Михайловский манеж в санкт-петербурге

Деятельность с 1977 года[ | ]

Центральный выставочный зал «Манеж». Основное направление деятельности «Манежа» — организация и проведение некоммерческих художественных выставок. Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки», «Озерки», «Арт-»)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения — инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).

История

Начиная с XII века, на месте Манежной площади была плотная застройка, однако в 1493 году все деревянные строения рядом с Кремлем снесли из-за риска возникновения пожара. В XVI веке при Иване Грозном здесь разместился Опричный двор, немного позже, при Борисе Годунове – слобода стременных стрельцов. В 1708 году на месте слободы построили толкучий рынок с торговыми рядами: Лоскутным, Обжорным, Кузнечным, Охотным, Мясным и другими. Рядом находились низшего разряда кабаки и ночлежные дома.

На пересечении Моховой и Тверской улиц в 1670 году был построен Моисеевский женский монастырь, сгоревший в 1737 году. Он дал название Моисеевской площади, которая впоследствии станет частью Манежной. Во время пожара 1812 года этот уголок Москвы полностью сгорел. В 1817 году здесь построили здание Экзерциргауза или Манежа для проведения строевой подготовки солдат. Территория, окружающая Манеж, была разбита на небольшие переулки, получившие свое название от бывших торговых рядов: Большой и Малый Лоскутный, Обжорный и проч. Они были застроены трактирами, закусочными, постоялыми дворами, лавками.

С началом строительства метро в1932-1938 годах здания в переулках снесли. Освободившееся пространство получило название «Манежная площадь». В 1967 году ее переименовали в честь 50-летия Октябрьской революции, и она стала называться «Площадь 50-летия Октября». До 90-х годов прошлого века площадь оставалась пустой и служила стоянкой для многочисленных туристических автобусов. В 1993 году ее облагородили, преобразовали по проекту М.Посохина и З.Церетелли, вернули прежнее название. Наземная часть стала культурно-прогулочной зоной с фонтанами, памятниками, скульптурами, а подземная – трехэтажным торговым центром.

Расположение и проезд

Находится Манеж на одноименной площади, примыкая к Александровскому саду. Вдоль него проходит Моховая улица. Центральный вход смотрит на Манежную площадь и торговую галерею, находящуюся на нижних уровнях.

Адрес: Манежная площадь, дом 1.

Проезд на метро

Попасть в Манеж можно с нескольких станций метро. Проход к главному входу удобен от платформы «Охотный Ряд» Таганско-Краснопресненской линии, «Театральная» Замоскворецкой ветки и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. Далее пройти можно как по самой Манежной площади, осматривая, соседние достопримечательности, так и через подземную торговую галерею.

Дойти до центрального Выставочного зала не составит труда от метро «Александровский сад» Филевской линии. Здесь тоже находится большой пересадочный узел. К Манежу можно попасть перейдя со станции «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина», «Арбатская».

Проезд на автобусе

Через Манежную площадь идет большое количество наземного транспорта. В таблице ниже можно увидеть номера и маршруты автобусов.

Маршруты и остановки автобусов можно узнать на сайте .

Сегодня Манеж, действительно, является крупным выставочным центром, здесь проходят международные форумы. Расписание и график работы указаны на официальном сайте .

Также Центральный выставочный зал имеет свой филиал, находящийся рядом, в бывшем музее В. И. Ленина, называемый “Новый Манеж”.

Видео: Центральный Манеж

Строительство Конногвардейского Манежа

Во времена Петра I на месте современного Конногвардейского бульвара находился Галерный канал, по которому лес доставлялся на верфь Адмиралтейства. В начале XIX века казармы Лейб-гвардии конного полка переносят с окраины Петербурга в центр.

Для возвращавшейся с наполеоновских войн привилегированной гвардейской роты, которой покровительствовал сам император, рядом с Исаакиевским собором возводят целый комплекс: казармы для солдат и жилье для офицеров, полковой храм, а также помещение для выучки коней.

Архитектором Конногвардейского манежа стал Джакомо Кваренги, создавший в Петербурге немало прекрасных зданий. Площадку для верховой езды лейб-гвардейцев он строит в 1804-1807 гг, предусматривая, что неподалеку будут располагаться стойла. Кстати, они сохранились до наших дней на ул. Якубовича.

Кваренги пришлось решать непростую задачу: как вписать в узкое пространство бывшего канала здание с определенным функциональным назначением, при этом сохранить архитектурное и стилевое единство Исаакиевской площади?

Архитектор находит гениальный выход. Боковые фасады прямоугольного вытянутого здания оформляются просто, без излишеств, зато фасад, выходящий на площадь, декорируется в эффектном классическом стиле. Он украшается элегантным пропорциональным портиком, который венчает треугольный фронтон. На фронтоне располагались барельефы, выполненные по рисункам Кваренги, на них изображалась раздача призов после конных соревнований.

Образующий фасадный портик двойной ряд колонн подчеркивает основательность всего здания, выглядит торжественно и нарядно.

Внутренняя часть манежа представляла собой огромный зал для выучки коней и тренировок гвардейцев в верховой езде. Чтобы скакунов было удобнее заводить, ко входу пристроили пандусы.

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж – дворец, являющейся составной частью комплекса «Государственный Эрмитаж». Зданию отведена роль связующего звена между Новым Эрмитажем, Зимним дворцом и Большим Эрмитажем.

Строительство Малого Эрмитажа продолжалось с 1764 по 1775 годы. Внутри дворца была размещена огромная оранжерея с редкими растениями, певчими птицами и некрупными животными. Оранжерея получила название «Зимний сад».

В центре зала находился стол с уникальным подъемным механизмом. С помощью механизма стол оказывался в кухне, где его сервировали и в накрытом виде отправляли к собравшимся в зале гостям.

Фасад Малого Эрмитажа украшен в традиционной для классицизма манере. Над верхним этажом размещен портик, поддерживаемый шестью коринфскими колоннами. На длинном балконе установлены две статуи – богини изобилия Помоны и богини цветов Флоры.

Малый Эрмитаж и Зимний дворец со стороны Миллионной улицы соединены проходом, под которым расположена полукруглая простая арка.

Императрице Екатерине II Малый Эрмитаж очень полюбился. Царица приходила во дворец на обеды и ужины, в одиночестве гуляла по оранжерее, играла с фрейлинами.

Главное богатство Малого Эрмитажа с момента его открытия – живопись и статуи, приобретенные на личные средства государыни. Именно эти коллекции стали основой современного музея.

В наше время Павильонный зал Малого Эрмитажа является частью главного музейного комплекса. Туристу сразу бросаются в глаза невероятной красоты часы в виде павлина. Это уникальное произведение искусства работы Д. Кокса купил для Екатерины II ее фаворит, князь Потемкин.

Интерьеры Павильонного зала поражают богатством и изяществом. При их оформлении использовались редкие породы мрамора и хрусталя, позолота, янтарь, цветное стекло. Мебель в Малом Эрмитаже инкрустирована дорогостоящими минералами: ониксом, лазуритом, перламутром.

Направо от Павильонного зала находится атриум с картинами прославленных голландских художников 16-17 вв. Знаменитый Благовещенский триптих Ж. Белльгамба – одна из самых известных в мире живописных работ.

В Малом Эрмитаже хранятся групповые портреты работы Д. Якобса – весьма необычное явление голландского искусства. Портреты художник писал не по заказу одного человека, а целой гильдии – стрелков, врачей, актеров. За пределами Нидерландов находится всего несколько групповых портретов кисти художников, большинство из этих работ представлены в Петербурге.

Интересное видео о Малом Эрмитаже:

Где находится ЦВЗ «Манеж»

Гостю, впервые приехавшему в город, не просто найти здание выставочного центра, хотя на экскурсионной карте Санкт-Петербурга Михайловский Манеж выделяется. Он расположен на небольшой Манежной площади, рядом со зданием Петербургского Благородного собрания, в стенах которого сегодня находится столичный Дом радио.

Недалеко можно увидеть еще несколько примечательных строений — Дом Кино, в котором часто проходят кинофестивали, старинные доходные дома, здания бывших конюшен Михайловского замка. В центре площади расположен Старо-Манежный сад — пейзажный садик, разбитый еще в 1838 году.

Адрес Михайловского Манежа в Санкт-Петербурге знают в основном те, кто участвует или посещает выставки. Выставочный центр находится на Манежной площади, д.6. Чтобы к нему попасть, необходимо выйти на станции метро «Гостиный дров». Если перейти Невский проспект и пройти 200 м вниз по улице Малой Садовой, то взгляду туриста откроется уютная Манежная площадь с расположенным посередине фонтаном и зеленым сквером.

Советское время

Во время блокады Ленинграда манеж был поврежден. После ремонтно-восстановительных работ помещение отдали ленинградским художникам для проведения выставок.

В 1973 началась масштабная реконструкция внешнего и внутреннего убранства. Этим занимались реставраторы П. Архипова, М. Братчиков, А. Тульков, они постарались вернуть Манежу на Исаакиевской площади тот вид, который задумывал Д. Кваренги. Внутренняя просторная часть превратилась в экспозиционную территорию.

Зал торжественно открыли в 1977 г, приурочив событие к 60-летию революции. Первой стала выставка «Искусство принадлежит народу».

В 2000, а затем в 2001-2003 годах фасад и скульптуры Манежа снова реставрировали.

История и архитектура здания

Построил Манеж архитектор Бетанкур. Его проект утверждал Александр I. Строительство шло всего полгода. Изначально такое большое сооружение задумывалось как место проведения парадов и смотров, рассчитанное на 2 000 солдат.

Архитектурное решение здания было оригинально – внутри оно не имеет ни одной опоры. Для крыши была создана специальная деревянная конструкция, состоящая из ферм. Но через несколько лет ее пришлось ставить снова, так как здание просело. Стены здания построены в стиле классицизма. Боковые – украшены арками. На входе тосканские колонны, известные еще со времен Древнего Рима.

В середине 19 века Манеж уже использовался как выставочный центр и место проведения различных концертов. После революции здание стало гаражом для правительственных авто. Но уже в 60-е годы XX века в Манеж снова вернулись выставки. К сожалению, во время пожара 2004 года уникальные деревянные фермы Бетанкура сгорели. Но центральный выставочный зал восстановили, наполнив его современными технологическими новинками.

Архитектура здания

Выставочный зал

Дворец графа К. Г. Разумовского: архитектура

Вся архитектура Петербурга – удивительная красота, которую продумывали величайшие архитекторы веками. Множество особенностей делают здания такими прекрасными, какими они являются на самом деле. В число этих достоинств входит:

  • Продуманность дизайна;
  • Величие, которое граничит наравне с простотой объектов;
  • Гармоничность и вписываемость в общую обстановку;
  • Разнообразие стилей.

Удивительно, но дворец относится к тем немногим зданиям, архитектура которых сохранилась на долгие годы. Постройка в ходе переделок стала похода на усадьбы зарубежных царей. Она была очень красивой и величественной.

Декорации главного фасада акцентируют внимание на колонны в центре, которые построены над аркадой цокольного этажа. В дополнение использованы барельефы

Они четко прорисованы и дополняют фасад.

Садовый фасад изображен немного по-другому, но не менее чарующе: лепнина и колонны, боковые ризалиты, переплетение с мотивами главного здания. Чтобы отделить улицу и участок, была возведена каменная стена с центральными монументальными воротами.

Растрелли, который занимался проектированием деревянного фасада здания, было доверено строительство многих шедевров архитектуры Санкт-Петербурга. В это число входит дворец императрицы Анны Иоановны, манеж между Большой Морской улицей и Невским проспектом, Летний и Зимний дворец.

Он преодолел неприязнь последующих правительниц и вошел в доверие настолько, что поручена работа над расширением Петергофского дворца, постройкой Екатерининского дворца, Строгановский дворец и многие другие.

Валлен-Деламорт, который окончил работу над будущим университетом, прибыл из Франции. Он создавал проекты загородных домов, дворцов, церквей. Здание малого Эрмитажа – одна из наилучших работ француза, которая в будущем стала местом для отдыха с гостиными, галереями, оранжереями.

Окна дворца украшены лепкой и красиво обрамлены. Большое количество прислуги следило за всей красотой и поддерживало чистоту. В саду росли экзотические растения, охотно делился ими и радовал прохожих обилием ароматов.

Украшение Манежа

Только в 1817 портик был окончательно оформлен: по обе стороны от входа поставили скульптурные изображения юношей, укрощающих коней.

Живописные статуи из лучшего каррарского мрамора были скопированы с римских образцов итальянским скульптором Трискорни специально для Манежа в СПб. Фигуры изображали мифологических персонажей Кастора и Полукса, неразлучных братьев, сыновей Зевса.

Но украшали фронтальную часть мраморные изваяния недолго. Уже в 1840 по требованию священников Исаакиевского собора фигуры обнаженных язычников были переставлены в тыл, к казарменным воротам.

Лишь спустя почти сто лет, в 1954, скульптурные композиции вернулись на место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector