Храм спаса на крови в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Последствия убийства царя

Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь ей будет заменена на пожизненную каторгу в Шлиссельбургской крепости.

Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены. Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи. Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев.

Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:

К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.

Интересные факты

Декорирование здания выполнено с применением широкого ряда материалов. Среди них мрамор, кирпич, гранит, эмаль, мозаика, позолоченная медь и некоторые другие.
Музей называют хранителем мозаики, общая площадь которой на территории составляет 7 065 квадратных метров. На территории находится крупнейшая коллекция мозаик в Европе.
Смальтовые образы «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе дольше восстанавливались, чем создавались изначально, поскольку это оказалось более кропотливой и сложной работой.
Расположено здание так, будто оно выступает вглубь канала — за границы набережной. Да и саму набережную достраивали ради того, чтобы открыть территорию собора и музея.
Одна из легенд гласит, что местные жители во время революции сняли кресты, чтобы спрятать их, погрузив в канал Грибоедова. Во время реставрационных работ строители не могли найти все элементы, чтобы восстановить их. Случайный прохожий, проходя мимо рабочих, посоветовал им поискать кресты на дне канала. Так и удалось найти пропавшие экспонаты, представляющие значимую ценность для истории.
В военные времена музей был частично закрыт. Во всяком случае, он уже не выполнял ту исключительную культурную, историческую и декоративную функцию, как раньше. Здесь обустроили несколько предприятий, склад и даже коровники

Также во времена блокады организовали морг, поскольку тела погибших ленинградцев доставляли именно сюда.
Некоторое время местные жители называли здание «Спас-на-картошке», потому что в сложные времена здесь хранились овощи и другое продовольствие.
Экскурсоводы акцентируют внимание на мистических историях. Например, они подчеркивают, что Александр II погиб в 81-м году, при этом высота здания соответствует такой же цифре

А еще число 63 — возраст императора, до которого он дожил, и одновременно высота одного из куполов.
Участок мостовой, где пролилась кровь Александра II, оставили нетронутым. Это покушение было шестым и оказалось роковым.

Как возводился собор Воскресения Христова на Крови

По высочайшему повелению монарха, светлейший князь Владимир Александрович принял руководство над созданной контрольной группой по строительству мемориальной святыни.

В нее вошли лучшие зодчие своей эпохи:

  • Р. Б. Бернгард.
  • Э. И. Жибер.
  • Д. И. Гримм.
  • Р. А. Гедике.

Они консультировали рабочую группу разработчиков проектной документации и делали требуемые изменения в композицию строения. Расположение живописных куполов храма при переработке рабочей документации были изменены благодаря идеям и влиянию И. В. Штрома.

В середине осени 1883 г в столице империи на окраине Михайловского сада, упирающейся в канал Грибоедова, в праздничной атмосфере при монархе Александре III и его супруге – Марии Федоровны, заложили начальный камень мемориальной церкви.


Возведение фундамента Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Возведение такого фундаментального строения около канала привело к серьезному усложнению конструкции. Вместо обычной для того времени технологии создания фундамента, когда в болотистый грунт вбивались металлические сваи, использовали под фундамент храма мощнейшую бетонную, цельную Путиловскую плиту.

Стены собора сделали из специального красно-коричневого кирпича, сделанного в Германии, а украшавшие их орнаменты из чистейшего белого мрамора. Перекрытия здания закончили сооружать в 1894 г. Металлические каркасы 9 глав храма сделали сотрудники Петербургского Металлического завода в 1896 году.

Живописное, четырехцветное покрытие луковых главок изготовили из ювелирной эмали по уникальному рецепту специалисты фабрики Постникова, такой способ нанесения эмали не имел аналогов в истории русского зодчества. Общая поверхность покрытия равна 1000 м2.

Отделка внутренних помещений и изготовление прекрасных мозаичных панно заняли 10 долгих лет. Поэтому торжественное освящение собора митрополитом Антонием произошло, только, в конце лета 1907 г. На торжестве находились родственники императора и государь Николай II.

Сооружение церкви вылилось в крупную сумму — 4 606 756 руб. Из этой стоимости государственная казна потратила 3100 000 руб, оставшиеся средства собрали в форме пожертвований граждане Российской империи и царствующая семья.

Архитектурные решения и строительная технология, применяемые во время возведения этого эпического сооружения, впитали в себя все инновации того времени. В церкви была искусно проложена электропроводка, ее залы освещались 1689 яркими электролампами.

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Льготные билеты

  • Владельцам карт ISIC – 50 руб.
  • Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь: женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, пенсионерам – 50 руб.
  • Студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь – 50 руб.

Бесплатное посещение

  • Герои СССР, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (внеочередное обслуживание).
  • Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка, каждый из которых не достиг 18 лет).
  • Молодёжь (лица от 7 до 18 лет).
  • Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.
  • Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры), в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь каждый третий четверг каждого месяца.
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; воины-интернационалисты и участники боевых действий (внеочередное обслуживание).
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ.
  • Инвалиды I или II группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик), внеочередное обслуживание.
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
  • Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой военно-прикладной направленности, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов).
  • Дети до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка).
  • Штатные работники государственных и муниципальных музеев Российской Федерации; Члены ИКОМ (Международный совет Музеев); Члены творческого союза Музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дети-школьники членов).
  • Организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях, а также сопровождающему лицу.
  • Гиды-переводчики, владеющие аккредитацией на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 «О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге».
  • Сопровождающий организованную группу представитель туристической фирмы (на основании договора экскурсионного обслуживания, заключенного между Музеем и туристической организацией).
  • Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
  • Прихожане — на Богослужения, которые проводятся — по воскресным и праздничным дням.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство Спаса на Крови поражает своим великолепием. Чтобы избежать разрушающего воздействия влажного климата города на Неве, при оформлении интерьера также использовали не живопись, а мозаику. Стены и своды храма, а также сами иконы — все это мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней.

Мозаика

alina_merzliak

bondarenko__0505

cat_mamicheva

alla__vladimirovna

_bogdanov_igor

maria_gorkaya

poleznoe_spb

maria_neimeti

pavelziiz

elena_kov24

Эскизы создавались талантами многих мастеров. Среди них русские художники-живописцы, члены Императорской Академии Художеств:

  • Виктор Васнецов – прославленный мастер религиозной живописи
  • Андрей Рябушкин – автор с самобытным русским стилем, использовавший приемы академической школы
  • Николай Харламов – создатель самой масштабной композиции – образа благословляющего Христа Вседержителя в окружении серафимов, расположенного под сводом главного купола
  • Василий Беляев — автор самого большого количества мозаик Спаса на Крови
  • Михаил Нестеров – по эскизам которого создавались иконы для центральной алтарной перегородки

Сюжеты для оформления собора сразу писались с тем расчетом, что они будут воплощены в мозаике

В работе над ними принимали участие художники, придерживающиеся разных стилей: академической живописи, модерна, византийской иконописи. Поэтому композиции интерьера вышли разноплановыми. Среди тематик мозаичной кладки выделяются:

  • растительные орнаменты
  • ветхозаветные сюжеты
  • изображения земных деяний Иисуса Христа, сцены его страданий, Распятия и Воскресения
  • образы апостолов, святых и мучеников

Он освоил так называемый «венецианский» способ набора масштабных композиций


Особый декоративный эффект мозаик достигается за счет усиления основного фона, четких границ оттенков
Солнечный свет, проникая внутрь храма через окна, освещая мозаичные иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением

Каменное убранство

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использовали полудрагоценные камни всевозможных пород:

  • мрамор
  • яшма
  • порфир
  • лабрадорит
  • орлец
  • порфир

Пол выложен мраморными плитами итальянской работы. Верхнее покрытие толщиной 5 мм представляет собой мозаичный узор из геометрических фигур. Разрушенное за годы существования храма оно было впоследствии отреставрировано.

Алтарная перегородка из итальянского мрамора разных оттенков, от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева

Карниз иконостаса украшен кокошниками, которые венчают кресты из горного хрусталя и мрамора

Перед другими двумя иконостасами, северным и южным, расположены киоты, выполненные из цветных камней – ярко-розового родонита, яшмы, порфира. Когда-то эти места для особо почитаемых икон были заполнены реликвиями. Сейчас они все утрачены, кроме двух сохранившихся мозаичных композиций: молящийся Александр Невский и «Воскресение Христа».

Сень

Внутри храма под сводами колокольни находится сокровенное место

Сейчас этот участок находится ниже уровня пола храма на несколько ступеней

Внутренняя поверхность свода шатра сразу после создания была богато украшена: из более, чем 30 видов отделочных камней была выполнена кладка в технике флорентийской мозаики

Но, к сожалению, за годы существования это уникальное сооружение оказалось практически полностью­ разрушенным. Его восстановили в ходе реставрации храма. Сюда, на место гибели императора, люди несли и продолжают нести цветы.

История прихода храма

Парадоксальным образом, он начал формироваться… после революции 1917 г.!

До этого «Спас» не считался приходским, получая содержание от казны (до 40000 рублей ежегодно). После распоряжения новых властей организовать «двадцатку» (такова была минимально установленная численность общины) настоятель, протоиерей Петр Лепорский, даже возражал против такой идеи, не сразу поняв новую ситуацию.

Но приход стал единственным способом спасти святыню от немедленного закрытия. Официальное его существование начинается с 11 января 1920 г. Приходским храм оставался только 10 лет. 30 октября 1930 г. власти закрыли собор.

Предыстория строительства

В 1881 г, для сохранения в анналах истории трагически ушедшего монарха Александра II, быстро сформировали комиссию и обнародовали информация о начале конкурса по проектированию документации для постройки собора. 12 января 1882 года, по современному стилю, комиссия приняла к рассмотрению 26 безымянных архитектурных замыслов.

Среди участников конкурса были мастера зодческого искусства 19 века:

  • Архитектор И. С. Китнер.
  • Академик А. Л. Гун.
  • Профессор Л. Н. Бенуа.
  • Зодчий И. С. Богомолов.
  • Архитектор В. И. Шретер.

    Архитектор А. А. Парланду

Под постройку храма внучка Павла I, приходящаяся погибшему государю кузиной, светлейшая княгиня Екатерина Михайловна подарила западный участок Михайловского сада. Также зодчим было разрешено использовать обширные участки земли с каждого берега Екатерининского канала. По результатам работы комиссии были признаны достойными 8 архитектурных проектов.

Работы, удостоившиеся премий:

Занятое место Наименование работы
1 «Отцу Отечества», автор — член Академии художеств А. О. Томишко
2 «1 марта 1881 года», соавторы — академики И. С. Китнера и А. Л. Гуна
3 Оригинальный замысел зодчего Л. Н. Бенуа

Весной 1882 г, коронованный на царство государь Александр 3 рассмотрел одобренные комиссией работы и остался ими недоволен. Он внес изменения в замысел конкурса, создаваемый храм должен быть построен в русской архитектурной традиции, характерной для ярославских церквей 18 века.

Также он пожелал, чтобы часть небрежной, где произошло смертельное ранение его отца было сделали в соборе самостоятельным приделом.

Во втором конкурсе участвовали такие мастера своего дела, как:

  • Р. А. Гедике.
  • Н. В. Султанов.
  • А. И. Резанов.
  • Р. П. Кузьмин.
  • А. М. Павлинов.
  • А. Н. Бенуа.
  • А. Л. Обер.

На рассмотрение членам комиссии была представлена 31 работа, но и их постигла та же учесть, император все проекты отклонил. И только 11 июля 1883 г, по новому стилю, государь одобрил архитектурную композицию зодчего, профессора А.А. Парланда и монаха отца Игнатия.

Монарх поставил условие, чтобы проект дорабатывался с участием уважаемого профессора Д. И. Гримма. Спустя долгих 4 года весной 1887 откорректированные чертежи и проектная документация получили государево одобрение. Настоятель монастыря святейший архимандрит Игнатий в дальнейшей работе над проектной документацией участие не принимал.


Освещение спаса

Спас на крови был освещен в конце лета 1907 г в Санкт-Петербурге митрополитом Антонием.

Главному архитектору профессору А. А. Парланду в строительстве народной святыни активно помогали сподвижники:

  • Архитекторы В. И. Фиделли и Д. А. Орехов.
  • Мозаичист В. А. Фролов.
  • Бронзовых дел мастер Фёдоров.
  • Художник Н. К. Бодаревский.

Экскурсии и цены

Для посещения музея разработано несколько обзорных программ. Экскурсии в Спасе на Крови позволят познакомиться с его архитектурой, историей и достопримечательностями.

Цена экскурсий в собор Спас на Крови – 400 рублей. Продолжительность любой программы – 45 минут.

Спас на Крови: снаружи и внутри

Экскурсия начнется на площади искусств, откуда вы пройдетесь вместе с гидом в музей, по дороге узнав о жизни XIX века в Петербурге. В соборе вы увидите знаменитые мозаики и резные иконостасы. Гид расскажет вам об истории храма с момента основания до современных дней, о его тайнах и императоре, которому был поставлен этот памятник. После осмотра Спаса на Крови, вы отправитесь к Марсову полю, где узнаете о Российской Империи в период революции.

Тип: групповая, пешеходная.

Продолжительность: 2 часа.

Стоимость: 590 рублей.

Подробнее об экскурсии и бронирование онлайн

Евангельские сюжеты в мозаиках храма

Мозаики собора – одна из его главных достопримечательностей. Сюжеты, воплощенные на стенах собора рассказывают о 277 христианских персонажах, а количество изображенных стен насчитывает 68 сюжетов. На экскурсии гости поближе познакомятся с впечатляющими мозаиками.

Мозаика храма-памятника «Спас на крови»

На этой экскурсии гости узнают не только о сюжетах и героях мозаик собора, но и узнают об истории мозаичного ансамбля. Гид расскажет о том, как и кем создавались эскизы, о мастерах, создававших произведения искусства, а также нюансы техники создания таких рисунков.

Архитектура и наружное убранство

Экскурсия познакомит гостей с удивительным собором, выполненным в русском стиле. Они смогут увидеть его со всех сторон, а программа не оставит незамеченной ни единую деталь внешнего и внутреннего убранства.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Согласно правилам посещения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры, «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»», к которому относится храм Спас на крови, в 2020 г. приняты некоторые правила посещения архитектурного комплекса.

Они следующие:

  1. Вход возможен при наличии входного билета, который дает право на разовое посещение музея.
  2. Тематические экскурсии можно заказать для группы не менее 15 человек. Для меньшего количества посетителей необходимо доплатить за экскурсионное обслуживание.
  3. Запрещено посещение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  4. Во время посещения не разрешается иметь больших сумок, рюкзаков или чемоданов.
  5. Во время посещения экспозиции строго запрещается иметь при себе еду в открытом виде, распивать алкогольные или другие напитки.
  6. Запрещен вход на самокатах, роликах и других средствах передвижения.
  7. Строго запрещается вход за имеющиеся ограждения на территории экспозиций.
  8. Не разрешено делать надписи или расклеивать объявления.
  9. Посетители должны соблюдать порядок.
  10. Нельзя прикасаться к экспонатам или кидать в них любые предметы.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола.


156177

В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.


156213

Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.


156240

Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.


156221


156220


156226

Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».


156242


156241

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.


156192

Под сенью хранятся реликвии собора — часть решётки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.


156193

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector