Главный храм вооруженных сил рф

Содержание:

«Был храм, хлам, а теперь – срам»

У большевиков не пропадало ничего, что нельзя было бы использовать в другом месте. Так, обломки некогда самого величественного храма России пустили на отделку строящегося метро.

На месте взорванного храма было решено воздвигнуть грандиознейшее здание Дворца Советов. Оно должно было показать всему миру торжество идеи коммунизма. Высота дворца по проекту составляла 400 метров, его должна была венчать стометровая статуя вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему не уступала колонному залу Дома Союзов. Большой зал, расположенный в центре дворца, мог бы вместить на колокольню Ивана Великого или Исаакиевский собор. Строительство затянулось и к началу войны было приостановлено, а металл, приготовленный для строительства, пошел на противотанковые ежи.

Знаменитый кубинский революционер, ближайший соратник Фиделя Кастро Эрнесто Че Геварра во время визита в СССР в 1960 году стал одним из первых, кто оценил купание в бассейне «Москва». Огромная яма с торчавшими сваями – все что осталось от Дворца Советов – не красила облик столицы могучей державы. Идея сделать на месте фундамента дворца открытый плавательный бассейн принадлежала главному борцу с церковью Никите Хрущеву. С первых дней своего существования бассейн стал местом паломничества москвичей и гостей столицы. Но и в этом случае сбылось проклятие монахини, бассейн просуществовал всего лишь 30 лет.

Интересные факты о Храме

Неудивительно, что здание со столь богатой историей и нелёгким путём становления имеет свои загадки и факты, пробуждающие интерес многочисленных туристов.

Вот некоторые из них.

  • Когда-то, во времена язычества, на территории современного Храма существовало капище Велеса. Кроме того, здесь же была построена и первая в Москве мечеть. Жрецы язычников, по легендам, наделили это место проклятием, покидая его.
  • Одна из служанок монастыря, который был снесён для строительства Собора, воспротивилась уходу со своей территории. Она, привязав себя к дереву, провозгласила проклятие перед тем, как сгореть с останками своего монастыря. Говорят, что «вечный» ремонт Собора – результат последней воли женщины.
  • По большей части, строительство Собора проводилось на финансирование от русского народа. Организовывались добровольные взносы, которые подкреплялись деньгами меценатов.
  • Обломки Храма, которые остались после взрыва в 1931 году, использовались в постройке метро. Плиты из мрамора сохранились на некоторых станциях метрополитена. Крошево с именами героев России можно встретить на тропинках городских парков.
  • Храм Христа Спасителя несколько раз становился центром проведения митингов и скандальных акций. Феминистки протестовали против выборов в Государственную Думу, а спустя год – устроили вызывающий концерт у самого алтаря.
  • В Храме Христа Спасителя работает автомойка.
  • Есть мнение, что Московский бассейн, закрытый в 1994 году, является результатом взрыва Собора 1931 года. На самом деле, месторасположение Храма находилось немного в стороне.

Храм Христа Спасителя по праву считается главной святыней страны и одной из самых популярных достопримечательностей Москвы, призывающей к себе тысячи верующих и туристов со всего мира.

Краткое описание истории создания Успенского собора Московского Кремля в Москве

  • История этого удивительного места началась в 1326 году по идее митрополита Петра и приказу князя Ивана Калиты.

    Знаете ли вы? В этом году здесь был воздвигнут первый в Москве каменный храм, хотя согласно археологическим находкам деревянная церковь существовала здесь и раньше.

  • Просуществовав около 150 лет, к 1472 году каменное строение сильно обветшало, и было принято решение о строительстве нового храма. Как ни странно, строительство не было завершено, поскольку храм снова обрушился.
  • Тогда в 1475 году царь Иван III пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, с помощью которого в течении 4 лет был построен красивый белокаменный храм, который существует и поныне.
    С тех пор он стал местом проведения многих торжественных мероприятий. Здесь проводились венчания на царство, посвящения в митрополиты, епископы и патриархи, здесь также была устроена усыпальница для многих великих церковных деятелей.
    С приходом Советской власти в соборе был устроен музей. Его строение и богатое внутреннее убранство подверглось научной реставрации, которая была завершена в 50-х гг. XX века.
  • С 1990 года здесь возобновились церковные богослужения, но они проводятся редко, лишь в честь великих праздников.

Архитектура

Храм Христа Спасителя в Москве — самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 000 человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока — около 37 метров, высота барабана — 28 метров, высота купола с крестом — 35 метров. Общая высота сооружения — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров. Толщина стен — до 3,2 метров. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери — всего двенадцать — были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия. На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 метров, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся Залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус. В колоннах  и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.

Достопримечательности Успенского собора

Архитектура и интерьер Успенского собора

Архитектура и особенно внутренне убранство храма – очень праздничны и торжественны. В соборе гармонично сочетаются романский, византийский, готический и русский стиль архитектуры.

Знаете ли вы? Собор строился по подобию Успенского собора во Владимире и во многом его напоминает.

Роспись стен и фрескицарское моленное место

  • Изящное паникадило, выполненное из серебра, украшенное гирляндами и цветами и достигающее веса в 328 кг;
  • Шатер для хранения церковных святынь 1624 года;
  • Корсунские ворота – входные храмовые двери, занимающие южную сторону храма и украшенные золотом.

Усыпальница

Помимо всего прочего, Успенский собор, начиная с 1327 года, когда здесь был похоронен основатель храма – митрополит Петр, является также и усыпальницей, в которой в данное время находится 19 гробниц.
Здесь похоронены Чудотворцы Иоан, Петр, Филипп, Ергомен и многие другие великие церковные подвижники.

О Христе как Спасителе кратко

Начать, наверное, стоит со «стандартных» определений, которые можно встретить во многих учебниках по догматике. Почему Христа называют Спасителем? Потому что Он нас спас от:

  • греха;
  • проклятия;
  • смерти.

Раскрытие каждого из этих пунктов можно найти в Священном Писании, ведь именно Библия является одним из основных источников христианских догматов. В Послании к ефесянам апостол Павел указывает, что во Христе, по изобилию благодати, мы обретаем искупление и прощение грехов (Еф. 1, 7). В послании к Галатам читаем, что Иисус «искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3, 13). Свят. Григорий Богослов здесь поясняет, что Господь испытал проклятие человечества на Себе, понеся наши страдания и болезни, возникшие в результате беззакония. В послании же к Евреям находим указание, что Сын Божий воспринимает наши плоть и кровь, дабы Своею Смертью упразднить того, кто владеет смертью, т.е. дьявола, а также избавить нас от его власти, как подверженных страху смерти (Евр. 2, 14-15). Получается, что дьявол и смерть связаны и в спасении от смерти мы подразумеваем также спасение от власти «князя мира сего». У прп. Ефрема Сирина, как и многих других отцов, можно встретить, скажем так, расширение этой мысли до понимания вечной смерти, простирающейся далеко за границы земного пути человека.

Статуя Христа-Искупителя (Рио-де-Жанейро)

Статуя Христа-Искупителя (порт. Cristo Redentor) — знаменитая статуя Христа с распростёртыми руками на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро. Является символом Рио-де-Жанейро и Бразилии в целом. Статуя Христа-Искупителя по праву может считаться одним из самых величественных сооружений человечества. Её размеры и красота в сочетании с панорамой, открывающейся со смотровой площадки у подножия статуи, захватывают дух у любого, кто там оказался.

В 1921 году приближающаяся столетняя годовщина национальной независимости Бразилии (1822 г.) вдохновила отцов города — Рио-де-Жанейро тогда являлся столицей Бразилии — на создание монумента Христа Искупителя. Журнал «О Крузейро» объявил сбор средств по подписке на сооружение памятника. В результате кампании было собрано 2,2 миллиона реалов. К сбору средств подключилась и церковь: тогдашний архиепископ Рио-де-Жанейро дон Себастьян Леме принял большое участие в деле создания монумента. Постройка статуи продолжалась около девяти лет — с 1922 по 1931 гг.

Первоначальный эскиз памятника разработал художник Карлос Освальд. Именно он предложил изобразить Христа с распростёртыми в благословляющем жесте руками, отчего издали фигура выглядела бы как огромный крест. В первоначальном варианте пьедестал для статуи должен был иметь форму земного шара. Окончательный проект монумента был разработан бразильским инженером Эйтором да Силва Коштой (Heitor da Silva Costa).

В 1924 французский скульптор Поль Ландовски (Paul Landowski) закончил моделирование головы (высотой 3,75 метра) и рук статуи. В разобранном виде все детали монумента доставлялись в Бразилию и по железной дороге транспортировались на вершину горы Корковадо.

12 октября 1931 года состоялось торжественное открытие и освящение монумента, ставшего символом Рио-де-Жанейро.

Изготовлена статуя Христа-Спасителя из железобетона и мыльного камня, и имеет вес — 635 тонн. Высота холма, на котором она установлена — около 700 метров. Высота самой статуи — 39,6 метра, из которых 9,5 метра — это высота постамента. Размах рук Христа — 30 метров. Благодаря своим размерам и месту расположения, статуя хорошо видна с достаточно большого расстояния. И при определённом освещении, выглядит, по настоящему божественно.

Но еще более впечатляет вид на Рио-де-Жанейро, открывающийся со смотровой площадки, расположенной у подножия статуи. Подняться к которой можно по автостраде, а затем по ступенькам и эскалаторам.

Дважды, в 1980 и 1990 годах, проводился капитальный ремонт статуи. А также, несколько раз велись профилактические работы. В 2008 году в статую попала молния и немного повредила её. Работы по восcтановлению наружного слоя на пальцах и голове статуи, а также по установке новых громоотводов начались в 2010 году. Именно тогда статуя Христа-Спасителя и была подвергнута первому и единственному за всю свою историю акту вандализма. Кто-то, взобравшись на строительные леса, сделал краской рисунки и надписи на лице Христа.

Ежегодно к подножию монумента поднимется около 1,8 млн. туристов. Поэтому, когда в 2007 году были названы новые семь чудес света, в их список попала и статуя Христа-Спасителя.

История Архангельского собора московского Кремля

История создания Архангельского собора московского Кремля полна тайн и загадок. Точно неизвестно, когда именно была построена деревянная церковь – предшественница нынешнего храма. По одной из версий возвели ее при князе Михаиле – брате Александра Невского. А вот каменным строение стало уже в период Ивана Калиты.

Знаете ли вы? Есть разные версии, в честь чего возвели храм. По одной из них, это была благодарность за избавление от голода на Руси, по другой – церковь построили после того, как отступила эпидемия чумы.

  1. На момент возведения церковь была самой высокой в кремлевском ансамбле и достигала двадцати метров.
    Перестроили храм в самом начале XVI века, поскольку предыдущее строение обветшало. Сделал это итальянский архитектор Алевиз Новый.
  2. В допетровские времена здесь была усыпальница русских царей: московских и некоторых удельных князей хоронили именно в Архангельском соборе. Здесь могилы Ивана Грозного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Федора Ивановича. Впрочем, туристы могут увидеть только место, где похоронен Иван Грозный, остальные захоронения находятся в храмовом приделе. Здесь нашли последний приют и женщины из рода Рюриковичей, Романовых. Общее их количество – 54. Прекратили эту традицию во времена Петра Великого.
  3. Во время наполеоновской войны храм сильно пострадал, но позже ему вернули красоту. Следующей темной страницей в истории собора стала революция: при обстреле Кремля храм повредили, а позже здесь прекратили богослужения.
  4. Музейный статус строение получило лишь в пятидесятых годах, а в 70-80-х провели реставрацию. Верующим храм вернули в девяностых годах; тогда же здесь прошло первое богослужение.

Сегодня в Архангельском соборе служат в дни, когда поминают святых, чьи останки покоятся здесь, а также в общепоминальные дни и самые большие праздники.

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов

  1. Собор 12 апостолов Московского Кремля – единственный храм города, носящий такое имя.
  2. Возведен в XVII веке по указу патриарха. Вместе с ним выстроен Патриарший дворец. В дальнейшем неоднократно перестраивался.
  3. После того как патриаршество было упразднено, собор утратил свое былое значение, а во дворце было расположено управление Великого Синода.
  4. В течение XVIII века собор стал разрушаться, приходя в упадок, и лишь к концу века были проведены восстановительные работы.
  5. Пострадал собор во время революционных событий, а после них был передан в управление музею. В настоящее время в здании действует экспозиция.

Верхоспасский собор Московского Кремля с фото

  1. Представляет комплекс, который объединяет возведенные в различные исторические отрезки домовые церкви членов монаршей семьи.
  2. Название происходит от церкви Спаса Нерукотворного, возведенной в 1636 году. Также включает в себя церкви великомученицы Екатерины (1627 года), Воскресения Словущего (1654 года) и Распятия Христова (1681 года).
  3. В 80-х годах XVII века эти храмы были заключены под общую крышу, над которой надстроили одиннадцать мелких глав. С течением времени неоднократно перестраивался, включался в новое здание, а в результате реставрационных работ, проводившихся уже в новейшее время, ему частично был возвращен прежний облик.
  4. В настоящее время службы в соборе не проводятся, доступ для посетителей внутрь закрыт.

Положительная и отрицательная стороны искупления

Обозначенное понимание искупления это, можно сказать, отрицательная его сторона, но не в том смысле, что оно носит какой-то негативный характер, а в том, что оно указывает лишь на восполнение утраченного, устранение преград. Положительная же сторона искупления, по мнению многих и святых отцов, и современных богословов заключается в том, что, помимо выкупа, Господь еще и примиряет человека с Собой, усыновляет нас. Это акт безграничной любви Бога к человеку. У свт. Иоанна Златоуста есть прекрасные слова на этот счет. Он говорит, что благодаря спасительному подвигу Христа, Господь нас не просто не накажет за грехопадение, но и наградит такими дарами, будто мы совершили большое количество добрых дел.

Преображенская церковь

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя, сооружена в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Внутреннее убранство церкви соответствует XVI веку- времени основания монастыря. Церковь имеет три алтаря: главный- в честь Преображени Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Спас Нерукотворный художника Сорокина.

Освящение и открытие Преображенской церкви произошло 19 августа 1996 года, Литургию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С того дня Преображенская церковь является действующим Храмом.

О Христе как Спасителе более углубленно

Итак, почему Иисуса Христа называют Спасителем, мы вкратце выяснили, теперь стоит сказать об этом немного подробнее.

В приведенных местах Священного Писания встречается понятие искупления, без которого разговор о спасении человечества невозможен. Вообще христиане часто говорят об искуплении. Значение этого слова для нас не просто схоластика, оно буквально пропитано живой верой в Спасителя, особенно в дни Страстной седмицы, когда мы сопереживаем Страданиям Христа. Т. е. большинство православных христиан на интуитивном уровне, чувствуют, что такое искупление, но стоит все-таки дать ему более отчетливые очертания. Думаю, не станет неожиданностью указание, что слово искупление в Священном Писании встречается многократно. Буквальный его перевод с греческого языка означает «освобождение за определенный выкуп». Известный богослов Владимир Николаевич Лосский указывает, что отвлеченное понятие искупления носит юридический характер, с чем сложно не согласиться. Однако в христианстве оно приобретает более глубокий смысл. Сын Божий нас спасет, потому что именно Он совершил «выкуп», освобождающий нас от последствий грехопадения. Вспомним, что грех, проклятие и смерь стали поработителями человека, раб же может рассчитаться сам за себя и остается в заключении до тех пор, пока кто-то его не выкупит.

Благовещенский собор Московского Кремля

  1. Возведен в конце XV века во время княжения Ивана III на месте деревянной благовещенской церкви.
  2. Изначально имел три купола. В правление Ивана Грозного собор был расширен, за счет чего количество глав возросло до девяти.
  3. Считался придворным храмом Московских государей, а его настоятель одновременно являлся духовником венценосной особы.
  4. Уникален оригинальными фресками, нехарактерными для православного храма. На них библейские сюжеты и святые изображены наряду с античными не христианскими деятелями.
  5. Закрыт для прихожан в 1918 году, как музей работает с 1955 года. С 1993 по престольным праздникам проводятся богослужения.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Современное состояние

Возрождённый Храм — духовное средоточие деятельности Русской Православной Церкви, он стал центром многих общественных и культурных событий, просветительской деятельности. В храме торжественно отмечаются всенародные праздники и юбилеи. В двунадесятые и великие праздники церковного календаря здесь совершает богослужения настоятель Храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Зале Церковных Соборов проходят заседания Архиерейских Соборов и других церковных форумов.

Между торжествами Храм и Преображенская церковь живут обычной приходской жизнью, люди приходят сюда за таинствами крещения и венчания, исповедаться, проводить в последний путь родных и близких…

Архитектурный комплекс Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является туристической достопримечательностью столицы, памятником истории и культуры, он напоминает потомкам, о ратных подвигах героев Отечественной войны 1812 года.

Посетителей восхищают архитектурные достоинства памятника, высокохудожественные росписи его интерьеров это краткий курс богословия в образах и красках, а уникальный алтарь в виде беломраморной шатровой часовни не имеет аналогов в истории русской церковной архитектуры. Со смотровых площадок на все стороны света открывается захватывающая дух панорама столицы.

Храм Христа Спасителя — сложнейшее современное сооружение, требующее неустанного труда сотен людей. Фонд Храма Христа Спасителя силами своих подразделений обеспечивает жизнедеятельность Храма — главного собора Москвы и всей России.

Грандиозный проект и пропажа бюджета

Был объявлен международный конкурс, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Воронихин, Кваренги, Стасов. Но императору Александру I понравился проект никому неизвестного молодого художника шведского происхождения Карла Магнуса Витберга. Императора поразил масштаб и грандиозность замысла архитектора, который, к слову, был масоном высокого градуса. Это было проект огромного, втрое больше нынешнего, храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Собор должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне.

Собор собирались строить на Воробьевых горах, где сейчас расположено главное здание МГУ. Это мог быть самый грандиозный храм в мире. Храмовый комплекс включал бы подземный храм для круглосуточных панихид по всем павшим за отечество. Над ним должен был возвышаться украшенный множеством статуй храм во имя Преображения Господня. Венчал бы сооружение круглый верхний храм во имя Воскресения Христова. Высота всего строения – 237 метров, диаметр главного купола – более 50 метров. Размах колоннад в проекте составлял более километра. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 метров, отлитых из пушек, захваченных у неприятеля.

Торжественная закладка состоялась 12 октября 1817 года. При огромном стечении народа – почти 400 тысяч человек – в приготовленный гранитный камень была положена доска с памятной надписью. Деньги на строительство собирали всем миром, из казны было выделено 16 млн рублей – гигантская по тем временам сумма. Однако стройка так и не была закончена. Говорили, что по причине оседания грунта…

Святыни Успенского собора

Главными святынями храма являются старинные иконы и иконостас Успенского собора Московского Кремля.

  • Особенно славится Владимирская икона Богоматери, привезенная сюда в 1395 году для защиты собора и города от нападения Тамерлана.
  • Также особую ценность составляет двухсторонняя «Божья Матерь Одигитрия» – одна из самых древних русских икон.

Одна из ценнейших икон храма – Владимирская Божья Матерь.
Еще одна знаменитая икона – Богоматерь Одигитрия, которая является самой древней русской иконой.

  • «Святой Георгий»;
  • «Троица»;
  • «Спас Ярое Око»;
  • «Успение»;
  • «Апостолы Павел и Петр»;
  • «Предста царица» и др.

в Москвеиконостас Успенского собора

  • Гвоздь, которым был распят Иисус Христос;
  • Мощи свтт. Петра, Филиппа, Ионы, Ермогена;
  • Посох свт. Петра.

Галерея воинской славы

Нижний коридор Храма Христа Спасителя, предназначенный для крестных ходов, служит в то же время наглядным памятником славных событий Отечественной войны 1812 г. Если мы войдем в Храм через западные двери, то налево от входа на стене коридора увидим на белых мраморных досках Высочайший манифест от 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России, а затем Воззвание от 6-го июля к народу Русскому об ополчении. Дальше с двух сторон коридора помещены в хронологическом порядке на мраморных досках описание 71 сражения, прошедшего на территории России в 1812 году. В таком виде: сражение такое-то, год, месяц и число, командующий войсками такой-то, участвовавшие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя нижних чинов. Наконец, какие награды были получены за это сражение. Надписи расположены так, что заканчиваются на восточной стороне Храма, где помещены манифесты: об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года, два благодарственных манифеста — один к Русскому народу, а другой — к Русскому дворянству за их усилия и жертвенность во время опасности для отечества; напротив горнего места — манифест о построении Храма Христа Спасителя в Москве в благодарность Богу и в память на века. По сторонам — манифест городу Москве и об учреждении медали в память 1812 года. По южной и западной сторонам, в хронологическом порядке и по тому же типу, расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, заканчивающиеся у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и о восстановлении мира в Европе. Над каждой доской, описывающей сражения, находятся величания Святым, память которых празднуется в день того или иного сражения.

Архитектура

Облик Успенского собора удивляет отличием от традиционной для русских и византийских церквей крестово-купольной модели. В привычном варианте можно было бы наблюдать сочетание различных по объему частей здания. Фасад же Успенского собора состоит из одинаковых по ширине и высоте прясел, завершающихся дугами закомар, что рождает ощущение монолитности.

На уровне окон нижнего яруса расположен «пояс» здания — архитектурно-колончатый фриз. В отличие от других церквей, он не столь объемен и выразителен и прекрасно дополняет сдержанный стиль собора.

В композиции присутствует асимметрия, которую легко увидеть, если взглянуть на храм со стороны южного фасада. Главы собора, а также южные и северные ворота смещены в направлении востока. При этом расположенные с восточной стороны апсиды не такие объемные, как в византийской традиции, и прикрыты пилонами. Все вместе усиливает впечатление массивности, основательности, слитности.

Мария Пенина

Покровский собор Московского Кремля (собор Василия Блаженного)

  1. Построен в середине XVI века по повелению Ивана IV Грозного, в ознаменование взятия Казани, которое произошло в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы.
  2. Состоит из девяти отдельных церквей, престол каждой из которых освящен в честь определенного праздника.
  3. В конце века к собору была пристроена десятая церковь, возведенная в честь известного московского юродивого и предсказателя Василия Блаженного. Этот храм и дал собору второе, простонародное название, под которым он известен всему миру.
  4. В течение веков собор многократно перестраивался и обновлялся. После революции даже поднимался вопрос о сносе святыни, но его удалось отстоять.
  5. В настоящий момент собор принимает посетителей в качестве музея, также в нем проводятся нерегулярные богослужения.

Иконы

Главный иконостас расположен напротив западных ворот. Ансамбль, состоящий из 69 икон, был создан в 1653 году несколькими художниками из Костромы и Ярославля всего за 10 месяцев. Структурирован в 5 рядов. Верхний, праотеческий ряд включает не только изображение праотцов в полный рост со свитками, но и икону святой Троицы. Пророческий уровень составляют 17 образов. Праздничный ряд заполнен иконами на сюжеты основных событий Нового завета. Деисусный ряд включает образы апостолов, икону с молитвой святых на Страшном Суде, икону «Спас Вседержитель». В нижнем ряду — «Спас Златая риза» и «Спас Ярое око».

У южной стены располагаются наиболее древние иконы, в том числе «Митрополит Петр с житием». Считается, что она написана последователем Андрея Рублева Дионисием. Иконостас у северной стены содержит иконы авторства служителей Соловецкого монастыря. Их привезли в 1923 году. Наиболее известны образы «Достойно есть» и «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector