Скульптуры летнего сада в санкт-петербурге

Похожие предложения

Проектная декларация на рекламируемом сайте https://www.lyubov-i-golubi.ru/. СМУ-6. Срок сдачи: сдан

ЖК «Любовь и голуби» — Второй сезон

  • от 4 млн руб.
  • Селигерская

Квартиры и апартаменты с отделкой white box от 4 млн рублей. Авторская архитектура, высокое качество строительства, камерная безопасная атмосфера, закрытая территория, надежный застройщик, собственная инфраструктура, продуманное благоустройство, трехсторонние видовые квартиры, паркинг и кладовые!

Проектная декларация на рекламируемом сайте https://dompokolenie.ru/. ГК ФСК. Срок сдачи: сдан

Бесплатный подбор новостроек. Персональные скидки

Агентство Авахо.ру

Хотите купить выгодно квартиру в новостройке в Москве или области? Мы вам поможем. Поиск, юридическое сопровождение, экспертиза, безопасность сделки — решим все вопросы.

Проектная декларация на рекламируемом сайте https://afiserebryakova.ru/. ООО Нордсервис. Срок сдачи: сдан; есть корпуса со сдачей в IV кв. 2020

ЖК Silver

  • от 12,9 млн руб.
  • Свиблово

Дом сдан! Выгода до 1 млн рублей на квартиры и 25% на машиноместа в октябре. Метро Ботанический сад. Ипотека от 0,5%.

Преимущества и недостатки гипса

Скульптуры из гипса – это яркие и красочные изделия. В промышленном производстве применяются четко проработанные формы, поэтому готовые фигурки имеют реалистичный и привлекательный вид.

Гипсовая продукция для сада отличается разнообразием. Можно найти:

  • представителей фауны и флоры;
  • сказочных героев;
  • фигурки людей;
  • оригинальные горшки для цветов;
  • грибочки;
  • домики и т.д.

Недостатков у гипсовых скульптур два – краска со временем шелушится и сдирается, а еще разбить фигурку не составляет труда.

К долговечным материалам относятся камень и металл. Созданные из них скульптуры смотрятся монументально и поселятся в саду надолго. Среди мотивов доминируют изображения животных и людей, поэтому выбор велик.

Место для вечеринок

Прекрасным дополнением к рощам и клумбам стали зеленые уголки. Стенами там выступали кусты сирени, жасмина и других душистых растений.

С 1718 года на территории комплекса проводили различные мероприятия. Попасть в сквер можно было только по приглашению императора. Поэтому не каждый мог насладиться красотой, которую излучал Летний сад.

Режим работы был по-настоящему каторжным: с 17 вечера до утра. Для того чтобы народ не расходился, Петр Великий приказал закрывать ворота. Гости становились принужденными заложниками. Здесь проводили официальные встречи и веселые праздники, отмечали победы и памятные дни. В парадной части ставили столы с едой и проводили балы. Однако бедняков, бородатых мужчин и плохо одетых дворян на территорию не пускали.

В общем проект окончательно сформировался к 1720 году. Тогда сквер простирался от Невы до Невского проспекта.

Порфировая ваза

В 1839 году в знак доброй воли после многочисленных войн между Швецией и Россией королем Карлом XIV была подарена Николаю I темно-красная порфировая ваза, ставшая украшением парка. Ваза установлена у входа со стороны набережной Мойки между прудом и южной оградой. К сожалению, в 2008 году на ней была замечена трещина, затем ваза раскололась. Сейчас после реставрации она снова вернулась в Летний сад. Порфировая ваза выполнена из розового гранита, имеет высоту вместе с постаментом – 485 см, а максимальный диаметр – 134 см.

Сначала в парк можно было попасть только по приглашению Петра Первого, позже здесь разрешалось гулять прилично одетой публике. В 19 веке он стал излюбленным местом гуляний петербургской знати. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов и В. А. Жуковский, И. А. Гончаров и П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие деятели русской культуры. Парк был излюбленным местом влюбленных. Здесь устраивали смотрины купеческих невест. По обеим сторонам аллей выстраивались купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась разодеть свое чадо.

Значительную часть парка занимали постройки. Для жены Петра Екатерины был построен второй Летний дворец, а рядом здание картинной галереи, в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. В галереях на берегу Невы во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Для бракосочетания Анны, дочери Петра, с герцогом Голштейн-Готторпским на берегу Невы была построена «Зала для славных торжеств». Затем на этом месте был построен деревянный Дворец для императрицы Анны Иоанновны.

В Летнем саду запрещается

  1. Ездить на велосипедах, самокатах и прочих транспортных средствах (не допускаются даже детские трехколесные велосипедики с ручкой, при входе есть бесплатная парковка для них на глазах у охраны, так что есть шанс, что велосипед сохранится.)
  2. Ходить по газонам
  3. Наносить ущерб деревьям, кустарникам, цветникам и декоративным элементам сада
  4. Проводить массовые спортивные мероприятия
  5. Распивать спиртные напитки
  6. Осуществлять несанкционированную торговлю частным лицам
  7. Осуществлять профессиональную фото и видео съемку. ( имеется в виду штатив, с зеркальным фотоаппаратом я ходила, мне и слова никто не сказал).

Летний сад

Летний сад – один из самых красивых парков города. Его обычно считают ровесником города, так как Пётр упоминает о нём в своих указах от марта-апреля 1704 года. Первый план Летнего сада набросал сам Пётр, повидавший ещё во времена своего заграничного путешествия с великим посольством знаменитые сады Голландии и немецких княжеств. Первоначально, в 1704-1705 годах, разбивкой царского сада занимался русский архитектор Иван Матвеевич Угрюмов, а руководил работами сам Пётр.

Самое примечательное в Летнем саду – это «Лабиринт Эзоповых басен», каждая из 60 скульптур которого – иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями. У входа в лабиринт – статуя Эзопа, баснями которого так восхищался сам Пётр, что приказал делать «Эзоповы фонтаны». В Летнем саду эту затею осуществил архитектор М.Г. Земцов. К сожалению, катастрофическое наводнение 1777 года повредило сад. Деревья были вырваны с корнем, фонтаны разрушены.

Вход в Летний сад

Парк был реконструирован при Екатерине Великой. Императрица предпочла свободный стиль ландшафтного парка. В таком виде этот зелёный уголок города и сохранился до наших дней. На протяжении долгого времени в парк пускали только представителей дворянства. Во времена Николая I он был открыт для всей «прилично одетой публики». Введённые ограничения действовали вплоть до революции. Несмотря на это, Летний сад был популярен у петербуржцев всех сословий.

Среди романтиков, которых привлекал Летний сад, были и А. Пушкин, и Н. Гоголь, и П. Чайковский, и украинский поэт Т. Шевченко. А писатель И.А. Гончаров даже сделал Летний сад местом встречи Обломова и Ольги, героев романа «Обломов». Влюблённые парочки облюбовали сад с начала XIX века. Ежегодно летом в саду устраивали смотрины купеческих невест, собиравшие толпы любопытных. По обеим сторонам аллей выстраивались шеренгами купчихи с дочерями, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась в пух и прах разодеть своё чадо.

Скульптура «Амур и Психея»

Прогулка по Летнему саду

С мая по сентябрь Летний сад открыт ежедневно с 10.00 до 21.30, а с октября по март – с 10.00 до заката. В апреле парк закрывают, чтобы просохла земля. Зимой, когда статуи укрыты в ящики, предохраняющие их от мороза, плата за вход ниже, а популярное времяпрепровождение посетителей – строительство снежных скульптур. Летний сад со всех сторон окружён водой. С одной стороны Нева, с другой стороны Мойка, с третьей – Фонтанка, с четвёртой – Лебяжий канал.

Так Летний сад оказался «вставленным» в великолепную, живую и трепетную, поблёскивающую под лучами солнца водяную раму. Лучше всего подходить к нему со стороны набережной Невы, через ворота в высокой литой железной ограде, выполненной в 1770-1784 годах Юрием Фельтеном. К работам в Летнем саду привлекались лучшие архитекторы: А. Шлютер, Ж.Б. Леблон, М.Г. Земцов, Л.И. Шарлемань.

Прогулка по Летнему саду

Фонтаны Леблона не сохранились до наших дней, но в северной половине парка до сих пор стоит более восьмидесяти барочных скульптур (первоначально их было более двухсот). Одна из самых замечательных статуй, «Амур и Психея», находится у Лебяжьей канавки. Композиция изображает момент, когда Психея со светильником в руках склонилась над спящим Амуром. Еле уловимое движение пронизывает обе фигуры.

В парке много аллегорических и мифологических фигур, а также бюстов, изображающих королей, римских императоров, великих полководцев, государственных мужей древности. Здесь есть польский король Ян Собеский и Юлий Цезарь, римский император Траян и Александр Македонский… В центре сада стоит памятник писателю Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844 годы). Подобно Эзопу, Крылов сочинял аллегорические басни про животных, высмеивая недостатки людей. Многие персонажи Крылова изображены на пьедестале этого памятника.

Летний дворец Петра I

Летний сад в 2021 году

Сохраненная при реставрации планировка сада, задуманная еще при Петре I, отражает вкусы того времени в общем и императора в частности. Сад состоит из трех идущих от Невы прямых аллей, расположенных параллельно друг к другу. Главные аллеи пересекают перпендикулярные. Летний сад прекрасно подходит для неспешных прогулок и спокойного отдыха. Благодаря украшающим парк элементам ландшафтного дизайна место стало популярно среди любителей фотосессий. Особенно часто фоном для снимков служит элемент берсо — арочная галерея, обвитая растениями.

Также здесь можно увидеть постройки различного назначения, фонтаны, скульптурные композиции, постоять у пруда, наблюдая за размеренной жизнью водоплавающих птиц. Любителям архитектуры и истории будет интересен летний дворец Петра I, который сейчас является музеем. Летний сад входит в состав Русского музея.

Сергей Архипкин

Памятники Летнего сада

Летний сад неслучайно выбран в качестве места установки памятника Крылову, во-первых, баснописец любил гулять в нем, во-вторых, при Петре I здесь была установлена статуя Эзопа — великого древнегреческого баснописца — и скульптурные изображения героев его произведений. Эти композиции не сохранились, поэтому было вполне обосновано разместить в саду монумент в честь Крылова — талантливого баснописца своего времени. Бронзовый памятник был установлен в 1855 году, на его пьедестале с удивительной реалистичностью изображены животные — герои басен писателя.

Скульптуры

По желанию императора скульптуры для летней резиденции приобретались в Италии, многие работы были выполнены итальянскими мастерами конца XVII — начала XVIII веков. В наши дни в Летнем саду находятся копии скульптур, выполненные из искусственного мрамора. Отреставрированные оригиналы же находятся в Михайловском замке. Решение перенести их сюда было связано с тем, что композиции разрушаются под воздействием погодных условий, к тому же были отмечены акты вандализма.

Отдыхающие могут увидеть скульптуры различной тематики — исторические (бюсты правителей), мифологические (Нереида, Минерва и др.), аллегорические (изображают абстрактные понятия).

Сергей Архипкин

Решетка Летнего сада

Ограда поражает многих, она одновременно и самодостаточна, и не перекрывает вид на сад. Она была создана во второй половине XVIII века, среди ее авторов указывают Фельтена и Егорова. Металлические части ограды гармонично сочетаются с позолотой и гранитными колоннами. После покушения на Александра II, произошедшего в Летнем саду, в честь спасения царя было решено на месте главных ворот установить часовню. Такое новшество серьезно нарушило пропорции ограды. В XX веке часовню разобрали, а ограду восстановили.

Фонтаны

По-настоящему оживляют парк фонтаны. После наводнения 1777 года восстанавливать фонтаны не посчитали нужным, спустя много лет благодаря сохранившимся чертежам и проведенным исследованиям удалось вернуть саду это украшение. «Царицын фонтан» назвали так в честь Екатерины I, которая принимала возле него дам. Фонтан «Пирамида» является точной копией одноименного фонтана в Петергофе. Интересен и фонтан-статуя «Нереида», нереидами называли нимф, которые считались покровительницами моряков. Особенной помпезностью отличается «Коронный фонтан».

Сергей Архипкин

Летняя резиденция Петра 1

Около 300 лет назад Петр 1 на этом месте решил построить себе летнюю резиденцию. Первый его дом был деревянным и пестро раскрашенным по голландскому вкусу. Позже был немного перестроен.

Петр 1 был хорошо знаком с садово-парковым искусством Европы. Во время своих путешествий Царь с большим пристрастием осматривал резиденции европейских монархов.

Это были торжественные и величественные композиции, в которых царила природная роскошь. В больших и пространственных парках преобладали геометрические формы:

  • прямые аллеи;
  • идеально гладкие газоны и бассейны;
  • ровно постриженная зелень.

Захотелось Петру 1 сделать такое и у себя. Так Летний сад в Санкт-Петербурге был заложен в 1704 году. Первым автором проекта выступил Ян Роозен. Государь лично контролировал весь процесс. Позже парк несколько раз переделывался другими архитекторами.

При Петре 1 Летний сад стал местом провидения придворных праздников: свадьбы, дни рождения, юбилеи, новые звания, победы… Всё это с большим размахом и громкими фейерверками отмечалось именно тут.

Фонтаны

В первые в Петербурге фонтаны появились именно в Летнем саду. Они были главной достопримечательностью вплоть до 1774 года. Располагались на центральной аллее. А чаши фонтана были отделаны дорогим мрамором.

Овальный пруд

На середине Овального пруда располагается островок с беседкой. Именно тут Петр 1 любил отдыхать в уединении. С берега в беседку переправлялись на небольшом судне, которым управлял карлик.

А рядом в пруду плавали экзотические птицы. Вокруг водоема для птичек были устроены особые домики. Сейчас там живут утки. Искусственные.

Скульптуры

Особой гордостью Петра 1 было собрание мраморных скульптур. Царь приобретал статуи и бюсты в Италии целыми сериями. У него была огромнейшая коллекция.

Кстати, декоративные растения также закупались в Испании, Франции и Германии. Некоторые (например, пихтовые) вовсе не выживали в петербургском климате. А стоили семена тогда в десятки раз дороже, чем сейчас. Так что это был по истине “царский сад”.

Аполлон Бельведерский

Артемида

Ночь

Аврора

Клементия

Аллегория Истины

Это Аллегория Мира

Аллегория Чистоты

Порфировая ваза

В 1839 году в знак доброй воли после многочисленных войн между Швецией и Россией королем Карлом XIV была подарена Николаю I тёмно-красная порфировая ваза, ставшая украшением парка. Ваза установлена у входа со стороны набережной Мойки между прудом и южной оградой. К сожалению, в 2008 году на ней была замечена трещина, затем ваза раскололась. Сейчас после реставрации она снова вернулась в Летний сад. Порфировая ваза выполнена из розового гранита, имеет высоту вместе с постаментом — 485 см, а максимальный диаметр — 134 см.

Сначала в парк можно было попасть только по приглашению Петра Первого, позже здесь разрешалось гулять прилично одетой публике. В 19 веке он стал излюбленным местом гуляний петербургской знати. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов и В. А. Жуковский, И. А. Гончаров и П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие деятели русской культуры. Парк был излюбленным местом влюбленных. Здесь устраивали смотрины купеческих невест. По обеим сторонам аллей выстраивались купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась разодеть свое чадо.

Значительную часть парка занимали постройки. Для жены Петра Екатерины был построен второй Летний дворец, а рядом здание картинной галереи, в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. В галереях на берегу Невы во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Для бракосочетания Анны, дочери Петра, с герцогом Голштейн-Готторпским на берегу Невы была построена «Зала для славных торжеств». Затем на этом месте был построен деревянный Дворец для императрицы Анны Иоанновны.

Парк сегодня

Углубляясь в сад, мы чувствовали, что дух петровских времен не покинул это место. Многие достопримечательности сохранены или заменены современными копиями.

В парке мы были не одни. На соседней тропе проходила группа туристов, с любопытством разглядывающих статуи. Вблизи одного из фонтанов радовались школьники. В разных местах мы сталкивались со счастливыми молодоженами, которые фотографировались на память.

То там, то здесь уединившиеся жители и гости Питера просто задумчиво всматривались в окружающее великолепие. Здесь так уютно и спокойно.  Кто-то сидел на скамейках «в душистой тиши между царственных лип», кто-то пил кофе в маленьком кафе.

А как было бы интересно взглянуть на сад зимой, когда аллеи припорошены снегом, или осенью, которая нарядит все здесь золотой листвой!

Решетка Летнего сада

Летний сад огорожен решеткой, которая в стихах А.Ахматовой именуется «лучшей в мире из оград». Такой эпитет вполне оправдан. Решетка летнего сада сделана из железных звеньев. Говорят, ковали их тульские мастера.

Позолоченные орнаменты расположены по всему периметру ограды.

Решетка крепится к огромным колоннам из гранита. Всего их 36 столбов. А общая длина сооружения 232 метра.

Мы казались совсем маленькими, находясь рядом с оградой парка. И я так и не смогла понять, что есть в этой решетке такого притягательного и даже магнетического, что совершенно не хочется отрывать от нее взгляд.

Скульптуры

Отдельным объектом нашего внимания стали скульптуры летнего сада, которых здесь великое множество.

Рассматривать каждую можно очень долго. Настолько каждый персонаж интересен своей эмоцией или действием.

Чего стоит только скульптура «Амур и Психея». Она одна – отдельная история, миф и  судьба.

Скульптура отражает тот момент, когда, согласно мифу, Психея решилась взглянуть на своего мужа, когда он спал. Хотя этого ей делать было нельзя.

Бюсты Александра Македонского, Юлия Цезаря и других великих людей встретились нам по пути.

Удивило и то, что статуи Летнего сада могут запечатлеть не только человека или мифологического героя, но и нечто отвлеченное. Здесь есть такие скульптуры, как «Ночь», «Закат», «Полдень»… Надо же!

Сегодня в парке около 90 скульптур, они являются копиями оригинальных статуй, хранящихся в Михайловском замке.

Памятник Крылову

Одним из самых известных и узнаваемых является памятник баснописцу Крылову.

Мы сразу обратили на него внимание, да и бегающая вокруг детвора эмоционально реагировала при виде знакомых героев басней. Здесь и знаменитая «свинья под дубом», и ворона с лисицей, и «проказница Мартышка»…

Бронзовые фигуры животных расположены на пьедестале. Сам же памятник представляет собой фигуру Крылова: он сидит с открытой книгой в сюртуке на камне, как будто вышел, как и мы, на прогулку. На памятнике краткая надпись: «Крылову. 1855».

Что-то детское хранится в произведениях Крылова, несмотря на всю их серьезную идейность. Наверно, поэтому трехметровый памятник Крылову в летнем саду с металлической оградой расположен в середине детской площадки.

Фонтаны

Какой же парк может обойтись без фонтанов? Свежестью и прохладой веяло и от фонтанов Летнего сада, каждый из которых, как оказалось, имеет свое имя.

На первой площадке мы встретили фонтан, открытый в честь императрицы Екатерины I – «Царицын». Далее красовался «Гербовый» фонтан с резными двуглавыми орлами.

Благодаря своей форме получил название фонтан «Пирамида». «Амфитеатр», «Дельфиновый», «Фаворит» и другие водометы били своими струями и радовали глаз.

В северной части парка располагается водоем с замечательной беседкой,

а в южной — пруд с лебедями.

И еще у южного входа (или выхода) на высоком постаменте установлена огромная мраморная ваза.

Малая Конюшенная улица и музей-квартира Зощенко

Имеет смысл немного отклониться от основного маршрута, чтобы пройти по красивой пешеходной Малой Конюшенной улице. Улицу украшает Метеорологический павильон из чугунного литья. Павильон был построен в 1997 году по проекту, созданному в XIX веке Николаем Лансере. С пешеходного моста через канал Грибоедова открывается великолепный вид на храм Спаса на Крови. Кроме того, на Малой Конюшенной улице находится музей-квартира М.М. Зощенко. Туда можно пройти через двор дома 4/2 – дверь слева, лестница на третий этаж, квартира 119.

Малая Конюшенная улица

Крошечная двухкомнатная квартирка была последним жилищем сатирика Михаила Зощенко (1894-1958 годы). Этот человек разделил судьбу многих писателей того времени. Зощенко родился в петербургской академической семье. В 1914 году он отправился добровольцем на фронт и стал жертвой газовой атаки. Вернувшись домой после Февральской революции, Зощенко перепробовал множество профессий и в конце концов в 1921 году начал писать. Его короткие рассказы завоевали популярность, а зощенковский стиль потом копировали многие поколения советских театральных драматургов и киносценаристов.

Новелла «Перед рассветом» была попыткой выйти из состояния депрессии при помощи психоанализа. Писателя не коснулись репрессии 1930-х, но он стал жертвой послевоенной «ждановщины». Зощенко исключили из Союза писателей, и он впал в крайнюю бедность. В музее представлены как скромные личные вещи писателя, так и просто предметы того времени. Сохраняется также спальня, в которой вдова писателя жила до 1981 года.

Музей Зощенко

Интересные факты о скульптурах

Аллеи Летнего сада, Апполон и Артемида

На самом деле парк не совсем регулярный, ощущается небольшая ассиметрия, которую объясняют тем, что парк был разбит в бывшей усадьбе шведского майора, и дорожки усадьбы были ассимилированы в царский сад. Некоторые историки предполагают на основании погрешностей в симметрии, что Петр сам лично нарисовал план сада и даже план своего Летнего дворца, профессиональный архитектор не мог этого изобразить.

Статуи совсем не античные и даже не античные копии. Большая часть скульптур датируется началом XVIII  века, т.е. по отношению к эпохе Петра статуи были современными. Дело в том, что в петровские времена Ватикан официально запретил вывозить античные скульптуры. Петру удалось вывести всего одну античную статую, сейчас известную под именем Венера Таврическая, в обмен на мощи святой Бригитты. Венера Таврическая уже давно хранится в Эрмитаже.

Амур и Психея. Школа Бернини, Италия, конец XVIII века.

Среди известных римских богов и аллегорий времен года встречаются совсем странные люди, например мало известная Марция Фурнилла жена императора Тита Веспасиана, какое отношение она могла иметь к Петербургу? Тит Веспасиан прославился тем, что разрушил Иерусалим и при нем был открыт Римский Колизей. Поставить бюст разрушителя христианской святыни и его жены, странное решение для православного государя.

Марция Фурнила жена императора Тита Веспасиана
Мария-Казимира, жена Яна Собеского неизв. скульпторПольша, конец XVII в.

Бюста Марции Фурниллы даже нет в официальном списке 92 статуй Летнего сада, под крайней мере под этим именем. Бюст шведской королевы Кристины так же выглядит странно, ведь в те времена Россия вела войну со Швецией и в то же время царь украшал свой сад бюстом врага? Это все равно, что Сталин бы поставил бюст Гитлера на своей даче в Подмосковье во время войны.

Я вообще слабо могу представить, как во времена Петра люди, которые  испытывали потребность прикрывать срам лица бородой, могли воспринимать весь этот  беспредел с обнаженными статуями языческих богов. Некоторые римские боги творили откровенный беспредел, как например Сатурн, пожирающий своего ребенка.

Сатурн пожирающий своего ребенка
Скульптура Нимфа Летнего сада

Единственным русским в этой компании римских богов, императоров и аллегорических статуй, как не странно является любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его памятник настоящий, отлитый из бронзы тем самым Клодтом, украсившим своими бессмертными творениями Анничков мост. Памятник Крылову бесспорно является любимцем детворы, ведь его постамент украшает целый зоопарк бронзовых героев басен.

Памятник Крылову в Летнем саду

В результате реставрации все скульптуры, кроме скульптурной группы «Мир и победа» были заменены на копии, изготовленные из полимера и мраморной крошки. Оригиналы скульптур после реставрации выставляются в Михайловском замке. Климат Санкт-Петербурга не способствует сохранности мраморных изваяний. Весь осенне-зимний период температура скачет через 0 при влажности 90%, и этот процесс способен превратить мраморную скульптуру в щебенку за несколько столетий.

Специалисты утверждают, что срок жизни мраморных статуй в нашем климате порядка 100 лет. Скульптуры Летнего сада прослужили целых 300 лет, благодаря многократным реставрациям и укрытиям на зиму в специальные футляры, навевающие ассоциации с туалетом на даче, но специалисты утверждают, что это наилучший способ сохранить статуи.

Так выглядят скульптуры зимой

Питерского климата не выдержала даже Порфировая ваза, хотя в отличие от мраморных скульптур она сделана из гранита. Это гораздо более твердый камень и сама Порфировая ваза моложе мраморных скульптур на сто лет и сделана из 5 отдельных частей и все равно не выдержала и раскололась пополам. Можете попробовать найти следы склейки.

Порфировая ваза

Фонтаны

Несмотря на противоречивые мнения в обществе, в парке восстановили 8 фонтанов. Они были при Петре I. Позднее, когда мода на регулярные сады ушла, Екатерина II даже приказала их разобрать. Поэтому специалисты, занимающиеся реконструкцией парка, защищались и говорили, что это не «новодел», а лишь реконструкция сада в том виде, в котором он был в момент основания.

В период правления Петра I фонтаны работали на конной тяге, но не получалось добиться необходимого напора. Поэтому в 1719-1720 годах через Фонтанку прокопали еще один канал, вода из которого подавалась к водовзводным колесам.

Что можно сделать самостоятельно?

В магазинах можно купить любую статую и готовые тематические композиции из фигур животных, людей или выдуманных персонажей. Но создавать скульптуры своими руками гораздо интереснее и менее затратно.

Самостоятельно можно работать с природными и подручными материалами. Изготавливать фигуры из гипса несколько сложнее, но и это выполнимая задача. Мастера могут вдохновить:

  • коряги и ветки необычной, причудливой формы;
  • крупные камни;
  • старая мебель и предметы обихода,
  • пластиковые бутылки,
  • покрышки,
  • остатки стройматериалов.

Набирают популярность зеленые скульптуры, когда внутри проволочного каркаса высаживается вьющееся растение. Со временем веточки с листьями заполняют форму, формируя заданную фигуру или силуэт. Такой вид ландшафтного декора требует сил, ухода и времени, но результат низменно получается великолепным.

Грот и лабиринт

На берегу Фонтанки был построен грот, напоминающий сказочную пещеру. Этот был павильон прямоугольной формы с куполом, увенчанным шестигранным фонариком. Его стены украшали колонны и скульптуры, а три зала были отделаны раковинами, разноцветными камнями и толчёным стеклом. Входящего в Грот встречала Позолоченная колесница Нептуна на горе, возведенной из различных камней и раковин, а в пещере под горой томился лев (Нептун олицетворял Петра I, а лев – Швецию). В птичнике необычной формы содержались орлы, чёрные аисты, и другие диковинные птицы. Грот был также поврежден во время наводнения 1777 года и по приказу Павла I в 1801 году был частично разобран. На его месте сейчас находится Кофейный домик, созданный архитектором К.И. Росси. Чайный домик построен по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя. Две постройки, связанные между собой колоннадой и общей крышей, были кладовыми, а веранда между ними служила укрытием во время дождя.

Во Втором Летнем саду был устроен Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны с позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен. Каждая из 60-ти скульптур — иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями.

Звери-натурщики

Скульптурная композиция, посвященная великому поэту, создавалась довольно долго – более 5 лет, ведь это была очень трудоемкая работа. Всех зверей П. К. Клодт лепил с натуры.

У скульптора постоянно содержались: ручные волк и лиса, медведь из Новгородской губернии, журавль, осел, ранее живший на даче в Павловске, макака, подаренная художником-маринистом А. П. Боголюбовым и другие. В уходе за животными принимали участие дети барона Клодта и его главный помощник – формовщик Арсений.

Однако не все звери и птицы, необходимые для памятника, жили в мастерской скульптора. Некоторых ему приносили на время, например, козла, орла, свинью, лягушек. Натурщик-слон нашелся в царском слоновнике, где скульптору позволили работать.

Для иллюстрации басни «Лев и Барс» понадобились экземпляры этих двух хищников. Они нашлись на Мойке, куда их привез для демонстрации приезжий немец Зам. Когда работа была окончена, животных из мастерской скульптора переселили в его зверинец.

Город императора

Традиция устраивать балы и праздники в парках стала очень популярной. А с 1750-х годов в Летний сад в Санкт-Петербурге пускали всех, кто был хорошо одет.

В общем, комплекс можно было разделить на три части. Парадный участок сохранился до сих пор. Его границы простирались до реки Мойки. Стоит отметить, что именно эту территорию сегодня называют садом.

Там, где расположен Михайловский замок, ранее был царский город. На нем выращивали фрукты и овощи, которые подавали к столу императорской семьи. В оранжереях созревали экзотические бананы и ананасы. Еще одной изюминкой сада был Карпиев пруд. В водоеме водились разные породы рыб, которые специально перевозили с других рек России. Блюда из них часто украшали царский обед. Также в бассейне плавали лебеди и гуси. Третья часть парка превратилась в Михайловский сад.

Сквер стал любимым местом отдыха для многих поэтов и прозаиков. Гении литературы были настолько увлечены красотой сада, что неоднократно посвящали этому зеленому уголку свои произведения. В частности в работах Александра Пушкина, Анны Ахматовой и Самуила Маршака можно найти строки об островке. Летний сад в Санкт-Петербурге и сегодня вдохновляет поэтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector