техники. Выбирай размещение подальше от больших перекрёстков и без окон на шумные улицы. О том, как правильно выбрать отель или хостел, читай в блоге.

1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать

Религия Бахаи – возникла в середине 19 века в Персии. Сначала учение было ответвлением шиитского ислама, однако вскоре стала отдельной религией. По крайней мере, в 1925 году, суд Египта признал бахаизм самостоятельной отдельной религией.

  • Какие постулаты провозглашает учение Бахаи?

Бог объясняется им как единое существо, которого невозможно познать. По этой причине, ни одна мировая религия не может дать полноценного объяснения концепции Бога, утверждают адепты религии Бахаи. Ни одна мировая конфессия не в силах в одиночку нарисовать полноценную, исчерпывающую картину мира, но все вместе, они дополняют рисунки друг друга.

Как это объясняется?

Откровения о Себе Бог давал человечеству через нескольких Своих Посланников. Каждый из них основал собственный культ, однако на самом деле, они описывают одного и того же Бога и их следует рассматривать вместе, не отделяя друг от друга.

Кем основано и развито учение?

Учение было сформировано человеком, по имени Сайид Аль Мухаммед (называл себя «Баби»), в начале 19 века, который провозгласил себя Пророком Божиим. Популяризовал же его идеи другой человек, по имени Бахаулла. В сегодняшнем бахаизме он почитается как реинкарнация Кришны, и как последний Посланник Бога на земле. Именно в его честь и была названа данная религия.

Компоненты азербайджанского народа

Огузы в Азерйбаджане

Огнепоклонники-зороастрийцы стали основным населением этих земель, ассимилировав автохтонные племена Кавказа, близких в древним европейцам. До сих пор, Азербайджан зовется «страной огня», хотя уже давно исповедует ислам, а не культ Ахура-Мазды.Благодатные земли притягивали желающих легкой наживы, скоро здесь появятся скифы, массагеты и родственные им парфяне, а затем и тюрки: огузы, гунны, хазары.

Последние и переломили этническую историю региона, сделав доминирующим тюркский, а не иранский элемент, как было ранее.Арабское завоевание, принудительная исламизация страны еще более укрепила связь Азербайджана с миром ислама.И тюрки, и арабы, а позднее и монголы будут исповедовать ислам, а значит азербайджанские народы будут постоянно сражаться под флагами разных халифатов, неся веру или просто борясь за чужие интересы.

Битва Ирана и тюрок

Иранское население и его культурная парадигма, все более растворялась и исчезала в тюркском мире, окончательно это закрепилось во время расцвета империи Османов, где один из турецких родов — сельджуки, прямо происходит от потомков смешанного населения тюрок, остатков массагетов и населения современного Азербайджана.

Долгое время, зона границы между Ираном и Оттоманской портой, была и зоной границы тюркского и иранского частей азербайджанского народа.Но в 19 веку, она стала уже окончательно размытой.

Демографическая статистика

Языки

  • Азербайджанский (официальный) 92,5%

    Этнолингвистические группы в Азербайджане

  • Русский 1,4%
  • Армянский 1,4%
  • Другое 4,7%

Возрастная структура

0-14 лет: 22,7% (1176 438 мужчин / 1017 926 женщин)
15-24 лет: 17,5% (877773 мужчин / 818380 женщин)
25-54 года: 45,1% (2 207 239 мужчин / 2 216 520 женщин)
55-64 года: 8,5% (379 081 мужчин / 44 2970 женщин)
65 лет и старше: 6,3% (232 297 мужчин / 377 586 женщин) (оценка 2014 г.)

Урбанизация

Городское население: 5,554,445 человек. Это 55,5% от общей численности населения (2019 г.)
Скорость урбанизации : 1,64% годовых изменений (2010-15 г.).

Соотношение полов

При рождении: 1,12 мужчин / женщину
0-14 лет: 1,16 мужчин / женщину
15-24 лет: 1,09 мужчин / женщину
25-54 года: 0,99 мужчин / женщину
55-64 года: 0,98 мужчин / женщину
65 лет и старше: 0,64 мужчин / женщину
Общая численность населения: 0,996 мужчин / женщину (оценка на 2021 год).

Коэффициент младенческой смертности

Итого: 26,67 смертей / 1000 живорождений
Место страны в мире: 69
Мужчины: 27,47 смертей / 1000 живорождений
Женщины: 25,76 смертей / 1000 живорождений (оценка 2014 г.)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Общая численность населения: 71,91 года
Место страны в мире: 141
Мужчины: 68,92 года
Женщины: 75,26 года (оценка 2014 г.)

Общий коэффициент рождаемости

2,04 ребенка на женщину (оценка 2009 г.)
1,92 ребенка на женщину (оценка 2012 г.)
1,91 ребенка на женщину (оценка 2014 г.)
Место страны в мире: 138

ВИЧ / СПИД

Уровень распространенности среди взрослого населения: менее 0,2% (оценка 2012 г.)
Место страны в мире: 106
Люди, живущие с ВИЧ / СПИДом: 10 400 (оценка 2012 г.)
Место страны в мире: 102
Смертей: 65 (оценка 2012 г.)
Место страны в мире: 85

Религии

  • Ислам 96,9% (преимущественно шииты)
  • Кристиан 3%
  • Другое <0,1
  • Неаффилированные <0,1
Примечание . В Азербайджане религиозная принадлежность остается номинальной; проценты для реально практикующих приверженцев намного ниже.

Грамотность

Определение: в возрасте 15 лет и старше умеют читать и писать
Общая численность населения: 99,8%
Мужчины: 99,9%
Женщины: 99,7% (перепись 2010 г.)

ВВП на душу населения

Размер внутреннего валового продукта на душу населения составляет 15 076 долларов, это 86 место в мире. Азербайджанская Республика является развивающимся государством индустриально-аграрного типа, на территории которого развито большое количество отраслей сельского хозяйства.

Также развитие экономики обусловлено большим числом предприятий нефте- и газодобывающей отраслей, наличием химических заводов, предприятия черной и цветной металлургии. Рост экономики является одним из самых быстрых среди государств СНГ. В промежутке 2003 по 2008 года размер внутреннего валового продукта вырос более, чем в два раза.

Также происходит переход на альтернативный вид энергии. На данную отрасль выделяется большое количество средств. На 2021 год более трети всей энергии производится альтернативными способами, за счет чего экономится огромное количество газа, ведущее к росту внутреннего валового продукта.

По городам

Азербайджан подразделяется на 66 районов и 11 городов федерального значение. В большинстве из них проживает от 10 до 80 тысяч жителей, однако имеется три крупных населенных пункта, в которых живет более ста тысяч человек. В стране всего один город-миллионник – столица Баку.

Баку

Столица Азербайджана, в которой проживает более двух миллионов человек. Является крупнейшим экономическим, научным и промышленным центром не только государства, но и всего Закавказья, а также крупнейшим портом Каспийского моря.

В Баку находится большое количество крупных государственных университетов, подготавливающих специалистов достаточно высокого класса. Также на его территории располагается большое число театров, музеев и достопримечательностей, среди которых много церквей и мечетей, а также памятников различным деятелям культуры.

Гянджа

Второй по величине город Азербайджана с более, чем 300 тысячами жителей. Также именуется второй столицей государства. Является еще и вторым научным центром страны, в нем расположены три крупных высших учебных заведения – государственный, аграрный и технический университет. В Гяндже находятся консульства Турции и Грузии.

Сумгайыт

Данный город находится неподалеку от столицы Азербайджана, в нем проживает более 330 тысяч человек. Раньше Сумгайыт представлял собой небольшое селение, которое сильно разрослось благодаря развитию на его территории большого количество предприятий нефтегазовой отрасли. Поэтому в середине 20 века город уже оформился в качестве крупного промышленного центра Азербайджана.

Мингечевир

Четвертый по численности город страны, в котором проживает более 95 тысяч человек. В нем расположено большое количество производств в сфере энергетики, промышленности, а также научных и образовательных центров. На его территории расположена крупнейшая тепловая станция Азербайджана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector