Петергоф

Содержание:

Как устроен дворец Монплезир внутри и снаружи

В центре дворцового комплекса находится Парадный зал. Его купол украшают скульптурные работы и росписи, аллегорически повествующие о четырех стихиях и смене времен года. Стены облицованы дубовыми панелями. Центральная часть связана с лустгаузами (в переводе «веселыми домиками») посредством протяженных галерей, каждая длиной 22 м. Их огромные окна с мелким остеклением в голландской манере придают всей постройке легкость и прозрачность.

Главный корпус имеет выходы в сад и на Морскую террасу — променад. С этой площадки открывается великолепный вид на Кронштадт и Финский залив. При строительстве Монплезира применялись все самые передовые технологии того времени. В резиденции на берегу залива был сделан водопровод и проточная канализация. Стены здания выполнены из мелкого кирпича без оштукатуривания. Белая известковая расшивка кирпичной кладки добавляет строению легкости и изящества.

GAlexandrova

Что внутри

Внутреннее убранство дворца, в отличие от скромного экстерьера, поражает роскошью. Полы сделаны из черных и белых мраморных плит, уложенных в шахматном порядке. Стены украшены живописными полотнами в черных лаковых рамах из петровского собрания западноевропейских мастеров. К Парадному залу примыкают Лаковый (Китайский) кабинет, кухня с буфетной, с другой стороны — Морской кабинет и спальня Петра. Дворец украшали голландские изразцы, изысканная лепнина и росписи. На консолях и полках стояли коллекции японского и китайского фарфора.

Особый интерес представляет собрание лаковых панно из Китайского кабинета. Первые доски с миниатюрной росписью в китайском стиле были выполнены русскими иконописцами под руководством голландского мастера. К сожалению они были сожжены в годы Второй мировой войны. Новые панно по уцелевшим фрагментам написаны в 50-х гг. прошлого века мастерами Палеха и снова украшают Лаковый кабинет Петра.

L2V

Вокруг дворца

Особого внимания заслуживает дворцовый сад Монплезира. Его парадная партерная планировка и система фонтанов созданы по эскизам Петра I архитектором Николо Микетти и французским фонтанным мастером Полем Суалемом. Четыре партерных цветника с замысловатым узором разделены крестообразной аллеей. Сад окружен живой изгородью из стриженого самшита. По обеим сторонам высажены рядами каштаны, клены и липы.

В центре ландшафтной композиции находится фонтан «Сноп». С четырех сторон от него симметрично расположены четыре фонтана-колокола, увенчанные скульптурами Сатира, Вакха, Психеи и Аполлино. В начале XIX в. свинцовые оригиналы статуй петровского времени заменили на позолоченные бронзовые модели скульптора Ивана Мартоса. В скамейках были спрятаны фонтаны-шутихи, призванные пугать гостей дворца, неожиданно обливая их водой. Фонтаны Монплезирского сада — одна из жемчужин фонтанного ансамбля Петергофа.

Фонтан «Сноп»,  Наталья Филатова

«Петергофские дачники»

Фермерский дворец (Петергофские дачники)

Интерактивный проект «Петергофские дачники» — это попытка воссоздать атмосферу летнего отдыха на побережье Финского залива на рубеже веков. Петергоф в то время был популярным среди высшего петербургского света дачным местом.

Экспозиция, насчитывающая свыше 300 предметов, размещена в 15 залах Фермерского дворца в парке «Александрия». Первый этаж отдан под интерьеры жилых покоев семьи Александра II. На втором создана картина дачной жизни петергофских обывателей. Интересным дополнением будет просмотр фильма о знаменитых петергофских дачниках.

Банный корпус

Банный корпус Монплезирского дворца

Банный корпус находится у дворца Монплезир, расположенного в Нижнем парке. Он объединяет комплекс зданий, построенных в период  с начала XVIII в. до середины XIX в. Авторы проектов Б. Растрелли, Э. Ган и М. Земцов.

Экспозиция музея с богатой коллекцией самоваров, посуды и банной утвари показывает непарадную сторону жизни императорской семьи. Начинается экскурсия с Покоев для гостей, где вывешено правило посещения, составленное собственноручно Петром I. «Изюминка» банного комплекса, вызывающая неизменный восторг посетителей, – душ, замаскированный в массивной люстре.

Кто построил Монплезир

Архитектурный стиль дворца специалисты определяют как «петровское барокко». Считается, что его проект разрабатывали опираясь на архитектуру малых прусских дворцов. Петр I хотел придать постройке голландские черты, чтобы Монплезир напоминал ему о годах, прожитых в Европе и его любимой Голландии. Не случайно, в некоторых источниках дворец на берегу Финского залива называют «Голландским домиком». В планировке здания, конструкции кровли, оформлении окон и фасадов прослеживаются черты голландской архитектуры XVIII в.

Строительство велось по проекту немецкого архитектора, служившего при петровском дворе — Иоганна Фридриха Браунштейна, ученика знаменитого Андреаса Шлютера. В отделке и оформлении внутреннего убранства Монплезира приняли участие многие выдающиеся художники, скульпторы и декораторы того времени: Жан-Батист Леблон, Николо Микетти, Николя Пино и другие.

thisisbossi

Музейный двор

«Дом игральных карт»

  • Сеансы каждые 30 минут
  • Адрес: Правленская 4
  • Стоимость билетов: 250 руб.

«Дом игральных карт» – инновационный музей, в котором более 10 тыс. предметов экспозиции представлено посетителям с помощью элементов мультимедийного представления. Инсталляции, «оживающие экспонаты», интерактивные экспонаты и включающиеся на экранах видеосюжеты знакомят посетителей с различными видами карт, историей возникновения и развития карточных игр, производством карт в России и странах мира.

Историко-культурный проект «Государевы потехи»

  • Адрес: Правленская 1
  • Стоимость билетов: 300 руб.

«Государевы потехи» – музей, посвященный праздникам и развлечениям императорской семьи. Знакомство с экспозицией здесь также происходит в интерактивном режиме – звуки музыки, игра света и мультимедийные проекции переносят зрителей во времена Петра Великого или Николая I.

Музей семьи Бенуа

  • Адрес: Дворцовая пл. 8
  • Стоимость билетов: 150 руб.

Музей посвящен жизни и творчеству знаменитой семьи франко-германского происхождения, оставившей немалый след в русском искусстве и культуре. Родоначальником рода в России был бывший главный архитектор Петербурга Н. Бенуа. Инициатором же открытия музея стал его внук, художника театра «Ла Скала» в Милане Н. Бенуа.

Музей коллекционеров

  • Адрес: Правленская 4
  • Стоимость билетов: 150 руб.

Музей знакомит посетителей с историей и традициями коллекционирования в России. В его экспозицию входят произведения живописи, предметы мебели и домашнего убранства, собрания фарфоровой посуды, книг, почтовых открыток, исторических документов и т. д.

Как добраться

Дворцово-парковый комплекс расположен в 30 км от Санкт-Петербурга, до него удобно добираться на электричке или маршрутке. Электрички в Петергоф отправляются с Балтийского вокзала. От станции Новый Петергоф до остановки «Мастеровой переулок» можно доехать маршруткой № 351б, 351а и 356.

Расписание электричек Санкт Петербург — Новый Петергоф

Гораздо быстрее доехать до Петергофа из Санкт-Петербурга на маршрутке. В зависимости от места проживания можно отправиться к дворцу Марли от любой из этих станций Красной ветки метро:

  • от метро Автово — автобус № 200, 210 или маршрутка К-424, К-424а;
  • от метро Ленинский проспект — маршрутка К-103, К-420;
  • от метро Проспект ветеранов — маршрутка К-343, К-639Б.

Татьяна Лискер

Ориентиром для правильного выбора маршрутки послужит надпись «Фонтаны» на лобовом стекле. В летнее время будет интересно доехать до Нижнего парка по воде, на судне на подводных крыльях «Метеор». Катера отправляются каждые полчаса от Дворцовой, Адмиралтейской и Английской набережной Санкт-Петербурга.

ПодробноО поездке в Петергоф на Метеоре

На автомобиле из Санкт-Петербурга в Петродворец можно ехать по КАД (Кольцевой Автодороге, А-118), или выбрать более живописный путь по Петергофскому шоссе. Для приехавших в музей-заповедник автомобилистов есть платные туристические паркинги на Прудовой и Эйхенской улице. Бесплатно можно оставить машину вдоль улиц, прилегающих к парку Александрия и Императорским конюшням. Туристам, прибывающим в аэропорт Пулково, стоит рассмотреть вариант поездки с помощью трансферов Kiwitaxi. Подъехав к Дворцово-парковому ансамблю «Петергоф», пройти к дворцу Марли можно через любой из входов в Нижний парк музея-заповедника.

Видео о дворце Марли

Как добраться

Чтобы попасть во дворец Монплезир, нужно доехать до Нижнего парка Петергофского дворцово-паркового комплекса. Доехать сюда из Санкт-Петербурга можно маршрутками, электричкой, а летний сезон по Финскому заливу на метеоре. Электрички по направлению в Петергоф отправляются с Балтийского вокзала. Нужно доехать до станции Новый Петергоф. Поездка займет полчаса, стоимость билета — от 62 рублей. Дальше от Нового Петергофа к Нижнему парку следует ехать маршрутками № 351а, 351б и 356 до остановки «Мастеровой переулок».

Расписание электричек до ст. Новый Петергоф

Монплезир на панораме Google

Удобно добираться в Петергоф на маршрутных такси от станций красной ветки петербургского метро. Подсказкой в выборе маршрутки послужит надпись «Фонтаны» на лобовом стекле. От ст. метро «Автово» идут № К424 и К424а, от ст. метро «Ленинский проспект» — № К103, К420, от ст. метро «Проспект ветеранов» — № К343, К639Б. В теплое время года можно отправиться в Петергоф на «Метеоре» — быстроходном судне на подводных крыльях. Увлекательная поездка по Финскому заливу будет приятным дополнением к экскурсии в Петергоф.

Подробнее в статье:Из Петербурга в Петергоф на «Метеоре»

По автотрассе А-118 (Кольцевая Автодорога — КАД) можно отправиться к дворцу Монплезир на машине. Расстояние 30 км при отсутствии пробок автомобиль преодолеет быстро. Рядом с дворцово-парковым комплексом есть паркинги на Эйхенской и Прудовой улице. Бесплатно можно оставить машину на улицах рядом с Императорскими конюшнями и парком Александрия. Также стоит рассмотреть вариант поездки с помощью трансферов Kiwitaxi. До дворца придется прогуляться пешком по Нижнему парку. Монплезир находится в 900 м от Большого Петергофского дворца и в 600 м от пристани, куда причаливают «Метеоры».

На видео дворец Монплезир

Фонтаны Верхнего сада

Фонтаны Квадратных прудов

Один из фонтанов Квадратных прудов в Верхнем саде Петергофа, украшенный статуей юного Аполлона. Создан в 1734 – 1738 годах скульптором Бартоломео Растрелли и фонтанным мастером Поль Суалем.

Два фонтана, расположенные в прямоугольных («квадратных») прудах напротив флигелей Большого Дворца. Восточный пруд украшен скульптурой Аполлона, западный – статуей Венеры Италийской.

В 1737 году западный пруд был украшен композицией «Купание Дианы», восточный – фигурами бога Алфея и нимфы Аретусы, окруженных дельфинами. Затем их украшали статуи «Весна» и «Лето» и лишь в ходе послевоенной реставрации Квадратные пруды приобрели свой нынешний облик.

Фонтан «Дубовый»

Фонтан «Дубовый». Создан в 1734 году архитекторами Иваном Бланком и Иваном Давыдовым, а также скульптором Джованни Росси.

Фонтан «Дубовый» представляет собой статую Амура, надевающего маску. Скульптура располагается на островке в виде морской звезды, каждый луч которой украшен дельфинами, выпускающими струйки воды.

Первоначально в центре композиции размещался золоченый дуб авторства Бартоломео Растрелли, но в середине XVIII века его перенесли в Нижний парк и использовали для создания фонтана-шутихи «Дубок». В Верхнем же саду в 1809 году установили скульптуру бога Амура, созданную Джованни Росси. Однако старое название фонтана почему-то решили оставить.

Фонтан «Нептун»

Фонтан «Нептун», 1799 год установки. Архитекторы Хуберт Риттер и Г. Швайгер, отливщик — В. Херольд.

Центральный фонтан Верхнего сада представляет собой статую Нептуна с короной и трезубцем, который возвышается над другими обитателями морских пучин: нимфами, дельфинами и всадниками на морских крылатых лошадях.

Первоначально композиция имела совершенно другой облик – установленная в 1737 году «Телега Нептуна» изображала повелителя морей на коляске. В конце XVIII столетия износившуюся фигуру заменили новой композицией, созданной в Нюрнберге еще в XVII столетии, но так и не нашедшей применения на родине.

Фонтан «Межеумный»

Межеумный фонтан Петергофа. Установлен в 1738 году. Архитекторы: Иван Бланк, Иван Давыдов, Иван Яковлев. Скульптор — Бартоломео Растрелли.

Фонтан располагается возле главного входа в Верхний сад и представляет собой бассейн с четырьмя фигурами дельфинов и скульптурой морского дракона по центру.

Устаревшее слово «межеумный» означает «неопределенный», что отражает историю неоднократной смены декора фонтана.

Первоначально в центре бассейна располагалась композиция «Андромеда», затем ее сменила скульптура «Стерлядки», далее – фонтанирующая ваза. С течением времени центр композиции менялся еще несколько раз, лишь в 1958 году советские скульптуры по рисункам восстановили первоначальный замысел архитектора Ивана Бланка и вернули в центр бассейна морское чудовище.

Музейный двор

Четыре музея, находящиеся вблизи друг от друга, объединены в общую площадку — “Музейный двор”. В него входят – Музей семьи Бенуа, Дом игральных карт, Музей коллекционеров а также проект “Государевы потехи”.

Музейный двор со стороны Правленской улицы

Расположены музеи возле Дворцовой площади, напротив билетных касс, ориентиром может служить Петропавловская церковь.

Дом игральных карт

Коллекция единственного в России музея игральных карт, работавшего в Петергофе с 2007 по 2017 г., положена в основу инновационного проекта «Дом игральных карт». Обновлённая выставка расположена в Кавалерском доме.

Музейная экспозиция в формате спектакля представляет историю в лицах карточной игры. В шести залах выставлено свыше 10 000 уникальных карт и игральных аксессуаров из России, Азии, Европы и Америки, выполненных из различных материалов.

Историко-культурный проект «Государевы потехи»

«Государевы потехи» объединяет 9 тематических выставок, посвященных праздникам и забавам императорской семьи и придворного общества. Экспозиция открыта в одном из Кавалерских домов, возведенных в начале XVIII в.

Экспонаты из богатой музейной коллекции стали органичной частью интерактивного шоу. Каждая из тематических выставок сопровождается акустическими и световыми эффектами, музыкой и видеорядом. Это одна из самых зрелищных музейных экспозиций Петергофа.

Музей семьи Бенуа

Музей семьи Бенуа находится в бывшем фрейлинском корпусе рядом с дворцовой площадью. Павильон, внешне схожий с Большим Дворцом, построен в середине XIX в. по проекту Николая Бенуа. Интерьер внутренних помещений выполнен по эскизам Николая I.

В основе экспозиции музея коллекция предметов искусства и личные вещи одной из самых знаменитых российских династий. В 22-х залах павильона собрано свыше 700 экспонатов, отражающих жизнь творческой интеллигенции XIX — XX вв.

Музей коллекционеров

Музей коллекционеров открыт в одном из Кавалерских домов, расположенных на Правленской улице. Вниманию посетителей представлено более 1000 уникальных экспонатов из частных коллекций.

В семи залах выставлены редкие работы русских живописцев и графиков XIX — XX в., а также зарубежных мастеров из собраний Анастасии Усениной, Ирины Коварской, Иосифа Эзраха, коллекция открыток Шмитта-Фогелевича. Отдельная экспозиция посвящена Федору Беренштаму, первому хранителю музейных сокровищ Петергофа.

История

Создать резиденцию за пределами города Петр І решил в 1714 году. Он хотел, чтобы дворец был достойным конкурентом французского Версаля и даже превосходил его. В августе 1723 года прошли торжества, посвященные открытию Петродворца. За 9 лет строительства было сделано немало: кроме Большого каскада, работало 16 фонтанов, был прорыт Морской канал, распланирован Нижний парк. Но у Петра Великого было много противников этих нововведений, поэтому до 1730 года дальнейшее строительство резиденции приостановилось. И только Анна Иоанновна, почитавшая своего предка, завершила строительство Петергофа.

Прочие музеи Петергофа

Большой Петергофский дворец

  • Адрес: Разводная 2
  • Стоимость билетов: 400 руб.

Главный объект Петергофского ансамбля строился на протяжении двух веков. Поэтому в его интерьере отражены различные архитектурные стили – от «Петровского барокко» до ампира времен Николая I. Дворец насчитывает около 30 залов, самые крупные из них – Тронный, Чесменский и Танцевальные залы, рассчитанные на прием множества гостей.

Царицын и Ольгин павильоны

  • Расположение: Колонистский парк, набережная Ольгина пруда
  • Стоимость билетов: 350 руб.

Павильоны, выполненные наподобие неаполитанских вилл, расположены на одноименных островках Ольгина пруда. Возведение павильонов состоялось по инициативе Николая I. Царицын павильон был им подарен супруге Александре Федоровне как средство утешения после смерти ребенка, Ольгин павильон был преподнесен Николаем I дочери в качестве свадебного подарка.

Собор Петра и Павла

  • График работы: 09:00–19:00
  • Адрес: Санкт-Петербургский проспект 32
  • Вход свободный

Действующий храм, возведенный на рубеже XIX-XX вв. в традициях московского и ярославского зодчества XVI-XVII столетий. Его основным прототипом стал образчик стиля – храм Василия Блаженного в Москве, но больше всего он походит на другой петербургский собор – храм Спаса на Крови.

Фермерский дворец в Александрийском парке

  • Расположение: парк Александрия 19
  • Стоимость билетов: 250 руб.

Неоготический дворец в Парке Александрия был построен по указанию Николая I для его сына – будущего самодержца Александра II. В интерьере дворца особо ценится Синий кабинет, в котором Александр Освободитель предпочитал работать. Именно в этом кабинете были составлены планы по важнейшей реформе XIX века – отмене крепостного права.

Храм Александра Невского

  • Расположение: парк «Александрия», Александрийское шоссе
  • Стоимость билетов: 150 руб.

Храм Александра Невского в Александровском парке более известен как Готическая Капелла. Возведенная в первой половине XIX века в стиле неоготики капелла на протяжении почти 100 лет служила домашней церковью для российских императоров – вплоть до Николая II. Ее легкий воздушный силуэт напоминает средневековый замок, но в значительно уменьшенном размере. 

Дворец «Коттедж»

  • Адрес: Разводная 2, Александрийский парк
  • Стоимость билетов: 300 руб.

«Коттедж» – центральное сооружение Александрийского парка. Несмотря на использования в его архитектуре стиля неоготики, дворец получился компактным и по-домашнему уютным. В интерьере дворца особую ценность представляет собрание произведений живописного искусства: Айвазовского, Кипренского, Щедрина и других художников.

Музей велосипедов

  • Адрес: Правленская 1
  • Стоимость билетов: 150 руб.

Особая ценность коллекции музея – 12 велосипедов, использовавшихся августейшими особами: от деревянного «костотряса» марки Michaux-Lallement, выписанного из Парижа в 1867 году для Александра II, до трехколесного велосипеда царевича Алексея.

Дворцовая телеграфная станция

  • Адрес: Санкт-Петербургский проспект 3
  • Стоимость билетов: 150 руб.

Экспозиция музея посвящена истории первой в России телеграфной линии, связавшей Петербург с Петергофом и Кронштадтом. В музее описан быт телеграфной станции, которая располагалась в парке «Александрия», представлены старинные телеграфные аппараты, рассказывается о предшественнике электромагнитного телеграфа – системе оптического семафора.

История

Петр проводил в резиденции на берегу залива много времени, встречался с послами, устраивал приемы. По утверждениям историков, царь любил отмечать в этом дворце свой день рождения, который приходится на 9 июня по старому стилю. Следующие правящие монархи с большим почтением относились к Монплезиру и тоже использовали его для различных мероприятий. Со временем дворец стал своеобразным мемориалом Петра Великого. Здесь хранятся его личные вещи и подарки дипломатических миссий.

В годы Второй мировой войны, когда Петергоф подвергся страшным разрушениям, пострадал и дворец Монплезир. Удалось спрятать и спасти фонтанные скульптуры сада, а утраченные интерьеры реставраторы восстанавливали более 30 лет.

GAlexandrova

Что посмотреть внутри

Постройка, сдержанно оформленная снаружи, внутри также отличалась скромностью. Во дворце было 12 помещений, а вместо традиционного центрального зала их связывали коридоры. На первом этаже Марли находились передний зал, дежурная, кухня, буфетная, спальня и Чинаровый кабинет. Последняя комната была изысканно отделана чинаром (платаном), стены украшали портреты детей Петра Ⅰ — Алексея, Петра, Елизаветы и Анны. На втором этаже располагались гостиная, столовая, библиотека, Дубовый кабинет, гардеробная и туалетная комнаты.

Ji-Elle

Основное предназначение Марли — быть гостевым домом для вельможных особ, принимаемых при дворе. В нем останавливались послы и члены императорской фамилии. Уже в во 2-й половине ⅩⅧ в. дворец приобретает мемориальный статус и постепенно становится местом сохранения предметов, связанных с памятью о Петре Ⅰ.

Здесь хранятся его книги и мебель, посуда и одежда. На стенах — собранная императором коллекция картин голландских, фламандских и итальянских живописцев. В 1899 г. из-за появления трещин на фасадах, Марли подвергся глобальной реставрации. Дворец полностью разобрали, а после вновь собрали на новом фундаменте, сохранив ценные детали отделки. Во время Ⅱ-й мировой войны здание было разрушено разорвавшейся миной, но коллекции не пострадали, т. к. были эвакуированы в 1941 г. Воссозданием дворца Марли по довоенным фотографиям занимались в 1959 г. архитекторы Е. В. Казанская и А. Э. Гессен, а с 1982 г. он открыт для экскурсантов.

Расписание работы музея «Дворец Марли»

Ji-Elle

Посещение внутренних помещений дворца Марли включают в экскурсии по Нижнему парку, но в зимние месяцы павильон закрыт. Побывать внутри можно с мая по октябрь самостоятельно, купив билет, или с организованной группой. Билетные кассы находятся у входов в Нижний парк на Дворцовой и Разводной площадях. Доступ на территорию парка открыт ежедневно с 10:00 до 18:15; кассы работают с 10:00 до 18:00. Можно приобрести билеты онлайн на официальном сайте ГМЗ «Петергоф».

Гулять по аллеям Нижнего парка Петергофа вокруг миниатюрного дворца и прудов можно круглый год. Интересно, что в Большом Марлинском пруду снова разводят рыбу, желающим разрешается испытать удачу с удочкой и поймать форель или осетра.

Дворец Марли на панораме Google

История строительства и архитектурные особенности

Архитектурный ансамбль Нижнего парка формировался в 1714—1723 гг. Его создателей вдохновляли достижения французских садоводов того времени. Закладка парка началась главным архитектором («генерал-архитектором») Петербурга Жан-Батистом Леблоном, учеником выдающегося ландшафтного архитектора Франции Андре Ленотра. Регулярный стиль паркового комплекса предусматривает симметричное размещение объектов — аллей, построек, скульптур, прудов, фонтанов и каскадов.

Татьяна Лискер

Дворец Марли расположен в западной части сада, к его фасаду из центральной части радиально сходятся три большие аллеи: Марлинская, Малибанская и Березовая. Марли построен на перемычке, разделяющей Большой Марлинский и Секторальный пруды. Эти водоемы в петровское время предназначались для содержания и разведения рыбы, их точно выбранные пропорции вписаны в стиль и парадную элегантность регулярного парка.

Большой Марлинский пруд перед дворцом имеет размеры 160 м х 75 м, а общий диаметр Секторальных прудов — 80 м. По обеим сторонам большого пруда были устроены «Сады Венеры и Бахуса» предназначенные для выращивания фруктов и винограда, не нарушаюшие барочной планировки Нижнего парка. С южной стороны от Марли находятся Менажерные фонтаны и каскад «Золотая гора», а от моря дворец отделен «Садом Венеры» с подпорной стенкой и длинной волнистой балюстрадой.

Белоусов Кирилл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector