Фонтаны петергофа

Практическая информация

Фонтаны расположен в центральной части Нижнего парка Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», который относится к Государственному музею-заповеднику «Петергоф».

Фонтаны Петергофа закрываются на зиму (не работают) — примерно с середины октября и до 20-х чисел апреля.

В зимний период, когда фонтаны не работают, вход в Нижний парк свободный (бесплатный).

В летний период фонтаны и грот работают и вход в парк платный.

Билеты в парк можно приобрести в кассах, расположенных непосредственно возле входов в парк или заранее — онлайн на официальном сайте.

Посетить Петергоф можно с одной из экскурсий

Обо всех способах, как добраться в Петергоф из Санкт-Петербурга (аэропорта и центра города), можно узнать здесь →

Возле Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» можно остановиться

Номера отеля оформлены в современном стиле и оснащены телевизором со спутниковыми каналами, бесплатным Wi-Fi, сейфом, халатами и тапочками, феном и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. В некоторых номерах имеется гостиный уголок.

Как выглядит фонтан сегодня

Великолепный водный каскад достигает высоты 42 м и составляет единое целое со зданием Большого дворца. Он выполняет роль пьедестала для дворцовой постройки и равен ей по ширине. Каскад состоит из двух семиступенчатых лестниц, которые соединяют арки Большого или Нижнего грота.

Водные струи вырываются из 75 водометов. Стекающая вода переливается через ступени тонким прозрачным полотном и попадает в ковш, где находится золотой фонтан Самсон, а оттуда — в прямой Морской канал. По сторонам от ступенчатых лестниц возвышаются позолоченные статуи и вазы.

Над Большим гротом расположена терраса, обрамленная фасадами Малого грота. На самом верху, перед дворцом, каскад завершает изящная мраморная балюстрада с восьмью вазами. По центру, в разрыве мраморного ограждения, установлены две статуи трубящих Тритонов. Из блестящих на солнце раковин также вылетают звонкие струи воды.

Водомет «Корзинка» расположеный в Нижнем гроте

На ровной площадке перед Нижним гротом расположен затейливый водомет «Корзинка». Он представляет собой туфовое кольцо, из которого бьют тонкие струи воды. Переплетение 28 наклонных струй образует узор, похожий на прутья корзинки. Посредине туфового кольца вверх взлетает девять водных струй, напоминающих легкие цветы.

Многие посетители любят приходить к началу пуска воды, чтобы увидеть, как «рождается» знаменитый водный каскад. Он начинается с двух маскаронов с изображениями «Вакха» и «Нептуна», которые закреплены на стенах Верхнего грота. Набирая силу, потоки перекатываются по семи ступеням широких лестниц и прекращают свой бег у скульптур, которые являются символическими изображениями двух великих рек — Невы и Волхова.

Гроты Большого каскада

Центром Большого каскада являются гроты — Верхний и Нижний, которые, как и фонтан, были построены по задумке Петра I.

Гроты облицованы туфом, украшены фонтанами, мраморной и позолоченной скульптурой.

Фасад Большого грота прорезан пятью высокими арками, декорированными золочеными маскаронами. Поверх Большого грота устроена терраса, ведущая в Малый грот. Границей между гротами служит мраморная балюстрада с фигурами двух бронзовых золочёных Тритонов.

Большой (Нижний) грот представляет собой большой зал с высоким потолком. В это зале находится мраморная скульптура петровского времени работы итальянского мастера Пьетро Баратта и золочёные гальванопластические копии античных оригиналов, выполненные в 19 веке.

Сегодня гроты представляют собой музей, посетить который можно за отдельную плату (вход в Нижний парк также платный, фонтаны и гроты работают в летний сезон).

В музее, при переходе из Верхнего грота в Нижний, можно видеть подлинную кирпичную кладку времен Петра I, а также трубы, по которым вода направляется к фонтанам Большого каскада и схему фонтанного водовода — памятник гидротехнического искусства 18-19 веков.

В гроте представлена выставка, знакомящая гостей с работой фонтанных мастеров прошлого, материалами, из которых изготавливались трубы и подлинными деталями скульптурного убранства фонтанов.

Из Нижнего грота гости музея могут выйти на площадку, где расположен фонтан «Корзина», и, тем самым, попасть в самый центр водяного действа.

Интересные факты о Большом гроте

Главная скульптура Большого каскада — Самсон, разрывающий пасть льву, символизирует победу России над Швецией. Образ библейского героя отражает дату главной битвы, принесшей победу русскому государству. Лев олицетворяет Швецию — именно это животное изображено на гербе страны. Кстати, за секунду фонтан расходует около 70 литров воды. 

Профессия смотрителя фонтанов стала одной из самых престижных после воздвижения Большого дворца и его парков. В ученики брали детей в возрасте 10 лет. Именно для них трубы были выкрашены в разные цвета. Главными обязанностями подмастерьев было устранение засоров и чистка внутренней поверхности труб.

Но к сожалению, за столь высокий статус приходилось платить собственным здоровьем. Постоянное нахождение в подземелье негативно сказывалось на зрении работников и даже приводило к его полной потере. К слову, трубы, проводящие воду, в XVIII веке изготавливались из дерева, поэтому следить за ними нужно было особо тщательно.

Ещё одним интересным фактом является то, что переняв западную моду на морскую тематику, многие мастера не имели представления о том, как выглядят некоторые обитатели водных стихий. Так, например, дельфины, которых особо любили изображать скульпторы, выглядели более похожими на волшебную рыбу-кита из сказки.

Побывать в Петергофе и не посетить гроты Большого каскада будет непростительной ошибкой. Ведь именно здесь находится сердце всех фонтанов паркового ансамбля.

Петродворец

Современного вида Большой дворец в Петергофе был построен по проекту великого русского архитектора итальянского происхождения Бартоломео Растрелли. Здание выполнено в модном во времена Елизаветы стиле позднего барокко. Архитектор надстроил над существующим еще при Петре Первом здании этаж и два крыла и украсил крышу роскошными золочеными куполами. На главном куполе размещен трехглавый орел с державой и скипетром – символ императорской власти. Два боковых корпуса соединены с центральным зданием одноэтажными галереями. Здание стоит на небольшом уступе над Нижним парком, и это придает ему дополнительную величественность. Но главное богатство дворца – его внутренне убранство.

Скульптуры

Огромный фонтанный комплекс строили для того, чтобы он символизировал мощь молодого Российского государства, достигшей своего пика во время правления Петра I. Кроме того, Большой каскад, как и многие другие фонтаны Петергофа, был призван прославить победу российской армии в многолетней и тяжелой Северной войне.

Такие амбициозные задачи было под силу решить только известным скульпторам, поэтому работу над оформлением каскада поручили итальянцу Бартоломео Карло Растрелли, французу Франсуа Вассу и немцу Иоганну Конраду Оснеру. Следует заметить, что ожидания российского императора полностью оправдались. Эти мастера с помощью выразительного языка пластики сумели в полной мере показать величие побед Петра I и злонамеренность его врагов.

Первоначально все скульптуры и барельефы были отлиты из свинца и покрыты слоем сусального золота. К концу XVIII столетия фонтанные статуи потеряли былой блеск и стали разрушаться, поэтому их решено было заменить на бронзовые. В 1806 году скульптурное убранство полностью обновили.

Среди новых скульптур оказались копии произведений античных авторов и мастеров резца эпохи Возрождения. Кроме них, в фонтане появилось полтора десятка статуй, изготовленных отечественными скульпторами. Авторами работ для Большого каскада стали М. И. Козловский, И. П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. Ф. Щедрин и Ф. И. Шубин.

Одна из лестниц каскада

На протяжении долгой истории оформление фонтана несколько раз менялось, но оно никогда не нарушало первоначального замысла. Сегодня, как и почти три столетия назад, Большой каскад воспринимается великолепным триумфальным памятником эпохи Петра Великого.

В наши дни на самом известном фонтане Петергофа можно увидеть 37 статуй из бронзы, которые покрывает тонкий слой позолоты. На вертикальных частях сливных ступенях смонтировано 29 барельефов. А за пеленой стекающей воды проглядывают изображения героев известных греческих и римских мифов — Кентавра, Геракла, Нептуна, Зевса и Геры. В нишах Верхнего или Малого грота установлены мраморные бюсты, посвященные четырем временам года.

Помимо этого, в убранстве лестниц и гротов использованы 16 ваз, дельфины, львы, маскароны и лягушки. Всего в разных частях каскада можно увидеть 225 статуй и скульптурных украшений, отлитых из бронзы.

Вид Нижнего грота и фонтана «Корзинка»

Как выглядит фонтан сегодня

Великолепный водный каскад достигает высоты 42 м и составляет единое целое со зданием Большого дворца. Он выполняет роль пьедестала для дворцовой постройки и равен ей по ширине. Каскад состоит из двух семиступенчатых лестниц, которые соединяют арки Большого или Нижнего грота.

Водные струи вырываются из 75 водометов. Стекающая вода переливается через ступени тонким прозрачным полотном и попадает в ковш, где находится золотой фонтан Самсон, а оттуда — в прямой Морской канал. По сторонам от ступенчатых лестниц возвышаются позолоченные статуи и вазы.

Над Большим гротом расположена терраса, обрамленная фасадами Малого грота. На самом верху, перед дворцом, каскад завершает изящная мраморная балюстрада с восьмью вазами. По центру, в разрыве мраморного ограждения, установлены две статуи трубящих Тритонов. Из блестящих на солнце раковин также вылетают звонкие струи воды.

Водомет «Корзинка» расположеный в Нижнем гроте

На ровной площадке перед Нижним гротом расположен затейливый водомет «Корзинка». Он представляет собой туфовое кольцо, из которого бьют тонкие струи воды. Переплетение 28 наклонных струй образует узор, похожий на прутья корзинки. Посредине туфового кольца вверх взлетает девять водных струй, напоминающих легкие цветы.

Многие посетители любят приходить к началу пуска воды, чтобы увидеть, как «рождается» знаменитый водный каскад. Он начинается с двух маскаронов с изображениями «Вакха» и «Нептуна», которые закреплены на стенах Верхнего грота. Набирая силу, потоки перекатываются по семи ступеням широких лестниц и прекращают свой бег у скульптур, которые являются символическими изображениями двух великих рек — Невы и Волхова.

120 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ

В летний сезон по утрам в Петергофе непривычно тихо: фонтаны молчат, на ночь их отключают. В 09:50 на площадку перед Большим каскадом поднимается Александр Корсаков. У него в руках приспособление, сваренное из двух отрезков труб. Здесь эту конструкцию называют ключом. Этим инструментом мастер поворачивает чугунный вентиль. В воздух одновременно взмывают тысячи струй.

За сутки здесь проливается около 8 миллионов литров воды.Но прежде чем вырваться на волю, она проделывает огромный путь.

Более чем в двух десятках километров отсюда, в Ленинградской области, на Ропшинских высотах – бьют ключи. В 20-е годы XVIII века специальная экспедиция обнаружила тут пруд с очень холодной водой, которая даже летом не нагревается выше +5 градусов.

Водоем в деревне Глядино стал источником всей водоподводящей системы фонтанов. По сути инженеры того времени воспользовались уникальным рельефом местности и законами физики. Ключи бьют на высоте более 120 метров над уровнем моря. А Петергоф расположен на высоте 18 метров. Между ними под руководством Петра Первого были прорыты каналы и пруды, по которым вода самотеком устремилась вниз.

Водную стихию, правда, пришлось усмирить. Чтобы бурный поток не сбил с ног фонтанную скульптуру и не смыл все на своем пути, в Вернем саду сделали несколько водоемов. В них по ночам набиралась вода. 300 лет спустя принцип не изменился.

История Петергофа

Решение о застройке южного берега Финского залива и возведении летней парадной резиденции императора было принято Петром Первым. В 1712 году начались первые работы по созданию жилого комплекса. Император хотел построить такую резиденцию, которая бы могла сравниться с французским Версалем. Он непременно хотел, чтобы перед дворцом был роскошный комплекс фонтанов. Именно поэтому был отвергнут предыдущий проект резиденции в Стрельне. При Петре Первом был возведен довольно скромный дворец по проекту Ж. Леблана в стиле петровского барокко. Но при Елизавете Петровне дворец был полностью перестроен и появилось то здание, которое сегодня составляет славу Петергофа.

В годы Второй мировой войны дворцово-парковый комплекс был почти полностью разрушен захватчиками. После Победы была проведена колоссальная восстановительная работа, и сегодня туристы могут увидеть Петергоф во всей красе.

Описание

Композиция включает в себя Верхний и Нижний гроты, а также четыре прямоугольных ската, покрытых тонким сверкающим слоем воды и напоминающих огромные зеркала.

Массивная дверь в Верхний грот закрыта, его охраняют три грозных дракона. Вода вырывается из пастей зверей и пробежав 32 метра падает в бассейн, закрывая водяным занавесом вход в Нижний грот.

Слева и справа от ступеней расположены две лестницы, с наружной стороны которых установлено по пять белых мраморных скульптур, привезенных из Италии в 1724 году:

  • С левой стороны, снизу вверх — Жрица, Олимпия и Юпитер, Флора и Нептун
  • С правой стороны — Плутон, Флора и Вулкан, Адонис и Церера.

Белые статуи расположены на высоких постаментах серого цвета и представляют собой ценную коллекцию парковой скульптуры XVIII века.

Как добраться до Петергофа из Санкт-Петербурга

Вариантов добраться из Санкт-Петербурга до парка и увидеть достопримечательности Петергофа очень много, на любой вкус.

Первый вариант, можно доехать на маршрутке или автобусе, которые отправляются от станций метро Балтийская, Кировский завод, Автово, Ленинский проспект, Проспект Ветеранов. Увидеть маршрутки очень просто, на всех написано Петергоф или фонтаны. Остановка, на которой выходить в Петергофе, так и называется — Фонтаны.

Второй вариант, для любителей спокойной, размеренной езды — можно добраться до Петергофа на электричке, которые отправляются от Балтийского вокзала (метро Балтийская) до станции Новый Петергоф. От этой станции до парка, в хорошую погоду, можно пройтись пешком (около 3 км) или доехать на автобусе.

ПОСМОТРЕТЬ РАСПИСАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕК

Третий вариант, самый романтичный, можно добраться по воде, доплыть на метеоре. Метеор или ракета — это судно на воздушных крыльях. Они отправляются от причалов Дворцовой и Адмиралтейской набережной и прибывают прямо в Нижний парк Петергофа.

Четвертый вариант, который выбрали мы и, наверное, самый удобный, это на автомобиле. Из Санкт-Петербурга проще всего доехать по Петергофскому шоссе, или по Кольцевой автодороге со съездом на Ропшинское шоссе и далее по Санкт-Петербургскому шоссе до Петергофа. Дорога в принципе неплохая, но если ехать в час пик можно простоять в пробках длительное время. С парковкой тоже нет никаких проблем —  есть большая платная парковка, а также чуть в стороне бесплатная автостоянка.

Пятый вариант — самый удобный способ познакомится с Петергофом и узнать все самые интересные подробности. Все, что для этого нужно, заказать экскурсию в Петергоф из Санкт-Петербурга. Цены на экскурсионные туры начинаются с 600 руб. Более подробно ознакомиться с экскурсиями можно, нажав на предложения ниже.

Режим работы

Нижний парк и фонтаны в Петергофе открыты ежедневно, без выходных, часы работы с 09:00 до 20:00, кассы работают с 09:00 до 19:30, фонтаны (по будням) — с 10:00 до 18:00, в воскресенье и праздничные дни график работы с 10:00 до 19:00. Торжественный запуск Большого каскада – ежедневно в 11:00.

По субботам время работы парк в Петергофе с 9:00 до 21:00, кассы — с 9:00 до 20:30, фонтаны работают с 10:00 до 20:50. Более подробную информацию по режиму работы и билетам в дворцы и музеи парка, открытию и закрытию фонтанов, можно узнать на официальном сайте дворцово-паркового комплекса.

Адрес: 198516, Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Разводная, 2.

Стоимость билетов

Для иностранных посетителей:
— входной билет для взрослых – 500 рублей, после выключения фонтанов – 100 рублей;
— ученики, студенты и курсанты – 250 рублей, после выключения фонтанов – 50 рублей.Для граждан СНГ:
— взрослый в будние дни – 300 рублей, в выходные – 400 рублей, после выключения фонтанов – 50 рублей;
— ученики, студенты и курсанты в будние дни – 150 рублей, в выходные – 200 рублей, после выключения фонтанов – 20 рублей;
— льготные категории
граждан в будние дни – 200 рублей, в выходные – 250 рублей, после выключения фонтанов – 20 рублей.

Где остановиться в Петергофе

Многие, в том числе и мы, приезжают в Петергоф на один день, но, погуляв по парку и сходив в Петродворец остается ощущение, что не все посмотрел, поэтому мы рекомендуем остаться на ночевку в самом Петергофе и не возвращаться в Санкт-Петербург, тем более, что для этого созданы все условия.

Изучив внимательно отзывы и цены, мы выбрали два варианта для ночевки в Петергофе, которыми с удовольствием делимся. Первый вариант подешевле — Усадьба Знаменка, а второй — отель Самсон, который стоит дороже, но располагается у самого входа в парк. Но если вы все-таки решили остановиться в Питере, то рекомендуем прочесть нашу статью о жилье в Санкт-Петербурге.

  • Промокод Tripinsurance — скидка 10 % на туристическую страховку
  • Недорогие мини-гостиницы в центре Санкт-Петербурга

Дворец Марли

Как и многие дворцы Петергофа, Марли был задуман Петром Первым, который хотел соединить удобство с пользой и красотой. Прообразом дворца стали французские впечатления императора. Но от комплекса Луи Четырнадцатого здесь осталась только композиция: расположение дворца на берегу пруда, в котором разводится рыба для придворного стола. Небольшое кубическое здание (летний дворец в Петергофе для отдыха) было построено архитектором И. Браунштейном. Внешний облик дворца очень лаконичен, а внутри все подчинено функциям помещений. Во дворце разместились два кабинета: Дубовый и Чинаровый, а также вестибюль, или Передний зал, в котором было принято пить чай во время прогулок по парку.

Краткое описание

Большой дворец в Петергофе – творение (1745-1755) итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Того же самого, что даровал Петербургу Зимний и Екатерининский дворец в Царском селе.

Роскошное, хотя и лаконичное – все на своих местах и ничего лишнего, – здание, которое сегодня могут лицезреть посетители, возникло на месте скромной резиденция царя Петра I. Построенной Браунштейном, Леблоном и Микетти в 1714-1725 годах. И во времена Елизаветы Петровны очевидно никак не соответствовавшей статусу Российской Империи. Претендовавшей на главенствующую роль в Европе и достойную ее!

В качестве модели для подражания был выбран Версальский дворец. Но гений Растрелли проявил себя в полной мере – сходства нет даже в деталях. Сравнивать можно разве что грандиозность замысла и исполнения.

Главный фасад – северный. Он обращен к морю и имеет длину 268 метров (вместе с Церковным и Гербовым флигелями). Южный фасад Большого дворца заметно более скромен. Он также решен в стиле елизаветинского барокко, но выглядит по-домашнему уютно, гармонируя с Верхним парком.

Посетители попадают внутрь именно через ворота Верхнего парка. Разительный контраст между спокойным видом южного фасада и величественным – северного… на самом деле ошеломляет! Только что был зеленый парк, нежно журчали фонтаны, стояли не шевелясь (достаточно скромные) статуи, нежно желтел фасад дворца, белели тонко прорисованные окна. И вдруг!

Ярость и огонь: Большой каскад Петергофа! Самсон, раздирающий пасть сопротивляющемуся льву, золотые статуи – полное впечатление античности – на пенящихся террасах. Канал, идущий прямо от ковша главного фонтана и втыкающийся в туманящееся на горизонте Балтийское море – так и ждешь, что по нему пойдут корабли.

А Воронихинские колоннады, обрамляющие партнерные цветники, по краям Морского канала, они как футляр для драгоценностей…

Все это совместно производит сильное впечатление – как хорошая театральная постановка! Поставленная силами великих архитекторов и мастеров ландшафтного дела прошлого.

ЛОВКОСТЬ РУК И НИКАКОГО НАСОСА

Неповторимый водный рисунок фонтанов, оказывается, дело рукотворное. Каждую струю в Петергофе настраивают индивидуально, с помощью вентилей. И так целый день, с поправкой на ветер, осадки и даже изменение температуры воздуха.

Особенно много хлопот с «Пирамидой». Она соткана из 505 водных струй, которые расположены на семи уровнях. Чтобы сохранить четкие геометрические очертания и пропорции, требуется высокое мастерство. Петергофские фонтаны сложнее версальских, говорит экскурсовод ГМЗ «Петергоф» Олег Ганцев: «В Версале есть фонтан «Обелиск», и Петр, восхищенный в свое время Версалем, решил прообразом нашей «Пирамиды» использовать фонтан «Обелиск», правда, улучшенный европейский образец. Версальский обелиск был трехгранный, а наша пирамида с учетом поправок императора стала четырехгранной пирамидой».

Без единого мотора вращается вокруг своей оси фонтан «Солнце» – в движение его также приводит только сила стихии.

История

  • Первый этап строительства Большого дворца (тогда его называли Верхними палатами) проходил в 1714–1725 годах и в то время это был скромный царский дворец в стиле «петровского барокко», в создании которого участвовали архитекторы Иоганн Браунштейна и Жан Батист Леблон, а затем с 1719 гола — Николо Микетти. Идея местоположения и первоначального облика Верхних палат принадлежала Петру Первому
  • В 1725–1740 годах завершалась декоративная отделка здания, в 1732 году фасад строения был увеличен за счет пристройки по бокам одноэтажных жилых корпусов, выполненных по проекту Михаила Земцова
  • В период правления Елизаветы, дочери Петра, здание было перестроено по образцу Версаля в стиле зрелого барокко. Работы велись в 1740–1760 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Здание, состоявшее из средней части, галерей и боковых корпусов, увеличилось за счет боковых крыльев в сторону Верхнего сада. Кроме того, по проекту Растрелли была возведена нарядная церковь и Гербовой корпус. Непревзойденный мастер барочного стиля в отделке залов использовал деревянную золоченую резьбу и наборные паркеты из ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все это придало строению дополнительную торжественность и великолепие. Верхние палаты превратились в настоящий Большой дворец
  • В последующие годы были созданы новые парадные залы, проводился ремонт и переделка интерьеров в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Юрий Фельтен и Жан Батист Валлен-Деламот оформляют в 1760–1770 годах Китайские кабинеты, Чесменский и Тронный залы
  • С 1917 года Большой дворец стал историко-художественным музеем 
  • Во время Великой Отечественной войны здание музея было практически уничтожено, а большая часть экспонатов похищена фашистами
  • В 1952 году, благодаря труду историков, архитекторов и реставраторов, Большой дворец, в основном, был восстановлен. Первым после ремонта открылся Портретный зал, экскурсанты посетили его в 1964 году.

Как выглядит каскад в наши дни

Львиный каскад выполнен из путиловского камня в нетипичных для Петергофа традициях позднего классицизма. Двухцветные колонны и полное отсутствие золоченых украшений подчеркивают строгость и лаконичность античных линий и форм.

По центру каскада расположена скульптура нимфы Аганиппы

Фонтан обустроен на прямоугольном бассейне, который имеет размеры 30 на 18,5 м. По периметру бассейна возвышаются 14 серых колонн, вытесанных из полированного сердобольского гранита. Архитрав, база и капители ионического ордера сделаны из белого мрамора, а высота стройных колонн достигает 8 м.

Со стороны Марлинской аллеи по сторонам от фонтана стоят два бронзовых льва, из пастей которых падают пенящиеся струи воды. По центру можно увидеть фигуру нимфы Аганиппы. Автор бронзовой статуи — Ф. П. Толстой изобразил молодую девушку, которая держит на плече большой кувшин. Вода выливается из кувшина, падает на основание памятника и разбивается на мелкие брызги, ударяясь о гранит. Из внутреннего бассейна по фонтанным ступеням вода попадает в нижний бассейн, а оттуда течет по гранитному желобу.

Один из двух бронзовых львов

Каскад расположен на западе Нижнего парка. Он стоит на аллее, ведущей к живописному павильону Эрмитаж. Для туристов Нижний парк открыт с 9.00 до 21.00, а по праздникам — до 20.00. Вход сюда платный. Летом воду в фонтанном каскаде запускают ежедневно с 11.00 до 19.00.

Луговой парк

Луговой парк.

Луговой или Озерковый парк занимает более 85 гектаров на юге Петергофа. Его благоустройство было начато в 1820-х годах по указу Николая I. На территории расположены несколько прудов, вода из которых используется для питания фонтанов: она подается по Самсониевскому каналу к Верхнему саду и Нижнему парку.

Зачем посещать:

Луговой парк – пейзажный, поэтому он хорошо подходит для спокойных прогулок: здесь можно устроить пикник или просто подышать свежим воздухом. На территории также есть несколько архитектурных достопримечательностей, в том числе Бельведер (двухэтажный дворец с колоннами в классическом стиле) и руины Розового павильона, построенного в середине XIX века и разрушенного во время войны.

Адрес: Луговой парк, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Россия.

Эрмитаж

Описывая дворцы Петергофа, принято говорить о павильоне Эрмитаж. Это сооружение появилось также в результате впечатлений Петра Первого от поездки в Пруссию. Там он увидел такой домик для уединения и велел И. Браунштейну построить что-то подобное в Петергофе. Изящный, воздушный кубический павильон предназначался для аудиенций императора и иностранных высокопоставленных гостей. Первый этаж здания занимают различные служебные помещения, а на втором этаже находится Парадный зал, в котором Елизавета Петровна любила принимать гостей. С первого этажа на второй поднимается уникальный для России стол с механизмом, что позволяло убрать слуг из зала аудиенций.

История

Создание фонтанного сооружения началось в 1721 году на месте Малого грота, построенного в 1716–1717 годах. Петр Первый приказал соорудить на месте грота Мраморный каскад наподобие Малого каскада, расположенного в резиденции французских королей в Марли.

Работы начались по чертежам Николы Микетти в 1721 году. По замыслу Петра, наверху композиции предполагалось установить Нептунову телегу с четырьмя лошадьми, из ртов которых вырываются потоки воды. Играющие тритоны и две трехэтажные полуразрушенные башни по сторонам должны были стать украшением фонтана.

В создании Мраморного каскада принимали участие архитекторы Иоганн Браунштейн и братья Бараттини, Михаил Земцов и Тимофей Усов. Водопровод был проложен фонтанным мастером Василием Туволковым.

Но планам Петра при его жизни не суждено было сбыться. После шести лет упорного труда из-за нехватки материалов и воды Мраморный каскад так и не был построен. Нептунову телегу, отлитую из свинца Б.К. Растрелли, установили в Верхнем парке.

В 1737 году строительство возобновилось по новому проекту, разработанному Михаилом Земцовым. Каскад украсили фигурами драконов, вырезанными из дерева, их крылья обшили холстом и раскрасили. Вода вырывается из пастей драконов и стекает по сливным плато, облицованным свинцовым покрытием. С тех пор каскад стал называться Драконовой горой.

По его сторонам установили мраморные скульптуры, выполненные итальянскими мастерами.

В 1769 году сливные скаты были расписаны черными и белыми квадратами и каскад стал называться Шахматной горой.

В 1875 году фигуры драконов были заменены на металлические.

История фонтанов Петергофа

Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе был создан по распоряжению Петра I после посещения императором Версальской резиденции французских королей. Сразу же было запланировано, что огромную роль в украшении комплекса должны сыграть фонтаны – как это сделано и в самом Версале. В том числе благодаря им созданный в пригороде Петербурга ансамбль во многом превзошел свой французский прообраз.

Изначально планировалось, что новая резиденция Петра I будет построена в Стрельне. Однако огромный расход воды на фонтаны сделал бы проект излишне дорогим. Поэтому усилиями Кристофа Миниха (сподвижника Петра) строительство комплекса было перенесено в Петергоф. Близость к морю позволила создать громадный гидротехнический комплекс, изюминкой которого и стали петергофские фонтаны.

Благодаря удачному расположению удалось избежать недостатков Версаля. Там фонтаны работают от насосов, поэтому не могут работать постоянно (слишком дорогое удовольствие). В Петергофе фонтаны устроены иначе – вода в них подается с естественных возвышенностей, которые находятся в 20 км от дворца. Благодаря перепаду высот вода попадает в фонтаны под напором, что делает насосные системы ненужными.

Значительная часть фонтанов Петергофа была создана еще при жизни Петра, однако развитие комплекса продолжалось и после его смерти – вплоть до начала XX века. Во время Второй Мировой войны почти весь ансамбль был разрушен, поэтому инженерам и реставраторам пришлось воссоздавать его по старым чертежам, рисункам и фотографиям.

Как выглядит каскад в наши дни

После реставрации фонтанный комплекс выглядит великолепно. В его верхней части возвышается декоративная стенка или аттик, на которой видны три фигуры. Центральное место занимает морской бог Нептун с трезубцем в правой руке. Рядом с ним стоят трубящий в раковину Тритон и бог праздников и веселья — Вакх.

Вид на верхнюю часть фонтана с тремя статуями (слева направо: Тритон, Нептун, Вакх)

Аттик декорирован тремя большими позолоченными маскаронами, изображающими головы морских чудовищ. Отсюда вода начинает свое движение по каскаду. Она бежит вниз по лестнице, преодолевая 21 мраморную ступень. С обеих сторон от каскада проложены лестницы для посетителей длиной 14 м. Они ограниченны белыми балюстрадами, за которыми растут стройные ели. Благодаря темно-зеленым еловым лапам, белому мрамору и сверкающей позолоте фонтан выглядит очень эффектно.

Вода стекает в небольшой бассейн, декорированный фигурой богини весны — Флоры. Каскад украшает еще несколько скульптур — Меркурия, Венеры, Аполлона, Нимфы, Минервы, Вулкана и Фавна. Среди фонтанных скульптур выделяется статуя Андромеды, которую создал известный итальянский мастер XVIII века Пьетро Баратта.

Аттик фонтана

Каскад находится в регулярном Марлинском саду Нижнего парка. Для посетителей территория открыта с 9.00 до 21.00, а по праздникам — до 20.00. Попадают сюда по билету. В летнее время воду в живописном каскаде запускают ежедневно с 11.00 до 18.00.

Замысел Петра

Замысел композиции каскада принадлежит Петру I. Сооружение уникального комплекса началось весной 1716 года, а первый пуск состоялся в июле 1721 года, 13 числа. За этим процессом наблюдал сам Петр I. Через два года, в августе, в торжественной обстановке, состоялся пуск фонтанов, но работы по его устройству еще продолжались. В 1735 году, уже после смерти Петра, был сооружен фонтан «Самсон».

В центре Большого каскада устроен Большой грот, внешняя стена, украшенная золочеными маскаронами, создает впечатление грандиозности и прочности. Стену прорезают 5 высоких арок, а перед Большим гротом устроены две лестницы, состоящие из 7 ступеней. Все ступени украшены золочеными барельефами, художественно оформленными кронштейнами, водометами, скульптурой, сверкающей золотом, и большими вазами. В середине площадки перед каскадом расположен фонтан, названный «Корзинка». Воды этого фонтана, занимая три центральные ступени каскада, тонкой прозрачной пеленой устремляются в ковш. Стену Большого грота завершает карниз из гранита с мраморной балюстрадой, расположенный перед террасой Верхнего грота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector