Богоявленский кафедральный собор в елохове (москва)

В Богоявленской обители хранятся православные святыни

В наше время в Московском Богоявленском мужском монастыре храниться целый ряд православных святынь. Это Выносной Крест с частью Честного и Животворящего Древа Креста Господня. Мощи святого апостола и евангелиста Луки, святого апостола Вараввы, святителя Василия рязанского и т.д.

Видеоролик: Храм Богоявления, Китай-город: «СОЮЗ», «Глас». На 10 минуте 27 секунде автор говорит о том, что в наше время в соборе Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря в Китай-городе сложились свои богослужебный традиции. Они касаются, в том числе, и поклонению хранящимся в нём святыням.

Кроме того, здесь также храниться большое количество икон с частицами мощей святых. Данное обстоятельство привлекает в обитель множество паломников. Паломники и прихожане главного собора монастыря свидетельствуют о том, что святыни собора оказывают по молитвам Благодатную помощь.

Правила посещения собора

Посещая храм нужно помнить:

  • нельзя опаздывать и протискиваться между молящимися людьми за свечкой, лучше прийти на 10 мин. раньше;
  • входить в храм мужчинам нужно с обнаженной головой, а женщине обязательно покрывать ее платком или накидкой;
  • в церкви нельзя разговаривать, сотовые телефоны рекомендуется заранее отключить;
  • к иконе запрещается прикладываться накрашенными губами, отказаться стоит и от другой косметики, украшений и парфюмерии;
  • одежда должна быть скромной, опрятной, без вырезов, разрезов и страз, обязательно с длинными рукавами и юбкой ниже колен;
  • в пасхальное богослужение уместна одежда светлых тонов, в остальные дни необходимо предпочитать темные оттенки;
  • женщинам запрещено приходить в храм в брючной одежде и джинсах, мужчинам джинсы не возбраняются, но лучше предпочесть брюки;
  • майки, футболки, шорты нельзя надевать в церковь даже в сильную жару;
  • при входе, начиная и оканчивая молитву, прикладываясь к иконам или кресту, нужно совершать крестное знамение;
  • зайдя в церковь, необходимо подойти к иконе у «Царских врат», трижды осенить себя крестным знамением и приложиться к иконе, поцеловать край одежды святого, перекреститься и уйти в сторону;
  • всю службу рекомендуется стоять;
  • если открыты «Царские врата» сидеть не разрешено никому, даже немощным;
  • руки должны быть опущены вдоль тела, нельзя совать их в карманы, запрокидывать за спину или скрещивать на груди;
  • на выходе перекреститься, обернувшись на алтарь.

Эти несложные правила нужно соблюдать в любой церкви. Грубое движение или вопросы отвлекают верующих от богослужения. Нужно уважать чувства людей.

Собор во времена Великой Отечественной войны

В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.

Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.


Иконостас Богоявленского кафедрального собора

После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.

В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.

История собора

Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.


Елоховский собор в Москве

Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.

В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.

По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.

И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.

А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.

Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.

О других храмах столицы:

  • Храм Воздвижения Креста Господня
  • Храм апостолов Петра и Павла
  • Храм святого Александра Невского

У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.

Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.


Елоховский собор, вид с южной стороны

То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.

Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.

Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны

Архитектурные особенности собора

Величественное здание Елоховского собора — прекрасный образец позднего русского ампира. Четверик на высоком подклетье завершают пять элегантных глав, а массивная ротонда в центре напоминает римский собор Святого Петра. Купола с золотыми крестами поднимаются на 56 м и хорошо видны с окрестных улиц. Просторная церковь площадью более 1100 кв. м может вместить до 3000 человек.

Старейшие части собора – трапезная и нижняя часть колокольни были построены в конце XVIII – начале XIX веков. Трехъярусная колокольня возвышается на 65 м и имеет 17 колоколов. Самый крупный был изготовлен в 1900 году. Общий вес церковных колоколов превышает 6,8 тонн.

Фасады храма богато декорированы карнизами, нишами, наличниками и фронтончиками. Затейливая отделка делает здание очень нарядным и легким.

Вход в Елоховский собор

История собора

Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.

Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.

В середине 1731 г. состоялось освящение патриархом, а в конце 80-х гг. она подверглась глобальной реконструкции. В начале 1792 г. появился еще Никольский придел. Деньги выделили прихожане. В 1812 г. почти весь приход сгорел при пожаре, но церковь не пострадала. Ее разграбили. На пожертвования воссоздали ее внутренний вид, жилье восстановили.

В1837 г. собор снова перестраивали, а в 1845 г. он подвергся реконструкции, после которой полностью изменил свой внешний вид. Только 1 уровень колокольни и трапезная сохранили прежний облик. В военные годы на колокольне храма стояли войска противовоздушной обороны. Митрополит Сергий прямо на молебне призвал неравнодушных людей защищать Отечество.

Верующие и духовные лица внесли собранные средства в оборонный фонд. А в 1942 г. в его стенах была проведена Пасхальная служба, несмотря на осадное положение, куда пришло 6500 верующих. Елоховский Богоявленский собор в Москве многократно пытались закрыть с 1934 г., но он выстоял под напором религиозных прихожан.


Елоховский Богоявленский Собор: тогда и сейчас.

С 1970-х гг. непрерывно ведутся реставрационные работы: расширялось помещение, восстанавливалось и дополнялось убранство, лепнина, настенная живопись. Современный величавый вид храма – результат этих усилий. В нем хранятся исключительные реликвии и люди тянутся к ним, чтобы преклонить колени.

Архитектор и внешняя отделка собора

По просьбе прихожан в 1835 г. храм начали отстраивать заново. Архитектором был Евграф Тюрин. Треть расходов на строительство возместил Василий Щапов. Купец регулярно выделял средства в пользу православного храма, до самой смерти. Строительство закончилось в 1845 г. Проект был создан в стиле ампир. Пятикупольное здание, высотой 56 м., в центре купольная ротонда.

Интересно, что купола имеют широкие и высокие оконные проемы с тонкими переплетами, за счет чего возникает ощущение, будто главный купол парит в воздухе. Ротонда в центре украшена расписным узором над окнами. С севера и юга собор декорирован колоннадой и пилястрами. Множество декоративных элементов в проекте Тюрина скрывает тяжеловесность кубического здания и придает красивый вид.

В 1853 г. здание было освящено митрополитом Филаретом. А в конце 50-х гг. по проекту Петра Зыкова заново возвели верхние колокольни. В 1889 г. по его же проекту был создан граненый купол, расположили его над трапезной, соединенной с основным зданием небольшим проходом. На боковых фасадах выстроены ступенчатые аттики. Вдоль южного и северного фасада выложен трехарочный портик.

Отделка трапезной дополнена фигурными розетками, капителями пилястр и оконными наличниками. Стены колокольни украшены сквозными арками и круглыми колоннами. Верхушка здания – крест и маковка – украшений не имеет. В 1970-х гг. доделаны центральные капители, не оконченные при строительстве нового проекта. Главный алтарь расширен, восстановлена лепнина и живопись на трапезной и куполах.

Колокольня насчитывает 17 колоколов, общей массой более 6 т., главный из которых отлит в 1900 г. на заводе Самгина. В настоящее время собор выкрашен в светло-зеленый цвет, который великолепно оттеняет белоснежные украшения. Темный металл куполов покрыли позолотой, отдав дань новым веяниям.

Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески

Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.

В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:

  • Главный престол – в честь Богоявления.
  • Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
  • Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.

Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».

А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.

Гостиницы около Елоховского собора

Гостиница Мандарин Москва

Удалённость отеля: 0.6 км

Как добраться от гостиницы Мандарин Москва до Елоховского собора

Гостиница Мандарин находится в пешей доступности от Елоховского собора. И добраться от отеля до храма очень просто: для этого достаточно свернуть с Ольховской улицы на Нижнюю Красносельскую улицу и идти вдоль неё в сторону увеличения нумерации домов, пока не окажетесь рядом с Богоявленским собором. Весь маршрут займёт не более 10 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>

Гостиница Юджин

Удалённость отеля: 0.6 км

Как добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора

Чтобы добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора, придётся пройти пешком около 10 минут. Маршрут движения простой: улица Фридриха Энгелся – Ладожская улица – Бауманская улица до станции метро Бауманская. От станции метро Бауманская следует воспользоваться переходом к храму по закрытой галерее, которая уже не раз упоминалась в описании выше.Подробная информация о гостинице и цены >>

Гостиница Лефортово

Удалённость отеля: 2.0 км

Как добраться от гостиницы Лефортово до Елоховского собора

Гостиница Лефортово относительно Елоховского собора находится на достаточном удалении. Однако большим подспорьем на пути в храм для постояльцев отеля Лефортово является трамвай. Рядом с гостиницей на Красноказарменной улице находится остановка общественного транспорта, на которой останавливаются:

  • автобус: 425
  • трамвай: 37, 45, 50

На любом из перечисленных маршрутных транспортных средств можно доехать до остановки «Метро Бауманская». От которой, как Вы уже знаете, можно за несколько минут по крытой галерее дойти прямо до храма. Весь описанный путь займёт около 20 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>

История строительства

В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.

Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.

Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.

В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.

Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.

В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.

Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы

В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов. Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.

Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.

Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.

Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы

Как доехать до храма на общественном транспорте

Добраться общественным транспортом можно несколькими способами:

  • автобусами № 152 и № 40 от метро «Бауманская», либо № Т88 от метро «Комсомольская» до остановки «Комсомольская площадь»;
  • на троллейбусе № 22 или № 25 от метро «Бауманская» до «Елоховской площади»;
  • на трамвае № 50, 45 или 37 от метро «Красносельская» до метро «Бауманская».

Далее двигаться пешком. У метро «Бауманская» свернуть направо, дойдя до перекрестка «Бауманской» и «Спартаковской» улиц, повернуть налево, перейти на другую сторону. Весь путь пешком займет 5-7 мин. У метро «Красносельская» свернуть налево. Двигаться по улице «Нижняя Красносельская» до ее пересечения со «Спартаковской». Это займет 10 мин.

Строительство каменного храма

Московская церковь Богоявления в Дорогомилове, 1882 год

С конца XVIII века стал меняться приход Богоявленского храма: на смену ямщикам, уходившим в посадские люди или возвращавшимся на родину, приходили «всяких чинов» люди. Тогда сложилась еще одна характерная черта Дорогомилова – здесь традиционно селились бедные или небогатые обыватели, крестьяне, солдаты, унтер-офицеры, купцы, мещане, занимавшиеся извозом, огородничеством, мелкой торговлей и ремеслами. Интеллигенции здесь никогда не было (в отличие от наших дней), и это сильно сказалось в последующие времена. Здесь селилось простонародье, но не пролетариат. (Не случайно многие прихожане Богоявленского храма трагически погибли на Ходынском поле в 1896 году, о чем власти уведомили духовенство.)

Вскоре после Наполеона Дорогомилово посетила новая беда – холерная эпидемия года. Считается, что в благодарность за избавление от нее в Богоявленском храме в году появился второй придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали».

Великий год был торжественно отпразднован и в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя России. Чуть позднее появился еще один придел – во имя святителя Тихона Задонского, его святые мощи были прославлены в том же эпохальном 1861 году.

Отмена крепостного права изменила судьбу храма. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Дело в том, что земля в этой местности гораздо дешевле, чем в прочих районах Москвы, оттого в Дорогомилове появилось множество фабрик, заводов и всяких заведений. Так что храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих. С другой стороны, это было отрадным явлением: храм Богоявления всегда строился и поновлялся за счет своих прихожан, и деньги на его строительство они собирали с усердием. Дорогомиловцы всегда были спокойными и богомольными людьми, крайне устойчивыми к революционным идеям, что и раскрылось в грозные годы русской истории.

Тесный храм сначала пытались расширить за счет приделов и мелких перестроек. А в году решили возвести новую колокольню по проекту архитектора Н.В. Никитина, построившего церковь Казанской иконы у Калужских ворот, где теперь стоит памятная часовня. Многие дорогомиловцы были против, один даже возмущенно указывал, что старая колокольня будто бы имела на себе след от французского снаряда времен Отечественной войны. Колокольню все же построили, а дальше произошло событие, определившее все последующие: в году власти решил строить в Дорогомилове Брянский (Киевский) вокзал. Дело было в том, что около вокзала всегда складывалась многолюдная, заселенная и оживленная местность, а главное, вокзал имел массу рабочих и служащих, так что и без того тесный Богоявленский храм ожидал огромный приток новых прихожан.

Знакомство с храмом

Елоховская церковь притягивает взгляд и погружает в светлые мысли. Талантливый архитектор построил в Елохове Богоявленский собор в стиле классицизма с элементами ампира и эклектики.

Архитектура собора

Колонны и лепнина, позолота и высокие сводчатые окна, разнообразные объемы и строгие вертикальные линии гладких стен – все характерные признаки стилей воплощены при создании храма Богоявления.

Богоявленский собор – поднятый на высокий подклет четверик (четырехугольное сооружение), завершенный монументальным пятиглавием высотой 56 метров, площадью 1164 кв.м и вместимостью 3000 человек.

Главный купол пирамидальной формы установлен на мощной световой ротонде с фонариком (вид круглого сооружения, окруженного колоннами и увенчанного куполом). Ротонда украшена сдвоенными колоннами и большими проемами сводчатых окон с мелкими переплетами. Легкое и воздушное сооружение словно парит в ясном небе. По бокам – четыре подобных купола с цилиндрическими барабанами.

Гладь фасадов контрастирует с пышными сдвоенными колоннадами и портиками, украшенными пилястрами. С северной и западной сторон Елоховский храм опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделен на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами и нишами. Окна обрамляют наличники с парными треугольными фронтончиками.

Внутреннее убранство

Вход в Богоявленский собор через просторный притвор колокольни ведет в широкую трапезную с низкими сводами, соединенную проходом с основным храмом. Собор освещается 12 арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проемов в стенах.

Центральный купол ротонды украшает композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. По кругу барабана – образы русских святых, 12 угодников Божиих. На сводах – святые евангелисты: Матфей и Марк, Иоанн и Лука, а также сюжеты из Нового Завета.

Величественная ротонда, которая опирается на гигантские арки, целиком покрывает храмовое пространство. Тяжесть Богоявленского собора принимают на себя четыре мощных столпа, поддерживающие арки.

На западной стене собора – две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними – изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф».

Главный алтарь православного собора в Елохове посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела – святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном алтаре – настенные росписи: «Сошествие Святого духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста».

18-метровый пятиярусный иконостас, выполненный в традиции русской резьбы и украшенный позолоченным растительным орнаментом, вмещает 65 икон. Царские врата украшены медальонами с изображением Божьей Матери, архангела Гавриила и евангелистов.

В местном ряду – образы «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы» и «Спаситель, Святое Богоявление Крещение Господне» в серебряных окладах.

Колокольня

Колокольня собора – удивительной красоты вертикальное сооружение высотой 65 метров, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.

Последний регистр колокольни венчает легкая золоченая маковка с крестом. Белый архитектурный декор сооружения усиливает впечатление воздушности и невесомости. Стройная колокольня полностью гармонирует с храмом.

17 колоколов Богоявленского собора массой 6800 кг звонили даже в самые тяжелые для церкви годы. Самый большой из колоколов отлит в 1900 году на московском заводе Самгина.

Церковь официально не закрывали, а при запрете советской власти на колокольный звон в алтаре собора оборудовали небольшую звонницу. В 80-е годы прошлого века звонарей Елоховского собора пытались заменить «звонарной машиной», но автомат постоянно ломался, и тогда на колокольню вернулись люди.

История Елоховского кафедрального собора

Елохово — историческое название местности, примыкавшей к Немецкой слободе. Находится в районе площадей Елоховской и Разгуляй, улиц Спартаковской и Старой Басманной.

Да-да… Возможно вы этого не знали, но второе название Елоховского Кафедрального Богоявленского собора — Елоховской церкви, происходит от слова елоха, от есть ольха…

По распространённой версии на месте нынешних улиц Басманных и Спартаковской в 14 веке рос ольховый лес,а рядом с ним появилась деревня Елох.Кстати,считается,что именно здесь в 1469 году родился знаменитый юродивый Василий Блаженный.В конце 17 века в деревеньке выросла церковь,сначала деревянная,а позже каменная.По преданию кирпич на строительство храма пожаловал сам Пётр 1.Со временем церковь стала мала,её разобрали,а на её месте в 1837 году возвели новую.

Елоховский собор-особый храм.Он не прекращал действовать даже после Октябрьской революции при советской власти,несмотря на то, что в 1935 году Бауманский райсовет постановил открыть в здании собора кинотеатр, а в 1936 г. здание предполагалось снести «в связи с реконструкцией Елоховской площади».К счастью этого не произошло,и более того в 30-е годы сюда была перенесена кафедра митрополита Сергия (Страгородского), ставшего впоследствии патриархом.Долгие годы Елоховская церковь оставалась главным храмом Москвы.

Для нас она,конечно,интересна ещё и тем,что в 1799 в метрической книге храма появилась запись: «“Мая 27. Во дворе колежскаго регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня восприемник Граф Артемий Иванович Воронцов кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина”. Дом на пересечении Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка,где родился поэт,к сожалению,не сохранился.Зато совсем рядом с Елоховским собором на Старой Басманной улице сохранился дом его дяди-поэта Василия Львовича Пушкина,у которого Александр Сергеевич бывал…(думаю,придёт время рассказать и о постройках Старой Басманной улицы)…

На этом фото первый дом справа именно дом В.Л.Пушкина.

Ну а в этой публикации мне хотелось бы показать вам фото Елоховского храма разных лет и немножко рассказать о том,каким он видится мне сегодня.

Я хожу мимо этого храма несколько раз в неделю,и каждый раз,проходя мимо него,я думаю о том,какое впечатление он должен был производить своим величием на прихожан 19 века.Ведь это даже по современным меркам огромное и очень высокое здание.А как оно выглядело на фоне относительно невысоких построек бывших Немецкой и Капитанской слобод…

Сейчас храм окружают и современные строения.И очень интересна эта перекличка эпох.

А ещё я всегда любуюсь золотыми куполами храма на всегда необыкновенном небе…

А рядом в сквере цветут каштаны,сирень.липы…К сожалению,никакие фотографии не способны передать благоухание цветущего сада после дождя…

Но больше всего мне нравится проходить здесь зимними вечерами…Возвращаюсь с работы я довольно поздно,когда на улице зимой почти нет пешеходов.Да и машин уже мало.И только тихо падает снег в свете фонарей…И площадь перед Собором такая уютная и родная…

И ещё несколько фотографий разных лет…

Надеюсь,вам было интересно.Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector