Спас на крови (храм воскресения христова)
Содержание:
- История
- История после закрытия прихода
- Архитектура и внутреннее убранство
- Интересные факты и легенды
- Внутреннее убранство
- Последствия убийства царя
- Царь-Освободитель
- Маршрут
- Архитектура и описание строения
- История создания
- Судьба храма Храма Воскресения Христова
- Спас на Крови в XX, начале XXI века
- Интересные факты Храм Спаса на Крови Санкт Петербург
История
Строительство началось в 1883 году во время правления Александра III , через два года после убийства его отца Александра II . Церковь была посвящена памятнику его отцу. По предварительным подсчетам, строительство обошлось в 4,5 миллиона рублей. Строительство было завершено во время правления Николая II в 1907 году. Финансирование осуществляла Императорская семья при поддержке многих частных жертвователей.
Церковь заметно расположена вдоль канала Грибоедова ; По обеим сторонам канала проходят асфальтированные дороги . 13 марта 1881 года ( 1 марта по юлианскому календарю ), когда карета Александра II проезжала по набережной, взорвалась граната, брошенная анархистом-заговорщиком. Потрясенный, но невредимый царь вышел из экипажа и начал протестовать против предполагаемого виновного. Второй заговорщик рискнул бросить еще одну бомбу, убив себя и смертельно ранил царя. Царя, истекающего кровью, доставили обратно в Зимний дворец , где он скончался через несколько часов.
На месте нападения была возведена временная святыня, в то время как предпринимались планы и сбор средств для создания более постоянного памятника. Чтобы построить постоянную святыню именно на том месте, где произошло убийство, было решено сузить канал, чтобы участок дороги, по которому ехал царь, можно было включить в стены церкви. В конце церкви напротив алтаря, на том самом месте, где был убит Александр, была построена тщательно продуманная святыня в форме кибория . Он украшен топазом , лазуритом и другими полудрагоценными камнями, которые разительно контрастируют с простыми булыжниками старой дороги, выложенными на полу святыни.
История после закрытия прихода
? ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов
вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но
решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В
1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с
началом Великой отечественной войны перед руководством города
встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали
морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм
арендовал Малый оперный театр и устроил в нем склад декораций.
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией
по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном
управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации
филиала музея «Исаакиевский
собор» в здании бывшего храма Спаса на крови. Передача
храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.
Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский
собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном
состоянии и требовал срочной реставрации.
Камалян001 @ WikiCommons
В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы,
проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего
убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в
начале 80-х годов, первый этап которой закончилась в 1997 году.
Vkontakte User @ Vkontakte
19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения,
музей-памятник «Спас на крови» открылся для посетителей.
23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром
(Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем
70-летнего перерыва литургия.
Ulyana a @ WikiCommons
Архитектура и внутреннее убранство
Проект, немного напоминающий собор Василия Блаженного, выполнен в «русском стиле». Великолепный интерьер церкви, площадь которого более 7065 кв. м., украшен мозаикой почти полностью. В оформлении использовались ценные породы камня. По богатству отделки и разнообразию пород, оттенков и фактуры мрамора из Италии и самоцветов, привезенных с Урала, сооружению трудно найти равное по красоте.
В декоративном убранстве внутренней части интересно уникальное объединение мозаичного искусства и тонкая работа камнерезов. Это музей камня, в возведении которого участие принимали талантливые зарубежные и российские мастера.
Купола
Церковь венчают центральная шатровая главка и четыре боковые луковичные, увенчанные православными крестами. В центре возвышается шатер из восьми граней. В основании восемь продолговатых, украшенных резными кокошниками, окон. Пять главок покрыты ювелирной эмалью, каждый узор главка индивидуален и неповторим – поэтому здание кажется изящным и сказочным. Для покрытия куполов применили новую технологию – на медные пластины наносили эмаль. До этого эмали применяли только в ювелирном деле. Площадь покрытия превышает 1 тыс. кв. м.
С восточной стороны здание украшают три изящных золоченых главка, установленные на полукруглых апсидах (выступы здания разной формы). В западной части расположена колокольня, которую венчает самая крупная главка. В архитектуре всего здания колокольня выполняет важную роль – это место убийства российского императора. По архитектурному замыслу сооружение несколько выходит за границы набережной и внутри помещения оказались часть брусчатой мостовой и забора, рядом с которым произошло кровопролитие. Из-за такого архитектурного решения в церкви отсутствует традиционный вход.
Центральный шатер возвышается на 81 метр над землей – это символизирует год смерти самодержца, колокольный купол – высотой 63 м – возраст, года он погиб. Собор органично вписался в ландшафт города, хотя его изящный и легкий фасад смотрится несколько чуждым архитектурному стилю Северной столицы.
Внешний вид
Неповторимый облик сооружения создается благодаря отделочным материалам. В нижней части цоколя использован темно-серый гранит, верхняя часть колонн и арки выполнены из светлого гранита, привезенного с Ладожского озера. Барабаны под куполом, обрамление окон выполнены из эстляндского мрамора. В облицовке использован немецкий кирпич. Длина всего здания с востока на запад составляет около 56,7 метров, в центральной части ширина чуть более 30 метров.
Фасады украшают орнаменты, использующиеся в архитектуре ярославских и московских церковных сооружений. Кроме того, внешние стены украшены изразцами из фарфора и керамики. Их можно увидеть в стене, на кровле, в арках и на колоннах. Элементы отделки выполняют не только декоративную функцию – в нем заложены культовые символы, которые часто встречаются как в православии, так и в религии других народов. Один из них – изображение бутона, указывающего на зарождение Вселенной, где мир – сердцевина бутона.
Увенчанный короной православный крест и двуглавые орлы указывает на то, что памятник возведен в честь российского самодержавия.
Внутреннее убранство
Интерьер почти полностью покрывается мозаичным рисунком. По первоначальному замыслу интерьер планировалось только расписать красками, включив мозаику лишь частично в композицию фасадов и иконы. Только в 1895 году было принято достаточно неординарное решение – полностью оформить внутренние помещения с мозаичным декором – до этого такой способ применялся только как фрагментарная отделка внешней стороны здания.
Создавались мозаичные фрагменты в частной студии А. А. Фролова. Картины из красочной мозаики заполняют внутреннее пространство храма целиком. Ансамбль создавался мастерами мозаичного дела, эскизы подготавливали талантливые российские живописцы.
Внутреннее убранство церкви уникально по разнообразию и великолепию каменного декора, обилию пород и множества оттенков материала, который применялся при строительстве и отделке. В оформлении интерьера были использованы итальянский мрамор, удивительного рисунка уральская яшма, самоцветы, доставленные с алтайского края , а также разновидность горных пород – порфир.
Интересные факты и легенды
Спас на крови – единственный православный храм Санкт-Петербурга, в котором просят не зажигать свечи – огонь может закоптить уникальные мозаики.
Несокрушимый
Спас на крови приобрел славу несокрушимого собора: его неоднократно планировали уничтожить, но каждый раз этому препятствовали различные обстоятельства. В 1941 году даже успели просверлить в стенах храма отверстия для заложения взрывчатки. Взорвать собор помешала начавшаяся Великая Отечественная война: все специалисты-взрывники были срочно отправлены на фронт.
https://youtube.com/watch?v=sD3gKxdHvoE
«Мир вам»
Храм не пострадал даже во время фашистских авиационных налетов. Единственную авиабомбу обнаружили случайно во время реставрации в 1961 году – она застряла и 20 лет пролежала не взорванной в главном куполе собора
как будто прямо на руках Спасителя, держащего евангельский текст «Мир вам»
«Спас на картошке»
После прорыва блокады Ленинграда собор шутливо именовали «Спас на картошке» – в это время он служил овощехранилищем. В этом названии была своеобразная горькая ирония: мерзлая картошка спасала выживших ленинградцев от голодной смерти.
Символика цифр
Высота храма составляет 81 метр. Эта же цифра – 81 – год трагической гибели Александра II. Второй по высоте купол Спаса на Крови — колокольня — возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти.
Подводные Кресты
После того, как с приходом большевиков к власти в России стали повсеместно закрываться храмы, угроза уничтожения нависла и над Спасом на Крови. По легенде, чтобы уберечь от переплавки святыню собора — кресты с купола, их тайно сняли и укрыли на дне канала Грибоедова. Впоследствии во время начавшейся реставрации их никто не мог найти. Совет поискать их на дне канала дал реставраторам проходивший мимо незнакомец, который, возможно, вовсе не являлся случайным прохожим. Кресты были найдены водолазами именно там, где он указал.
«Мечтаю снять леса со Спаса на крови…»
Это строки из песни Александра Розенбаума.
Его, как и других творческих людей, храм вдохновлял, даже будучи окруженный строительными лесами.
Восстановительные работы, начавшиеся в 1971 году, затянулись на два десятилетия, и реставрируемый собор стал привычной картиной для жителей Петербурга. А в середине 80-х годов родилась легенда, гласившая, что советская власть в стране продержится до тех пор, пока вокруг Спаса на Крови стоят строительные леса.
Загадочная икона
Экскурсоводы, рассказывая историю храма, часто упоминают о некой таинственной иконе, хранящейся под его сводами. Никто не знает, существует ли она на самом деле, но ходит легенда о том, что на ней в определенные моменты можно заметить проявляющиеся цифры — судьбоносные для истории России даты.
Так когда-то на иконе были замечены цифры: 1917 – год революционного коммунистического переворота, 1941 – год начала Великой Отечественной войны, 1953 – год смерти Иосифа Сталина.
Мистически настроенные любители тайн верят, что на иконе можно увидеть и другие неясные цифры, возможно несущие пророчество о других будущих поворотных датах в истории страны.
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство Спаса на Крови поражает своим великолепием. Чтобы избежать разрушающего воздействия влажного климата города на Неве, при оформлении интерьера также использовали не живопись, а мозаику. Стены и своды храма, а также сами иконы — все это мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней.
Мозаика
alina_merzliak
bondarenko__0505
cat_mamicheva
alla__vladimirovna
_bogdanov_igor
maria_gorkaya
poleznoe_spb
maria_neimeti
pavelziiz
elena_kov24
Эскизы создавались талантами многих мастеров. Среди них русские художники-живописцы, члены Императорской Академии Художеств:
- Виктор Васнецов – прославленный мастер религиозной живописи
- Андрей Рябушкин – автор с самобытным русским стилем, использовавший приемы академической школы
- Николай Харламов – создатель самой масштабной композиции – образа благословляющего Христа Вседержителя в окружении серафимов, расположенного под сводом главного купола
- Василий Беляев — автор самого большого количества мозаик Спаса на Крови
- Михаил Нестеров – по эскизам которого создавались иконы для центральной алтарной перегородки
Сюжеты для оформления собора сразу писались с тем расчетом, что они будут воплощены в мозаике
В работе над ними принимали участие художники, придерживающиеся разных стилей: академической живописи, модерна, византийской иконописи. Поэтому композиции интерьера вышли разноплановыми. Среди тематик мозаичной кладки выделяются:
- растительные орнаменты
- ветхозаветные сюжеты
- изображения земных деяний Иисуса Христа, сцены его страданий, Распятия и Воскресения
- образы апостолов, святых и мучеников
Он освоил так называемый «венецианский» способ набора масштабных композиций
Особый декоративный эффект мозаик достигается за счет усиления основного фона, четких границ оттенков
Солнечный свет, проникая внутрь храма через окна, освещая мозаичные иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением
Каменное убранство
Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использовали полудрагоценные камни всевозможных пород:
- мрамор
- яшма
- порфир
- лабрадорит
- орлец
- порфир
Пол выложен мраморными плитами итальянской работы. Верхнее покрытие толщиной 5 мм представляет собой мозаичный узор из геометрических фигур. Разрушенное за годы существования храма оно было впоследствии отреставрировано.
Алтарная перегородка из итальянского мрамора разных оттенков, от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева
Карниз иконостаса украшен кокошниками, которые венчают кресты из горного хрусталя и мрамора
Перед другими двумя иконостасами, северным и южным, расположены киоты, выполненные из цветных камней – ярко-розового родонита, яшмы, порфира. Когда-то эти места для особо почитаемых икон были заполнены реликвиями. Сейчас они все утрачены, кроме двух сохранившихся мозаичных композиций: молящийся Александр Невский и «Воскресение Христа».
Сень
Внутри храма под сводами колокольни находится сокровенное место
Сейчас этот участок находится ниже уровня пола храма на несколько ступеней
Внутренняя поверхность свода шатра сразу после создания была богато украшена: из более, чем 30 видов отделочных камней была выполнена кладка в технике флорентийской мозаики
Но, к сожалению, за годы существования это уникальное сооружение оказалось практически полностью разрушенным. Его восстановили в ходе реставрации храма. Сюда, на место гибели императора, люди несли и продолжают нести цветы.
Последствия убийства царя
Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь ей будет заменена на пожизненную каторгу в Шлиссельбургской крепости.
Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены. Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи. Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев.
Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:
К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.
Царь-Освободитель
Самодержец и реформатор одновременно, Александр II оставил добрую, но неоднозначную память в народном самосознании, осуществив главное дело своей жизни – отмену крепостного права в России в 1861 году. Гражданские права и освобождение от рабства получили 23 миллиона крестьян, за эти дарования Александр II остался в памяти народной как «Царь-Освободитель». Реформы во всех областях государственной и общественной жизни (военная, земская, судебная, народного образования и другие) дали толчок к ускоренному развитию в области промышленности, модернизации армии, местному земскому самоуправлению, строительству железных дорог, прогрессивной судебной системы.
Царь активно занимался важнейшим государственным делом: подготовкой к переходу России от самодержавия к конституционной монархии.
В результате побед русского оружия были освобождены от турецкого владычества балканские народы (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.). В период царствования Александра II Российская империя приросла обширными территориями Средней Азии и Кавказа.
Однако реформы и преобразования шли непросто. Обветшавшие государственная и экономическая системы с большим трудом поддавались преобразованиям. Реформы шли с затягиванием и перекосами на местах. Этот сложный период перемен, отразившийся, как на положении правящего класса, так и всех слоев населения, вызвал к жизни мощное протестное движение в среде разночинцев и студенчества. Появившаяся в России революционно-террористическая организация «Народная Воля» выбрала путь насильственного свержения самодержавной власти в России. Методом достижения своих целей народовольцы выбрали террор. Началась системная охота за высшими чиновниками государственной власти, а главное – «виновником всех трудностей» – императором Александром II. На царя было организовано восемь покушений, последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.
Маршрут
Самостоятельные экскурсанты естественным образом переходят от внешнего осмотра здания к внутреннему убранству.
Парк
Это Михайловский сад, примыкающий к собору, один из самых красивых парков Петербурга. Он создан зодчим XVIII в. Карлом Росси.
Архитектура
Только на внешний осмотр здания уходит почти час. Здесь множество уникальных, исторически ценных деталей.
Стиль, площадь, высота
Самая высокая из башен поднимается на 81 м. Площадь собора позволяет собрать здесь до 1600 человек. Стиль его определяется как «русский», следующий традициям зодчества XVII в.
Описание внешнего вида собора
Стены обильно украшены тем, что во времена Московской Руси называлось «узорочьем»: использованы кирпич, мрамор, гранит, элементы мозаики.
Особенность покрытия куполов – уникальная ювелирная эмаль. Такое покрытие не имеет аналогов по стране до сих пор. На фабрике Постникова (Москва) был создан особый состав этого покрытия, устойчивый к морозам, дождям.
При внешнем осмотре особое внимание стоит уделить западной части, где большое Распятие обозначает место убийства императора. На стенах также можно увидеть надписи, отражающие основные достижения империи времени правления Освободителя
На стенах также можно увидеть надписи, отражающие основные достижения империи времени правления Освободителя.
Мозаичные гербы
Они украшают колокольню. Всего гербов насчитывается 133, это символы губерний тогдашней империи, из которых приходили пожертвования на строительство. Подробное описание каждого представлено в книге, изданной музеем (2007 г.)
Герб Архангельской губернии
Как выглядит собор внутри
Уникальная особенность храма – то, что изнутри он полностью покрыт мозаикой. Гармонирует с ней особо оформленный пол.
Иконостас и росписи
Алтарная преграда здесь ниже, чем обычно принято. Это попытка вернуться к древнерусской традиции, когда иконостасы были невысокими.
Иконостас
Иконы, мозаика
«Спас» считается практически музеем мозаики. Ее площадь внутри – до 7000, снаружи – 400 кв.м. Над изображениями 68 сюжетов, 277 святых работали 30 разных художников.
Особенность убранства – множество икон Христа, ведь собор посвящен Его Воскресению. Лучшие иконы созданы М.В.Нестеровым, Н.Н.Харламовым, другими художниками. Это образы Спаса в Силах, Эммануила, Спаса Благое Молчание, св. Александра Невского.
Достопримечательности и святыни
Главная из них – сень над местом гибели Александра II, здесь можно увидеть части мостовой, ограды, обагренные его кровью.
До революции все реликвии собора находились в Иверской часовне-ризнице – это иконы, поднесенные как память о гибели царя, реликвии из Палестины (например, Распятие с частицами Голгофского креста). За советские годы святыни утрачены, с 2013 г. здесь Музей камня.
Архитектура и описание строения
По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.
Архитектурные особенности
Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).
Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.
Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.
Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.
С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.
На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.
Каменное убранство
При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.
Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.
В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.
Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.
В облике собора – богатая палитра:
- цветные кирпичи, гранит;
- позолоченная медь, цветная эмаль;
- ажурные арки и изразцы;
- резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
- мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
- фронтоны-кокошники.
Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.
Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.
20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.
Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.
История создания
Возведение церковного здания именно здесь не планировалось никогда. Но жизнь внесла свои коррективы.
Биография императора Александра II
Будущий царь родился 29 апреля 1818 г., в Москве, незадолго до Пасхи. На престол Александр вступил с 1855 г. Новый царь провел целый ряд реформ, главной из которых стала отмена крепостного права (1861 г.). Кроме того в сторону либерализации изменились:
- судебная система;
- местное самоуправление;
- армия.
Однако, «общественность», разночинная интеллигенция требовала отмены монархии, введения конституции. Видя, что власти на уступки не пойдут, вновь созданная организация «Народная воля» приняла решение уничтожить царя физически.
Как убили царя-освободителя
На Александра было предпринято восемь покушений. В семи из них он даже не был ранен.
Восьмое случилось 1 марта 1881 г. Студент Рысаков бросил в карету бомбу, но государь снова остался невредим. Более того – лично подошел к бомбометателю, которого схватила полиция. Тогда второй самодельный снаряд полетел ему прямо под ноги, брошенный студентом Гриневицким.
Александр скончался в Зимнем дворце через час после нападения. Это случилось на Неделю Торжества Православия Великого Поста. Промыслом Божиим накануне императору удалось приобщиться Св. Таин.
Временная часовня
Непосредственно после гибели царя Дума Петербурга просила нового императора, Александра III, разрешить возведение часовни на месте смерти его отца. Император сразу обозначил, что хотел бы видеть полноценный храм, однако, дал согласие на постройку.
Ее проектирование началось тут же: работу взял на себя петербургский зодчий Леонтий Бенуа, оплату строительства, содержание будущего причта – купцы Громов и Милитин. Освятить часовню удалось спустя чуть более, чем полтора месяца. На набережной она находилась до 1883 г…
До наших дней это здание не дошло: по завершении строительства собора его перенесли на другое место, позже – разобрали.
Архитектурный конкурс
Уже 31 декабря 1881 г. на него были представлены 26 проектов. Но все они не устроили Александра III, который хотел видеть церковь русского стиля, повторяющую архитектурные традиции XVII в. Новый конкурс последовал в мае следующего года.
Рисунок будущего храма(проект) до доработки проекта архитектором Парландом, 1883
Победил совместный проект А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Петербурга, архимандрита Игнатия (Малышева), который еще мирянином получил художественное образование. Сам он говорил, что образ этого здания был явлен ему во сне, после чего он предложил А.Парланду эскиз здания.
О. Игнатий предложил также посвящение собора Воскресению, чтобы мемориал свидетельствовал не о скорби, а о победе Господа над смертью.
Строительство храма
Хотя будущий собор был заложен 6 ноября 1883 г., начать собственно возведение стен удалось только с 1887 г. Причиной задержки стали изменения проекта.
Александр III непременно хотел сохранить неприкосновенным место убийства отца, вплоть до части ограды и мостовой, устроить над ним сень.
Для реализации этой идеи пришлось выдвинуть здание в сторону воды на 8,5 м; ведь Александра убили в полутора метрах от берега.
Кто построил (архитектор)
Возведение «Спаса» курировала комиссия во главе с великим князем Владимиром Александровичем. Это 5 известных петербургских зодчих, среди которых Д. Гримм, И.Штром, и другие. Активное участие принимали также авторы проекта.
Год постройки
Великое освящение церкви состоялось 19 августа 1907 г. Его совершил митрополит Петербургский Антоний (Вадковский).
Судьба храма Храма Воскресения Христова
Непростая судьба сложилась у собора. Современникам не понравилась его архитектура. Никак, по их мнению, Спас на Крови не вписывался в классическую застройку Петербурга. Он получил прозвище «бонбоньерка».После революции церковь поочередно принадлежала:
- Петроградской автокефалии;
- Петроградской «староцерковной» епархии;
- правому течению Русской церкви.
Собор Спаса на Крови
Советская власть в 1930 г. закрыла храм. Его рассматривали как памятник самодержавию. Художественное и историческое значение посчитали ничтожным. Здание хотели разобрать, а мозаику передать в музей.В 1931 г. колокола сбросили и увезли на переплавку. В конце 30-х годов провели подготовительные работы для сноса храма. Этому взрыву помешала война.Во время блокады внутренние помещения использовали как склад для овощей. Сюда же свозили тела умерших ленинградцев.От немецких обстрелов собор не маскировали, но снаряды чудесным образом летели мимо. Среди горожан распространилось поверье, что церковь невозможно разрушить. Даже фугас, угодивший в купол, не взорвался. Нашли его спустя 20 лет при ремонте. И будто бы покоился он на руках Спасителя.
Спас на Крови в XX, начале XXI века
Судьба храма Воскресения Господня спустя очень короткий период после окончания его строительства и освящения сложилась так же драматично, как и судьба всего русского народа. Как царь-мученик, так и религиозное мемориальное сооружение претерпело много трудностей.
Сразу после октябрьского переворота 1917 года храм был лишен финансовых поступлений из казны и существовал на пожертвования петроградцев. В 1920-е годы волей Комиссариата народных имуществ храм «Спас на Крови» подвергся нескольким приступам разграбления. Оправданием этому беспрецедентному вандализму стало решение экспертов Академии истории материальной культуры о ничтожной художественной ценности религиозного сооружения конца XIX века, представляющего собой образец упадничества и эклектики в русской архитектуре.
В 1930 году дело дошло до того, сто храм решили снести и временно использовать как склад. От решения перешли к подготовке сноса. В 1941 году началась Великая Отечественная война и планы по уничтожению храма были отложены.
В период вражеской блокады храм, как и весь город подвергался бомбардировкам, под его сводами был устроен один из городских моргов, ведь умерших от холода и голода людей негде было хоронить. В главном куполе застрял вражеский артиллерийский снаряд, который удалось обезвредить только в 1961 году, эту невероятно опасную работу, больше похожую на подвиг, произвел сапер Виктор Демидов.
При Хрущеве в период очередных гонений на православную церковь в 1956 году храм опять решают уничтожить.
Сложное время неопределенности длилось 10 лет. Более здоровые силы в советском архитектурном сообществе взяли верх над силами мракобесия и бескультурья. Поворотной вехой в деле возрождения многострадального религиозного сооружения стал 1968 год, когда храм «Спас на Крови» был взят на баланс Государственной инспекции по охране памятников и стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Восстановительные и реставрационные работы заняли долгих 27 лет: с 1971 по 1997 годы.
Советские и Российские реставраторы совершили настоящий профессиональный и гражданский подвиг, возродив из полного запустения и ничтожества один из самых красивых и любимых всеми петербуржцами храм-памятник, разделивший со своим народом времена величия и гонений, но возродившийся к славе и свету благодаря труду и таланту русских людей.
Интересные факты Храм Спаса на Крови Санкт Петербург
- Так как место для строительства не выбиралось – оно было обусловлено трагическим событием, величие и красота храма Воскресения Христова не в полной мере открыты для широкого обозрения. Лишь со стороны Невского проспекта возможен панорамный взгляд на этот шедевр церковного зодчества. И, тем не менее, храм стал ведущей архитектурной доминантой в этой исторической части Санкт-Петербурга. Обилие деталей, яркий колорит, разнообразие отделочных материалов создает потрясающий контраст с классически-строгой торжественностью Казанского собора, расположенного поблизости.
- Строительство, отделка и внутреннее убранство Храма Воскресения Христова заслуживают отдельного большого рассказа. Приведём лишь некоторые важные факты:
- Близость канала Грибоедова (ранее – Екатерининский) потребовала особых мер по защите фундамента. По его периметру забили деревянные сваи в несколько рядов, а пространство между ними заполнили плотно утрамбованной кембрийской глиной. Это стало надежной защитой от воды как для строительного котлована, так и для подземной части храма в дальнейшем. Бутобетонный фундамент обеспечил прочность и надёжность всего здания.
- От закладки до освящения Храм Спаса на Крови Санкт Петербург прошло 24 года. В частности, масштабные и кропотливые мозаичные работы отсрочили его открытие на 10 лет.
- Все технические достижения того времени, а также новшества в строительной сфере были применены при строительстве храма. Помимо электрического освещения в 1689 ламп, были устроены оригинальные системы воздушного отопления и защиты от молний.
- Главный колокол из тех, что были установлены на колокольне в 1899 г., весил 17,6 тонн (1100 пудов).
- Покрытие четырехцветной ювелирной эмалью куполов над центральной частью храма не имеет аналогов в нашей стране.
- Более 160 мозаичных икон и композиций украшает фасад здания со всех сторон. Мозаичный ковер на полу храма, созданный из итальянского мрамора разных расцветок, занимает площадь свыше 600 кв.м и содержит 45 узоров, практически не повторяющихся.
- Иконостас тоже выполнен из итальянского мрамора, но, благодаря искусству трудившихся над ним камнерезов, создается полное впечатление, что перед нами – изящная резьба по дереву.
- В Храме Спаса на Крови Санкт Петербурга мозаика стала доминантой в пространстве интерьера – впервые в истории русской архитектуры. Внутри нет ни одного живописного произведения. Стены почти сплошь покрыты мозаичными иллюстрациями евангельских сюжетов, от масштабных композиций, до миниатюр.
- Огромные затраты на строительство мемориального храма на месте смертельного ранения Александра II были покрыты за счет средств Главного казначейства (3,2 млн.руб.), взносов от императорской фамилии (1 млн.руб.) и народных пожертвований (0,5 млн.руб.).
- Пережив разные эпохи российской истории, храм Воскресения Христова (Спас на Крови), все так же притягивает взоры своим удивительным внешним обликом и вызывает восхищение неповторимым внутренним убранством. Помимо достоверных фактов, его непростую судьбу сопровождали и легенды, но это уже из области городского фольклора…