Храм артемиды эфесской

Первый храм

Там, где когда-то находился Эфес, ныне раскинулись болота, из которых торчат серые камни древних руин. В лучшие времена население Эфеса достигало 225000 человек. Сам же город считался торговым центром Малой Азии. Уже первые греческие колонисты обнаружили здесь культ древней богини, которую местные жители по старинке, словно во времена неолита, называли Великая Мать. Ионийцы же восприняли её как некую ипостась Артемиды. Приблизительно в VIII веке до н.э., а возможно и ранее, близ Эфеса был построен первый, ещё деревянный и с глинобитным полом, храм-теменос, то есть огороженный участок, где ощущается присутствие божества. Любопытно, что александрийский учёный и поэт Каллимах приписывал его сооружение амазонкам, которые на какое-то время оккупировали эти места и угрожали самим Афинам. Другой же древнегреческий учёный, географ и писатель Павсаний, считал, что теменос этот был построен ещё до прихода амазонок. В середине VII века до н.э. храм разрушило сильное наводнение. Современные археологи никаких свидетельств пребывания здесь амазонок не нашли, а вот глинобитный пол храма, занесённый полуметровым слоем принесённого наводнением ила, они действительно обнаружили. Под илом, на полу были также найдены статуэтки грифонов.

Полезная информация

Сейчас от когда-то великолепного храма Артемиды осталось немного — всего лишь одна колонна, собранная из обломков. Поэтому ожидать чего-то грандиозного не стоит, все же это утраченный памятник древнего мира.

2.1. Время посещения и стоимость

Территория никак не охраняется, поэтому проходить можно свободно в любое время — нет ни определенных часов работы, ни кассы с билетами.

2.2. Где находится и как добраться

Расположен храм вблизи небольшого городка Сельджук прямо на въезде в город, так что можно даже дойти пешком. Также можно добраться на городском автобусе-долмуше от Кушадас или пешком от расположенного неподалеку древнего города Эфес.

Удобно сначала съездить в Эфес, а потом (если останется время), сходить и к храму Артемиды. Насколько я знаю, многие тур.агентства как раз и предлагают экскурсию, в рамках которой можно посетить оба места.

Расположение на карте:

Мы сначала доехали до Эфесе, побродили по его развалинам, а после дошли пешком до Артемиды. Затем за 5 минут добрались до остановки в Сельджуке и поехали на долмуше обратно в Кушадасы.

Кстати, дорога от Эфеса до Артемиды довольно удобная — вдоль трассы проложен тротуар и велодорожка.

Аллея для прогулок от Эфеса до храма Артемиды:

Забавно, но местные приезжают на эту аллею на пикник — мы как раз увидели семью, расстилающую ковер прямо на одной из дорожек.

Храм Артемиды точно не пропустите, т.к. на дороге будет указатель:

Лучше ехать с экскурсией или самостоятельно?

Добраться до храма путешественники могут самостоятельно. Время осмотра занимает не больше 15 минут, поэтому приобретение экскурсионного тура в этом случае просто нецелесообразно. Однако некоторые туристические агентства предлагают экскурсии, в программу которых включено посещение Эфеса и храма Артемиды. Экскурсии проводятся ежедневно и привлекают большое число любителей истории и мифологии.

Увлекательные экскурсии для отдыхающих и путешественников в 609 городах мира: Tripster.ru – сервис необычных экскурсий от местных жителей и гидов, которые могут интересно и увлекательно рассказать о самом интересном в своих городах.

Окончательное разрушение храма и нынешнее состояние

В течение шести веков храм стоял нетронутым, и даже появление христианских миссионеров не помешало проводить там праздники. Но всё изменилось в 268 году н. э. Именно тогда здание пострадало в результате нападения готов. В текстах готских историков содержится рассказ о том, что вожди готов Респа, Ведук и Туруар захватили корабль и прибыли в Азию. Там они грабили большие города. Этой участи не избежал и Эфес, а сам храм Артемиды Эфесской готы подожгли и разграбили.

После этого в истории древнего храма достаточно много белых пятен. Судя по некоторым источникам, его всё же восстановили заново, т.к. можно найти упоминания о проведении обрядов и в более позднее время.

Примерно во времена заката Римской империи храм Артемиды Эфесской был окончательно закрыт в результате преследований язычества, однако точная дата неизвестна.

В качестве даты закрытия храма называют начало или середину V века, иногда указывается более точный год – 407 г. до н.э. Неизвестно, сколько времени с момента закрытия прошло до полного разрушения. Но культ Артемиды за это время был предан почти полному забвению. Имя богини стёрли со всех надписей, которые встречались по городу. Культ оказался под запретом.

Украшения храма разобрали и вывезли из Эфеса, их использовали при строительстве других сооружений. Например, колонны святилища перевезли в Константинополь (современный Стамбул), где они нашли своё место в Соборе Святой Софии. В самом городе установили скульптуры и другие элементы храма.

Руины храма были найдены в 1869 г. при проведении раскопок, которые финансировал Британский музей.

Эти раскопки продолжились в 1904-1906 гг., во время которых были найдены другие фрагменты. Многие из найденных сокровищ и скульптур перевезли в сам Британский музей, где была организована «Эфесская комната».

До настоящего момента от древнего храма сохранилась только одна-единственная колонна. Таким образом, храм Артемиды Эфесской пополнил список чудес света, навсегда стёртых с лица земли.

Восстановление Храма Артемиды Эфесской

Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом. Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, — это одна уцелевшая колонна.

Вторая фаза

Новый храм спонсировался, по крайней мере частично, Крезом , который основал империю Лидии и был повелителем Эфеса, и был спроектирован и построен примерно в 550 г. до н.э. критским архитектором Херсифроном и его сыном Метагеном . Он был 115 м (377 футов) в длину и 46 м (151 фут) в ширину, предположительно, первый греческий храм, построенный из мрамора. Его периферийные колонны высотой около 13 м (40 футов) составляли двойные ряды, образующие широкий церемониальный проход вокруг целлы, в которой находился культовый образ богини. По словам Плиния, тридцать шесть из этих колонн были украшены рельефной резьбой. Эндойос вылепил новую культовую статую из черного или почерневшего виноградного дерева, а к востоку от алтаря под открытым небом возвел наискос для ее размещения.

Фондовый депозит

Монета из электрума из , 625–600 гг. До н. Э. Олень пасется вправо, ΦΑΕΝΟΣ ΕΜΙ ΣΕΜΑ (ретроградный, «Я — значок / знак / могила Фанеса / свет»).

Самая ранняя известная именная монета из фонда фундамента Храма Афины: монета из электрума Фанеса из , 625-600 гг. До н.э. Аверс: Олень пасется вправо, ΦΑΝΕΟΣ (ретроградный). Реверс: Два неровных удара, каждый с выпуклыми пересекающимися линиями.

Богатое месторождение фундамента этой эпохи, также называемое «месторождение Артемидия», принесло более тысячи предметов, в том числе, возможно, самые ранние монеты, сделанные из сплава серебра и золота, электрума . Месторождение содержит некоторые из самых ранних вписанных монет, тех Фанес , датировано 625-600 до н.э. из Эфеса , с легендой ΦΑΕΝΟΣ ΕΜΙ ΣΗΜΑ (или аналогичным) ( «Я знак / знак / могила Фанесла / свет»), или просто носящий имя ΦΑΝΕΟΣ («Фанесский»).

Фрагменты барельефа на нижних барабанах храма, сохранившиеся в Британском музее, показывают, что обогащенные колонны более позднего храма, некоторые из которых сохранились ( иллюстрация ниже ), были версиями этой более ранней особенности

Плиний Старший , по-видимому, не подозревая о древней непрерывности священного места, утверждает, что архитекторы нового храма решили построить его на болотистой местности в качестве меры предосторожности от землетрясений.

Храм стал важной достопримечательностью, которую посещали купцы, короли и туристы, многие из которых воздавали дань уважения Артемиде в виде украшений и различных товаров. Он также предлагал убежище тем, кто бежал от преследований или наказаний, традиция, связанная в мифе с амазонками, которые дважды бежали туда в поисках защиты богини от наказания, сначала Дионисом, а затем Гераклом .

Разрушение

В 356 г. до н. Э. Храм был разрушен в результате тщеславного поджога, совершенного человеком Геростратом , который поджег деревянные балки крыши в поисках славы любой ценой; термин . За это возмущение ефесяне приговорили преступника к смертной казни и запретили кому-либо упоминать его имя ; но позже Феопомп заметил это. Согласно греческой и римской исторической традиции, разрушение храма совпало с рождением Александра Великого (около 20/21 июля 356 г. до н.э.). Плутарх заметил, что Артемида была слишком занята доставкой Александра, чтобы спасти ее горящий храм.

То, что разрушение храма действительно было делом рук Герострата, критически рассматривается современными учеными. Было отмечено, что ему понадобился доступ к деревянному обрамлению крыши, но надписи говорят о том, что в храме находился «целый корпус» стражей и хранителей. Историк Стефан Карвизе   также указывает на Аристотеля , который в своей « Метеорологии» упоминает пожар на «Артемидии» как результат удара молнии . Разрушение могло быть даже умышленным актом, организованным администраторами храма, которые, вероятно, знали, что фундамент старого храма находится в плохом состоянии, а «Артемидия» рискует провалиться в землю. А поскольку здание было священным, его нельзя было просто снести и перестроить на новом месте. Карвизе подвергает сомнению мотив Герострата, поскольку он раскрыл его только под пытками, что не подходит человеку, ищущему славы, в то время как историк Дитер Книббе   считает Герострата «полезным идиотом на службе священства».

Артемида

Богиня материнства, охоты, храбрости и отваги была любимицей всех жителей греческого государства. Каждый древний полис строил в честь нее святилища. Греки подносили щедрые дары богине, устраивали пиршества.

Артемида была прекрасной сестрой Аполлона, бога солнца и музыки. Их отцом был могущественный покоритель молний — Зевс.

Богине молились верные жены, чтобы она защитила мужей в бою и подарила потомство, а также воинственные амазонки. Они избрали Артемиду своей главной покровительницей.

Эфес был одним из центральных городов культа вечно юной охотницы Артемиды. Здесь и было решено начать строительство ее храма.

Сообщение Семь чудес света Храм Артемиды Эфесской доклад

Очень мало памятников искусства остались в своем первоначальном виде до настоящего времени. Многие из них были уничтожены во время военных событий, некоторые разрушены по причине природных катаклизмов. Судьба же многих вообще неизвестна. Однако с храмом Артемиды была совсем другая история.

Переняв культ поклонения  богине Артемиде от своих предков, греческие жители не желали совершать молитвы в найденном ими священном месте. Они подумали и решили, что для дочери Зевса нужно воздвигнуть более просторный и добротный храм, который должен был располагаться в Эфесе. Однако на это сооружение нужны были деньги, и лидийский царь Крез, увлекавшийся греческим искусством и почитающий их богов, выделил приличную сумму на строительство храма. Греки решили  построить его в болотистой местности с целью смягчения от ударов землетрясения.  Сооружение в ширину достигало 51 метр, а в длину 105 метров. Перекрытия изготавливались из кедрового дерева, а двери были выполнены из кипариса. Саму статую сделали из древесины виноградного куста, отделанная частицами золота и серебра

Это был самый красивый и привлекающий всех внимание храм на свете, который просуществовал 1000 лет. И возможно он просуществовал еще больше в таком виде, если бы в один из летних вечеров, недоброжелатель пробрался в храм и поджег его

Когда его схватили и поинтересовались, по какой причине человек  совершил преступление, он признался в том, что хотел быть таким же почитаемым в народе, как Артемида. И хотя здание было уничтожено, сама же статуя осталась целой. И греки посчитали это чудо даром божиим и вновь прияли решение построить новый храм. После его восстановления он простоял до времен покорения Греции Римской империи, и в 262 году произошло полное разрушение.

 Позже по приказу императора Феодосия I все языческие храмы были закрыты, в том числе исчез и этот прекрасный уголок.  В наше время археологам из Англии удалось найти сокровища Артемиды, и даже мастерская Фидия с тремя копиями статуи. Сейчас все они находятся в турецких музеях.

5 класс по истории

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн — Скопас;
  • украшение алтарной части — Пракситель;
  • росписи и фрески — Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Гибель святилища

Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.

Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской

Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен, и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.

Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.

Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.

Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики, превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин. О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.

Особенности создания

У жителей Эфеса была особенная любовь к Артемиде, поэтому они хотели возвести величественный храм, который бы смог выразить все их чувства к богине. Она считалась покровительницей этих мест. Тогда в VI в. до н.э. правителем в городе был богатый и влиятельный лидийский царь Крез. Он выделил большое количество серебряных и золотых монет из своей казны на все расходы по постройке.

Артемида считалась покровительницей Эфеса.

Для создания проекта из Кносса пригласили известного в то время архитектора Херсифрона. Этот греческий мастер вместе со своим сыном приступил к трудной работе, которая требовала тщательной предварительной подготовки.

Основная проблема состояла в том, что Эфес располагался в зоне регулярных землетрясений и здания часто разрушались. Ситуацию усугубляли размеры храма, которые нужно было сделать немаленькими. Но архитектор нашел решение, которое не сразу было понято и принято царем. Херсифрон начал строительство на болотистой почве недалеко от реки. Такая особенность грунта должна предотвратить разрушение здания при природных катаклизмах, служа своеобразным амортизатором.

Чтобы это стало возможным, необходимо было создать правильную основу под здание. Для этого выкопали глубокий и широкий котлован. Его заполнили мягкими материалами, которые не подвергаются процессам гниения (шерсть), а также древесным углем. Только после этого стали возводить каменный фундамент.

Почти на 2 века растянулось возведение храма Артемиды из-за постоянно возникающих трудностей и проблем, которые требовали иногда длительного поиска решения. Задокументирован случай, возникший при возведении мраморных колонн вокруг храма. Их вес составлял несколько тонн, перевозить их на повозках практически не получалось, т. к. колеса утопали в болотистой почве. Благодаря находчивости Херсифрона работа была облегчена. В колоннах делали отверстия, в которые вставляли пруты с деревянными втулками. Их жердями соединяли с бычьей упряжкой, которая везла колонну к храму.

Храм Артемиды сделан из мрамора.

Здание получилось большим, как и планировалось. В длину оно было 115 м, в ширину – 46 м. В качестве материала использовался мрамор, который до этого не украшал храмы Греции. Прежде чем попасть внутрь, нужно было пройти 2 ряда 13-метровых колонн с барельефами. Они защищали от посторонних взглядов главную статую Артемиды, которую создал из эбонита скульптор Эндоиос. Сверху крышу удерживали ливанские кедровые брусья.

Каждый приходящий приносил в дар ювелирные изделия, продукты питания и ремесленные товары. Здесь можно было получить укрытие в случае необходимости. Для этого достаточно было зайти внутрь, оставив все оружие за пределами святилища. Тогда человек попадал под защиту жрецов и богини Артемиды. Любое нападение на него приравнивалось к тяжкому греху и каралось мучительной смертью.

4. Выводы

Так стоит ли ехать в Эфес? Однозначно, да! Это потрясающее место , огромная территория с живой историей. Смотришь на эти руины и древние мифы и легенды оживают! Сложно поверить, что находишься в таком историческом месте, не зря все-таки Эфес был включен в список объектов ЮНЕСКО. Ведь это просто уникальных памятник архитектуры, истории, культуры.

Несмотря на огромное количество народу, на территории Эфеса всегда найдется место, где туристов не так много, где можно остановиться и насладиться этим духом истории.

Мы потратили на осмотр города почти 4 часа, но время пролетело незаметно. Единственное, что доставило неудобства, так это жара, так что лучше все-таки для осмотра этой достопримечательности выбирать более прохладные месяцы.

Да, и обязательно берите с собой воду и еду, т.к. перекусить там практически негде.

С маленькими детьми, наверное, все же туда не стоит ехать, т.к. территория огромная, и поездка может получиться утомительной для малышей. А вот с детками постарше съездить можно, главное — найдите хорошего гида, чтобы экскурсия получилась не только развлекательной, но и познавательной. Лучше, конечно, ехать с собственным гидом, а не в составе организованной экскурсии (все-таки на таких экскурсиях не успеваешь посмотреть все, что хочется, все проходит очень быстро, а маршрут предполагает только несколько остановок, а не планомерное изучение всего комплекса).

Но если возможности ограничены, можно взять аудиогид или хороший путеводитель (тот же Lonely Planet), т.к. просто ходить среди развалин не так уж и интересно, когда не знаешь, что за этими руинами скрывается, что было здесь построено, как жили люди в то время.

Если сравнивать Эфес, например, с Иераполисом или Фазелисом, то Эфес, конечно же, лидирует с явным отрывом — как более грандиозный, огромный и хорошо сохранившийся. Если планируете в Турции посетить только одно историческое место, то выбирайте Эфес — не пожалеете!

Заключение

«Храм Артемиды в Эфесе» простоял в своем величии и красоте более пяти веков. В нем проводили Богослужения жрецы. Паломники со всех греческих городов приносили дорогие подарки Богиням. Римские наместники, начиная свое правление, приходили поклониться Артемиде и преподнести ей дорогие подарки. В 263 г д. н. э. готы, узнавшиеся о хранившихся в храме богатствах, захватили Эфес и разграбили святилище Артемиды.

В Византийское время мраморная облицовка храма и колонны, были вывезены в Византию. И как строительный материал, их использовали для различных строений. Но это необыкновенное создание древнего миро полностью уничтожила и поглотила болотистая почва, ил и песок реки Каистры.

И в середине 19-го века, археологи решили отыскать храм, но на том месте, где он когда-то стоял, простиралось болото. В 1863-1871 г, английский археолог Дж. Вуд, начал проводить здесь раскопки. В результате он обнаружил мраморные ступени храма. А на 6 м глубине болота – фрагмент храма, обломки мраморных колонн и статуй.

Но еще несколько десятилетий потребовалось археологам и архитекторам, чтобы восстановить план и общий вид этого знаменитого святилища. Святилища, красоту которого древние поэты воспевали в стихах. Во 2-1 в д. н. э.  поэт Антипатр Сидонский, который считал «Храм Артемиды Эфесской» самым прекрасным из семи чудес древнего мира, писал:

«Кто перенес Парфенон твой, Богиня, с

Олимпа, где прежде

Он находился в ряду прочих

небесных жилищ.

В город Андрокла, столицу ртивых

в бою ионийцев,

Музами, как и копьем, славный

повсюду Эфес.

Видно сама ты, сразившая Тития

больше олимпа

Город родной возлюбя в нем свой

воздвигла чертог.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector