Какие явления изучает география
Содержание:
- Географические науки
- ↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
- Перспективы развития
- Представления о шарообразности Земли
- Накопление географических знаний
- Современная география
- Что изучает география и кто её придумал?
- Рождение науки о Земле
- Наука о Земле
- Развитие географии в XVI-XX веках
- Зачем нам география
- Определение географии как науки
- Что изучают в начальном курсе физической географии
- Задача географии
- Физическая география и ее значение
- Появление календаря
- Географические мероприятия в Новейшее время
- ↑хЯРНВМХЙХ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ
- История становления науки
- ↑лЕРНДШ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ
Географические науки
Современная география — это сложная разветвлённая система, или «древо» наук. География — единственная наука, которая объединяет разнообразные ( знания о природе и людях. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает физическая география. Население и созданные деятельностью людей объекты изучает общественная география. Одна из важнейших задач современной географической науки в целом — исследование многообразного взаимодействия природы и общества для решения стоящих перед человечеством глобальных (мировых) проблем, например, проблемы обеспечения населения продовольствием, природными богатствами, в том числе топливом и водой. Очень важны задачи исследования Мирового океана и космоса. Особое место среди географических наук занимает картография — наука о географических картах. Тесно связана с географией родственная ей наука геология.
Географы сегодня — это специалисты многих профессий. Воды суши исследует гидролог, льды — гляциолог, неровности поверхности Земли — геоморфолог, животный и растительный мир планеты — биотеограф. Геоэкологи предсказывают последствия воздействия человека на природу. В систему географических наук входят и дисциплины практического характера, например медицинская и военная география.
↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
1. юБЕПЭЪМНБ й.ю. н ОПЕДЛЕРЕ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ // оПНАКЕЛШ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ Х ДЕЛНЦПЮТХХ пНЯЯХХ. бШО.1. л., 2007.
2. цНКЭДЕМАЕПЦ к.ю. й БНОПНЯС Н ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙНЛ ХЯРНВМХЙНБЕДЕМХХ
3. дПНАХФЕБ б.г., йНБЮКЭВЕМЙН х.д., лСПЮБЭЕБ ю.б. хЯРНПХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ яяяп
4. йНБЮКЭВЕМЙН х.д., лСПЮБЭЕБ ю.б. рПСДШ ОН БГЮХЛНДЕИЯРБХЧ ОПХПНДШ Х НАЫЕЯРБЮ
5. лХКНБ к.б. оПХПНДМН-ЙКХЛЮРХВЕЯЙХИ ТЮЙРНП Х НЯНАЕММНЯРХ ПНЯЯХИЯЙНЦН ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ОПНЖЕЯЯЮ //бНОПНЯШ ХЯРНПХХ. 1992. ╧ 4-5.
6. оЕРПНБЮ н.я. оПНАКЕЛШ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ Б «рПСДЮУ юПУЕНКНЦХВЕЯЙХУ ЯЗЕГДНБ» (БРНПЮЪ ОНКНБХМЮ XIX – МЮВЮКН XX ББ.) // оПНАКЕЛШ ЛЕРНДНКНЦХХ Х ХЯРНВМХЙНБЕДЕМХЪ. лЮРЕПХЮКШ IIIМЮСВМШУ ВРЕМХИ ОЮЛЪРХ ЮЙЮДЕЛХЙЮ х.д. йНБЮКЭВЕМЙН. л., 2006.
7. ьСКЭЦХМЮ н.б. хЯРНПХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ пНЯЯХХ XX Б.: ЯНЖХЮКЭМН-ОНКХРХВЕЯЙХЕ ЮЯОЕЙРШ. л., 2003.
8. ъЖСМЯЙХИ б.й. хЯРНПХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ: ХЯРНПХЪ ЕЕ БНГМХЙМНБЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ Б XIV — XVIII ББ. л., 1955.
Перспективы развития
Можно выделить две основные тенденции в развитии географической науки:
- Экологизация всех ее исследований.
- География в современном обществе становится все более практичной. Набирает популярность ее отдельная отрасль — стратегическая география, целью которой является изучение свойств географической среды и прогнозирование их влияния на социум.
Для успешного развития географической науки, по мнению ученых, необходимо:
- разрабатывать мировые и национальные географические стратегии/сценарии будущего/модели и схемы развития планеты;
- проводить экологическую реставрацию разрушенных экосистем;
- улучшать современную геополитику;
- создавать особо охраняемые мировые территории.
При всех существующих проблемах и дискуссиях, бесспорным остается то, что географическая наука играет важнейшую роль в современном мире. Отвечая на многие актуальные вопросы, она прежде всего учит человечество не только знать богатства планеты Земля, но и беречь и приумножать их ради будущего поколения.
Представления о шарообразности Земли
Не только первобытные люди, но и ученые древнейших цивилизаций полагали, что Земля имеет плоскую форму. Однако наблюдения за природой подсказывали географам, что это не так. Древнегреческий философ Анаксимандр в VI в. до н.э. первым поставил под сомнение плоскостность планеты. Однако он полагал, что она имеет форму цилиндра, а не сферы.
Через несколько десятилетий после него Парменид впервые формулирует теорию о шарообразности Земли. Однако доказательства появились позже. Аристотель указывал на следующие факты:
- в разных районах Земли на небосводе можно наблюдать разные звезды;
- во время лунного затмения тень, отбрасываемая нашей планетой на спутник, всегда имеет круглую форму;
- при появлении корабля на горизонте сначала становится видна только его мачта, и лишь по мере приближения судна к наблюдателю появляется его корпус;
- при наблюдении гор с корабля с большого расстояния кажется, будто их верхушки поднимаются прямо из воды.
Ещё позже Эратосфену удалось вычислить диаметр земного шара. Для этого он сравнил расстояние между городами Сиена (современная название – Асуан) и Александрия, а также показания солнечных часов в этих населенных пунктах. В результате Эратосфен получил значение в 40 008 км, очень близкое к современным оценкам. В сочинениях римлянин Плиния Старшего (I в. н.э.) о шарообразности планеты рассказывается как об общепринятом факте.
Накопление географических знаний
Изначально география являлась исключительно описательной наукой. Ее основной задачей был сбор информации о близлежащих территориях. Примерно в III тысячелетии до н.э. египтяне стали отправлять научные экспедиции в соседние регионы. Они пытались пройти сухопутным путем вглубь Африки, а также плавали по Средиземному и Красному морю.
Аналогично накапливались географические знания в Китае, Ассирии, Вавилоне. В древности обмен информацией между разными государствами проходил очень медленно. Например, древние греки имели очень смутное представление об Индии, а про существование Китая долгое время просто не знали. Только во II в. до н.э. возник Великий Шелковый путь, по которому товары могли перемещаться от тихоокеанского побережья Китая до средиземноморских стран. Есть свидетельства о посланнике Китая, который прибыл к римскому императору Октавиану Августу, проведя в дороге более 4 лет. Впрочем, подобные контакты носили единичный характер, а многие представления римлян и китайцев друг о друге носили откровенно сказочный характер.
Большой вклад в накопление географических знаний внесли финикийцы. Они выходили на своих кораблях в Атлантический океан, где открыли Канарские и Азорские острова. В районе 600 г. до н. э. финикийская экспедиция по указанию фараона Нехо II смогла впервые в истории обогнуть Африку. При этом они плыли из Красного моря на юг, огибая Африку против часовой стрелки. Геродот, описывавший это путешествие, сомневался в рассказах моряках, которые говорили, что «солнце оказывалось у них на правой стороне». Однако на самом деле это лишь подтверждает, что финикийские корабли действительно находились в Южном полушарии.
Наиболее полное представление о географических познаниях во времена античности можно получить по труду Страбона «География». Он занимает 17 томов и почти полностью сохранился до наших дней.
Современная география
Многим может показаться, что земля исследована вдоль и поперек. Не поплывешь уже на корабле и не откроешь Австралию или Америку.
Этому можно возразить – многие ученые трудятся над разгадыванием тайн нашей планеты. Географические исследования в современном мире связаны с использованием новых методов изучения.
Все методы географических исследований подразделяются на традиционные и современные.
Современные методы географических исследований предполагают использование информационных технологий.
Изучение Земли с помощью современных географических методов исследования направлено не столько на открытие чего-то нового, сколько на объяснение природных явлений, закономерностей их протекания, на взаимосвязь всех компонентов природы.
Каковы основные направления географических исследований в современном мире? Давайте подробнее остановимся на этих направлениях.
Исследование Мирового океана в настоящее время получило наибольшее развитие. Начало изучению было положено английской экспедицией «Челленджер».
Россия также внесла вклад в изучение Мирового океана, и в 20 веке был совершен ряд географических открытий. На советском корабле «Витязь» было совершено множество экспедиций, он стал научно-исследовательским судном. В 1960 г. учеными этого судна была измерена океаническая впадина – Марианская.
Научно-исследовательское судно «Витязь»
В 20 веке известный исследователь океана Жак-Ив Кусто сконструировал акваланг. Этот исследователь большую часть своей жизни посвятил изучению глубин Мирового океана и известен под именем капитана Кусто.
Современные исследования Мирового океана опираются на данные искусственных спутников Земли. Подводные исследования проводятся с помощью батискафа.
Батискаф
Исследование поверхности планеты не менее важно в современном мире. Даже в 20 веке еще совершались географические открытия в России.
Больше всего привлекало внимание человечества поверхность Антарктиды, скрытая под толщами льда. Изучение и исследование Антарктиды началось с 16 века
Самое широкое исследование Антарктиды началось после ее открытия. В Международный геофизический год 1957-1958 гг. на этом материке было построено около 70 научно-исследовательских станций 18 государств. Началось планомерное исследование Антарктиды. Проводилось комплексное изучение вод, льдов, климата, органического мира.
В Антарктиде ведутся современные исследования природных условий и осуществляется анализ этих данных, с целью использования для полетов над материком. В недалеком будущем через Антарктиду будут пролегать трассы межконтинентальных авиалиний. Первый межконтинентальный перелет совершили русские летчики в 1961 году.
Перелет Москва – Антарктида
В результате современных исследований Антарктиды был составлен атлас материка. По результатам исследований земной коры ученые пришли к выводу, что в недрах скрываются огромные запасы полезных ископаемых.
В настоящее время появляется информация о современных исследованиях и открытиях в Антарктиде. В 20 веке было предсказано существование озера на этом материке. В наше время под толщами льда Антарктиды были обнаружены и исследованы несколько водоемов, самым крупным из них считается озеро Восток.
- Исследование Земли из космоса считается перспективным направлением развития науки. Запуск первого искусственного спутника, а затем и космических кораблей открыли новые возможности в изучении Земли. Появилась возможность сравнивать нашу планету с другими и лучше познать развитие ее природы.
Так постепенно география из науки описательной превратилась в современную науку, изучающую взаимосвязи природных комплексов.
Словарь
1. Норманны – люди, проживавшие на территории государств Средиземного моря с 8 по 11 века.
2. Картография – это наука, включающая создание, изучение и использование географических стран.
3. Высотная поясность – это смена природных условий и ландшафтов с увеличением абсолютной высоты.
4. Береста – верхний слой коры березы, на котором писали в Древней Руси 11—15 вв.
5. Пергаментный свиток – материал для письма из кожи животных. Широко использовался до Средних веков.
Что изучает география и кто её придумал?
В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?
С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.
Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.
Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.
Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.
Эратосфен Киренский
Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.
Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.
- Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
- Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
- Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.
Карта Эратосфена — Обитаемая Ойкумена
Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.
Рождение науки о Земле
География — одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов: geo — Земля, grapho — пишу (описание). Возникнув в глубокой древности, география сначала действительно имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы брали с собой учёных, чтобы те составляли описания новых земель и народов. Греческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад впервые собрал эти описания в научный труд о природе Земли и назвал его «География».
Около 500 лет назад — в эпоху Великих географических открытий — география в течение двух столетий была королевой наук. Монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища. За короткий исторический период па карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. В это время география представляла собой свод самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы «что это?» и «где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Однако белыми пятками на картах даже в 18 веке оставались Арктика, Антарктида, Австралия, многие внутренние районы материков.
Но мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, но которым живёт и развивается наша планета. География начала превращаться из описательной дисциплины в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.
Наука о Земле
Одной из древнейших является география. Значение слова мы рассмотрим немного позже, а сейчас познакомимся с историей этой дисциплины. Известно, что основы современной географии были заложены ещё во времена древних эллинов. Их изыскания обобщил и систематизировал древнегреческий учёный Птолемей в первом столетии нашей эры. Именно в Греции география развивалась семимильными шагами. Параллельно изучением Земли интересовались и в Древнем Египте. Уже в 3 тысячелетии до нашей эры здесь осуществляли первые морские экспедиции по акваториям Красного и Средиземного морей. Отдельные элементы географических описаний можно отыскать и в древних книгах Индии — «Ведах» или «Махабхарате».
Как в последующие столетия развивалась география? Значение этой науки особенно возросло в XVI веке, в так называемую Колумб и Магеллан, Джеймс Кук и привозили со своих плаваний множество новых сведений и фактов о нашей планете, которые требовалось детально изучить и систематизировать. География в её современном академическом виде была заложена в первой половине XIX века Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером. На сегодняшний день человечество уже покорило Луну, планирует высадку на Марс в самом ближайшем будущем. Однако и на Земле ещё остается множество неизученных мест — «белых пятен», по которым не ступала нога человека. Поэтому географам в XXI веке будет чем себя занять на этой планете.
Развитие географии в XVI-XX веках
В эпоху европейского Возрождения громадное эмпирическое наследие, накопленное географами предыдущих поколений и культур, было систематизировано и переосмыслено. Так называемый период Великих Географических открытий поставил перед «наукой землеописания» совершенно новые задачи и цели, а в обществе возник свежий и неподдельный интерес к профессии географа.
В XVIII веке данную науку начинают изучать в университетах как отдельную дисциплину. В первой половине XIX столетия Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером был заложен фундамент современной академической географии – такой, какой мы знаем ее сегодня. В наши дни, благодаря спутниковым технологиям и новейшим геоинформационным системам, география входит в совершенно новый этап своего развития.
Ученые, внесшие существенный вклад в развитие европейской географической науки:
- Герхард Меркатор.
- Александр фон Гумбольдт.
- Карл Риттер.
- Вальтер Кристаллер.
- Василий Докучаев.
Зачем нам география
На первый взгляд географическая наука кажется тяжело применимой в повседневном мире, многое автоматизировано. Да и в целом, люди хорошо понимаю зачем им математика, грамматика, чтение, информатика. А зачем человеку география? Есть 3 направления, из-за которых географию должен учить каждый:
- Знание основных процессов природы и хозяйствования человека. Это позволит понять, почему в вашем районе занимаются той или иной деятельность, куда отправляют товар из вашей страны, и откуда привозят другой товар. Как меняется и будет меняться природа и хозяйство.
- Знание основ географического мира. Вы сможете определять стороны света, выбирать лучшие страны для поездки в отпуск, будете знать насколько отличается ваше время с временем в другой стране (например, вам туда надо позвонить), какая погода в различных странах и так далее.
- Знание основ профессий. Многие современные профессии заставляют людей учить географию. Военный, моряки, летчики, геологи, строители, предприниматели — все должны иметь представление о науке.
Определение географии как науки
«Линейное изображение всей известной части Земли, со всем тем, что на ней расположено – заливами, крупными городами, народами, значительными реками». Такое определение географии дал Клавдий Птолемей еще во втором веке. Благодаря этой науке, как говорил известный древнегреческий астроном, мы получаем уникальную возможность «обозреть всю Землю в одной картинке».
В начале XIX века немецкий географ Карл Риттер предложил заменить «землеописание» термином «землеведение». Кстати, именно он впервые разделил географию на две самостоятельные ветки: физическую и общественную (политическую). «Территория влияет на жителей, а жители – на территорию» – эту справедливую мысль Риттер высказал еще в 1804 году.
Другой немецкий ученый Герман Вагнер он дал следующее определение географии: это наука о могуществе пространства, которое проявляется в местных различиях его вещественного заполнения. Вагнер был довольно близок по своим научным воззрениям к Карлу Риттеру.
Интересное определение географии дал известный советский почвовед Арсений Ярилов. По его утверждению, это та наука, которая должна ориентировать человека в пределах отведенного ему природой жилища.
Существует немало других любопытных трактовок данной научной дисциплины. Чтобы подытожить все вышесказанное, следует привести современное определение: география – это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли, во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. О том, что это такое, мы более подробно расскажем в следующем разделе.
Что изучают в начальном курсе физической географии
В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.
В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:
1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».
2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».
3. «Население Земли».
4. «Влияние природы на жизнь человека».
Рис. 3. Оболочки Земли
В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.
Список литературы
Основная
1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.
2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.
3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.
4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
2. Geografia.ru (Источник).
3. Elhow.ru (Источник).
4. Электронная версия журнала География (Источник).
5. Википедия (Источник).
Задача географии
Задача географии — выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места — то есть решить вначале задачу описания территории (и частично — объяснения происходящих на ней процессов).
Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» — буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.
Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или — заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.
Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы — то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода — связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения — «образа страны».
Физическая география и ее значение
В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология (изучение водных объектов), гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов). А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география. Физическая география изучает природные явления, объекты природы.
Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.
Значение физической географии
1. Описание природы.
2. Разъяснение особенностей природы.
3. Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.
Появление календаря
Периодичность многих географических процессов и явлений на Земле связана с длительностью астрономического года. Древний Египет был первой цивилизацией, в которой появился календарь. Это произошло ещё в 4 тыс. до н.э. Необходимость в его создании была связана с разливами Нила, которые могли погубить урожай. Происходили они почти ровно через год, поэтому календарь помогал предсказывать разлив реки, что давало возможность вовремя собрать урожай. Интересно, что построен древнеегипетский календарь был не на движении Солнца или Луны, а на восхождениях звезды Сириуса. Жрецы заметили, что появление на небосводе этой звезды непосредственно перед восходом Солнца указывает на скорый разлив реки. Также египтяне определили и продолжительность года – 365 суток. При этом високосных годов в Египте не использовали.
Чуть позже календарь появился и в Древнем Шумере. Он был основан на движении Луны, и поэтому содержал только 354 дня в году. Позднее вавилоняне определили истинную продолжительность года и переработали календарь, сделав его лунно-солнечным.
В Римской республике во время правления Гая Юлия Цезаря появился юлианский календарь, который предусматривал добавление одного дополнительного дня каждые четыре года. Дело в том, что реальная продолжительность астрономического года примерно равна 365,25 суткам, и использование високосных годов позволяет скомпенсировать возникающую ошибку округления.
Географические мероприятия в Новейшее время
- 1922 г. Основание Международного географического союза.
- 1932 г. Первое сквозное плавание Северным морским путём на ледокольном параходе «Сибиряков» за одну навигацию.
-
1937-1938 г. г. Исследование Арктического бассейна первой дрейфующей станцией «Северный полюс»
под руководством И. Д. Папанина. - 1947-1971 г. г. Открытие подводных хребтов Ломоносова, Менделеева и др. в Северном Ледовитом океане.
- 1955-1956 г. г. Первая советская антарктическая комплексная экспедиция под руководством М. Сомова.
-
1957-1959 г. г. Международный геофизический год: исследование глобальных природных процессов на Земле,
комплексное изучение Антарктиды. - 1957 г. Установление рекордной глубины Мирового океана в Марианском желобе советской экспедицией на судне «Витязь».
- 1960 г. Ж. Пикар и Д. Уолш опустились на дно Марианской впадины.
-
1961 г. Полет космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом на борту Ю. Гагариным.
Дальнейшие запуски космических станций, изучение Земли из космоса -
1965 г. Начало работ по программе Международного гидрологического десятилетия:
открытие глубоководных желобов, срединных океанических хребтов, разломов, противотечений
и другие открытия в Мировом океане. - 1972 г. Первая конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде (Стокгольм).
- 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро.
Теперь путешествуем в Космос,
на дно Океана,
и пора спускаться в Землю.
Ведь Новейшее время только началось 🙂
↑хЯРНВМХЙХ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ
хЯРНПХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ ХЯОНКЭГСЕР Б ЙЮВЕЯРБЕ ХЯРНВМХЙНБНИ АЮГШ БЯЧ ЯНБНЙСОМНЯРЭ ХЯРНПХВЕЯЙХУ ХЯРНВМХЙНБ: ОХЯЭЛЕММШЕ, БЕЫЕЯРБЕММШЕ, ХГНАПЮГХРЕКЭМШЕ, Ю РЮЙФЕ ДЮММШЕ ДПСЦХУ МЮСЙ.
мЮХАНКЕЕ ОНКМШЕ ЯБЕДЕМХЪ ОН ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ ДЮЧР ОХЯЭЛЕММШЕ ХЯРНВМХЙХ, Х ОПЕФДЕ БЯЕЦН ХЯРНПХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ НОХЯЮМХЪ, ЛЮРЕПХЮКШ ЩЙЯОЕДХЖХИ, ЙЮПРШ. яБЕДЕМХЪ ХЯРНПХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН УЮПЮЙРЕПЮ ЯНДЕПФЮР КЕРНОХЯХ, ОХЯЖНБШЕ, РЮЛНФЕММШЕ, ЛЕФЕБШЕ ОЕПЕОХЯМШЕ ЙМХЦХ, ЛЮРЕПХЮКШ ПЕБХГХИ Х ОЕПЕОХЯЕИ, ЮЙРНБШЕ Х ГЮЙНМНДЮРЕКЭМШЕ ОЮЛЪРМХЙХ, ДЕКНОПНХГБНДЯРБЕММЮЪ ДНЙСЛЕМРЮЖХЪ СВПЕФДЕМХИ, БЕДЮБЬХУ ОПНЛШЬКЕММНЯРЭЧ, ЯЕКЭЯЙХЛ УНГЪИЯРБНЛ Х Р.Д. нЯНАНЕ ЛЕЯРН ЯПЕДХ ОХЯЭЛЕММШУ ХЯРНВМХЙНБ ГЮМХЛЮЧР ХЯРНВМХЙХ, ЯНДЕПФЮЫХЕ РНОНМХЛШ — МЮХЛЕМНБЮМХЪ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ НАЗЕЙРНБ.
бЕЫЕЯРБЕММШЕ ХЯРНВМХЙХ БЮФМШ ДКЪ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ, РЮЙ ЙЮЙ РНВМШЕ БШБНДШ ЛНЦСР АШРЭ ЯДЕКЮМШ ОСРЕЛ ОПХБКЕВЕМХЪ ЯБЕДЕМХИ ОХЯЭЛЕММШУ ХЯРНВМХЙНБ Б ЯНБНЙСОМНЯРХ Я ДПСЦХЛХ, Б РНЛ ВХЯКЕ Х Я ЛЮРЕПХЮКЮЛХ ЮПУЕНКНЦХВЕЯЙХУ МЮУНДНЙ. я ОНЛНЫЭЧ БЕЫЕЯРБЕММШУ ЮПУЕНКНЦХВЕЯЙХУ ЛЮРЕПХЮКНБ ЛНФМН СЯРЮМНБХРЭ ЛЕЯРН МЮЯЕКЕММНЦН ОСМЙРЮ, МЕ ЯНУПЮМХБЬЕЦНЯЪ ДН МЮЬЕЦН БПЕЛЕМХ, ЦПЮМХЖШ ПЮЯЯЕКЕМХЪ ЩРМХВЕЯЙХУ ЦПСОО Х Р.Д.
История становления науки
Полностью разделить классическую и физическую географию нельзя, так как последняя тесно связана с первой и входит в ее структуру. Человечество с древних времен изучает окружающее пространство, расширяя свои знания и навыки. Путешественники и экспедиторы всегда вносили существенный вклад в науку, открывая перед людьми сначала новые континенты, затем затерянные острова, а в настоящее время – ресурсы Земли, до которых раньше нельзя было добраться.
Выделение физической географии из науки произошло в конце 19 столетия, во время бурного развития большинства других научных областей. Это – самый поздний этап становления географии, но один из самых богатых и насыщенных. За 120 лет технологии позволили человеку точнее, обширнее и качественнее исследовать окружающих мир. И в рамках физической географии все эти современные методы активно используются.
↑лЕРНДШ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ
б ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ ХЯОНКЭГСЧРЯЪ ЛЕРНДШ, ОПХМЪРШЕ Б ХЯРНПХХ, ЦЕНЦПЮТХХ, ЮПУЕНКНЦХХ, РНОНМХЛХЙЕ, ЩРМНКНЦХХ Х Р.Д. нДМХЛ ХГ НЯМНБМШУ ЛЕРНДНБ ЪБКЪЕРЯЪ ЮМЮКХРХЙН-ЯХМРЕРХВЕЯЙХИ ЛЕРНД, ОПХЛЕМЕМХЕ ЙНРНПНЦН ЖЕКЕЯННАПЮГМН ОПХ ХГСВЕМХХ РЕППХРНПХЮКЭМНЦН ПНЯРЮ ЯРПЮМШ, ЕЕ ЮДЛХМХЯРПЮРХБМНЦН СЯРПНИЯРБЮ, ДЕЛНЦПЮТХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ, Ю РЮЙФЕ ОНКХРХВЕЯЙНИ Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ. хЯОНКЭГСЧРЯЪ ЯПЮБМХРЕКЭМН-ХЯРНПХВЕЯЙХИ ЛЕРНД, ЛЕРНД ПЕРПНЯОЕЙРХБМНЦН ЮМЮКХГЮ, ЯРЮРХЯРХВЕЯЙХИ Х ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙХИ ЛЕРНДШ. б ОНЯКЕДМХЕ ЦНДШ БЯЕ ВЮЫЕ ЦНБНПЪР Н МНБНЛ ЛЕРНДЕ ХЯРНПХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ – ЛЕРНД НРМНЯХРЕКЭМНЦН ОПНЯРПЮМЯРБЮ, Р.Е. НОПЕДЕКЕМХХ ЛЕЯРЮ НАЗЕЙРЮ Б ОПНЯРПЮМЯРБЕ НРМНЯХРЕКЭМН СЯРЮМНБКЕММШУ Б МЮСЙЕ НПХЕМРХПНБ.