«афганистан» или «авганистан»?
Содержание:
- Как связаны Моджахеды и Талибы
- Афганистан в древности[]
- История
- История изучения в России
- Талибы – это… студенты
- Афганистан в новое время[]
- История пуштунов и языка пушту
- Лингвогеография
- Тогда с кем же воевал СССР в Афганистане?
- Кто такие исламисты
- Афганистан в средние века[]
- Чего же хотят талибы
- Письменность языка пушту
Как связаны Моджахеды и Талибы
После вывода советских войск, война (джихад) была окончена и моджахеды разошлись на две основные группы:
- Одни вошли в движение «Талибан»
- Другие создали организацию «Северный Альянс» (как реакцию на появление Талибана)
Конечно, какие-то моджахеды просто перешли к мирной жизни или отправились на джихад в другие страны, но две главные группировки были именно такими, причем они воевали друг против друга.
Первым появился Талибан (в 1994 г). Как я уже писал, талибы – это наиболее радикальные и ортодоксальные исламисты, они целенаправленно стремятся к средневековым порядкам и установлению законов шариата.
Талибан быстро покатился по стране, набирая большое количество сторонников (за первые 5 лет талибов стало в 5 раз больше).
Те афганцы, которые были более образованны, современны, и хотели для своей страны благополучия и успеха (в более привычном для нас понимании) – вот они и создали «Северный Альянс», который сопротивлялся Талибану с 1996 по 2001 год.
Получается, что враги СССР (моджахеды) после окончания Афганской войны сами начали воевать друг против друга, т.к. видели будущее Афганистана по-разному. И победил в этой борьбе Талибан.
Сейчас в Афганистане тоже есть образованные люди, которые хотят прогресса и экономического развития, а не средневековья. Эти люди поддерживали США, но сейчас им грозит опасность. Жалко их, если честно… Хотя, говорят, что талибы прощают тех, кто был на стороне Америки, но с одним условием – сдаться без боя и сложить оружие.
И оружие массово складывают – современное, американское. Все оно попадает к Талибану. Так что страшно даже представить, что ждет этот регион в самом ближайшем будущем.
Афганистан в древности[]
Археологические данные показывают, что северная часть территории современного Афганистана была обжита человеком в древнекаменном веке (пещера Кара-Камар), южная часть — в бронзовом веке (известны поселения земледельческих племён, 4—2-е тыс. до н.э.). В первой половине 1-го тыс. до н. э. с развитием ирригации возникают крупные оазисы. К этому времени относят становление раннеклассовых обществ, отношений и образование первых государств на территории Афганистана, древнейшим из которых была Бактрия. С 60-х годов VI в. до н. э. территория современного Афганистана входила в состав государства Ахеменидов, в 330—329 до н. э. завоёвана Александром Македонским, а затем включена в состав владений Селевкидов. Около 250 до н. э. возникло Греко-Бактрийское царство (с центром в северной части Афганистана), просуществовавшее до 140—130 до н. э. В эпоху Великих Кушан (конец 1—4 вв. н. э., см. Кушанское царство), центр государства которых находился на территории современного северного Афганистана, продолжался расцвет городов, рост ремесленного производства, денежного обращения, развивались культура и искусство. Началось распространение буддизма. Могущество кушан было подорвано Сасанидами, подчинившими часть территории Афганистана. В V — начале VI вв. большая часть территории Афганистана была завоёвана правителями племенного объединения эфталитов. Во владениях эфталитов сохранялся сравнительно высокий уровень некоторых отраслей ремесленного производства. В то же время имел место общий упадок городского хозяйства и культуры, вызванный, по-видимому, разложением рабовладельческого строя и зарождением раннефеодальных отношений. Огромная держава эфталитов, включавшая в свой состав Северную Индию, Восточный Туркестан и часть Средней Азии, оказалась недолговечной.
В 563-567 тюрки, выступавшие в союзе с Сасанидами, разгромили эфталитов. После этого территория Афганистана оказалась раздробленной на мелкие владения, часть правителей которых стали вассалами Тюркского каганата, часть — вассалами Сасанидов. Политическая раздробленность, упадок городов, появление множества замков в сельских районах Бактрии и соседних стран в VI—VII вв. были вызваны, по-видимому, усилением мелкой землевладельческой аристократии и становлением раннефеодальных отношений.
История
Формирование
В июле 1973 года, когда король Захир , правивший в то время афганский монарх, находился в Италии, где ему делали операцию на глазах, а также лечили люмбаго , его двоюродный брат и зять, генерал Сардар Мохаммед Дауд Хан , бывший премьер-министр , поставил постановку государственный переворот в Кабуле . Этот переворот свергнул Королевство Афганистан и на его месте установил Республику Афганистан , которая была однопартийной республикой. Генерал Дауд был вынужден уйти с поста премьер-министра десятью годами ранее королем Захиром. В следующем месяце король отрекся от престола, чтобы не рисковать всеобщей гражданской войной.
Однопартийное правило
После захвата власти генерал Сардар Мохаммед Дауд Хан , который сам был провозглашен первым президентом Афганистана , основал свою собственную политическую партию — Национально-революционную партию . Эта партия стала единственным очагом политической активности в стране. В январе 1977 года после выборов в Конституционное собрание была созвана Лойя джирга, на которой была утверждена новая конституция, устанавливающая президентское однопартийное государство , при котором политическая оппозиция подавлялась, иногда с применением насилия.
Также в 1973 году Мохаммад Хашим Майвандвал , бывший премьер-министр , был обвинен в заговоре с целью государственного переворота, хотя неясно, был ли план на самом деле нацелен на новое республиканское правительство или упраздненную монархию. Майвандвал был арестован и якобы покончил жизнь самоубийством в тюрьме до суда, но широко распространенное мнение говорит, что его замучили до смерти.
Подъем коммунизма
После создания в 1973 году генералом Даудом Республики Афганистан члены Народно-демократической партии (НДПА) получили должности в правительстве. В 1976 году президент Дауд утвердил семилетний экономический план для страны. Он начал программы военной подготовки с Индией и начал переговоры об экономическом развитии с Ираном
За финансовой помощью Дауд также обратил свое внимание на богатые нефтью страны Ближнего Востока, такие как Саудовская Аравия , Ирак и Кувейт .
Но во время президентства Дауда отношения с Советским Союзом ухудшились. Они считали опасным его переход к более дружественному Западу лидерству, включая критику Даудом членства Кубы в Движении неприсоединения и изгнание Даудом советских военных и экономических советников. Кроме того, подавление политической оппозиции повернуло поддерживаемую Советским Союзом НДПА, важную союзницу в перевороте 1973 года против короля, против него.
В 1978 году Дауд мало чего добился из того, что намеревался сделать. Экономика Афганистана не достигла реального прогресса, а уровень жизни в Афганистане не повысился. Дауд также подвергся серьезной критике за свою однопартийную конституцию 1977 года, которая оттолкнула его от его политических сторонников.
Когда к 1978 году афганцы разочаровались в «бездействующем» правительстве Дауда, одни только правительственные чиновники НДПА были отождествлены некоторыми с экономической и социальной реформой. К этому времени две основные фракции НДПА, ранее вовлеченные в борьбу за власть, достигли хрупкого соглашения о примирении. Сочувствующие коммунистам армейские чиновники к тому времени уже планировали выступление против правительства. По словам Хафизуллы Амина , который стал главой афганского государства в 1979 году, НДПА начала планировать переворот в 1976 году, за два года до того, как он материализовался.
Саур революция
День после Саурской революции в Кабуле .
НДПА захватила власть в результате жестокого военного переворота 1978 года, наиболее известного как Саурская революция . 27 апреля войска военной базы в международном аэропорту Кабула начали движение к центру столицы. Потребовалось всего 24 часа, чтобы консолидировать власть, с быстрым натиском, включая воздушный налет на Арг (президентский дворец), и подразделения повстанческой армии быстро захватили важнейшие учреждения и линии связи. На следующий день свергнутый Дауд и большая часть его семьи были казнены .
Нур Мухаммад Тараки , генеральный секретарь НДПА, был провозглашен председателем президиума Революционного совета и фактически сменил Мохаммеда Дауд Хана на посту главы государства. Одновременно он стал главой правительства только что созданной Демократической Республики Афганистан .
История изучения в России
Торговые связи и приграничные территории — вот основные причины, которые побудили в 1855 году начать официальное изучение древнего языка пушту в царской России. Дальновидные политики уже тогда похлопотали перед Государем и по Высочайшему указу академику Б. А. Дорну, который специализировался на изучении словесности народов Азии, поручили преподавать студентам пушту в университете Санкт-Петербурга. Но преподавание было в основном по теории и по сходной грамматике с восточными языковыми группам, без практической базы. В 1856 году особую популярность такое направление не получило, на курсе училось мало студентов, и развитие не получило.
Но, с учетом военных стратегий, уже в 1911 году при штабе Туркестанского военного округа группе офицеров организовали спецпрограмму по изучения пушту. Ведущий преподаватель Ташкентской офицерской школы восточных языков штабс-капитан В. В. Лосев изучал данный язык в Индии, на основании этого была издана первая книга «Грамматика афганского языка (пушту)».
В наши дни пушту изучается в МГИМО на высоком уровне и академической базе.
Талибы – это… студенты
В арабском языке есть слово «Талиб», которое так и переводится – «ученик», «студент», «учащийся медресе» (религиозной школы).
Из арабского это слово перекочевало в язык пушту (один из народов Афганистана). В их языке к слову «талиб» прибавили окончание -АН, которое означает множественное число.
Таким образом, «Талибан» – это «ученики, студенты». А «талиб» – один из представителей Талибана. Естественно, студентами они себя считают не потому, что учатся в ВУЗах, а потому, что следуют идеалам ислама.
Исламистское движение Талибан зародилось именно среди народа пушту в 1994 году, а в 1996 году оно захватил власть во всем Афганистане.
Афганистан в новое время[]
На развалинах державы Надир-шаха возникло (1747) объединение афганцев в едином независимом государстве (Дурранийской державе), главой которого стал Ахмад-хан. Господствующее положение во вновь созданном государстве заняли ханы племени абдали (дуррани). Афганские племена сохраняли родоплеменную структуру и клановую организацию; самостоятельность во внутренних делах они сохранили даже в XIX веке. Большую роль во внутренней жизни афганских племён играла джирга (собрание членов племени). Большая часть афганских племён освобождалась от податей, но должна была поставлять шаху воинов. Ахмад-шах расширил границы государства, завоевав Пенджаб, Кашмир, Синд, Сирхинд, Белуджистан, Хорасан, а также Балх и некоторые другие районы левобережья Амударьи. Налоги с покорённых областей были главным источником доходов шахской казны. Афганские ханы использовали своё влияние в государстве для захвата земель у малоимущих соплеменников. Рост феодальной собственности сопровождался борьбой афганской знати за независимость от центральной власти, ослаблявшейся восстаниями покорённых народов и мятежами афганских ханов. Преемники Ахмад-шаха утратили б. ч. его завоеваний, и в 1818 Дурранийская держава распалась на княжества: Гератское, Кандагарское, Кабульское, Пешаварское.
Объединение важнейших областей афгансикх племён в государстве Ахмад-шаха имело большое историческое значение. Оно создало благоприятные условия для сближения разобщённых афганских племён. Кабульское княжество стало ядром воссоединения Афганистана, которое начал осуществлять Дост Мухаммед. В 1838 английская агрессия (см. Англо-афганские войны XIX—XX вв.) прервала этот процесс. В результате народной войны войска английской Ост-Индской компании были в 1842 изгнаны из Афганистана, и Дост Мухаммед продолжил объединение Афганистана: в 1855 был присоединён Кандагар, в 1863 — Герат. При эмире Шер Ала (правил в 1863—79) завершилось подчинение районов левобережья Амударьи и был покорён Бадах-шан. Шер Али укрепил центральную власть, увеличил армию, организовал почту. Его преобразованиям помешала Вторая англо-афганская война (1878—80). В результате упорного сопротивления народов Афганистана Англия была вынуждена отказаться от планов завоевания Афганистана. Пришедший к власти в 1880 внук Дост Мухаммеда Абдуррахман добился вывода английских войск из Афганистана, но признал английский контроль над внешней политикой страны. В 1893, угрожая войной, Англия добилась от Афганистана включения земель пограничных афганских племён (к югу и юго-востоку от т. н. «линии Дюранда», см. Дюранда миссия) в пределы своей колонии Индии. К концу XIX — началу XX вв. в Афганистане сложилось относительно централизованное феодальное государство, чему содействовали реформы Абдуррахмана. Он воссоздал регулярную армию, упорядочил административный аппарат и взимание налогов, частично ограничил деятельность иностранного торгового капитала. Несмотря на господство феодальных отношений, а также на внешнюю изоляцию страны, насильственно установленную англичанами, в Афганистане росли города, развивались торговля и ремесло, укреплялись связи помещиков с рынком, появилась национальная торговая буржуазия. Предпосылками таких изменений были политическая консолидация, возраставшая специализация сельского хозяйства, развитие внутреннего рынка. При эмире Хабибулле (правил в 1901—19) были сделаны попытки верхушечной европеизации государства (например, созданы первые светские учебные заведения с преподаванием по европейскому образцу). В начале XX века в Афганистане активизируется общественно-политическая мысль, на которую большое влияние оказали Революция 1905—07 в России и революционное движение в соседних странах Востока. В этот период возникло движение младоафганцев. Их идейным вождём был поэт и публицист Махмуд Тарзи.
Во время Первой мировой войны 1914—18 Афганистан сохранял нейтралитет. Германо-австро-турецкая миссия 1915—16 в Афганистане (миссия Нидермайера и Хентига), пытавшаяся вовлечь Афганистан в войну, успеха не имела.
История пуштунов и языка пушту
На сегодняшний день не известно точное происхождении народа пуштунов, как и языка пушту.
В Средние века языком афганской знати являлся дари, или фарси-кабули, однако в среде пуштунской элиты создавались многие художественные и исторические произведения, например «Кадастровая книга шейха Мали» XV века.
В средние века языком, на котором говорили высшие афганские сословия был дари, или фарси-кабули.
С начала XVIII в. Афганистаном правят выходцы из пуштунских племен (кроме Хабибулы Калакани), однако при дворе продолжают использовать персидский (дари).
В начале XX века начинается движение по распространению использования языка пушту в различных областях жизни афганцев, следствие которого становится основания кабульского университета в 1932 году.
В 1933 году выходит постановление об употреблении дари и пушту официальными лицами, а уже спустя три года язык пушту становится государственным.
Позднее, в 1964 году, был официально признан в качестве национального языка, а афганский персидский получи название дари. Гимн страны переводится на пушту.
4.1. История языка пушту
Современный лингвистический мир до сих пор не пришел к единому мнению о происхождении языка пушту. Выдвигается несколько версий, в том числе и прямое происхождение от авестийского языка, но большинство востоковедов придерживаются мнения восточноиранского происхождения, аргументировано сходство с хорезмийским и согдийским языками.
Исторические исследования подтверждают, что территория, населенная пуштунами, находилась под властью Греко-Бактрийского царства, а уже с III века н.э.,есть упоминания в летописях под именем афганец (Абган). Видный афганский историк Абдул Хай Хабиби в своих трудах отмечал, что первые пуштунские произведения относятся к Амир Крор Сури из начала периода Гуридов восьмого века.
С другой стороны, современные лингвисты такие как Дэвид Нил Маккензи и Люсия Серена Лой, которые перевели пушту на современный язык, нашли не состыковки с изложением и алфавитом.
Открытие рукописи на языке пушту –Пата Хазана — произвело сенсацию в 1944 году и споры о ее подлинности ведутся до сих пор. Рукопись датируется ранним гуридским периодом до Хотакского времени восемнадцатого века и содержит сборник произведений неизвестных поэтов. Исследования относят издание данного сборника под патронажем пуштунского императора Хуссейна Хотака в Кандагаре.
4.2. Писатели и поэты, писавшие на пушту
В данный период поэзия была популярной среди пуштунов, многие известные исторические личности писали на языке пушту такие как: Баязид Пир Рошан (создатель пуштуского алфавита), Хушал Хан Хаттак, Рахман Баба, Назо Тохи и Ахмад Шах Дуррани, основатель современного государства Афганистан.
Но оригинальная рукопись недоступна для исследования, и единого мнения о сроках ее возникновения нет. Современный язык пушту подвергается слиянию с персидским и арабским, но многие народности используют старый словарный запас, хотя диалект отличается территориально.
Это интересно! Старейшая датированная книга на языке пушту это Хайруль-Байян (خیرالبیان — «Преблагая весть») суфия Баязида Ансари, отмеченная датой 6.09.1651 года. Это собрание стихов, которое содержит также и религиозные стихи на фарси, арабском и панджаби.
4.3. Пуштуны на карте народов Пакистана
В пуштунских областях Пакистана, на пушту обучаются дети 1-2 классов, однако в дальнейшем дети обучаются на урду (одном из государственных языков Пакистана). Зачастую в частных школах пушту не преподается. Отдельные ученые высказывают мнение, что установление урду, как языка для обучения в школах, является причиной кризиса множества языков коренных народов Пакистана, считая и пушту.
Лингвогеография
Географическое распространение
Как национальный язык в Афганистане, пушту распространен, прежде всего, на востоке, юге и юго-западе страны, а также в отдельных анклавах на севере и западе. По различным оценкам, пушту — родной язык 35-60 % населения Афганистана.
Пуштунские общины имеются в Таджикистане, Джамму и Кашмире, ОАЭ, Саудовской Аравии, северо-восточном Иране (в основном в провинции Восточный Хоросан, у афганской границы), а также в США, Британии, Таиланде, Канаде, Германии, Голландии, Швеции, Катаре, Австралии, Японии, России, Новой Зеландии, Казахстане и т. д.
Диалекты
Город | Произношение |
---|---|
Хост | Pāçte |
Вардак | Paçto |
Банну, Вана | Pāšte |
Кветта | Pašto |
Кандагар | Paʂto |
Кабул | Paxto |
Джамруд | Pāxto |
Пешавар | Puxto |
Существует несколько вариантов классификации диалектов пашто. Обычно выделяют четыре региональных стандарта (престижных диалекта): пешаварский (северо-западный), кабульский (северо-восточный), кандагарский (юго-восточный), кветтинский (юго-западный).
По историческим и племенным критериям выделяют карланские диалекты (все «фонетические» центральные). По особенностям консонантизма разделяют южную (западную) и северную (восточную) ветви: в первых ʃ
ʐ, а во вторых x и g. По особенностям вокализма выделяют центральные (южные) диалекты: в них литературной гласной ɑ соответствует гласная ɒ
o, они же в свою очередь делятся на южные (с ʃ и ʒ и переходами o>e, u>i), северные (с x и g, без изменений o и u) и переходные (с x и g как у северных и переходами o>e, u>i как у южных).
Большая часть носителей пашто говорит на диалектах северной ветви, хотя географически большую территорию занимают южные диалекты.
1. Южная ветвь (или Западная, Юго-западная, «мягкий» пашто)
2. Центральные диалекты (или Южные)
3. Северная ветвь (или Восточная, Северо-восточная, «жёсткий» пахто)
Этот сайт осуществляет сбор, хранение и систематизацию cookie для сбора аналитических данных и улучшения функциональности сайта в соответствии с нашей политикой обработки файлов cookie. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие нам на работу с этими файлами. Согласен
Тогда с кем же воевал СССР в Афганистане?
Советская армия воевала с афганскими моджахедами, другое название которых – душманы.
В чем же разница?
Чтобы понять, кто такой моджахед, сначала нужно изучить слово «Джихад», которое означает «борьбу за веру», ну или иначе – «религиозную войну», «священную борьбу».
Джихад объявляли, например, чеченские исламисты во время событий 90-х (запрещенная в России организация). Джихад периодически объявляют в Африке. Был он и в Афганистане.
Так вот, человек, участвующий в джихаде – это джихадист, или, по-арабски, – моджахед (дословно – «борец за веру»). Ну, а если человек борется за веру в Афганистане, то значит он «афганский моджахед».
Это мы сейчас прошлись по арабскому языку. Если же обратиться к языку самих афганцев (язык пушту), то у них есть слово – «Душман», которое переводится как «враг».
Именно поэтому советские войны чаще всего называли моджахедов «душманами» или, короче, «духами» (кстати, отсюда же пошло слово из армейской дедовщины – «дух», то есть новобранец).
Кто такие исламисты
Если говорить просто, то исламисты (веткой которых являются Талибан) – это та часть мусульманства, которая стремится установить законы шариата как основные в государстве и обществе.
Про законы шариата объяснять не буду, думаю вы имеете о них примерное представление
Здесь важно понять, что не любой мусульманин – исламист
Например, в Турции, Казахстане или Башкирии тоже живут мусульмане, но они живут по светским законам, а не пропагандируют шариат. Таким образом, они исламистами не являются.
Наиболее известными течениями исламизма, кроме талибана, считают:
- ХАМАС в Палестине (который воюют с Израилем)
- Хезболлу в Ливане
- ИГИЛ в Сирии и Ираке
- Братьев-мусульман в Египте
- Аль-Каиду
Всего таких течений – десятки. И практически все запрещены в России, как террористические.
Афганистан в средние века[]
Ранний феодализм
В VII—VIII вв. большую часть территории Афганистана покорили арабы. С IX века она управлялась династиями Тахиридов, Саффаридов, а с 900 находилась под властью Саманидских эмиров Бухары. В IX—X вв. происходил значительный подъём хозяйства, культуры и искусства. В VII—X вв. получил распространение ислам. Народные движения против халифатских властей и местных династий в VII—X вв. возглавлялись сектами карматов, хариджитов и др. В 60-х годах X века — 30-х годах XII века территория Афганистана входила в государство Газневидов. С начала 30-х годов XII века под ударами Сельджуков, а позднее Гуридов государство Газневидов стало распадаться. Большая часть территории Афганистана вошла в состав государства Гуридов (1148—1206), ядром которого был Гур — горная область к востоку и юго-востоку от Герата, населённая гурцами. Гурцы в XII—XIV вв., а позднее афганцы играли видную роль в политической истории Афганистана и отчасти соседних стран. Основными территориями формирования афганской народности (пуштуны) были Сулеймановы горы, Газни-Кандагарское и Кветта-Пишинское нагорья. К древнему населению этих территорий, говорившему на языках восточно-иранской группы (к ней же относится современный афганский язык — пушту), восходят истоки афганского этногенеза, в котором на ранних этапах, видимо, участвовали бактрийцы, саки и эфталиты, а позднее — индийские (особенно на юге), таджикские и, возможно, тюркские элементы. Первые упоминания об афганцах встречаются в источниках с VI века. Большое значение для исследования истории Афганистана имеет изучение взаимосвязей между афганцами и таджиками, составлявшими основное население Гератского и других оазисов на территории Афганистана.
Нашествие монголов в XIII веке надолго затормозило экономическое и культурное развитие населения территории Афганистана. Тяжелые последствия его постепенно изживались в государстве Куртов (XIII—XIV вв.), но не были полностью преодолены и при Тимуридах, хотя в их владениях значительно оживилось хозяйство и процветала культура феодального общества, в котором были развиты феодальные формы земельной собственности, военно-ленная система. В XVI веке территория Афганистана была завоёвана Великими Моголами и Сефевидами. В длительной борьбе против власти Великих Моголов и Сефевидов создавались предпосылки для объединения афганцев в самостоятельное государство, образование которого задерживалось их раздробленностью на множество племён и родов. Общественный строй афганцев характеризовался, с одной стороны, наличием патриархального уклада (род, организованный на военный лад), с другой — развитием феодальных отношений. Рост имущественного неравенства и классовые противоречия у афганцев вызвали в 60-х годах XVI века массовое народное движение против Великих Моголов и афганской знати, возглавленное сектой рошани. За сектой рошани шли многие племена, но разногласия мешали их прочному объединению. Движение рошани было подавлено в конце 30-х годов XVII века.
Образование раннефеодального государства афганцев
В XVI веке возникают афганские феодальные княжества (например, хаттакское княжество Акора), что свидетельствовало о наличии у афганцев социально-экономических предпосылок для развития феодальной государственности. Правитель Акоры Хушхальхан Хаттак вместе с вождями племени афридиев возглавил крупнейшее восстание против Великих Моголов, охватившее в 1672—75 большую часть афганских племён. В 1709 против Сефевидов восстали гильзаи, и в Кандагаре образовалось независимое Гильзайское княжество. В 1716 возникло самостоятельное княжество племени абдали в Герате. Эти княжества в 30-х годах XVIII века были завоёваны Надиром. Однако после смерти Надир-шаха (1747) его держава распалась.
Чего же хотят талибы
Если очень коротко и образно, талибы хотят, чтобы в Афганистан (ну, и вообще везде) вернулось Средневековье.
И это не оборот речи, не сарказм. Талибы осознанно и целенаправлено проводят политику, согласно которой общество должно жить также, как оно жило во времена появления Ислама.
То есть они считают, что весь этот прогресс, наука, образование, светские отношения – это все против бога и подлежит демонтажу. Люди должны жить в селах и заниматься сельским хозяйством.
Под строгим запретом:
- Музыка и музыкальные инструменты
- Компьютеры, гаджеты, интернет
- Шахматы
- Живопись, кино, скульптура
- Обсуждение секса, публичное проявление интимности (вроде поцелуев) и т.д.
- Практически к нулю сведено женское образование. Также женщинам запрещено работать, появляться на улице без мужа или родственника-мужчины, лечиться у врачей-мужчин и т.д.
Короче говоря, талибы – это наиболее ортодоксальная часть мусульман, стремящаяся к максимальному откату в прошлое.
Письменность языка пушту
5.1 Алфавит пушту
Алфавит пушту — алфавит, который употребляют для записи языка пушту. Алфавит содержит 44 буквы, слова записываются справа налево, как и в арабском. Является разновидностью персидского алфавита.
Это интересно! Для обозначения афганской валюты (афгани) существует специальный знак ؋.
5.2 Грамматика языка пушту
Непривычная для европейца грамматика языка пушту требует особого подхода к изучению.
Действуют такие грамматические правила: прилагательное ставят впереди существительного, а общая схема предложения — субъект-объект-глагол. Личные местоимения имеют формы прямого и косвенного падежа, а существительные и прилагательные могут склонятся только для двух родов (муж. / жен. множественного и единственного числа. Но падежей всего четыре они делятся на: прямой, косой I, наклонный II и звательный.
Конструкция глаголов наиболее сложная и разветвленная, в нее входят времена: настоящее, простое прошедшее, прогрессивное прошедшее, совершенное настоящее и совершенное прошедшее время. Помимо этого, глаголы могут быть переходными и непереходными, а также применим и глагол-связка, в основном в именных предложениях.
В стандартных вариантах глагол согласуется с подлежащим и в переходных, и в непереходных предложениях, но если действие, завершенное в любом из прошедших времен, то возможны исключения. Около 40 глаголов, являясь по смысловому значению переходными, несут эргативную структуру и употребляются в прошедшем времени в инфинитиве. Простые предлоги и послелоги употребляются как в словосочетаниях, так и самостоятельно. Есть и сложные предлоги,-устойчивые сочетания послелогов и простых предлогов с именами.
Различные диалекты пушту также имеют различия и в грамматике, и в произношении.