Арарат, как символ армении

Особенности горы Арарат

Уникальный природный объект расположен на правом берегу реки Аракс. Гора доминирует над местностью, напоминая издалека взмывающую в небеса птицу. С вершин не стекает ни одной реки, но при таянии ледников вода попадает на окружающие земли, превращая их в плодородные угодья. Склоны в верхней и нижней части не покрыты растительностью, кроме редко встречающихся берез и кое-каких кустарников. Зато в низинах можно увидеть буйство красок цветущих лугов. Летом на уровне от 1,5 до 3 км наблюдается зеленый покров, используемый в качестве пастбищ для овец.

Выше абсолютной отметки 4250 м присутствуют вечные снега. Ледников насчитывается около тридцати.

Заснеженные вершины, Михаил Странник

По свидетельствам очевидцев, пару столетий назад на склонах Арарата в большом количестве обитали медведи, тигры и львы. Со средневековых времен сохранились легенды о том, что в расщелинах жили фантастические животные, напоминающие драконов.

Репутация непокоряемой вершины сохранялась вплоть до первой половина XIX века. Попыткам восхождения препятствовало много факторов, заключавшихся в святости горы, мифической ауре и реальных опасностях — камнепадах, снежных обвалах, больших температурных перепадах

Гора сложена из пепла и лавы, на вершинах нет кратеров. Пустынные склоны изрезаны ущельями, покрыты трещинами и небольшими пиками. Масис и Сис связаны Сардар-Булакской седловиной. Склоны и предгорья Арарата имеют разнообразную флору и фауну. Еще в древние времена здесь охотились цари и приближенные к ним особы.

Артефакты и останки человеческих тел, обнаруженные под слоями пепла и камней, свидетельствуют о том, что Арарат проявлял вулканическую активность еще в III тысячелетии до н. э. В последний раз извержение, сопровождаемое землетрясением и сходом лавины, наблюдалось летом 1840-го. В результате было разрушено селение Ахури, по легенде — основанное Ноем, и древний монастырь св. Якова.

Масис над облаками, Анатолий Наточин

Что посмотреть в окрестностях?

  1. Монастырь Хоп Вирап (Армения). Христианский монастырь датированный III веком. 
  2. Хосровский заповедник (Армения). 30 000 га дикого леса и степей среди долин и ущелий. Здесь произрастает 1 500 растений, из которых только 3 не вошли в Красную книгу.
  3. Дворец Исхака-паши (Турция). В 5 км от Догубаязита у подножия горы Арарат построена резиденция Исхака Паши и крепость Баязет. Дворец является достопримечательностью Османов, был построен в XVII веке, вазиром Чолак Абди-пашой на месте торговой крепости сельджуков. Стройка шла 100 лет. Дворец сказочно красив и в его архитектуре переплетаются османские, сельджукские и персидские образцы.
  4. Храм Св. Креста. Армянский архитектурный памятник расположен на острове Акдамар в окрестностях Вана. Он является образцом мирового искусства: сделан из розового туфа, его рельефные стены покрыты древнейшими рисунками из библейских сюжетов. Около озера Ван раскинулся очень красивый водопад.

Еще туристы могут полюбоваться на остатки крепости Урарту вблизи озера Ван, также в окрестностях Арарата. Она была построена более 3000 тыс. лет назад и разрушена поднявшимся на 150 м уровнем воды из озера.

Где находится гора Арарат?

Гора Арарат расположена в турецком районе Ыгдыр, в 36 км. от армянской границы и в 16км. — от иранской. Граничащие водные акватории: Черное, Каспийское, Средиземное моря и Индийский океан. Гора с юго-запада в Турции граничит с озером Ван, а с юго-востока — с армянским Севан.

Интересные факты

Слово «Арарат» отождествляют с древним государством Урарту, существовавшим на территории Армянского нагорья еще в доисторический период. Из входивших в его состав племен формировался армянский этнос.

Ереван на фоне горы Арарат, Грач Оганесян

Араратом называется область в Армении, граничащая с Турцией и Азербайджаном. Здесь расположены одноименные город и село. Тот же топоним носит населенный пункт и аэропорт в австралийском штате Виктория, река в американском штате Вирджиния и гора в Хакасии. Самопровозглашенную Курдскую республику, существовавшую в период с 1927 по 1930 гг., также называли Арарат.

Для армянского народа Арарат — это больше, чем любимый образ Родины, это немой свидетель национальной судьбы. Гора присутствует на щите, изображенном на государственном гербе. Ее название носит Ереванский коньячный завод, выпускающий целую серию коньяков под брендом «АрАрАт», а также самый известный за пределами Армении футбольный клуб Еревана, популярное в стране радио ФМ, железнодорожная станция и множество других объектов. Горе посвящают стихи и песни.

Вид на Арарат, Грач Оганесян

Киноленту «Арарат», вышедшую на экраны в 2002 году, канадский режиссер и актер Атом Эгоян посвятил геноциду армянского народа в период 1915–23 гг. Фильм получил несколько премий и наград, однако огромных кассовых сборов он не принес.

Русский художник армянского происхождения И. Айвазовский (Ованнес Айвазян) не раз изображал Арарат в своих работах

На вопрос в рамках Парижской выставки, почему в своем творчестве он уделяет внимание армянским видам, мастер воскликнул: «Вот наша Армения!», указав на написанную им в 1889 году картину «Сошествие Ноя с горы Арарат». Сегодня произведение храниться в Национальной галерее Армении, в Ереване

Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата, commons.wikimedia.org

Изображения Арарата присутствовали на денежных купюрах номиналом 100 армянских драм и 100 турецких лир.

Восхождения

Впервые на вершину Большого Арарата поднялся профессор-естествоиспытатель И. Е. Паррот в сентябре 1829 г. В экспедиции приняли участие еще пять человек. Группа отметила свое достижение установкой креста. Восхождение на гору Арарат стало возможным после того, как ее вершины перешла под юрисдикцию Российской империи в ходе подписания в 1828 году Туркманчайского мирного договора.

В сентябре 1876-го Арарат был покорен «в одиночку» Д. Брайсом. Его последователями стали А. Пастухов и А. Абелян (1893–96 гг.). Зимним первопроходцем-одиночкой стал турецкий подданный Б. Эргер. Свой путь он совершил в феврале 1970-го.

Сегодня для восхождения на Арарат требуется получение индивидуального или группового разрешения у турецкой стороны.

Этимология названия

Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка.

Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел Арарат в Библии). Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.

Местные названия Арарата:

  • традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению Новосельцева, «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Расселла, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья.
  • турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой».
  • персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح‎), «гора Ноя».
  • арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря».
  • курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî — переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».

Немного истории

Первое извержение, давшее начало Большому Арарату, произошло здесь около 3,5 млн. лет назад. Малый Арарат возник примерно 150 тыс. лет назад.

Наиболее активным периодом жизни вулканов считается бронзовый век, примерно в III до н.э. – это подтверждается артефактами и человеческими останками того периода, которые были найдены в пепле у подножия горы. С тех пор Арарат больше не извергает потоки лавы, а лишь изредка пробуждается, чтобы выбросить горячий пепел и вызвать землетрясение.

В разные эпохи гора принадлежала древним армянам, персам, византийцам, Османской империи, Российской империи, затем Армянской ССР, а после – Туркам. Из племен живших у подножия горы, впоследствии сформировался армянский этнос.

Библейское место

В Священном Писании было сказано, что в ассирийском государстве Урарту некие «Горы Араратские – самые высокие в округе», послужили местом для высадки Ноевого ковчега. По различным намекам и указаниям в Библии, средневековые теологи и географы установили, что этим местом мог являться только пик Масис. В церковных кругах на западе ему дали название Арарат, которое перешло в армянскую культуру.

Вокруг утверждения о похождениях Ноя, у народов, проживающих рядом с горой, сложилась масса легенд о той поре.

Вот лишь некоторые из них:

  • поселение Ахура рядом с горой (разрушено землетрясением 1840 года), служило местом где Ной установил первый жертвенный алтарь и посадил первую лозу винограда;
  • город Маранд в Иране, умерла и была захоронена жена Ноя;
  • название азербайджанской Нахичевани, некоторыми историками трактуется как «место схождения Ноя.
  • халдеи (древнее еврейское племя) поклонялись на Арарате звездам, и трое из них позже ставших известными под названием «Волхвы» впервые увидели здесь Вифлеемскую звезду и последовали за ней к новорожденному Иисусу.

Считается, что первым, кто пытался взобраться на гору, был Святой Иаков, но всякий раз подбираясь к вершине, он засыпал и просыпался наутро снизу. В одно из таких путешествий к нему явился Ангел и воспретил подниматься на гору, но за упорство вознаградил Иакова куском от ковчега. Исходя из этой легенды, армяне считали подъем на гору невозможным и даже святотатским делом.

Покорение святой вершины

Первым кто покорил вершину, был английский историк Джеймс Брайс, совершивший это в 1876 году. Он отмечал, что недостижимость горы настолько укоренилась в армянской культуре, что когда он сказал местному священнику о покорении Арарата, тот ему не поверил и с улыбкой сказал – «это невозможно!». Сейчас на гору может подняться кто угодно и когда угодно.

Как взобраться на Арарат?

  1. В настоящее время попытаться взобраться на горную вершину может почти любой путешественник, но для этого нужно преодолеть некоторые сложности. Если внимательно осматривать расположение возвышенности по карте, то можно понять, что она расположена достаточно близко к границе Армении и рядом с ней находится мало жилых поселений. Из-за некоторых недоговорённостей среди стран-соседей, въезжать в Турцию рекомендуется через Грецию, хотя путь при этом получится слегка длиннее. Также, если поездка совершается ради восхождения на вершину Арарата, то перед этим нужно будет получить специальное разрешение-визу от властей Турции.


К возвышенности можно доехать на автобусе или такси из Вана или Карса, при необходимости можно также арендовать автомобильный транспорт. Главным местом, где собираются все туристы, которые хотят покорить Арарат, является населённый пункт Догубаязит. Здесь собираются альпинисты, восходящие на гору одни, а также группы специалистов. На специальном грузовом транспорте путешественников довозят до отметки в 2 300 метров, где им предстоит самим продолжить дорогу и преодолеть около 900 метров, чтобы попасть в базовый лагерь. Следующая точка – это лагерь, который находится на высоте в 4 400 метров, далее располагается ледник.

  1. Чтобы обезопасить своё путешествие, следует позаботиться о снаряжении и рассчитать свой опыт в альпинизме, хотя восхождение по северной стороне горы вполне преодолимо и возможно. Великолепный вид, открывающийся с вершины горы, и счастье, испытываемое от покорения такой большой возвышенности, как Арарат, станут настоящей наградой за все трудности и испытания.

Немного обидно за армянский народ, ведь он по причине религиозности, считая возвышенность священным местом, смотрит на нее только издалека, не поднимаясь. И даже не является главным то, кому принадлежит гора и где она расположена

Важно то, что сейчас любой желающий путешественник может позволить себе воспользоваться туристическими услугами и приехать в это прекрасное место


Также при особом желании и если присутствуют навыки альпинизма, любой человек может попытаться взобраться на гору и исследовать тайны и загадки, которые волнуют живущих здесь людей уже много веков. Может быть, известный во всём мире Ноев ковчег не так глубоко спрятан подо льдом и, возможно, именно вы сможете его найти. В любом случае, воспользоваться таким шансом определённо стоит.

Watch this video on YouTube

Туризм

Ежегодно к горе Арарат приезжают тысячи туристов и самостоятельных путешественников. Увидеть заснеженную вершину удается не всегда, но когда облака и туман исчезают, гора предстает во всей красе, небо становится кристально голубым, а снег ярко блестит под лучами солнца. Особенно красиво здесь в периоды обильного цветения прилегающих лугов. Оно начинается весной и продолжается до самой осени, меняя оттенки и густоту красок.

Цветущий луг на фоне вершин, Garanti Gayrimenkul KARTAL

По отзывам туристов, со стороны Армении Арарат выглядит гораздо зрелищнее, чем с территории Турции. Именно этому древнему народу святая гора демонстрирует свою величавость и великолепие. Подъехать к склонам вплотную невозможно, хотя расстояние от турецкой границы до склонов составляет менее 30 километров.

Если восхождение на Арарат в планы не входит, то лучшим вариантом станет знакомство с природной достопримечательностью издалека. Экскурсии из Еревана к приграничной территории организовываются на постоянной основе. Приехать сюда можно и самостоятельно.

Потрясающие виды открываются у монастыря Хор Вирап. Другие главные достопримечательности Армении можно найти в одноименном разделе.

Монастырь Хор Вирап, Анатолий Наточин

Арарат – священная гора армян

Находится самая высокая гора Армянского нагорья на востоке Турецкой Республики, на побережье реки Аракс, в шестнадцати километрах от Ирана и в тридцати двух – от Армении (если нужно уточнить по карте, где находится гора Арарат, то её точные географические координаты составляют 39°42′09″ с. ш. 44°18′01″ в. д.).

Входит Арарат в состав Армянского нагорья, площадь которого составляет около 400 тыс. км. кв. (если смотреть по карте, то он расположен на территории сразу пяти стран – Турции, Армении, Грузии, Ирана и Азербайджана). В настоящее время почти все вулканы Армянского нагорья, кроме Немрута, никакой вулканической активности не проявляют – это касается и самой высокой вершины горного хребта, горы Арарат.

Учёные предполагают, что самый высокий вулкан Турции проявлял активную вулканическую деятельность в III тыс. до н. э., поскольку под толщей лавовых наслоений исследователи нашли немало артефактов, относящихся к раннему бронзовому веку и остатки человеческих тел. После этого гора успокоилась и особой активности не проявляла.

Полностью уснувшим вулканом Арарат назвать нельзя, поскольку последние проявления вулканической активности произошли относительно недавно, в середине XIX века, вызвав сильнейшее землетрясение, из-за которого оказались полностью разрушены монастырь Святого Якова, и небольшая деревня Аргури (после этого каких-либо поселений на склонах горы уже не обустраивали). Стоит заметить, что вышеупомянутое извержение было специфическим – происходило оно глубоко в земле, а лава не выбрасывалась.

Немного истории

Арарат — горный массив, состоящий из двух потухших конусов вулкана, расположенных на расстоянии одиннадцати километров друг от друга. Исследователи считают, что последний раз извержение было пять тысяч лет назад, а последнее проявление активности вулкана в 1840 году вызвало сильное землетрясение. В результате него была разрушена деревня и расположенный рядом с ней монастырь Святого Якова. С тех пор местные жители покинули его склоны, поселившись в отдалении. Высота Малого Арарата составляет 3896 метров, Большого — 5137 метров. Вершины прячутся в облаках и покрыты белоснежным покровом, под которым оптимисты из года в год надеются найти остатки Ноева ковчега. Ведь именно сюда, как свидетельствует Ветхий Завет, привел свой корабль великий старец.

Издавна для армянского народа гора священна, хотя в разные годы она принадлежала другим странам. Официально Арарат входил в состав Армении всего около года, в 1921 году он был передан Турции в соответствии с заключенным договором между Советским Союзом и Турцией о разделении Армянской Республики.

Новые собственники дали вулканическому массиву свое название — Агры-даг, что означает в переводе «гора страданий». Однако Арарат так и остался на государственном гербе Армении, что постоянно вызывает недовольство законных владельцев. Так что на вопрос «Где находится гора Арарат?» существует вполне однозначный ответ — в Турции.

Топонимия

Имя Арарат, цитируемое в Библии, уже появляется на вавилонской карте мира, которая напоминает царство Арарат или Урарту, также упоминаемое в ассирийских источниках, описывающих Армянское нагорье . Этот термин снова появляется в , , и но семитская традиция связывает это имя с горой Джуди , ранее называвшейся Арарад или Сарарад.

Как бы то ни было, армянские, а затем и европейские традиции в конечном итоге связывают имя Арарат с горой Масис , самой высокой идентифицированной вершиной на Армянском нагорье. Согласно средневековому армянскому историку Моисею Хоренскому , в его « Истории Армении» равнина Айрарат , к северу от горы, берет свое название от царя Ара Прекрасного , правнука Амасьи. Говорят, что королева Семирамида оставалась в этом регионе в течение нескольких дней после смерти Ара. Связь осуществляется между Араратом (по- армянски Արարատ ) и Айраратом .

Масис ( Մասիս ) — это армянское название Арарата, а множественное число Масик ( Մասիք ) иногда используется для обозначения двух основных вершин горы. Моисей Хоренский утверждает, что это имя происходит от царя Амасии, правнука героя Хайка , отца-основателя армянского народа по легенде, и прадеда Ара Прекрасного. Говорят, что Амасья назвал Гору Масис своим именем.

Название на турецком османском языке было Агур Даг (اغـر ط,), то есть «тяжелая гора», что на современном турецком языке можно перевести как Агыр Даг . Из-за деформации его название стало Ağrı Dağı (буквально «гора Агры»). Ağrı означает «боль» на тюркских языках ( в частности, турецком и азербайджанском ), часто переводится как «гора страданий». Однако более вероятно, что это заимствование из курдского топонима . Агры — это также город к югу от горы Арарат и провинция, частью которой они являются; ранее называвшийся Каракилисе во времена Османской империи , он был переименован в честь горы в 1949 году .

Çiyayê Agirî (буквально «огненная гора»), iyayê Alavhat или Grîdax , на курдском языке , относятся к вулканическим характеристикам горы Арарат. Это единственные имена, которые имеютописательную и точно идентифицированную этимологию , что позволяет сохранить популярную память.

Название на персидском языке — Кух-э-Нух ( کوه نوح , буквально «гора Ноя  »), оно было вдохновлено Потопом, как он понимается в коранической традиции .

Гора Арарат на карте Турции

Арарат находится в 36 километрах от армянской границы и в 16 — от границы с Ираном. Ыгдыр — название турецкого региона, в котором она находится.

Библейская история

Большинству из нас Арарат известен как гора, на которой после долгого плавания остановился Ноев ковчег. Подтверждения этому факту, и уж тем более — остатков самого ковчега нет. Однако чисто из соображений логики предполагается, что Ноев ковчег осел на самой высокой горе в данной местности. И именно Арарат больше всего подходит на эту роль.

По верованиям армянской христианской церкви, вершина горы является недосягаемой для простых смертных. По легенде, святой Яков трижды пытался взойти на гору, чтобы поклониться остаткам ковчега, трижды засыпал по дороге и просыпался у подножия вершины. Лишь позже в видении ангел сказал ему, что смертным подниматься на вершину нельзя. По этой причине попытки покорения Арарата многими армянами считались богопротивными.

Из-за этого многие факты восхождения альпинистов на вершину опровергались служащими церкви. Два армянских крестьянина, сопровождавших первого покорителя Арарата Фридриха Паррота, говорили, что поднялись очень высоко, но до вершины не дошли. А когда учёный Брайс после восхождения сообщил о своём достижении архимандриту армянской церкви, тот с улыбкой покачал головой и сказал, что этого не может быть.

Восхождение на Арарат

Первыми покорителями вершины были участники экспедиции шведского профессора Иоганна Фридриха Паррота, поднявшиеся на гору в 1829 году. Это была исследовательская экспедиция, во время которой проводилось картографирование местности и изучение геологии, флоры и фауны окрестностей горы. В составе группы были переводчик, двое солдат и двое крестьян.

Первое одиночное восхождение на Арарат совершил британский исследователь Джеймс Брайс в 1876 году, а первое зимнее восхождение — турецкий альпинист Боскут Эргёр в 1970 году.

Технически восхождение на Большой Арарат не сложно благодаря достаточно плавному подъёму на него с северной стороны. Сегодня на него может взойти любой альпинист, получивший специальное разрешение у властей Турции. Для восхождения в летнее время требуется специальное снаряжение для безопасного пересечения ледовых полей, поэтому определенная квалификация у альпиниста должна иметься.

Единственной проблемой для желающих осуществить восхождение на Арарат является ее удалённость от многих крупных населённых пунктов. В рамках самостоятельного путешествия по Турции к нему можно добраться из Вана или Карса на автобусе или арендованной машине. В случае же, если Арарат является единственной целью путешествия, можно рассматривать вариант въезда в Турцию из Грузии и заброски под гору с помощью нанятого транспорта.

Важно и то, что церковь сегодня официально признала возможность покорения Арарата, и потому на туристов и альпинистов, побывавших на вершине, никто и нигде не будет смотреть с негодованием. А сам вид с пятитысячника подарит очередную порцию положительных эмоций упорному покорителю

Современные экспедиции

А. Левонян был среди участников международной экспедиции, намеревавшейся заняться поисками ковчега на Арарате в августе 2000 года. В ней участвовали 27 человек из шести стран США, Канады, Италии, Норвегии, России и Армении. В Турции к группе должны были присоединиться граждане этой страны.

Среди участников экспедиции уже были покорители Арарата. Гамлет Нерсесян из Лос-Анджелеса поднимался на вершину горы в 1986 году. Химик из Милана Анджело Палего побывал на Арарате 15 раз, начиная с 1985 года, исключительно с целью поиска ковчега. Однажды к нему присоединился знаменитый альпинист Рейнхольд Месснер, в одиночку покоривший все 14 восьмитысячников планеты.

Палего рассказал Левоняну о своих находках. В июле 1989 года на высоте 4,3 тысячи метров он наткнулся на две глубокие трещины, идущие параллельно одна другой и образующие ровный прямоугольник размером 100 на 26 метров. Подобраться к сооружению с ледника сразу не удалось. «Туда надо спускаться на веревке метров на 200, — сообщил Палего, — а так как ледник в этом году сильно растаял, мы обязательно найдем его в этот раз».

«И вот мы стоим у подножия Арарата. До ослепительно белого ледника на его вершине рукой подать… Но турецкие власти в самый последний момент, когда мы уже стояли на склоне горы, вдруг запретили нам совершить восхождение — без объяснения причин. Мы вынужденно возвращаемся в Армению», — рассказал Левонян.

Наконец, 4 августа 2009 года, восемь граждан Армении получили официальное разрешение подняться на вершину библейского Арарата. «В возрасте 50 лет, после 33 лет мечтаний, видя Арарат почти каждый день из Еревана, я был на вершине этой легендарной горы», — вспоминает Левонян.

Через два года он поднял на вершину Арарата шестерых москвичей. Но плохая погода и пурга не позволили им полюбоваться видом с вершины одной из самых известных гор мира. За ужином в мотеле у крепости Баязет, когда армянский исследователь спросил у руководителя американской экспедиции профессора Ричарда, много лет занимавшегося поисками ковчега, нашли ли они что-нибудь, тот загадочно улыбнулся и ответил «Нет, ничего».

Гора пристанища

Согласно преданию «в 17-й день седьмого месяца» на Араратских горах причалил знаменитый ковчег Ноя. В этом деревянном спасательном судне шириной 25 м, длиной 135 м и высотой 15 м находились люди, звери и птицы, пережившие всемирный потоп и подарившие жизнь всем сегодняшним созданиям на планете Земля.

По свидетельству иудейского летописца Иосифа Флавия, жившего в первом столетии нашей эры, Ноев ковчег однозначно покоится на горе Арарат: «…одну часть корабля можно обнаружить ещё и сегодня в Армении. Армяне называют это место «причалом»…там люди набирают смолу для приготовления амулетов».

Однако после восхождения святого Якова, люди перестали ходить на гору, боясь осквернить священную землю.
Согласно церковным летописям этот ассирийский священник в 318 году совершил попытку восхождения на Арарат с целью обнаружения останков Ноева ковчега. Он три дня пытался покорить загадочную гору, но каждый раз, пробуждаясь ото сна, обнаруживал, что находится в начальной точке своего путешествия.

Но он не терял надежды и продолжал попытки, пока к нему не явился ангел, сообщивший, что тайна Ноева ковчега откроется лишь тогда, когда пожелает сам Господь. А в качестве доказательства присутствия на Арарате корабля, ангел передал ему кусочек древесины, который святой Яков подарил Эчмиадзину — духовному центру армян, народу, который первым в мире принял христианство на государственном уровне.

История горы Арарат

В период с 16 до 18 века Османская и Персидская империи граничили по территории Араратского массива. По итогам османско-сефевидских войн над большинством его территорий установила контроль Персия. В результате победы во второй русско-персидской войне по выгодному Туркманчайскому миру к России отошли большие территории Восточной Армении. Историки отмечали, что судьба библейской вершины была определена статусом ее повсеместного почитания. На правах победителя Российской империи досталась почетная роль владения Большим Араратом. Малая его вершина осталась пограничной территорией для всех трех великих держав.

Результатом замысла большевиков о превращении Турции, возглавляемой марксистски настроенным Кемалем Ататюрком, в оплот борьбы народов востока против империализма, стало подписание Московского договора в 1921 году. По его благоприятным для Турции условиям Советская Россия

  • предоставляла денежное финансирование,
  • оказывала помощь в ведении военных действий,
  • возвращала большую часть ранее захваченных земель.

В жертву замыслам мирового коммунизма были принесены и территориальные интересы Армении. Карсская область и Сурмалинский уезд (с находившимся в нем Большим Араратом) стали частью Турции. Потеря Арменией своего священного символа стала для нее величайшей трагедией, с которой она не смирилась и сейчас. Заключение в 1932 г. турецко-персидского договора передало Турции и Малый Арарат. Вследствие этих исторических событий, сегодня гора Арарат полностью находится на территории Турецкой Республики.

А вот на вопрос: «Кому принадлежит гора Арарат?» ответ не так однозначен. Многие народы — иудеи, персы, арабы, азербайджанцы, курды, русские и армяне считают ее своей гордостью, и дают национальные имена на своих родных языках. Название «Арарат» получило распространение только благодаря влиянию европейцев. Они назвали легендарную гору благодаря библейскому преданию (от ассирийского «Урарту», расположенного здесь государства).

Популярность и историческое значение горы Арарат давно уже перешагнули межнациональные споры и притязания, и по праву стоит признать ее ценностью общемировой культурной сокровищницы, уникальным раритетом нашей планеты и достоянием всего человечества. Однако этимологическая связь с одним из этих народов заслуживает того, чтобы поговорить о ней отдельно.

История

Эруптивная история

Хотя Арарат обычно считается спящим стратовулканом , похоже, что в исторические времена он проявлял некоторую активность. Предметы, а также человеческие останки, датируемые периодом от 2500 до 2400 г. до н.э. Н.э. , то есть датируемые началом бронзового века , были обнаружены на северо-западном фланге, погребены под пирокластическими потоками, которые, таким образом, считаются датируемыми этим периодом. Другие более свежие следы (примерно 550 г. до н.э. ) были обнаружены на северном склоне выше, и помогли определить дату еще одного извержения. Последняя активность была записана фреатическое извержение сопровождалось насильственным землетрясения на 20 июня 1840 г. (2 июляв григорианском календаре ), эпицентр которого расположен вокруг пропасти Ахора и ведет к лахарам . Сильные толчки сохраняются в течение недели и, кажется, полностью прекратятся в сентябре.

Человеческое занятие

Вид на Арарат с монастырем Хор Вирап .

Помимо следов человеческой деятельности, относящейся к бронзовому веку , средневековые отчеты говорят о покрытой лесом горе Арарат, населенной животными и усеянной деревушками. В Арарате всего два источника: хребет, соединяющий Малый и Большой Арарат (Сардар Бурлах), и источник Сен-Жакоб, рядом с которым находилась деревня Аргури (ранее Акори, ныне Ахора), в бездне реки. то же имя. В этой деревне был женский монастырь Сен-Иаков. Легенда гласит, что на заре христианства в Армении монах, пришедший помолиться на священную гору, был трижды возвращен ангелами к месту его отправления; Затем он решает построить монастырь Сен-Иаков. Во время фреатического извержения в июле 1840 года землетрясение вызвало в пропасти Ахора поток камней, снега и воды, который разрушил Аргури и его монастырь и даже сместил местоположение источника. С тех пор на горе Арарат больше нет постоянного жилья, где растительность бедна. Лишь немногие курдские полукочевники пользуются летом высокогорными пастбищами, особенно возле источника Сардар Бурлах, на высоте 2900 метров.

Гора Арарат часто скрыта облаками, и легенда гласит, что Александр Великий , который провел две недели в Эребуни в пасмурный день, воскликнул, собираясь уйти, и повернулся к нему: «Жаль, Арарат, ты не . ‘не увидели бы Александра’ . Сердце исторической Армении , регион на протяжении веков находился под римским , персидским , византийским , арабским , сельджукским , османским , русским, а с недавнего времени и турецким контролем .

Первые восхождения

Портрет Фридриха Попугая 1829 года.

Гора забрался на в 1829 году Фридрихом Parrot , русский врач, сын Георга Фридриха Parrot , 1 — й ректор Тартуского университета (известный как Дерпте в то время) в Эстонии , а также четверо студентов , чьи Хачатур Абовян . Они пересекают Араксию и направляются в сторону армянского села Аргури, расположенного на северном склоне вулкана, на высоте 1200 метров над уровнем моря. Следуя советы Арутюн Alamdarian в Тифлисе , они создали свой базовый лагерь в монастыре Сен-Иаков, 730 метров выше. Первая попытка восхождения с северо-востока оказалась неудачной из-за отсутствия теплой одежды. Спустя шесть дней, по совету главы села Аргури Степана Ходжянца, восхождение на этот раз предпринимается по северо-западному склону. Достигнув высоты 4885 метров, они повернули обратно до сумерек. Саммит был , наконец , победил в третьей попытке, 27 сентября 1829 (9 октябряпо григорианскому календарю ) в 15  ч  15 . Затем Абовян выкапывает яму во льду и ставит там деревянный крест, обращенный на север. Еще он берет наверху кусок льда и несет его в долине в бутылке, считая воду священной. Через месяц Попугай и Абовян поднимаются на Пти-Арарат.

В Август 1834 г.Козьма Спасский-Автономов совершает восхождение на Арарат, пытаясь доказать, что звезды видны в полдень. Он приносит сверху лед, чтобы крестить сына.

В Июль 1845 г.После трех неудач Абовян возобновил восхождение, на этот раз к юго-востоку от Сардара Булака, в сопровождении германского минералога Отто Вильгельма Германа фон Абиха . Его третье восхождение на Арарат состоялась с британской Генри Danby Seymour в следующем году, из реконструированного села Arguri.

Начинать Август 1850 г., экспедиция под руководством Ю. Ходько, П. Х. Морица и Н. В. Ханикова проводит шесть дней на вершине в научном качестве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector