Осетины: потомки скифов и алан (фото, видео)

Народные традиции

Осетинская нация всегда славилась и славится гостеприимством и семейными ценностями. С особым уважением относятся здесь к старшим по возрасту. Существуют незыблемые правила, которые никто в семье не нарушает:

  1. При входе в дом старшего по возрасту каждый осетин должен встать и поприветствовать его.
  2. При разговоре с отцом даже взрослые сыновья стоят.
  3. Хозяин не садится за стол раньше гостя.
  4. В обществе гостей большое значение придается щедрому угощению.

Если кто-то из стариков затягивал за столом песню, все должны были поддержать. Сидели долго, но ели мало, так как для осетина много есть — стыдно, и уговорить его даже голодного сесть за стол почти невозможно. Что касается народных развлечений, то петь могли раньше только мужчины, в танцах, наоборот, больше участвовали женщины. Шедевром танца до сих пор считается древний хороводный танец под названием симд, уважаемы также парные танцы, где очень много различных движений:

  • хонга-кафт с приседаниями;
  • шуточный гогыз-кафт и другие.

В старину любимым проведением свободного времени девушек были посиделки, которые проводились осенью после уборки урожая. Их было несколько видов, парни не приглашались. Собирались обычно в одном доме и в течение всей ночи веселились, пряли конопляную пряжу, пели песни, делились секретами.

В течение многих веков горцы соблюдали неписаные законы — адаты, бывшие для них своеобразным кодексом чести. Каждое горное общество имело своего старейшину, спорные вопросы решал народный суд. При грозящей какому-то роду опасности все мужчины других селений вставали на защиту. По мнению осетин, человек должен не сносить любые оскорбления, а проявлять мужской характер. В ответ на удар плетью или палкой могло последовать убийство. Оскорблением считалось и дотронуться до головного убора осетина. Шапка для горца является вещью священной и неприкосновенной.

При любом материальном положении шапка должна была соответствовать настоящему мужчине-горцу. Если последний проявлял трусость, то ему говорили, что он должен носить не шапку, а платок. Мстительность веками воспитывалась в осетинской среде, лозунг «кровь за кровь» ярко отражал идеологию строгого уклада. Сегодня кровная месть почти искоренена, но новые правовые институты приживаются с трудом.

Во время Великой Отечественной войны многие осетины показали себя настоящими героями на поле боя. Более 70 человек получили звание Героя Советского Союза. Из осетин вышли такие известные личности, как писатель Коста Хетагуров, режиссер Евгений Вахтангов, актеры Вадим и Егор Бероевы, много призеров Олимпийских игр (знаменитые борцы Андиев и Рамонов, Артур Таймазов и другие).

Одежда и национальная кухня

Осетины в большинстве темноволосы и темноглазы, цвет кожи слегка смугловатый. Встречаются среди них и голубоглазые, с каштановыми и светлыми волосами. Осетинки очень красивы. И мужчины, и женщины отличаются стройным телосложением и физической силой. Национальный костюм осетин сейчас используется редко, только по праздникам. У женщин он состоит из рубахи, корсета, светлого платья, шапочки и фаты-вуали, на груди много застежек с птицами. В мужском костюме считается обязательным наличие следующих элементов:

  • шаровар;
  • черкески;
  • бешмета;
  • ноговиц;
  • башлыка;
  • папахи;
  • узкого пояса;
  • кинжала.

У женщин самым популярным был бордовый цвет, сверху наносилась вышивка золотыми нитями. Зимой верхней одеждой мужчин была бурка — плащ без рукавов, обычно темного цвета, сшитая из войлока. Повседневная одежда состояла из бешмета, рубахи, шаровар и черкески, сшитой из бурки или холста. На голову в зимнее время надевали папаху — высокую барашковую шапку, а летом носили войлочную шляпу.

Важное место, как и везде на Кавказе, уделяется шашлыку. В давние времена рацион был скудным: хлеб чурек и молоко, но чаще вода или пиво; блюда из овсянки

Самыми излюбленными напитками национальной кухни Осетии являются квас, пиво, брага и арака. Осетинское пиво любят на северном Кавказе и в России, качество его отметили и многие иностранные туристы.

Обязательное блюдо на праздничном столе — пироги: с сыром и картошкой, с мясом, черемшой с сыром, тыквой, фасолью. Готовятся они всегда из дрожжевого теста. В традиционном мясном пироге главным считается правильно соблюсти пропорции: теста — 300 граммов, мяса — 700. Стоит отметить, что Осетия — это родина всеми любимого кефира. Готовится он здесь по-особому: в деревянной кадке или в специальном кожаном мешке.

https://youtube.com/watch?v=a2YkKo8hoFA

Традиции осетин

Для осетина гость всегда был посланником Бога, и принимать гостей необходимо было по определённому ритуалу.

Гость не мог поздороваться и слезть с коня, пока его не встретит хозяин дома. Гость должен был заходить в дом только с правой ноги, чтобы хозяину сопутствовала удача. Хозяин с домочадцами обязаны были прислуживать гостю, хорошо накормить его и преподнести ему почётный бокал. Гость в свою очередь не должен был злоупотреблять гостеприимством и уметь вовремя откланяться.

Три брата, олицетворяющих три касты: жрецы, аристократы и воины.

У осетинского застолья тоже есть свод правил. Например, запрет на сквернословие, специальная рассадка участников (опоздавший усаживается в конце стола, после всех остальных), определённая одежда. Выпивать во время осетинского застолья можно только после тоста и так, чтобы не допустить сильного опьянения.

Осетинские свадьбы длятся по нескольку дней. В старину невесту нередко крали, чтобы не платить за неё выкуп. До наших дней сохранился обычай тайного визита, который жених вместе со своими самыми близкими друзьями должен нанести невесте накануне бракосочетания, чтобы подарить ей обручальное кольцо.

Осетинская невеста

Ещё одна красивая свадебная традиция осетин – это обряд снятия с невесты фаты на второй день свадьбы. Это делают специальным флажком, который потом хранится в доме новобрачных.

Погребальные обряды осетин не менее интересны. Известно, что XVIII-XIX веках все родственники умершего, которые приходили с ним проститься, становились на колени и двигались к гробу таким образом. Интересно, что подобная традиция существует и у цыган, откуда такое сходство остается только догадываться. Кроме того, они громко оплакивали усопшего: женщины рвали на себе волосы, а мужчины били себя плетью по голове.

Средневековый некрополь Даргавас

В средневековом некрополе 14-18 вв Даргавас захоронения были открытыми (без гробов) — труп покойного вносили через лаз и оставляли на деревянном настиле либо поверх ранее оставленных тел, мужские и женские тела размещались вместе

У осетин также было принято проводить во время похорон состязания, а в качестве призов раздавать победителям ценные вещи скончавшегося.

Турецкие осетины исповедуют ислам

Осетины в Турции — это национальное меньшинство, в основном представленное потомками выходцев из Северной Осетии второй половины XIX века. Большинство турок исповедует ислам, поэтому религия эта стала основной для северных осетин-мусульман, эмигрировавших в страну.

Основной причиной их переселения сюда стало мухаджирство — массовое и целенаправленное переселение мусульман в мусульманскую страну из немусульманских стран, где мусульмане являются меньшинством.

Представители осетинской и других кавказских диаспор в Турции протестуют против нападения Грузии на Южную Осетию (Стамбул, 13 августа 2008). Фото: upload.wikimedia.org

Несмотря на то, что турецкие осетины долгое время проживают вне Территории Северной или Южной Осетии, они до сих пор сохраняют свою осетичную идентичность.

По разным подсчётам осетинское население в Турции составляет от 20 тыс. до 36 тыс. человек. Сейчас большинство осетин проживают в крупных городах: Анкара, Стамбул и Измир. Осетины Турции всё ещё сохраняют свою осетинскую идентичность. В 1989 г. был создан культурно-благотворительный фонд «Алан». В настоящее время его возглавляет Ремзи Канукати (Ремзи Йылдырым). В Анкаре и в Стамбуле при этом фонде открыты курсы для детей по изучению осетинского языка.

40 тыч
столько осетин постоянно проживают в Турции

В наше время в Турции проживает примерно 40 000 осетин. Часть переселенцев, при этом вернулось назад, в Осетию. Связанно данное обстоятельство с тем, что Турция стремилась колонизовать мухаджирами свои малозаселённые провинции, не слишком пригодные для жилья.

Культура и религия осетин

Главные этические начала, руководящие жизнью осетин — уважение к старшим по возрасту, кровомщение и гостеприимство. Каждый осетин считает обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был низшего происхождения; взрослые сыновья не имеют права сидеть в присутствии отца, хозяин не может сесть перед гостем без его разрешения и т. п. Вообще семейные и общественные отношения определяются строгим этикетом и своеобразными понятиями о благопристойности, часто до крайности стеснительными.

Обычай кровомщения, свято соблюдавшийся прежде, но теперь почти искорененный, вел к постоянным войнам между отдельными фамилиями и значительно уменьшил численность осетинского племени. Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту. С большей искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой. Брак у основан был до последнего времени исключительно на уплате за невесту калыма (ирэда), который жених должен был приобрести самолично. Размер калыма определялся достоинством невесты и вступающих в родство семей. В некоторых местах часть калыма, а иногда и весь калым идет в приданое девушке. Свадьба у осетин обставлена многими обрядами, сохраняющими интересные следы старины.

Между похоронными обрядами заслуживают внимания так называемое посвящение коня покойнику, совершаемое на могиле, и поминки. Цель первого обряда — чтобы покойник имел коня в загробном мире и мог доехать благополучно до места ему назначенного. Поминки состоят в обильном угощении не только родственников, но всех одноаульцев и пришельцев, в честь покойного, причем так называемые великие поминки сопровождаются иногда скачкой и стрельбой в цель на призы, выдаваемые семьей умершего. На поминки осетины смотрят, как на кормление умерших предков, полагая, что пища, съедаемая на поминках, достигает их. Принимая христианство, осетины исполняют некоторые обряды, соблюдают посты и праздники, посещают церковь, упоминают имя Христа и некоторых святых, но вместе с тем справляют и прежние языческие обряды, произносят моления своим аульным и семейным святыням, в известные дни приносят жертвы — баранов, козлов, быков. В обрядах осетин также видны следы заглохшего христианства, смешавшегося с древнейшим язычеством.

Значительный интерес представляет народная словесность О., особенно их сказания о богатырях, называемых нартами. Некоторые типы и сюжеты осетинского нартовского эпоса встречаются в сказаниях кабардинцев и чеченцев. Последние, по-видимому, заимствовали некоторые рассказы у осетин, которые сами кое-что получили от кабардинцев. В осетинский нартовский эпос проникли также из Закавказья, через посредство грузин, некоторые сюжеты, связанные с персидским богатырем Рустемом, героем почти общеизвестным на Кавказе. Кроме эпических сказаний, осетины имеют немало песен, особенно сатирических и юмористических, которые так же легко складываются, как забываются и сменяются новыми. Широко распространены в народе пение и игра на музыкальных инструментах.

Ислам в Осетии традиционно соседствует с православным

Считается, что на территории Алании ислам был распространен ещё в VII веке. О распространении ислама среди осетин сообщает в своих трудах Вахушти Багратиони. Он говорит о том, что ислам в Древне Осетии исповедовали феодалы, тогда как основная масса крестьянства исповедовала христианство.

Ко второй половине XVIII века практически все аристократические фамилии осетин стали мусульманами. Крестьянство же своей вере не изменило.

Вахушти Багратиони — грузинский царевич, историк и географ. Первые свидетельства о том, что осетины исповедуют христианство содержаться в трудах Вахушти Багратионыи. Фото: upload.wikimedia.org

В XIX веке тысячи осетин-мусульман из Северной Осетии переселились в Турцию, основав там поселения. В конфессиональном отношении практически все мигранты являлись мусульманами-суннитами. В советский период в Северной Осетии мусульманское духовенство исчезло полностью.

28 февраля 1985 года председатель Совета по делам религий Константин Харчев сообщал в ЦК КПСС, что в Северо-Осетинская АССР не было ни одного зарегистрированного объединения мусульман. Связано это с теми гонениями, которые советские власти подвергли все религиозные объединения в Осетии.

Во времена СССР в Северной Осетии не было не одно исламского священника.

Возрождение исламского духовенство произошло только в наши дни. Так на пятом Съезде мусульман 17 марта 2016 года Хаджи-Мурат Гацалов открытым голосованием был единогласно избран новым муфтием Северной Осетии.

Доля мусульман среди осетин составляет около 15 %. Традиционно считается, что большинство из них дигорцы (один из субэтносов осетинского народа).

Мечеть Мухтарова (Суннитская мечеть), Владикавказ. Строительство мечетей в Северной Осетии возродилось с разрушением СССР. Фото: upload.wikimedia.org

К 1910 году на территории Северной Осетии действовало 35 мечетей. В советское время практически все мечети были закрыты или переоборудованы в другие социальные объекты. Некоторые мечети были разрушены.

В конце 1980-х годов началось восстановление закрытых ранее мечетей. На сегодняшний день в республике действует 22 мечети.

Антропология и генетика осетин

Мужчины-осетины

Нечасто эти две науки так сходятся в одном, как в осетинах!Обе заявляют, что осетины имеют своеобразный тип, сложившийся из нескольких компонентов.Изначально североевропеоидный, крупный, светловолосый тип иранцев, с широким и крупным лицом, резкими чертами, за период проживания на Кавказе получил мощное влияние аборигенных племен.Осетины могут иметь и типично кавказские черты, более астеническое сложение и темные волосы, однако у них очень часто встречаются люди которых можно скорее признать за прибалтов или немцев, чем за жителей юга. Это те, кто сохранил свой исходный тип, или в ком комбинация генов предков выдала тот, который был характерен скорее для прадедов…По данным генетики, у осетин доминирует не только типичная для иранцев группа R1A, но и ближневосточная G — не менее типичная для жителей Кавказа.То есть нынешний геном осетин далеко не у всех восходит к иранским кочевникам, причем не зависимо от общины и этнической группы: дигорцы и иронцы не отличаются в этом отношении.

Религия осетин сегодня

История народа довольно сложна, точно так же обстоит вопрос с религией. Кто же такие осетины — мусульмане или христиане? Сказать очень сложно. Северная Осетия осталась закрытой для исследований, и о ней известно не так много. Специалисты подсчитали, что приблизительно 20 % населения на севере — верные сыны Аллаха. В основном религия эта стала подниматься после распада СССР, многие молодые люди Северной Осетии начали исповедовать ислам в основном в форме ваххабизма. Некоторые думают, будто духовенство хочет держать под контролем религиозную деятельность мусульман, и что само оно жестко контролируется ФСБ, хоть и негласно.

Разделяй и властвуй

По мнению Харсиева, все народы Кавказа, Кубани и донских степей в одинаковой степени могут говорить, что в них течёт кровь скифов, сарматов, аланов и других народов. Он ссылается на работу по антропологии и антропологическим типам Кавказа Малхаза Абдушелишвили, вышедшую ещё в 1960-е годы, и свои исследования.

«У народов Кавказа – общее историческое прошлое, и все попытки растягивать условное одеяло прошлых побед и поражений являются просто ненаучными. Культурные периоды свидетельствуют в пользу моих слов. Культурные процессы на Кавказе носили глобальный характер. Многоязычие при общей культурной матрице свидетельствует о частых миграционных процессах с одной стороны и передвижении людских потоков, ведь Кавказ – это перекрёсток торговых магистралей. За его обладание с древних времён воевали многие народы и племена. Кавказ – это торговые пути на все стороны горизонта. Горные руды и изготовление ремесленных изделий, хлебопашества и роскошные плоды – все эти богатства стоили многих войн. Это сегодня Кавказ – отсталая провинция России, поделённая на национальные округа и республики. А ещё 500–600 лет тому назад всё было по-другому».

Харсиев считает, что стремление однозначно утверждать что-то на тему отношения к аланам – это «скорее всего, попытка выдать желаемое за действительное»: «Или ещё проще, политический заказ. Хорошо оплаченный заказ».

«Людей привлекает идея мнимого величия, мнимого превосходства. Вспомните, идея Гитлера, построенная на идее арийского превосходства, хорошо работала в фашистской Германии. «Divide et impera», или «Разделяй и властвуй». Жаль тех, кто ещё и сегодня прибегает к этому принципу. Миф об аланах не стоит тех копий, которые ломают на этом поприще. Сегодня многие готовы греть руки на сомнительных идеях, в том числе и научных. Наука должна объединять народы, а не разобщать. Если, конечно, это настоящая наука. Наука утверждает мир, ибо она должна быть истинной и созидательной».

Автор нескольких книг по истории алан Тина Дзокаева называет новую книгу Владимира Кузнецова и вовсе «сумасбродной».

«Это, можно сказать, научно-популярная трилогия, – объясняет учёная. – Но вы даже не представляете, насколько эта «популярность» примитивна. Если это художественная литература, то тогда нужно художественное оформление исторических событий. А здесь этого нет».

Embed

Аланы на Кавказе

No media source currently available

0:00

0:02:06

0:00

Загрузить файл

  • 270p | 6,0MB

  • 360p | 9,2MB

  • 404p | 11,6MB

  • 1080p | 42,0MB

Алановед объясняет, почему все так стремятся получить звание потомков аланского народа.

«Это и психология, и политика. Все друг на друга глядят. А так, никто из них не является «потомками аланов». Аланы имеют собственное происхождение. Но это всё не маленький вопрос. Он вырос в огромное чудовище. В этой политике сейчас совершенно отсутствуют наука и реальность. Двести лет тому назад нормальным осетиноведом был академик Шёгрен. На нём наша «нормальность» закончилась. В пору Миллера началась политизация, как это ни прискорбно», – говорит Дзокаева.

Эксперт приводит в пример случаи, когда исследователи отстаивают одну позицию, а потом переключаются на другую.

«Но аланы – они сами по себе. И осетины – не аланы, и ингуши – не аланы. После всех строительств «аланских ворот» они отказались от своих идей. Я думаю, что сейчас это последние вздохи этой проблемы. При том состоянии, в котором сейчас находится наша страна, этой проблеме придёт естественный конец», – резюмирует Дзокаева.

Новостное приложение Кавказ.Реалии.Скачать

Большинство осетин исповедуют христианство или ислам

Осетины — это ираноязычный народ, живущий на Кавказе. Они считаются потомками алан. Большинство осетин проживает в России в Северной Осетии и Южной Осетии (частично признанное государство).

Кроме того, представители этого народа также проживают также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. На 2010 год численность осетин составляла в мире примерно 700 000 человек. Из них в России живут 528 500 человек.

Современные осетинские дети. В наше время основная часть осетин проживает в России, на территории Республики Северная Осетия. Фото: cdni.rbth.com

Какую религию исповедуют осетины в России понять несложно. Дело в том, что большинство осетинского народа — это мусульмане или христиане. Кроме того, на территории как Северной, так и Южной Осетии проживают почитатели традиционных осетинских верований.

По состоянию на 2012 год традиционную религию Осетии исповедовало 29 % осетин. Народная религия оказывает серьёзное влияние на сферы жизни общества Осетии. Так культура осетин во многом сформировалась под её влиянием.

49%
столько осетин считают себя православными

Статистика говорит о том, что главным образом в республике представлены православие, традиционные осетинские верования и ислам.

Согласно масштабному опросу исследовательской службы «Среда», проведённому в 2012 году, пункт «Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы» в Северной Осетии выбрали 29 % опрошенных — самый высокий процент в РФ (следующий — всего 13 %).

Пункт «Исповедую православие и принадлежу к РПЦ» выбрали 49 % опрошенных, «Исповедую христианство, но не причисляю себя ни к одной из христианских конфессий» — 10 %, «Не верю в бога» — 3 %, «Исповедую ислам, но не являюсь ни суннитом, ни шиитом» — 3 %, «Исповедую православие, но не принадлежу к РПЦ и не являюсь старообрядцем» — 2 %, «Верю в бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедую» — 1 %. Остальные — меньше 1 %.

Проявление христианства в Осетии

Истоки появление ислама на территории Алании не удалось изучить настолько хорошо, как приход христианства. Есть некоторые расхождения среди учёных. История осетин говорит о том, что вера сынов Аллаха стала распространяться на этих землях в VII веке, а другие источники утверждают, что ислам стал «своим» среди осетин только в XVIII веке. Как бы оно ни было, но достоверно известно только то, что перелом произошёл именно после присоединения Осетии к России. Религиозные формы резко трансформировались и адаптировались к новым правилам. Православная церковь стала восстанавливать христианство среди осетин, хотя миссионерам достичь желаемого результата было нелегко.

Осетины относились к крещению как к акту, необходимому для присоединения к российскому народу, и абсолютно не интересовались христианскими догмами и, естественно, не придерживались обрядов. Ушло несколько десятилетий на то, чтобы осетины познали веру Христа и приобщились к церковной жизни. Достаточно сильно помогло в этом создание христианских школ, где и происходило народное образование.

Христианство и ислам стали развиваться параллельно после присоединения Осетии к России. В некоторых частях страны распространялся ислам, в большей мере это касается западных и восточных регионов. Там люди приняли его как единственную религию.

Мусульманство в Осетии

Сведения о проповедовании и принятии некоторыми семьями Ислама свидетельствуют о его распространении на территории Алании еще в VII-X вв., после арабских походов. По некоторым данным, уже во времена Золотой Орды функционировали минареты, один из которых — Татартупский — был разрушен в 1980-е гг.

Однако в официальной истории осетин принято считать, что мусульманство стали принимать богатые феодалы (дигорцы, тагаурцы, куртатинцы) от кабардинских князей только в XVI-XVII вв. Причем бедные горцы в то время оставались христианами, но постепенно также перенимали исламские идеи. К началу XIX в. большая часть семей были мусульманами, исключение составляли только Алагирское и Туальское сообщества.

Во время Кавказской войны (1817-1864) пропаганда мусульманской религии стала превалировать и исходила со стороны Дагестана: приезд посланцев имама Шамиля помог распространить Исламские идеи еще на 4 горных сообщества.

Во второй половине XIX в. российское правительство, следуя антиисламской политике, вынуждает мусульман поселяться отдельно от христиан для предотвращения дальнейшего усиления влияния этой религии. В исламских селах появились свои имамы, которые получали образование в Дагестане и Кабарде, началось распространение арабской письменности, выпускались религиозные издания. Длившаяся почти 50 лет Кавказская война вызвала частичное переселение горцев и осетин в Турцию.

Активная антимусульманская политика во времена Российской империи продолжилась после революции 1917 г. коммунистическим правительством наравне с пропагандой атеизма. В советское время Ислам подвергался гонениям и запретам.

Начиная с конца 80-х годов XX века наблюдается рост влияния мусульманской религии, что выражается в принятии Ислама осетинами, которые произошли из мусульманских семей.

Религии в Осетии: XXI век

На вопрос о том, являются ли осетины мусульманами или христианами, можно ответить точно, посмотрев статистические данные, которые подтверждают, что 75% осетин являются православными христианами. Остальная часть населения исповедует Ислам и другие религии. Однако древние языческие обычаи практикуются до сих пор и прочно вошли в бытовые и семейные взаимоотношения представителей народа.

Всего в Осетии сейчас представлены 16 религиозных конфессий, среди которых присутствуют также пятидесятники, протестанты, иудеи и др. В последние годы предпринимаются попытки создания «неоязыческой» религии, альтернативной к традиционным верованиям, но опирающейся на родовые обряды и уклад жизни населения.

Национальный состав и происхождение названия

Осетины называли себя «асы»,а в грузинском языке это преобразовалось в «оси». Из грузинского языка этноним «осетины» перекочевал в другие языки.

Среди осетин выделяются несколько субэтносов:

Дигорцы

По одной из версий, название этого племени происходит от слова «сборище» на иронском диалекте. Согласно Васо Абаеву, этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. Он отождествлял корень «диг-» этнонима «дигорон» с «-дыг-» из самоназвания черкесов, «адыгэ».

1 из 3

Иронцы

По мнению одних учёных, слово «ирон» в переводе с древнего иранского означает «благородный», а другие считают, что название происходит от древнеиранского слова «uira» — человек, мужчина.

1 из 4

Иронцы, 19 в

Туальцы (Двалы).

Это слово либо образовано от имени древнего аланского князя, либо произведено от древнеиранского слова, означающего «набирать силу». Будучи первоначально автохтонным кавказским народом они были постепенно ассимилированы аланами и в дальнейшем — осетинами.

1 из 2

Туальцы

Кударцы

Вероятнее всего, что это самоназвание связано с Кударским ущельем в Южной Осетии.

Кударцы

Вплоть до XIX века осетины не имели единого названия. Восточные представители этого народа называли себя иронцами, южные – туальцами, западные – дигорцами, а северные – кударцами, хотя в то же время в Южной Осетии кударцами называли только выходцев из Кударского ущелья.

Осетинский язык

Этнографические исследования осетин установили, что их язык относится к иранской группе индоевропейских языков, которая включает также персидский, афганский, курдский, таджикский, татский, талышский, белуджский, ягнобский, памирские языки и диалекты. Ранее, примерно в VI – IV веках до н.э., в эту группу входили древнеперсидский и авестийский языки. Ближайшим родственником осетинского языка считается ягнобский язык, которым пользуются в Таджикистане.

Осетинка

Возьмем, к примеру, слово «дон», что по-осетински означает «вода». Из этого слова выросли названия таких рек, как Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай. Здесь можно усмотреть справедливость гипотезы, согласно которой в осетинском народе видят арийские корни. Слово «дон». согласно мнению большинства ученых, восходит к арийской основе dānu ( река), которая в древнеиндийском языке означала также «каплю, росу, сочащуюся жидкость».

Численность населения[править | править код]

По итогам Всесоюзной переписи населения СССР 1989 года численность постоянного населения Южной Осетии (ЮОАО) составила 98 527 человек, в том числе города Цхинвала —  42 333 человек.

В Докладе ООН приводятся данные, согласно которым на территории Южной Осетии до августа 2008 года проживали почти 83 тысячи человек

По данным статистического управления Республики Южная Осетия на 1 ноября 2006 года население РЮО составляло около 82,5 тысячи человек (в том числе на территориях, подконтрольных тогда властям Республики Южная Осетия, проживало около 68 тысяч, а в районах, подконтрольных тогда (до августа 2008 года) Грузии, проживало около 14 тысяч человек), из них осетины составляли около 58 тысяч человек (70 %), грузины — около 22,5 тысяч человек (27 %), другие — 2 тысячи (3 %).

По официальным данным самой Южной Осетии (на официальном сайте президента РЮО) численность республики к 2008 году составляла 72 тысячи человек, в том числе в Цхинвале до 30 тыс. чел.

По данным Комитета по миграции ПАСЕ численность Южной Осетии после августовских событий составила порядка 50 тысяч человек в 2009 г.

По данным сотрудницы Варвары Пахоменко, основываясь на данных избирательных комиссий, сведений о миграции беженцев и численности учащихся школ, в 2009 году численность наличного населения РЮО могла достигать в пределах от 26 до 32 тысяч человек, из которых в Цхинвале — не более 17 тыс. человек, в Цхинвальском районе — более 5 тыс. (из 23 тыс. в 1989 г.), в Дзауском (Джавском) районе — около 5 тыс. (из 10 тыс. в 1989 г.), в Знаурском районе — около 4 тыс. (из 10 тыс. в 1989 г.), в Ленингорском (Ахалгорском) районе — около 2,5 тыс. (из 12 тыс. в 1989 г. и 8,5 тыс. в 2002 г.)

По мнению эксперта Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья РАН, численность населения РЮО составляет около 50 тыс. человек, часть из которых постоянно посещает Россию (Северную Осетию). По разным оценкам, с учётом сезонной и трудовой миграции, численность населения Южной Осетии на 2011 год составляет от 30 до 70 тыс. человек.

Районы Южной Осетии

Начальник ГАИ РЮО Алан Джиоев в октябре 2012 года, комментируя ситуацию с регистрацией автотранспорта в Южной Осетии в обход Северной Осетии РФ, упомянул собственную оценку численности населения республики в 35 тысяч жителей: «20 тысяч машин сюда бы никогда не заехало, ну, может быть, две тысячи. Тут населения столько нет — 35 тысяч, допустим, нас всего!»

.

По данным «подворового опроса» 2012 года численность населения Южной Осетии составила 51572 человек, из которых в Цхинвале — 28664 человека. Осетины составили 89,1 % жителей республики, грузины — 8,9 %, русские — 1 %, представители других национальностей — 1 %. По данным «подворового опроса» 2013 года в республике проживало 51547 человек.

В 2013 году, по данным Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства юстиции РЮО, в Южной Осетии родился 641 человек, умер 531 человек (в 2012 году — 572 и 582 человека соответственно, в 2011 году — 658 и 575 человек соответственно).

С 15 по 30 октября 2020 года в республике прошла первая Всеобщая перепись населения, охватившая более 51 тысячи граждан (в том числе около 30 тысяч в Цхинвале и более 7 тысяч человек в Цхинвальском районе) и более 16 тысяч домов.

По предварительным итогам переписи населения 2020 года, население Южной Осетии составляет 53559 человек, в том числе 35055 городских жителей и 18504 сельских жителей; 25706 мужчин а 27850 женщин

По данным окончательных итогов переписи населения 2020 года, население РЮО составило 53 532 жителей.

Религия осетин сегодня

История народа довольно сложна, точно так же обстоит вопрос с религией. Кто же такие осетины — мусульмане или христиане? Сказать очень сложно. Северная Осетия осталась закрытой для исследований, и о ней известно не так много. Специалисты подсчитали, что приблизительно 20 % населения на севере — верные сыны Аллаха. В основном религия эта стала подниматься после распада СССР, многие молодые люди Северной Осетии начали исповедовать ислам в основном в форме ваххабизма. Некоторые думают, будто духовенство хочет держать под контролем религиозную деятельность мусульман, и что само оно жестко контролируется ФСБ, хоть и негласно.

Генетика

Осетины — уникальная этническая группа Кавказа, говорящая на индоевропейском языке в окружении преимущественно кавказских этнолингвистических групп, к другим некавказским племенам относятся карачаевцы и балкарцы . Данные Y-гаплогруппы показывают, что северные осетины больше похожи на другие северокавказские группы, а южные осетины на другие южнокавказские группы, чем эти двое друг на друга. По мтДНК осетины значительно больше похожи на некоторые иранские группы, чем на кавказские. Таким образом, предполагается, что существует общее происхождение осетин от протоиранского урхеймата, за которым последовали последующие миграции, опосредованные мужчинами, от их кавказских соседей.

Пирог Фыдджын с мясом

Один из самых любимых осетинами пирогов – фыдджын, пирог с мясом. Тесто для него готовят так же, как и для уалибаха.

А вот рецепт начинки: 500 г не слишком постного мяса (говядины или баранины) пропустить через мясорубку с крупной насадкой. Добавить мелко нарезанную ножом среднюю луковицу, 2 измельченных зубчика чеснока, посолить и поперчить. Хорошо перемешать фарш руками и оставить на полчаса.

Формировать фыдджын можно двумя способами. Первый – также как уалибах и остальные виды осетинских пирогов. Второй – раскатывая 2 тонких слоя теста. Один укладывается на сковородку, на него фарш, сверху второй слой теста. В этом случае края слоёв защипывают и заворачивают внутрь, затем разравнивают поверхность пирога, а посередине делают отверстие для выхода пара. Готовый пирог смазывают растопленным сливочным маслом и подают горячим.

Какую религию исповедуют

Православные и мусульманские общины сосуществуют здесь длительное время, принимая совместное участие в обрядах, основанных на древних верованиях предков. Более того, согласно опросу, проведенному в 2012 году службой «Среда», около 30% населения причислило себя к воспринимающим исключительно религию предков. Еще одна особенность – осетины мусульмане (около 12-15% по данным местных властей) проживают в основном в Северной зоне.

Доминирующую роль в формировании древних верований сыграли сарматы и скифы. После переселения в горные районы религиозные традиции дополнились элементами местных верований. Эта система включает верховного бога Хуыцау, в подчинении которого находятся божества – покровители природных стихий. Религиозная система толерантна, способна воспринимать новые духовные идеи, поэтому осетины христиане и мусульмане не стали для нее чужеродным явлением.

Православие пришло в местные горы из Византии уже в V веке через православную Абхазию, а в X веке христианство признали официальной религией страны. Ислам зародился в стране в золотоордынский период, когда часть аланов, служивших ханам, приняли ислам. Вторжение Тимура привело к утрате позиций христианства, но после присоединения к России они постепенно восстановились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector