Храм артемиды в эфесе
Содержание:
- Краткое описание храма
- Спарта и Эллинское возрождение
- Постройка храма Артемиды
- Богатства, хранящиеся в храме
- Убранство храма
- Изучение сайта
- Повторное открытие храма [ править ]
- Артемида – дочь Зевса
- Интересные факты
- Зевс
- Где находится храм Артемиды
- Постройка храма Артемиды
- Поджог и восстановление
- Храм Артемиды в Эфесе – третье из всемирно признанных семи чудес света
Краткое описание храма
Артемисион охватывал огромное пространство
прямоугольник 110 на 55 метров. Окружали храм 127 восемнадцатиметровых колонн, стоявших в 9 рядов. Вход предваряли широкие ступени. Портик украшали красивые барельефы, а центральную часть храма опоясывали два ряда колонн с резными капителями.
После реконструкции храм стал местом собраний лучших умов того времени: ораторов, историков, жрецов и адвокатов.
Хранилище храма
Артемисион можно назвать величайшей сокровищницей и музеем античных мастеров. Ведь лучшие из них украсили его своими работами. Афинский скульптор Пракситель создал барельефы, мастер Скопас украсил колонны резьбой, художник Апеллес написал фрески и росписи.
Знатные гости из других государств приносили в дар храму красивые статуи, вазы и другие предметы искусства.
Но сокровищницей Артемисион являлся не только поэтому. Он был прообразом современных банков. И частные лица, и государства оставляли в храме на хранение свои деньги и драгоценности.
Одним из таких частных лиц был знаменитый полководец Ксенофонт. Перед отправлением в поход он оставил в храме свои деньги. До его возвращения жрецы могли распоряжаться ими по своему усмотрению, в случае же его гибели, деньги навсегда переходили Артемисиону. Но он вернулся с победой и в благодарность построил в Греции уменьшенную копию храма Артемиды.
Даже в более поздний период, когда Эфес стал римской провинцией, римляне чтили храм и называли его «сокровищницей Азии». Правда при них храм был не в честь богини Артемиды, а в честь римской богини охоты, Дианы.
Многие цари и государства оставляли в Артемисионе свои деньги, ведь несмотря на все войны, храм никто не рискнул разорить, а значит деньги в нём оставались в безопасности.
Справка! Во все времена храм Артемиды был защитой для всех, кто в нём укрывался, обеспечивая неприкосновенность даже преступникам и беглым рабам. Но для получения неприкосновенности человек должен был прийти в храм без оружия.
Второе разрушение
Артемисион был известен на весь мир. И в конце концов, эта известность сыграла с ним дурную шутку, сюда пришли племена готов. Римская империя на тот момент уже доживала последние дни, ни о какой защите границ не могло быть и речи. Готы напали на Эфес и разграбили храм.
Затем в Малой Азии распространилось христианство. Артемисион христианами воспринимался как языческое святилище, они относились к нему с пренебрежением. Византийские власти разрешали горожанам разрушать храм, забирая из него мраморные глыбы для строительства своих домов. Из обломков святилища была построена и византийская часовня, которая стоит и по сей день. Затем, когда в Стамбуле воздвигали Софийский Собор, из храма Артемиды взяли восемь колонн для его украшения.
Остатки бывшего великолепия поглотило болото, то самое, которое должно было защитить храм от землетрясений.
Сейчас на месте храма стоит одинокая отреставрированная ионическая колонна. Правда она на 4 метра меньше, чем в древности.
Спарта и Эллинское возрождение
После падения власти Евриклидов в эпоху императоров из династии Флавиев и Траяна в Спарте возрождается гражданская жизнь. Веспасиан выделил средства для строительства в городе театра. Траяна спартанцы за какие-то заслуги назвали «спасителем».
В политической жизни Спарты продолжали существовать коллегии эфоров и геронтов. Роль геронтов свелась к консультативной. Реальная власть была в руках у коллегии, члены которой назывались синархами (совместно правящими). В эпоху династии Северов (192−235 гг. н. э.) в Спарте зафиксировано функционирование буле (совета). Предположительно его членами были и синархи, и геронты, и буле имело законодательную власть.
В римской Спарте появились новые должности — патрономы, отвечавшие за подготовку эфебов, и номифилаки (хранители законов). Патрономами могли становиться не-спартанцы — эта должность подчеркивала уважение жителей империи к спартанской системе воспитания. Подготовкой эфебов и, в частности, проведением их состязаний заведовала коллегия бидеев.
Спартанская элита в эпоху Принципата становилась частью элиты империи. Например, потомок Еврикла Геркулан был римским сенатором и прошел римским cursus honorum до должности претора.
В римской Спарте была традиция использовать при утверждении своего статуса родословные. Многочисленные надписи из этого города показывают нам людей, возводивших свой род к героям Классической эпохи и мифическим персонажам. Например, спартанец Марк Аврелий Аристократ называет себя потомком Геракла в 48-м поколении и одного из Диоскуров в 44-м.
Богатые граждане соревнуются в работе по украшению родного города. При императоре Траяне начал действовать конкурс на звание лучшего гражданина. Например, спартанцы и (судя по именам) римские граждане Гай Юлий Агесилай и Тит Флавий Хариксен профинансировали на рубеже I-II веков н. э. проведение новых игр Ураний и Леонидий. Пожертвования Агесилая, в частности, позволили удвоить денежные призы победителям Леонидий.
Агесилай и Хариксен удостоились статуй, около которых на стене писали имена победителей Леонидий. Большая часть событий этого фестиваля проходила в театре недалеко от гробниц царя Леонида, регента Павсания (победителя в битве при Платеях) и плиты, на которой были выбиты имена трехсот спартанцев.
Гробница Леонида в наши дни. (grecorama.com)
Предположительно Леонидии включали ораторские и спортивные состязания, участниками которых, как подчеркивает современник событий Павсаний, могли быть только спартанцы. Другим видом игр, проходивших в ту эпоху, были Евриклии, в честь правителя Спарты, потомки которого сохраняли влияние в государстве. В древней святилище Аполлона в Амиклах продолжали до поздней Античности проходить соревнования Гиацинтии.
Несколько раз Спарту посещал император Адриан. Его визиты сопровождались территориальными дарами. Спартанское государство получило от императора остров Каудус недалеко от Крита и Коронею в Мессении, которыми отныне управляли спартанские губернаторы (эпимелеты). Благодаря поддержке императора-филэллина в Спарте был построен протяженный акведук.
После того, как император Каракалла в 212 году н. э. выпустил знаменитый эдикт, все свободные спартиаты стали римскими гражданами. К этому времени многие жители города получили prenomen и nomen императора — Септимий Бассиан.
В 163 году н. э. Марк Аврелий и его соправитель Луций Вер запросили у Спарты вспомогательные войска для войны с Сасанидской Персией. Это было оформлена как дружеская помощь Риму от свободного города. По крайней мере, часть этих войск была конницей. В 214 году Каракалла набрал в Спарте и Македонии вспомогательные отряды для войны против Парфии. Оба отряда состояли из 500 воинов (такова была численность спартанского лоха в Классическую эпоху) и назывались фалангитами.
Постройка храма Артемиды
По преданию, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живёт на земле и растёт в лесу и в поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида без внимания и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.
Культ Артемиды в Эфесе возводится к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища:
- VIII века до н. э.
- середины VII века до н. э.
- небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16×31 м.
В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нём были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).
Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Известно, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.
Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.
Поджег храма Геростратом
В 356 году до нашей эры родился Александр Македонский. В этом же году Герострат поджог храм Артемиды. Этот поступок объяснялся тем, что Герострат жаждал славы и хотел войти в историю как самый могущественный разрушитель.
К сожалению, здание не смогли спасти. Благодаря тому, что внутренние работы храма были выполнены из дерева, огонь быстро распространился. Сразу потушить огонь не представлялось возможным, так как здание было слишком больших размеров. Поэтому от величественного храма остались только колонны и стены из белого мрамора.
Представители власти хотели наказать Герострата и решили вычеркнуть его имя из всей документации, а также запретили жителям упоминать о Герострате. Но, несмотря на это, он смог войти в истории благодаря упоминанию в трудах историка Феопомпа.
Богатства, хранящиеся в храме
В святилище Артемиды были собраны огромные богатства. Прежде всего, это были сбережения и драгоценности как граждан Эфеса, так и граждан других малоазиатских городов. Богатые дары преподносили богине посетители храма. Это были картины известных мастеров античного мира.
Они хранились в специальном здании, которое располагалось вблизи храма. Надо отметить, что эта картинная галерея славилась в античные времена не меньше чем известное собрание картин, находящееся в Афинских Пропилеях.
Известно, что во втором веке нашей эры, римский всадник Вибий Салютарий преподнес храму щедрый подарок – большую сумму денег. А также золотое изображение Артемиды с серебряными оленями. И еще две серебряные статуи Артемиды с факелами. Эфесцы очень дорожили этими подарками.
В те дни, когда проходили заседания народного собрания и гимнастические состязания, эти статуи под усиленной охраной привозили в театр. Там устанавливали их на высоком постаменте, чтобы все присутствующие могли видеть, восхищаться и гордиться богатствами своего знаменитого святилища. Таким образом, «Храм Артемиды в Эфесе» представлял собой и знаменитый музей Древнего Мира.
Убранство храма
Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.
В нашем воображении греческое античное искусство — это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, — одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.
Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погружённых в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна…
Саша Митрахович 31.10.2015 10:52
Изучение сайта
Святилище открывается в начале XX — го века по Британской школы археологии , во время его раскопок в Лаконии . В то время на этом месте находились только руины римского театра, в значительной степени разграбленные после основания современной Спарты в 1834 году и на пути к увязанию у реки. Вскоре археологи под руководством Р.М. Докинза нашли греческие останки. Докинз пишет: « Римский театр смог эффективно защитить (…) большое количество архаических предметов, которые благодаря свету, который они бросают на примитивную Спарту, придавали этим раскопкам огромное значение. »
Первая кампания раскопок длится пять сезонов, в конце которых Давинкс опубликовал в году « Историю святилища» . Отмечается интенсивное использование стратиграфии . — 1 928 кампания в Спарте также включала очистку эпизод в Orthia в 1928 году.
Повторное открытие храма [ править ]
Реконструктивный план храма Артемиды в Эфесе согласно Джону Черепашьему лесу (1877 г.)
После шести лет поисков место храма было заново открыто в 1869 году экспедицией под руководством Джона Тертл Вуда при спонсорской поддержке Британского музея . Эти раскопки продолжались до 1874 года. Еще несколько фрагментов скульптуры были обнаружены во время раскопок 1904–1906 годов, проводимых Дэвидом Джорджем Хогартом . Восстановленные скульптурные фрагменты перестройки 4-го века и некоторые из более раннего храма, которые использовались в качестве засыпки щебня при перестройке, были собраны и выставлены в «Эфесской комнате» Британского музея. Кроме того, в музее есть часть, возможно, старейшего хранилища монет в мире (600 г. до н.э.), которое было похоронено в основаниях архаических времен.храм.
Сегодня место храма, которое находится недалеко от Сельчука , отмечено единственной колонной, построенной из разрозненных фрагментов, обнаруженных на этом месте.
Артемида – дочь Зевса
Много тысячелетий будоражат воображение путешественников легенды о храме Артемиды – грандиозном архитектурном сооружении античности. Святилище посвящено греческой богине Артемиде.
Артемида – дочь Зевса и богини Лето, одна из 12 главных олимпийских богов. Любимица царя богов, Артемида в детстве заявила отцу, что в жизни будет девственницей и властительницей дикой природы.
Красивая, сильная и грациозная повелительница гор и равнин, лесов и лугов, Артемида предавалась неусыпной страсти – охоте. Защитница всего живого на земле, богиня тем не менее убивала живность. Охотница с колчаном за плечами, вооруженная луком и стрелами, с незаменимым помощником на охоте – псом – бесстрашно ходила на охоту в одиночестве.
Одежда Артемиды – короткая туника – совсем не соответствовала статусу богини, зато в ней так удобно преследовать добычу в лесах! Охотники стремились заручиться поддержкой Артемиды, ведь она дарила успех и защищала от раненых зверей.
Артемиду – идеал греческой женской красоты, выносливую, стройную, чаще всего окружают красивые животные и птицы: лебеди, львы и тигры, олени и леопарды.
Крылатая богиня своенравна и непредсказуема. Свита Артемиды состояла из прекрасных нимф, которых она выбирала сама. Нимфы клялись хранить обед безбрачия, как и их повелительница. За нарушение клятвы без промедления следовало возмездие.
Агрессивная и решительная, Артемида в гневе была чрезвычайно жестока. Жуткое наказание постигло охотника, который случайно увидел, как юная богиня купалась в лесном озере. Она обратила несчастного в оленя, и охотника растерзали его же собаки.
Противоречивый характер Артемиды совмещал красоту и жестокость, заботу и беспощадность, изящество и легкость. Защитница молодых девушек и их целомудрия, она даровала счастье женщинам в семейной жизни.
Богиня плодородия, помощница беременным и роженицам, Артемида беспощадно расправлялась с теми, кто посмел даже намеком оскорбить ее мать, богиню Лето, родившую близнецов Артемиду и Аполлона, наперекор ревнивой жене Зевса, Гере.
Артемида освещала тьму, вела людей через незнакомые места и в то же время могла послать человеку безумие, паралич или внезапную смерть. Непростая и загадочная Артемида не любила высокомерных и хвастливых людей, которые нарушают обещание.
Юная Артемида попросила Зевса подарить ей город, в котором бы ее знали и почитали, отец выбрал для дочери Эфес. Греки сравнивали богиню с природой, такой же переменчивой и вспыльчивой, и страстно любили Артемиду. Поклоняясь противоречивой богине, они возвели ей грандиозный храм в цветущем и красивом Эфесе.
Интересные факты
Реконструкция храма
- Храм Артемиды был возведен совместными усилиями. Одни участвовали финансово, другие приходили к зданию и предлагали свои умения, третьи – стремились привнести новые технологии в строительство.
- На территории храма все посетители и постояльцы получали защиту. Но только при условии, что человек пришел с миром и без оружия. Греки – это народ, который питает страсть к мистике, легендам и мифам. Самые популярные из них:
- Считается, что отыскать мрамор для возведения стен помогли бараны. Два самца затеяли битву. В какой-то момент один ударил рогами по скале. От нее откололся кусок идеально белого камня. Так была решена проблема, из чего возводить стены.
- Еще одна сложность, с которой столкнулись архитекторы – это способ доставки колонн. Дело в том, что их внушительный размер и огромный вес вдавливали повозки. Тогда колонны решили обшить деревом, и закрепить прутья. Колонны тащили самые выносливые буйволы.
- Каменная балка порога и колонны, поставленные в идеально ровное вертикальное положение, – еще одна загадка храма. Не иначе, как сама богиня приложила свою руку к возведению святилища.
- Кроме пятнадцати метровой статуи Артемиды, в храме была еще одна интересная достопримечательность. Это картина античного художника. На ней в образе Зевса изображен Александр Македонский. В руках у него молния. Но интересна она не только этим. Картина написана так, словно молния выходит за рамки полотна, а глаза полководца следят за посетителями, в какой стороне они бы не находились.
Вопрос эксперту
Почему храм возвели на болоте? Такая местность была выбрана неспроста. Болотистый грунт должен был поглощать подземные толчки, чтобы уберечь храм.
Сохранить память о столь грандиозном строении античного времени удалось только благодаря трудам археологов и историков. К сожалению, полностью воспроизвести строение не представляется возможным. На сегодняшний день туристам доступна экскурсия только к месту, где некогда возвышался великий храм. Даже несмотря на то, что здесь остались только руины, туристы с восторгом отзываются о посещении достопримечательности.
Интересны ли вам объекты античной культуры?
Конечно, это места с богатой историей
0%
Иногда интересно посмотреть, особенно если с достопримечательностью связаны интересные истории 0%
Нет, мало интересного смотреть на развалины 0%
Проголосовало:
Яндекс Новости |
Google Новости |
Зевс
Краткое содержание богов Греции всегда в первую очередь называет Зевса. Зевс – верховный бог, громовержец. Когда Рея, жена Кроноса, родила Зевса, она обманула мужа и дала ему вместо Зевса проглотить завёрнутый в пелёнки камень. Кронос, как и его отец Уран, боялся, что его свергнет собственный сын.
Зевс же, возмужав, бросил вызов своему отцу. В результате боги под предводительством Зевса свергли титанов и стали править миром. Кронос оказался заточён в Тартаре, бездне под царством Аида, как и другие титаны.
Зевс, Аид и Посейдон же бросили жребий, чтобы определить, кто где будет царствовать. Зевс с тех пор управлял землёй.
От Зевса идёт добро и зло, а также общественный порядок. Порой Зевса считают самой судьбой, но при этом Зевс подчиняется богиням судьбы Мойрам. Зевса также считают защитником, он всегда готов прийти на помощь и откликнуться на молитву. Бог Зевс охраняет традиции, обычаи, семью.
Зевс с богиней Никой в руке и орлом. I в. н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
В легендах рассказывается о многочисленных возлюбленных Зевса и его детях. От любви Зевса и смертных женщин произошли многие герои, например, Геракл – это его сын. Также среди детей Зевса есть другие боги, вошедшие в пантеон богов Греции. Супругой же Зевса является Гера, царица и матерь богов, хранительница домашнего очага.
Вместе с супругой Зевс живёт на Олимпе, высочайшей горе Греции. У него было даже прозвище «Олимпийский». Весь мир подвластен этому богу. В Риме его знали под именем Юпитер.
Юпитер и Юнона. Аннибале Карраччи. Галерея Боргезе в Риме, Италия.
Где находится храм Артемиды
Как уже упоминалось выше, храм находится на окраине города Сельчук, это в 20 километрах от курорта Кушадасы, на юге Измира.
Добраться сюда лучше всего на маршрутке-долмуше. Проезд стоит всего 5 лир. Нужно доехать до поворота с указателем «Эфес».
Посетителям. Вход на территорию древнего города бесплатный. Экскурсовод вам не понадобится, рядом с колонной есть табличка со всей информации. Осмотр самой достопримечательности не займёт и 20 минут. Но вы можете погулять рядом и осмотреть заодно отреставрированный Эфес. Можно увидеть Большой театр, дома знатных людей, библиотеку, базилику, рыночную площадь, библиотеку и римский театр.
Храм Артемиды, несомненно, стоит того, чтобы его посетить. Ведь увидеть хоть раз в жизни уцелевшие чудеса света должен каждый.
Постройка храма Артемиды
По преданию, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живёт на земле и растёт в лесу и в поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида без внимания и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.
Культ Артемиды в Эфесе возводится к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища:
- VIII века до н. э.
- середины VII века до н. э.
- небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16×31 м.
В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нём были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).
Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Известно, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.
Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.
Поджог и восстановление
Некоторые люди мечтают прославиться своими творениями, а другие предпочитают идти по пути разрушения. Храм Артемиды поражал величием и роскошью и простоял 200 лет
Но однажды это творение привлекло внимание грека по имени Герострат. Этот человек не имел никаких талантов, но он хотел оставить свой след в истории античного мира
Поэтому Герострат сжёг храм Артемиды. Внутреннее убранство сооружения, которое в основном было сделано из дерева, полностью сгорело. От храма остались лишь почерневшие колонны и свод.
Поджигатель не стал прятаться и скрывать своё деяние. Он считал себя героем и с гордостью рассказывал всем о своём поступке. Греки так разозлились, что решили никогда не произносить его имя. Они не пожелали оставить о нём никаких воспоминаний в исторических записях.
Однако имя Герострата всё-таки осталось на страницах трудов историка Феопомпа, который хотел сохранить любую информацию о храме богини Артемиды. В истории этот человек запомнился всем как величайший глупец, решивший поджечь самое прекрасное сооружение в мире. Некоторые люди используют выражение «геростратова слава», говоря о человеке, который заработал себе известность преступлением или неблаговидным поступком.
Поскольку Артемисион превосходил все постройки того времени как по красоте, так и по размеру, его решили восстановить. Эту работу доверили архитектору Хирократу. При восстановлении храма он внес некоторые изменения:
- Хирократ поднял ступенчатое основание сооружения, которое возвышалось над всеми соседними строениями.
- Число ступеней было увеличено.
- Двери и потолочные элементы сделали из кедра, привезённого с острова Крит.
Реконструкция сооружения закончилась в III веке до н. э. Поскольку Александр Македонский выделил немало средств на строительные работы, его изобразили на стене храма. В руке полководца была молния, которая как будто выходила за рамки картины. Заказчики, принимавшие полотно, были изумлены шедевром и заплатили автору 25 золотых талантов. Столько не получал ни один художник за последующие три столетия. Портрет Александра Великого был размещён недалеко от статуи Артемиды.
Храм Артемиды в Эфесе – третье из всемирно признанных семи чудес света
В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес. Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до н. э.
Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным курортом Кушадасы. Это к Юго-западу от Измира, к югу от Бурсы, к северу от Мармариса и к востоку от Памуккале.
В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии еще в XII веке до н.э. Покровительницей города была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона.
Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом — покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.
Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Жители Эфеса вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.