Страны и их столицы

Восточный Берлин

Он был восстановлен практически заново. Город был разделен на оккупационные зоны. После создания ФРГ восточная его часть вошла в ГДР, а западная часть являлась анклавом, со всех сторон окруженным территорией Восточной Германии. Согласно конституции Берлина (Западного), земля, на которой он был расположен, относилась к ФРГ. Столица ГДР была крупным центром науки и культуры страны.

Здесь располагались Академии наук и искусств, много высших учебных заведений. Концертные залы и театры принимали выдающихся музыкантов и артистов со всего мира. Множество парков и аллей служили украшением столицы ГДР. В городе были возведены спортивные сооружения: стадионы, бассейны, корты, площадки для соревнований. Самым известным парком для жителей СССР был Трептов-парк, в котором был установлен памятник воину-освободителю.

Падение стены

Как в момент смерти человека врач констатирует его смерть, так сегодня мы можем точно назвать время «кончины» Берлинской стены – с точностью до минуты. Это случилось 9 ноября 1989 года в 19 часов 34 минуты, когда представитель нового правительства ГДР Гюнтер Шабовски, выступая на пресс-конференции, огласил новые правила въезда и выезда из страны. Отныне визы для частных поездок должны были выдаваться без особых условий и долгого оформления. По сути, это означало, что любой гражданин ГДР теперь может беспрепятственно пересечь границу и попасть на территорию Западной Германии.

На самом деле при согласовании речи Шабовски произошла ошибка, из-за которой он раньше времени рассказал о новых порядках, которые лишь планировалось ввести. Но сотням тысяч немцев услышанного было достаточно: люди толпами ринулись к границе. Сперва пограничники пытались оттеснить толпу, используя водометы, но народ все прибывал, и тогда границу пришлось открыть. Дальнейшее напоминало гигантскую сиесту: люди ликовали, обнимались, смеялись и плакали, танцевали, некоторые рестораны бесплатно разливали всем проходящим мимо напитки. С обеих сторон Берлина хлынули навстречу друг другу потоки горожан – каждый стремился увидеть своих близких, с которыми был разлучен столько лет.

Вот как описана эта ночь в публикации газеты «Volkszeitung», вышедшей в печать 17 ноября 1989 года:

В последующие три дня западную часть Берлина посетили более 3 миллионов человек. А 22 декабря 1989 года открылись для прохода Бранденбургские ворота, через которые была проведена граница между Восточным и Западным Берлином. Берлинская стена тогда еще стояла, но от былой мощи и страха, который она внушала, не осталось и следа. Теперь это была обычная стена, местами разрушенная, исписанная многочисленными граффити; жители и гости Берлина в прямом смысле растащили ее на камни, стремясь унести с собой кусочек великой истории.

Система школьного образования в Германии

Общее образование в Германии бесплатное. Абсолютно для всех обязательно 9-летнее школьное образование, а для самых способных и одаренных детей, планирующих поступление в вуз, система образования в Германии рассчитана на 12-13 лет. В Германии на сегодняшний день для более 12 миллионов школьников открыто около 50 тысяч школ.

Система школьного образования делится на три ступени: начальное (до 4го класса), первое среднее (с 4го по 10й класс) и второе среднее (с 10го по 13 класс).

Все дети, которые достигли шестилетнего возраста, поступают в начальную школу (Grundschule). Обучение в ней продолжается четыре года, нагрузка составляет порядка 20-30 часов в неделю.

После окончания начальной школы дети могут продолжать обучение в Hauptschule, Realschule, Gymnasium или Gesamtschule.

Наиболее слабые ученики для дальнейшего обучения направляются в Hauptschule (главную школу), где обучаются в течение пяти лет. Основная ее цель заключается в подготовке к малоквалифицированной деятельности. Здесь можно получить лишь базовое образование. Нагрузка составляет 30-33 часа в неделю. По окончании главной школы выпускник может продолжить обучение и получить профессиональное образование или начать работать.

Ученики с результатами выше средних поступают в Realschule (реальную школу) и обучаются на протяжении шести лет. Такие школы обладают достаточно высоким статусом и предоставляют профессиональное образование в сферах торговли, обслуживания и государственной службы. Полученный по результатам обучения высокий бал позволяет с легкостью поступить в гимназию, а затем и в вуз.

Наиболее престижным типом школы является Gymnasium (гимназия), ее диплом позволяет без экзаменов поступить на многие факультеты университетов. Гимназии, как правило, специализируются на гуманитарном образовании. Ученики тринадцатого класса являются уже абитуриентами, они непосредственно готовятся к учёбе в университете. По окончании последнего класса школьники сдают экзамены по основным школьным дисциплинам (Abitur). Качество подготовки в тринадцатом классе и сложность экзаменов в гимназии очень высоки.

Основные черты вышеперечисленных учреждений объединены в Gesamtschule (объединенной школе). Продолжительность обучения в ней составляет шесть лет, то есть с пятого по десятый класс. Некоторые объединенные школы предлагают обучение в старших классах (с одиннадцатого по тринадцатый). Их организация напоминает старшие классы гимназий, но сюда поступают дети, не имеющие рекомендации из начальной школы. К тому же не во всех землях есть школы данного типа. В случае успешного окончания старших классов объединенной школы ученику выдается Hochschulreife (аттестат зрелости). Этого документа будет достаточно для поступления в вуз.

Кроме вышеперечисленных разновидностей школ, система образования в Германии включает специальные школы самого разного уровня и профиля для учеников с ограниченными физическими или умственными возможностями, называются они Sonderschule.

Система образования в Германии  устанавливает стандартные правила для поступления в университет. Допуском к обучению в вузе является диплом Abitur. Этот документ выдается по итогам обучения в гимназии или в объединенной школе по программе гимназии. Международная классификация стандартов образования ЮНЕСКО ISCED определяет, что эти требования соответствуют второму курсу университетов стран, в которых применяется десятилетняя или одиннадцатилетняя система школьного образования (к примеру, в Российской Федерации).

Средняя оценка экзаменов является важнейшим критерием в получении возможности обучения в вузе. Вступительные экзамены в университеты Германии не проводятся. Приём абитуриентов осуществляется в соответствии со средними оценками в аттестате, также учитываются некоторые социальные факторы. Если на обучение в вуз претендентов больше абитуриентов, чем есть свободных мест, то принимаются только самые лучшие. Все остальные становятся в очередь и могут получить гарантированное место в следующем году.

Также к системе школьного образования в Германии можно отнести так называемые штудиенколлеги – колледжи довузовской подготовки, которые позволяют иностранным студентам с недостаточным уровнем среднего образования восполнить этот дефицит и поступить в университеты Германии.

Система дошкольного образования в Германии

Система дошкольных учреждений в Германии по российским меркам не очень удобна. Это связано со временем работы детских садов. К примеру, садики чаще всего работают с 7 до 12 часов дня. Но вас могут попросить забирать ребенка на обеденный перерыв, а потом привести его обратно. А если сад работает до четырех часов вечера, раньше забрать ребенка вы никак не сможете. В отличие от российских детских садов, в Германии не проводятся дошкольные занятия с детьми. Садики не контролируются Министерством образования, поэтому для них не разработана соответствующая программа. Образованием детей занимаются непосредственно родственники или отдают малышей в развивающие кружки.

Немецкие университеты

Большинство вузов страны – государственные и бесплатные учреждения. На территории Германии работает примерно 70 частных вузов, взымающих плату за обучение.

Учиться в университете можно от 4-х до 10-ти лет. Здесь срок варьируется в зависимости от выбранной специальности. В каждом семестре студент получает блок лекций, затем самообразовывается индивидуальным путем.

Согласно рейтингу самым престижным немецким вузом назван основанный в 1386 году Гейдельбергский университет. Второй по значимости университет Людвига-Максимиллиана.

Записаться в вуз, имея аттестат, довольно просто, а вот быть реально принятым – сложнее. Если на одно место слишком много желающих, то остальные просто стоят в очереди на следующий год. Решающую роль играет количество баллов в аттестате.

Студенты в Германии сами составляют свои учебные планы. Они также проводят исследования. Их планы могут быть, как загруженными, так и свободными. У многих остается время для подработок и личных увлечений.

Система образования в Германии – многоступенчатая, сложная, но очень эффективная. В ней лучшие имеют возможность добиться настоящего успеха, а плохо успевающие также находят свое место в профессиональной сфере. В немецкой системе уважается личность ребенка, учитываются его природные склонности. Каждому ребенку дают возможность реализоваться, даже если у его семьи нет больших денег или связей.

Кухня

Немецкая кухня — это синтез восточно-европейских и западно-европейских блюд. При этом существует различия в кухне севера и юга. Блюда традиционной региональной кухни можно встретить в Северной Германии и Баварии. 

Стоимость питания в Германии не самая дешёвая. Средний счёт на двоих в недорогом ресторане составляет приблизительно 50 евро. 

Немецкое пиво

Главным напитком в Германии является пиво. При этом качество и объемы производства пенного напитка ничуть не уступают Чехии. В историческом регионе Франкония расположены винодельческие регионы, которые производят очень неплохое вино.

Белоруссия, 1919: Смоленск – Минск

В истории Белоруссии есть свои уникальные особенности. Например, на территории этой республики существовали центры древнерусских княжеств.

В Смоленской области с давних времен проживает население, которое говорит на белорусском языке. И даже длительное пребывание в составе Российской Империи не изменило ситуацию коренным образом.

1 января 1919 года была сформирована Белорусская Советская Социалистическая Республика с административным центром в городе Смоленске. Просуществовала, правда, она недолго, уже 5 января того же года правительство Республики переехала в город Минск. А город Смоленск был передан РСФСР.

§ Профессиональное образование в Германии: дуальная и школьная система образования

Профессиональное образование (нем. Berufsschule) молодой человек может получать сразу после окончания Основной или Реальной школы, а также конечно после окончания гимназии. Чем более высокий уровень среднего образования получил человек, тем больше шансов он имеет найти подходящее место для получения профессионального образования. В Германии предлагается очень большой выбор профессий для обучения, всего более 300. Профессиональное образование длится от одного до трех с половиной лет, в зависимости от специальности.

Профессиональное образование предоставляется по дуальной или школьной системе.

Дуальное образование

Дуальное образование. Профессиональное образование в Германии обычно состоит из двух частей: теоретическая часть, которая преподается в школе/училище и практическая часть в виде полноценной работы на предприятии. И теоретическая и практическая части ведутся параллельно, например, учащийся несколько раз в неделю посещает школу, а другие дни работает на предприятии; также эти части могут чередоваться помесячно или даже более долгими периодами обучения и работы. Данная система образования называется двойной или дуальной (нем. duales System).

Для обучения и работы по дуальной системе, молодой человек заключает договор с предприятием, он также получает финансовое вознаграждение за работу, которое со временем увеличивается. Данного вознаграждения обычно достаточно для того, чтобы обеспечить себя необходимыми для жизни средствами.

Профессиональное школьное образование

Профессиональное школьное образование (нем. schulische Ausbildung). Данный вид образования предоставляется колледжами или профессионально-техническими училищами (нем. Berufsfachschule). В рамках данного обучения молодой человек получает только теоретическое образование, практические навыки приобретает во время прохождения практики после окончания образования.

Обучаясь таким образом, человек обычно не получает денежное вознаграждение и чтобы обеспечить себя материально ему нужно либо дополнительно работать, либо получить финансовую поддержку от семьи или государства в виде стипендии.

§ Краткие сведения о политической системе Германии

Страна Германия является федеративной республикой: в ее состав входят , обладающих политической самостоятельностью во внутренней политике, при этом оставаясь в политических и юридических границах самого государства или федерации. Таким образом политическая система страны включает в себя федеративный (или государственный) и региональный уровень, каждый из которых имеет свою систему законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом федеральное право имеет приоритет перед правом земель. Подробнее о государственном и территориальном устройстве Германии.

Германия является демократическим государством, имеющим развитую правовую и социальную системы. Основным законом страны является Конституция страны, определяющая основы и устройство правовой и политической систем страны, определяя основные права живущих в Германии людей, данные основные права не могут быть нарушены никаким политическим органом или лицом.

Краткая основная информация о политической системе, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, представлена в следующей далее таблице 1.

Таблица 1. Краткая информация о политической системе и устройстве Германии

Политическая система
Политический режим Демократия
Форма государственного правления Парламентская республика
Форма государственного устройства
Характеристика государства Правовое и социальное государство
Экономическая система Германии Социально-ориентированная рыночная экономика
Основной закон Конституция Германии
Уровни власти Федеральный и региональный (земель)
Основные политические партии CDU, CSU, SPD, AfD, FDP, Die Linke, Die Grünen
Федеральный уровень
Глава государства Федеральный президент
Основные законодательные органы Бундестаг (федеральный парламент) и Бундесрат (Федеральный совет)
Состав бундестага Депутаты
Состав бундесрата Члены правительства каждой федеральной земли
Основной исполнительный орган Федеральное правительство
Состав правительства Федеральный канцлер и министры
Глава правительства Федеральный канцлер
Основные судебные органы Конституционный суд и другие федеральные суды
Уровень земель
Форма правления Парламентская республика
Основные законы Конституции земель
Основные законодательные органы Ландтаги или парламенты земель
Основные исполнительные органы Правительства земель
Основные судебные органы Земельные суды первой инстанции

По официальной версии пропаганды ГДР стена защищала граждан страны от западного влияния

Несмотря на эту сугубо защитную функцию многое указывало на то, что стена предназначена скорее для удерживания граждан ГДР, чем недопуска кого-то из ФРГ — в частности, “западных провокаторов”. Сторожевые башни, сигнализации, противотанковые ежи, полосы с шипами и огромное количество патрульных — лишь бы никто не пробрался в восточногерманский рай. При этом известно, что в 70-х в ГДР был издан приказ о стрельбе на поражение по всем беглецам; в то же время пограничникам ГДР было предписано задерживать нарушителей границы со стороны ФРГ, но не открывать по ним огонь. 

Первые попытки побега из ГДР начались сразу же после возведения стены и продолжались до 89-го года включительно. Первого нарушителя границы, бежавшего на Запад, застрелили уже летом 61-го года. Самые масштабные побеги пришлись на первые годы. Летом 62-го группа студентов вырыла под стеной тоннель, через который бежало 29 человек — впоследствии об этом сняли фильм “Тоннель”. С другим тоннелем связан курьезный случай: в октябре 64-го года при попытке остановить группу из 57 беглецов погиб пограничник ГДР Эгон Шульц. Власти сделали из него национального героя, отдавшего жизнь на благо родины, установили в его честь множество мемориалов и назвали его именем школу; впоследствии выяснилось, что Шульца случайно подстрелили свои же.

Всего с 61-го по 89-й годы из ГДР бежало порядка 5000 человек. При попытке пересечь границу со стороны ГДР за все годы по официальным данным было застрелено 140 человек.

§ Внешняя политика Германии

Современная внешняя политика страны неразрывно связана с обеспечением мира и стабильности, а также с деятельностью ООН и ЕС. В следующем далее списке представлены основные направления во внешней политике Германии.

  • Поддержка бедных стран и предоставление гуманитарной помощи.
  • Содействие разрешению и предотвращению конфликтов в других странах; противостояние насилию и террору.
  • Поддержка ООН в сфере мира и безопасности, постоянное участие в Совете Безопасности.
  • Укрепление трансатлантического партнерства с США и Канадой. Честные и надежные торговые отношения с США; без протекционизма.
  • Продолжение партнерства в НАТО, ОБСЕ и Совете Европы.
  • Партнерство с африканскими странами является одной из центральных задач сегодняшнего времени.
  • Защита климата и адаптация к изменению климата.
  • Борьба с причинами, ведущими к беженству.
  • Финансовая поддержка развития бедных стран мира.

Успехи и поражения

«На востоке и западе Германии внедрялись разные экономические принципы. Причём на первых порах процессы, имевшие место на востоке, выглядели привлекательнее, так как социалистический подход давал возможность лучше мобилизовать силы. Соответственно, восстановление экономической инфраструктуры шло быстрее. И проблем с продовольствием на востоке было меньше», — рассказал Константин Софронов.

Согласно данным, которые в своей статье «Попытка нового взгляда на экономическое соревнование ГДР и ФРГ» приводит историк Николай Платошкин, в 1950—1958 годах ГДР увеличила выпуск промышленной продукции на 241% (ФРГ — на 210%). В 1957 году объём промышленности Восточной Германии по сравнению с 1936-м вырос в 2,4 раза (Западной Германии — в 2,26).

  • Работа предприятий ГДР

Однако беспорядки 1953 года затянули ГДР в экономическую ловушку. Чтобы снять социальное напряжение, власти сделали упор на поддержку производства продуктов и одежды, из-за чего резко замедлился процесс переоснащения промышленности. В итоге пострадало производство промышленного оборудования и химических изделий — основные экспортные отрасли экономики ГДР. В то же время в ФРГ обновление промышленного оборудования шло полным ходом, в итоге западногерманская продукция начиная с середины 1950-х стала более современной и конкурентоспособной.

В 1956 году в ГДР была создана собственная Национальная народная армия. Немногим ранее, в 1950 году в республике появилась своя тайная полиция — Министерство государственной безопасности (МГБ), более известное под немецким сокращением «Штази». Эксперты часто называют МГБ ГДР, наряду с КГБ и ЦРУ, одной из наиболее мощных спецслужб в мире времён холодной войны.

  • Пограничники ГДР на стене у Бранденбургских ворот
  • Gettyimages.ru

В «Штази» провели несколько сенсационных операций, ставших эталоном разведывательной деятельности. Так, МГБ ГДР смогло добиться назначения своего разведчика Гюнтера Гийома на должность личного референта федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта. Также сотрудникам «Штази» удалось завербовать в Западной Германии ряд высокопоставленных военных, благодаря чему соцлагерь получал исчерпывающие данные о силах НАТО на территории ФРГ, в том числе и о размещении ядерного оружия. На «Штази» в Восточной Германии работали более 90 тыс. штатных и около 200 тыс. неофициальных сотрудников — примерно каждый 50-й гражданин ГДР.

«Немецкое население Восточной Германии в своей массе занимало конформистские позиции», — подчеркнул Константин Зелесский.

В 1970-е годы отношения между ГДР и ФРГ относительно нормализовались. В 1973 году страны признали друг друга и стали полноправными членами ООН.

Предыстория

Впервые о необходимости разделении Германии на несколько отдельных «зон» лидеры стран большой тройки заговорили на Тегеранской конференции в 1943 году. До подписания акта капитуляции оставалось еще полтора года, но в падении фашистского режима никто из присутствующих уже не сомневался. Американский президент Франклин Рузвельт настаивал на дроблении Германии, предлагая создать на ее территории 5 отдельных государств:

  • Гессен;
  • Баварию;
  • Саксонию;
  • Ганновер;
  • Пруссию.

Землям же Рура и Саары планировалось придать статус международной зоны.

Глава Англии Уинстон Черчилль оказался менее радикален, но тоже считал, что Германию следует превратить в:

  • Пруссию;
  • Рур;
  • Южную Германию.

Иосиф Сталин не разделял мнение партнеров по коалиции, считая, что побежденная страна должна остаться в прежних границах. Впрочем, на тот момент, для СССР послевоенное устройство государственности противника являлось менее актуальным, чем открытие второго фронта.

В 1943 году представители стран коалиции не смогли прийти к консенсусу, и этот вопрос передали на обсуждение в лондонскую комиссию. Окончательное решение по нему приняли летом 1945 года на Потсдамской конференции: Германию поделили на 4 зоны влияния. Странами оккупантами выступили:

  • Англия;
  • США;
  • СССР;
  • Франция.

Кроме того, Судетскую область передали Чехословакии. Восточные земли Пруссии поделили между собой СССР и Польша. Австрия вновь обрела независимость

Изначально союзники не планировали расчленять страну на несколько отдельных государств. Основной своей задачей они считали демилитаризацию и денацификацию общества, а также послевоенное восстановление. К сожалению, найти общий язык представителям западного мира и советского общества не удалось. Разногласия между ними начались сразу же после завершения войны. Мелкие недопонимания очень быстро переросли в идейные противостояния двух политических систем, а заложниками этой борьбы стали простые немцы. 

История

Название страны на русском происходит от латинского названия племён, обитающих за долиной Рейна и восходит к временам Римской империи. Римляне называли эти племена «германцами». Официальное название страны на немецком языке — Deutschland. Используется с 15 века.

Первые упоминания о германских племенах относятся к периоду Древней Греции. Дальше упоминания о германцах встречаются в древнеримских документах. С Античности до 10 века большая часть территории Германии была заселена славянскими племенами. После распада Римской империи в Западной Европе было образовано королевство франком. В 9 веке Карл Великий создал новую империю, которая просуществовала совсем недолго. Внуки Карла поделили империю на три королевства. Королевство восточных франков впоследствии стало Германией.

Регенсбург — старинный город в Баварии

Датой основания Германии как государства считается 962 год, когда король восточных франков Оттон I стал королем Священной Римской империи. Священная Римская империя представляла собой конфедерацию земель с широкими полномочиями. Они имели свою монету, армию. Императора выбирали на специальном совете. Свои интересы земли представляли в Рейхстаге.

В 12-14 веке земли, на которых жили славяне, так или иначе вошли в состав Империи. Славянское население было вытеснено или ассимилировано.

Священная Римская империя прекратила своё существование в начале 19 века во время Наполеоновских войн. После Венского конгресса был образован Германский союз, который управлялся кайзером. В 1866 году Германский союз распался. В 1877 году был образован Северогерманский союз, впоследствии ставший Германской империей. В конце 19 века Германия становится одной из ведущих стран Европы. В стране происходит расцвет культуры, науки и философии. 

Рейн — крупнейшая река Германии

В 1914 году Германия вступила в Первую мировую войну. В 1918 году в результате революции король Пруссии отрёкся от престола, а Германия стала Социалистической республикой. В 1933 году к власти приходит национал-социалистическая партия во главе с Адольфом Гитлером. В 1939 году была развязана Вторая мировая война. После окончания войны и поражения в ней страна была разделена на две части — ФРГ и ГДР. В 1990 году Германия стала единой. ГДР вошла в состав Федеративной Республики Германия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector