Храм спаса на крови

Экскурсии

Посещение любых достопримечательностей требует от вас детального изучения объектов до знакомства с ними воочию, приобретения услуг экскурсовода или аудиогида. Тогда вы узнаете историю каменных построек, процесс их создания и интересные факты из «жизни».

Специалисты и искусствоведы расскажут о внутреннем убранстве собора с точки зрения евангельских сюжетов.

На стенах постройки собрано удивительное множество святых имен – 277, воссозданы и переданы в мозаичной технике 68 библейских сюжетов. Гости узнают об истории создания основных «полотен» и расшифруют православную символику. Длится такой «поход» 45 минут.

Мозаикам собора посвящена и другая экскурсия, рассказывающая туристам и местным жителям о главном ансамбле. Он является крупнейшей мозаикой в Европе и играет определенную роль в развитии фресковой «живописи» в России и за рубежом.  

Мозаики светятся и рассказывают нам не только историю Евангелие, но и основы культуры и традицией прошлых лет. Гости узнают о том, как мастера накладывали на стены камень, за счет чего она сохраняет свой блеск, как работают реставраторы и почему в храме поддерживают определенную температуру для некоторых экспонатов. Вопросы технологии набора каменных полотен самых известных мастеров не останутся без внимания искусствоведа.

Базовый и не самый популярный вид экскурсии – наружный осмотр Спаса на Крови. Вместе с этим изучение внешнего убранства, архитектурных особенностей и механизмов возведения храма – не менее интересно. Специалисты расскажут историю создания уникального многоцветного и многоуровневого храма конца XIX столетия.

Вы узнаете, кто и каким образом декорировал и украшал собор и почему был выбран подобный стиль убранства. Длится обзорный маршрут также 45 минут. После этого вы можете посетить внутреннюю часть храма и познакомиться с фресками и купольным строением Спаса на Крови.

Загадки Спаса на Крови

Загадка первая.

Кресты Спаса. В разное время к храму было разное отношение. Например, сразу после 1917 года подумывали даже о том, чтобы строение стереть в лица земли, но потом решили иначе. Храм некоторое время не использовался на своему прямому назначению. С него были даже сняты кресты. По одной из легенд, их погрузили на самое дно грибоедовского канала, стремясь спасти. Когда же наступили более вольготные времена для церкви и было принято решение о том, чтобы храм реставрировать, встав вопрос: «А где же находятся кресты»? Тут-то и нашёлся некий господин, который якобы раскрыл тайну, мол, кресты погружены в тёмную воду и ждут своего часа. Вслед за этим это обследовано дно, и кресты извлекли на свет божий. Сегодня точно нельзя данные сведения ни подтвердить, ни опровергнуть.

Загадка вторая.

Спас на Крови и совпадения. Иногда можно услышать байку (а может и не байку) про то, что якобы кто-то из ленинградцев своим недобрым языком брякнул примерно такую фразу: «Вот как только леса от Спаса уберут, так и СССР развалится». Спас на Крови очень долгое время был закрыт на реставрацию и его несколько лет окружали леса. Удивительно, но леса были убраны именно в девяносто первом. В этом же году началось погружение России в пучину хаоса, в этом же году СССР развалился.

Загадка третья.

Неповторимая мозаика. Спас на Крови – это истинный шедевр! Кто только не внёс свою лепту в его строительство! Это Рябушкин и Васнецов, Харламов и Нестеров, Журавлёв и Беляев. Все эти великие люди не нуждаются в особом представлении. Они трудились в течение многих лет над созданием удивительной по красоте и богатству мозаики. Ею украшен храм изнутри, включая иконостас. Ни в одном другом храме нет такого количества мозаики. Спас на Крови вполне можно назвать музеем мозаичного искусства.

Загадка четвёртая.

Спас и блокада. Как уже говорилось выше, в разные времена культовые строения могли использоваться по-разному. Так, например, во время блокады, длившейся 872 (!) дня Спас на Крови использовался, как морг. Сегодня в это сложно поверить, то тогда были совершенно иные реалии. Свозили в Спаса умерших от голода и холода ленинградцев едва ли не со всего города. А чуть позже в храме хранили овощи. Благодаря данному событию, многие шутя стали называть храм не иначе, как:  «Спас на картошке». Когда бои отгремели, в храме стали хранить декорации одного из театров (Малого Оперного).

Загадка пятая.

Спас на Крови и числа. Те, кто верят в силу нумерологии, говорят, что всё наше пространство буквально опутано числами. Любую субстанцию (если иметь желание) можно перевести в цифровое значение, выстроив при этом много логических цепей. Так вот, Спас на Крови взметнулся в небо на восемьдесят один метр. Именно в этом году погиб император. Что это? Совпадение? Или целенаправленное действие зодчих? При этом один из куполов Спаса взметнулся на высоту шестьдесят три метра. Ровно столько было Александру-II в момент гибели. Опять  же, это совпадение?

Загадка шестая.

Предсказания иконы. Место, где стоит храм давно овеяно тайнами и мистикой. То про какой-то призрак, который то и дело тут появляется, говорят, то про какую-то икону, которая то показывается, то исчезает. Иногда можно от местных жителей услышать о существовании некой иконы, которую находили в храме Спаса на Крови. Так вот, эта икона выступала вестником великих и грозных событий. На этой чудесной иноке в своё время появлялись страшные для России цифры: одна тысяча девятьсот семнадцать и одна тысяча девятьсот сорок один.   Поговаривают, что на иконе есть и иные даты, но пока что рассмотреть их толком не удаётся.

Загадка седьмая.

Кровь на мостовой. Название своё храм получил не случайно. Когда бомбисты бросили бомбу, она взорвалась рядом с каретой императора, нанеся ему тяжёлые ранения. Кровь Романова пролилась на мостовую. Как только Александр-II почил в бозе, его сын распорядился не просто построить на месте гибели отца великолепный храм, но и сделать так, чтобы то самое место, куда пролилась кровь  отца оказалось внутри строения.  Александр-III дал совершенно чёткий наказ своим подданным оставить  нетронутым участок мостовой, залитой кровью, что и было исполнено.

Фасад и описание храма Спаса на Крови

На крыше храма десять куполов. Восемь главок расположены по объему храма, одна на шатре и одна большая позолоченная луковка венчает колокольню, построенную основного объема храма, собственно над местом убийства (убиения) царя Александра Второго.

Символика девяти куполов – девять чинов Небесных Сил. Существует девять видов Небесных существ, светлых духов. Они имеют три лика (ступени иерархии). Наиболее известна и принята Церковью следующая классификация, разработанная на основе книг Ветхого и Нового Завета святыми Дионисием Ареопагитом и Григорием Богословом:

  • Серафимы, Херувимы и Престолы – они совсем рядом с Богом, являются Его сопровождающими, как бы охраной (хотя Ему охрана не нужна), придворными, славящими Его.

Господства, Силы, Власти (передающие Богу сведения, помогающие в управлении Вселенной).

Начала, Архангелы и Ангелы.

По объему храма расположены луковичные главки-купола с крестами, не симметрично, но очень живописно окружающими шатер с девятой главкой. Шатер стоит на «столпе» – круговой конструкции, уходящей в небо.

Купола имеют луковичную форму и разнятся оформлением. На многих луковках – поливные изразцы, поэтому купола такие яркие. Храм имеет общее основание, стоит на подклете (наземном подвале) и объединены в общую конструкцию.

История строительства

На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет. Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор. По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.

Специальная комиссия провела конкурс архитектурных проектов, и его выиграл профессор Академии художеств Альфред Александрович Парланд. Талантливый зодчий имел шотландские корни — предки Парланда приехали в Россию в конце XVIII века.

Фрагмент южного фасада храма Спаса на Крови

Архитектор предложил проект собора в старорусском стиле, который вобрал лучшие традиции допетровского храмового зодчества. Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год. Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество. В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.

Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.

История Спаса на Крови

Интересно, что решение о воздвижении храма было принято не сразу. Зная о народной любви к оператору, царь Александр Третий предложил собрать средства на рам всем миром – общий сбор на храмы-памятники в честь различных событий является давней русской традицией. Часовню построили, она сохранилась по сей день, но собралось такое количество средств, что было решено рядом с ней строить большой храм.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге построен на средства не только жителей Российской империи, но и за счет жителей иных славянских стран, благодарных убитому Александру Второму за миротворческую политику. В ходе строительства в проект колокольни были поставлены гербы губерний, городов и уездов, жители которых жертвовали свои сбережения на храмоздательство. Эти гербы интересно рассмотреть и сегодня: они выполнены из мозаики, сохранились до наших дней, а многие и сейчас являются гербами тех же городов (например, сохранили свои гербы Ярославль, Кострома, Рыбинск…) Изначально крест колокольни стоял на позолоченной императорской короне в знак скорби августейшего семейства. Общая стоимость выполненного проекта строительства составила 4,6 миллиона рублей.

Проект храма также выбирался по архитектурному конкурсу, в котором приняли участие лучшие архитекторы страны. Однако конкурс пришлось проводить трижды: Александру Третьему, славившемуся твердым характером и утверждением собственной точки зрения, не нравились проекты. Наконец, царь лично выбрал подходящий проект авторства Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Отец Игнатий был настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, учеником святителя Игнатия (Брянчанинова), возможно, потому храм несет на себе поистине отсвет святости. Он не просто эстетически красив, вызывает не только чувство торжественности или праздника, но даже внешне поднимает дух человека, вызывает желание молитвы.

Режим работы

Не всегда туристы задумываются о рабочих днях музеев, памятников культуры и архитектуры. Между тем – спланированный заранее маршрут, продуманный до мелочей – может кардинально измениться, если вы не учтете выходные дни культурных заведений.

Собор Спас на Крови ждет гостей северной столицы в любой день недели, кроме среды. Существует зимнее и летнее время работы музея: с 1 мая по 15 сентября посетить его можно с 10 утра до 19 вечера, купить билет в кассе у вас получиться до 18:00. В зимнее время вплоть до 30 апреля музей открывается на час позже в 11:00.

Для желающих полюбоваться красотами ночного Санкт-Петербурга, организуют ночные посещения с шести до одиннадцати ночи. Подобные услуги музей предлагает с 30 апреля по 30 сентября.

Благородный фасад

Облик самого здания довольно импозантный благодаря благородным отделочным материалам. Нижний цоколь отделан темно-серым гранитом, верхняя часть, колонны, двухлопастные арки над крылечками сделаны из более светлого гранита, привезенного с острова Германа, что в Ладожском озере. Подкупольные барабаны, наличники и обрамляющие окна кокошники выполнены из эстляндского мрамора. Облицовано здание немецким кирпичом. Цветовая гамма выдержана в строгих «питерских» тонах.

Но фасады храма богато украшены сложным орнаментом, присущим ярославским и московским храмам. Помимо этого весь фасад украшен фарфоровыми и керамическими вставками-изразцами, которые можно увидеть и в углублениях стен, на кровле, в арках и на колоннах. На фоне кирпичной кладки все эти элементы выглядят очень нарядно.

Каждый элемент в отделке церкви не только выполняет декоративную функцию, но и несет сакральный смысл. Эти символы встречаются и в православии и в культурах других народов. Распускающийся бутон означает зарождение Вселенной. Сердцевина бутона – мир, вращающийся вокруг центра. Равносторонний крест внутри круга – символ равномерного расширения Вселенной.То, что храм — памятник российскому самодержавию подчеркивают такие элементы, как увенчанный короной крест и двуглавые орлы.

10 вопросов – 10 ответов.

Храм Спаса — на — Крови.

Храм построен на месте гибели императора Александра II.

Один из красивейших храмов России, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храма, особенностистроения, современное состояние.

10 вопросов и ответов по архитектурному памятнику, которые помогут при подготовке к урокам и ЕГЭ по истории.

Вопросы

Ответы

1.Где находится храм?

Храм Воскресения Христова (храм Спаса на Крови), Санкт-Петербург, берег канала Грибоедова.

2. Автор?

Альфред Парланд.

3.Век и дата постройки?

XIX век, 1883-1907 гг.

4.При каком правителе?

Годы его правления и современники.

Строился при двух императорах:

Александр II (1881-1894);

Николай II (1894-1917)

5.В честь (или память) о каком событии?

1 марта 1881 года на месте, где стоит храм, совершено покушение на императора Александра II террористом Гриневицким, в результате которого император был убит.

Хам строился на средства, собранные по всей России.

6.Особенности сооружения?

«Русский стиль», поздний этап. Большое влияние оказал на строительство храм Василия Блаженного в Москве.

Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек.9 глав имеют асимметричную высоту. Одни покрыты золотом, другие- эмалью. В центре- шатёр, высотой 81 метр, сужающийся кверху. С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.

Материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

7.Внутреннее оформление?

Площадь мозаики- 7065 кв. м. Мозаику создавали более 30 художников (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин и др.)

Особенно значительным в храме, после алтаря, является место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Собор декорирован полудрагоценными камнями и самоцветами.

8.Судьба памятника?

1930-2004 был упразднён.

С 1997 г. был как музей открыт для посетителей.

С 2004- освящён, начало богослужений.

9.Проводится ли сегодня богослужения?

Да, храм действующий.

10.Современное состояние?

Состояние отличное.

В 1990 г. включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

 

На наружной стене изображены гербы городов и губерний России.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Собор Спаса-на-Крови

рекомендуем к прочтению

  1. Молебен о даровании детей
  2. Молебен иконе Божией Матери «Нечаянная радость»

Собор Спаса-на-Крови в Северной столице построен как храм-памятник на месте убийства императора Александра Второго. Трагедия произошла в 1881 году 1 марта (по новому стилю – 13). До этого на царя было совершено около десятка покушений. В тот день царь Александр II выехал из Зимнего дворца, чтобы принять военный парад на Марсовом поле. Однако на канале Грибоедова – месте, достаточно близком к Марсовому полю – царя подвигал террорист-народоволец Гриневицкий.

Несмотря на большую любовь, которой император пользовался в народе, на беспрецедентные в истории России реформы, отмену крепостного права, на императора охотились именно «народовольцы» – социалисты, читающие себя выразителями воли народа. Очевидно, им не нравилась как раз популярность императора: ведь против тирана было бы легче бороться лозунгами.

Покушением руководила Софья Перовская. Первая бомба, брошенная в карету императора, убила и тяжело ранила казаков конвоя и маленького мальчика. Император, лишь слегка оцарапанный, вышел, чтобы оказать первую помощь раненым и особенно ребенку, несмотря на то, что сопровождавшие его уговаривали скорее покинуть опасное место. Милосердие царя было пустым звуком для революционеров-убийц: Гриневицкий открыто подошел к императору и бросил бомбу прямо ему под ноги. Та же Перовская, казалось бы, по женскому милосердию, не подошла даже к ребенку, а скрылась после того, как Гриневицкого схватили.

Император был смертельно ранен в живот. В страшных муках он скончался в тот же день в своей спальне Зимнего дворца.

По приказу сына Александра Второго – царя Александра III на месте смертельного ранения императора заложили часовню.

Спас на Крови в истории Петербурга – Ленинграда

Собор был освящен великим чином в присутствии императорской семьи лишь в 1908 году. К тому времени уже скончался Александр Третий, и на троне был император Николай Второй, будущий царь-страстотерпец. Храм стал храмом-музеем, своеобразным памятником Императору Александру Второму, единственном в своем роде.

В 1923 году, с закрытием других больших петербургских соборов, Спас-на-Крови получил даже статус кафедрального. В 1930 году его также закрыли и отдали Обществу политкаторжан. Храм то пустовал, то в нем делали овощехранилище. К начале Великой Отечественной войны храм уже планировали разрушить – как, кстати, и собор Василия Блаженного в Москве – но взрыву храма-памятника помешала начавшаяся война.

Еще один страшный исторический факт: во время блокады Ленинграда здание храма использовали… как морг. Затем Малый театр оперы и балета имени Мусоргского имел здесь место под склад для декораций.

Все эти исторические перипетии ужасно повлияли на внешнее убранство и интерьер храма. Был разрушен иконостас, отваливала мозаика, частично были сбиты стены из полудрагоценных камней. Лишь в 1968 году храм отдали под защиту Государственной инспекции, в 1970 – сделали филиалом «Исаакиевского собора», признав памятником архитектуры. На долгие годы Спас на Крови был скрыт под лесами, став одним из памятных петербуржцам реставрируемых мест. Зато долгожданное открытие храма-музея в 1997 году привлекло к нему множество петербуржцев и гостей города.

Царская Семья

В Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева, Царская Семья Романовых провела свои последние дни. Страшное совпадение: Спас на Крови в Петербурге и Екатеринбурге; Ипатьевский дом в Екатеринбурге и Ипатьевский монастырь в Костроме, где возвели на царство первого царя Михаила из рода Романовых.

В 2000 году на месте расстрела Царской Семьи по благословению Патриарха Алексия Второго был возведен Храм-Памятник на Крови во имя Всех Святых. Именно в 2000 году на Архиерейском Соборе Церкви Семья Николая Второго была канонизирована, а в 2003 году состоялось освящение Храма на Крови над место их расстрела.

Храм имеет 60 метров высоты и пять куполов. Он создан в русско-византийском осовремененном стиле. Есть верхний и нижний храм, в комплекс последнего входит алтарь на месте расстрельной комнаты: это место отмечено красным гранитом.

Ежегодно в ночь убиения Царской Семьи с 16 на 17 июля в храме совершается бдение и Литургия с крестным ходом к Ганиной Яме, месту уничтожения останков Царской Семьи.

Да хранит вас Господь молитвами всех святых!

Мозаика и иконы Спаса на Крови

Все площадь мозаики в интерьере и экстерьере храма – более шести тысяч квадратных метров! Храм поистине прекрасен и снаружи, и изнутри. Его стены в интерьере целиком украшены, словно фресковой росписью, мозаиками. В действительности, это древняя византийская традиция мозаичного покрытия. На территории бывшей Византийской империи, в Италии, Греции, Турции, сохранился ряд храмов, полностью выложенных изнутри мозаикой. И Спас на Крови не уступает по красоте храмам, например, Равенны. Можно сказать, в наше время подобного Спасу на Крови в Новое время храма создано не было. Этот храм уникальным образом создан целиком в стилистике иконописи и архитектуры модерна (точнее, неорусского стиля), то есть стиля современного.

Мозаичные иконы выкладывались в Петербургских мастерских по рисункам известных художников того времени: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, самого архитектора Парланда, мастеров Новоскольцева Кошелева, Харламова, Рябушкина, Беляева.

Упомянутые нами фронтоны-кокошники украшены большими мозаичными иконами, просто чудесным образом дошедшими до наших дней сквозь гонения на Церковь и петербургскую непогоду. На северной стене, обращенной к Марсовому полю, расположена икона «Воскресение Христово», на южной – «Христос во славе», то есть Господь на престоле с преклоняющимися Ангелами. На западной и восточной стенах также расположены небольшие мозаичные иконы «Спас Нерукотворный» и «Спас Благословляющий».

Важнейший мемориальное место храма – фрагмент Екатерининского канала с тротуарными плитами, частью булыжной мостовой и решетки канала, где был смертельно ранен император. С наружной стороны это место обозначено Голгофским крестом из мрамора и гранита с изображением Распятия Христа, которое по русской традиции ставится на трагически памятных местах. У Распятия изображены святые. Чтобы сохранить место, где был убит император, нетронутым, изменили форму набережной, сместив русло канала с помощью насыпи для фундамента храма на 8,5 метров.

Что внутри храма?

Во время строительства храма, перед архитекторами стояла задача создать собор для небольшого количества прихожан. Поэтому убранство сегодня поражает иностранцев и россиян своим богатством и изяществом. Мастера трудились для избранной части общества, а не создавали памятник массовой культуры. В соборе собраны уникальные фрески и мозаики конца XIX начала XX веков.

Как только вы заходите внутрь – попадаете в сказку: все стены, потолок и пол украшены «плитками и камнями» — уникальные самоцветы, эмаль, изразцы, выполненные талантливыми мастерами того времени. Во время создания внутреннего и внешнего убранства храма над ним работали художники Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской фабрик гранили. Мастера за основу брали работы таких известных живописцев, как Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Харламов и Беляев. В мозаиках использовали драгоценные и полудрагоценные экземпляры камней. Ими украшен иконостас, пол и стены храма.

В храме воссоздали фрагмент мостовой, над которой возвышаются колонны из яшмы, во главе свода закрепили крест с топазом. Долгое время после завершения строительства храма не убирали сооруженные леса. В народе появилась байка о том, что их не уберут, пока не рухнет советская власть. Их убрали в 1991 году — историки утверждают, что это совпадение .

Строительство Спаса на Крови

Храм был заложен уже в 1883 году, несмотря на то, что проект строительства ещё не был утвержден

Важной задачей строителей было закрепление грунта: часовня могла бы уместиться и на берегу, а для большого собора пришлось насыпать грунт и создавать препятствия его размыву. Фундамент храма должен был быть прочным, и для его укрепления были применены самые передовые технологии того времени

Сваи основания храма отстаивались пять лет. Собственно стены собора начали строить в 1888 году. На фасаде для нижней части стен был предусмотрен серый гранит, сами стены созданы из красно-коричневого кирпича, оконные тяги, наличники и карнизы сделаны из темно-серого мрамора. На нижнем уровне фасада – цоколе – разместили двадцать досок из гранита, на которых золочеными буквами были выбиты основные реформаторские указы и перечислены достижения царя Александра II во внутренней и международной политике. Свод собора был замкнут к 1894 году. В 1897 были уже готовы девять глав собора, часть из которых покрыта разноцветной яркой эмалью, часть позолочена. На всех главках стоят православные кресты с цепями.

Каменный цветок

Спас-на-Крови выделяется на фоне торжественной и утонченной архитектуры центральной части Петербурга. Он похож на сказочный теремок с витыми колоннами, резными изразцами, расписными кокошниками над крылечками и окнами. Его разноцветные купола играют на солнце, притягивая взоры прохожих. Вид этой церкви вызывает восхищение и улыбку.

Этот радужный храм был возведен на месте одного из самых трагичных событий в истории России – на месте убийства императора Александра Второго. Престолонаследник Александр Третий пожелал возвести на месте убийства храм, который стал бы символом покаяния. Он пожелал, чтобы храм был выстроен в «русском стиле». Победителем архитектурного конкурса стал проект архимандрита Игнатия (Малышева) и архитектора Альфреда Парланда.

Строительство храма шло с 1883 по 1907 годы. Парланд изначально хотел придать храму присущую русскому стилю самобытность. Он изучал знаменитые церковные постройки Москвы и Ярославля, возведенные в семнадцатом веке. В итоге получился храм с обилием ярких декоративных элементов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector