Свято-духов кафедральный собор в минске
Содержание:
- Смысл Таинства
- Кафедральный собор Сошествия Святого Духа (Кафедральны сабор Сашэсця Святога Духа)
- Архитектура Свято-Духова собора Минска
- Сюрпризы современного Минска
- Современное состояние
- Церковь в Сынковичах на карте
- Расписание богослужений Минского кафедрального собора, адрес
- Печальные новости или кража в Сынковичах
- История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации
- Источник и купальня
- Чудотворные святыни белорусского народа
- Как доехать до Петро-Павловского собора Минска
- Рака с мощами белорусской святой
- Кафедральный собор – один из самых знаменитых храмов Минска
- Деятельность прихода
Смысл Таинства
Крещения — Таинство духовного рождения.
Все мы когда-то родились от земных родителей. Но Христос говорит: надлежит вам родиться свыше. Свыше – значит от Неба, от Бога. А само это слово – таинство указывает на тайну. Это то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере.
Совершается Таинство, внешне очень земное, с несовременными обрядами, над которыми можно улыбнуться: мажут из пузырька маслом, дуют на воду, окунают… Но в момент Крещения происходит нечто таинственное, невыразимое. Человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Момент Крещения – момент духовного рождения.
Крещение – не формальное членство в каком-то обществе или партии, Крещение – вхождение в новый опыт жизни – жизни с Богом. Многих людей тот факт, что они христиане, ни к чему не обязывает. Крестят детей, чтобы ребенок меньше болел, жизнь удачнее сложилась… Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Все это – категории жизни сей, временной, земной. А Господь прежде всего печется не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесной Родине, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному.
Креститься может любой человек. И парадокс церковных Таинств (в том числе и Крещения) состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он принимает Таинства не насильно, они все равно совершаются, они действительны и объективны.
Но для самого человека важно, с каким расположением души он подходит к Таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом или событием духовного возрождения, Пасхой души
О подготовке к Крещению. Маленькому ребенку, готовящимуся войти в Церковь, нужны восприемники (иначе – крестные). В древности воспреемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Восприемники приводили такого человека к священнику на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели – воспринимали от купели, поэтому и назывались восприемниками.
Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны – очень ответственно. В первую очередь, это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка. Стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, приводить крестника в храм – вот обязанности настоящего крестного. Чему же может научить крестный, далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры? Пусть уж он просто остается вашим другом или подругой, но не берет на себя такую великую духовную ответственность, не становится восприемником. Стоит задуматься, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника. Грехи, равно как и добродетели крещаемого, оказывают влияние и на духовную жизнь самого крестного.
В случае, если нет людей, которые могут стать хорошими духовными наставниками, имеющих опыт христианской жизни, крещение взрослого человека можно совершить и без крестных.
Таинство начинается с изгнания диавола. Хотим мы этого или нет, но на любого человека, особенно некрещеного, оказывает воздействие враг рода человеческого – диавол. Мрак и отчаяние в душе, порочные желания, которым нет сил сопротивляться, – вот плоды этого воздействия.
Крещение соединяет человека с Богом, показывает путь избавления от грехов. Крещение совершается только один раз в жизни. В этом Таинстве происходит освящение человека, но если мы человек ведет греховную жизнь, то теряет эту благодать.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа (Кафедральны сабор Сашэсця Святога Духа)
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе. Главный храм Русской Православной церкви в белорусском экзархате отличается богатой и довольно запутанной хроникой.
В 1633–1642-х гг. храм возвели для нужд женского бернардинского католического монастыря. Спустя столетие оно сильно пострадало при пожаре 1741 года, после чего существенно перестроено. Сейчас с северо-восточной стороны к храму примыкает корпус в два этажа в виде буквы «П».
Согласно инвентарной описи за 1784 год, чуть в стороне от места, где стоит собор, ранее располагался православный Космодемьяновский мужской монастырь. В начале 17-го века польские власти передали его униатам.
В 1852-м году женский монастырь был упразднен из-за небольшого числа живших там монахинь, оставшиеся бернардинки переселились в Несвиж, а в 1864-м году строение конфисковали в наказание за причастность католиков к Январскому восстанию. В результате этого события собор перешел к православным.
В 1869-м году архиепископ Минский и Бобруйский Александр (Андрей Васильевич Добрынин в миру) ходатайствовал о дополнительной денежной помощи на починку собора и соседствующих с ним зданий для создания мужского православного монастыря. В итоге на эти нужды предоставили тринадцать тысяч рублей, значительная для того времени сумма. Часть денег потратили на восстановление храма и строений монастырского корпуса, а также чтобы обустроить иконостас.
Монастырь открыли в самом начале 1870-го года, его братией стали монахи, прибывшие из Свято-Троицкого монастыря в Слуцке, с собой они перевели значительную часть его достояния, в том числе свои ризницу, древнее евангелие и библиотеку.
Весной 1870-го года Синод предписал называть монастырь Свято-Духовным. В конце октября этого же года в честь Сошествия Святого Духа освятили главный престол, а через неделю был освящен правый боковой алтарь в честь св. братьев Кирилла и Мефодия.
С приходом советской власти собор закрыли. Богослужение возобновилось уже во время оккупации Белоруссии немцами. Храм подготовили к службе, и его освятил Филофей (Нарко), епископ Могилевский и Мстиславский.
После освобождения города власти СССР очень быстро распорядились закрыть Петропавловский собор — к тому моменту кафедральный православный храм Минска, в результате новым главным храмом Минской епархии стал Свято-Духовный собор.
В иконостасе этого храма имеются образцы иконописной школы Московской духовной академии, однако особенно важной святыней стала Минская икона Пресвятой Богородицы, которую внесли из закрытого после войны Петропавловского собора. Кроме этого в храме имеется рака, где хранятся нетленные останки святой благоверной Софии Слуцкой, княгини, покровительствовавшей монастырям православных в Великом княжестве Литовском
Архитектура Свято-Духова собора Минска
Здание Свято-Духова собора в свое время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм.
Собор представляет собой трех-нефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролетами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром.
В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них — сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в XVII — начале XVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому архитектурному направлению свойственны «выразительная массивная пластика форм» и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчеркнуто строг, декор не отличается пышностью.
При перестройке собора использовали элементы Виленского барокко — стиля более легкого и пышного. Он стал популярным в середине XVIII века — особенно в среде гре-кокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли и на сугубо «католических» зодчих.
На территории Белоруссии сохранилось множество памятников сарматского и Виленского барокко. Среди них — Фарный костел в Новогрудке, костел бернардинок в Слониме, Софийский собор в Полоцке, Богородице-Рождественский собор в Глубоком, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах…
Свято-Духов собор состоит из основного храма и двух приделов — южного (во имя Кирилла и Мефодия) и северного (во имя великомученицы Варвары). Стены украшены множеством мозаик и витражей.
Саша Митрахович 07:57
Сюрпризы современного Минска
Свято-Духов кафедральный собор находится на возвышении.
И когда поднимаешься по ступеням к центральному входу храма, он производит грандиозное впечатление свей красотой и величием.
Внутри церкви достаточно просторно. Но на большие праздники все желающие не могут поместиться в помещении. Поэтому при большом стечении прихожан Служба транслируется на улицу через динамики. Очень необычно!
Рядом с собором находится парк, где можно просто посидеть, полюбоваться окружающей красотой, послушать звон колоколов. Если получится, приходите к собору, когда стемнеет. Подсвеченный со всех сторон белый храм нереально красив! Зрелище просто завораживает!
Современное состояние
В настоящее время Свято-Духов в Минске является кафедральным собором. Архитектура — классический католический костел, барочный стиль. На главном фасаде выстроены две высокие башни с несколькими ярусами, нишами и арками. Башни украшены характерными элементами для стиля барокко.
Внутреннее убранство Свято-Духовского собора
Между башнями имеется щит с криволинейным контуром. Все помещение разделено на 3 нефа. Достигнуто это не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.
В 90-х годах состоялся крестных ход, который не проводили многие десятилетия. Отправной точкой крестного хода был Свято-Духов собор.
Церковь в Сынковичах на карте
Церковь Святого Михаила — уникальный памятник старинной архитектуры. Таких сооружений оборонительного типа сохранилось очень немного в Беларуси, поэтому каждое из них представляет огромное культурно-историческое значение.
Множество туристов и паломников посещают Свято-Михайловский храм. И я очень рекомендую это необычное место к посещению.
Храм-Крепость находится на окраине деревни Сынковичи Гродненской области Белоруссии. Доехать сюда несложно. Церковь находится в 50 километраз от трассы М1 Минск-Брест. Нужно повернуть на город Слоним. Через 10 километров после него будет поворот на Сынковичи.
Карту можно увеличить, чтобы лучше разглядеть место расположение храма и источника.
Время посещения храма ежедневно с 9.00 до 16.00. Выходной понедельник. Возможно проведение экскурсий, но об этом нужно договариваться заранее.
Координаты храма (парковка): 53.12327, 25.15815.
Координаты Источника (парковка): 53.11619, 25.15625.
Я была в Сынковичской Свято-Михайловской церкви 14 апреля 2016 года. Неспешный осмотр храма и посещение родника заняло у меня 25 минут.
В Беларуси, в любом городе есть огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.
Заехала сюда по дороге из Беловежской Пущи в Барановичи, где была забронирована квартира на ночь. В течение этого дня в планах посетить: Дворец Пусловских в Коссово, Дворец Сапегов в Ружанах, церковь в Сынковичах, Жировичский монастырь. Всего 390 км.
На карте ниже представлены другие достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть здесь.
Расписание богослужений Минского кафедрального собора, адрес
Как уже упоминалось выше, в соборе находиться не малое количество чудотворных икон. К ним относятся:
- образ Богоматери Минской,
- икона мученицы Варвары,
- мчц. княгини Людмилы,
- мчц. Елисаветы.
Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Святой Софии в Стамбуле
Кроме того, здесь находятся мощи св. Софии, княгини Случкой и многое другое.
В соборе проходят богослужения ежедневно. В будние дни утренняя Литургия начинается в 8:40 утра, обедня в 9:00, а вечерняя в 17:00. По выходным и праздничным дням проводятся ранняя и поздняя вечерняя служба в 7:00 и 10:00 утра. Вечерние чтения Литургий начинаются в 18:00.
К собору добраться не тяжело. Он находится по адресу: ул. Кирилла и Мефодия 3. К нему добираться удобно любым видом транспорта как собственным, так и общественным. Если ехать вторым видом транспорта, тогда необходимо добраться до станции метро «Немига», а от нее ехать на автобусе № 38, 57 или 91.
Храни Вас Господь!
Печальные новости или кража в Сынковичах
Полной неожиданностью стала для меня информация о том, что 4 мая 2016 года неизвестные обокрали церковь в Сынковичах. Меня эта информация в интернете просто ошарашила. Ведь даже месяца не прошло после моей поездки в это удивительное место.
Воры вынесли все золотые украшения, но, к счастью, не тронули Чудотворную икону «Всецарица». Это ограбление пока не раскрыто. Но очень грустно от того, как люди по-разному относятся к чудесам и проявлению благодарности.
Вот так храм-крепость выстаивал в битве с врагами, а вот против своих ни толстые каменные стены, ни современная сигнализация — не смогли ничего сделать. И теперь десятки килограмм драгоценностей остались лишь на фотографиях.
История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации
Первое упоминание о православной церкви, Козьмодемьяновской, относится к началу XV в. Небольшой деревянный храм возвышался на одноименной горе и имел при себе духовное училище.
Находился он при монастыре, посвященном бессеребренникам Косме и Дамиану. Монашеская община на окраине города была хорошо укреплена и при необходимости могла держать оборону от неприятеля.
На фото изображение на стяге святых бессребренников Космы и Дамиана. Именно им был посвящен мужской монастырь с Козьмодемьяновской деревянной церковью, находящиеся на месте современного собора. Впервые они были упомянуты в XV в.
В начале XVII в. настал период польского владычества и засилия церковной унии. Монашеская обитель, наряду с несколькими десятками других храмов были насильно присвоены униатами. На фоне этого поднялась целая волна протестов недовольных горожан.
В свете описанных событий местные жители наотрез отказывались посещать конфискованные церкви. Как следствие, у римско-католической церковной власти не было средств на содержание бывших православных храмов.
Выходом стало передача отобранных сооружений католическим монашеским общинам.
Свято-Духов храм стал собственностью женского римско-католического ордена бернардинок.
В период сильных пожаров, свирепствовавших с 1633 по 1642 гг., деревянный монастырский комплекс Космо-Дамиановского монастыря был полностью уничтожен. На его землях орден бернардинок построил храм, здание которого сохранилось до наших дней.
Пожары были часты, разрушительны и оставляли после себя огромные разрушения. После очередного, вспыхнувшего в 1835 г., выгоревшим оказался внушительный участок города.
Пожар возник во время ярмарки и первым загорелся монастырь бернардинок. Пожарные команды бездействовали, позволив погибнуть в пламени центральной части города.
К этому моменту монашеский орден женщин-бернардинок в Минске был довольно немногочислен. Поэтому обитель восстанавливать не стали. Оставшихся монахинь просто перевезли в г. Несвиж., вместе с их имуществом. Здание осталось пустовать.
На старинном фото 1863 г. на фоне города возвышается каменное здание Свято-Духова храма, построенное монашеским орденом бернардинок. Позднее оно было передано православной церкви и дошло в почти неизменном виде до наших дней
В 1860 г. строение вернулось православной церкви и было приведено в порядок. В этот же год храм был освящен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В нем проводили богослужения для учеников Слуцкой духовной семинарии, переведенной в Минск.
Во второй половине XIX в. церковь Кирилла и Мефодия имела плачевный вид и требовала основательных ремонтных работ. И в 1869 г. архиепископ Александр (Добрынин) выхлопотал из казны немалую по тем временам сумму – 13 тыс. рублей.
Половина средств пошла на восстановление храма и нового иконостаса, а остальные – на прилегающую территорию. Все это должно было отойти вновь открытому мужскому православному монастырю.
За 1 год удалось восстановить церковь.
Работы были завершены в кратчайшие сроки. Уже в конце 1870 года главный престол православного храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а правый придел – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Из Слуцка перевели монахов древней Свято-Троицкой обители вместе с собственной библиотекой, ризницей и прочим имуществом. Среди прочего можно назвать такие святыни как: древнее Евангелие, икона святителя Никиты с частичкой мощей и кресты с мощами других святых.
Во время советской власти храм использовался как спортивный зал, архив и даже в качестве пересыльной тюрьмы для раскулаченных. Здание пришло в упадок
Во время советской власти монастырь закрыли. Церковная утварь по большей части была конфискована и утрачена бесследно. В храме устроили спортивный зал для команды пожарных. Затем в нем на некоторое время «поселился» архив.
В период раскулачивания часть здания использовалась в качестве пересыльной тюрьмы.
В годы Великой Отечественной войны службы в церкви возобновились, а также снова начал функционировать Свято-Духов мужской монастырь.
Несмотря на последующие трудности, службы продолжались и по окончанию военного времени. А затем приход дождался и капитального ремонта, после которого еще больше похорошел и заиграл новыми красками.
Во время Великой отечественной войны богослужения возобновились. А после окончания оккупации Свято-духов храм дождался ремонта и восстановления. Теперь она поражает своей красотой снаружи и изнутри
Источник и купальня
В церковной лавке можно написать записки, заказать молебны перед святой иконой, а также приобрести бутылки со Святой Водой.
Но если у вас есть просто пустые ёмкости, вы можете набрать Святой Воды самостоятельно из родника, находящегося рядом с деревней Сынковичи.
Родник обустроен лестницей и беседками для отдыха. А водичка — просто замечательная на вкус.
Здесь же имеется и крытая купальня. Здесь 2 отделения: одно мелкое, другое более глубокое. Может, это детская и взрослая купели.
Источник и Купель освящены и построена в честь чудотворящей Богородичной иконы «Всецарица».
Вода в купальне кристально чистая, но обжигающе холодная, просто ледяная.
Чудотворные святыни белорусского народа
Минский образ Пресвятой Богородицы
Многочисленные святыни хранятся в храмовых стенах. Самая главная из них — Минская икона Божьей Матери. Ее история насчитывает почти 20 столетий!
По легенде, написал её ещё в 1-м веке апостол Лука. Долгие годы она хранилась в Византии, затем в одной из церквей Киева.
Во время одного из набегов монголо-татар на Киев, один из варваров снял с иконы все богатые украшения, а её бросил в воду — в Днепр.
Но икона — целая и невредимая — какими-то чудесными, неизведанными путями спустя некоторое время оказалась в Минске, в реке Свислочь. Там, по исходившему от неё сиянию, образ заметили и отнесли в одну из церквей города.
Произошло это в далёком 1500 году. Долгий путь — из одной церкви в другую — пришлось пройти иконе, пока она, наконец, не попала туда, где, по-видимому, и должна быть: в Минский Свято-Духов кафедральный собор. Там она хранится и до сих пор.
Праздник и день почитания Минской иконы Пресвятой Богородицы 26 августа (или 13 августа по старому стилю).
Чудотворные иконы
В Святодуховском кафедральном соборе Минска огромное количество икон. Это Спаситель, Божия Матерь, различные православные святые.
Здесь же я хочу упомянуть лишь о двух из них, которые особо почитаются православными верующими. Эти образы не просто написаны на холсте, но рядом с ними находятся частички чудотворных мощей этих святых.
Удивительно, но в Минском соборе самые почитаемые образы — женские.
Вот и на этих иконах изображены святая мученица Людмила, жившая в 10 веке, а также преподобная мученица великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, которые также приняли мученическую смерть, но уже в начале 20-го века.
Почитание святой Елисаветы в Белоруссии очень заметно. Ведь еще в Минске находится удивительный женский монастырь, главный храм которого освящен в честь именно этой преподобной. Приглашаю на экскурсию: «Свято-Елисаветинский женский монастырь».
Святые мощи
Ещё одна особо чтимая святыня белокаменного собора — это нетленные мощи святой Софии Слуцкой. После ранней смерти родителей, маленькую Софию стал воспитывать опекун.
Богатство девушки позже стало поводом для ссоры между ним и отцом жениха Софии — воином из рода Радзивиллов.
Чтобы не допустить войны между ними и кровопролития, в котором мог пострадать простой народ, София горячо и много молилась. Прошения были услышаны Господом, и дело закончилось миром. Но выйдя замуж, княгиня умерла при родах.
Говорят, что она помогает всем, кто молит её о чистой, взаимной любви.
Интересно, но ее история напомнила мне жизнь еще одной православной святой, которая также была обычной женщиной: любила своего мужа, рожала и воспитывала детей, занималась благотворительностью. Речь идет о святой Иулиании Муромской, чьи нетленные мощи хранятся в Никольском храме города Муром.
Как доехать до Петро-Павловского собора Минска
Подробная информация о том, как доехать до Петро-Павловского собора, приведена здесь.
Проезд общественным транспортом:
от ст. метро «Немига» пройти к собору 300 метров.
На автомобиле:
- От Октябрьской площади по просп. Независимости в сторону ГУМа, через 320 м влево, на ул. Ленина, через 800 м круто вправо, затем снова вправо, на ул. Немига, к Петро-Павловскому собору.
- С МКАД (53-й километр) на Логойский тракт и ул. Я. Коласа. Через 2,8 км, перед площадью Я. Коласа влево, затем вправо, на просп. Независимости, через 1,8 км вправо, на ул. Я. Купалы, через 800 м влево, на ул. Максима Богдановича и ул. Немига, к собору.
Рака с мощами белорусской святой
Церковные историки отмечают, что практически сразу после смерти Софья стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. «Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей». После войны 1941-1945 гг., 3 апреля 1984 года православная церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику блаженных.
Кафедральный собор – один из самых знаменитых храмов Минска
Свято-Духов собор в Минске — святыня, прошедшая сквозь века и сохранившая свой неповторимый облик. Ежегодно сюда съезжается не только множество любознательных туристов, осматривающих достопримечательность во время обзорной экскурсии по Минску, но и истинных верующих, ведь в Минский собор Святого Духа ведет множество паломнических и религиозных туров.
Свято-Духов собор в Минске прошел путь от католицизма до православия
История храма берет свое начало с XVII столетия, когда здесь было построено здание женского бернардинского монастыря. Впрочем, простояло оно так не очень долго: уже в первой половине XVIII века храм был серьезно разрушен, а еще позднее, в 1852 году, упразднен.
Столь удивительной красоты сооружение пустовало недолго. Здесь был основан уже православный храм с позднейшим присоединением двухэтажного сооружения, где располагался мужской монастырь. Современное название храм приобрел уже в 1961 году, с тех пор именуясь Кафедральным собором Сошествия Святого Духа. В 1991 году было произведено Всенощное бдение патриархом Алексием II, в результате чего в храме было официально разрешено проводить Божественную литургию.
Интересно, что какое-то время здание храма не использовалось непосредственно по назначению. Так, здесь располагалась пересыльная тюрьма, государственный архив и даже спортивный зал. К счастью, все это не повлияло на внешнее и внутреннее состояние собора.
Архитектурный облик Кафедрального собора Святого Духа в Минске
Как и большинство построенных в то время зданий, Кафедральный собор в Минске был выполнен в соответствии с барочным архитектурным стилем.
Базилика имеет две высокие башни с несколькими ярусами, на верхнем из которых находятся изящные арочные пролеты. Башни украшены пилястрами и другими типичными для барокко элементами. Между башнями расположен щит с криволинейным контуром.
Что касается внутреннего убранства, то все помещение разделено на три нефа. Это обеспечивается не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.
Святыни Свято-Духова кафедрального собора в Минске
Пожалуй, самой знаменитой святынью собора Святого Духа в Минске является икона Божьей Матери, хранящаяся в Минске с 1500 года. С ней связана довольно занимательная легенда, согласно которой сперва икона хранилась в Киеве, привезенная туда князем Владимиром еще в X столетии из походов по Византии, а затем ее выбросили в воды Днепра татары во время своего нашествия. И года минчане выловили ее из устья Свислочи, после чего в начале XX столетия она попала в храм. Согласно некоторым источникам, автором столь удивительного произведения церковного искусства является евангелист Лука, который изобразил Божью Матерь с младенцем на руках. Икона отличается точностью деталей и использованием насыщенных темных тонов.
Помимо иконы Божьей Матери, в Кафедральном соборе хранятся также мощи Софии Слуцкой, внучки знаменитой Анастасии, и мощи Великомученицы Варвары.
Это интересно: Старец Серафим Тяпочкин (видео)
Деятельность прихода
В кафедральном соборе действуют:
- Воскресная школа для детей и взрослых. Дети начинают обучаться с 5 лет. Программа обучения: Ветхий и Новый Завет, Катехизис, история церкви, устройство православного храма и процесс литургии. Предметы изучения в воскресной школе для взрослых включают себя: Ветхий и Новый Завет, история церкви, христианское вероучение, церковнославянский язык, основы богослужений.
- Библиотека. Фонд состоит из 3 тыс. изданий, включая книги, периодику. Посещать могут прихожане, священнослужители, учащиеся духовных ВУЗов.
- Сестричество.
Основной миссионерский проект — Православное Братство в честь Святого апостола Иоанна Богослова. Направления работы:
- благотворительность;
- работа с детьми-инвалидами, сиротами, дети из неблагополучных семей;
- помощь одиноким и социально уязвимым людям;
- волонтерство на социальных объектах;
- миссионерская работа в интернатах;
- духовные беседы;
- сплочение православной молодежи и воцерковление;
- семинары, лекции, тренинги, беседы на церковную тематику.
Богослужение в Свято-Духовском соборе
Кроме того, основано молодежное Православное Братство святых бессребреников Космы и Дамиана Римских, которое действует в таких направлениях:
- служение просвещения;
- издание информационного буклета «Свете Тихий»;
- организация и проведение мероприятий собора.