Татарский пролив
Содержание:
- ↑ Характеристика
- Используемые термины и определения
- История
- Жизнь в Санкт-Петербурге (после экспедиции)
- События Крымской войны в Приамурье 1853-1856 гг.
- Завершенные разделы проекта
- Первые исследования Г.И. Невельским устья Амура и острова Сахалин
- Сведения об обеспечении безопасности персональных данных
- История
- Тоннельный переход под Татарским проливом мелкого или глубокого заложения?
- Примечания и ссылки
- История названия
- Вечная память
- Чудо природы — Татарский пролив
- Капитан Невельской
- Внешние ссылки [ править ]
↑ Характеристика
Ширина Татарского пролива в различных местах достаточно сильно колеблется. В самой узкой точке пролива его ширина достигает около 40 километров, тогда как в самой широкой – 328 километров.
Татарский пролив фото
Длина пролива составляет около 633 километра. В северной части пролива он наиболее узкий и мелкий. Чем дальше на юг, тем пролив становится шире и, конечно же, глубже. Максимальная глубина была зафиксирована в южной части пролива и достигает 1773 метров. Наименьшая глубина 8 метров.
Берега, в большей части, довольно высокие и обрывистые. Некоторые участки береговой линии – это горные массивы. Береговая линия покрыта также густыми хвойными лесами, встречаются также и дубовые лесы.
Татарский пролив. шторм фото
В пролив впадают следующие реки: Нельма, Тумнин, Единка, Коппи, Ботчи, Самарга, Кабанья и Максимовка. В Татарском проливе в холодную пору нарастает широкий слой льда – приблизительно 1,5 метра. К примеру, 90% всего льда, который попадает в Японское море, приплывает именно с южной части Татарского пролива. Южная часть пролива покрыта льдом в течении от 40 до 80 дней. А северная часть и того более – от 140 до 170 дней в году.
Соленость пролива сравнительно невысокая – в большей части не превышает 16%, а в некоторых регионах и более того – она пригодна для питья. Это все благодаря пресноводной реке Амур, которая является правым притоком пролива. Из-за низкой соленности, при сильных морозах, узкую части пролива сковывает льдом (конец ноября — апрель). Приливы смешанные и полусуточные, высотой от 1 до 2,7 метров.
Татарский пролив. три скалы — три брата фото
Что касается климата, то это морской и муссонный вид. В зимнее время температура воздуха над морем опускается до -30 градусов (средняя температура января -14 градусов), а летом поднимает выше нуля (средняя температура июля +16 градусов). Влажность воздуха при этом достаточно высокая (85%), поэтому летом над морем господствуют туманы. Среднегодовое количество осадков около 800ммм.
Используемые термины и определения
2.1. Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
2.2. Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
2.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий(операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
2.4. Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
2.5. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
2.6. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).
История
Побережье Татарского пролива, нанесенное на карту Ла Перузом в 1787 году.
Жители и интерьеры домов бухты Кастри, на берегу Тартарии, в 1787 году. Туземцы могли быть нивхами .
Название татары или татары издавна использовалось европейцами для обозначения народов Средней и Северной Азии . Когда маньчжуры установили свое господство над Китаем , победив династию Мин в 1644 году, к ним также применили название татары , и Маньчжурия вместе с Монголией стала известна европейцам как «татарский Китай». Таким образом, когда Лаперуза экипажи на Астролябия и Буссоль отображается пролив между островом Сахалин и «Тартар Китая» в 1787 году, они дали ему название Татарского пролива. Пролив назван по-японски в честь Мамия Риндзо , который исследовал его в 1809 году.
Татарский пролив долгое время оставался загадкой для европейских исследователей: приближаясь с юга, берега как бы сближаются и становятся очень узкими, создавая впечатление, что это на самом деле залив . В 1787 году Ла Перуз решил не рисковать и повернул назад, хотя местные жители сказали ему, что Сахалин — это остров. Французы продвигались медленно, зондируя отвесом, и приняли это морское пространство за тупик из-за мелей. Постепенный и регулярный подъем дна и тот факт, что течение становилось почти бесчувственным, убедили Лаперуза в том, что он находится в заливе, а не в проливе. Точно так же в 1797 году Уильям Роберт Бротон решил, что это залив, и развернулся. В 1805 году Иоганну Адаму фон Крузенштерну не удалось пересечь пролив с севера. Экспедиция Мамия Ринзо 1808 года оставалась малоизвестной европейцам. Русские держали эту информацию в секрете и использовали ее, чтобы скрыться от британского флота во время Крымской войны .
На российских картах самая узкая часть пролива называется Невельским проливом в честь адмирала Геннадия Невельского , исследовавшего этот район в 1848 году. Воды к северу от этого пролива называются лиман- де- л’Амур , так как эта река впадает в он, а название «Татарский пролив» зарезервирован за частью к югу от пролива Невельского.
Крейсер 2 е ряды Laclocheterie , заказанный Анри Риуньер , является первым зданием французского флота , чтобы войти в Татарский пролив после Лаперуза в 1876. В самой дальней точке своей миссии в августе 1876 года , капитан корабля Анри Риуньер , командир Laclocheterie стоит на якоре в России до Владивостока , в бухте Ольга в бухте Кастри, в Татарском проливе в Восточной Сибири до порта Александровск ( Сахалинская область ). Сохранилась серия съемок берегов заливов Жонкьер и Кастри от 5 августа 1876 г., а также уникальная серия фотографий, морских отчетов и неопубликованных документов экспедиции 1876–1878 гг. В Японии.
Недавняя история
Советская подводная лодка класса С-117 « Щука » была потеряна 15 декабря 1952 года в Татарском проливе Японского моря , причина смерти неизвестна. Он мог поразить надводное судно или мину . Все сорок семь членов экипажа погибли в результате крушения.
Юго Татарский пролив была ареной одного из самых напряженных событий холодной войны : 1 — го сентября 1983 в Flight 007 Korean Air Lines , на борту которого находились 269 человек, в том числе конгрессмен Ларри Макдональд , вошел в воздушное пространство СССР и был атакован перехватчик Су-15 к западу от острова Сахалин. Самолет затерялся в море недалеко от единственного примечательного рифа пролива — острова Монерон . Интенсивные военно-морские исследования, проводимые Соединенными Штатами с помощью японских и корейских судов, проводились на площади 580 км².
Жизнь в Санкт-Петербурге (после экспедиции)
По возвращении в конце октября 1857 года в Санкт-Петербург Невельской становится членом Морского ученого комитета. С этого дня и уже до самого конца жизни, северная столица империи становится постоянным местом проживания Геннадия Ивановича и его семьи. Обосновавшись в Петербурге Невельской верный своим привычкам и неугомонному характеру, ведет активный образ жизни, он много работает. При его непосредственном участии было принято решение об организации группы по составлению истории русского военно-морского флота под руководством Елагина, он лично занимался рецензированием и редактированием, поступавшим для публикаций в «Морской сборник» записок и статей множества авторов, готовил инструкции «по ученой части» для командиров, отправляющихся в плавание на Дальний Восток, выступал с докладами. Много времени занимало и его участие в деятельности Русского Географического общества, членом которого он был едва ли не с самого начала его основания.
1 января 1864 года Г.И. Невельской получает чин вице-адмирала, а ровно через 10 лет, к большой радости домочадцев, долгожданный чин полного адмирала.
В конце жизни Геннадий Иванович часто болел, сказывались годы напряженной работы в тяжелых природных условиях Дальнего Востока, но несмотря на частое недомогание он упорно работал над своей книгой. Можно сказать, что на склоне лет написание книги-отчета об Амурской экспедиции стало его главной целью. К сожалению, увидеть свой труд изданным Невельскому не удалось. 17 апреля 1876 года в возрасте 62-лет после продолжительной и тяжелой болезни член ученого отделения Морского технического комитета, адмирал и горячий патриот своей родины, Геннадий Иванович Невельской скончался. Похоронен он был на кладбище Новодевичьего монастыря.
Спустя два года в 1878 году при активном участии его верного друга и супруги Екатерины Ивановны и содействии генерал-адмирала великого князя Константина книга Невельского под названием «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России. 1849-55 г. При-Амурский и При-Уссурийский край. Посмертныя записки адмирала Невельского. Изданы супругою покойнаго Екатериною Ивановною Невельскою под редакцией В. Вахтина» вышла в свет.
События Крымской войны в Приамурье 1853-1856 гг.
Весна 1854 года выдалась тревожной, Россия жила в ожидании надвигающейся войны. Знали о приближении грозных событий и участники Амурской экспедиции. 15-16 марта Англия и Франция официально объявили войну России – началась Крымская война. Г.И. Невельскому пришлось остановить исследования и переключить все силы экспедиции на защиту Дальнего Востока.
30 мая 1854 года ввиду угрозы высадки на Сахалин англо-французского десанта Муравьевский пост был снят, а его команда передислоцирована в залив Де-Кастри
Вскоре произошло еще одно важное событие – 12 июня в Мариинский пост прибыл первый в истории сплав судов с войсками и снаряжением по Амуру, с которым появился и «начальник сплава» Н.Н. Муравьев
Это историческое событие знаменовало собой начало повторного освоения русскими людьми великой дальневосточной реки. Сразу по прибытию в устье Амура деятельным Муравьевым при активной помощи Невельского были предприняты срочные меры, направленные на укрепление обороны новых дальневосточных владений России. Главным опорным пунктом обороны на одном из совещаний, в котором принял участие и прибывший на Амур несколько ранее во главе эскадры из нескольких кораблей вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин, прервавший из-за начала войны свою дипломатическую миссию в Японии, был выбран Николаевский пост.
Генерал-губернатор отдал распоряжения военному губернатору Камчатки В.С. Завойко, в августе сумевшему отразить нападение неприятельских кораблей, немедленно эвакуировать Петропавловский порт и весь камчатский гарнизон в залив Де-Кастри, а Невельскому форсировать подготовку к приему и размещению команд и населения Петропавловска в Мариинском и Николаевском постах. В течение 1854-1855 годов все усилия Амурской экспедиции постепенно сосредоточились на одной главной цели – спасении русской дальневосточной эскадры, слишком слабой на тот момент для открытого боя с сильным объединенным флотом союзников. В этот критический момент и сказалась тщательно проведенная участниками экспедиции исследовательская работа. Почти все русские суда, за исключением фрегата «Паллада», в силу ряда обстоятельств затопленного в Императорской гавани, были успешно укрыты в спасительном лимане Амура.
27 мая 1855 года Невельской получил приказ от Муравьева о расформировании Амурской экспедиции. В связи с началом заселения Приамурья крестьянами и казаками, образованием селений и станиц ее дальнейшее существование русскому правительству представлялась нецелесообразным. Она заменялась управлением Камчатского военного губернатора с местопребыванием в Николаевске-на-Амуре. Личный состав экспедиции включался в 46 флотский экипаж и переходил в полное подчинение генерал-губернатору контр-адмиралу В.С. Завойко. Войска концентрировались в Мариинском посту, а Невельской назначался начальником штаба при главнокомандующем всеми сухопутными и морскими силами Дальнего Востока Н.Н. Муравьеве. С этого момента, несмотря на громкую должность, Геннадий Иванович произведенный к этому времени в контр-адмиралы оставался в Мариинском только как частное лицо, и его многотрудная миссия, основной задачей которой являлось исследование и присоединение к России Приамурья и острова Сахалин, была завершена. В середине июля 1856 года Невельской вместе с семьей навсегда покинул Дальний Восток.
Завершенные разделы проекта
Было проложено около 120 километров (75 миль) пути вдоль правого берега реки Амур от Селихино до Черного Мыса , хотя этого все еще было намного меньше запланированного входа в туннель на мысе Лазарева. Железная дорога Селихино-Черный Мыс позже использовалась для перевозки пиломатериалов советской лесной промышленностью, но была закрыта в 1990-х годах, а дорога была в значительной степени разобрана.
Остатки входа в туннель до сих пор видны вокруг мыса Лазарева. Новых путей на Сахалине не строили, хотя подготовительные земляные работы на запланированном маршруте были использованы при строительстве дороги Ныш — Погиби .
Первые исследования Г.И. Невельским устья Амура и острова Сахалин
В Петропавловске Невельской надеялся получить утвержденную царем инструкцию с предписанием обследовать северный Сахалин и низовья Амура. Однако вместо этого он получил пакет от генерал-губернатора Восточной Сибири, к которому была приложена лишь копия ожидаемой инструкции. Ситуация сложилась сложная. Самочинная без монаршего одобрения попытка описания так давно манящих его берегов могла дорого обойтись Невельскому, но с другой стороны нависла угроза потери времени, такого драгоценного и нужного для осуществления задуманного. И Геннадий Иванович решается.
2 июня «Байкал» выходит по направлению к сахалинскому берегу и уже через 10 дней начинаются многотрудные и кропотливые работы по его обследованию.
«С тихими противными ветрами, перемежавшимися штилями и непроницаемыми холодными туманами, медленно мы продвигались вперед, так что только 7 июля могли войти в Охотское море через 4-й Курильский пролив. Погода была ясная; мы определили по пеленгам наше место, взяли отсюда курс к восточному берегу Сахалина в широту 510 40’, где Крузенштерн встретил сулой, принятый им за бар рукава реки Амур. Иван Федорович, опасаясь сулоя, с этого места стал удаляться от берега. 11 июня, при совершенно ясном небе и чистом горизонте, мы определили широту и долготу по хронометрам. Пункт этот показал нам удовлетворительность нашего счисления. До сахалинского берега, в 6 часов вечера этого числа, оставалось 35 миль». Так Г.И. Невельской описывал начало своих исследований берегов Сахалина и амурского лимана.
Раз за разом отправляются шлюпки с командами офицеров и матросов транспорта для измерения глубин, глазомерной описи, съемок местности и контактов с аборигенами. Завершив обследование и нанеся на карту новую береговую черту северной части острова, так как старая карта Крузенштерна – Белинсгаузена оказалась неверной, судно медленно направилось на юг, к противоположному материковому берегу. 27 июня транспорт вошел в северную часть Амурского лимана. Более месяца Невельской и его офицеры П.В. Казакевич, А.Ф. Гейсмар, А.К. Гревенс, Л.А. Попов, Э.В. Гроте занимаются исследованиями, главным результатом которых стало открытие 22 июля судоходного пролива между Сахалином и материком, а также фарватеров, по которым в устье Амура могли заходить морские суда.
2 августа «Байкал» взял курс на Охотск, по пути команда продолжила опись юго-западного побережья Охотского моря. Однако вместо Охотска транспорту пришлось плыть в Аян, где его ожидал совершавший инспекционную поездку по Дальнему Востоку губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев, которому счастливый Геннадий Иванович доложил: «Сахалин – остров, вход в лиман и реку Амур возможен для мореходных судов с севера и юга. Вековое заблуждение положительно рассеяно, истина обнаружилась!».
Сдав в начале сентября транспорт охотскому портовому начальству, Невельской с офицерами «Байкала» направляется в Санкт-Петербург, по пути в который он узнает о своем производстве в капитаны 2-го ранга. Прибыв в январе 1850 года в столицу империи, он незамедлительно представляет подробный доклад и собранные исследовательские материалы с картой открытий сделанных в лимане Амура начальнику главного морского штаба князю А.С. Меньшикову, а также настоятельно просит его об организации еще одной экспедиции снаряженной за счет государственной казны.
Сведения об обеспечении безопасности персональных данных
9.1. Оператор назначает ответственного за организацию обработки персональных данных для выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
9.2. Оператор применяет комплекс правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных для обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты от неправомерных действий:
9.2.1 обеспечивает неограниченный доступ к Политике, копия которой размещена на сайте Оператора по адресу https://undergroundexpert.info;
9.2.2 во исполнение Политики утверждает и приводит в действие внутренние локальные акты;
9.2.3 производит ознакомление работников с положениями законодательства о персональных данных, а также с Политикой и внутренними локальными актами;
9.2.4 осуществляет допуск работников к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также к их материальным носителям только для выполнения трудовых обязанностей;
9.2.5 устанавливает правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также обеспечивает регистрацию и учёт всех действий с ними;
9.2.6 производит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных»;
9.2.7 производит определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Оператора;
9.2.8 применяет организационные и технические меры и использует средства защиты информации, необходимые для достижения установленного уровня защищенности персональных данных;
9.2.9 осуществляет обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принимает меры по реагированию, включая восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
9.2.10 осуществляет внутренний контроль соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных», принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, Политике, Положению и иным локальным актам, включающий контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и их уровня защищенности при обработке в информационной системе Оператора.
История
Ранние предложения и планирование
Концепция туннеля под проливом Невельского существует с XIX века, хотя никогда серьезно не реализовывалась по экономическим причинам. Исследования осуществимости проекта были впервые предприняты Советским Союзом в конце 1930-х годов, хотя во время Второй мировой войны прогресс в то время был невозможен. Позже Иосиф Сталин объявил в 1950 году о своем намерении построить железнодорожное сообщение с Сахалином либо через железнодорожный паром , либо через дамбу , либо через туннель . Решение о строительстве туннеля было объявлено советским правительством 5 мая 1950 года вместе с железнодорожным паромом в качестве временного решения. Проект был предназначен в первую очередь для военных целей, позволяя улучшить сообщение между Сахалином и материком для частей Красной Армии, дислоцированных на острове.
Строительство
Строительство железнодорожного сообщения от Селихино около Комсомольска-на-Амуре до предполагаемого материкового портала тоннеля на мысе Лазарев было поручено Министерству внутренних дел СССР , а Министерство транспорта отвечало за сам тоннель. В 1952 году проект был передан в полное управление МВД.
Планируемый маршрут на Сахалине должен был пролегать в 327 км (203 мили) от мыса Погиби , где туннель должен был выйти на поверхность, до тогдашней северной конечной остановки сахалинской железнодорожной сети в Победино (ранее известный как «Котон» под японским правлением) 10. километров (6 миль) к северу от Смирных . Планировалось, что длина туннеля между мысом Погиби и мысом Лазарева составит около 10 километров (6 миль). На материке должна была быть проложена железнодорожная ветка до железной дороги, соединяющей Комсомольск-на-Амуре с Советской Гаванью , ныне являющейся участком Байкало-Амурской магистрали .
Проект планировалось завершить к концу 1953 года и ввести в полную эксплуатацию к концу 1955 года. Годовой грузооборот по линии прогнозировался на уровне четырех миллионов тонн.
Проект включал в себя три отдельных сооружения — материковые и островные железнодорожные пути, соединяющие с остальной сетью железных дорог (здания 507 и 506 соответственно) и сам туннель (корпус 6 МПС). Железнодорожные характеристики были очень плохими; по сути, это была временная железная дорога, после строительства которой следовало провести капитальную реконструкцию.
Другое дело — тоннельные работы (корпус № 6 МПС ). Строить его должны были военные инженеры и тоннельщики Метростроя .
После смерти Сталина работы над проектом остановились, и туннель якобы был почти на полпути через пролив, хотя более позднее расследование показало, что было построено всего две шахты . Стволы имеют глубину около 55 метров и диаметр около 9 метров, ствол забетонирован и облицован чугунными трубами, скрепленными между собой болтами. Хотя причины отмены проекта до конца не ясны, некоторые источники указали, что из-за многочисленных амнистий заключенных после смерти Сталина больше не было необходимой рабочей силы. Рабочие туннеля ждали восемь месяцев после отмены, но без соединения железных дорог туннель не имел никакого смысла.
Тоннельный переход под Татарским проливом мелкого или глубокого заложения?
Более 10 лет назад институтам АО «Метрогипротранс» и ОАО «Ленметрогипротранс» была поручена разработка технико-экономического обоснования тоннельного перехода под Татарским проливом по историческому створу. При этом АО «Метрогипротранс» разрабатывал вариант тоннеля глубокого заложения, а ОАО «Ленметрогипротранс» – мелкого. Однако указанные варианты не нашли развития.
Спустя некоторое время ОАО «Ленметрогипротранс» было поручено доработать проект тоннельного перехода, выполнив его по трем вариантам трассы, так называемым «историческому», «южному» и «новому».
– «исторический» – это вариант 50-го года (самый короткий);
– «южный» и «новый» – два новых варианта в местах, где лучшие геологические условия и более развитая инфраструктура.
Три новых варианта трассы в свою очередь рассматривались еще в 2-х вариантах каждый: глубокого и мелкого заложения.
Выполненные в 50-х годах подготовительные работы на сооружении Сахалинского тоннеля:-проходка 2-х стволов,
-отсыпка 2-х дамб протяженностью 1,5 км,
-создание 2-х искусственных островов для сооружения стволов и ведения работ специальными способами.
Вариант мелкого заложения предусматривал две технологии строительства: на участке, где глубина Татарского пролива была менее 4-х метров, отсыпались дамбы, с которых в открытом котловане сооружались участки тоннелей. При этом крепление стен котлована выполнялись методом «стена в грунте» с распорной металлической системой, а дно котлована закреплялось методом струйной цементации.
На участке, где глубина Татарского пролива была более 4-х метров, специальными землеройными снарядами сооружалась подводная траншея, в которую погружались готовые 100 метровые секции тоннеля, впоследствии состыковываемые друг с другом под водой. Для сооружения секций предполагалось использовать свободные мощности кораблестроительного завода в Комсомольске-на-Амуре, с последующей транспортировкой секций к месту установки по реке Амур.
Вариант глубокого заложения также должен был выполняться следующим образом:
– береговые участки тоннеля сооружались открытым способом;
– западный участок тоннеля сооружался буровзрывным способом;
– подрусловый участок тоннеля сооружался с помощью тоннелепроходческого комплекса (ТПМК) с активным пригрузом забоя.
Диаметр тоннеля был принят 11,5 м, что позволило бы разместить в сечении тоннеля транспортный отсек, отсек для эвакуации пассажиров в чрезвычайной ситуации, а также все необходимые инженерные системы. Это решение позволило бы отказаться от строительства параллельного тоннеля и сооружения сбоек между тоннелями (как в первом варианте АО «Метрогипротранс»).
Проектные габариты Сахалинского тоннеля (щитовая проходка):Протяженность – 8 км
Диаметр – 11,5 м
Глубина – около 60 м
Сахалинский тоннель сегодня
Тоннель предназначен для движения железнодорожного транспорта. Полосы для движения автомобилей проектом не предусмотрено.
Как отмечает эксперт, тоннель диаметром 11,5 м по габаритам вполне достаточен для размещения железнодорожной колеи, эвакуационных выходов, систем технического обеспечения, дымоудаления и вентиляции. Для большего удобства эксплуатации тоннель может быть разделен на рабочую и техническую зоны.
Примечания и ссылки
Рекомендации
(ru) / (en) Эта статья частично или полностью взята из статей, озаглавленных на русском языке « Татарский пролив » ( см. список авторов ) и на английском языке « Татарский пролив » ( см. список авторов ) .
- Конрад Тотман, Япония: экологическая история (экологическая история и глобальные изменения) , 2014 г., стр. 25, дает 15 м. глубина. Скотт Элиас, в » Достижения в четвертичной энтомологии», том 12 (Развитие четвертичной науки) , 2009 г., стр. 202, дает 12 м. глубина. Дэвид Г. Андерсон, в книге «Изменение климата и культурная динамика: глобальная перспектива переходных периодов среднего голоцена» , 2007 г., стр. 353, указывает на то, что самая северная часть пролива, пролив Невельского, имеет пороговую глубину 5 м.
- Землетрясения в
- Lapérouse, Le voyage de Lapérouse, аннотированный Ж. Б. Б. де Лессепсом: От Бреста до Ботанического залива , Escourbias, PôlesImages, колл. «Факсимиле 1831 года»,2005 г., 208 с. ( ISBN 2-915561-05-2 , читать онлайн ) , стр. 120–135.
- Седрик Гра , Зима на охоте: Путешествие в Россию с Дальнего Востока , Париж, Галлимар,февраль 2016, 267 с. ( ISBN 978-2-07-046794-5 ) , часть II
- Антон Чехов ( Пер. Л. Денис), Остров Сахалин: Путевые заметки , Париж, Галлимара,Июнь 2001 г.( ISBN 978-2-07-041891-6 ) , гл. I, стр. 38
История названия
Почему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров… Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами. Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада.
Со временем народам, живущим на неведомой далекой территории, стали приписывать все черты, свойственные жителям ада. Слова «татары» и «тартары» настолько перепутались, что пролив, соединяющий Тартарию с остальной территорией, стали называть татарским. Впрочем, не удивительно, что Татарский пролив ассоциировался у многих с чем-то страшным, почти потусторонним. Даже в самой своей южной части 40-80 дней в году пролив покрыт льдом. В северной части «ледяной» период может длиться до 170 дней. Ледовая обстановка в Татарском проливе так осложнила его изучение, что картографы долгое время спорили, заливом или проливом является этот географический объект.
Вечная память
Имя адмирала Г.И. Невельского золотыми буквами вписано в историю освоения Дальнего Востока русскими людьми. За огромные заслуги перед родиной во многих городах нашей страны и конечно, прежде всего, в восточной ее части в память об этом выдающемся человеке установлены памятники. Самый первый по инициативе городской общественности и дальневосточных моряков был открыт еще в далеком 1897 году во Владивостоке, а в июле 2013 года, в честь 200-летия со дня рождения Г.И. Невельского прославленному адмиралу был установлен памятник в сахалинском городе Корсакове.
Почти в каждом уголке Дальнего Востока есть топонимы, названные в честь знаменитого мореплавателя, различным учреждениям и организациям присвоено его имя, во всех без исключения книгах, посвященных истории нашего обширного и богатого края, имеются упоминания, как о нем, так и о его отважных товарищах по Амурской экспедиции. О Невельском написаны книги и научные работы, а в 1987 году снят художественный фильм «Залив счастья». Светлая память об этом замечательном и мужественном человеке, беззаветно преданном своему долгу перед родиной, будет всегда жить в сердцах благодарных потомков.
Чудо природы — Татарский пролив
Удивляют не только причудливые берега залива, но и его огромная глубина. Одно из самых его «неглубоких» мест расположено между Императорской Гаванью и Де-Кастри. Здесь глубиномер показывает 32-37 метров, и это всего в двух милях от берега. Около Сахалинского побережья, у острова Моннерон, возле мыса Лессепса глубина и вовсе колеблется от 50 до 100 метров. А вот между мысами Лазарева и Погиби, где, по слухам, находится подземный переход с острова на материк, глубина всего 10 метров. Практически все города, расположенные по берегам пролива, приравниваются к районам Крайнего Севера. Высокая влажность, низкие температуры сильно осложняют жизнь людей, но не влияют на жизнь морских обитателей. В водах пролива водится горбуша и чавыча, окунь и нерка. Удивительно то, что периодически жители побережья вылавливают двухметровых акул. Долгое время оставалось загадкой, как рыба, не переносящая холода, попадает в сети местных рыбаков. Сегодня все списывают на крайнее любопытство и подвижность этого хищника. «Залетная» — так в шутку и всерьез местные называют пойманных акул. В Татарском проливе промышляют сельдь, корюшку, терпуга.
Капитан Невельской
В 1846 году молодой капитан Невельской подаёт рапорт о переводе на транспортное судно «Байкал», отправлявшееся из Кронштадта на далёкую Камчатку. Начальству, да и близким друзьям Невельского, такой шаг был непонятен. Успешная карьера морского офицера приносилась в жертву нелепым, как им казалось, прожектам. Ну кому, скажите на милость, интересен Дальний Восток — медвежий угол империи? Разве там можно сделать карьеру? Тем не менее, рапорт Невельского был удовлетворён.
В девятнадцатом веке эпоха Великих географических открытий ещё не была закончена. Невельской, как говорится, «заболел» с юности географическими загадками. Особенно привлекал его малоисследованный в то время европейцами Дальний Восток.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме Татарского пролива . |
- Татарский пролив в Британской энциклопедии
- Parusa.narod.ru: Татарский пролив — Татарский пролив — (на русском языке)
Координаты :
vтеАдминистративное деление Хабаровского края | ||
---|---|---|
Административный центр : Хабаровск • Сельская местность. | ||
Районы |
|
|
Города и поселки |
|
|
Поселки городского типа |
|
vтеАдминистративные подразделения по Сахалинской области | |||
---|---|---|---|
Административный центр : Южно-Сахалинск • Сельская местность. | |||
Административные районы |
|
||
Города и поселки |
|
||
Поселки городского типа |
|
Авторитетный контроль |
|
---|