Храм парфенон афинского акрополя

Кому был посвящен храм

Этот храм был построен не только в честь Гефеста – бога вулканов, гончарного ремесла и огня. Среди всех богов Олимпа Гефест был единственным несовершенным богом. Согласно древнегреческим мифам, бог огня хромал, и потому должен был заниматься тяжелой физической работой. Однако то, что Гефест был несовершенен, не помешало ему устроить свою личную жизнь гораздо удачнее прочих, более совершенных, жителей Олимпа. Согласно Гомеру, Гефест женился на самой прекрасной богине – Афродите, покровительнице любви.

Гефестейон считается храмом Гефеста и Афины, поскольку последняя была покровительницей города. Также она отвечала за гончарное ремесло. Археологи, которые проводили раскопки в окрестностях храма, выяснили: недалеко от Гефестейона проживало большое количество мастеров гончарного дела, кузнецов.

Но многие греки убеждены в том, что храм Гефеста в Греции на самом деле посвящен Тесею. Это мнение основывается на том, что в храме есть немало изображений (метопов), которые посвящены этому герою. Тесей, как известно, победил злого и кровожадного Минотавра в лабиринтах Дедала. Когда-то существовало мнение, что и само тело Тесея покоится под этим храмом. Но в результате раскопок археологов никаких останков обнаружен не было. Все, что сумели найти исследователи, – это небольшое святилище. Оно было основано задолго до того, как был построен Гефестейон. Культовые статуи Гефеста и Афины, датируемые 421-415 г. г. до н. э., опровергают предположение о том, что храм мог быть посвящен Тесею.

Статуя Афины

Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия

Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.

Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.

Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой — двухметровую фигуру богини победы Ники.

Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.

Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни — в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.

Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы

Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.

Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в  V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.

Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.

Архитектура афинского Акрополя

Возведение ансамбля афинского Акрополя началось после великих побед греков над персами. В 449 году был утвержден план Перикла по украшению этой территории. Афинский Акрополь должен был стать великим символом великой победы. Не жалелось ни средств, ни материалов. Перикл мог получить на это дело все, что хотел.

Тонны материала подвозились к главному холму греческой столицы. Трудиться на этом объекте для всех считалось гордостью. Сразу несколько великолепных архитекторов были задействованы здесь, но главная роль отводилась Фидию.

Пропилеи афинского Акрополя

Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии, ставшая одним из семи чудес света древнего мира. Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы. 

Парфенон – первый храм

Главный храм афинского Акрополя — Парфенон. Раньше в нем находилась еще одна статуя Афины Парфенос, также изготовленная Фидием. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, как и Зевс Олимпийский. Но до нас это чудо не дошло, поэтому остается только верить слухам и изображениям. 

Выполненные из мрамора колонны Парфенона за много веков утратили свою первоначальную белизну. Сейчас его коричневатые колонны красиво выделяются на фоне вечернего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады-Градохранительницы. Такое название в силу положения постройки обычно сокращали до Большого храма или даже просто Храма.

Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом, разумеется, не без участия Фидия. Храм должен был стать воплощением демократии. Для его возведения были произведены большие расчеты, именно поэтому здание удалось сделать всего за 9 лет. Прочая отделка продолжалась до 432 года.

Эрехтейон – второй храм

Второй храм Акрополя — старый Эрехтейон, также посвященный Афине. Между Эрехтейоном и Пантеоном было функциональное различие. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов. 

Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.

В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония.

В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.

Храм Афины Ники

Афина в Акрополе нашла свое воплощение в еще одном виде — Афины Ники. Первый храм, посвященный богине победы, был разрушен еще во времена войн с персами, поэтому после заключения перемирия было решено восстановить святилище. Храм был построен Калликратом в 427-424 годах до нашей эры. 

С приходом турок храм разобрали на строительство укреплений. Восстановление храма было проведено в 1830х годах, после восстановления Греции в статусе независимого государства. Очередная реконструкция была проведена в 1935-1940 годах, и с этого времени храм предстает всей красой перед посетителями комплекса.

Акрополь — величественный комплекс красивейших сооружений с богатой и интересной историей. Это частичка Греции, без которой сложно сложить целостный образ ее былого величия.

Археологические останки

Остатки театра Диониса по состоянию на 2007 год.

Вход в Акрополь представлял собой монументальные ворота, названные Пропилеями. К югу от входа находится крошечный Храм Афины Ники. В центре Акрополя находится Парфенон или Храм Афины Парфенос (Афина Богородица). К востоку от входа и к северу от Парфенона находится храм, известный как Эрехтейм. К югу от платформы, образующей вершину Акрополя, также находятся остатки древнего, хотя и часто перестраиваемого, Театра Диониса . В нескольких сотнях метров находится ныне частично реконструированный Одеон Герода Аттика .

Все ценные древние артефакты находятся в Музее Акрополя , который находится на южном склоне той же скалы, в 280 метрах от Парфенона.

План сайта

План расположения Акрополя в Афинах с указанием основных археологических памятников

  1. Парфенон
  2. Старый храм Афины
  3. Эрехтейм
  4. Статуя Афины Промахос
  5. Пропилеи
  6. Храм Афины Ники
  7. Элевсинион
  8. Святилище Артемиды Браурония или Брауронеон
  9. Халкотека
  10. Pandroseion
  11. Аррефорион
  12. Алтарь Афины
  13. Святилище Зевса Поля
  14. Святилище Пандиона
  15. Одеон Герода Аттика
  16. Стоа Эвмена
  17. Святилище Асклепия или Асклепиона
  18. Театр Диониса Элевферия
  19. Одеон Перикла
  20. Теменос из Диониса Элевферия
  21. Аглареон

Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Главное место в комплексе на горе Акрополь отводилось храму Девы Афины. Добраться до Парфенона, как нередко именуют это строение, представлялось возможным через Пропилеи.

Свободная пространная лестница, выполненная из дорогого мрамора, и колонны классического античного стиля завершали данную часть композиции.

При этом Храм Ники Аптерос шел вразрез с основным симметричным виденьем архитектурного проекта.

Довольно странным можно считать тот факт, что древнегреческие архитекторы, всегда соблюдавшие пропорции и равновесие, при создании храмового комплекса решили отойти от своих традиционных принципов.

Объяснение этому можно найти легко, учитывая, что предопределяющим фактором использования Акрополя было поклонение всевышним языческим богам. При разработке проекта строители ставили перед собой главную задачу – оставить целевое обрядовое предназначение.

Панафинейское торжество, проходящее ежегодно, было посвящено богине Афине. Святилище было конечным пунктом праздничного шествия, завершало которое запланированное жертвоприношение.

Экскурсии

Время от времени в «верхний город» специально завозят гравий. Делается это для того, чтобы туристы не растащили последние сохранившиеся оригинальные фрагменты тысячелетней давности. Иначе основные памятники Афинского Акрополя окончательно утратят свой вид.

Экскурсии на Афинский Акрополь организуются в любое время года. Профессиональные гиды проводят участников групп по четко выверенным маршрутам, показывая самые известные храмы Акрополя, отмечая, какие еще сооружения находятся в комплексе, и рассказывая интересные факты. Даже совсем незнакомые до этого с историей Древней Греции туристы после таких экскурсий получают общие представления о том, кто построил Акрополь, как выглядят основные храмы и каковы их особенности.

Сократ Грамматик

Посетить Афинский Акрополь самостоятельно тоже можно. Полноценная прогулка с осмотром основных достопримечательностей занимает пару часов. Аудиогид на русском языке можно приобрести дополнительно при выкупе билетов.

Купить билеты в Афинский Акрополь в 2021 году можно онлайн или прямо на месте. Стоит учитывать, что при офлайн покупке придется выстоять огромную очередь. Время ожидания в ряде случаев может составлять больше двух часов. Поэтому сегодня большинство людей предпочитают планировать визит в Акрополь заранее.

Музеи Акрополя в Афинах работают по собственному графику. Для их посещения требуются отдельные билеты. Старый музей Акрополя был основан еще в 1874 году. Он находится на территории комплекса. Там можно увидеть множество артефактов, относящихся к разным эпохам. А Новый музей Афинского Акрополя был заложен в 1980-е годы всего в трехстах метрах от скалы. Потребность в дополнительной площадке возникла из-за того, что имеющееся здание уже не вмещало полную экспозицию. К тому же Новый музей Акрополя стал ответом греков на контраргумент британцев о невозможности возвращения мраморных скульптур, вывезенных лордом Эльгеном, в виду отсутствия условий для сохранения шедевров. Музей, презентация которого состоялась в 2009 году, был построен с учетом всех необходимых характеристик. Но желаемые статуи греки пока так и не вернули.

Подробнее о Новом музее Акрополя читайте в отдельном материале.

Святилище Зевса, George E. Koronaios

Памятники древних Афин – храм Тесея

Из развалин зданий древнего города Афин самый значительные:

Храм Тесея. Развалины его находятся в западной части древних Афин, на холме, не очень высоком, по правую сторону от входящего в город через Дипилонские ворота. Стены и колонны храма еще стоят почти целые. Мраморный фундамент его имеет два уступа. Весь храм был построен из пентелийского мрамора. Длинные стороны его (боковые) имеют по 13 колонн; передняя и задняя стороны, менее длинные, как это обыкновенно у греческих храмов, имеют по 6 колонн. Барельефы на фронтонах и метопах изображали подвиги Геракла и Тесея. Внутри этот храм древних Афин был украшен превосходными барельефами Микона, изображавшими битвы Тесея с кентаврами и с амазонками. Этот афинский храм – одно из превосходнейших произведений самой лучшей эпохи греческого искусства. Он был построен в 77-ую олимпиаду (около 467 года до Р. X.).

Святилище Афины

Верхняя часть храм, восточная часть – святилище Афины, вход в которое украшал легкий шестиколонный портик Кариатид, или крыльцо Дев. На цоколе высотой 2,6 м – статуи 6 статных девушек в ниспадающих одеждах, которые поддерживают перекрытие портика.

Левые и правые кариатиды – зеркальное отражение друг друга. Статуи богинь выглядят естественно: девушки, грациозные и нежные, пленяют юностью и обаянием. Левой рукой касаются края одежды, а правой держат фиал – сосуд для возлияний при жертвоприношении.

Здесь хранился деревянный идол богини, покрытый золотыми пластинами. Жители города верили, что статую, сотворенную богами, им послало небо и почитали святыню. Покровительнице города ежегодно устраивали торжественную церемонию – преподносили новую одежду (пепнос), вытканную юными жрицами, которые служили в храме.

Перед статуей Афины днем и ночью горит огонь в золотой лампе, которую устроил скульптор Каллимах так, что она никогда не гаснет, хотя масло в сосуд подливают только раз в год.

Из святилища Афины дверь ведет в маленький дворик, где растет одна-единственная во всем Акрополе олива. На этом месте Афина совершила чудо, явив афинянам священную оливу.

Часы работы

Поскольку Парфенон находится на территории Акрополя, то доступ к нему открыт по единому графику для всего археологического комплекса.

При этом часы работы самого Акрополя зависят от времени года. В летний период Акрополь открыт для посетителей с 8:00 до 19:30, но в холодное время года часы работы постепенно сокращаются.

Восстановительные работы на Акрополе продолжаются по сей день

Например, в сентябре доступ на Акрополь открыт лишь до 19:00, в октябре – до 18:00, в ноябре – до 17:00. Допуск посетителей на территорию прекращается за 30 минут до закрытия.

Нерабочие дни для Акрополя:

  • 1 января
  • 25 марта
  • 1 мая
  • Пасхальное воскресенье
  • 25 и 26 декабря

Кто построил Парфенон?

Возведение главного храма Афин Парфенона датируется 447 г. до н. э. Спроектировал здание знаменитый зодчий античности Иктен. Строительством занимался Калликрат – придворный архитектор правителя Перикла, кому и принадлежала инициатива строительства.

Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)

Под руководством мастера также были возведены и другие объекты Акрополя, и не один десяток гражданских объектов Афин. Все проекты мастера выстроены в лучших традициях архитектуры Древней Греции – с использованием принципа золотого сечения.

Храм богини Афины изначально был частью обширной программы афинского правителя Перикла по благоустройству города.

Интересен тот факт, что на его возведение ушло 450 талантов. Учитывая, что за 1 талант можно было построить 1 боевой корабль, то можно сказать, что Перикл оставил свою империю без военного флота, но подарил миру один из уникальных архитектурных памятников.

Строительство храма длилось 9 лет, и в 438 г. до н. э. он распахнул свои двери. Однако еще на протяжении 6 лет велись отделочные работы, которыми руководил Фидий, вошедший в историю благодаря интересному факту своей творческой биографии.

Парфенон ночью (Arian Zwegers / flickr.com)

Мастер является создателем одного из семи Чудес Света – скульптурного изваяния Зевса в Олимпии. Для нового храма скульптор создал статую Афины Парфенос – одиннадцатиметровое изваяние, выполненное из слоновой кости и золота. Это был богатый дар для почитаемой богини.

До наших дней памятник не дошел, и о его красоте мы можем судить лишь по сохранившимся древним источникам.

Фидий является автором и большинства метопов, расположенных над колоннадой здания.

Интерьер храма наполняли многочисленные скульптурные композиции и статуи богов. Многие из них безвозвратно утеряны. Часть – хранится в музеях мира. Статуи из Парфенона можно увидеть в Эрмитаже.

Большая часть уцелевшего наследия находится в Лондонском музее – это статуи и метопы, выкупленные еще в XIX в. у Османского правительства. В настоящее время Греция ведет работу по возвращению экспонатов к родным пенатам.

Ансамбль афинского Акрополя: достопримечательности

Реставраторы долгое время занимались восстановлением это крупного храмового комплекса, чтобы приблизиться к древним работам греческих мастеров. Некоторые сооружения были реставрированы почти полностью, но другие остались только руинами. Весь ансамбль афинского Акрополя поражает своими размерами, белоснежными колоннами и огромными лабиринтами с высокими стенами. Здесь чувствуется атмосфера прошлого и неизведанного.

Войти на территорию комплекса можно было через ворота Бюле, которые были названы в честь археолога, занимавшегося здесь раскопками. Предположительно строительство ворот датируются III веком до н.э. Сразу же за воротами располагались храмовые здания Акрополя, которые погружали путников в новый мир. Все здания украшены колоннами, которые формируют длинную греческую колоннаду.

Впереди ожидала статую покровительницы города – богини Афины. Статуя была настолько высокой, что с кораблей, которые проплывали мимо, были видны шлем и копье. После этого перед путниками открывались величественные храмы Афин, а также театры.

Храмы афинского Акрополя, как называется главный храм

Главный храм Акрополя – Парфенон, который находится в центре города, был возведен в честь богини Афины. Архитекторы по указанию главного государственного деятеля должны были создать уникальную архитектурную памятку, которая стала бы наиболее совершенным сооружение того времени.

Помимо Парфенона в Афинском Акрополе расположены и другие известные храмы:

  1. Храм Эрехтейон, который был построен в V веке до н.э., и не уступал по своему внутреннему и внешнему убранству Парфенону, но до современных дней почти не сохранился. Этот храм служил грекам в качестве сокровищницы, а также места, где проводились многие культовые обряды. Сейчас туристы смогут увидеть только несколько колонн, полуразваленные стены и портик, украшенный скульптурными композициями греческих девушек.
  2. Храм Ники Аптерос, который был построен в честь бескрылой богини победы, чтобы она не смогла покинуть греков. Этот храм имеет небольшой размер и украшен только четырьмя колоннами и несколькими скульптурами.
  3. Святилище Афродиты, которое хорошо сохранилось и поражает туристов красивым архитравом с лепниной голубей и гирляндами.
  4. Святилище Артемиды (Бравронейон), которое украшено статуей богини и множеством колонн.
  5. Святилище Зевса – это небольшой храм, разделенный на два зала. Первый зал был предназначен для проведения ритуалов, а второй – для пожертвований.

Храм богини Афины – Парфенон

Богиня Афина – это покровительница столицы Греции, в честь которой был назван центральный храм Акрополя. Проектированием и воздвижением храма занимался архитектор Иктин вместе со своей командой единомышленников. Архитектор использовал белый мрамор в основу стен храма и скульптурных композиций, который в солнечный день приобретал золотой оттенок. Сейчас туристы могут рассмотреть эту особенность храма, а древние греки были лишены этого, потому что подбирали яркие цвета, который перекрывали этот материал.

Строительство Парфенона проходило во время правления афинского государственного деятеля Перикла в V веке до н. э. Это сооружение должно было превзойти все построенные ранее храмы и у мастеров действительно получилось возвести уникальный архитектурный образец своего времени.

Храм богини Афины имеет прямоугольную форму с тремя мраморными ступенями в окружении рядов колон. Уникальность храма состоит в том, что визуально колонны словно расширяются, хотя построены строго прямолинейно. Также этот храм выглядел идеально пропорционально со всех сторон.

Реконструкционные работы, начатые в XIX веке, все еще не закончены, а декоративные элементы, вывезенные в другие государства, все еще не возвращены.

Музей Акрополя в Афинах

В Афинах можно рассмотреть не только развалины храмов, но и посетить музей Акрополя. Раньше музей находился в небольшом здании возле главного храма Акрополя, но постепенно количество экспонатов увеличивалось, поэтому нужно было расширить пространство. Сейчас новый музей Акрополя находится в 300 метрах от всего храмового комплекса.

В экспозиции музея представлены различные археологические находки, которые были найдены на территории этого города, к примеру, есть элементы скульптурных композиций мастеров, которые творили в V веков до н.э., а также фризы Парфенона. Сохранилось несколько скульптур, на которых показаны сцены сражения атлетов и героев с богами и гигантам, а также фигуры Геракла и Мосхофора. Работники музея следят за всеми экспонатами, чтобы они оставались в сохранности и на них негативно не влияли изменения температурного режима.

Некоторые скульптуры Парфенона хранятся в Британском музее

В то время, когда Греция еще находилась под властью Османской империи, шотландский дворянин Томас Брюс вывез половину сохранившихся на тот момент скульптур Парфенона. Британцы утверждают, что он получил разрешение от османов, и в 1800-1803 гг. они были перевезены морем в Великобританию и теперь находятся в Британском музее.

Но большинство экспертов сходятся к мнению, что мраморные скульптуры Парфенона, являющиеся величайшим примером классического греческого изобразительного искусства, были проданы предприимчивыми турками. Но как бы там ни было, уже не одно десятилетие Греция призывает англичан вернуть на родину уникальные античные изваяния, но соглашения по этому вопросу так, и не достигнуты.

Любое произведение искусства, которое много веков подряд является главной достопримечательностью страны, в которой находится, обрастает слухами и легендами. Правда и вымысел тесно переплелись в преданиях и легендах, передаваемых из уст в уста. Не стала исключением и вечно падающая Пизанская башня, которая много лет претерпевает не только от паломничества миллионов туристов, но реконструкции, ведь в ее расчетах уже давно обнаружен просчет, который и стал причиной ее неимоверной популярности.

Читайте далее:

Храм афины алеи в тегее

Храм посвященный афине

Храм богини афины в греции

Главный храм на акрополе афин

Храм афины афайи на острове эгина

Бог Гефест в греческой мифологии

Гефест, сын Зевса и Геры, в пылу ссоры между родителями упал с Олимпа на земли острова Лемнос, который возник из вулканической породы. Божественные силы не уберегли его от увечья, при падении молодой бог повредил ногу и навсегда остался хромым.

По описаниям в легендах, боги Олимпа проводили основную часть времени в праздных забавах и пышных гуляниях, но Гефесту пришлось осваиваться на земле и много трудиться. Он повелевал вулканами и огнем, и, как следствие, кузнечным ремеслом. Сам бог славился особым мастерством и достижениями в кузнечном деле. Именно он создал доспехи с оружием для Ахиллеса, сделав его почти неуязвимым. Только «ахиллесова пята» позволила победить героя.

16.


Уцелевшие фрагменты барельефов также находятся в Британском музее. | Фото: yerkramas.org.

Но большинство экспертов сходятся к мнению, что мраморные скульптуры Парфенона, являющиеся величайшим примером классического греческого изобразительного искусства, были проданы предприимчивыми турками. Но как бы там ни было, уже не одно десятилетие Греция призывает англичан вернуть на родину уникальные античные изваяния, но соглашения по этому вопросу так, и не достигнуты.

Любое произведение искусства, которое много веков подряд является главной достопримечательностью страны, в которой находится, обрастает слухами и легендами. Правда и вымысел тесно переплелись в преданиях и легендах, передаваемых из уст в уста.

Интересности
17 октября, 2019
1 845 просмотров

Часы работы музея

Для тех, кто хотел бы посетить Гефестейон во время поездки в Грецию, музей открыт каждый день с 8 до 18 часов. Билеты платные только для взрослых. С ноября по март каждое первое воскресенье месяца Гефестейон открыт для посетителей бесплатно. Добраться до храма можно различными способами. Так как он расположен в центре Афин, до храма можно доехать и на такси, и на автобусе. Маршрут 227 останавливается около парка, в котором расположен храм. От остановки до сооружения 10-15 минут ходьбы. Те, кто остановился в центре города, могут дойти до храма и пешком. Также до Гефестейона можно добраться и по зеленой ветке метро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector