Главные шедевры лувра (17 фото)
Содержание:
- Что значит «Лувр»?
- Архитектура здания
- №5. Клятва Горациев.
- №2. Венера Милосская.
- Практические советы для туристов по посещению Лувра
- №9. Умирающий раб.
- Картины
- План здания
- 1.
- «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
- История Лувра
- История Лувра
- Коллекция Лувра
- Экскурсия по Лувру
- Виртуальная экскурсия
- Посетить Лувр:
- Экспонаты
- От резиденции королей до музея
- Сидящий писарь
- Как попасть
- Заключение
Что значит «Лувр»?
Бесспорно, название дворца звучит красиво, но этимологам стало интересно докопаться до корня его происхождения. В разработке побывало несколько версий, а наиболее популярны три:
- Для строительства было выбрано место под названием «Люпара» (Lupara). Однако откуда взялся этот термин, выяснить не удалось, но есть предположение, что оно происходит от латинского «люпус» (lupus), что значит «волчанка». Сегодня так называется болезнь, но во времена Филиппа-Августа, правящего Францией на границе XII-XIII веков, под названием могли подразумевать обиталище волков.
- Ближе к истине вторая версия происхождения наименования, по которой «lauer» или «lower» на старофранцузском значит «сторожевая башня».
- Еще одну правдоподобную теорию выдвинул историк XVII столетия А. Соваль, считавший, что производными являются слова нелатинского происхождения » leower ou lower, leovar, lovar или lover», означающие «форт», «укрепление».
Но если происхождение слова вызывает любопытство, то история самого дворца куда более длинная и захватывающая, уводящая к началу XII столетия, когда в самом разгаре были крестовые походы и охота на еретиков.
Архитектура здания
Предшественником элегантного дворца, каким предстает Лувр перед глазами современных туристов, была королевская крепость, основанная в конце 12 века Филиппом II из династии Капетингов. В суровую эпоху средневековья эта крепость вкупе с Луврской стеной служила для обороны правого берега Сены, и только при Франциске I в 30-х годах 16 века на смену комплексу средневековых укреплений пришел утонченный дворец эпохи Возрождения. Почти полтора века Лувр являлся официальной королевской резиденцией, в результате чего в дворцовом ансамбле появлялись все новые и новые архитектурные шедевры. При Генрихе II было завершено строительство крыла в юго-западной части Квадратного двора, которое в честь архитектора носит название Леско. Оно по сей день считается одним из ярчайших образцов ренессансной архитектуры во Франции.
В конце 16 века при Генрихе IV происходила масштабная перестройка Лувра, целью которой было уничтожение остатков средневекового замка и расширение дворцового двора. В этот период архитекторы Жак Андруэ II дю Серсо и Луи Метезо создали Большую Галерею, которая протянулась вдоль берега Сены и связала Лувр с дворцом Тюильри, выстроенным незадолго до этого при королеве Екатерине Медичи. В 17 веке под сенью стен Большой галереи творили самые лучшие ремесленники, живописцы, ювелиры и прочие мастера, которые селились здесь с позволения короля. Во второй половине 17 века «король-солнце» Людовик XIV, отличавшийся неудержимой страстью к грандиозному строительству, затеял новое расширение Лувра. Желания короля – увеличение внутреннего двора и создание нового, более великолепного, главного фасада дворца – выполняли архитекторы Луи Ле Во, Клод Перро и Шарль Ле Брун.
В ходе этой реконструкции Лувра было вдвое увеличено южное крыло Квадратного двора, к которому симметрично добавили новые корпуса – архитектурные копии крыла Леско. Венцом строительных работ этого периода стал обновление 173-метрового восточного фасада, украшенного балюстрадами, колоннадой и приподнятым фронтоном главного входа. По иронии судьбы, к моменту завершения Восточной колоннады Лувра Людовик XIV уже перенес королевскую резиденцию в Версаль и вместе с двором покинул Париж. Грандиозные задумки архитекторов остались незавершенными, и массивная Восточная колоннада долгие годы скрывала за собой оставшиеся без крыши северное и восточное крыло внутреннего двора. Только в 19 веке, когда Лувр реставрировали после пожара 1871 года, недостроенные крылья дворца были завершены.
Современный комплекс музея Лувр состоит из трех корпусов-крыльев – Ришелье, Денон и Сюлли, в которых располагаются выставочные пространства общей площадью более 60 тысяч кв. метров. В 1989 году во дворе музея, напротив крыла Сюлли появилось строение, которое вызвало не меньше ожесточенных споров и возражений, чем строительство в Париже 19 века Эйфелевой башни. Футуристического вида пирамида из стекла и металла была спроектирована архитектором Юй Мин Пей в рамках реализации проекта «Большой Лувр», предложенного тогдашним президентом Франции Миттераном. Пирамида Лувра, кроме эстетической функции, исполняет роль главного входа в музей, что позволяет принять гораздо больше посетителей, чем классический старый вход в здание. Стеклянные пластины, из которых состоит пирамида, пропускают солнечный свет в просторный вестибюль, откуда посетители музея могут направиться в любое из трех крыльев Лувра.
№5. Клятва Горациев.
Название: Le Serment des Horaces
Художник: Жак-Луи Давид
Год: 1 784
Клятва Горациев, Жак-Луи Давид, 1784г.
Эта большая картина представляет сцену из римской легенды. Согласно ей, два враждующих города Рим и Альба-Лонга соглашаются направить по три бойца каждый для разрешения спора. Сторона, которая победит в конкурсе, выиграет войну. Из Рима трое мужчин — братья из семьи, известной как Горации. На картине три брата приветствуют своего отца, который держит для них мечи. Только один брат выживет в соревновании и убьет трех братьев из семьи Куриати Альба Лонга. В правом углу картины Дэвид представляет Камиллу. Она сестра братьев Гораций. Более того, она помолвлена с одним из братьев Куриати. Камилла плачет на картине, и кто бы ни победил, она потеряет любимого. Работа посвящена теме патриотизма и жертвенности для своей страны. Клятва Горациев был высоко оценена немедленно и с тех пор она остается одной из самых известных картин в стиле неоклассицизма.
№2. Венера Милосская.
Художник : вероятно, Александрос Антиохийский
Год: между 130 г. до н.э. и 100 г. до н.э.
Венера Милосская
Считается, что эта статуя была обнаружена 8 апреля 1820 года крестьянином по имени Йоргос Кентротас. Он нашел его по частям на Милосе, греческом острове в Эгейском море. Впоследствии скульптура была подарена французскому королю Людовику XVIII, который затем передал ее в Лувр, где она выставлена по сей день. Также считается, что Афродита Милосская – это и есть Венера Милосская, которая представляет Афродиту, древнегреческую богиню любви, красоты, удовольствия и размножения. Аналогом римской богини Афродиты была Венера. Считается, что статуя была вырезана Антиохийский Александрос, скульптором эллинистического периода. Помимо обсуждаемой загадки о её недостающих руках, она изначально была украшена драгоценностями, включая браслет, серьги и повязку на голову. Однако все эти вещи давно утрачены. Венера Милосская, пожалуй, самая известная работа древнегреческой скульптуры. На неё широко ссылаются в популярной культуре. Венера Милосская сильно повлияла на современных художников, включая Сальвадора Дали. Это самая известная скульптура в Лувре.
Практические советы для туристов по посещению Лувра
Рассказы о постоянных очередях у Пирамиды Лувра, об утомительных путешествиях по огромным коридорам и толпах людей возле картины «Мона Лиза» могут вызвать у вас сомнительное чувство страха перед посещением этого музея еще до того, как вы туда попадёте. Нижеследующие практические советы и рекомендации помогут вам в путешествии по залам музея Лувра.
В хорошую погоду, ожидая своей очереди перед главным входом в музей через Пирамиду Лувра, вы можете осмотреть и по достоинству оценить удивительные по своей красоте геометрические пирамиды и фонтаны во Дворе Наполеона.
В том случае если идет дождь и у вас создаётся впечатление, что очередь слишком длинная, вы можете воспользоваться дополнительными входами. Через Ворота Львов, к востоку от Королевского моста (Пон-Руаяль) или же прямо под Триумфальной аркой Карузель; к этому последнему входу можно попасть от дома № 99 по улице Риволи, а также со стороны станции метро Пале-Рояль/Мюзе-дю-Лувр, платформа линии № 1.
После того как вы купите билет в музей Лувр (Louvre Museum) либо музейную карточку, вы сможете войти в здание музея и через Пассаж Ришелье. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрен вход в центре Пирамиды через футуристическую опускающуюся и поднимающуюся колонну.
Часы работы постоянной экспозиции музея: с 9.00 до 21.30 по понедельникам и средам, 9.00-18.00 четверг-воскресенье; выходной день — вторник. Некоторые экспозиции музея закрываются попеременно один раз в неделю, так что если вас интересует что-то конкретное, необходимо более детально ознакомиться с расписанием работы музея на доске объявлений или на официальном сайте Лувра. Однако наиболее востребованные залы обычно открыты постоянно.
Стоимость входного билета, как правило, составляет 9 евро, но после 15.00 и по воскресеньям цена уменьшается. Для детей младше 18 лет вход бесплатный, а в каждое первое воскресенье нового месяца практикуется свободный вход для всех, за исключением праздничных день. Билеты можно приобрести заранее в киосках торговой сети FNAC и «Вирджин Мегастор» (в частности, один из них находится прямо около входа в музей под Триумфальной аркой Карузель), а также на официальном сайте Лувра.
Имея на руках входной билет, вы можете ненадолго выйти из музея и перекусить, однако следует учесть, что непосредственно в самом музее располагаются как минимум три вполне приличных (но достаточно дорогих) кафе. Достаточно тихое кафе «Ришелье» (второй этаж крыла Ришелье), уютное кафе «Денон» (первый этаж крыла Денон) и более оживленное кафе «Мольян» (второй этаж крыла Денон), где имеется в наличии также летняя терраса. Кафе и рестораны под самой Пирамидой менее приятные и более шумные.
Не стоит пытаться охватить как можно больше залов: ведь даже если вы проведете в музее Лувр (Louvre Museum) весь день, вы все равно сможете увидеть лишь часть его огромной экспозиции. Если же вы предпочитаете в спокойной обстановке побродить по Лувру, вам не следует заходить в крыло Денон либо стоит просто прийти в музей во второй половине дня в понедельник или среду.
Больше фотографий музея Лувра (Louvre Museum) и его экспозиций здесь: Фотогалерея
№9. Умирающий раб.
Название: L’Esclave mourant
Исполнитель: Микеланджело
Год: 1516
Умирающий раб, Микеланджело, 1516г.
Умирающий раб, и другая статуя Микеланджело под названием Мятежный Раб, были созданы в мае 1513 года в рамках мероприятия для гробницы папы Юлия II. Когда Микеланджело болел в период между 1544 и 1546 годами, он остался в доме Роберто Строцци, одного из флорентийцев, проживающего в Риме. В благодарность за щедрое гостеприимство Строцци, Микеланджело подарил эти две скульптуры Строцци. Когда он был изгнан из Италии, Строцци взял две скульптуры с собой во Францию. В конце концов они стали частью французской национальной коллекции в 1793 году. Некоторые искусствоведы, включая Ричарда Флай, считают, что Умирающий Раб изображает момент смерти, когда тело теряет всю свою жизненную силу, чтобы стать безжизненной формой. Однако некоторые другие отвергают эту интерпретацию, придавая статуе другие значения.
Картины
Коллекции Лувра разместились в трех основных крыльях: Ришелье, Денон и Сюлли. Перед входом в холле Наполеона можно бесплатно получить карту музея на английском языке. И попытаться сориентироваться…
Самые известные произведения находятся в крыле Денон — том, что смотрит на Сену. «Джоконда» Леонардо да Винчи, несколько других его полотен: «Прекрасная Ферроньера», «Портрет неизвестной женщины». А также творения Рафаэля, Веронезе, Тициана, Караваджо…
Картины классиков испанской школы живописи: Эль Греко, Сурбарана, Мурильо, произведения Франсиско Гойи. Самые форматные творения французской живописи периода до импрессионизма. Британские живописцы: Тёрнер и Гейнсборо, Констебл.
Крыло Денон — наиболее любимая туристами часть Лувра!
План здания
Лувр — одно из крупнейших зданий королевского дворца во Франции, расположенное на южной стороне Оперной площади в Париже, на берегу Сены.
Уже в 1546 году Франсуа I решил построить новый королевский дворец на основе оригинального замка, после чего девять монархов продолжали расширяться, что продолжалось более 300 лет, образуя великолепный U-образный дворцовый комплекс.
Восточный фасад Лувра является представительным произведением европейского классицизма.
Согласно данным, Лувр занимает площадь 19 гектаров, включая внутренний двор, он расположен на правом берегу Сены с востока на запад. Длина по обеим сторонам составляет 690 метров. Сотни просторных залов, используемых для демонстрации сокровищ, великолепны, с прекрасными фресками и рельефами на стенах и в верхней части зала.
Здесь также находится большое количество антиквариата из Греции, Рима, Египта и Востока, а также древние реликвии из Франции и Италии, с выставочной площадью 55 000 квадратных метров. Прозрачное пирамидальное здание у входа в главный вход в Лувр является шедевром американо-американского архитектора Пей Минга.
В последние годы интерьер здания Лувра был тщательно спроектирован и перепроектирован, выставочная площадь и экспонаты были перестроены, выставочная площадь была увеличена, а эффект экспозиции значительно увеличен, что привлекает больше посетителей.
1.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи
«Джоконда» кисти Леонардо да Винчи — главный экспонат Лувра. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Огромное количество людей ежедневно приходит в Лувр, чтобы своими глазами взглянуть на завораживающую улыбку «Моны Лизы». Нигде, кроме Лувра, увидеть ее нельзя. Из-за плохого состояния картины, руководство музея объявило, что больше не будет отдавать ее на выставки.
Степень охраны картины беспрецедентная.
«Мона Лиза», возможно, не была бы так популярна и всемирно известна, если бы в 1911 году ее не похитил работник Лувра. Картину нашли только спустя 2 года, когда вор пытался ее продать в Италии. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.
Сегодня «Мона Лиза» спрятана за пуленепробиваемым стеклом, толпу туристов сдерживают заграждения. Интерес к одному из самых известных и загадочных произведений живописи в мире не угасает.
«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
Картина написана в 1830 г., и ее часто ассоциируют с Французской революцией 1789. Однако здесь изображены события революции, позже прозванной революцией «Трех славных дней» 27 – 29 июля 1830 г., когда жители Парижа восстали против короля Карла X. Главный персонаж полотна притягивает все взоры – это женщина, ведущая толпу протестующих и символизирующая свободу. В ней смешиваются изображения античной богини с босыми ногами и открытой грудью и простой женщины «из народа» с загорелой кожей и мускулистыми руками. Этот аллегорический персонаж изображен в толпе мужчин и участвует в уличных битвах. Она собирает народ, жителей пригородов и буржуазию, теряющих свою классовую принадлежность в одинаковом революционном настрое. Делакруа играет на патриотических чувствах, используя лейтмотивом три цвета национального флага. Лувр приобрел полотно в 1874 г. Считается, что картина вдохновила известного французского писателя Виктора Гюго на описание сцен баррикад в книге «Отверженные», в частности, на изображение персонажа Гавроша. Картина часто воспринимается как символ Французской республики и демократии из-за аллегорий и политического подтекста. Во Франции картина часто используется в официальных, рекламных или школьных целях. А также была изображена на банкнотах национальной валюты – франках.
История Лувра
Лувр это средневековая крепость, дворец королей Франции и
музей в течение последних двух столетий.
На архитектуре дворца остались свидетельства его более
чем 800 летней истории.
Вид с воздуха на дворец.
Рвы средневековой крепости.
Средневековая крепость которая в последствии превратилась
во дворец, была построена Филипп Августом в конце XII.
В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой
облик. Шли годы, менялись короли. Кто-то предпочитал жить в Лувре,
кто-то за его пределами. Но все они вносили что-то свое в облик
дворца.
Виды Лувра.
Виды Лувра.
В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в
Версаль, все работы были заброшены, Лувр пришел в состояние упадка.
В 1750 году даже шла речь о его сносе.
После бурных лет Революции, работы по строительству
Лувра были возобновлены Наполеоном. Современный вид замок приобрёл
в 1871 году. Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир,
стала коллекция Франциска I, начатая им в XVI веке. Ее пополняли
Людовик XIII и Людовик XIV.
10 августа 1793 года галерея была открыта для
посещений и стала музеем. Особый вклад в расширение коллекции
внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань
в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает
400,000 экспонатов.
Дворец Лувр. Вторая половина XIX века.
Коллекция лувра включает экспонаты
датирующиеся периодом зарождения древних цивилизаций.
Этим подтверждается энциклопедичное призвание музея.
Из дворца короля Саргона II.
(Ассирия, 8 век до н.э.)
Джузеппе Кастиглион. Изображён музей Лувр в 1865 году.
В 1981 году по решению президента Республики
Франсуа Миттерана начались реставрационные работы в Лувре.
Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены,
а во дворе Наполеона появилась знаменитая пирамида, при помощи
которой осуществляется связь между новыми залами и двором.
Автор пирамиды — американский архитектор китайского происхождения
Йох Минг Пи.
Пирамида.
История Лувра
-
Дворец
- Основание
- Резиденция королей
-
Обновление ‘Великого Лувра’
- Проект
- Пирамида
- Крыло Ришелье
- Великий Лувр: действие III. Новые залы музея.
- Завершение проекта
-
Два века в качестве музея
- Музей Революции и Музей Наполеона
- Реставрация и Музей Чарльза X
- Новый Лувр время Второй Империи
- Музей Республики
- Обновление ‘Великого Лувра’
Коллекция Лувра
-
Коллекция Лувра
-
Коллекция Лувра. Древний Восток
- Месопотамия и Анатолия
- Иран
- Левант и Аравия
- Ислам
-
Коллекция Лувра. Древний Египет
- Цивилизация фараонов
- Религия Египта
- Древнее и Среднее царство
- Новое царство
- Поздний период
- Римский Египет
- Коптский Египет
-
Коллекция Лувра. Древняя Греция, Рим и Этруски
- Греческое искусство в бронзовый век 3200-1015 до н.э.
- Геометрический стиль 900-720 до н.э.
- Псевдовосточный стиль VII век до н.э.
- Греческое искусство VI век до н.э.
- Греческое искусство V век до н.э.
- Греческое искусство IV век до н.э.
- Греческое искусство III-I века до н.э.
- Виллановианское искусство и эпоха принцесс: IX-VII века до н.э.
- Расцвет этрусского искусства: VI-V века до н.э.
- Позднее искусство Этрурии IV-I века до н.э.
- Этап формирования римского искусства: конец Республики
- Искусство ранней римской империи: I-II века н.э.
- Искусство поздней античности: III-VI века н.э.
-
Коллекция Лувра. Живопись
- Франция: XIV — XVI века
- Франция: XVII век
- Франция: XVIII век
- Франция: XIX век
-
Коллекция Лувра. Декоративно-прикладное искусство
- Раннее средневековье
- Средние Века
- Ренессанс
- XVII век
- Стиль рококо XVIII век
- От неоклассицизма к реставрации
-
Коллекция Лувра. Скульптура
- Франция: Средние века
- Франция: Ренессанс
- Франция: XVII-й век
- Двор в Марли: XVII-XVIII века
- Вступительные работы членов Французской академии: XVII-XVIII века
- Франция: XVIII век
- Франция: XIX век
- Италия: VI-XV века
- Италия: XVI-XIX века
- Северные страны и Центральная Европа.
-
Коллекция Лувра. Древний Восток
Экскурсия по Лувру
Рассказ-очерк кандидата искусствоведческих наук Н. Н. Калитиной раскрывает перед читателем удивительные сокровищницы дворца-музея Лувр.
- От автора
- Введение. Париж — город-музей
- Краткая история музейных зданий Лувра
- Как создавалась коллекция Лувра
- Принципы экспозиции
- Античное искусство
- Искусство Древнего Востока
- Искусство Древнего Египта
- Западноевропейская скульптура XII-XVIII веков
- Итальянская живопись XIII-XVII веков
- Северное Возрождение. Фламандское и голландское искусство XVII века
- Французское искусство XVII-XIX веков
- Живопись Нового времени
Виртуальная экскурсия
- Галерея древнего Востока
- Галерея древнего Египта
-
Греческая, Этрусская и Римская галереи
- Галерея скульптур
- Галерея предметов искусства
-
Художественная галерея
- Галерея гравюр
- Средневековый Лувр
- Архитектурные виды
Посетить Лувр:
При посещении доступны более длинные и короткие туры, в зависимости от того, хотите ли вы увидеть самые важные моменты или посмотреть побольше. К сожалению, вариант «увидеть все» довольно сложен, учитывая размер музейных коллекций, поэтому может потребоваться более одного посещения!
Если даже вы хотите увидеть только главные достопримечательности Лувра, планируйте минимум пол дня из-за очередей и размера музея. Лучше покупать билет заранее онлайн, чтобы не стоять в огромных очередях в кассы. В бесплатный день (1 суббота месяца) очереди становятся совсем необъятными, особенно в высокий сезон. Так что тут, может, лучше заплатить, но не тратить драгоценное время. А простоять пол дня в очереди здесь более чем реально!
Билеты в Лувр:
- Билет в Лувр в кассах музея — 15€
- Билеты действительны только в выбранную дату и время, повторный вход невозможен.
Бесплатный вход в Лувр:
- Вход свободный для всех посетителей в первую субботу каждого месяца с 18:00 до 21:45 и в День взятия Бастилии (14 июля).
- Бесплатный вход в Лувр с туристическими билетами по Парижу: Paris Passlib и Paris Museum Pass
Время работы Лувра:
- Понедельник: с 9:00 до 18:00.
- Вторник: выходной.
- Среда: с 9 до 21:45
- Четверг: с 9:00 до 18:00.
- Пятница: с 9 до 21:45
- Суббота: с 9:00 до 18:00.
- Воскресенье: с 9:00 до 18:00.
В официальные праздники (пасха, пасхальный понедельник, День вознесения (май), Пятидесятница (май — июнь), 15 августа, 1 ноября — с 9 до 18 ч.
Лувр закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря.
В первую субботу каждого месяца музей также открыт с 18:00 до 21:45 вечера — Вход бесплатный для всех посетителей.
Экспонаты
Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (или «Джоконда», как ее называют во Франции) в какой-то мере является синонимом музея. Это самый популярный, самый знаменитый экспонат, собирающий вокруг себя ежедневно толпы туристов. Еще бы! Ведь «Джоконда» — самая загадочное произведение искусства, эксперты-искусствоведы до сих пор разгадывают ее тайны.
Одновременно «Мона Лиза» — самое большое разочарование тех, кто покупал билет в Лувр ради нее. Как говорилось выше, вокруг нее постоянно (не считая часов закрытия) собираются гигантские очереди. Единственное, что можно увидеть (если повезет, конечно), сильный блик, так как картина находится за пуленепробиваемым стеклом.
Удивительно, но всенародную популярность и любовь «Мона Лиза» обрела лишь после своего громкого похищения в 1911 году. Это сделал работник музея, итальянец Винчецо Перуджа с целью ее возврата на историческую родину. В деле о похищении подозревался Пабло Пикассо. Спустя два года шедевр нашелся в Италии и был немедленно возращен в Париж.
Картина Вермеера «Кружевница» — очень любопытное произведение искусства. Многочисленные искусствоведы находят доказательства того, что художник пользовался оптическими приборами для написания шедеврами
Например, если обратить внимание на передний план, то он частично размыт.
На цокольном этаже можно увидеть крепостные укрепления Старого Лувра (средневековая крепость была разрушена, а на ее месте возведён современный дворец). Эти руины были найдены лишь в конце XIX века и открыты для посетителей лишь с середины 80-х годов прошлого века.
Для туристов, стесненных во времени, в книжных супермаркетах и газетных киосках Парижа (и сувенирных магазинах музея) продаются специальные карты «самых-самых» экспонатов, которые можно обойти за пару часов.
В одном из залов (галерея Аполлона) хранится легендарный бриллиант Санси, весом 55,23 карата
Он был найден в Индии в XI веке. За всю свою жизнь его продавали, крали и дарили. В одно время знаменитый камень стал чуть ли не вершителем европейской истории.
Коллекция музея насчитывает 300 тысяч экспонатов, но лишь меньшая часть (35 000) выставлена в залах. Остальные экспонаты хранятся в запасниках, ждут своего часа или путешествуют на временных экспозициях в музеях разных стран. Графическое искусство представлено очень выборочно, из-за того, что оно больше подвержено воздействию внешних факторов. Многие рисунки и рукописные книги выставляются несколько месяцев в году, а остальное время хранятся в запасниках из соображения сохранности.
От резиденции королей до музея
Прежде в Лувре проживали французские короли. Каждый из них внес свою лепту в возведение этого великолепного дворца, которое длилось в общей сложности тысячу лет, а также определял его дальнейшую роль, наделяя определенными функциями. Вот основные вехи становления будущего музея.
1190 год. Была построена так называемая Большая башня Лувра. Понятно, что это еще не был дворец в современном понимании, а всего лишь замок-крепость. Возвел же его тогдашний монарх Филипп II Август, известный по прозвищу Кривой, и приходившийся сыном Людовику VII Молодому. В ту пору здание имело военно-стратегическое значение. Его и построили в таком месте, чтобы можно было обозревать низовья Сены, использовавшиеся викингами для набегов.
1317 год. Лувр впервые обретает статус королевской резиденции. И всё благодаря королю Карлу V Мудрому. Происходит это после знаменательного исторического события – передачи Мальтийскому ордену имущества духовно-рыцарского ордена Тамплиеров. Тогда же в Лувр была перенесена казна королевства.
1528 год. Большая башня Лувра теряет свое первоначальное стратегическое значение. Король Франциск I Валуа отдает приказ разрушить ее как устаревший объект.
1546 год. После разрушения башни Его величество задумался о дальнейшей судьбе Лувра. И решил превратить бывшую крепость в роскошную королевскую резиденцию. Жаль, что сам Франциск I не увидел дальнейшего хода строительства: через год он умер. Работы, начатые архитектором Пьером Леско, были продолжены уже при Генрихе II и Карле IX. В это время к основному зданию были пристроены два новых крыла.
1594 год. Королю Генриху IV Наварсскому (Бурбону) приходит в голову замечательная идея объединить в единый дворцово-парковый комплекс Лувр и Тюильри – дворец, построенный в 1564 году по инициативе вдовствующей королевы Екатерины Медичи. Создание квадратного двора Лувра заслуга архитекторов Лемерсье.
1610-1715 годы. В эпоху Людовика XIII и потом его сына Людовика XIV масштабы дворца были увеличены в четыре раза. В бытность последнего Лувр и Тюильри соединил переход. Такие художники как Романелли, Пуссен и Лебрен занимались оформлением и украшением дворцового комплекса.
1667-1670 годы. Время появления Колоннады Лувра – восточного и одновременно главного фасада, выходящего на одноименную площадь. Соорудил ее архитектор Клод Перро, родной брат Шарля Перро, автора знаменитой сказки о Коте в сапогах. За основу был взят первоначальный проект Луи Лево. Колоннада протянулась на 170 метров. Вызывает неподдельное восхищение как шедевр французского классицизма.
1682 год. Работы по расширению и обустройству Лувра внезапно замораживаются. И всё потому, что Людовик XIV решает… переехать из него вместе со всем двором. В качестве новой королевской резиденции он выбирает Версальский дворец.
1700-е годы. Всё слышнее голоса тех, кто предлагает сделать из Лувра большой музей. При Людовике XV Возлюбленном появляется даже целый проект такого переустройства. Однако тому проекту не суждено было воплотиться в жизнь, так как грянула Великая Французская революция. Но музей всё же открыли для посещения, и случилось это 10 августа 1793 года, когда революция еще продолжалась.
1800-е годы. Когда после революции к власти пришел Наполеон I Бонапарт, он решил продолжить работы в Луврском дворце. Приглашенные им архитекторы Фонтен и Персье занялись сооружением северной части здания, что пролегает в направлении улицы Риволи. Но достроена она была уже в бытность Наполеона III. Тогда и было окончательно завершено сооружение Лувра. В период Первой французской империи Лувр назывался музеем Наполеона. Свой нынешний облик, хорошо знакомый миллионам туристов, будущий музей обрел после событий мая 1871 года, когда была осаждена Парижская коммуна. Тогда сгорел и дворец Тюильри.
1985-1989 годы. Президент Франсуа Миттеран, желавший видеть бывший королевский дворец самым большим музеем мира, в ознаменование 200-летия Французской революции выступил с инициативой «Большого Лувра». Идея заключалась в продлении так называемой исторической оси Парижа или Триумфального пути. Она как раз начинается от построенной в эти годы Пирамиды Лувра во дворе Наполеона и являющейся ныне главным входом в дворец-музей (автор – Йо Минг Пей). Подле расположились еще три пирамиды, но поменьше габаритами – они исполняют функции иллюминаторов. Там же, во дворе, находится каменная статуя Людовика XIV.
Сидящий писарь
Сидящий писарь (2500 до н.э.)
Многочисленные экспонаты отдела древнеегипетского искусства, созданного первым исследователем тайн иероглифов и египтологии Жан-Франсуа Шампольоном, рассказывают посетителю о погребальных обычаях зажиточного класса египтян, заказчиков пышных саркофагов, а также о жизни более бедных слоев населения.
В центре второго зала египетских древностей находится шедевр древней скульптуры — «Сидящий писарь». Эта статуя, выполненная из раскрашенного известняка, поражает своим реализмом: у писаря, который готовится писать на папирусе, сосредоточенное выражение лица, а внимательный взгляд создается с помощью использованного для глаз материала — горного хрусталя (радужная оболочка) и полоски из меди, обрамляющей веки.
Как попасть
Основная часть посетителей попадает в Лувр со стороны внутреннего двора, главный вход устроен в Большой пирамиде. Эта конструкция до сих пор вызывает яростные споры искусствоведов — некоторые считают, что она абсолютна чужда духу и формам музея. Но, так или иначе она уже прижилась и даже стала узнаваемым символом.
Менее известны четыре маленьких пирамиды по бокам центральной. Существуют версии, что вся постройка чуть ли не курировалась орденом масонов и имеет глубокий скрытый смысл.
В Лувр — без очереди
Вариантов несколько, и один из них почти беспроигрышный: идите в музей во второй половине дня или перед закрытием. Основная масса любителей искусства стремится «отстреляться» уже поутру. Естественно, текут потоком и экскурсионные группы. А вот вечером турист устал и очереди редеют.
Напомним, что по средам и пятницам музей работает до 21.45. И придя, часам к 19, вы обнаружите не так много конкурентов.
Работает вариант захода в Лувр без очереди со стороны подземного торгового центра Carrousel du Louvre. Куда можно попасть как прямо со станции метро Palais Royal, так и с улицы Риволи. На подземном ярусе стоят билетные автоматы, и вы вполне можете купить желанные квитки там.
Можно приобрести билет онлайн и попасть внутрь, миновав очередь. Или сделать еще более сильный ход: купив Paris Pass. На несколько ближайших дней став завсегдатаем крупнейших парижских собраний.
Заключение
Лувр — это место, в котором можно совершить увлекательное путешествие по истории живописи. Вы не только получите эстетическое удовольствие, но и увидите, какие разные задачи выполняла картина в разные эпохи.
В начале нашей эры портрет был указателем для души.
В XV веке картина — это уже пропускной билет в рай.
В XVI столетии живопись — иллюзия жизни.
В XVII веке картина превращается в статусную вещь.
А в веке XVIII она нужна для услады глаз.
5 полотен. 5 эпох. 5 разных смыслов. И все это в Лувре.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.