Открытие морского пути в индию

Личная жизнь и смерть сурового дона

Годы жизни Васко да Гама не проходили в одиночестве, как можно было подумать. Большую часть жизни он провел в путешествиях, но находил время и для семьи.

Жена, дети, их дальнейшая судьба

Сразу же после первой экспедиции в Индию он встретил дочь алкайда Алвора (губернатора области) – Катарину ди Атаиди, на которой женился. Супруга родила ему семерых детей.

  • Франшиску, унаследовавший все титулы отца, но ни разу не покидавший родины.
  • Эштеван, ставший капитаном и моряком, впоследствии губернатор Португальской Индии от сорокового до сорок второго года.
  • Паулу, путешествовавший с отцом. Убит в одном из сражений под Малаккой.
  • Криштован, совершивший множество морских походов. Убит в Эфиопии.
  • Педру – капитан Малакки до пятьдесят второго года.
  • Алвару, сменивший брата на посту капитана.
  • Изабель ди Атаида, впоследствии ставшая супругой графа Игнасиу де Нороньи.

Мужская ветвь рода да Гама закончилась (пресеклась) в восемнадцатом веке. Потому почетный титул графа Видигейра стал передаваться по женской линии.

Смерть мореплавателя: в память о графе-путешественнике

Из последнего путешествия в качестве вице-короля да Гама не вернулся. Пробыл он в должности недолго, всего полгода. В декабре тысяча четыреста двадцать четвертого года он заболел малярией, а в канун Рождества скончался в небольшом колониальном городке Коччи. Он был похоронен на месте, но в тридцать девятом его останки были перевезены на родину, где были снова преданы земле в собственном графстве Видегейра (ныне Алентежу). В конце девятнадцатого века прах подвижника снова потревожили. Его перевезли в Лиссабон, где он и упокоился окончательно в монастыре иеронимитов.

В честь честного и отважного морехода назван город на Гоа. В девяносто восьмом году прошлого века, во время празднования пятисотлетия героя, в его честь назван большой мост в устье реки Тежу

Он оказался самым длинным из всех существующих в Европе. Его имя носит футбольный клуб из Бразилии, а в две тысячи двенадцатом введена Золотая медаль имени Васко да Гамы. Вручается она за достижения в географии. В две тысячи третьем году на экраны вышел документальный фильм под названием «В поиске острова специй», повествующий историю походов мореплавателя.

Интересные факты из жизни Васко да Гама

Во время подготовки к изначальной экспедиции неожиданно скончался король Жуан Второй, а на его место пришел старший сын – Мануэл Первый. Политика его правления в плане морской экспансии не изменилась. Потому Васко пришлось просто сменить флаг на своем корабле и продолжать работы.

Великий мореход был чрезвычайно жесток по отношению к индийскому населению колонии. Он безжалостно наказывал непослушных, а о его зверствах при захвате Каликуты ходили страшные легенды.

Восточное побережье современной ЮАР назвал Наталем именно да Гама. Тут он впервые встретился с туземцами, чтобы выведать дальнейший путь в Индию. У них он выменял большого быка и многочисленные изделия из слоновой кости на две красные шапки, что стало настоящим историческим курьезом.

Подготовка экспедиции

Путешествие Бартоломео Диаша дала возможность построить четыре корабля, соответствующих требованиям длительного путешествия. Одним из них, флагманским парусником «Сан-Габриэл» командовал сам Васко да Гама. Три остальных – «Сан-Рафаэл», «Берриу» и транспортное судно шли под руководством брата Васко Паулу, Николау Коэльо и Гансало Нуниша. Проводником путешественников был легендарный Перу Алекер, ходивший еще с самим Диашем. Кроме моряков, в состав экспедиции входили священник, писарь, астроном и несколько толмачей, знающих туземские наречия.

Кроме разнообразной провизии и питьевой воды, судна были оснащены и многочисленным оружием. Алебарды, арбалеты, пики, холодные клинки, пушки были призваны защищать экипаж в случае опасности.

В 1497 году после длительной и тщательной подготовки экспедиция под руководством Васко да Гама покинула родные берега и двинулась навстречу вожделенной Индии.

Путь в Индию

Долгожданный приказ был отдан в 1491 году. Да Гаме были предоставлены четыре корабля. Во главе своей небольшой флотилии молодой адмирал отправился в плавание. За двенадцать суток они дошли до Зеленого Мыса. К середине весны миновали Мозамбик и Меленди, за которыми открывался морской торговый путь между Индией и Африканским континентом.

С попутным ветром флотилия двинулась дальше сначала вдоль побережья Сомали, затем, повернув на северо-восток, все больше удалялась от береговой линии. Спустя двадцать три дня Васко да Гама бросил якоря у берегов Калькутты. Открытие для Португалии торгового пути в Индию было совершено за неполных девять месяцев. Места короля Генриха Мореплавателя сбылась.

Но открытие морского пути в Индию не гарантировало установления торговых связей с государством. Его правитель Заморин находился во власти торговцев-мусульман. Эти агрессивные фанатики полностью подчинили себе слабое индийское правительство. Они вынудили Заморина обманом выманить капитана португальских кораблей сойти на берег. Едва да Гама и его сопровождающие вошли во дворец Заморина, как были арестованы и заточены в качестве военных заложников. Узнав о предательстве, оставшиеся на кораблях португальцы стали захватывать заложников. Также были произведены выстрелы по зданиям города. Только под угрозой полного разрушения города индийцы освободили заложников. Торговый договор с Индией был заключен под угрозой пушечных обстрелов.

После успешного достижения цели своей миссии корабли повернули в сторону родного порта. Обратный путь был сложнее и дольше – только через двадцать шесть месяцев путешественники прибыли в Белем. Васко да Гама получил аудиенцию у короля. В дар правителю флотоводец принес полные трюмы драгоценностей, а также золотого истукана. Весил идол почти тридцать килограммов, его глаза были выполнены из изумрудов, а грудь украшена рубинами величиной с орех.

Спустя неполные десять лет португальцы вновь снарядили экспедицию в Индию. На этот раз флотилия насчитывала несколько десятков кораблей, руководил ею Кабрал. Но плавание под его руководством оказалось не таким счастливым, как путешествие да Гамы. Большая часть флотилии затонула, к тому же местное население было недружелюбно настроено по отношению к португальским мореплавателям. Торговцы из местных, напав на иностранцев, истребили большую их часть.

Кабрал начал готовиться к следующей экспедиции, но, помня о печальной участи, постигшей первую и о ее нерезультативности, король не допустил провинившегося флотоводца к миссии. Именем короля да Гама взял командование на себя.

Два года продолжалось его второе плавание к берегам Индии. Прибыв сюда, он знал, каким образом следует действовать, чтобы привести местное население к покорности. Силовое вмешательство оказалось самым результативным. Хорошо вооруженные португальские солдаты, а точнее, пираты начали беспощадно истреблять местное население. Одно упоминание о португальцах приводило всех в смертельный ужас. Совершая регулярные набеги в селения, они повсюду собирали кровавую дань. Васко да Гама жег корабли индусов вместе со всеми, кто находился на борту, живьем сжигались люди на берегу, не было пощады даже женщинам и детям. Улицы селений были усеяны трупами и умирающими людьми.

Жестокая резня была оценена правителем Португалии. Вернувшийся корсар был обласкан властями и награжден титулами и золотом. После второго плавания в Индию да Гама превратился в самого богатого человека государства.

В третье плавание к индийским берегам мореплаватель отправился уже в статусе вице-короля. Теперь его задачей было не привести народы к покорности, а сделать португальские колонии такими же процветающими, какими они были раньше. Это плавание было столь же успешным, как и два предыдущих.

Укрепление власти, данной именем португальского короля, происходило так же безжалостно. При этом страдали не только местные народы, но и португальцы, нарушавшие интересы своего правительства.

Подготовка к плаванию

Васко да Гама обладал отличными знаниями навигации, опытом мореплавателя, знал, как обращаться с непокорными людьми, в том числе и с матросами. Также да Гама был искусным дипломатом, поэтому он всегда получал желаемое от монархов других королевств Европы и от правителей варварского мира.

Подготовкой к плаванию занимались Васко да Гама, его брат Паулу и Бартоломеу Диаш. Под руководством последнего были построены четыре корабля, составлены новые карты и приобретены навигационные приборы. На корабли установили пушки и специальные печи, чтобы выпекать хлеб. Для защиты от нападений пиратов, моряков вооружили  холодным оружием, арбалетами и алебардами.

В качестве провизии на каждое судно погрузили сухари, рыбу, сыр, воду, вино, уксус, миндаль, рис, чечевицу, муку.

Контекст

Preste João ( пресвитер Иоанн ) по Диогу Омему , 1558, в Biblioteca Британика

Карта предполагаемого королевства Preste João ( Prester John ), изображенная в регионе Эфиопия .

Специи всегда считались золотом Индии . Корица , имбирь , гвоздика , перец и куркума издавна были продуктами, которые было трудно достать в Европе, и их привозили караваны и опытные торговцы с Востока.

Лиссабонский купец так описывает наземный маршрут специй : «Только рынки Венеции и Генуи разбросали эти специи по всей Европе, они были очень дорогими и без гарантированного прибытия». В 1453 году, с захватом города Константинополя со стороны османов , торговля Венеции и Генуи снижается в значительной степени. Преимущество португальцев в том, чтобы проложить морской путь, поэтому практически не подвергаться нападениям, но при этом покрытые опасностями в море, показало себя полезным и принесло короне большой доход в будущем. Португалия напрямую связала регионы-производители специй со своими рынками в Европе.

Примерно в 1481 году Жоао Афонсу из Авейру попытался исследовать королевство Бенин и собрал информацию о почти легендарном принце Огане , королевство которого находилось далеко к востоку от Бенина . Его считали христианином, пользовавшимся большим уважением и властью. Говорили, что королевство Бенин, где располагался штаб Огане, находилось на расстоянии двадцати лун, что, по словам Жуана де Барроса , соответствует двести пятьдесят лигам .

Важные торговые пути шелка и специй, заблокированные Османской империей в 1453 году с падением Константинополя и Византийской империи , привели к поиску морского пути через Атлантический океан, огибающего Африку .

Взволнованный этой новостью, Иоанн II в 1487 году послал Фрея Антониу де Лисбоа и Педро де Монтарройо найти на Востоке новую информацию, которая могла бы найти пресвитера Иоанна , которая, в конце концов, соответствовала описанию принца Огане. . Но миссия отправленных была просто в Иерусалим , потому что эти два португальца не знали арабского языка и, следовательно, боялись продолжать, и вместо этого вернулись в Португалию.

Очень тщательно и тайно были подготовлены два доверенных человека. Это были Афонсу де Пайва из Каштелу-Бранку и Перо да Ковильян . Они начали свой путь и прошли через Валенсию , Барселону , Неаполь , Родос , Александрию , Каир и Аден . Здесь их пути разошлись: Афонсу де Пайва направился в Эфиопию, а Перо да Ковильян — в Индию . Никто из людей не вернулся, но информация, необходимая Д. Джону, была доставлена ​​обратно в королевство, и вместе с этим пришла поддержка для служения возможному эпическому морскому приключению, которое ждало впереди.

План путешествия предсказывал безопасность маршрута. Для этого по пути нужно было устанавливать торговые посты и строить крепости . Миссия была возложена на капитана армады, которому было предоставлено множество даров и снаряжения, чтобы бросить вызов морям, а также дипломатические полномочия и настойчивость, чтобы установить связи с неизвестными монархами, которые в конечном итоге были найдены по пути.

Но не во времена правления короля Португалии Иоанна II этот проект, который уже столкнулся с серьезным противодействием со стороны двора, был инициирован. Это произошло только во времена его преемника, короля Мануэля I, который, кстати, не разделял общего мнения о том, что морские пути являются хорошим — если не лучшим — средством доминирования в торговле с Востоком.

Открытие морского пути в Индию дата. ОТКРЫТИЕ ИНДИИ ВАСКО ДА ГАМОЙ

Португальцы несколько раз предпринимали попытку достичь Индии. В 1487 г. португальский король Жуан II направил двух офицеров, одному из которых удалось достичь цели экспедиции и отправить на родину ценные сведения. В результате плавания Б. Диаша был открыт мыс Доброй Надежды, его судно обогнуло Африку и вышло в Индийский океан. Следующая экспедиция к берегам Индии состоялась уже при новом португальском короле Мануэле I. К плаванию было подготовлено 3 основных корабля: «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл» и «Берриу» и небольшое транспортное судно. Главным штурманом стал моряк, проплывший вместе с Б. Диашом, в его распоряжении были лучшие навигационные приборы и карты, имевшиеся у португальцев. В июле экспедиция под командованием Васки да Гамы покинула Лиссабон, некоторое время их сопровождал корабль Б. Диаша. В ноябре они достигли берегов о. Святой Елены, где рассчитывали на короткий отдых и починку судов, однако местные жители внезапно напали на моряков, а Васко да Гама был ранен стрелой в ногу. В конце ноября экспедиция с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и остановилась в бухте Мосселбай. К этому моменты транспортное судно полностью пришло в негодность, к счастью у местного населения им удалось приобрести провиант. После нескольких коротких остановок, в 1498 г. экспедиция достигла портового города Малинди, где была дружелюбно встречена местным правителем. На рынке португальцы обнаружили индийских купцов, и Васко да Гама нанял лоцмана для пересечения Индийского океана. Благодаря попутному муссону, португальские корабли быстро достигли берегов Индии, причалив к портовому городу Каликут, где местный правитель принял его и разрешил открыть торговую факторию.

Возвращение экспедиции домой

Через несколько месяцев, Васко да Гама отправился домой с грузом пряностей. В январе 1499 г. они прибыли в Малинди, где смогли пополнить припасы, к этому времени экипаж значительно поредел. В районе Момбасы пришлось сжечь «Сан-Рафаэл». В апреле с большим трудом они достигли островов Зеленого мыса, откуда более быстроходный корабль «Берриу» был послан в Португалию для доставки вестей об экспедиции. В это время скончался от болезни брат Паула да Гама, которого мореплаватель похоронил в монастыре Ангра-ду-Эроишму на о. Терсейра. В сентябре 1499 г. Васко да Гама на флагманском судне «Сан-Габриэл» вошел в лиссабонскую бухту. Всего на родину вернулось 55 участников экспедиции, больше сотни погибло от болезней и от столкновений с пиратами и туземцами.

Значение открытия

Это плавание по праву считается одним из наиболее известных в Эпоху великих географических открытий, т. к. впервые был проложен морской путь из Европы в Индию, что послужило толчком к развитию мировой торговли того времени. С этого момента именно морской, а не сухопутный путь становится настоящей транспортной артерией между Востоком (Китай, Индия) и Западом. За успешную экспедицию, португальский король Мануэл I удостоил Васко да Гама титулом «дона», а в 1502 г. присвоил званием «адмирала Индийского океана». После удачного плавания, Португалия стала развивать свой успех и каждый год к берегам Индии стала отправлять экспедиции, еще в двух принял участие и Васко да Гама, скончавшийся в Коччи (Индия) в 1524 г.

Экспедиция Васко да Гама

К лету 1497 года флотилия кораблей из 4 судов была полностью готова для дальней экспедиции в Индию. Король Мануэль I, взошедший на португальский трон, лично назначил командовать этой флотилией командора Васко да Гама. Этот искушенный в дворцовых интригах умный и грамотный человек как нельзя более удачно подходил на роль исследователя-мореплавателя. Бартоломео Диаш, с самого начала курировавший подготовку новой экспедиции, вплоть до отплытия руководил подготовкой к плаванию Васко да Гама.

Наконец 8 июля 1497 года последние подготовительные мероприятия закончились, и все четыре корабля Васко да Гамы отправились в плавание. На их борту были 170 лучших португальских моряков, часть из которых ходила в плавание еще с Диашем. На морских судах установили самые современные навигационные приборы и взяли наиболее точные карты. Сам Бартоломео Диаш сопровождал флотилию на начальном этапе.

Спустя неделю корабли достигли Канар, откуда повернули в сторону островов Зеленого мыса. Там Диаш сошел на берег, а экспедиция уже самостоятельно отправилась дальше. Для того чтобы обойти стороной полосу штилей в Гвинейском заливе, корабли повернули на запад и, сделав гигантскую петлю, вновь вернулись на свой маршрут, повернув в сторону Южной Африки.

История создания моста Васко да Гама

Первоначально мост Васко да Гама предназначался для уменьшения транспортного потока через небольшой висячий мост Лиссабона (имени 25 апреля).

Над созданием этого чуда-моста через реку Тежа работали четыре строительных консорциума и возводили его 3 300 человек. Проект разделили на четыре части и за каждую из них отвечали разные компании. Общее время строительства составило 3 года (половина времени ушла на подготовительный этап).

Мост Васко да Гама — видео

При строительстве пришлось учесть множество мелочей

Приняли во внимание даже шарообразную форму нашей планеты. Если бы это не сделали, то высота северной и южной части моста отличалась бы на 80 сантиметров

Это скрупулезное отношение позволило создать сооружение, выдерживающее ветер силой 250 километров в час и способное противостоять в 4,5 раза более сильному землетрясению, чем то, что состоялось в Лиссабоне в 1755 году (его сила была 8,7 баллов). Самые глубокие сваи погружены ниже уровня моря на 95 метров, и имеют диаметр 2,2 метра. Конструкция рассчитана на 120 лет эксплуатации.

Мост Васко да Гама — внешний видМост Васко да Гама — внешний видМост Васко да Гама — внешний вид

Финансировал строительство консорциум Lusoponte, за что ему выдана концессия на 40 лет и право сбора оплаты за проезд по двум мостам Лиссабона. Интересно, что проезд оплачивается только в северном направлении (к Лиссабону), когда транспорт движется к югу — плата не взимается. За проезд легкового транспорта по мосту берется 2,5–5,85 евро (зависит от габаритов автомобиля), грузового — до 11,2 евро.

При обычной нагрузке предусмотрено движение по шести полосам, если же количество транспорта превышает 52 тысячи единиц в сутки, начинают функционировать две дополнительные полосы. Скорость, которую разрешено развивать на мосту, зависит от погоды. При нормальной, разрешена скорость до 120 км/час, при сильном ветре и плохой видимости — не выше 90 километров в час.

Мост Васко да Гама — полосы движенияМост Васко да Гама — полосы движения

При проектировании большое внимание уделялось окружающей среде. Виадук строили подальше то второго берега, чтобы максимально сохранить естественную среду

Даже освещение спроектировали так, чтобы на поверхность реки свет не попадал. Открытие моста Васко да Гама стало знаменательным не только для Португалии, но и для всей Европы. Оно произошло 29 марта 1998 года. В этот день на мосту (на всем его протяжении) разместили праздничные столы с угощениями. За них мог сесть любой участник празднования и отведать лакомства.

Первая индийская экспедиция

В 1497 г. Васко да Гама возглавил морскую экспедицию. 8 июля армада осуществила торжественный выход из Лиссабона и вскоре достигла Канарских островов, которые принадлежали Кастилии

Не желая делиться важной информацией с соперниками-испанцами, Васко да Гама велел обойти острова стороной

В канун Рождества этого же года экспедиция достигла области, которая сегодня входит в провинцию ЮАР Квазулу-Натал.

Обогнув мыс Доброй Надежды, экспедиция вошла на территории, бывшие частью торговых маршрутов Индийского океана. Также корабли побывали в портах Мозамбика и Момбаса.

Идя вдоль побережья Африки, экспедиция достигла Малинди. Там состоялась встреча Васко да Гама с Ахмад ибн Маджидом, который, по некоторым данным, стал его лоцманом. Именно он взял курс на Индию. 20 мая 1498 г. суда пришвартовались рядом с Каликутом.

В 1499 г. Васко да Гама возвратился в Португалию. Экономически его экспедиция была достаточно успешной. Выручка от товаров, которые предприимчивый мореплаватель привез из Индии, в 60 раз превысила затраты на организацию морского похода.

Васко да Гама индия. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию

рассказа, где говорится о том, к то и почему в Испании и Португалии был заинтересован в открытии новых земель в XV веке и об у спехах португальских мореплавателей до знаменитого плавания Васко да Гамы.

Она началась в 1495 г. Васко да Гама (на гравюре) разрабатывал теоретическую часть, изучая карты и навигацию, тогда как Бартоломеу Диаш руководил строительством кораблей с учетом всех достижений тех времен. Косые паруса были изменены на прямоугольные, что повысило устойчивость судов, снизив их осадку. На случай столкновений с арабскими пиратами на палубах разместили по 12 пушек. Водоизмещение было увеличено до 100-120 тонн для больших запасов пищи и пресной воды, а также всего необходимого из расчета на трехгодичное плавание. Рыбу предполагалось ловить по ходу, а за запасами воды через многомесячные промежутки причаливать к портам. Дневной паек моряка, впервые отправившегося в Индию:

  • 0,5 фунта сухарей (227 г);
  • 1 фунт солонины (450 г, солонина — продукт, полученный путём длительной выдержки мяса в поваренной соли для длительного его хранения при положительных температурах);
  • 0.5 фунта риса или сыра (227 г) только в пост вместо мяса;
  • 1,25 пинты вина ( 0.7 л);
  • 2,5 пинты воды (1.4 л);
  • 1/12 пинты уксуса (68 мл);
  • 1/24 пинты оливкового масла (136 мл).

Еще в трюме имелись: бобы, мука, чечевица, чернослив, лук, чеснок и сахар. Не забыли положить и товары для африканских аборигенов: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, колокольчики, ножи, ножницы, дешевые оловянные украшения для обмена на золото и слоновую кость.

Так и не удалось изобрести что-либо существенное, чтобы в трюмы плоскодонных португальских кораблей с высоким носом по ходу плавания не просачивалась вода. Часть продуктов попросту подвергалась гниению и через какое-то время плавала на поверхности вместе с крысами. Другая проблема, где и как спать экипажу также в те времена еще не была решена. Знаменитые индейские гамаки «от Колумба» в широкое употребление еще не вошли. Команде приходилось спать, где попало. А о санитарных условиях на кораблях можно легко догадаться.

Капитаном флагмана «Сан-Габриэль» был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль «Сан-Рафаэль» да Гама доверил брату Пауло. Кроме того, в экспедиции участвовали еще «Сан-Мигель» (другое название «Берриу») — старое легкое судно с косыми парусами под командованием Николау Коэлью и безымянное грузовое судно под началом капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии из четырех судов при благоприятном ветре могла составить 6,5-8 узлов.

Костяк команды из 168 человек составили те, кто плавал с Бартоломеу Диашем. 10 человек из команды были преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Их не жалко было высаживать для разведки в особо опасных районах Африки. Отплытие в неизвестность

Жарким днем 8 июля 1497 г. во время молебна всем путешественникам по традиции отпустили грехи (такую традицию выпросил когда-то Генрих Мореплаватель у папы Мартина V). На борт взошли Васко да Гама и Бартоломеу Диаш. Раздался пушечный залп и 4 судна вышли из порта Лиссабона.

Через неделю корабли достигли Канарских островов. Суда потерялись в тумане и встретились вновь у островов Зеленого Мыса. Здесь пополнили запасы пресной воды и провизии. А Диаш высадился, чтобы с другими кораблями плыть дальше в новую крепость Сан Жоржи да Мина на гвинейском побережье, где он был назначен губернатором Гвинеи.

Далее корабли попали в полосу сильных восточных ветров, которые не позволили идти вперед известным путем вдоль Африки. Где-то в районе 10° северной широты да Гама впервые проявил себя решительно, а именно приказал повернуть на юго-запад, чтобы попытаться в открытом океане обойти ветры. Он сделал дугу по Атлантическому океану, почти дойдя до берегов тогда еще неизвестной Бразилии. Каравеллы удалились от берега Африки на расстояние в 800 морских миль (1481 км). Три месяца суда не встречали на горизонте какой-либо земли. Пища на экваториальной жаре портилась, а вода стала негодной. Пришлось пить морскую воду. Питались уже не совсем свежим соленым мясом, заготовленным впрок. Здоровье команды было существенно подорвано. После экватора корабли, наконец, не теряя нужного им ветра, смогли повернуть на восток. Таким образом был открыт новый путь с попутными воздушными потоками из Европы к мысу Доброй Надежды, что на самой южной оконечности Африканского континента. Корабли таким образом гарантированно избегали попадания в зону полного штиля, когда они подолгу могли простоять на месте, а это грозило медленной смертью всего экипажа. И в наши дни редкие парусные суда ходят именно по этому маршруту.

Интересные факты о португальском путешественнике

Вместе с Васко да Гама в первое плавание в качестве капитана корабля отправился и его старший брат, Паулу де Гама.

Привязанность к кровному родственнику, смертельно заболевшему на обратном пути в Португалию, и желание уважить его просьбу умереть на родной земле, вынудили Васко изменить маршрут и прежде Лиссабона отправиться на Азорские острова.

За исключением этого эпизода, Васко да Гама в течение экспедиции проявлял себя как жестокий, равнодушный человек.

В частности, карательный поход на Калькутту во время второго плавания в Индию погрузил в ужас все прибрежные селения: суда обычных туземцев были потоплены, арабские торговые корабли взяты на абордаж, все члены команды перерезаны, индийский флот был сожжен, а город разрушен практически до основания.

Несмотря на жестокость, этот человек ценился королем Португалии за его безукоризненную честность, смелость и железную волю. В пользу последней свидетельствует эпизод, когда Васко да Гама выкинул за борт квадранты, чтобы подавить бунт на корабле и пресечь неповиновение команды, желавшей повернуть назад.

Проникновение португальцев в Индию

Об сказочно богатой Индии, португальцы знали с XIII века, после того как до неё сухопутным путём добрались венецианские купцы, установившие монополию на торговлю. Но они не до конца понимали, что собой представляет далёкая страна, названная ими «островами Пряностей». Ведь именно привычные сейчас перец, корица, мускатный орех, кардамон, ценившиеся в Европе на вес золота в буквальном смысле, заставляли их искать пути проникновения в Индию, в обход венецианских торговых путей. И тем более, тогда ещё португальцы даже представить не могли, какие сокровища таятся на другом конце света, кроме вожделенных пряностей, но им очень хотелось об этом узнать.

Первым кто попытался найти морской путь в Индию, огибая Африку, был инфант Энрике, сын короля Жуана I прозванный Мореплавателем. В 1418 г. Жуау Гонсалвеш Зарку и Тристао Вас Тейшейра обследовали западноафриканское побережье. В 1427 г. Диогу де Сильвеш открыл Азорские острова, в 1444 г. Диниш Диаш достиг реки Сенегал и обогнул мыс Кабо-Верде. Продвигаясь всё дальше, португальцы добрались до его южной оконечности, когда в 1490 г. Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды. Адмирал Васко да Гама, обогнув Африку, проследовал вдоль её восточного побережья, по пути захватил Мозамбик и Момбасу, а 20 мая 1498 г. португальская эскадра бросила якоря на виду Каликуты.

Популярные темы сообщений

  • Растительный мир Австралии Австралия – очень маленький и сухой материк. Из – за того что континент долгое время находился не тронутый цивилизацией, на нем сохранилась удивительная флора. Засушливый климат породил особые растения, которые неприхотливы к окружающей
  • Троцкий Лев Лев Троцкий появился на свет в далеком 1879 году. Местом его рождения стало село Янковка, которое расположено в Херсонской губернии. С самого первого дня жизни он был образцовым ребенком и вырос в еврейской семье
  • Македонский Александр Александр Македонский родился в 356 году до н.э. в городе Пелла – столице Древней Македонии. Отец Александра – царь Филипп II – был доблестным и храбрым воином. У него Александр учился военному ремеслу и искусству править.

Первое путешествие

О завоевании Индии грезил еще король Жуан (предшественник Мануэля) и даже снарядил экспедицию, но рейд не удался. В 1497 году придворный астролог и математик Авраам Бен Закуто предрек, что «страну специй» покорят 2 брата. Памятуя о доблести и жестокости братьев да Гама, португальский монарх назначает главой экспедиции молодого Васко. 8 июля флотилия, состоящая из трех боевых кораблей («Сан-Рафаэл», «Сан-Габриэл», «Берриу») и одного транспортного судна, отбыла из Лиссабона.

Отплытие Васко да Гамы в Индию

Эскадра благополучно миновала Зеленый мыс, где моряки пополнили запасы продовольствия, и направилась в сторону Африки по Атлантическому океану. Команда увидела берег только спустя 4 месяца с начала путешествия, устроив стоянку в бухте Святой Елены. Местные племена встретили мореплавателей агрессивно, развязав вооруженные конфликт. В стычке Васко тяжело ранили в ногу.

Обогнув мыс Доброй Надежды, мореходы остановились в бухте Моссел Бей, где пополнили запасы провианта и затопили неисправное транспортное судно. Моряки заметили, что аборигены носят тканную одежду и понимают арабское наречие. Становится ясно, что Аравия расположена неподалеку. Впереди ждет неизвестность, так как дальнейшая территория не исследована.

Карта первого путешествия Васко Да Гамы

Из-за нехватки провианта и тяжелых походных условий моряки заболели цингой, погибло 50 человек. Команда подняла бунт с требованием вернуться на родину. Васко не поддался на провокации, а бунтовавших заковал в кандалы. Как только эскадра добралась территории арабских купцов, путешествие превратилось в пиратский рейд. Васко да Гама обманом выманил у султана Малинди опытных лоцманов. Султан заключил с португальцами соглашение, направленное на уничтожение шейха Момбасы. Но, получив проводников, вероломный да Гама попросту разграбил проходящие суда и обстрелял побережье.

Араб-лоцман подсказал дорогу в Индию, и в мае 1498 года путешественники достигли берегов сказочной страны. Правитель Каликута отнесся к мореплавателям доброжелательно и гостеприимно. Но арабские купцы донесли заморину о пиратских набегах португальцев и указали, что привезенные подарки малы. Поэтому местные власти арестовали сотню моряков, разгуливающих по городу. Васко да Гама не растерялся и задержал знатных горожан, прибывших на корабль для осмотра европейского оснащения.

Васко Да Гама прибывает в Каликут

Правитель Каликута, опасаясь хитрого корсара, отпустил задержанных. Этому посодействовали и местные купцы, которые хотели расширить торговые пути до христианского мира. Набив закрома пряностями и специями, гениальный махинатор не отпустил пленников и отправился в обратный путь. Через 20 дней похода португальским путешественникам повстречался корабль, на борту которого присутствовал адмирал Гоа. Васко жестокими пытками «убедил» еврея помочь в нападении на острова.

На адмиральском палубнике корсары вплотную подошли к побережью и ограбили корабли, стоящие на рейде вдоль побережья. Пленили 30 человек, а остальных вырезали. Путешествие домой было трудным, так как моряков косила цинга. Заболел и брат да Гамы. Из далекого путешествия вернулось 55 человек, остальные погибли от болезней и схваток с врагами. 18 сентября 1499 года португальские корабли пришвартовались у берегов Лиссабона.

Васко да Гама возвращается из путешествия

Привезенные экспедицией товары и пряности в 60 раз окупили расходы на собственные сборы в дорогу. Обрадованный король наградил Васко пенсией в 1000 круазад и званием «Адмирала Индийского океана». Но эти дары не удовлетворили запросов честолюбивого португальца. Клеймо бастарда не давало покоя, и мужчина стремился от него избавиться, завоевывая уважение сограждан и титул графа.

В 1500 году к берегам Индии отправилась следующая экспедиция, возглавляемая Педру Алваришем. Мужчина намеревался выстроить в Каликуте торговое поселение, но этому помешали арабские купцы. Под таким подстрекательством факторию разграбили и сожгли. Сбегая из города, Педру обстрелял прибрежные поселки из пушек. Развязалась война между Португалией и Индией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector