Аппиева дорога

История строительства

Необходимость в надёжной, прямой, как копьё воинствующих римлян, дороги была вызвана военными целями империи. Римляне первыми среди средиземноморских государств решили проблему внедрения сухопутных способов торговли. Купцы быстро оценили удобства доставки товаров не всегда по морю, рекам, но и быстро по суше. Появилась связь Рима и стран Африки, Азии, городов Европы. Построена дорога на основании приказа, с активным руководством цензора Аппия в 312 году до н. э.

К этому периоду существовала старинная латинская дорога, ведущая из Рима в Калы. Начало новой дороги являлось её дополнением. Отличительной чертой «царской дороги» явился факт, что она стала первой мощёной дорогой Рима, выполненной с высочайшим качеством по всей длине. Названа дорога в честь создателя.

За время царствования Римской республики на территории Апеннинского полуострова появилась сеть таких дорог. Общая протяжённость Римских дорог составляет около 300 тысяч км. Строительства любой дороги начиналось с тщательно создаваемой инфраструктуры поселений, через которые планировалось вести дорогу. Это канализация, водоснабжение, выделение мест для транспорта, прохожих.

В будущем появились тротуары. За территорией города при строительстве дорог пользовались утверждёнными нормами, например, ширина прямого участка дороги составляет не меньше 2,45 м, на изгибах 4, 9 м. В таких пунктах без проблем разъезжались две колесницы. Огораживать дорогу входило в обязанность собственников ближайшего участка, если отсутствовала каменная укладка. При её отсутствии путешественники могли ехать, идти, где хотят.

Время строительства дороги имеет три основных фазы:

  1. IV век до н. э. Отрезок длиной 195 км соединил Рим и Капую в целях, важных в 30 летней войне с самнитами. По мощёной трассе скорость передвижения войск, караванов с товаром стала значительно выше.
  2. III век до н. э. Отрезок дороги, ведущий в Беневент, сильно укрепил позиции Рима по всем вопросам.
  3. Вторая часть II века до н. э. Дойдя до Брундизия, дорога связывала Рим с Эгнатьевским маршрутом. Появилась важная возможность торговать, доставлять рабов.

В Византийское время многие участки были отремонтированы. Она выполняла первоначальную роль. События Средних веков ослабили торговые функции уникального строения. Гораздо чаще её использовали паломники, путешественники. Григорий III внес большие изменения в первоначальный вариант обустройства дороги. По приказу на дороге было положено новое покрытие. В последующие столетия царская дорога страдала от варварского разрушения памятников, дороги.

Многие старинные артефакты переходили в частные владения, увозились в другие государства. Особенно, во времена зарождения «моды» на раскопки останков святых, мучеников, которые были востребованы музеями разных стран. Кстати, разрешение на проведение раскопок было дано папой Пием VI в XIX веке. Проезд по дороге восстановлен к концу XVIII столетия.

Достопримечательности

Для внимательного изучения достопримечательностей Италии, расположенных по сторонам Аппиевой дороги, необходимо много времени. Предварительное знакомство, составление плана их посещения можно сделать вместе с экскурсиями, организованными по конкретным милям дороги.

Достопримечательности I мили:

  1. Гробницы Сципионов, Геты, Присциллы.
  2. Капенские ворота, порт Аппия или ворота Святого Себастьяна.
  3. Первая мильная колонна.
  4. Колумбарии Помпония Хила, вольноотпущенников Ливии.
  5. Церковь Домине-Кво-Вадис.

Достопримечательности II мили:

  1. Языческое захоронение гипогей Вибии в виде катакомб с древними росписями.
  2. Гробницы Ромула, вольноотпущенников рода Волусия.
  3. Катакомбы Святого Каллиста, Виньи Ранданини, святого Себастьяна.
  4. Цирк Максенция.
  5. Колонна Пия IX.

Достопримечательности других миль дороги:

  1. Башня Капо ди Бове.
  2. Героический рельеф.
  3. Христианские, иудейские катакомбы, кладбищенские склепы богатых семей, развалины средневековых крепостей, архитектурные строения ренессансного, барочного типа, интересные музеи. Колумбарии, уникальные подземные строения гипогеи, катакомбы, монументальные гробницы, современные загородные виллы римских аристократов.

Авторы Гайдпарка

  • David Rubinstein

    Система Путина: устойчива, но неэффективна?

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Пятый год под подряд самое популярное имя в Англии — Мухаммад

    Читать полностью

  • Александр Попов

    В России начали строить уникальные плавучие СПГ-заводы

    Читать полностью

  • Феликс Польский

    Загадочная смерть (окончание)

    Читать полностью

  • Владимир Петлюк

    Трагедия в шахте «Листвяжная» и госкапитализм

    Читать полностью

  • Аксёненко Сергей

    Как власти Украины пытаются стереть память о Великой Отечественной войне

    Читать полностью

  • Александр Попов

    В США прошла волна ограблений

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Правое у нас государство или полицейское?

    Читать полностью

  • Владимир Фёдоров

    У народа должен быть выбор

    Читать полностью

  • Феликс Польский

    Ох уж эти жрецы!

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Сегодня СМС-ка празднует день рождения! 30 лет «шустрой девчонке» стукнуло!

    Читать полностью

  • Nikol

    Подросток умер после драки с одноклассником в школе Комсомольска-на-Амуре

    Читать полностью

Гробница Цецилии Метеллы

Еще одно отлично сохранившееся сооружение, расположенное у Аппиевой дороги — мавзолей цилиндрической формы, построенный в середине I века до нашей эры. Это —  монументальная гробница, сооруженная для дочери римского консула — Цецилии Метеллы.

Мавзолей представляет собой круглую башню, облицованную плитами из травертина, высотой 19 метров, возведенную на квадратном пьедестале.

В средние века гробница Цецилии Метеллы принадлежала графьям Тускулумскими, которые использовали здание в оборонительных целях. Позже сооружение перешло в собственность представителям рода Гаэтани, перестроившим его в крепость.

О месте Археологический парк Аппиева дорога

Археологический парк на Аппиевой дороге предлагает своим гостям  получить незабываемые впечатления в одном из самых живописных мест Рима. Именно здесь  в полной гармонии друг с другом находятся природа и важные археологические памятники Рима.История возникновения
 
Сама Аппиева дорога появилась  в 312 году до н.э. После чего  сразу же стала одной из самых значимых общественных дорог Рима. Через неё были проложены маршруты соединявшие Рим с  Грецией, Малой Азией  и Египтом. Чуть позже Аппиева дорога  стала излюбленным местом семейных захоронений, что повлекло за собой появление вдоль дороги различных  памятников, семейных гробниц и мавзолеев. На протяжении многих столетий на территории вокруг Аппиевой дороги появлялись и другие постройки, например  виллы знатных семей, театры, крепости, монастыри и  колумбарии. Именно  это многовековое наследие и послужило основной идеей для создания большого археологического парка. В конце XVIII века вдоль Аппиевой дороги впервые стали проводить восстановительные работы, в которых принимали участие знаменитые итальянские архитекторы, строители, инженеры, ученые, художники и археологи.  Правда, позже энтузиазм поубавился, да и территорию вдоль Аппиевой дороги решено было застроить частными апартаментами и прочими сооружениями общественного значения. Лишь благодаря публичной огласке и общественному противостоянию, направленному против уничтожения исторических и архитектурных памяток, территорию удалось спасти.  После всех треволнений учреждение регионального археологического парка на Аппиевой дороге было одобрено лишь в 1988 году.Архитектура
Сегодня территория парка охраняется и занимает 3400 га. Расположен  он в регионе Лацио и занимает территорию трёх городов Рима, Чампино и Марино. Благодаря кропотливой работе архитекторов, художников, строителей и ученных, окрестности  удалось   превратить в  прекрасный археологический парк,  и при всём этом сохранить его исторические и природные ресурсы, остался неизменным также  и ландшафт местности. С момента создания парка строительство в нём запрещено.
Отправная точка экскурсии находится на территории бывшей бумажной фабрики Латина. Сам парк начинается с Аврелиевых стен, у ворот Сан-Себастьяна.Вдоль Аппиевой дороги находятся такие известные и интересные достопримечательности, как  катакомбы Сан-Каллисто и Сан-Себастьяно. К основным и хорошо сохранившимся сооружениям также можно отнести: театр Максимус, цирк Максенция и замок семьи Каэтани. К основным  и известным местам захоронения относится гробница Ромула, которого считают основателем Рима, гробница Присциллы и гробница дочери одного из римских патрициев,  Цецилии Метелла.Окрестности
В этом районе вы найдете и музей с археологическими находками, найденными на этом месте. Стоит заметить, что даже  сейчас  здесь часто работает команда археологов. Недалеко от этого места  находятся  гробницы Orazii и  Curiatii. Здесь же есть и акведук Клавдия, который,  не смотря на то, что построили его в I веке н.э., до сих пор хорошо сохранился.Туристу на заметку
Закрыта Аппиева дорога лишь в праздничные дни. Во все остальные дни это не только идеальное место для пеших прогулок, подойдет она также и для любителей езды на велосипеде. Сегодня парк является одной из самых известных достопримечательностей Рима, посещение которой возможно круглый год. 

Августова дорога

Была построена в Римской Испании еще до нашей эры. Считается самым длинным путем на Пиренейском полуострове – его длина составляет 1500 км. Ранее она носила названия «Геркулесова» и даже «Ганнибалова» дорога, но потом ее переименовали в честь Октавиана Августа, так как именно за его правления она была расширена и улучшена. В свое время она была основной торговой осью между римскими провинциями, расположенными на Средиземном море.

Некоторые участки сейчас переделаны под скоростные трассы, другие используются в зависимости от человеческих нужд – для пеших, велосипедных или автомобильных прогулок. Администрации, на территории которых расположены участки древней дороги, следят за ее состоянием, а также вносят ее в список оздоровительных маршрутов.

Процесс реконструкции Августовой дороги

Во время движения путешественник может ориентироваться по сине-желтых знаках:

  • прямоугольник будет означать правильное направление;
  • крестик – неправильное;
  • уголок – скорое изменение направления.

В некоторых населенных пунктах также можно найти карты, которые размещены на информационных досках.

Интересные факты

  • В течение нескольких веков представители древнеримской знати строили вдоль дороги памятники, богато украшенные гробницы и даже семейные склепы. Для них быть похороненным вдоль величайшего древнего пути считалось большой честью. Члены именитых семей даже соревновались друг с другом в части убранства захоронений.
  • В истории Аппиевой дороги существуют и печальные моменты. Например, в свое время римляне очень жестоко наказывали бунтовщиков. Когда восстание знаменитого Спартака было подавлено, легионеры распяли на деревянных крестах вдоль дороги 6000 мятежников, взятых в плен.
  • Со временем магистраль утратила первоначальное военное, а затем и торгово-промышленное значение. Дорогу стали использовать верующие для паломничества к реликвиям христианских катакомб, расположенных вдоль обочины пути.
  • Когда значительная часть Аппиевой дороги стала подвластна Святому Престолу, большинство захоронений и сооружений были демонтированы, а материал использован на нужды городского строительства.
  • В настоящее время Аппиева дорога в Риме представляет собой государственную магистраль. Она частично покрыта асфальтом, но во многих местах сохранилась древняя каменная выкладка.

Мост Фабричо

Старейшим мостом на реке Тибр в Риме считается Фабричо, известный также под названием Кваттро Капи, сохранившийся в целости с первого века до н. э. Римский историк Дион Кассий пишет, что он был построен куратором дорог Луцием Фабрицием в 62 г. до н. э. на месте старой деревянной конструкции, уничтоженной в результате пожара. Мост имеет длину 62 м и ширину арок — до 24,5 м, он соединяет левый берег Тибра с Тибериной.

Сейчас некогда полноводный и могущественный Тибр утратил свое значение судоходной реки. Зато стал популярным туристическим объектом. Многочисленные катера с гостями города бороздят его почти круглыми сутками, демонстрируя туристам расположенные на берегах достопримечательности.

Катакомбы Святого Каллиста

Одни из самых крупных христианских захоронений Рима — катакомбы Святого Каллиста — использовались в качестве городского кладбища во II-IV веках. Катакомбы представляют собой подземный комплекс небольших фунеральных помещений и галерей, располагающихся на четырех уровнях.

Общее число захоронений, обнаруженных на сегодняшний день, составляет порядка 500 тысяч. Катакомбы Сятого Каллиста открыты для посетителей, однако осмотреть их можно только в составе группы и в сопровождении гида.

Билет в катакомбы с гидом +проездной на весь день +туристический автобус Hop-on-hop-off 24 часа

Мульвиев мост

Мост располагается на древней Фламиниевой дороге, проложенной в первом веке до н. э. и соединявшей когда-то Рим и современный Римини. Самая первая конструкция через реку Тибр в этом месте была деревянной. Ее возвели в 207 г. до н. э. В 109 г. до н. э. был построен каменный мост по инициативе цензора Марка Эмилия Скавра

Частично сохранившаяся до наших дней конструкция возрастом более 2000 лет имела важное стратегическое значение и сегодня является молчаливым свидетелем многих исторических событий

Мульвиев мост расположен на севере Марсового поля, в месте, где веками тренировались легионеры и выстраивались войска для обороны города, либо для выступления в завоевательные походы. Именно по нему в Рим въезжали такие завоеватели, как Гай Юлий Цезарь и Карл Великий. По другую же сторону моста обычно устраивали стоянки те, кто хотел завоевать Рим.

Поразительно, но в качестве части транспортной системы Италии мост функционировал вплоть до 1956 г. Затем его объявили памятником старины, и сейчас он доступен лишь для пешеходов. Мульвиев мост – это место влюбленных, именно здесь они оставляют прикованные к фонарному столбу «замки любви».

Мавзолей Присциллы

Очередная усыпальница из тех, которыми располагает Аппиева дорога на своем пути, была построена для жены Тита Флавия, Присциллы. Датирована данная постройка была концом I века. Прямоугольное основание данного сооружения имело две цилиндрические надстройки. Одна из этих надстроек располагала 13 нишами, используемыми под скульптуры с изображением Присциллы.

Фунеральное помещение мавзолея, некогда облицованное травертином, располагало, в свою очередь, тремя нишами. Некогда в них были размещены саркофаги. С начала XI в. эта гробница стала использоваться в качестве фортификационного сооружения. В дальнейшем, в период с XVIII по XIX в. она стала использоваться как уже как помещение, в котором подлежал созреванию сыр.

Библиография [ править ]

  • Беречман, Иосиф. 2003. «Транспорт — Экономические аспекты развития римских автомагистралей: пример Аппиевой дороги». Транспортные исследования Часть A 37, вып. 5: 453–78.
  • Коарелли, Филиппо. 2007. Рим и окрестности: археологический справочник. Перевод Джеймса Дж. Клаусса и Дэниела П. Хармона. Беркли: Univ. Калифорнийской прессы.
  • Делла Портелла, Ивана. 2004. Аппиева дорога: от основания до средневековья. Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти.
  • Дуббини, Рахель. 2016. «Новый республиканский храм на Аппиевой дороге, на границе городского пространства Рима». Журнал римской археологии 29: 327–47.
  • Клейн, М. де, Р. де Хонд и О. Мартинес-Руби. 2016. «Инфраструктура трехмерных пространственных данных для картирования Аппиевой дороги». Цифровые приложения в археологии и культурном наследии 3: 23–32.
  • Мальи, Джулио, Эухенио Реалини, Мирко Регуцони и Даниэле Сампьетро. 2014. «Открытие шедевра римской инженерии: проект Аппиевой дороги между Колле Пардо и Террачиной». Журнал культурного наследия 15, вып. 6: 665–69.
  • Петерсон, Джон. 2015. «Моделирование римской геодезии Понтийской равнины». 1-я Международная конференция по метрологии для археологии Беневенто, Италия, 22–23 октября 2015 г. 445–9.
  • Лучано Пьеполи (2014). «Il percorso della via Appia antica nell’Apulia et Calabria: stato dell’arte e nuove acquisizioni sul tratto Gravina-Taranto» . Vetera Christianorum (на итальянском) (51): 239–261.
  • Джузеппе Лугли . Ла Виа Аппиа, привлекающая Апулия и единственная группа стран «Ориентир» (на итальянском языке).
  • Смит, Уильям (1854 г.). Словарь греческой и римской географии . Лондон.

1Рим

Аппиева дорога была проложена в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке. Она шла из Рима в Капую, позднее, во II веке до н. э., была проведена до Брундизия. Аппиева дорога была самой значимой из античных общественных дорог Рима. Уже в древности она называлась «царицей дорог» — regina viarum.

Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Она связывала Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия

Первый участок дороги был построен во время второй Самнитской войны (326−304 г. до н. э.), затем использовался в военных целях и во время других конфликтов. В ходе строительства дороги был проведен канал через Понтинские болота, осушивший землю.

Основание дороги было вымощено тесаными камнями из серого вулканического базальта, которые укладывали на слой гальки и цемента. Блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело немного выпуклую форму, благодаря чему вода сразу стекала. Ширина дороги доходила до 4 метров, что позволяло разъехаться двум колесницам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.

Мильный столб

Через каждую римскую милю (1478 метров) на Аппиевой дороге стоял мильный столб. Столб первой мили сейчас заменен на копию, оригинальных столбов не сохранилось. Приблизительно в 16,5 км от Рима, в конце девятой мили, располагалась первая почтовая станция, на которой меняли лошадей. На определенном расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха. Одну из них — «Три харчевни», расположенную в 45 км от Рима, упоминал Цицерон в письмах, а также в своих произведениях.

Могила Цецилии Метеллы

Так как римский закон запрещал захоронения в черте города, для погребений римляне использовали крупные дороги. Сначала вдоль Аппиевой дороги появились колумбарии с урнами. А начиная со II века зажиточные граждане начали хоронить тела в земле. Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метеллы, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Среди других выдающихся памятников можно отметить гробницу Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки.

Порта Аппия

Аппиева дорога начиналась у Капенских ворот Сервиевой стены, именно с этого места шел отсчет мильных камней. После строительства Аврелиановой стены в III веке н. э. часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Она выходила из ворот Святого Себастьяна (Порта Аппия), следующие 90 км шла по прямой до Таррацины, пересекая Понтинские болота. Последние 28 км шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке.

Музей

Музей Капитолия в Риме –это комплекс галерей, устроенный на Капитолийском холме. Выставки музея размещены в Палаццо Нуово и Палаццо деи Консерватори, в 2000 году их объединили Табуларием – подземным туннелем.

Первый вклад в фонд музея сделал папа Сикст ІV, в 1471 году пожертвовавший собственное собрание бронзовых скульптур. Во второй раз коллекция пополнилась в 1734, когда папа Климент ХІІ приобрёл для музея более 400 древнеримских статуй у кардинала Алессандро Альбани.

Со дня основания залы музея наполнялись изваяниями и мозаикой, оружием и одеждами знати, монетами и медалями, фарфором и живописью. Настоящее сокровище музея – Пинакотека, в которой собраны оригиналы картин Тициана, Тинторетто, Пьетро да Кортона, Веронезе, Рубенса и Караваджо!

География реки

Тибр берет начало в Апеннинах, в регионе Эмилия-Романья. Его протяженность составляет 405 км, а общая площадь бассейна – 18 тыс. кв. км. Направление течения реки Тибр: сначала на запад, а затем поворот на юг, далее — юго-восток и вновь юго-запад.

В самом Риме река канализирована, далее ее течение разветвляется. Основной поток Тибра идет по древнему каналу Fossa Traiani, минуя Порто и впадая в Тирренское море у города-спутника Рима Фьюмичино. Путь старого русла проходил через древнюю Остию. Там устье Тибра образовало остров под названием Изола-Сакра.

В среднем и верхнем течении река имеет горный характер с чередованием котловин и ущелий, на ее притоках можно увидеть водопады и водоскаты. Питание Тибра главным образом дождевое, с ноября по март наблюдаются паводки, нередко случаются наводнения.

Путешествие

Рядом с перекрестком с Виа ди Порта Латина находится вилла кардинала Виссариона (1403-1472), известного гуманиста эпохи Возрождения. Построенный в начале XIV — го  века, он был восстановлен один раз кардинал снова в течение 1930 — х годов.

Затем обнаруживает гробницу Сципионом , используемый с III E  века, Порта Сан Себастьяно , круговые развалины гробницы Присцилла ( I — го  века). По пути вы доберетесь до катакомб Святого Себастьяна и Домитиллы. Именно тогда гробница Цецилии Metella ( I — го  века  до нашей эры. ). Продолжая свой путь между могилами реликвий достигается на пятой мили , то вилла Quintili ( II — го  века).

Ценность

Вымощенная камнями лента, обрамленная зонтичными соснами, пережила легендарный Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий (нем. Theoderich der Große) и все правители, господствовавшие в Риме вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался на откуп паломникам, путешествующим по святым местам.

Примечательно, что вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены, реконструированы или послужили источником даровых стройматериалов.

В позднем Средневековье Аппиева дорога, по сути, утратила свои функции, она была частично демонтирована, а большей частью — покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 века в окрестностях исторического маршрута происходили обширные раскопки. Древние артефакты разлетелись в сотни частных коллекций и музеев.

История Аппиевой дороги

История Аппиевой дороги (Via Appia Antica) в Риме очень давняя и славная. Проложена она была еще до Рождества Христова во время цензорства, дважды консула и римского диктатора Аппия Клавдия Цека (потому она и зовется «Аппиевой»). Она была, собственно, построена по его приказу. В те времена Аппиева дорога имела для Рима огромное транспортное значение и являлась крупнейшей общественной дорогой; сначала соединяла столицу Римской империи с Капуей, позднее была продлена до Брундузии.

Старая Аппиева дорога, ее самая древняя часть, была построена в IV век до н. э. Ее длина составляла примерно 195 современных километров. Причиной основания этого пути были военные действия римлян против самнитов, древнейшего племенного народа Италии. Аппиева дорога была вымощена крупным булыжником. Это способствовало быстрому передвижению римской конницы и пехоты. За многие годы существования толстые камни Аппиевой дороги были отполированы колесами римских колесниц и сандалиями легионеров. До сих пор на всем ее протяжении можно видеть щербины, которые оставили лошади римлян 2 тысячи лет назад.

В III-II века до н. э. дорога была признана одним из важнейших путей сообщения и продолжала достраиваться. Важнейшей заслугой Аппия Клавдия Цека было именно то, что он не только начал ее строительство, но и задал ей правильное направление. Через несколько десятилетий Аппиева дорога в Риме стала главной артерией страны, через которую проходил торговый путь с Востоком. Торговали всем, начиная с роскошных восточных тканей и заканчивая важнейшим «товаром» древности — рабами, которых в огромном количестве привозили с «варварских» территорий.

Сами римляне называли Аппиеву дорогу «царицей дорог», настолько высоко ценилась она в древности. В таком ключе о ней даже упоминает в своем произведении Публий Папиний Стаций, известный древнеримский поэт. Да и в XIX веке н. э. ее воспел в своем произведении итальянский композитор О. Респиги.

Интересно, что многие знатные римляне строили вдоль дороги Аппия монументальные гробницы и великолепные памятники. Для многих римских семейств (таких, как Сципионы) было делом чести и высокого престижа «переплюнуть соседа» по части роскоши убранства. Аппиева дорога печально известна еще и тем фактом, что именно вдоль нее в 71 году до н. э. были распяты 6 тысяч рабов, которых взяли в плен римские солдаты после подавления восстания Спартака. В Средние века она стала привлекать толпы паломников, которые стремились посетить древние захоронения христианских мучеников — катакомбы.

Значение Тибра в истории Рима

Согласно древнему преданию вечный Рим был заложен в 753 г. до н. э. в 25 км от Остии, на берегу Тибра, в который были сброшены в корзинке его основатели – младенцы Рем и Ромул.

В центре города находится остров Тиберина, который долгое время являлся важным местом для брода. Затем его соединили мостом с берегами. В течение длительного периода Тибр являлся водной границей, отделявшей земли этрусков на западе, римлян на юге и сабинян на востоке.

Водная артерия города имела большое значение для торговли. Река Тибр в Риме была главным судоходным путем, по которому поднимались галеры, заполненные зерном, лесом, камнями и пр

Во времена Пунических войн город Остия, рядом с которым находилось русло, стал важной военно-морской базой

Торговое значение Тибра сохранилось и в поздние века, когда в регион стекались товары со всех колоний Древнего Рима. В это время строились причалы, а также канализационные каналы. Однако возведение последних привело к засорению реки и ее измельчанию, в связи с чем ее коммуникационное значение снизилось.

Кроме многочисленных современных конструкций, в Риме сохранилось несколько древних мостов, пересекающих Тибр.

История

Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.

Этапы строительства

В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.

Описание достопримечательностей

Аппиевы ворота

Первое, на что стоит обратить внимание, – это ворота святого Себастьяна или Аппиевы ворота. В свое время эта постройка была признана самыми большими воротами Рима

Грандиозное сооружение построили в 3 веке н. э. по приказу правителя Аврелиана.

Достопримечательность прекрасно сохранилась до сегодняшнего момента. Здесь работает музей стены, выставку которого можно посещать со вторника по воскресенье включительно. Часы работы экспозиции — с 9:00 до 2:00. Вход бесплатный.

Гробница Цецилии Метеллы

Монументальная усыпальница, напоминающая внешним видом башню, была возведена в честь дочери знатного римского вельможи, Цецилии. Диаметр строения составляет 11 метров, а высота – около 7 метров. В настоящее время башня сильно разрушена, однако гробница является главной достопримечательностью Аппиевой дороги и представляет собой яркий пример архитектуры древнеримских усыпальниц.

Для строительства гробницы были использованы каменные блоки, очень плотно подогнанные друг к другу: настолько плотно, что между ними нельзя просунуть даже швейную иглу. Башня украшена мрамором, сохранившим на поверхности рельефы в виде животных. В те времена такой материал стоил невероятно дорого. Подобную роскошь могли себе позволить только богатейшие представители знати. Сама Цецилия была похоронена в саркофаге, размещенном в центре усыпальницы. Позже ее останки перенесли в Палаццо Фарнезе. На сооружении высечена надпись, которая гласит, что покойная была прекрасной дочерью и матерью.

Катакомбы Домитиллы

Подземная часть сооружения представляет собой галереи, украшенные различными фресками, изображающими святых. Постепенно ее пространство было расширено для захоронения христиан. В период существования Римской Империи катакомбы облюбовали паломники и использовали их в качестве молелен и храмов.

Есть мнение ученых, согласно которому катакомбы были построены на месте гробницы древнего рода Флавиев. Они возведены на земле, находившейся в собственности Домитиллы, внучки императора Весписиана. Домитилла была в числе самых первых христианок, за что жестоко преследовалась и скончалась в муках, замученная палачами.

Руины виллы Квинтилиев

Некогда усадьба принадлежала братьям Квинтилиям. Вилла была настолько красиво и богато обставлена, что им мог позавидовать сам Коммод, император Древнего Рима. Сегодня увидеть часть ее фасада получится во время прогулки по Аппиевой дороге. Большая часть храма, включая скульптурные композиции и археологические находки, открыта для посещения.

Гробница Сципионов

Захоронение принадлежало одному из самых знатных родов Рима – Сципионам. В усыпальнице захоронен знаменитый поэт Квинт Энний, хотя он и не имел отношения к знатному роду. Данное строение – один из ярчайших и впечатляющих примеров погребальной архитектуры Древнего Рима.

Церковь Домине-Кво-Вадис

По-настоящему называется Санта-Мария-ин-Пальмис. Считается, что церковь стоит на том месте, где Иисус Христос явился перед апостолом Петром как раз в момент, когда солдаты уничтожили всех христиан Рима. Апостол спросил Иисуса, куда Святой держит свой путь. А миссия ответил, что направляется в Рим, чтобы принять второе распятие. Петр последовал за Господом в столицу. В Риме он встретил смерть мученика и принял ее достойно.

Кроме перечисленных достопримечательностей, рекомендуем также посетить арку Друза, гробницу Помпония, ворота Сан Себастьяна, первую мильную колонну, гробницу Геты, мавзолей Присциллы, колумбарии вольноотпущенников и Винья Ранданини, гробницу Волусия и колонну Пия IX.

Желающим ближе познакомиться с достопримечательностями Рима, рекомендуем присмотреться к списку экскурсий на портале «Спутник». Обзорные прогулки, поездки в пригороды, гастрономические и подземные туры – достаточно выбрать понравившийся маршрут и забронировать его на сайте.

3Брундизий

Второй участок Аппиевой дороги шел от Капуи через Беневент, Венузию, Тарент, Урию до Брундизия в Апулии. Сначала, в III веке до нашей эры, был проложен путь от Капуи до Беневента. А во второй половине II века до н. э. дорога из Беневента была продолжена до Брундизия. Расстояние от Рима до Брундизия составляет 540 км.

Окончание Аппиевой дороги в Брундизии обозначали две мраморные колонны, возведенные во II веке. Сейчас в порту города находится лишь одна из них, украшенная изображениями Юпитера, Нептуна, Марса и восьми тритонов. Высота ее составляет 19 метров. Вторая колонна была перенесена в 1666 году в город Лечче.

Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами. В праздничные и выходные дни дорога закрывается для транспорта и становится пешеходной.

Известные исторические события на дороге [ править ]

Распятие армии Спартака править

Император Траян построил отклонение от Виа Аппиа. Это урочище Виа Аппиа Траяна недалеко от Эгнатии .

Колонна в Бриндизи , знаменующая конец Виа Аппиа.

В 73 г. до н.э. началось восстание рабов (известное как Третья война рабов ) под предводительством бывшего гладиатора Капуи Спартака против римлян. Рабство составляло примерно каждого третьего жителя Италии.

Спартак победил множество римских армий в конфликте, который длился более двух лет. Пытаясь сбежать из Италии в Брундизиуме, он невольно загнал свои войска в историческую ловушку в Апулии / Калабрии. Римляне были хорошо знакомы с регионом. Легионы были доставлены домой из-за границы, и Спартак оказался зажат между армиями. Армия бывших рабов была разбита на реке Силер Марком Лицинием Крассом . Армии Помпея захватили и убили несколько тысяч мятежников, бежавших из битвы, а Красс захватил еще несколько тысяч. Римляне посчитали, что рабы лишились права на жизнь. В 71 г. до н.э. 6000 рабов были распяты на 200-километровом (120 миль) Виа Аппиа от Рима до Капуи.

Битва при Анцио во время Второй мировой войны править

В 1943 году, во время Второй мировой войны , союзники попали в ту же ловушку, в которую отступил Пирр, чтобы избежать на Помптинских полях наследников Помптинских болот . Болото оставалось, несмотря на многочисленные попытки осушить его, пока инженеры, работающие на Бенито Муссолини, наконец не добились успеха. (Даже в этом случае поля были заражены малярийными комарами до появления ДДТ в 1950-х годах.)

В надежде выйти из тупика при Монте-Кассино , союзники высадились на побережье Италии в Неттуно , древнем Антиуме, который находился на полпути между Остией и Террачиной . Они обнаружили, что это место не охраняется. Они намеревались двигаться по линии Аппиевой дороги, чтобы захватить Рим, обойдя Монте-Кассино., но они сделали это недостаточно быстро. Немцы заняли горы Лациали и Лепини вдоль дороги старой Виа Латина, откуда они обрушили снаряды на Анцио. Несмотря на то, что союзники расширились на весь Помптинский регион, они не добились успеха. Немцы контратаковали Виа Аппиа с холмов Албании на фронте шириной четыре мили, но не смогли отбить Анцио. Битва длилась четыре месяца, одна сторона снабжалась морем, а другая — сушей через Рим. В мае 1944 года союзники вырвались из Анцио и взяли Рим . Немецкие войска ушли к северу от Флоренции .

Летние Олимпийские игры 1960 года править

На летних Олимпийских играх 1960 года он служил частью мужской марафонской дистанции, которую выиграл Абебе Бикила из Эфиопии .

В искусстве

Аппиева дорога выглядит настолько неординарно, что успела произвести большое впечатление на живописцев. Наиболее древними являются гравюры Джованни Пиранези (Giovanni Piranesi) 18 века. В Третьяковской галерее выставлено полотно «Аппиева дорога при закате солнца», автор — русский художник 19 века Александр Иванов. Не менее живописным оказались окрестности Via Appia американцу Джону Чепмену (John Chapman), который написал цикл из 10 полотен в конце 19 века.

Итальянский композитор 20 века Отторино Респиги (Ottorino Respighi) в 1924 году написал грандиозное музыкальное произведение «Сосны Рима» для исполнения симфоническим оркестром. Не менее талантливый дирижер Герберт фон Караян (Herbert von Karajan) воплощал это произведение в стенах знаменитых концертных залов всего мира. Особенно драматично и тревожно звучит часть концерта, имеющая название «Сосны Аппиевой дороги».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector