Летний сад-дворец в санкт-петербурге

История, эпохи, времена…

По велению Петра Алексеевича парк был заложен на острове Усадица как летняя резиденция. На этом месте ранее располагалось имение шведа Конау, поэтому территория была обжитой.

Однолетние растения («летники»), которыми по началу засаживали летний сад Петра, легли в основу его названия.

Место, на котором возводился сад, имело избыточно влажную почву. Ее осушению и укреплению способствовали созданные вокруг парка водоемы. Лебяжья канавка, Фонтанка, Нева, Мойка словно «обнимают» садовое творение со всех сторон.

Строитель сада — Угрюмов Иван Матвеевич. Работу по созданию парка Летний сад он начал в 1704 году. Угрюмов занимался планировкой и мелиорацией. После его смерти работу по строительству продолжил А.В. Кикин.

С 1709 года летний сад имеет четкую структуру границ, аллей и троп. Деревья в нем подстригаются, как в Европе. Вокруг пестрят цветы, выстроен пока еще деревянный Летний дворец. Парк принимает первые балы.

После 1710 года он делится на первый и второй летние сады. В нем появляются Люстгаузы, Зеленые кабинеты, Людские покои, Большая оранжерея… Летний сад наполняется партерами, фонтанами, скульптурами и другими интересными архитектурными творениями, выполненными в соответствии с европейской модой.

С 1776 года сад начинают огораживать решеткой со стороны реки Невы. После сильного наводнения в 1777 года парк был практически уничтожен. Но восстановительные работы прошли довольно быстро и летний сад снова встречал гостей.

Царь, конечно, ограничивал доступ в свою летнюю резиденцию, сюда попадали только избранные и по приглашению. Нам же повезло больше, вход в летний сад был свободным. К платным услугам относятся здесь только аудиогид и экскурсии.

Сейчас в Летнем саду восстановлен его былой вид и максимально приближен к исторической эпохе Петра I. Жаль, что нам не удалось попасть в Летний домик Петра, так как летом 2015 года он был на реставрации.

Летний сад относится к Русскому музею, в котором хранятся оригиналы многих скульптур и статуй.

Фото и описание

Около Троицкой площади на Петропавловской стороне Невы стоит довольно неприметный домик, окруженный кованой оградой. Это Домик Петра I – уникальный памятник истории и архитектуры, деревянное жилое строение, имеющее уже более 300 лет от роду. Это первое здание, построенное в Петербурге для российского государя задолго до возведения Летнего, и, тем более, Зимнего дворца. Место было выбрано неслучайно за Петропавловской крепостью: отсюда удобно было наблюдать за всеми стратегически важными объектами — водными просторами Невы, окружающей местностью и бастионами крепости.

Дом был срублен всего за три дня в конце весны 1703 года солдатами – плотниками (вполне возможно – шведами, взятыми в плен в Северной войне). Стены сделан из соснового бруса, (причем по повелению царя были использованы деревья, росшие именно на этом месте), а крыша была покрыта гонтом, представляющим собой плоские деревянные дощечки, напоминающие черепицу. Гребень крыши был украшен резными изображениями мортир и бомб с горящими фитилями, что было намёком на то, что хозяин дома – капитан-бомбардир.

Домик был небольшим, площадью всего 60 квадратных метров и предназначался для краткосрочного пребывания в нём государя, укрытия от непогоды и летнего отдыха

Но недаром современники именовали его дворцом, «красными хоромцами»: Домик внешне был красив и даже издали приковывал внимание. Наружные стены его покрасили под крупный кирпич красной масляной краской. Окна отливали особым светом «лунного» стекла

При необходимости их можно было закрыть густо-вишнёвого цвета ставнями, которые были закреплены на вызолоченных кованых петлях. Около Домика был сооружен флагшток, на который во время присутствия государя в его резиденции поднимался желтый царский штандарт с чёрным двуглавым орлом, держащим в клюве и лапах карты трёх русских морей

Окна отливали особым светом «лунного» стекла. При необходимости их можно было закрыть густо-вишнёвого цвета ставнями, которые были закреплены на вызолоченных кованых петлях. Около Домика был сооружен флагшток, на который во время присутствия государя в его резиденции поднимался желтый царский штандарт с чёрным двуглавым орлом, держащим в клюве и лапах карты трёх русских морей.

При входе в дом посетители попадают в сени, из которых можно пройти в две светлицы (горницы): налево – столовая, а за ней небольшая спальня, направо – кабинет. Двери были корабельными, снятыми со шведских кораблей, добычи Северной войны, на них еще остались фрагменты живописи. Домик не отапливался, но в кабинете была изразцовая печь. В комнатах воспроизведена обстановка петровских времен. Стены обиты парусиной. И как самая примечательная деталь – в Домике имеется бронзовая табличка, обозначающая рост царя — 2 метра 4 сантиметра.

Для сохранения первого дворца Петербурга по указанию Петра I в 1723 году вокруг Домика был возведен “футляр” по проекту архитектора Трезини – открытая каменная галерея с крышей. В середине девятнадцатого века был выстроен новый, значительно более просторный, с большими окнами, каменный футляр по проекту архитектора Р.И.Кузьмина, который в 1889 году был еще более расширен с севера и юга.

Статуи Ши-Цза на набережной реки Невы у музея Домик Петра I

Вас может удивить, что домик Петра далеко расположен от реки, но на самом деле он был ближе, просто немного изменили русло реки. Но кроме всего на набережной реки Невы, напротив музея домик Петра Первого, расположены статуи Ши-Цза.


Статуи Ши-Цза на набережной реки Невы

Две скульптуры, изображающие льва со сферой и львицу со львенком, имеют внушительные размеры. Высота каждой составляет 4 метра 50 сантиметров, а вес – 2 тонны 400 килограмм. Расположенные по обе стороны от спуска к Неве, статуи охраняют домик Петра I.

Скульптуры изображают чудовищ из восточной мифологии и имеют внешние черты, позаимствованные от льва и жабы. Для китайцев лягушка является символом богатства и благополучия, а царь зверей обладает магической силой, защищающей от врагов и нечистых сил.


Статуи Ши-Цза охраняют домик Петра I

Обязательно спуститесь к Неве и ополосните руки или просто подумайте о своём или вечном.


Обязательно спуститесь к Неве

Так же согласно китайским легендам статуя Ши-Цза, удерживающая шар, приносит удачу. Достаточно дотронуться до этого льва, и весь день вам будет сопутствовать успех или мелкое хулиганство. И вот наше знакомство и фото с музеем Домик Петра 1 в Санкт Петербурге закончилось пора определяться со следующей достопримечательностью Санкт Петербурга.

Для самостоятельного осмотра музея домика и набережной запланируйте 1 час, этого хватит для не спешной прогулки. Прочитав краткую информацию на сайте Вы также восполните некоторые данные из информационных табличек в музеи.


Информационная табличка в музеи

Кто желает узнать больше, необходимо заказать экскурсию и она займет не менее 40 минут.

Домик в Вологде

Помимо постройки в Санкт-Петербурге, в Вологде также был возведен дом для императора. Домик Петра I (Вологда) представляет собой одноэтажное здание, выложенное из камня. В его интерьере можно увидеть сводчатые потолки и голландскую печь с изразцами, относящимся к XVII веку.

Петр I останавливался пять раз в этом доме по приезду в Вологду. Впервые император приехал сюда в 1692 году и поселился в скромном доме рядом с церковью Федора Стратилата. Впоследствии место его остановки было заброшено, однако в честь 200-летия с дня рождения Петра I домик приобрело местное дворянство и постепенно реставрировало его.

Домик состоял из двух комнат, под которыми находился погребок. Считается, что это строение принадлежало кому-то из подданных Голландии, о чем свидетельствует каменная табличка, вмонтированная в стену, на которой изображен голландский герб.

Дом был возведен в середине XVII века и не являлся типичным сооружением того времени для этих мест. В наши дни летний домик Петра I в Вологде является памятником архитектуры и музеем-заповедником, который также известен как «Петровский домик».

Музей

С 1930 года и по сегодняшний день домик Петра I является историко-мемориальным музеем. Он закрывался лишь в годы Великой Отечественной войны. Его окна заколачивали фанерами, и закрашивали серой краской для маскировки. За его сохранностью следили дежурные. Он открылся самым первым среди музеев в Санкт-Петербурге для посетителей — уже в сентябре 1944 года.

После войны были проведены реставрационные работы. В «футляре» провели капитальный ремонт, организовали отопление, что сделало возможным посещение музея круглый год. Расчистили кирпич, покрасили потолки и стены внутри, обтянули все новым парусным холстом, отремонтировали чугунную ограду.

Экспозиция музея состоит из двух частей: самого домика Петра I и выставки в «футляре». В домике сохранены подлинные личные вещи императора, предметы быта и интерьера той эпохи. А вокруг располагается историческая коллекция и информационные стенды, которые повествуют о начале строительства Санкт-Петербурга, о северной войне, и о строительстве защитных «футляров». Есть в музее макет Троицкой площади 1706 года и восьмиметровая четырехвесельная лодка-«верейка», на которой Петр I совершал объезды по строящемуся Санкт-Петербургу.

Лодка-верейка, Юра Науменко

Как работают фонтаны Петергофа

В Петергофе была построена уникальная водоводная система, не требующая использования насосов. В отличие от версальских ансамблей, где вода подавалась при помощи дорогостоящих устройств, накачивающих её в фонтаны, в Петергофе она прибывала из естественных источников. Пруды и каналы, вдохнувшие жизнь в петергофские фонтаны, были проведены по всей территории парковых зон. Для снабжения Верхнего сада были заложены три пруда, из которых черпались водные запасы. Пока они строились, Пётр продумывал возможности водоснабжения остальных территорий. Найденные на близлежащей возвышенности источники давали прекрасную перспективу снабжения Петергофа водяным самотёком. Также большое водохранилище было создано на месте нынешнего Английского пруда, от которого проложены каналы для наполнения водоёмов Верхнего сада. Продуманная система водотока позволила без лишних затрат создать грандиозные каскадные фонтаны Нижнего сада.

В середине XVIII века водоводную систему пополнили новые пруды, были протянуты дополнительные каналы, а деревянные трубы заменились чугунными. Десятилетия спустя в парке было организовано 9 новых водохранилищ и к середине XIX века система водоснабжения Петергофа имела показатели:

С тех пор и по сегодняшний день водоводная сеть ансамбля практически не изменялась. Участки, разрушенные в годы Великой отечественной войны, были восстановлены и пропускная способность позволяет обеспечивать водой фонтанную систему даже в самые засушливые месяцы. Также водохранилища Петергофа используются в качестве источника питьевой воды для жителей близлежащих окрестностей.

Обратите внимание! С петровских времён в прудах у дворца Марли разводились осетры, подававшиеся к царскому столу. И сегодня на экскурсии по Петергофу за отдельную плату любители рыболовства могут заняться своим любимым хобби в зарыбленных прудах

Основные экспозиции музея

Стоит отметить, что домик Петра 1 стал достопримечательностью еще при его жизни.

Сам дом размещает в себе 3 комнаты и сени. Здесь туристы могут увидеть спальню, кабинет и столовую Петра 1, где он жил более 300 лет назад! В доме восстановлены интерьера Петра 1, стены которого обтянуты парусиной, как при Петре 1. А на столе кабинета можно увидеть личные вещи царя – табакерка, трубка, чертежи. Особенное место в экспозиции занимает красный мундир царя и конечно же – лодка «Верейка», на которой Петр 1 объезжал городские постройки. Лодка была пришвартована у порога дома, откуда Петр 1 прям из дома садился для контроля построек.

Здесь можно увидеть предметы быта начала 18 столетия, а отдельная часть музея отведена под события Северной войны, с которыми может ознакомиться каждый турист.

На посещение экскурсии в музее-домике Петра 1 стоит выделить от 40 до 60 минут времени. А после посещения музея стоит прогуляться к набережной Невы, где открывается невероятный вид творений Петра. Символически, дом Петра охраняет монумент в виде китайских мифологических животных – «Ши-Цза», расположенные на набережной Нивы. Среди туристов ходит поверье,что сделав фото с сказочными животными – Вас будет ожидать удача!

Где, как не в доме Петра 1 можно прикоснуться к истории, и ощутить всю мощь и развитие нашей страны в период правления Петра 1?

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

История создания Летнего дворца

С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Пётр I выбрал для своей летней резиденции.

Сначала Пётр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот деревянный дом Пётр и назвал своим «летним дворцом», а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время.

После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710–1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта — архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей. Пётр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.

В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом — Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать.

В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.

В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.

В 60-х года XX века удалось восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца в ходе научной реставрации музея, проведенной под руководством архитектора А.Э. Гессена.

Портреты Петра I и Екатерины I

После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нём проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные. Сами цари тут бывали редко.

Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что ещё при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зелёный кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I.

Столовая

Зелёный кабинет

Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.

Кровать в спальне Екатерины I

Наши дни

До нашего времени Летний дворец Петра І сохранился практически без изменений. Если сравнить сегодняшнюю планировку дворца и окрестностей с историческими планами первой половины 18 века, то отличий вы не найдете.Летний дворец является одним из первых каменных строений Петербурга. Он вобрал в себя всю индивидуальность и своеобразие личности Петра Алексеевича – последнего царя и первого императора Всероссийского.В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников.Музеем дворец стал в 1903 году. Именно в этом году была организована выставочная экспозиция посвященная 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга, и посвящена она была Петру І.После 1917 года и по сей день дворец является историческим и архитектурным памятником Посвященным Петру І.

Из истории

В начале XVIII века Архангельск был единственным морским портом Российского государства. Чтобы защитить город от нападения шведского флота и перекрыть к нему подступы с моря, Петр Первый подписывает указ о сооружении Новодвинской крепости в 20 верстах от города Архангельска.

Опасения Петра Первого были не напрасными: летом 1701 года, когда крепость еще была не достроена, шведские суда подошли к устью Северной Двины и предприняли попытку завладеть Архангельским фарватером. Однако, русские солдаты не растерялись и сумели отразить атаку.

В 1702 году для Петра Первого на острове Маркова, недалеко от строящейся крепости, был построен дом, где император провел два месяца, контролируя строительство цитадели. Когда же угроза со стороны шведов отступила, Петр покинул свою светлицу.

Несколько лет Домик Петра Первого стоял на прежнем месте, но частые наводнения разрушали его. В 1710 году строение, пострадавшее от льдин, перенесли с острова к Новодвинской крепости, где оно находилось до конца XIX века.

Позже памятник архитектуры перенесли в Архангельск, а в 1934 году по инициативе директора музея-заповедника Петра Барановского Домик Петра Первого был перевезен в Коломенское (здесь будущий император провел свои детские годы, а в юности устраивал потешные бои).

Масштабная реставрация памятника архитектуры прошла в 2008 году, в результате которой строение приобрело свой первоначальный вид.

В 2013 году в Коломенском был построен еще один Домик Петра I. В честь 400-летия установления дружеских отношений между Нидерландами и Россией была создана копия голландского Домика Петра Первого, находящегося в Заандаме, где он останавливался в 1697 году.

Большой Петергофский дворец

История строительства Большого дворца в Петергофе условно делится на два главных этапа. С 1715 по 1725 год Браунштейн, Леблон и Микетти трудились над созданием двухэтажного дворца, который Петр называл Нагорными палатами. Это был дворец исключительно для дипломатических приемов и праздников, поэтому над его отделкой трудились лучшие европейские и русские мастера. В 1745 году, когда Россией правила дочь Петра Елизавета, было принято решение начать перестройку дворца. Двор Елизаветы рос, для пышных церемоний все время не хватало места, поэтому придворный архитектор Растрелли достроил над зданием еще один этаж, расширил его и добавил два флигеля. В восточном разместилась придворная церковь, а в западном были обустроены покои для проживания знатных гостей и императорской фамилии. Следуя указаниям императрицы, архитектор бережно сохранил рабочий кабинет Петра во дворце как память о великом строителе Петергофа. При Екатерине Второй некоторые залы дворца были переоформлены в классическом стиле Фельтеном и Валленом-Деламотом. Дворец продолжал быть центром летней придворной жизни и в следующем столетии. Еще одна перестройка произошла в годы царствования Николая Первого. Архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1846 году перестроил восточный флигель дворца, выходящий окнами на Верхний сад. Это было сделано перед свадьбой дочери Николая Первого Ольги с принцем Вюртембергским специально для размещения во флигеле жениха со свитой.

Легенды и мифы

Самой большой легендой является сам процесс строительства Дворца. Точных документов, подтверждающих, что Домик был построен именно за три дня или кто конкретно его строил – нет. По одной версии его построили шведские солдаты, которые попали в плен в ходе идущей войны. По другой теории это были солдаты из полка Петра І. Третий вариант истории повествует о шведских плотниках, работавших на строительстве по собственной воле. Порой добавляют и такую подробность, что в строительстве дворца участвовал сам Петр І.

Табличка на здании «осторожно» говорит, что имен строителей Домика история не сохранила, однако характер рубки («в шестиугольник»), способ обработки бревна (по его длине), особенности планировки дома и тип окон говорят о том, что перед нами образец шведского народного зодчества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector