Версальский садово-парковый комплекс (versailles)
Содержание:
- Как добраться
- Церковь Богородицы
- Строительство Версальского Дворца под руководством Людовика XV
- Стоимость строительства
- Как избежать очередей?
- Описание Версаля
- 1920-е годы
- Малый Трианон
- Как попасть в Версаль
- Описание парка
- Сады Версаля
- Парк Версаля
- Версальский парково-дворцовый комплекс
- Огород короля
- Полезные советы
- Где купить билеты в Версаль и стоимость?
- Версальский дворец
Как добраться
Адрес: Place d’Armes, 78000 Versailles, Франция
Из общественного транспорта удобнее всего добираться в Версаль на прямом поезде:
- остановка Versailles-Rive Gauche (билет зона 1 — 4, обычный билет по Парижу Т+ не действителен).
- Ж/д вокзал: Versailles-Chantiers поезда от вокзала Gare Montparnasse или Versailles-Rive Droite (поезда от вокзала Gare St-Lazare). Время в пути — около 20 минут. Далее пешком до Версаля по указателям — минут 15.
Билет на поезд до Версаля: 7.10 € в обе стороны, на билетной автомате нужно выбрать конечный пункт назначения — Versailles Rive Gauche.
Действуют билеты: Paris Visite (1 — 5 зон) — от 11,15 €/день.
Время работы Версаля:
Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря (парки и сады открыты).
Апрель — октябрь:
- Дворец 9:00 — 18:30, последний вход 18:00, кассы закрываются в 17:50. Закрыто по понедельникам.
- Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты — 12:00 — 20:30, закрыто по понедельникам.
- Сад — ежедневно 8:00 — 20:30.
- Парк — ежедневно 7 — 19 для транспорта и 7 — 20:30 для пешеходов.
Ноябрь — март
- дворец 9:00 — 17:30, последний вход 17:00, кассы закрываются в 16:50. Закрыто по понедельникам.
- Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты — 12:00 — 17:30, закрыто по понедельникам.
- Сад и парк — ежедневно, кроме понедельников, 8:00 — 18:00.
Вход в Версаль:
- Билет во дворец Версаль стоит 15€ для взрослых (включая аудио-гид), льготный — 13 €, до 18 лет бесплатно.
- «Скрытый Версаль» — c гидом, частные аппартамента — 16 €.
- Дворец Трианон и имение Марии Антуантетты — 10 € (льготный — 6 €).
- Полный Версаль: 18 € (25 € в дни музыкальный концертов).
- Комбинированный билет Forfaits Loisirs (весь Версаль + билеты из Парижа и в Париж) — 21,75 € в рабочие дни, 26 € в выходные дни. Купить можно в ж/д кассах SNCF. (лучший вариант).
Летом после 15:00 вход на территорию дворца (парк) бесплатно.
Церковь Богородицы
Нотр-Дам Версаль – приходская церковь, которая одновременно служила и домой церковью владельцев дворца. В ней венчались Людовик 14, Людовик 15 и Людовик 16, причащались и отпевались. Записи о венчании, рождении и смерти членов королевской фамилии делались в приходских книгах собора. Автор проекта – Жюль Ардуэн-Мансар. Он разработал здание в модном (по тем временам) стиле французского классицизма. Строительство шло быстро: от закладки первого камня до освящения собора прошло около 2-х лет.
Но при взгляде на Нотр-Дам Версаль остается странное впечатление: собор выглядит слишком прижатым к земле. Это не ошибка архитектора: Людовик 14 ввел запрет на высоту окрестных зданий, чтобы не портить панораму, открывающуюся из окон своей резиденции. В 18, 19 и 20 веках проводились реставрационные работы, добавлялись новые детали фасадов и интерьеров. Последняя переделка касалась главного алтаря: его заменили в 1999 году.
Строительство Версальского Дворца под руководством Людовика XV
К моменту, когда после смерти короля-солнце в 1715 г. на трон взошел пятилетний Людовик XV (по прозвищу Возлюбленный), Версальский дворец уже впечатлял величественной архитектурой, обширными площадями и царским внутренним убранством. Посетивший в 1717 г. Францию Петр I не скрывает восторга от увиденного и, рассматривая особняк с прилегающим к нему парком, загорается идеей построить нечто подобное в Петербурге.
Версаль
При Возлюбленном с архитектурным комплексом тоже происходят значительные перемены, хотя и не столь колоссальные, как при его родителе.
Первое, что он сделал, это завершил салон Геркулеса. При нем также появились Покои Мадам, Дофина и его жены, а еще Малые Покои Короля на нижнем, втором и третьем уровнях.
Примечательными его достижениями были признаны завершенные Малый Трианон, зал Оперы и демонтаж Лестницы Послов, ведущей в Большие Королевские Покои, ради обустройства на ее месте комнат принцесс.
Что касается парка, то в отличие от Людовика XIV, его сын немного уделял внимания парку, и единственным существенным его элементом стал бассейн Нептуна, построенный в 1738-1741 годах. Радикальные перемены в парковой зоне произошли уже при Людовике XVI, поскольку за сотню лет деревья успели засохнуть, а необходимость в омоложении зеленых насаждений потянула за собой новые грандиозные дизайнерские идеи.
Кульминацией новаторских идей в последние годы его правления стало переоборудование помещений по совету ведущего зодчего Габриэля – со стороны города фасад должен был принять классический вид. Работы по этому проекту продолжались вплоть до ХХ столетия.
Стоимость строительства
Один из самых интересных вопросов, касающихся Версальского дворца, это стоимость его строительства. При этом дать однозначный ответ очень сложно, хотя сохранилось большинство финансовых документов.
Первоначальная перестройка охотничьего домика финансировалась на личные средства Людовика XIV, король в то время являлся феодалом, имел личные земельные наделы с которых получал прямой доход. Но потом строительство начало финансироваться, в том числе, из государственного бюджета.
Определенную часть предметов интерьера сложно выразить в какой-либо стоимости, так как они являются уникальными произведениями искусства. Но, исходя из общего количества затраченных денег, все же можно вывести несколько методик подсчета:
- Самая простая и наименее точная – простой пересчет количества серебра по современным ценам на этот металл, она дает сумму около 2,6 миллиардов евро, что явно далеко от реальности.
- Другая методика предполагает подсчет данных о покупательской способности тогдашней валюты и расчет сметы Версаля уже на основе этих данных, по ней общая затраченная на дворец сумма – 37 миллиардов. Вероятно, это наиболее точная сумма, так как можно предположить, что в современном мире за 37 миллиардов евро возможно построить похожий дворец.
- Третья методика более спекулятивна, она предполагает сравнение затрат с государственным бюджетом и дает сумму в почти 260 миллиардов евро, что, несмотря на богатство дворца, все же выглядит
завышенным. При всем этом стоит учитывать, что затраты не были одномоментными, а растянулись на 50 лет строительства.
Как избежать очередей?
Раньше в очередях в Версаль можно было провести до трех часов под палящим солнцем. Но с введением бронирования времени посещения эта проблема должна решиться. Постарайтесь быть пунктуальным и прийти минут за 5-10 до своего времени. Перед входом во дворец вас ждет небольшой досмотр службы безопасности.
На месте в кассах все еще можно купить билет отдельно в музыкальные сады (8-9 евро) или в усадьбу Трианон (12 евро). Это ваш вариант, если вы не собирались идти в главный дворец или не забронировали время посещения заранее. Имейте в виду, что в кассе не принимают наличные, а только карты и ваучеры.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Замки рядом с Парижем, которые стоит посетить
Описание Версаля
Специалисты утверждают, что замок Версаль являл собой место, где монархи, а с ними и королевский двор, отдыхали с большим размахом, плели интриги, заговоры и создавали многочисленные тайны Версаля. Традицию эту основал Людовик XIV – и она успешно была продолжена его потомками, а особых размахов достигла при Марии-Антуанетте, которая очень любила развлекаться с придворными и творить историю Франции, интригуя и создавая тайны Версаля.
Версальский дворец
Это основное здание, в котором обитало несколько поколений французских правителей. Официально попасть в замок можно было через парадный вход – чугунные решётчатые, украшенные золотом ворота с королевским гербом и короной. Перед основным фасадом замка, со стороны Зеркальной галереи, были установлены два одинаково вытянутых бассейна, облицованных гранитными плитами.
С правой стороны от входа была обустроена двухэтажная королевская капелла (второй ярус был предназначен для монарха и членов его семьи, внизу находились придворные). В северной части находились Большие апартаменты короля, состоящие из семи салонов, в южной – покои первых дам.
Одним из наиболее известных помещений является Зеркальная галерея, которая всегда играла в жизни дворца важную роль: здесь проводили значимые приёмы, для чего устанавливали серебряный трон, а также происходили балы и пышные празднества (например, королевское бракосочетание). Здесь же толпились придворные в ожидании короля, когда он направлялся в часовню – это был великолепный случай подать ему прошение.
Зеркальная галерея всегда выглядела примечательно: её семнадцать оконных проёмов, выполненных в форме арки, выходят в сад, между ними находятся огромные зеркала, визуально увеличивающие пространство (всего галерея насчитывает 357 зеркал). Потолок чрезвычайно высок, около 10,5 метра, а само помещение имеет 73 метр в длину и 11 в ширину. Поскольку многие зеркала установлены напротив окон, то создаётся впечатление, будто галерея по обе стороны имеет окна. Интересно, что до 1689 года мебель здесь была сделана из чистого серебра, но потом была переплавлена на монеты, которыми покрыли военные расходы.
Большой Трианон
Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.
Малый Трианон
Дворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри. Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).
Через некоторое время рядом с этим дворцом королева построила небольшую деревню с домиками из соломенной крыши, ветряной мельницей – словом, так как она себе представляла жизнь крестьян.
Парк и сады
Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.
Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».
1920-е годы
- Vues cinématographiques d’un modèle réduit d’hydravion (1921)
- L’Aiglonne (1921) Режиссеры: Эмиль Кеппенс и Рене Наварр
- L’enfant-roi (1923) Режиссер: Жан Кремм
- Le vert galant (1924) Режиссер: Рене Лепринс
- Принцесса и клоун (1924) Режиссер: Андре Хьюгон
- Fanfan la Tulipe (1925) Режиссер: Рене Лепринс
- Наполеон (1925-27) Режиссер: Абель Ганс
- Волшебник (1926) Режиссер: Рекс Ингрэм
- Voir Versailles et mourir (1926) Режиссер: Анри Диаман-Бергер
- Прощальный вальс (1928) Режиссер: Генри Руссель
- Ожерелье королевы (1929) Режиссеры: Гастон Равель и Тони Лекаин
- Конец света (1929-31) Режиссер: Абель Ганс
Малый Трианон
От Большого Трианона к Малому ведет ухоженная парковая аллея. Здесь расставлены скамейки, на которых можно передохнуть. Неплохо представить, как в тени деревьев наслаждался покоем и уединением сам Солнце. Этот замок строил для своей фаворитки наследник Короля Солнца. Но мадам де Помпадур умерла, не дождавшись подарка. Поэтому дворец сначала получила новая фаворитка, а затем – Мария-Антуанетта (после смерти царственного супруга). Интерьеры не такие пышные, как в официальной резиденции, скорее, аскетичные. Кажется, что цель архитектора – предотвратить случайные встречи.
На эту мысль наталкивают изгибы коридоров, внезапные повороты и тупики, узкие, похожие на бойницы, окна. И обстановка довольно скромная, отличная от других королевских резиденций. Здесь нет и помина вызывающей роскоши Версаля, интерьер довольно аскетичный. Но от осмотра остается впечатление умиротворения. Для того, чтобы оценить все здания, расположенные в парке, стоит приобрести билет, у которого срок действия 2 дня. Тогда величие главной резиденции не сможет затмить скромное обаяние малого Трианона.
Как попасть в Версаль
Желающим добраться в Версаль самостоятельно, нужно учитывать, что по понедельникам Версальский дворец для посещения закрыт. Кроме того, знающие люди не рекомендуют сюда ехать в воскресенье, когда у французов выходной, и вторник – в этот день большинство музеев Парижа закрыто, а потому многие люди едут сюда. Дабы избежать очередей, лучше приезжать рано утром или между 15.30 до 16.00.
Тот, кто желает добраться до этого памятника архитектуры самостоятельно, вначале должен доехать до Парижа, который является ближайшим к Версалю крупным городом. Дальше существует несколько вариантов: до Версальского дворца можно добраться на поезде или доехать на автобусе.
Дальше нужно самостоятельно доехать до железнодорожной станции и сесть на один из трёх железнодорожных маршрутов «Версаль Париж» (дорога займёт около сорока минут). Если воспользоваться линией С, то следует учитывать, что поезд отправляется отсюда каждые пятнадцать минут, а за билет нужно будет заплатить около 2,5 евро. А вот поездка с вокзала Paris Saint Lazare обойдётся дороже на одно евро. Кроме того, раз в час до города, где расположена резиденция королей, идёт поезд с вокзала Paris Montparnasse.
Желающим ехать самостоятельно на автобусе в Версаль, можно посоветовать воспользоваться маршрутом №171, остановка которого находится на станции Pont de Servres на конечной станции девятой линии метро. В данном случае дорога займёт около тридцати пяти минут, а билет обойдётся дешевле – около полутора евро.
Описание парка
Когда монарх решил переехать из Парижа в этот удивительный уголок, он понял, что нужно сделать все, для того, что бы маленький городок соответствовал статусу, который присужден ему. Поэтому необходимость в облагораживании этого маленького поселения была очевидна.
В шестьдесят первом гожу семнадцатого века был приглашен архитектор, известный в своем деле – Андре Ленотру. Его полем деятельности были ландшафтные работы. Назначением на обустройство версальского парка архитектор обязан, по сути, своему портфолио. До этих событий мастер имел возможность работать на министра финансов, эту должность в те времена занимал Во-ле-Виконт. Королю очень понравилась работа мастера, и он посчитал, что его резиденция не может выглядеть хуже, чем владения министра.
Версальский парк во Франции
Главной проблемой для специалистов стала почва. На этих территориях цартствовало болото, нужно было что-то сделать для того, что бы создать условия для пышного сада. Для этих целей завозилось огромное количество плодородной почвы.
Новинкой для современников стала перевозка взрослых, больших уже деревьев. Работа над садом была закончена в шестьдесят третьем году семнадцатого века, тогда король и представил общественности свое новое обиталище. Для этого монарх решил провести праздник «Наслаждение волшебного острова».
Сады версальского комплекса разделены на отдельные объекты. Несмотря на четкое разграничение, комплекс представляет собой единое целое, его составляющие дополняют друг друга, органично сочетаясь между собой.
Версальский парк во Франции
Каждый год комплекс принимает около шести миллионов туристов со всех концов света. Территория парков столь огромна, что одного дня для осмотра может не хватить.
Парки украшены чудесными бассейнами, статуями и фонтанами. Они способны поразить воображение любого, даже самого искушенного зрителя. К сожалению, те деревья, что пересаживались в этот парк во взрослом виде, не выжили, однако, на сегодняшний день растительность парка насчитывает около трех с половиной сотен представителей. Изначальная растительность не выжила из-за разных причин. Одни зависели от человека, другие нет. Сейчас у служащих этого потрясающего места только одна цель – сохранить эту красоту в том виде, в котором ее задумывал мастер.
Версальский парк во Франции
Вдоль центрально оси парка находятся фонтаны Латоны и Апполона. За ними есть канал, прозванный маленькой Венецией. Парки наполнены огромным количеством мини-дворцов, которые представляют собой копии больших сооружений.
Сады Версаля
Версальские сады спроектировал ландшафтный дизайнер Андре Ленотр. Его центральная ось – Большой канал протяжённостью 1,6 км, в котором отражается заходящее вечернее солнце. Он пересекается Малым каналом длиной 1 км. Вдоль каналов расположены деревья, цветочные композиции, статуи, клумбы, озёра. Регулярный парк состоит из многих террас, понижающихся с удалением от дворца. Парковая часть садов получила название «маленькой Венеции».
Панорама парка
В рощах и аллеях летом проходили балы на свежем воздухе. Зимой часть растений переносили в оранжерею. Многие из 1400 фонтанов – настоящие произведения искусства. Самые известные фонтаны – Латона и Нептун.
Фонтан Латона
В специальные дни, именуемые Grandes Eaux Musicales, 99 водных струй Bassin de Neptune участвуют в 10-минутном представлении, начинающемся в 17 часов 20 минут.
Фонтан Нептуна
Попытки копирования великолепных версальских садов начались ещё на стадии их строительства. Но они не удались никому из европейских монархов.
Версальский дворец можно посетить ежедневно, кроме понедельника, с 9 до 17:30–18:30 часов. А парк открыт с 8–9 до 17:30–20:30 в зависимости от месяца.
Парк Версаля
Геометрия парка
Раскинувшись на 100 га сад Версаля является крупнейшим дворцовым садом Европы. Он была создан в 17-м веке ландшафтным садовником Андре Ленотра, который спроектировал то, что можно считать квинтэссенцией французского формального сада. В саду разбит в виде геометрического узора, создаваемого дорожками, кустарниками, клумбами и деревьями. Ленотра также осушил болотистую, наклонную местность и создал серию бассейнов и большой канал, известный как Grand Canal.
Фонтан Латона
Несколько фонтанов украшают бассейны. Наиболее известными являются Фонтан Латона — со статуей богини Латоны — и фонтан Аполлона — названный в честь бога солнца и изображающий короля-солнца, едущего на колесницах. Есть несколько других фонтанов в саду, таких как фонтан Нептуна. Фонтаны были установлены, чтобы развлечь множество гостей, приглашенных на щедрые организованные балы короля Людовика XIV.
Еще одним заметным украшением в саду является Колоннада — круговой ряд мраморных колонн, спроектированных Жюлем Ардуэн-Мансаром.
Малый Трианон
В Версале есть также несколько меньших дворцов, расположенных в саду: Большой Трианон и Малый Трианон. Около 10.000 человек работали в Версальском дворце, так что на уединенность можно было не рассчитывать. Поэтому король Людовик XIV приказал построить Большой Трианон, дворец почти такой же роскошный, как главный дворец, где король мог избежать формальностей двора и устроить свидание с любовницей. Его преемник, король Людовик XV позже построил еще меньшей дворец — Petit Trianon — по той же причине.
Версальский парково-дворцовый комплекс
Администрация дворца делит весь комплекс на ряд основных зон: само Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, а также сад и парковая часть. Все эти части Версаля доступны для осмотра, а прогуляться в парке, за некоторыми исключениями, можно даже бесплатно.
Шато
Шато на французском это просто «дворец», но одновременно и официальное название главного здания Версаля. Ехать на экскурсию в комплекс и не посетить королевский дворец нет никакого смысла, потому чаще всего он и становится первым объектом, который посещает турист.
Внешний вид центрального здания — шато
Пройдя через центральный вход в Версаль, посетитель попадает во внутренний двор Шато и может пройти как непосредственно во дворец, так и попасть в парк, а королевскую резиденцию осмотреть позже.
Внутри Шато главной достопримечательностью считается Зеркальный зал - центральная галерея, соединяющая два крыла, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Кроме него, демонстрируются королевские покои, частные комнаты дочерей короля, спальня королевы.
Также в Шато расположен музей истории Версальского дворца, несколько картинных галерей, самая известная из которых – Зал Битв, в ней полотна рассказывают про основные сражения в истории Франции. Иногда можно осмотреть интерьер Королевской Оперы, это зависит от графика подготовки к концертам.
Большой Трианон
На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон уступает размерам Шато, но далеко не каждый европейский монарх обладал основным дворцом похожего размера, так как само здание Трианона насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами.
Большой Трианон
Большой Трианон использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию, среди гостей Большого Трианона были: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и т.д. И в нем проживали все французские правители после революции, так как Шато выполняло другие функции и использовать его в качестве основной резиденции не захотел даже Наполеон.
Внутри Большого Трианона посетителей ждет несколько комнат, полностью сохранивших интерьеры прошлых веков, спальня императрицы, несколько картинных галерей. Также довольно интересно выглядят бильярдный зал и Зеркальный салон.
Малый Трианон
А вот Малый Трианон это действительно небольшой двухэтажный особняк, который все время занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур и, после нее,
Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта. Особняк отличается некоторой скромностью даже в интерьерах, хотя внутренние салоны и спальня королевы, куда сейчас пускают посетителей, декорированы достаточно богато.
Здание Малого Трианона
Малый Трианон выполняет функции музея Марии-Антуанетты, значительная часть предметов быта и интерьеры оригинальные, другие были восстановлены реставраторами. Также туристам показывают технические помещения, где работала прислуга – при строительстве пытались максимально изолировать обслуживающий персонал, предполагалось, что даже сервированный стол будет подниматься в столовую специальным механизмом, но эту идею так и не реализовали. Также в Малом Трианоне находится небольшой личный театр королевы, там ставили ее постановки, в которых Мария-Антуанетта сама играла на сцене.
Ферма Марии-Антуанетты
Мария-Антуанетта, у которой было много свободного времени, построила небольшую деревню возле своего особняка. Конечно это не настоящая деревня, а небольшое и даже карикатурное поселение, отражающее идеализированное представление о крестьянской жизни.
Но ферма была полностью функциональной, насчитывала 12 жилых домов, также тут жили козы, коровы, голуби, курицы и другие сельскохозяйственные животные, были сады и грядки. Королева лично доила коров и полола, хотя животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут «крестьянкам» было приказано все время соблюдать пасторальный вид.
Часть фермы Марии-Антуанетты
Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк. В целом же место выглядит очень мило, так как многие дома строились в том виде, в каком их изображали художники XVIII века на пасторальных пейзажах.
Огород короля
Людовик 14 знал толк в изысках кухни. А для того, чтобы наслаждаться всем этим, требовалось постоянное снабжение дворца свежими овощами и фруктами. Но огород не состоялся бы, если бы не подвижник Жан-Батист де ла Квинтини. Сначала он не предполагал заниматься огородничеством: учился на юриста. После окончания курса Квинтини успешно практиковался по специальности, пока его не пригласил для воспитания сына министр счетной палаты.
Квинтини не только образовывал наследника, но ирасширял свой кругозор: путешествуя по Италии, он узнал о новых сортах растений, изучил технологию возделывания овощей и фруктов. По возвращении во Францию, Квинтини забросил судебное делопроизводство и начал заниматься ботаникой. Его занятия не укрылись от внимательного взгляда Людовика 14. Монарх пригласил ученого заняться огородом. Квинтини оказался талантливым инженером: он продумал подземный подогрев грядок, после чего овощи стали спеть круглогодично.
Людовик выбрал абсолютно неподходящее для огорода место: болотистая низина с бедной торфянистой почвой. Квинтини решил и эту проблему: место осушил и удобрил навозом из конюшен. Скоро неуемный монарх пожелал иметь на столе бананы и ананасы. Квинтини построил несколько теплиц. Затея с огородом пошла на пользу не только членам королевской фамилии: знатные сеньоры стали выращивать овощи рядом со своими домами. Сегодня огород существует. Здесь по-прежнему выращивают экзотические фрукты и местные овощи, но масштабы уже совсем другие.
Полезные советы
Основные исторические районы компактно расположены в шаговой доступности как от бывшего королевского дворца, так и любого из трех вокзалов, поэтому лучший способ передвижения в Версале — пеший. При желании можно сэкономить время и воспользоваться местными автобусами, их легко узнать по бело-голубой раскраске и буквенным обозначениям маршрутов. Рассчитать путь, получить информацию о пробках и графике движения можно на оф. сайте компании Phebus, отвечающей за внутригородские перевозки. Разовый билет можно приобретается у водителя за 1,90 EUR, он действителен до любой остановки.
Три основные улицы Версаля — avenue de Saint Cloude, avenue de Paris и avenue de Sceaux — расходятся веером от площади place d’Armes, расположенной непосредственно перед входом во дворец. В самом начале avenue de Paris находится офис по туризму Версаля.
Версальский дворец соперничает по популярности с Эйфелевой башней, независимо от сезона его посещают миллионы туристов. Чтобы не толкаться в толпе локтями, лучше всего приезжать сюда с раннего утра. Воскресенье (выходной день во Франции) и вторник (когда не работают большинство парижских музеев) — традиционно плохие дни для визита. По понедельникам замок и парк закрыты, зато в самом городе почти нет туристов.
Если сама неповторимая местная атмосфера вызывает у вас не меньший интерес, чем знаменитый дворец, постарайтесь посетить Версаль в четверг или субботу, когда открыт блошиный рынок исторического квартала Нотр-Дам. Для туриста это станет не только возможностью приобрести уникальные сувениры, но и проникнуться духом Версаля — за 300 лет существования этот рынок стал настоящим средоточием городской жизни.
Где купить билеты в Версаль и стоимость?
Сейчас, эта памятка архитектуры и искусства доступна для туристов в любое время года с 9:00 утра до 17:30 вечера. Цена билета составляет 18 евро. Однако, здесь действительно есть что посмотреть. Помимо дворца и парка, гостям представляется возможность посетить вечернее шоу поющих фонтанов, которое действительно завораживает.
Также, билеты в Версаль можно купить в туристическом офисе города Версаля. Они бывают разные, потому что дворцовый комплекс представляет собой несколько разных зон, и вход в каждую оплачивается отдельно. Входить лучше со стороны Большого Канала, там меньше очередей и можно перед этим прогуляться по дальнему парку, имеющему свободный доступ.
Есть ещё одно предложение для посетителей Версаля от SNCF, в этих железнодорожных кассах можно приобрести комбинированный билет Forfaits Loisirs за 25 €. За эти деньги покупатель получает доступ во все зоны дворцового комплекса и перевозку туда и обратно. Похожий совмещённый билет продают и в кассах RATP, общественного транспорта Парижа.
Версальский дворец
Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.
Вид на Версальский дворец из парка
Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.
Мраморный двор Версальского дворца
Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.
Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.
Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.
Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.
Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.
В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.
Тронный зал
Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.
Зеркальный зал
Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.
В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.
Бал в Зеркальной галерее
Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.
Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.