«афганистан» или «авганистан»?

Как связаны Моджахеды и Талибы

После вывода советских войск, война (джихад) была окончена и моджахеды разошлись на две основные группы:

  • Одни вошли в движение «Талибан»
  • Другие создали организацию «Северный Альянс» (как реакцию на появление Талибана)

Конечно, какие-то моджахеды просто перешли к мирной жизни или отправились на джихад в другие страны, но две главные группировки были именно такими, причем они воевали друг против друга.

Первым появился Талибан (в 1994 г). Как я уже писал, талибы – это наиболее радикальные и ортодоксальные исламисты, они целенаправленно стремятся к средневековым порядкам и установлению законов шариата.

Талибан быстро покатился по стране, набирая большое количество сторонников (за первые 5 лет талибов стало в 5 раз больше).

Те афганцы, которые были более образованны, современны, и хотели для своей страны благополучия и успеха (в более привычном для нас понимании) – вот они и создали «Северный Альянс», который сопротивлялся Талибану с 1996 по 2001 год.

Получается, что враги СССР (моджахеды) после окончания Афганской войны сами начали воевать друг против друга, т.к. видели будущее Афганистана по-разному. И победил в этой борьбе Талибан.

Сейчас в Афганистане тоже есть образованные люди, которые хотят прогресса и экономического развития, а не средневековья. Эти люди поддерживали США, но сейчас им грозит опасность. Жалко их, если честно… Хотя, говорят, что талибы прощают тех, кто был на стороне Америки, но с одним условием – сдаться без боя и сложить оружие.

И оружие массово складывают – современное, американское. Все оно попадает к Талибану. Так что страшно даже представить, что ждет этот регион в самом ближайшем будущем.

Афганистан в древности[]

Археологические данные показывают, что северная часть территории современного Афганистана была обжита человеком в древнекаменном веке (пещера Кара-Камар), южная часть — в бронзовом веке (известны поселения земледельческих племён, 4—2-е тыс. до н.э.). В первой половине 1-го тыс. до н. э. с развитием ирригации возникают крупные оазисы. К этому времени относят становление раннеклассовых обществ, отношений и образование первых государств на территории Афганистана, древнейшим из которых была Бактрия. С 60-х годов VI в. до н. э. территория современного Афганистана входила в состав государства Ахеменидов, в 330—329 до н. э. завоёвана Александром Македонским, а затем включена в состав владений Селевкидов. Около 250 до н. э. возникло Греко-Бактрийское царство (с центром в северной части Афганистана), просуществовавшее до 140—130 до н. э. В эпоху Великих Кушан (конец 1—4 вв. н. э., см. Кушанское царство), центр государства которых находился на территории современного северного Афганистана, продолжался расцвет городов, рост ремесленного производства, денежного обращения, развивались культура и искусство. Началось распространение буддизма. Могущество кушан было подорвано Сасанидами, подчинившими часть территории Афганистана. В V — начале VI вв. большая часть территории Афганистана была завоёвана правителями племенного объединения эфталитов. Во владениях эфталитов сохранялся сравнительно высокий уровень некоторых отраслей ремесленного производства. В то же время имел место общий упадок городского хозяйства и культуры, вызванный, по-видимому, разложением рабовладельческого строя и зарождением раннефеодальных отношений. Огромная держава эфталитов, включавшая в свой состав Северную Индию, Восточный Туркестан и часть Средней Азии, оказалась недолговечной.

В 563-567 тюрки, выступавшие в союзе с Сасанидами, разгромили эфталитов. После этого территория Афганистана оказалась раздробленной на мелкие владения, часть правителей которых стали вассалами Тюркского каганата, часть — вассалами Сасанидов. Политическая раздробленность, упадок городов, появление множества замков в сельских районах Бактрии и соседних стран в VI—VII вв. были вызваны, по-видимому, усилением мелкой землевладельческой аристократии и становлением раннефеодальных отношений.

История

Формирование

В июле 1973 года, когда король Захир , правивший в то время афганский монарх, находился в Италии, где ему делали операцию на глазах, а также лечили люмбаго , его двоюродный брат и зять, генерал Сардар Мохаммед Дауд Хан , бывший премьер-министр , поставил постановку государственный переворот в Кабуле . Этот переворот свергнул Королевство Афганистан и на его месте установил Республику Афганистан , которая была однопартийной республикой. Генерал Дауд был вынужден уйти с поста премьер-министра десятью годами ранее королем Захиром. В следующем месяце король отрекся от престола, чтобы не рисковать всеобщей гражданской войной.

Однопартийное правило

После захвата власти генерал Сардар Мохаммед Дауд Хан , который сам был провозглашен первым президентом Афганистана , основал свою собственную политическую партию — Национально-революционную партию . Эта партия стала единственным очагом политической активности в стране. В январе 1977 года после выборов в Конституционное собрание была созвана Лойя джирга, на которой была утверждена новая конституция, устанавливающая президентское однопартийное государство , при котором политическая оппозиция подавлялась, иногда с применением насилия.

Также в 1973 году Мохаммад Хашим Майвандвал , бывший премьер-министр , был обвинен в заговоре с целью государственного переворота, хотя неясно, был ли план на самом деле нацелен на новое республиканское правительство или упраздненную монархию. Майвандвал был арестован и якобы покончил жизнь самоубийством в тюрьме до суда, но широко распространенное мнение говорит, что его замучили до смерти.

Подъем коммунизма

После создания в 1973 году генералом Даудом Республики Афганистан члены Народно-демократической партии (НДПА) получили должности в правительстве. В 1976 году президент Дауд утвердил семилетний экономический план для страны. Он начал программы военной подготовки с Индией и начал переговоры об экономическом развитии с Ираном

За финансовой помощью Дауд также обратил свое внимание на богатые нефтью страны Ближнего Востока, такие как Саудовская Аравия , Ирак и Кувейт .

Но во время президентства Дауда отношения с Советским Союзом ухудшились. Они считали опасным его переход к более дружественному Западу лидерству, включая критику Даудом членства Кубы в Движении неприсоединения и изгнание Даудом советских военных и экономических советников. Кроме того, подавление политической оппозиции повернуло поддерживаемую Советским Союзом НДПА, важную союзницу в перевороте 1973 года против короля, против него.

В 1978 году Дауд мало чего добился из того, что намеревался сделать. Экономика Афганистана не достигла реального прогресса, а уровень жизни в Афганистане не повысился. Дауд также подвергся серьезной критике за свою однопартийную конституцию 1977 года, которая оттолкнула его от его политических сторонников.

Когда к 1978 году афганцы разочаровались в «бездействующем» правительстве Дауда, одни только правительственные чиновники НДПА были отождествлены некоторыми с экономической и социальной реформой. К этому времени две основные фракции НДПА, ранее вовлеченные в борьбу за власть, достигли хрупкого соглашения о примирении. Сочувствующие коммунистам армейские чиновники к тому времени уже планировали выступление против правительства. По словам Хафизуллы Амина , который стал главой афганского государства в 1979 году, НДПА начала планировать переворот в 1976 году, за два года до того, как он материализовался.

Саур революция

День после Саурской революции в Кабуле .

НДПА захватила власть в результате жестокого военного переворота 1978 года, наиболее известного как Саурская революция . 27 апреля войска военной базы в международном аэропорту Кабула начали движение к центру столицы. Потребовалось всего 24 часа, чтобы консолидировать власть, с быстрым натиском, включая воздушный налет на Арг (президентский дворец), и подразделения повстанческой армии быстро захватили важнейшие учреждения и линии связи. На следующий день свергнутый Дауд и большая часть его семьи были казнены .

Нур Мухаммад Тараки , генеральный секретарь НДПА, был провозглашен председателем президиума Революционного совета и фактически сменил Мохаммеда Дауд Хана на посту главы государства. Одновременно он стал главой правительства только что созданной Демократической Республики Афганистан .

История изучения в России

Торговые связи и приграничные территории — вот основные причины, которые побудили в 1855 году начать официальное изучение древнего языка пушту в царской России. Дальновидные политики уже тогда похлопотали перед Государем и по Высочайшему указу академику Б. А. Дорну, который специализировался на изучении словесности народов Азии, поручили преподавать студентам пушту в университете Санкт-Петербурга. Но преподавание было в основном по теории и по сходной грамматике с восточными языковыми группам, без практической базы. В 1856 году особую популярность такое направление не получило, на курсе училось мало студентов, и развитие не получило.

Но, с учетом военных стратегий, уже в 1911 году при штабе Туркестанского военного округа группе офицеров организовали спецпрограмму по изучения пушту. Ведущий преподаватель Ташкентской офицерской школы восточных языков штабс-капитан В. В. Лосев изучал данный язык в Индии, на основании этого была издана первая книга «Грамматика афганского языка (пушту)».

В наши дни пушту изучается в МГИМО на высоком уровне и академической базе.

Талибы – это… студенты

В арабском языке есть слово «Талиб», которое так и переводится – «ученик», «студент», «учащийся медресе» (религиозной школы).

Из арабского это слово перекочевало в язык пушту (один из народов Афганистана). В их языке к слову «талиб» прибавили окончание -АН, которое означает множественное число.

Таким образом, «Талибан» – это «ученики, студенты». А «талиб» – один из представителей Талибана. Естественно, студентами они себя считают не потому, что учатся в ВУЗах, а потому, что следуют идеалам ислама.

Исламистское движение Талибан зародилось именно среди народа пушту в 1994 году, а в 1996 году оно захватил власть во всем Афганистане.

Афганистан в новое время[]

На развалинах державы Надир-шаха возникло (1747) объединение афганцев в едином независимом государстве (Дурранийской державе), главой которого стал Ахмад-хан. Господствующее положение во вновь созданном государстве заняли ханы племени абдали (дуррани). Афганские племена сохраняли родоплеменную структуру и клановую организацию; самостоятельность во внутренних делах они сохранили даже в XIX веке. Большую роль во внутренней жизни афганских племён играла джирга (собрание членов племени). Большая часть афганских племён освобождалась от податей, но должна была поставлять шаху воинов. Ахмад-шах расширил границы государства, завоевав Пенджаб, Кашмир, Синд, Сирхинд, Белуджистан, Хорасан, а также Балх и некоторые другие районы левобережья Амударьи. Налоги с покорённых областей были главным источником доходов шахской казны. Афганские ханы использовали своё влияние в государстве для захвата земель у малоимущих соплеменников. Рост феодальной собственности сопровождался борьбой афганской знати за независимость от центральной власти, ослаблявшейся восстаниями покорённых народов и мятежами афганских ханов. Преемники Ахмад-шаха утратили б. ч. его завоеваний, и в 1818 Дурранийская держава распалась на княжества: Гератское, Кандагарское, Кабульское, Пешаварское.

Объединение важнейших областей афгансикх племён в государстве Ахмад-шаха имело большое историческое значение. Оно создало благоприятные условия для сближения разобщённых афганских племён. Кабульское княжество стало ядром воссоединения Афганистана, которое начал осуществлять Дост Мухаммед. В 1838 английская агрессия (см. Англо-афганские войны XIX—XX вв.) прервала этот процесс. В результате народной войны войска английской Ост-Индской компании были в 1842 изгнаны из Афганистана, и Дост Мухаммед продолжил объединение Афганистана: в 1855 был присоединён Кандагар, в 1863 — Герат. При эмире Шер Ала (правил в 1863—79) завершилось подчинение районов левобережья Амударьи и был покорён Бадах-шан. Шер Али укрепил центральную власть, увеличил армию, организовал почту. Его преобразованиям помешала Вторая англо-афганская война (1878—80). В результате упорного сопротивления народов Афганистана Англия была вынуждена отказаться от планов завоевания Афганистана. Пришедший к власти в 1880 внук Дост Мухаммеда Абдуррахман добился вывода английских войск из Афганистана, но признал английский контроль над внешней политикой страны. В 1893, угрожая войной, Англия добилась от Афганистана включения земель пограничных афганских племён (к югу и юго-востоку от т. н. «линии Дюранда», см. Дюранда миссия) в пределы своей колонии Индии. К концу XIX — началу XX вв. в Афганистане сложилось относительно централизованное феодальное государство, чему содействовали реформы Абдуррахмана. Он воссоздал регулярную армию, упорядочил административный аппарат и взимание налогов, частично ограничил деятельность иностранного торгового капитала. Несмотря на господство феодальных отношений, а также на внешнюю изоляцию страны, насильственно установленную англичанами, в Афганистане росли города, развивались торговля и ремесло, укреплялись связи помещиков с рынком, появилась национальная торговая буржуазия. Предпосылками таких изменений были политическая консолидация, возраставшая специализация сельского хозяйства, развитие внутреннего рынка. При эмире Хабибулле (правил в 1901—19) были сделаны попытки верхушечной европеизации государства (например, созданы первые светские учебные заведения с преподаванием по европейскому образцу). В начале XX века в Афганистане активизируется общественно-политическая мысль, на которую большое влияние оказали Революция 1905—07 в России и революционное движение в соседних странах Востока. В этот период возникло движение младоафганцев. Их идейным вождём был поэт и публицист Махмуд Тарзи.

Во время Первой мировой войны 1914—18 Афганистан сохранял нейтралитет. Германо-австро-турецкая миссия 1915—16 в Афганистане (миссия Нидермайера и Хентига), пытавшаяся вовлечь Афганистан в войну, успеха не имела.

История пуштунов и языка пушту

На сегодняшний день не известно точное происхождении народа пуштунов, как и языка пушту.

В Средние века языком афганской знати являлся дари, или фарси-кабули, однако в среде пуштунской элиты создавались многие художественные и исторические произведения, например «Кадастровая книга шейха Мали» XV века.

В средние века языком, на котором говорили высшие афганские сословия был дари, или фарси-кабули.

С начала XVIII в. Афганистаном правят выходцы из пуштунских племен (кроме Хабибулы Калакани), однако при дворе продолжают использовать персидский (дари).

В начале XX века начинается движение по распространению использования языка пушту в различных областях жизни афганцев, следствие которого становится основания кабульского университета в 1932 году.

В 1933 году выходит постановление об употреблении дари и пушту официальными лицами, а уже спустя три года язык пушту становится государственным.

Позднее, в 1964 году, был официально признан в качестве национального языка, а афганский персидский получи название дари. Гимн страны переводится на пушту.

4.1. История языка пушту

Современный лингвистический мир до сих пор не пришел к единому мнению о происхождении языка пушту. Выдвигается несколько версий, в том числе и прямое происхождение от авестийского языка, но большинство востоковедов придерживаются мнения восточноиранского происхождения, аргументировано сходство с хорезмийским и согдийским языками.

Исторические исследования подтверждают, что территория, населенная пуштунами, находилась под властью Греко-Бактрийского царства, а уже с III века н.э.,есть упоминания в летописях под именем афганец (Абган). Видный афганский историк Абдул Хай Хабиби в своих трудах отмечал, что первые пуштунские произведения относятся к Амир Крор Сури из начала периода Гуридов восьмого века.

С другой стороны, современные лингвисты такие как Дэвид Нил Маккензи и Люсия Серена Лой, которые перевели пушту на современный язык, нашли не состыковки с изложением и алфавитом.

Открытие рукописи на языке пушту –Пата Хазана — произвело сенсацию в 1944 году и споры о ее подлинности ведутся до сих пор. Рукопись датируется ранним гуридским периодом до Хотакского времени восемнадцатого века и содержит сборник произведений неизвестных поэтов. Исследования относят издание данного сборника под патронажем пуштунского императора Хуссейна Хотака в Кандагаре.

4.2. Писатели и поэты, писавшие на пушту

В данный период поэзия была популярной среди пуштунов, многие известные исторические личности писали на языке пушту такие как: Баязид Пир Рошан (создатель пуштуского алфавита), Хушал Хан Хаттак, Рахман Баба, Назо Тохи и Ахмад Шах Дуррани, основатель современного государства Афганистан.

Но оригинальная рукопись недоступна для исследования, и единого мнения о сроках ее возникновения нет. Современный язык пушту подвергается слиянию с персидским и арабским, но многие народности используют старый словарный запас, хотя диалект отличается территориально.

Это интересно! Старейшая датированная книга на языке пушту это Хайруль-Байян (خیرالبیان — «Преблагая весть») суфия Баязида Ансари, отмеченная датой 6.09.1651 года. Это собрание стихов, которое содержит также и религиозные стихи на фарси, арабском и панджаби.

4.3. Пуштуны на карте народов Пакистана

В пуштунских областях Пакистана, на пушту обучаются дети 1-2 классов, однако в дальнейшем дети обучаются на урду (одном из государственных языков Пакистана). Зачастую в частных школах пушту не преподается. Отдельные ученые высказывают мнение, что установление урду, как языка для обучения в школах, является причиной кризиса множества языков коренных народов Пакистана, считая и пушту.

Лингвогеография

Географическое распространение

Как национальный язык в Афганистане, пушту распространен, прежде всего, на востоке, юге и юго-западе страны, а также в отдельных анклавах на севере и западе. По различным оценкам, пушту — родной язык 35-60 % населения Афганистана.

Пуштунские общины имеются в Таджикистане, Джамму и Кашмире, ОАЭ, Саудовской Аравии, северо-восточном Иране (в основном в провинции Восточный Хоросан, у афганской границы), а также в США, Британии, Таиланде, Канаде, Германии, Голландии, Швеции, Катаре, Австралии, Японии, России, Новой Зеландии, Казахстане и т. д.

Диалекты

Город Произношение
Хост Pāçte
Вардак Paçto
Банну, Вана Pāšte
Кветта Pašto
Кандагар Paʂto
Кабул Paxto
Джамруд Pāxto
Пешавар Puxto

Существует несколько вариантов классификации диалектов пашто. Обычно выделяют четыре региональных стандарта (престижных диалекта): пешаварский (северо-западный), кабульский (северо-восточный), кандагарский (юго-восточный), кветтинский (юго-западный).

По историческим и племенным критериям выделяют карланские диалекты (все «фонетические» центральные). По особенностям консонантизма разделяют южную (западную) и северную (восточную) ветви: в первых ʃ

ʐ, а во вторых x и g. По особенностям вокализма выделяют центральные (южные) диалекты: в них литературной гласной ɑ соответствует гласная ɒ

o, они же в свою очередь делятся на южные (с ʃ и ʒ и переходами o>e, u>i), северные (с x и g, без изменений o и u) и переходные (с x и g как у северных и переходами o>e, u>i как у южных).

Большая часть носителей пашто говорит на диалектах северной ветви, хотя географически большую территорию занимают южные диалекты.

1. Южная ветвь (или Западная, Юго-западная, «мягкий» пашто)

2. Центральные диалекты (или Южные)

3. Северная ветвь (или Восточная, Северо-восточная, «жёсткий» пахто)

Этот сайт осуществляет сбор, хранение и систематизацию cookie для сбора аналитических данных и улучшения функциональности сайта в соответствии с нашей политикой обработки файлов cookie. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие нам на работу с этими файлами. Согласен

Тогда с кем же воевал СССР в Афганистане?

Советская армия воевала с афганскими моджахедами, другое название которых – душманы.

В чем же разница?

Чтобы понять, кто такой моджахед, сначала нужно изучить слово «Джихад», которое означает «борьбу за веру», ну или иначе – «религиозную войну», «священную борьбу».

Джихад объявляли, например, чеченские исламисты во время событий 90-х (запрещенная в России организация). Джихад периодически объявляют в Африке. Был он и в Афганистане.

Так вот, человек, участвующий в джихаде – это джихадист, или, по-арабски, – моджахед (дословно – «борец за веру»). Ну, а если человек борется за веру в Афганистане, то значит он «афганский моджахед».

Это мы сейчас прошлись по арабскому языку. Если же обратиться к языку самих афганцев (язык пушту), то у них есть слово – «Душман», которое переводится как «враг».

Именно поэтому советские войны чаще всего называли моджахедов «душманами» или, короче, «духами» (кстати, отсюда же пошло слово из армейской дедовщины – «дух», то есть новобранец).

Кто такие исламисты

Если говорить просто, то исламисты (веткой которых являются Талибан) – это та часть мусульманства, которая стремится установить законы шариата как основные в государстве и обществе.

Про законы шариата объяснять не буду, думаю вы имеете о них примерное представление

Здесь важно понять, что не любой мусульманин – исламист

Например, в Турции, Казахстане или Башкирии тоже живут мусульмане, но они живут по светским законам, а не пропагандируют шариат. Таким образом, они исламистами не являются.

Наиболее известными течениями исламизма, кроме талибана, считают:

  • ХАМАС в Палестине (который воюют с Израилем)
  • Хезболлу в Ливане
  • ИГИЛ в Сирии и Ираке
  • Братьев-мусульман в Египте
  • Аль-Каиду

Всего таких течений – десятки. И практически все запрещены в России, как террористические.

Афганистан в средние века[]

Ранний феодализм

В VII—VIII вв. большую часть территории Афганистана покорили арабы. С IX века она управлялась династиями Тахиридов, Саффаридов, а с 900 находилась под властью Саманидских эмиров Бухары. В IX—X вв. происходил значительный подъём хозяйства, культуры и искусства. В VII—X вв. получил распространение ислам. Народные движения против халифатских властей и местных династий в VII—X вв. возглавлялись сектами карматов, хариджитов и др. В 60-х годах X века — 30-х годах XII века территория Афганистана входила в государство Газневидов. С начала 30-х годов XII века под ударами Сельджуков, а позднее Гуридов государство Газневидов стало распадаться. Большая часть территории Афганистана вошла в состав государства Гуридов (1148—1206), ядром которого был Гур — горная область к востоку и юго-востоку от Герата, населённая гурцами. Гурцы в XII—XIV вв., а позднее афганцы играли видную роль в политической истории Афганистана и отчасти соседних стран. Основными территориями формирования афганской народности (пуштуны) были Сулеймановы горы, Газни-Кандагарское и Кветта-Пишинское нагорья. К древнему населению этих территорий, говорившему на языках восточно-иранской группы (к ней же относится современный афганский язык — пушту), восходят истоки афганского этногенеза, в котором на ранних этапах, видимо, участвовали бактрийцы, саки и эфталиты, а позднее — индийские (особенно на юге), таджикские и, возможно, тюркские элементы. Первые упоминания об афганцах встречаются в источниках с VI века. Большое значение для исследования истории Афганистана имеет изучение взаимосвязей между афганцами и таджиками, составлявшими основное население Гератского и других оазисов на территории Афганистана.

Нашествие монголов в XIII веке надолго затормозило экономическое и культурное развитие населения территории Афганистана. Тяжелые последствия его постепенно изживались в государстве Куртов (XIII—XIV вв.), но не были полностью преодолены и при Тимуридах, хотя в их владениях значительно оживилось хозяйство и процветала культура феодального общества, в котором были развиты феодальные формы земельной собственности, военно-ленная система. В XVI веке территория Афганистана была завоёвана Великими Моголами и Сефевидами. В длительной борьбе против власти Великих Моголов и Сефевидов создавались предпосылки для объединения афганцев в самостоятельное государство, образование которого задерживалось их раздробленностью на множество племён и родов. Общественный строй афганцев характеризовался, с одной стороны, наличием патриархального уклада (род, организованный на военный лад), с другой — развитием феодальных отношений. Рост имущественного неравенства и классовые противоречия у афганцев вызвали в 60-х годах XVI века массовое народное движение против Великих Моголов и афганской знати, возглавленное сектой рошани. За сектой рошани шли многие племена, но разногласия мешали их прочному объединению. Движение рошани было подавлено в конце 30-х годов XVII века.

Образование раннефеодального государства афганцев

В XVI веке возникают афганские феодальные княжества (например, хаттакское княжество Акора), что свидетельствовало о наличии у афганцев социально-экономических предпосылок для развития феодальной государственности. Правитель Акоры Хушхальхан Хаттак вместе с вождями племени афридиев возглавил крупнейшее восстание против Великих Моголов, охватившее в 1672—75 большую часть афганских племён. В 1709 против Сефевидов восстали гильзаи, и в Кандагаре образовалось независимое Гильзайское княжество. В 1716 возникло самостоятельное княжество племени абдали в Герате. Эти княжества в 30-х годах XVIII века были завоёваны Надиром. Однако после смерти Надир-шаха (1747) его держава распалась.

Чего же хотят талибы

Если очень коротко и образно, талибы хотят, чтобы в Афганистан (ну, и вообще везде) вернулось Средневековье.

И это не оборот речи, не сарказм. Талибы осознанно и целенаправлено проводят политику, согласно которой общество должно жить также, как оно жило во времена появления Ислама.

То есть они считают, что весь этот прогресс, наука, образование, светские отношения – это все против бога и подлежит демонтажу. Люди должны жить в селах и заниматься сельским хозяйством.

Под строгим запретом:

  • Музыка и музыкальные инструменты
  • Компьютеры, гаджеты, интернет
  • Шахматы
  • Живопись, кино, скульптура
  • Обсуждение секса, публичное проявление интимности (вроде поцелуев) и т.д.
  • Практически к нулю сведено женское образование. Также женщинам запрещено работать, появляться на улице без мужа или родственника-мужчины, лечиться у врачей-мужчин и т.д.

Короче говоря, талибы – это наиболее ортодоксальная часть мусульман, стремящаяся к максимальному откату в прошлое.

Письменность языка пушту

5.1 Алфавит пушту

Алфавит пушту — алфавит, который употребляют для записи языка пушту. Алфавит содержит 44 буквы, слова записываются справа налево, как и в арабском. Является разновидностью персидского алфавита.

Это интересно! Для обозначения афганской валюты (афгани) существует специальный знак ؋.

5.2 Грамматика языка пушту

Непривычная для европейца грамматика языка пушту требует особого подхода к изучению.

Действуют такие грамматические правила: прилагательное ставят впереди существительного, а общая схема предложения — субъект-объект-глагол. Личные местоимения имеют формы прямого и косвенного падежа, а существительные и прилагательные могут склонятся только для двух родов (муж. / жен. множественного и единственного числа. Но падежей всего четыре они делятся на: прямой, косой I, наклонный II и звательный.

Конструкция глаголов наиболее сложная и разветвленная, в нее входят времена: настоящее, простое прошедшее, прогрессивное прошедшее, совершенное настоящее и совершенное прошедшее время. Помимо этого, глаголы могут быть переходными и непереходными, а также применим и глагол-связка, в основном в именных предложениях.

В стандартных вариантах глагол согласуется с подлежащим и в переходных, и в непереходных предложениях, но если действие, завершенное в любом из прошедших времен, то возможны исключения. Около 40 глаголов, являясь по смысловому значению переходными, несут эргативную структуру и употребляются в прошедшем времени в инфинитиве. Простые предлоги и послелоги употребляются как в словосочетаниях, так и самостоятельно. Есть и сложные предлоги,-устойчивые сочетания послелогов и простых предлогов с именами.

Различные диалекты пушту также имеют различия и в грамматике, и в произношении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector