История и культура абхазии

Древняя и новая история Абхазии

Кавказ – перекресток цивилизаций, и Абхазия в данном отношении не исключение. За всю историю через эту местность проходило много различных народов. Одни переселялись в другие государства, другие стремились покорить новые территории. Но маленький свободолюбивый абхазский народ никуда не уходил со своей родной земли с самой глубокой древности. Об этом свидетельствует множество сохранившихся в Абхазии материальных памятников разных эпох, несущие общие черты. Они указывают на преемственность, то есть на то, что многие столетия, если не тысячелетия, на территории современной Абхазии развивалась культура одного и того же племени.

На территории Апсны имеется много следов стоянок каменного века. Считается, что земледелием и скотоводством на абхазской земле занимаются уже более 6 тысяч лет, то есть с эпохи великих древних цивилизаций. Немало памятников осталось и со времен Средневековья, когда эта часть мира принадлежала Византии.

С XV века Абхазия оказалась под сильнейшим влиянием Османской империи. Почти всё население страны приняло мусульманство суннитского направления, а после перехода Кавказа под власть русского царя большая часть населения покинула свою родину и переселилась на турецкую землю. На опустевшие места пришли переселенцы из других государств, чем обусловлено этническое разнообразие в нынешней Абхазской Республике.

Абхазия и Россия

В конце XVIII в. Келешбей Чачба начинает переговоры с Александром I о присоединении к России. Но единства в отношении внешней политики не было даже внутри княжеской семьи. В результате политических разногласий Келешбей погибает от руки собственного сына (хотя есть версия, что князь стал жертвой заговора, а сын – удобной мишенью, чтобы свалить на него вину).В 1809 г. второй сын Келешбея – Георгий (Сафарбей) обращается к российскому правительству с просьбой принять Абхазию в состав империи. Эта просьба в 1810 г. удовлетворятся, Абхазия становится частью России на правах княжества. Княжеской династии Чачба сохраняются все права, кроме права предавать своих подданных смертной казни. В 1864 г. после окончания войны с горцами, которую много лет вело царской правительство, абхазское княжество было упразднено, а впавший в немилость последний абхазский князь Михаил был сослан в Воронеж, где и умер год спустя – в 1865 г. Еще через год в Абхазии разразилось мощное восстание, вызванное кабальными  условиями  готовившейся крестьянской реформы. Восстание было подавлено, на абхазский народ обрушились репрессии, которые вызвали массовое бегство абхазов (особенно мусульман) в Турцию. В 1867 г. выехало около 20 000 человек. Провинции Дал и Цабал опустели полностью.Эти территории впоследствии были заняты представителями других этносов – грузинами, армянами, греками,славянами.Очередная мощная волна переселения последовала после русско-турецкой войны 1877–1878 гг.Число выехавших на этот раз составило 50 000.Такой мощный отток населения привел к существенному изменению этнической картины. Если в середине XIX в. абхазы составляли 75% жителей княжества, то в 1877 г. их было уже 55%.

Расположение

Абхазия расположена в преимущественно горном регионе (около 75 процентов территории классифицируется как горы или предгорья). Это сказывается на жизни и культуре местного населения.

Вдоль всей северной границы республики проходит Большой Кавказский хребет. Он огораживает страну от холодных ветров. Хребты расположенные в данной области: Гагрский, Абхазский, Бзыбский и Кодорский. Высота гор в основном не превышает отметку в 4 000 метров, исключение — гора Домбай-Ульген, пик которой достигает 4 046 метров над уровнем моря.

Через Главный Водораздельный хребет ведут дороги связывающие Россию с Абхазией на севере, самые большие проложены через перевалы Клухорский и Марухский. Также часть дорог, соприкасающихся с территорией Грузии, заминированы и соответственно для передвижения не используются.

С северо-запада вдоль побережья по территории Абхазии тянется узкая полоса Колхидской низменности, постепенно расширяющейся к юго-востоку. Вдоль границы между горами и низменностью расположен пояс холмистых предгорий, в которых весьма развиты карстовые явления. В основном это выражается в большом количестве провалов и пещер, так в Абхазии располагается самая глубокая карстовая пещера — Крубера (Воронья), это единственная в мире пещера глубиной более 2 километров (ее глубина 2 199 метров).

Новое время и советская власть в Абхазии

Во второй половине XIX века Абхазия все еще занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев Северо-Западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу общественного устройства она была теснее связана с черкесско-убыхским миром.После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 8 ноября 1917 года на съезде абхазского народа избран первый парламент — Абхазский Народный Совет, который принял Конституцию и Декларацию абхазского народа.4 марта 1921 года большевики установили советскую власть в Абхазии и объявили ее Советской Социалистической республикой. 19 февраля 1931 года на VI Всегрузинском съезде советов в Тбилиси было принято решение о преобразовании ССР Абхазии в автономную республику в составе Грузинской ССР.

Как живут обычные люди в Абхазии

Войны оставили свой след на бытовой жизни в стране. Здесь всё ещё много разрушенных и заброшенных домов. Высок уровень преступности. Но люди уже привыкли к мирным реалиям, край постепенно восстанавливается.

Какие национальности живут в Абхазии

Сегодня в Абхазии живут представители 67 народов — абхазы, армяне, русские, грузины и другие. Много грузин и представителей других национальных меньшинств уехало из страны после войны. Большинство местных обитателей имеют российское гражданство, которое получили ещё до момента признания РФ независимости республики.

Официально около 65% населения — православные христиане, 15% — мусульмане. Однако, по результатам исследований Института востоковедения РАН в конце 1990 годов, большая часть жителей на самом деле исповедует традиционную для этого региона религию — абхазский монотеизм.Официальный язык — абхазский, но и русский язык имеет статус официального, поэтому активно используется в учреждениях, в том числе и в государственных.

Культурная жизнь и особенности менталитета

Современная абхазская культура — это своеобразное сочетание традиций христианства и ислама. Абхазия считается восточной страной, а на востоке, как известно, царит культ гостеприимства. У абхазов про это есть даже пословица: «гость приносит семь счастий». Хлебосольство тут — священный закон. Для гостей стараются создать самые комфортные условия, накормить лучшей едой, что есть в доме. Чаще всего хозяин хранит для таких случаев «особые» продукты: вкуснейшее вино, хороший сыр или отличную аджику. Но, по многовековым традициям местных жителей, гостю не следует предлагать хозяину дома деньги или другую плату за приём, поскольку такое поведение может серьёзно обидеть хозяев.Почитание старших и жизнь большими семьями — тоже исконные абхазские традиции. Ещё в прошлом веке обычным явлением были семьи до 30 человек. Сегодня такое встречается редко, однако, часто можно увидеть семью, в которой вместе живут 3–4 поколения родственников. Представители старшего поколения всегда были и остаются самыми уважаемыми.

Праздники тут в основном те же, что и в России. К местным можно отнести Ажьырныхуа — это День сотворения мира и обновления (отмечается 14 января), 26 августа — День признания независимости Абхазии (в этот день в 2008 году Дмитрий Медведев подписал указ о её признании). А 30 сентября главный праздник для жителей страны — День освобождения (независимости) от грузинских войск.

День признания независимости — один из самых значимых праздников Абхазии

В стране есть 2 высших учебных заведения: Абхазский государственный университет и частный Сухумский открытый институт. Работают 4 театра, 5 государственных музеев и 28 библиотек.

История Абхазии

Название самой страны и ее жителей пришло из грузинского языка, грузины называли абазгами — племя населявшее территории современной Абхазии еще во втором веке до нашей эры. А производное на грузинском звучало как апхазети, и во второй половине 19 века название территории перешло в русский язык как Абхазия. И через него проникло в другие языки мира именно как Абхазия.

Абхазы являются одним из древнейших коренных народов Кавказа. Их язык, культура и традиции наиболее близки к другим кавказским народам: адыгейцам, кабардинцам и черкесам. Как это отражено на государственном флаге бело-зелеными полосами, абхазы исповедуют различные религии: ислам, христианство и язычество.

Первое пребывание человека, согласно археологическим находкам, на территории современной Абхазии относится к эпохе нижнего палеолита, то есть 300 — 400 тысяч лет назад.

А в XII веке до нашей эры в ассирийских источниках появились первые упоминания о ранних поселениях в Абхазии.

Греческая колония

За 600 лет до начала нашей эры земли современной Абхазии обжили греки. Которые основали такие города, как Сухум ( изначально Диоскуриада ), Пицунда ( Питиунт ) и Очамчира ( Гюэнос ). Изначально греки называли эти территории — Гениохия, а их жителей — гениохами.

Благодаря Греции в Абхазии были основаны крупные портовые города, проложены торговые пути, построены судостроительные верфи и налажена чеканка монет.

Римская колония

В начале нашей эры, после победы в войне с греками, на абхазском побережье Черного моря обоснуются римляне. Диоскуриаду они переименовывают в Себастополис и создают там крепость.

В это время местные племена объединяются в небольшие княжества. Во главе одного из таких стоит царь Юлиан, которому римляне дают право на власть на всей территории Гениохии. Но так как он произошел из племени апсилов, то и территорию вместе с княжеством называют Апсилией.

Византийская провинция

Примерно в V веке нашей эры Апсилия вошла в состав Византийской империи. Благодаря византийцам в княжестве были возведены первые христианские храмы, и христианство стало официальной религией.

Но в это же время княжеством апсилов заинтересовались персы, и в течении XI — XII веков византийцам приходилось сражаться за контроль над данной территорией. Вследствие чего в первой половине XII века была возведена крупнейшая крепость на северном берегу Черного моря — Анакопийская крепость.

Арабское вторжение

В конце XII, начале XIII веков на южные территории Абхазии вторглись арабы. Захватив Юг Апсилии и Мегрелию они совершали разорительные набеги на мирные поселения.

Входе многочисленных сражений, благодаря помощи византийцев, южные территории были освобождены лишь к концу XIII века, а на территорию Мегрелии была перенесена столица Абхазии.

Религия

Большинство жителей Абхазии являются православными христианами (около 60 процентов), далее, по степени снижения, идут Ислам (16%) и Абхазская родная религия (8%). Остальные религии, такие как Иудаизм и Свидетели Иеговы, хотя последние официально с 1995 года запрещены, занимают лишь 2 процента. Как уже очевидно из приведенных цифр, в республике существует сравнительно небольшой процент неверующих, не относящих себя к какой-либо религии.

Согласно опросу, проведенному в 2003 году, 60% респондентов называют себя христианами. В Абхазии существует две основные церкви — Абхазская Православная Церковь и Армянская Апостольская Церковь. Всего в республике примерно 140 церковных зданий, большинству из которых более одного века.

Главные ценности абхазов

Главной ценностью для абхазов выступает их семья. Этот народ чтит родственные узы. Многие молодые пары после свадьбы остаются жить вместе с родителями. Затем появляется новое поколение, и семья становится ещё больше. Это совершенно нормально, и даже в современной Абхазии можно встретить семьи из трёх-четырёх поколений, что живут под одной крышей.

При этом конфликты происходит крайне редко. Согласно традициям абхазов, детей нужно с детства приучать к уважению старших. Кроме того, абхазы никогда не спорят на публике. Если кто-то случайно перебил собеседника, он тут же извинится. Мнение о том, что абхазы – шумный народ, – это лишь стереотип. На самом деле они ценят тишину, не любят громких разговоров и бурных проявлений чувств.

Зажигательные национальные абхазские танцы / ВААК Наала Авидзба / abaza.org

Ребёнок — не самая важная персона

Не менее важный аспект воспитания детей – чувство меры в похвалах и привилегиях. Да, абхазы любят побаловать своих чад, однако не перестают напоминать им, что те являются обыкновенными членами общества

В семьях, в отличие от уклада в России, ребёнок никогда не является самой важной персоной. Это почётное место занимают самые старшие представители рода

Особое внимание и почёт оказывается им

С не меньшим уважением абхазский народ относится к природе. Старинные традиции абхазов подразумевали получение разрешения от лесных или горных духов для того, чтобы сорвать лечебные травы или взять родниковую воду. Сегодня эти языческие ритуалы ушли в прошлое, но в Абхазии по-прежнему с трепетом относятся к горам. Народ верит, что нельзя купаться в озёрах обнажённым, кричать или сквернословить в горах.

Интересное видео от телеканала «Моя планета» — «Напэ Ла — заговаривающий горы»

Чёрный цвет в одежде

Если вам пришлось хотя бы раз побывать в Абхазии, я уверена, вы заметили, что многие жители этой солнечной страны предпочитают носить одежду чёрного цвета. У женщин такая одежда считается символом траура по умершему родственнику (он длится год).

Привычка носить чёрные вещи появилась в Абхазии в послевоенные годы, когда наиболее доступной была ткань именно такого цвета. Сегодня же абхазы уже стали смелее в выборе цветов, постепенно отдают предпочтение более ярким оттенкам.

Абхазы по традиции свадебное торжество сопровождают тостами старейшин с пожеланиями мира и добра МАД Игорь Родин / abaza.org

Традиции абхазов удивительным образом сохранили ритуалы и уклад жизни, что были в старину, и некоторые современные тенденции. Да, жизнь требует постоянных перемен, однако этот народ не забывает верований, обычаев предков. Для жителей Абхазии их прошлое, история являются священной частью наследия, что с почтением передаётся новым поколениям.

На обложке: День Флага в Республике Абхазия / presidentofabkhazia.org

Древняя Абхазия

История Абхазии уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Плодородные земли Абхазии люди начали активно обживать в эпоху позднего палеолита — 35 тысяч лет назад. Хорошо известны мезолитические стоянки, возникшие в 12-7 тысячелетии. Люди селились в пещерах недалеко от рек, занимались собирательством и рыболовством, о чем свидетельствуют найденные вблизи их жилищ костяные гарпуны и рыбьи кости.В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и первые возведенные человеком жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. На рубеже IV-III тысячелетий до н.э. население Абхазии уже обрабатывало металл, сначала медь, затем — бронзу. В конце III — начале II тысячелетия возникает дольменная культура. Каменные гробницы — дольмены — встречаются по всей территории Абхазии. Самая большая их концентрация — в районе села Отхара (Гудаутский район), где найдены 15 гробниц, весом от 60 до 110 тонн. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

Абхазский этикет

Интересные правила действуют и во время трапезы. В гостях или ресторане абхазы пользуются столовыми приборами, но есть несколько блюд, которые нельзя брать вилкой или ложкой. Лишь руками допускается касаться к абысте (мамалыге из кукурузы), вареной говядине, соусу из фасоли.

Во время праздника или просто находясь в гостях можно заметить необычное общение членов одной семьи. Например, абхазские муж и жена на публике никогда не обращаются друг к другу по имени. Невестке же и вовсе запрещено называть по именам членов семьи мужа.

Абхазское застолье / Леон Гурия / sputnik-abkhazia.info

Особый запрет действует в отношении невестки и свёкра. При нём женщина не имеет права сесть без приглашения или даже поднять глаза. С родственниками супруга также не стоит разговаривать за столом. Невестка должна быть образцом скромности и смирения.

Во время застолий у абхазов сохранилась ещё одна интересная традиция. Кто бы ни вошёл в дом, присутствующие должны встать со своих мест. Это является знаком уважения к вошедшему. Неукоснительно выполняться это правило этикета должно младшими людьми в отношении старших. Даже если человек старшего возраста вышел ненадолго из комнаты, по его возвращении все обязаны подняться в знак почтения.

Диоскуриада

Вместе с тем, территория, где греки основали Диоскуриаду, носила древнеабхазское название Акуа. О древности местного топонима может говорить и надпись «Акой» (Акуа) на золотых монетах (статерах), отчеканенных в 90-80 гг. до н. э. в подражание статерам фракийского царя Лисимаха. Кроме того, замок Баграта, расположенный в окрестностях современного Сухума и названный так краеведами в конце ХIX – начале XX веков, именовался ранее замком Агуа (Акуа). В начале VI-V вв. до н. э. греческое и местное поселения представляли собой две замкнутые и автономные структуры, связанные только экономическими узами. Затем, в эпоху эллинизма (особенно в IV-III вв. до н. э.), произошло их взаимное интегрирование, и население Диоскуриады стало смешанным – греко-местным.Римляне сменили греков и укрепились в Абхазии в I веке н. э. при римском императоре Августе Октавиане. Тогда же античная Диоскуриада была переименована в Себастополис. Это было начало нового римско-византийского периода истории Сухума, который продолжался до VII в. н. э.

Абхазское царство

В конце VIII века на территории Абхазии сложилось раннефеодальное государство — Абхазское царство, где жили адыгские, абхазские и грузинские племена. Границы царства простирались от современного Туапсе до Сурамского перевала

В летописи Грузии XI века так описано это важное в истории Закавказья событие: «Когда ослабели греки, отложился от них эристав по имени Леон, племянник эристава Леона, которому была дана в наследственное владение Абхазия. Этот второй Леон был сыном дочери хазарского царя и (воспользовавшись) силой их (хазар) отложился от греков, завладел Абхазией и принял на себя имя царя абхазов»

Абхазское царство уже тогда получило «международное признание», а Леон II перенес столицу из Анакопии в Кутаиси. В период Абхазского царства интенсивно развивалась экономика и культура, возводились дворцы, храмы, архитектурные ансамбли.Абхазское царство просуществовало 200 лет, его упадок начался со смертью бездетного царя Феодосия Слепого. Абхазия вошла в состав объединенного грузинского государства. В XIII веке начался распад «царства абхазов и картлийцев (грузин)» на отдельные княжества.

Название государства Абхазия

Местное население называет свою древнюю страну Апсны – это чётко читаемый топоним, происходящий от самоназвания абхазцев – апсы. Слово пришло в европейские языки через грузинскую транскрипцию – апхазети, а на Руси нынешняя Абхазия с давних времен называлась Абеза (или Обеза), что также связано с древним наименованием племени абазгов, чья история была известна еще древним грекам и римлянам. Эта этимология в свое время была подтверждена и трудами академика Н.Я. Марра. Современное название «Абхазия» появилось сравнительно поздно с точки зрения истории — в далёком средневековье. Впервые оно встречаетcя в письменах древнеармянских и древнегрузинских, а затем арабских и персидских летописцев.

Развлечения

Билет в театр

300–1 200 рублей

Ужин в апацхе

1 500 рублей

У нас нет ни одного кинотеатра. Это политический момент: из-за того, что Грузия не признает Абхазию автономным государством, большие сети не могут начать здесь работать. Уже несколько лет об открытии кинотеатра идут разговоры, так что мы надеемся. Зато у нас в Сухуме целых три театра — Абхазский государственный театр, Абхазский молодежный театр и Русский театр драмы имени Фазиля Искандера. Русдрам — самый популярный. Они выпускают огромное количество премьер, замахиваются на «Солярис» и «100 лет одиночества», привлекают режиссеров из России. Несмотря на то что количество активных жителей Сухума ограничено, спектакли Русского театра и в 30-й раз могут собрать полный зал. Билет туда стоит от 300 до 1 200 рублей.

Другой вариант развлечений — сходить поесть. Всем, кто едет в Абхазию, я советую побывать в местном кафе — апацхе. Их здесь очень много, они есть даже по дороге из одного города в другой. Поужинать в апацхе втроем с мясом, рыбой, мамалыгой — кашей из кукурузной муки, фасолью, ачапой — блюдом из капусты, соленьями, свежими овощами получится на 1 500 рублей. Но это без вина и чачи, на них нужно добавить еще около тысячи. Сухумские рестораторы сейчас открывают заведения с европейской кухней, развивают культуру завтраков. Даже несмотря на то, что международный фастфуд у нас отсутствует, есть местный — «А-бургер». Недавно в Сухуме появился фуд-трак «Ласточка» с хот-догами и картошкой фри. Это Кавказ, естественно, у нас очень много мест, где можно купить шаурму или хачапури за 100 рублей. В Абхазии голодным не останется никто.

Когда я отмечаю свой день рождения в ресторане, примерно к часу ночи сотрудники начинают намекать, что пора бы нам его покинуть

Ночной жизни в Абхазии нет. Летом в Гагре, бывает, устраивают пляжные вечеринки, туда можно поехать потанцевать на песке до пяти утра. Но это абсолютно туристическая история, и в феврале все эти заведения стоят закрытыми. Даже когда я отмечаю свой день рождения в ресторане, примерно к часу ночи сотрудники начинают намекать, что пора бы нам его покинуть. Причем ночной жизни нет не из-за каких-то запретов, а из-за отсутствия спроса на круглосуточные заведения. Мы предпочитаем что-то домашнее и семейное. Если бы у нас было куда сходить в два часа ночи, пошла бы я? Думаю, что нет.

Культура кофе в Абхазии очень развита. В Сухуме есть две отличные кофейни — «Бригантина» и «Take coffee». Это такие места, куда можно приехать на велосипеде с книжкой и просидеть там полдня. Одна из самых известных кофеен — «Брехаловка». Находится она в самом центре города напротив отеля «Рица», с балкона которой когда-то выступал Лев Троцкий. Десятки сухумцев начинают свой день именно в «Брехаловке», и я в их числе. Сначала меня брал с собой отец, потом я стала приходить сама, и получается, что я «Брехаловку» помню всю свою жизнь. Все это время чашка кофе там стоит 25 рублей, готовят его на песке. У постоянных гостей есть даже свои именные чашки. Когда ты начинаешь часто бывать в «Брехаловке», в какой-то момент можешь принести свою чашку и теперь тебе будут наливать кофе в нее.

Набережная Сухума — место притяжения для всех горожан. Туда идут погулять, посидеть на лавочках, взять кофе в еще одной исторической кофейне — «Пингвине». Конечно, нужно еще и себя показать, так что девушки очень любят наряжаться и краситься на прогулку. У нас даже есть местный мем «Шоу „Топ-модель по-абхазски“ начинается», но мы говорим это не с осуждением, а даже с гордостью, что наши девушки любят красиво выглядеть.

Античная эпоха

В VI–V вв. до н. э. колхидские берега начинают осваивать греки. Эти непоседливые бродяги морей периодически покидали насиженные места и отправлялись в дальние страны, где за тридевять земель от родины основывали города-колонии и жили там, не изменяя своему традиционному укладу. Так на брегах Черноморского побережья Кав-каза возникают греческие колонии Диоскурия (на месте нынешнего Сухума), Питиунт (Пицунда), Триглит (на месте Гагры).

В I в. до н. э. греческие города попадают в зависимость от Понтийско-го царства, а в I в. н. э. на побережье укрепляются римляне. Их главным опорным пунктом стала крепость Себастополис, построенная на месте разрушенной к тому времени Диоскурии.Так великие государства античного мира вершили судьбу прибрежных тер-риторий Абхазии.А что же местные племена? Ко II в до н.э. Колхида распадается на этнические общности. Вместо общего названия колхи с I в. появляется названия лазы, апсилы, абазги, саниги. Как сообщают античные историки, на территории современной Абхазии с давних времен обитали племена апсилов и абазгов. К северу от них жили саниги. К востоку, в верховьях реки Кодор и частично в Цебельде обитало племя мисимиан.

Взаимодействуя с передовой греко-римской культурой, местное население переняло некоторые ее черты, много-му научилось. Известно, что и позднее абхазские князья пользовались грече-ским или римским алфавитом.

Абхазское княжество и Турция

Во второй половине XV века после взятия турками Константинополя в Абхазии появился турецкий флот, а некоторое время спустя генуэзцы покинули черноморское побережье. К этому времени владетелями Абхазии были представители абхазского рода Шервашидзе (Чачба), которые стремились освободиться от зависимости мегрельских царей. 30 лет длилась междоусобная война абхазских и мегрельских феодалов. Она завершилась тем, что была установлена государственная граница между абхазами и картвелами по реке Ингур, которая сохраняется уже более 300 лет.В первой половине XVII века турки взяли в осаду Севастополис с моря. Абхазские феодалы были вынуждены согласиться на уплату дани. В 1634 году турецкий десант высадился в районе Кодорского мыса, турки опустошили и разграбили прилегающую территорию, обложили феодалов данью. В 1724 году турки выстроили на побережье Севастополиса крепость и назвали ее Сухум-кале. Так же стал называться и город. Политические и экономические контакты с Османской империей привели к тому, что на территории Абхазии стал распространяться ислам.С конца XVIII века при владетеле Келешбее Чачба (Шервашидзе) Абхазское княжество вновь усилилось и с помощью флота контролировало Черноморское побережье от Анапы до Батума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector