Сан-суси. величественный парк северо-западной европы

Рубрики

  • Альпийские горки
  • Бассейны
  • Беседки
  • Болезни
  • Болезни и вредители
  • Вредители
  • Газон
  • Дачный дом
  • Деревья
  • Детская площадка
  • Дренаж
  • Другие цветы и растения
  • Живые изгороди
  • Заборы
  • Идеи для дачи
  • Календарь ухода
  • Комнатные растения
  • Кустарники
  • Ландшафтный дизайн
  • Лекарственные растения
  • Мебель для дачи
  • Мифы
  • Новости
  • Огород
  • Орхидеи
  • Освещение
  • Ответы на вопросы
  • Перголы и трельяжи
  • Планировка участка
  • Полив и водоснабжение
  • Посадка и выращивание
  • Посадка и уход
  • Постройки на даче
  • Прогулки по саду
  • Пруды и водоемы
  • Растения
  • Садовые дорожки
  • Садовый инвентарь
  • Сады мира
  • События
  • Сооружения
  • Стили ландшафтного дизайна
  • Строительство
  • Теплицы
  • Удобрения
  • Фаленопсис
  • Хвойники
  • Цветники
  • Эксперименты
  • Ягоды

Террасные сады

Терраса садов, смотрящая из дворца на парк .

Панорамная перспектива сада Сана — Суси является результатом решения Фридриха Великого , чтобы создать террасный виноградник на южном склоне холмов Борнштедта . Ранее этот район был засажен деревьями, но деревья были вырублены во время правления «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I, чтобы позволить городу Потсдаму расшириться.

10 августа 1744 года Фредерик приказал превратить голый склон холма в террасные виноградники. Были созданы три широкие террасы с выпуклыми центрами для максимального увеличения солнечного света ( см. План ). На перегородках несущих стен кирпичная кладка пробита 168 застекленными нишами . Решетчатые виноградные лозы из Португалии , Италии , Франции , а также из близлежащего Нойруппина были посажены напротив кирпичной кладки, а в нишах рос инжир . Отдельные части террасы были разделены полосами газона, на которых были посажены тисы . Низкая живая изгородь окружала решетчатые плоды, образуя круглый орнаментальный партер . В середине этого «колеса» 120 ступенек (теперь 132) вели вниз, разделяя террасы на шесть.

Ниже холма в 1745 году был построен декоративный сад в стиле барокко , созданный по образцу партера в Версале . Большой фонтан был построен в центре этого сада в 1748 году. Фридрих никогда не видел, чтобы фонтан играл, потому что у инженеров, занятых в строительстве, было мало понимание задействованной гидравлики . С 1750 года вокруг чаши фонтана ставили мраморные статуи . Это снова была особенность, скопированная из Версаля: фигуры Венеры , Меркурия , Аполлона , Дианы , Юноны , Юпитера , Марса и Минервы , а также аллегорические изображения четырех элементов: Огня, Воды, Воздуха и Земли. Венера и Меркурий , работы скульптора Жана Батиста Пигаль и две группы охотников, аллегории стихий (ветер и вода) Ламберта Сигизберта Адама , были представлены владельцем Версаля, французским королем Людовиком XV . Остальные фигурки принадлежат мастерской Франсуа Гаспара Адама , известного скульптора из Берлина. К 1764 году французский рондель , как его стали называть, был завершен.

Рядом находился огород , который Фридрих Вильгельм I разбил где-то до 1715 года. Король-солдат в шутку дал этому простому саду название «Мой Марли» в связи с очень похожим садом в летней резиденции Людовика XIV в Марли. -le-Roi .

В своих планах территории Фредерик придавал большое значение сочетанию как декоративного, так и практического сада, тем самым демонстрируя свою веру в то, что искусство и природа должны быть объединены.

Строительство парка

После закладки виноградника и завершения строительства дворца, к нему были присоединены прилегающие земли. На них был создан огромный сад в стиле барокко. Прямая стрела центральной аллеи, протяженностью более 2 километров, начиналась у восточного входа в парк, украшенного порталом с коринфскими колоннами, статуями богинь Флоры и Помоны и обелиском с египетскими иероглифами. С западной стороны аллея заканчивалась у Нового дворца, возведенного Фридрихом в честь окончания семилетней войны. Помпезное здание длиной более 200 м украшенное пилястрами, пилонами и огромным количеством статуй служило для официальных приемов и проживания гостей Фридриха Великого. Кроме апартаментов для гостей в Новом дворце есть несколько торжественных залов, а в южном крыле был построен театр.

От центральной аллеи ответвляются дорожки к различным уголкам парка, формирующие его живописный ландшафт. В времена Фридриха Великого в парке Сан Суси построены грот Нептуна, Картинная галерея, Новые палаты и Китайский чайный домик.

Бельведер, Context Travel

Галерея считается первым в истории Пруссии музейным зданием, созданным специально для хранения и демонстрации картин. В роскошном павильоне в стиле барокко выставлены картины художников итальянского Возрождения, а также великих голландцев и фламандцев, среди которых Ван Дейк, Караваджо, и Рубенс.

Новые палаты — переоборудованное из бывшей оранжереи помещение для гостей короля Фридриха расположено симметрично Картинной галерее с другой стороны дворца Сан Суси. В Буфетном зале палат выставлена коллекция фарфора.

Китайский домик — дань моде эпохи Просвещения к восточной культуре и экзотике. Под шатровым куполом голубого с золотом изящного строения размещаются коллекции японского и китайского фарфора.

В аллеях парка, недалеко от Нового дворца построены Храм дружбы, посвященный сестре Фридриха Вильгельмине и Античный храм. В античном храме, миниатюрной копии римского Пантеона при Фридрихе Великом хранилась коллекция античного искусства и монет, а в последствии он стал одной из семейных усыпальниц императорской династии Гогенцоллернов.

Оранжерейный дворец,  Елена Никитина

Интересное сооружение в виде двухэтажной ротонды — Бельведер — было построено в северной части парка Сан Суси. Проект вдохновлен рисунками дворца римского императора Нерона. С Бельведера открывается отличный вид на парк и на Потсдам.

После смерти Фридриха Ⅱ в 1786 году новую жизнь в Сан Суси вдохнул Фридрих Вильгельм Ⅳ — король Пруссии с 1840 по 1861 год. В годы его правления площадь парка была расширена, появились новые дворцы и другие постройки.

Дворец Шарлоттенхоф — элегантная скромная усадьба, напоминающая римскую виллу в стиле классицизма была резиденцией Фридриха Вильгельма Ⅳ до его коронации.

Дворец Оранжерея — образцом для его строительства послужили итальянские палаццо эпохи Возрождения. В крыльях дворца находились теплые помещения для укрытия тропических растений на зиму. В центральной части были устроены покои для приема сестры Фридриха Вильгельма Ⅳ — Шарлотты и ее супруга (они же — Александра Федоровна и Николай Ⅰ Романовы). В Оранжерее находится зал Рафаэля с 47 копиями его живописных полотен.

Копии Рафаэля, Елена Никитина

Римские купальни, или термы — построены по античным образцам на берегу искусственного озера. Это еще одна дань романтизированной прусскими монархами культуре Римской империи.

Фриденскирхе — Лютеранская церковь Мира, построенная по раннесредневековым римским канонам. Апсиду церкви украшает мозаика из разрушенной базилики начала ⅩⅢ века, купленная Фридрихом Вильгельмом Ⅳ на аукционе. В церкви Мира и около нее, в мавзолее, находится еще одна усыпальница королевской семьи.

Северный и Сицилианский парки, а также сад Марли дополнили парк Сан Суси элементами классицизма, пейзажного и регулярного стилей. Теперь по нему можно изучать этапы развития ландшафтного искусства за последние 200 лет.

В северной части Потсдама можно посетить и другие архитектурно-парковые ансамбли — Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф, и так называемый Третий парк с дворцом Бабельсберг.

Мельница, albygan

Примечания и ссылки

Заметки

  1. Условия составленные в 1754 году .
  2. Фридрих Прусский женился на Элизабет Кристине фон Брауншвейг-Беверн в 1733 году, но расстался со своей женой после вступления на престол в 1740 году. Королева проживала во дворце Шёнхаузен в Берлине, и великий король предпочитал Сан-Суси (по-французски в тексте ) «Без женщин». Увидеть Герхарда Ремпеля
  3. Это слово не следует понимать в свете того, что оно означает сегодня: « спальня  », а в то время: «комната».
  4. Стоит ли нам видеть подмигивание монарха, чьи сексуальные предпочтения тогда ни для кого не секрет, в то время, когда слово «  гомосексуализм  » еще не было изобретено и где говорили об «   »?
  5. Архитектура дворцов в стиле барокко оставляет относительно эгалитарное место для законных жен, у которых обычно есть крыло, расположенное симметрично крылу , предназначенному для лорда, причем центральный корпус является «общественным» местом, предназначенным для приемов. Зная это, можно представить себе место в жизни — и сердце — государя, которое граф Ротенбург мог бы сыграть.

Рекомендации

(fr) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на английском языке под названием «  Sanssouci  » ( см. список авторов ) .

  1. »  Spröde Fassadengeschichten  «, Berliner Zeitung , 19 февраля .
  2. Stiftung Preussische Schlösser und Gärten Berlin — Бранденбург: .
  3. Berliner Zeitung , Spröde Fassadengeschichten, 19 февраля 2003 г.
  4. Вольфганг Заур, (на немецком языке), Junge Freiheit Verlag GmbH & Co, 23 августа 2002 г.
  5. Stiftung Preussische Schlösser und Gärten Berlin — Бранденбург:
  6. Stiftung Preussische Schlösser und Gärten Berlin — Бранденбург:

Текущее состояние дворца «Сан-Суси»

За дворцом, да и за парком в целом, регулярно и тщательно ухаживают. Персонал пытается всеми силами сохранить первичный стиль и обстановку. Последняя, к тому же самая обширная, реставрация всего парка (дворца в том числе) была начата в 1964 году. В картинной галерее время от времени проводится реконструкции картин, ведь полотна не вечны. В целом, состояние дворца отличное, что дает возможность посещения всех его частей туристами.

Дворец ежедневно посещают несколько сотен туристов со всего мира. Достопримечательность можно посещать круглогодично, но, конечно же, лучше он смотрится не в дождь или снег, а в солнечные дни с зелеными деревьями. Ведь тогда вы сможете насладиться не только дворцом, но и его чудесными виноградниками, фонтаном, газоном и зелеными тропинками.

История после Первой мировой войны [ править ]

Сан-Суси около 1900 г .; это мнение остается неизменным.

После Первой мировой войны и, несмотря на конец немецкой монархии, дворец остался во владении династии Гогенцоллернов . В конечном итоге 1 апреля 1927 года он перешел под защиту прусского «Verwaltung der Staatlichen Schlösser und Gärten» (Управление национальных дворцов и садов) .

Когда во время Второй мировой войны начались воздушные налеты на Берлин , наиболее известные произведения искусства бывших императорских дворцов были перевезены в целях безопасности в Райнсберг ( Бранденбург ) и Бернтероде (недалеко от Ворбиса , Тюрингия ). Структура дворца осталась невредимой, несмотря на ожесточенные бои в окрестностях в 1945 году, но древняя ветряная мельница , оставленная в парке Фредериком для придания деревенского шарма, была разрушена.

После окончания войны большая часть предметов, которые были перевезены в Райнсберг, были переданы в качестве награды Советскому Союзу ; только небольшая часть была возвращена во дворец в 1958 году. Художественные произведения из Бернтероде, найденные американскими солдатами, сначала были отправлены в Висбаден на «Центральный пункт сбора произведений искусства», а в 1957 году они отправились во дворец Шарлоттенбург в Западном Берлине .

По сравнению со многими подобными зданиями, дворец хорошо жил в течение почти 50 лет под коммунистической юрисдикцией в Восточной Германии. Церковь Святого Спасителя в Sacrow и центре Потсдама были заброшены, а некоторые из исторического центра города Потсдам был разрушен. Городской дворец, Потсдам , содержащий архитектурные работы по Кнобельсдорфу был разрушен в 1960 году, но Суси выжили невредимые и правительство Восточной Германии стремилось иметь Суси помещен в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это было достигнуто в 1990 году при следующей цитате:

Могила Фредерика, Сан-Суси.

В 1991 году, после воссоединения Германии , гроб Фредерика был захоронен на террасе виноградника Сан-Суси — в еще существующем склепе, который он построил там — после наступления темноты, без помпезности, в соответствии с его волей.

Библиотека Фредерика была возвращена в 1992 году в свой бывший дом в Сан-Суси. В период с 1993 по 1995 год последовало 36 масляных картин. В 1995 году был основан Фонд прусских дворцов и садов в Берлине — Бранденбурге . Работа организации заключается в управлении и уходе за Сан-Суси и другими бывшими королевскими дворцами в Берлине и Бранденбурге.

Прогулка по дворцу

Интересно, что сам король свой дворец называл просто — Виноградный домик. Все потому, что он находится среди тех самых 6 террас с виноградом.

Schloss Sans Souci напоминает Версаль, многие даже сравнивают оба дворца, ища сходства. Что же, король так интересовался искусством, архитектурой, что Версаль вполне мог вдохновить его.

В переводе с французского название означает «без забот». Отлично придумано, да?

Стиль постройки — рококо. Его не хотели делать слишком помпезным, чтобы не разрушить сельской романтики, окружающей любимую летнюю резиденцию Фридриха. Во всем облике строения должна была присутствовать легкость.

Светлые стены, белые колонны с романтичными скульптурами, высокие окна — все это придает ему воздушность. Здание удачно вписалось в зелень парка, не создавая явного контраста. Вы бывали в горах? Про Цугшпитце — в моей новой статье.

Интересно, что в Виноградном Домике никогда не проводили официальных приемов, не было разговоров о политике. Здесь побывали Вольтер и Бах, здесь говорилось лишь о прекрасном, звучала музыка, сонеты, писались картины.

Вы удивитесь, но лозунг дворца был не только «без забот», но и… «без женщин». Чем-чем, а тревогами не хотел себя обременять Фридрих, так что решил — никаких фавориток и дам сердца здесь не будет.

Внешний и внутренний облик Дворца Сан-Суси

Замок – основное сооружение парковой территории. Он выглядит элегантно и современно несмотря на то, что построен в XVIII веке. Дворец имеет дорогое оформление, гармоничные формы и продуман до деталей. Отделка выполнялась лучшими материалами – мрамором, позолотой, тканями, произведениями выдающихся скульпторов и художников.

Перестройки не испортили дворец — наоборот многие моменты были усовершенствованы по современным параметрам. Он соединяет в себе комплекс художественных направлений городской и придворной европейской архитектуры.

Поскольку дворец был не основным и выполнял функции частной резиденции, его размеры небольшие. Главное здание имеет один этаж с просторной террасой. Большинство дверей замка стеклянные, что обеспечивает внутри хорошее освещение.

Фасад, который выходит к винограднику, украшают скульптурные изображения с пышными формами. На крыше расположены вазы. Южная сторона дворца оформлена более красочно в отличие от северной.

Важное место во дворце отведено вестибюлю (северная сторона) и мраморному залу (южная сторона). В западной части расположено пять комнат для гостей

На восточной стороне – королевские апартаменты, включающие зал аудиенций, концертный зал, спальню, кабинет, библиотеку и длинную галерею.

Украшение вестибюля — коринфские колонны. На потолке размещены живописные изображения богини Флоры. Пол выполнен из высококачественного мрамора. По всему замку отчетливо прослеживается стиль рококо, роскошь которого видна даже в мелочах.

Достопримечательности Германии: атмосфера парка Сан Суси

Во-вторых, на всем устройстве Сан Суси лежит отпечаток личности и вкусов Фридриха Великого — основателя комплекса. Если Версаль задумывался и потом успешно функционировал, как парадный, пышный представительский комплекс, то немецкий ансамбль имел совсем другое назначение.

Парадный вход в Версаль

Название Сан Суси переводится «без забот». Фридрих строил его исключительно для личных потребностей, как частное жилье, не предназначенное для демонстрации военной и государственной мощи. Дворец возводился по личным проектам монарха, который хотел, чтобы во всем соблюдался главный принцип: сочетание культуры и природы.

Китайский домик в Сан суси
Уголок парка

В жилых помещениях король сосредоточил коллекцию картин и книг, а по вечерам здесь частенько устраивались концерты, в которых участвовал и сам Фридрих — как музыкант и композитор. Кто хоть немножечко знаком со мной, тот понимает, как мне импонируют такие качества прусского монарха! Хотя, пока я не бывала в Сан Суси, я не имела ни малейших представлений об этом. И если бы мне заранее сказали, что именно прусский правитель отличался такими эстетическими наклонностями — я бы очень удивилась.

И вот вся эта привязанность Фридриха к такому камерному, романтическому устройству Сан Суси до сих пор как-то незримо ощущается в любом месте парка! Чего стоит такое, например, ноу-хау: террасы, усаженные виноградом  и инжиром, спускаются от дворца к фонтану. Это был первый случай, когда в садово-парковом оформлении такого уровня центральное место занимали подобные культуры. Благодаря этой идее и сам дворец получил название «виноградарского домика».

Виноградные терассы

Обзор [ править ]

Подрезанные живые изгороди и подстриженные деревья держат аллеи открытыми

Насосная станция, похожая на мечеть

С расширением участка после создания большего количества зданий был построен прямой главный проспект длиной 2,5 км. Он начинался на востоке у обелиска 1748 года и со временем был расширен до Нового дворца, который отмечает его конец на западе. В 1764 году была построена картинная галерея, а в 1774 году — Новые палаты. Они обрамляют дворец и открывают аллею до ронделей с фонтанами, окруженных мраморными статуями. Оттуда дорожки, образующие звездный узор между высокими живыми изгородями, ведут к дальнейшим частям сада.

В своей организации парка Фредерик продолжил то, что начал в Нойруппине и Райнсберге.. Во время своего пребывания в качестве наследного принца в Нойруппине, где он был командиром полка с 1732 по 1735 год, он приказал, чтобы на территории его жилища был разбит сад с цветами, фруктами и овощами. Здесь он уже отклонился от классической организации садов в стиле барокко, которые касались исключительно модели, представленной Версалем, путем сочетания прекрасного и полезного. Этому принципу он следовал и в Райнсберге. Помимо преобразования дворца, которое Фридрих получил в подарок от своего отца Фридриха Вильгельма I в 1734 году, он приказал создать фруктовые и овощные сады, огороженные живой изгородью. Вдобавок центральный проспект и более крупный пересекающийся проспект не вели прямо к дворцу, как это было обычно во французских парках той эпохи.но взлетел с южного крыла и под прямым углом к ​​зданию.

Фредерик вложил значительные средства в систему фонтанов в парке Сан-Суси, поскольку водные объекты были неотъемлемой частью садов в стиле барокко. Но грот Нептуна , построенный в 1757 году в восточной части парка, так же мало использовался по своему прямому назначению, как и фонтанные сооружения. На вершине Руиненберга, примерно в шестистах метрах от него, находился водоем, из которого вода не могла попасть в парк, и из-за отсутствия опыта у «фонтанов» проект провалился.

Это не было успешным, пока сто лет спустя не была использована энергия пара , и, таким образом, цель резервуара с водой была наконец выполнена. В октябре 1842 года паровая машина мощностью 81,4 л.с., построенная Августом Борзигом, заработала и заставила струю воды из Большого фонтана под террасами виноградников подняться на высоту 38 метров. Насосная станция на Хафельбухте была построена специально для этой машины. Он был построен по заказу Фридриха Вильгельма IV и построен Людвигом Персиусом между 1841 и 1843 годами в модном тогда архитектурном стиле мавританского возрождения, чтобы выглядеть как «турецкая мечеть с минаретом в качестве трубы». [цитата необходима ]

Много лет назад Фридрих Вильгельм III приобрел участок, граничащий с парком Сан-Суси на юге, и отдал его своему сыну Фридриху Вильгельму IV на Рождество в 1825 году. Там Карл Фридрих Шинкель и Людвиг Персиус построили дворец Шарлоттенхоф на месте бывшего фермерского дома. и Питер Джозеф Ленне получил заказ на дизайн сада. Помня о цветочных и фруктовых и овощных садах в стиле барокко эпохи Фредерикса, садовый архитектор превратил плоскую и частично заболоченную территорию в открытый ландшафтный парк. Широкие луга создавали визуальные аллеи между Шарлоттенхофом, Римскими банями и Новым дворцом с Храмом Дружбы, построенным со временФридрих Великий . Небрежно расположенные группы кустов и деревьев, а также ров, расширенный до пруда на юго-востоке, украшают большой парк. Ленне использовал выкопанные материалы для создания пруда, чтобы создать пологий холмистый ландшафт, где тропинки встречаются в форме звезд на высотах.

Текст на немецком языке «Schloss Sans-Soussi – Дворец Сан-Суси» с переводом

Das Schloss Sans-Soussi gehört zu den bekanntesten Schlössern Deutschlands. Sein Gründer war der Preußische Kaiser Friedrich der Große. Dieser Kaiser mochte die französische Kultur, deshalb wollte er in seinem Land ein prachtvolles Schloss bauen, das an Versailles erinnern sollte. Friedrich verbrachte viel Zeit in Berlin, aber die Hauptstadt hat ihm nie gefallen. Im Jahre 1745 hat er begonnen, eine Sommerresidenz nicht weit von Berlin zu bauen. Für das Schloss hat der Anbeter der französischen Sprache auch einen französischen Namen gewählt. „Sans-Soussi“ bedeutet auf Französisch wortwörtlich „ohne Sorgen“. Das Bauen dauerte viele Jahrzehnte, und auch die Nachfolger von Friedrich haben einen Beitrag geleistet, aber die wichtigsten Gebäude wurden unter diesem Kaiser gebaut. Das sind zwei Schlösser im Barockstil, zahlreiche Pavillons im Park und Orangerien. Der Kaiser verehrte die Natur, und in seiner Residenz wurden viele seltene Blumen gepflanzt. So wurde auf seinen Befehl, Kartoffeln zum ersten Mal in Deutschland angepflanzt, und diese Landwirtschaftskultur verbreitete sich später in ganz Europa. Als Erinnerung an diese Tatsache kann man Kartoffelknollen auf Friedrichs Grab sehen.

Das Schloss haben viele berühmte Gäste besucht. So hat Voltaire lange Zeit in Sans-Soussi gewohnt und mit dem Kaiser gern philosophische Gespräche geführt.

Der Ruhm des Schlosses sind auch seine Fontänen, von denen Zeitgenossen des Kaisers begeistert waren und die auch heute mit ihrer Pracht beeindrucken.

Резиденция Фридриха Великого

После двухлетнего строительства и открытия дворца в 1747 г. Фридрих Великий начал проводить в нем сначала только летний сезон, а затем стал жить постоянно.

«Без забот» — так переводится с французского языка название Sans Souci. Именно такой планировал свою жизнь в этой резиденции король Пруссии. Здесь он предавался любимым занятиям: читал, философствовал, сочинял музыку. Здесь из-под его пера вышли поэтические произведения и философские трактаты. В Сан Суси король много музицировал: сохранилось музыкальное наследие Фридрих Ⅱ — 121 соната и 4 концерта для флейты. В летней резиденции короля подолгу жили его друзья, среди которых нужно упомянуть Вольтера. Не следует думать, что монарх лишь праздно проводил время в Сан Суси и ничего не делал для государства. Его заслуги в укреплении Пруссии, дворянской и крестьянской реформах, развитии промышленности, приглашении иностранных колонистов неоспоримы.

Скромность и бережливость в быту Фридриха Ⅱ к концу жизни превратилась в скаредность. Он жалел денег на ремонт ветшающего Сан Суси, говоря, что дворец создан только для его жизни и не должен продолжаться. В своем завещании Фридрих просил похоронить его здесь же в склепе, который он построил при жизни на вершине виноградного холма. Его воля была исполнена только через 200 лет после смерти. На скромную могильную плиту Фридриха Великого в Сан Суси кроме цветов кладут клубни картофеля, в память о во внедрении королем картофелеводства в сельское хозяйство Пруссии.

Могила Фридриха Великого, Torsten Maue

Парк Сан-Суси Ландшафтный дизайн садов и парков

При строительстве Потсдама

Его сын, Фридрих Великий (1712 – 1786) на южной вершине одного из пустующих, после варварской вырубки дубов, холмов решил создать частное владение по своему личному проекту. На склоне этого холма после вырубки построили 6 террас и это пространство было использовано под максимальную посадку целой коллекции винограда, пользующегося огромной любовью Фридриха Великого и ставшего впоследствии визитной карточкой дворца.

Никогда прежде, в истории ландшафтного искусства, виноградник не выступал в роли парадного центра дворцового ансамбля. В стеклянных нишах был посажен инжир, сами террасы засеяны газонной травой и отделены виноградной лозой на цепях

Поблизости располагали огород, которому придавалось важное значение, в наши дни, вместо огорода, внутри живых ограждений посажены фруктовые деревья

Вершину холма виноградников венчает небольшой дворец, который из-за террас кажется размещенным очень высоко на горе, а сама гора из-за этого выглядит еще выше.

Первоначально Фридрих II решил построить небольшой дворец, но позже остановил свой выбор на тихом уединенном местечке в стиле рококо, где можно играть на флейте в полной гармонии с природой. Во дворце не предусматривались покои для его жены, ее поселили подальше от дворца.

Существует мнение, что

название дворца Сан-Суси (Sans-Souci, фр. – «без забот») связано с желанием короля обустроить себе последний, беззаботный приют в дивном месте и связано не с праздной жизнью, а местом упокоения.

Возле подножия холма с террасами из винограда был создан шикарный регулярный парк с прямоугольными посадками фруктовых деревьев и большим фонтаном в середине, опоясанным изысканными скульптурными фигурами римских богинь и богов, помимо них, присутствуют изображения 4 элементов стихий – воды, огня, земли и воздуха. Огромный фонтан, хоть и был уникальной красоты, но начал подавать воду лишь через 100 лет: созванные Фридрихом фонтаньеры не сумели успешно справиться с задачей по запуску установки. В 1843 г. при помощи хитро спрятанной паровой системы – высокой трубы, в под красивую мечеть, наконец позволила заработать конструкции фонтанов. Струя огромного фонтана поднялась вверх на 38 метров.

Основная аллея парка

размашистой ровной стрелой располагается от подножия холма с виноградниками к красивейшему Новому дворцу, который был выстроен после Семилетней войны как символ силы и непобедимости великой Пруссии.

Интересно. Количество статуй, которые украшали дворец по кровле и периметру составило 428 штук! Фридрих Великий иронически именовал данный дворец «фанфаронским».

Рядом с виноградниками находится картинная галерея. Эта постройка возведена во времена Фридриха Великого и действует по настоящее время, несмотря на то, что сама коллекция пострадала во времена Второй мировой войны. Это строение каждым камнем олицетворяет собственное предназначение: и свод, и просветы между окнами, красиво оформленные иносказательными скульптурными фигурами искусств и науки, и его некая приподнятость, и легкость, такое возвышенное состояние. Возле картинной галереи проведены дорожки, окаймленные живой оградой и мраморными лавочками, где есть все шансы поймать творческую мысль.

После смерти Фридриха II в жизни парка наступил новый этап. Его наследник, Фридрих Вильгельм II на время строительства Мраморного дворца в Новом саду, вселился в отремонтированные палаты старого дворца. Это был период классицизма, что отразилось в отображении Мраморного дворца, а после переселения, в старом дворце поселилась заброшенность. Далее в дворцово-парковый ансамбль каждый из королевских наследников добавлял что-то своё до тех пор, пока после упокоения вдовы Фридриха Вильгельма IV в 1873 году, не стал музеем.

Строительство дворца

Дворец и парк Sanssouci расположены на южном склоне холмистой излучины реки Хафель. При строительстве города Потсдама во время правления Фридриха Вильгельма Ⅰ, отца Фридриха Великого, для укрепления болотистых почв на этих склонах были вырублены все дубовые рощи. Фридрих Ⅱ принял решение разбить на этом месте виноградники. Выращиванием виноградной лозы и виноделием в Бранденбургских землях занимались уже не первое столетие, но идея декоративного оформления виноградниками королевской резиденции была использована только в Сан Суси.

В августе 1744 г. на голых холмах начинается строительство шести террас, спланированных таким образом, чтобы по максимуму использовать солнечный свет. На террасах между саженцами виноградной лозы местных сортов и привезенными из Франции, Италии и Португалии, были устроены застекленные ниши, в которых высадили инжир, а в больших горшках росли апельсиновые деревья. По центру холма была построена широкая лестница, а передние части террас декорированы изгородями из стриженого тиса, фруктовыми деревьями на шпалерах и газонами.

Схема парка Сан Суси, albygan

В 1745 г. на самой высокой точке виноградника началось строительство дворца. Проектированием и воплощением замыслов прусского короля занялся архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, которого впоследствии назовут основателем стиля фридерицианского (или потсдамского) рококо, воплощенного в архитектуре дворца Сан Суси. Особенно сильно этот стиль появляется во внутренней отделке помещений: стены и потолки богато украшены стилизованными растительными орнаментами, которые не выглядят тяжеловесно. Легкость декора достигается сочетанием изящной позолоты тонких орнаментов со светлыми оттенками стен, множеством зеркал и живописных полотен.

Внешне дворец Сан Суси больше всего соответствует канонам южно-германского и австрийского барокко. Здание состоит из центрального зала-ротонды с куполом и двух длинных одноэтажных пристроев по обеим сторонам с анфиладами комнат. Фасады богато орнаментированы и украшены скульптурами, вазами и пилястрами. Гермы, изображающие вакхов и вакханок символизируют тему виноделия.

Фридрих хотел иметь резиденцию, отвечающую его убеждениям и взглядам: чтобы дом был наполнен любимыми произведениями искусства, но имел тесный контакт с природой. Он не позволил строить длинные парадные лестницы, чтобы из дома можно было выходить прямо в сад. У подножия виноградного холма построен большой фонтан. Его окружают полукруглые скамьи и скульптуры античных богов и символы стихий — Вода, Земля, Воздух и Огонь. Наибольшую художественную ценность среди них представляют статуи Меркурия и Венеры выдающегося французского скульптора Жана Батиста Пигаля.

Новый дворец, Елена Никитина

Вместе с королем на прогулку

Пожалуй, самым впечатляющим и необычным объектом являются Висячие сады на южном склоне холма. Работа по их созданию началась в 1744 году. Инициатором проекта был Фридрих Великий, который захотел выращивать свой виноград и инжир.

Под руководством архитектора склон был разделен на шесть широких террас с подпорными стенками и 168 застекленных ниш. Сооружение сохранилось до наших дней почти без изменений.

На вершине виноградных террас расположился сам широкий приземистый дворец, к которому ведет широкая лестница. Деревенский характер пейзажа подчеркивает красивая мельница неподалеку от особняка.

У подножия виноградников разбит великолепный круговой цветник (Französiches Rondell) на фоне изумрудных газонов вокруг огромной чаши с фонтаном в центре.

Двенадцать мраморных статуй римских богов работы французского скульптора Жана-Батиста Пигаля, окружают чашу, а также аллегорические статуи четырех элементов стихий — подарок от короля Людовика XV.

Впечатляющую скульптурную композицию называют « Прусским Версалем». Работа над ее созданием продолжалась почти 20 лет до 1764 года.

Декоративный фруктовый сад и «кухонный огород» с десятками скульптур, купающийся в цветах и цветущих кустарниках, расположенный к юго-востоку от виноградников был создан в 1715 году для короля Фридриха Вильгельма I — отца Фридриха Великого, который в шутку называл его «мой Марли» иронично сравнивая с парком французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа.

При расширении парковый комплекс был дополнен дорожками, ведущими мимо живых изгородей из граба, фонтанами и скульптурными композициями на фоне пышной зелени и идеальных газонов. В 1825 году Фридрих-Вильгельм III построил сыну дворец, вокруг которого разбил романтический сад в английском стиле.

Чопорный сицилийский сад засажен хвойными деревьями и субтропическими растениями, дополняя Nordischer Garten – другой декоративный сад в северной части парка. Его наиболее интересная особенность — Felsentor или Каменная арка из цельных камней, увенчанная орлом с распростертыми крыльями.

Одним из самых впечатляющих зданий является Оранжерея с экзотическими растениями  в стиле ренессанс, на дизайн которой  вдохновило короля путешествие по Италии.  Здание было построено между 1851 и 1864 и до сих пор используется по назначению.

От западного крыла Оранжереи ведет липовая аллея к Бельведеру в силе рококо, а в паре сотен метров от него вы можно зайти в Drachenhaus – Дом виноторговца в стиле китайской пагоды, в котором уставшие туристы могут отдохнуть и выпить чашечку кофе.

Парк имеет несколько входов. С востока вы попадете в него через большие кованые ворота в окружении статуй Флоры и Помоны — богинь цветов, садов и огородов, указывающих на ландшафтный стиль парковой территории.

Пройдя по аллее можно полюбоваться Гротом Нептуна и художественной галереей (Bildergalerie), искусственными романтическими руинами Руиненберга, где стекает вода в систему парковых фонтанов. От руин к дворцу Сан-Суси вы дойдете всего за 10 минут.

В южной части парка можно полюбоваться очаровательным золотистого цвета Китайским чайным домиком, который просто сияет в лучах солнца. Домик окружают колонны с расположенными рядом реалистичными позолоченными  статуями, которые пьют чай и музицируют. Крыша украшена золотой фигурой сидящего мандарина. Внутри домика находится коллекция старинного фарфора Мейсена, Китая и Японии.

Через четыре года после завершения китайской чайной Фридрих Великий поручил строительство еще одного здания в восточном стиле: Drachenhaus – Дом дракона. Павильон, который напоминает пагоду, назван в честь статуй дракона, которые украшают крышу. 

К югу от дворца Сан-Суси расположен ароматный Розовый сад с десятками роз самых разных сортов, Роща поэтов со скульптурными группами, пруд с карпами и Palace Charlottenhof — самый молодой из дворцов, построенный в неоклассическом стиле.

Канал, проложенный на территории парка, приведет вас к живописной части сада, оформленной в итальянском стиле. Здесь расположены Римские бани, древняя вилла, храм, садовый павильон и уютная беседка.

Площадь дворцово-паркового ансамбля настолько великолепна и огромна, что за один день все увидеть просто невозможно. На посещение дворцов и осмотр всей территории вам понадобится минимум два незабываемых дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector