Елоховский богоявленский собор в москве. расписание богослужений, адрес, святыни, история
Содержание:
- Как доехать до храма на общественном транспорте
- Чем знаменит Елоховский собор?
- История храма
- История[править]
- Удачное расположение
- Как добраться до храма Богоявления Господня
- Богатый монастырь
- История собора
- История Елоховского кафедрального собора
- Архитектурные особенности собора
- Архитектура основных зданий
- Современность
- Как доехать до храма на общественном транспорте
- Гостиницы около Елоховского собора
- Внутреннее убранство храма
- История
- Почитаемые иконы и святыни
- История строительства
- Собор во времена Великой Отечественной войны
- История храма
Как доехать до храма на общественном транспорте
Добраться общественным транспортом можно несколькими способами:
- автобусами № 152 и № 40 от метро «Бауманская», либо № Т88 от метро «Комсомольская» до остановки «Комсомольская площадь»;
- на троллейбусе № 22 или № 25 от метро «Бауманская» до «Елоховской площади»;
- на трамвае № 50, 45 или 37 от метро «Красносельская» до метро «Бауманская».
Далее двигаться пешком. У метро «Бауманская» свернуть направо, дойдя до перекрестка «Бауманской» и «Спартаковской» улиц, повернуть налево, перейти на другую сторону. Весь путь пешком займет 5-7 мин. У метро «Красносельская» свернуть налево. Двигаться по улице «Нижняя Красносельская» до ее пересечения со «Спартаковской». Это займет 10 мин.
Чем знаменит Елоховский собор?
Многие москвичи, в особенности представители старшего поколения, называют собор первым действующим храмом, в котором им довелось побывать. Его никогда не закрывали, даже в те времена, когда религия находилась под запретом. В 30-е годы прошлого века туда передавалась утварь и иконы из повсеместно упразднявшихся церквей.
Несмотря на неоднократные постановления о закрытии, а то и вовсе о снесении храма, прихожанам всякий раз удавалось его отстоять. Очередная попытка была предпринята в 1941 г., когда собор планировали закрыть 22 июня, сразу же после литургии. Однако этому помешала начавшаяся война, а после того, как в храме прозвучало обращение митрополита Сергия с призывом православных к защите Отечества, закрывать его больше не пытались.
В Елоховской церкви, ранее стоявшей на месте собора, 8 июня 1799 г. крестили А. С. Пушкина. Богоявленский приход всегда славился своей благотворительностью. Начало ей положило Елоховское братство, основанное благодаря пожертвованиям купцов Щаповых. В годы Второй мировой войны в храме неоднократно организовывали сбор средств на оборону. На высокой колокольне размещалась зенитная установка для защиты Москвы от авиабомб. Тогда же здание было заминировано, чтобы в случае взятия города оно не досталось врагу.
Четыре раза в Богоявленском Елоховском соборе производилась интронизация Патриархов Московских и Всея Руси: Сергия в 1943 г., Алексия I в 1945 г., Пимена в 1971 г. и Алексия II в 1990 г. Собор и его приделы стали местом, где были похоронены некоторые православные священнослужители, в том числе высшее духовенство. Празднование 1000-летия крещения Руси тоже начиналось здесь с Божественной литургии, которая состоялась 5 июня 1988 г. До нынешнего времени в храме каждый год попеременно совершают чин умовения ног (в память о Тайной Вечери) и чин освящения Первосвятителем мира (масла, используемого в таинстве миропомазания).
История храма
Первые воспоминания о нем датированы 1694 годом. До 1711 года это был деревянный храм с приделом в честь Благовещения. В 20-х годах 18 века было принято решение Петром 1 о перевоплощении храма в камень. Деньги были выделены из пожертвований царевны Прасковьи Ивановны. Летом 1731 года было произведено освящение храма.
Через пол столетия провели капитальную перестройку храма. в начале 19 века была возведена колокольня. Все последующие года собор периодически восстанавливали и занимались облагораживанием внешнего и внутреннего вида. Высота храма от фундамента и до креста на центральном куполе составляет 56 м. Вместительность храма рассчитана на 3000 человек.
Название храма тесно связано с А.С.Пушкиным. он был крещен в данном храме. А через столетие праздновался его юбилей. На входе даре разместили мемориальною доску о том, что в данном храме было проведено крещение над великим поэтом.
В начале 30-х годов в храм передали церковную утварь, а также иконы из закрытых монастырей, которые располагались неподалеку. Во времена проведения антрирелигиозной борьбы несколько раз возникали решения о закрытии храма, но каждый раз этого избегали. В 1941 году духовенство собора обратилось к прихожанам с прошение о помощи в сборе денег для армии и все откликнулись. Было собрано немало денег, которые передали для нужд солдат.
С тех пор все последующие годы собор находился в обычном режиме. Туда привозили святыни из других храмов, передавали иконы и мощи для хранения. Со временем он стал Кафедральным собором столицы.
История[править]
В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.
После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.
А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.
Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.
Удачное расположение
Место для строительства Богоявленского монастыря «за Торгом» было выбрано далеко не случайно. Во-первых, рядом проходила главная московская дорога во Владимир и Суздаль. А во-вторых, в непосредственной близости располагался Кремль. Так что князю Московскому и Владимирскому Даниилу было очень удобно ходить на богослужения. Кроме того, в непосредственной близости протекала река Неглинка, что значительно облегчало монахам проведение иордани и организацию крестного хода на престольный праздник.
Поскольку вокруг монастыря в посаде тогда жили в основном ремесленники и купцы, первоначально его называли «что за Торгом». В дальнейшем использовалось более точное выражение «что за Ветошным рядом», так как в непосредственной близости от обители располагались прилавки торговцев мехами.
Как добраться до храма Богоявления Господня
Собор расположен в центре Москвы, недалеко от Кремля. Добраться сюда удобней на метро:
От станции «Площадь революции».
У станции два выхода, чтобы попасть к собору, необходим выход к Красной площади, улицам Ильинка, Никольская, магазину Детский мир, Гостиный Двор. Дальше подняться на эскалаторе.
От станции «Китай-город».
Над выходом с лестницей расположена вывеска «Выход в город»: к улице Маросейка и Ильинка, Новой площади, Гостиному Двору, Политехническому музею. Поднявшись по лестнице, затем на эскалаторе, выходите в длинный переход, повернув налево, идете до конца. Выход из метро расположен в начале улицы Ильинка, по которой надо пройти до Богоявленского переулка, где и расположен храм.
Контактные данные
Собор расположен по адресу: Москва, Богоявленский переулок, дом 2/6 строение 4. Телефон,. Кроме того, для связи с прихожанами у храма есть электронный адрес, который можно узнать на официальном ресурсе святыни.
Богатый монастырь
Горела эта обитель, таким образом, очень часто. Впрочем, как и вся Москва. Богоявленский монастырь между тем восстанавливался почти всегда быстро. Эта обитель на протяжении всей своей истории была одной из самых богатых в России. Уже сразу после основания братия монастыря начала получать крупные пожертвования от московских князей и бояр. Благоволили этому святому месту и цари. Так, к примеру, в 1584 году Иван Грозный пожертвовал Богоявленскому монастырю крупную сумму денег для поминовения убиенных опальных. В 1632 г. обитель получила право беспошлинного сплава строительных материалов и дров.
На территории монастыря когда-то были конюшни и действовала кузница. Также монахи получали прибыль от сдачи помещений в аренду. В разные годы Богоявленской обители со стороны знатных людей жертвовались и земли. Так поступали князь Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов, Шереметьевы и др. В 1672 г. боярыней К. Репниной монастырю были переданы владения на Никольской улице. Так образовался второй двор обители. От первого его отделяли жилые каменные палаты.
История собора
Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.
Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.
В середине 1731 г. состоялось освящение патриархом, а в конце 80-х гг. она подверглась глобальной реконструкции. В начале 1792 г. появился еще Никольский придел. Деньги выделили прихожане. В 1812 г. почти весь приход сгорел при пожаре, но церковь не пострадала. Ее разграбили. На пожертвования воссоздали ее внутренний вид, жилье восстановили.
В1837 г. собор снова перестраивали, а в 1845 г. он подвергся реконструкции, после которой полностью изменил свой внешний вид. Только 1 уровень колокольни и трапезная сохранили прежний облик. В военные годы на колокольне храма стояли войска противовоздушной обороны. Митрополит Сергий прямо на молебне призвал неравнодушных людей защищать Отечество.
Верующие и духовные лица внесли собранные средства в оборонный фонд. А в 1942 г. в его стенах была проведена Пасхальная служба, несмотря на осадное положение, куда пришло 6500 верующих. Елоховский Богоявленский собор в Москве многократно пытались закрыть с 1934 г., но он выстоял под напором религиозных прихожан.
Елоховский Богоявленский Собор: тогда и сейчас.
С 1970-х гг. непрерывно ведутся реставрационные работы: расширялось помещение, восстанавливалось и дополнялось убранство, лепнина, настенная живопись. Современный величавый вид храма – результат этих усилий. В нем хранятся исключительные реликвии и люди тянутся к ним, чтобы преклонить колени.
История Елоховского кафедрального собора
Елохово — историческое название местности, примыкавшей к Немецкой слободе. Находится в районе площадей Елоховской и Разгуляй, улиц Спартаковской и Старой Басманной.
Да-да… Возможно вы этого не знали, но второе название Елоховского Кафедрального Богоявленского собора — Елоховской церкви, происходит от слова елоха, от есть ольха…
По распространённой версии на месте нынешних улиц Басманных и Спартаковской в 14 веке рос ольховый лес,а рядом с ним появилась деревня Елох.Кстати,считается,что именно здесь в 1469 году родился знаменитый юродивый Василий Блаженный.В конце 17 века в деревеньке выросла церковь,сначала деревянная,а позже каменная.По преданию кирпич на строительство храма пожаловал сам Пётр 1.Со временем церковь стала мала,её разобрали,а на её месте в 1837 году возвели новую.
Елоховский собор-особый храм.Он не прекращал действовать даже после Октябрьской революции при советской власти,несмотря на то, что в 1935 году Бауманский райсовет постановил открыть в здании собора кинотеатр, а в 1936 г. здание предполагалось снести «в связи с реконструкцией Елоховской площади».К счастью этого не произошло,и более того в 30-е годы сюда была перенесена кафедра митрополита Сергия (Страгородского), ставшего впоследствии патриархом.Долгие годы Елоховская церковь оставалась главным храмом Москвы.
Для нас она,конечно,интересна ещё и тем,что в 1799 в метрической книге храма появилась запись: «“Мая 27. Во дворе колежскаго регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня восприемник Граф Артемий Иванович Воронцов кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина”. Дом на пересечении Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка,где родился поэт,к сожалению,не сохранился.Зато совсем рядом с Елоховским собором на Старой Басманной улице сохранился дом его дяди-поэта Василия Львовича Пушкина,у которого Александр Сергеевич бывал…(думаю,придёт время рассказать и о постройках Старой Басманной улицы)…
На этом фото первый дом справа именно дом В.Л.Пушкина.
Ну а в этой публикации мне хотелось бы показать вам фото Елоховского храма разных лет и немножко рассказать о том,каким он видится мне сегодня.
Я хожу мимо этого храма несколько раз в неделю,и каждый раз,проходя мимо него,я думаю о том,какое впечатление он должен был производить своим величием на прихожан 19 века.Ведь это даже по современным меркам огромное и очень высокое здание.А как оно выглядело на фоне относительно невысоких построек бывших Немецкой и Капитанской слобод…
Сейчас храм окружают и современные строения.И очень интересна эта перекличка эпох.
А ещё я всегда любуюсь золотыми куполами храма на всегда необыкновенном небе…
А рядом в сквере цветут каштаны,сирень.липы…К сожалению,никакие фотографии не способны передать благоухание цветущего сада после дождя…
Но больше всего мне нравится проходить здесь зимними вечерами…Возвращаюсь с работы я довольно поздно,когда на улице зимой почти нет пешеходов.Да и машин уже мало.И только тихо падает снег в свете фонарей…И площадь перед Собором такая уютная и родная…
И ещё несколько фотографий разных лет…
Надеюсь,вам было интересно.Спасибо.
Архитектурные особенности собора
Величественное здание Елоховского собора — прекрасный образец позднего русского ампира. Четверик на высоком подклетье завершают пять элегантных глав, а массивная ротонда в центре напоминает римский собор Святого Петра. Купола с золотыми крестами поднимаются на 56 м и хорошо видны с окрестных улиц. Просторная церковь площадью более 1100 кв. м может вместить до 3000 человек.
Старейшие части собора – трапезная и нижняя часть колокольни были построены в конце XVIII – начале XIX веков. Трехъярусная колокольня возвышается на 65 м и имеет 17 колоколов. Самый крупный был изготовлен в 1900 году. Общий вес церковных колоколов превышает 6,8 тонн.
Фасады храма богато декорированы карнизами, нишами, наличниками и фронтончиками. Затейливая отделка делает здание очень нарядным и легким.
Вход в Елоховский собор
Архитектура основных зданий
Храм был построен в стиле ампир. Традиционная для православного зодчества кубическая форма завершается пятью золотыми куполами, расположенными на световых барабанах. Они выполнены в виде павильонов-ротонд с эффектными оконными проемами: высокими, широкими, с тонкими переплетами. Простенки между проемами огромной центральной ротонды практически полностью закрыты парными колоннами. Благодаря этому создается эффект парения в воздухе главного купола, наверху которого находится маленькая главка. Высота здания до венчающего ее креста составляет 56 м.
Центральная ротонда над полукруглыми окнами украшена широким рядом росписи. С северной и южной сторон здание декорировано выступающими порталами, оформленными колоннадой и парными пилястрами. Сверху между ними расположено широкое полукруглое окно, опирающееся на две круглые колонны. Использование многочисленных декоративных элементов избавляет кубическое здание от неизбежной тяжеловесности и придает ему нарядный вид.
Главный престол храма наименован в честь Богоявления. В нем также имеются два придела: с южной стороны — Благовещения Пресвятой Богородицы, с севера — святителя Николая Чудотворца. Основное здание соединено небольшим проходом с трапезной. Над входом в трапезную расположен тамбур, а боковые фасадные стены украшены ступенчатыми аттиками. Во дворе собора находится крестильный храм Василия Блаженного, который, согласно легенде, родился в Елохово. В храме осуществляют крещение детей и взрослых.
Особого описания заслуживает колокольня. Ее стены пронизывают сквозные арки, придающие сооружению особую легкость. Углы второго и третьего яруса декорированы круглыми колоннами. В оформлении здания задействованы распластанные фронтоны треугольной формы и широкие пилястры. Верхний ярус свободен от украшений, его венчают небольшая золоченая маковка и крест. Сохранились практически все колокола звонницы, за исключением одного из самых массивных, давшего трещину. Его заменили другим, который приобрели в Большом театре.
Современность
От монастырского ансамбля сохранилось немного — двухэтажный собор Богоявления 1693-96 гг. постройки, игуменский и братский корпусы. По сравнению с XVIII веком его территория сократилась на три четверти.
Собор был передан Московской Патриархии в мае 1991 года, к концу года в нём возобновились богослужения. В ходе длительной реставрации собору был возвращён прежний вид. Алексиевский придел, до неузнаваемости перестроенный в XIX веке, а потом снесённый, воссоздан в том виде, который он, по гипотезе реставраторов, мог иметь изначально.
Рядом с собором 31 мая 2007 года был установлен бронзовый памятник монахам-просветителям братьям Лихудам. Деньги на памятник выделило правительство Греции.
Как доехать до храма на общественном транспорте
Добраться общественным транспортом можно несколькими способами:
- автобусами № 152 и № 40 от метро «Бауманская», либо № Т88 от метро «Комсомольская» до остановки «Комсомольская площадь»;
- на троллейбусе № 22 или № 25 от метро «Бауманская» до «Елоховской площади»;
- на трамвае № 50, 45 или 37 от метро «Красносельская» до метро «Бауманская».
Далее двигаться пешком. У метро «Бауманская» свернуть направо, дойдя до перекрестка «Бауманской» и «Спартаковской» улиц, повернуть налево, перейти на другую сторону. Весь путь пешком займет 5-7 мин. У метро «Красносельская» свернуть налево. Двигаться по улице «Нижняя Красносельская» до ее пересечения со «Спартаковской». Это займет 10 мин.
Гостиницы около Елоховского собора
Гостиница Мандарин Москва
Удалённость отеля: 0.6 км
Как добраться от гостиницы Мандарин Москва до Елоховского собора
Гостиница Мандарин находится в пешей доступности от Елоховского собора. И добраться от отеля до храма очень просто: для этого достаточно свернуть с Ольховской улицы на Нижнюю Красносельскую улицу и идти вдоль неё в сторону увеличения нумерации домов, пока не окажетесь рядом с Богоявленским собором. Весь маршрут займёт не более 10 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>
Гостиница Юджин
Удалённость отеля: 0.6 км
Как добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора
Чтобы добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора, придётся пройти пешком около 10 минут. Маршрут движения простой: улица Фридриха Энгелся – Ладожская улица – Бауманская улица до станции метро Бауманская. От станции метро Бауманская следует воспользоваться переходом к храму по закрытой галерее, которая уже не раз упоминалась в описании выше.Подробная информация о гостинице и цены >>
Гостиница Лефортово
Удалённость отеля: 2.0 км
Как добраться от гостиницы Лефортово до Елоховского собора
Гостиница Лефортово относительно Елоховского собора находится на достаточном удалении. Однако большим подспорьем на пути в храм для постояльцев отеля Лефортово является трамвай. Рядом с гостиницей на Красноказарменной улице находится остановка общественного транспорта, на которой останавливаются:
- автобус: 425
- трамвай: 37, 45, 50
На любом из перечисленных маршрутных транспортных средств можно доехать до остановки «Метро Бауманская». От которой, как Вы уже знаете, можно за несколько минут по крытой галерее дойти прямо до храма. Весь описанный путь займёт около 20 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>
Внутреннее убранство храма
Елоховский Богоявленский собор в Москве богато украшен изнутри. Своим внутренним убранством церковь тоже обязана прихожанам. В 1846 г. они обратились в Священный Синод с прошением украсить изнутри заново отстроенный храм библейскими изображениями.
В начале 50-х гг. соорудили многоярусный иконостас, 18 м в высоту, покрыли позолоченным орнаментом растительной тематики и украсили 65 святыми образами, написанными в стиле традиционной академической школы. На створках «Царских ворот» расположены медальоны, изображающие Богоматерь, 12 апостолов и архангела Гавриила.
Об отделке иконостаса Николая Угодника позаботился позолотчик Чубаров. В 1897 г. на пожертвования прихожан созданы позолоченные хоругви, на одной из которых изображены иконы святых. Но самые значительные изменения в убранстве собора произошли в 1960-х гг. Реставрационные работы длились 20 лет. В оформлении внутренней части храма преобладает золотой цвет.
Стены и перекрытия украсили росписями, пол покрыли мрамором, обустроили и оградили бронзовой перегородкой кафедру. Отреставрировали иконостас, сделали возвышение под алтарем. В 70-х гг. реконструировали балконы и добавили еще балкон в центре, который отвели певчему хору. Также, была проведена реконструкция жилых и обеденных помещений.
Своды центрального купола изнутри расписаны образами Сергия Радонежского и Василия Блаженного. В центре расположились образы Святой Троицы. Храм оснастили лифтами и громкоговорителями, чтобы службу слышал каждый прихожанин. Технический прогресс не обошел стороной и Божий дом тоже.
История
Храм Богоявления Господня величественно возвышается над застройками Китай-города, притягивая внимание своей нарядной архитектурой с колонками, балясинами и карнизами. Центральная апсида и восьмерик украшены крупными иконами
Святыня была построена как часть бывшего Богоявленского монастыря. Старейшая мужская обитель Москвы была основана, согласно монастырским актам, в 1296 году. Тогда были воздвигнуты кельи и первый храм из бревен в честь Богоявления Господня с приделом в честь Благовещения Девы Марии. Первым зданием монастыря из белого камня стал Богоявленский собор, построенный в 14-15 веках. В 1451 году на Московский посад пришла орда царевича Мазовши, которая сожгла большую часть построек, сильно пострадал и собор.
Уже восстановленный при Василии Втором, разросшийся при Иване Третьем, монастырь вновь пострадал от великого московского пожара в 1547 году. После похода крымского хана Давлет-Гирея на Москву, обитель была вновь отстроена уже Иваном Грозным. Особенно большие потери монастырь понес в Смутное время, поэтому, сразу с восхождением царя Михаила Федоровича на престол, приступают к восстановлению и обустройству обители. В 1624 году строится и новое каменное здание храма Богоявления.
Пожар, который случился в 1686 году, вновь уничтожил обитель. И вновь она была полностью восстановлена. На этот раз, архитектурный ансамбль монастыря был построен в стиле русского барокко. После того, как были добавлены новые кельи, с благословения владыки Адриана в 1692 году началось сооружение новой церкви. Среди тех, кто финансировал восстановление монастырского комплекса и храма, значатся члены семей князей Голицына и Долгорукова, и сама царица Наталья Кирилловна.
Нижняя церковь Богоявленского собора во имя иконы Казанской Богоматери освящалась зимой 1693 года, верхняя церковь — три года спустя в честь Богоявления Господня. Предел освятили в 1697 году в честь владыки Московского Алексия. Через 40 лет монастырские постройки были вновь повреждены в городском пожаре.
Восстанавливали обитель уже при игумене Герасиме, благодаря которому в 40-х годах 18 века, над воротами была построена церковь Бориса и Глеба со звонницей. Монастырскому комплексу все также покровительствовали князья Долгоруковы и Голицыны.
Через пять лет храм получил северный предел во имя Георгия Победоносца, а через семь лет — южный во имя Сподвижника Иакова. Кроме того, была добавлена звонница. В 1782 году церковные интерьеры были отреставрированы и украшена настенными росписями, новые части декорировали лепниной.
Особый расцвет для монастыря начался, когда с Афонского монастыря привезли мощи мученика Трифона, Пантелеимона и других святых, а также икона Божьей Матери. Ларь с мощами был установлен в соборном храме.
Почитаемые иконы и святыни
Среди всех образов особо выделяются:
- Список (копия) иконы Богоматери «Казанская»: когда-то она находилась в Казанском соборе на Красной площади и, по преданию, в 1612 году помогла спасти Россию от поляков. Некоторое время копия находилась в Богоявленском соборе в Дорогомилово, а в 1930 году ее перевезли сюда. Иконе молятся об излечении болезней, о помощи в принятии правильного решения и поддержке в сложной ситуации, о защите семьи и особенно детей;
- Икона Богоматери «Всех скорбящих радость»: ей молятся о помощи в делах, особенно когда те связаны с торговлей и путешествиями, излечении физических и духовных болезней, избавлении от трудностей в семье;
- Икона Богоматери «Взыскание погибших»: образ помогает излечиться от болезней, вернуть веру в Господа, удачно выйти замуж;
- Икона Серафима Саровского: святого, почитаемого в православии. В окладе иконы имеются частицы его одежды и камня, на котором он сидел тысячу дней и молился;
- Мощи святителя Алексия, митрополита Московского: он жил в XIV веке и прославился не только как религиозный деятель, но и как политический советник при трех московских князьях. Святой пользовался благосклонностью Орды и даже излечил жену хана Золотой Орды Тайдулу от болезни глаз. Алексий был канонизирован через 50 лет после смерти, его мощи положили в храме Архангела Михаила Чудового монастыря в Кремле. Через несколько лет их перенесли в Алексиевский храм в том же монастыре, во второй половине XVII века их вновь переместили – уже в Благовещенский храм. С 1947 года мощи расположены в Елоховской церкви.
Также в Елоховской церкви похоронены 12-й и 15-й Патриархи московские – Сергий и Алексий II. При желании посетители могут взглянуть на их надгробия.
История строительства
В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.
Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.
Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.
В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.
Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.
В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.
Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы
В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов.
Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.
Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.
Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.
Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы
Собор во времена Великой Отечественной войны
В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.
Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.
Иконостас Богоявленского кафедрального собора
После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.
В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.
История храма
Первые воспоминания о нем датированы 1694 годом. До 1711 года это был деревянный храм с приделом в честь Благовещения. В 20-х годах 18 века было принято решение Петром 1 о перевоплощении храма в камень. Деньги были выделены из пожертвований царевны Прасковьи Ивановны. Летом 1731 года было произведено освящение храма.
Через пол столетия провели капитальную перестройку храма. в начале 19 века была возведена колокольня. Все последующие года собор периодически восстанавливали и занимались облагораживанием внешнего и внутреннего вида. Высота храма от фундамента и до креста на центральном куполе составляет 56 м. Вместительность храма рассчитана на 3000 человек.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Всех Святых на Соколе — расписание богослужений
Название храма тесно связано с А.С.Пушкиным. он был крещен в данном храме. А через столетие праздновался его юбилей. На входе даре разместили мемориальною доску о том, что в данном храме было проведено крещение над великим поэтом.
В начале 30-х годов в храм передали церковную утварь, а также иконы из закрытых монастырей, которые располагались неподалеку. Во времена проведения антрирелигиозной борьбы несколько раз возникали решения о закрытии храма, но каждый раз этого избегали. В 1941 году духовенство собора обратилось к прихожанам с прошение о помощи в сборе денег для армии и все откликнулись. Было собрано немало денег, которые передали для нужд солдат.
С тех пор все последующие годы собор находился в обычном режиме. Туда привозили святыни из других храмов, передавали иконы и мощи для хранения. Со временем он стал Кафедральным собором столицы.